Интернет переполнен сайтами с гуру-наставлениями о том, как суметь задать себе цель и непреклонно следовать ей в розовое будущее, не сильно парясь, а лишь правильно выполняя некие мантры и вгоняя свою психику в некое "особое" состояние. Ни один автор ни одной из этих теорий, судя по сказанному, не имеет представления о сути того, что он легко и небрежно называет целью, но это нисколько не мешает очень уверенно убеждать, и предлагаются множество семинаров, обещающих научить как нужно ставить и достигать цели.
Множество вопросов о том как обрести цель и мотивацию обычно задают ленивые (см. Лень), не имеющие постоянного, социально востребованного интереса люди. Как раз на таких и нацелено (от слова "цель", которое проясняется в статье) это множество лохотронных семинаров, сулящих научить мотивироваться и стать успешными. Все эти семинары и методики, без исключения, обманывают ожидания, если только тем или иным образом не натолкнут на самом деле социально востребованное и интересное дело, которое не может возникнуть внезапно на пустом месте, если только кто-то не предложит что-то очень заманчивое, дармовое и кажущееся достаточно убедительным чтобы нацелить на прохождение обучения. Но такое привнесенное чужими посулами "дело" рано или поздно оказывается очевидно бесполезным в качестве личной цели, приводящей к социально востребованной деятельности, а не к одному из видов паразитизма и мошенничества.
В статье будет раскрыто то в механизмах психики, что составляет суть внешне наблюдаемого проявления психики: "цель".
Немалую путаницу вносит то, что слово "цель" возникло и получило смыл тогда, когда не было понятно, что именно порождает те внешне наблюдаемые проявления психики, которые дают повод говорить, что у субъекта есть цель. И это - одна из тех поверхностно определенных, но общеразделяемых абстракций, среди всех других, которыми пытались как-то характеризовать проявления психики: эмоции, ощущения, чувства, воля, мотивации и т.п.
«Учение о цели» (телеология) известно не одно тысячелетие и поначалу исходило из представлений о целях Бога, которые как бы следовало различать от физической причинности событий в мире. И в самом деле: любая цель субъекта внешне (объективно, с точки зрения физического описания) никак не выделяема из цепей причинностей (процессов взаимодействий): если кто-то кинул камень, то физически все описывается только взаимодействиями, а психика - нематериальна. Но ведь прохождение определенных процессов, заставивших лететь камень в определенном направлении, явно управляемо чем-то, впрочем не более того, как трещина в камне "управляема" сильным нагревом солнца и провоцируется неравномерностью в структуре камня. В эволюции форм вещества возникают такие вот локальные, не термодинамические образования, в некоторых случаях имеющие преимущества перед другими формами в том, что более стабильны в некотором целостном состоянии, преодолевая разрушающие воздействия, и это выделило такие формы, некоторые из которых мы называем живыми существами и, более того, из них выделило разумные существа, обладающие теми качествами, которые мы называем волей и проявляющие целенаправленность своих действий.
Этот вопрос о целенаправленности, качестве его различий от причинности и свойства несколько тысячелетий заботит мыслителей. Попытка определить "живое" как имеющее "цель" требует определения того, что такое "цель", определить то, по отношению к чему корректно задать вопрос: "для чего?" (что само по себе неопределенно, например, вполне можно спросить для чего ездят автобусы, хотя у самих автобусов цели нет). Так, в статье Информация как основа жизни
Целенаправленное действие отличается от спонтанного течения событий прежде всего тем, что оно повышает вероятность осуществления «события цели». Насколько повысится эта вероятность – зависит от искусства исполнителя, от степени его осведомленности о путях достижения цели и о наличии в его распоряжении необходимых ресурсов. Но, независимо от этого, любое целенаправленное действие характеризуется именно повышением вероятности достижения цели, и величина эта позволяет судить об его эффективности.
Можно представить себе ситуации, когда это - не так. Например, поставив целью пройти по узкой доске над пропастью и именно из-за боязни и осознания рискованности цели упасть, в то время как в бессознательном, сомнабулическом состоянии пройти можно легко.
...самое главное в целенаправленном действии – это механизм, который его осуществляет. Такой механизм можно назвать «оператором». В искусственных устройствах – это машина, изготовленная человеком, или какое-либо иное сооружение, сделанное живыми существами, а в живых организмах это сам организм, его тело, его строение, его навыки и умение пользоваться имеющимися ресурсами для достижения своей цели. - т.е. цель определяется через "живое" :)
В учебнике Целенаправленное поведение и описание цели:
Основная задача, которая решалась в пионерной работе Н. Винера, А. Розенблюта и Д. Бигелоу 1943 г. «Поведение, целенаправленность и телеология» (см. в [191], с. 285—294), заключалась не столько в указании на важность понятия целенаправленности и в классификации поведения на основе этого понятия, сколько в формулировке (хотя бы и неточной) операционального определения целенаправленности и целенаправленного поведения. Это определение содержится в следующей фразе: «Можно считать, что всякое целенаправленное действие требует отрицательной обратной связи» [91, с. 288]. Из этого следует, что для ответа на вопрос, ведет ли себя данная система целенаправленно, надо установить, во-первых, наличие или отсутствие канала обратной связи в системе и, во-вторых, используется ли обратная связь для корректировки поведения.
... Менее физикалистское определение Э. Нагеля [386], [507] представляется, по сути дела, эквивалентным. По Э. Нагелю, система, состоящая из нескольких независимых элементов (процессов, предметов, подсистем, индивидов и т. п.), находящаяся в некотором состоянии G (проявляющая свойство G, осуществляющая способ поведения Сит. п.), целенаправленна, если она, будучи выведена из состояния G в результате произвольного или вследствие действия внесистемной причины изменения одного из элементов системы, будет изменяться в направлении G в результате компенсирующего воздействия остальных элементов системы. При этом не предполагается, что система обязательно вернется в состояние G (достигнет цели G).
... очень простое, но тем не менее весьма эффективное операциональное определение целесообразного поведения, принадлежащее М. Л. Цетлину, которое в равной степени пригодно и для детерминированных и для стохастических систем. По М. Л. Цетлину, система ведет себя целесообразно, если в ситуациях выбора она обеспечивает меньший в среднем штраф за «неадекватное» поведение, чем средний штраф, получаемый в случае равновероятного выбора действий ([466], см. также [79], [235]). В определении также нет ссылки на «поведение, целью направленное»; оно операционально в том смьтсле, что установить, является ли повед6нием целенаправленным, можно на основе наблюдения за реальным поведением системы. Утверждения о целенаправленности в смысле М. JI. Цетлина вполне проверяемо.
... М. Месарович доказал теорему, которая в общей теории систем является аналогом теоремы К. Геделя о неполноте. Пусть имеется система (5.1). Введем обозначения: Х0 а X — множество допустимых входов системы; Y0 с: Y — множество желательных выходов и Уг a Y — множество нежелательных выходов. Назовем систему (5.1) непротиворечивой, если выполняется
YO(\Y1=0, (5.3)
и полной, если выполняется
YoUY^Y. (5.4)
Теорема М. Месаровича гласит: система, для которой указаны множества Уг и Х0 (множество нежелательных выходов и множество допустимых входов) либо неполна, либо противоречива [504].
Эта теорема накладывает, в частности, ограничения на наблюдаемость целей и возможности описания (а также и создания) целенаправленных систем, поведение которых нельзя адекватно описать в терминах слепых вариаций и селективного отбора. Ограничение это носит тотальный характер. В этом смысле противопоставление ограниченного формального мышления некоему неформальному, человеческому мышлению неправомерно. Т. Шэнди так и не смог полностью описать свою жизнь — ему не хватило на это времени. Тот, кто заявляет «я лгу», создает проблему не только для логиков — он и сам не может приписать валентность своему утверждению. Полная рефлексия о целях вида: «цель выбора цели выбора цели... и т. д.» неосуществима так же, как программа для ЭВМ, составляющая свой текст.
Можно заметить, как попытка дать определение слова "цель" (так же как и слова "жизнь") без заранее определенной границы использования этого определения приводит к такой же безнадежности, как попытка определить слово "Бог". Такое определение никогда не будет корректным и применимым практически (см. Символы, определения, термины. и Методология утверждений и этика обсуждений -). Поэтому в статье будет задана такая граница использования - по наличию определенных механизмов личной адаптивности у особи. Такими механизмами является то, что при внешнем наблюдении мы называем сознанием [123] и то, что на уровне механизмов вполне однозначно идентифицируется. При этом, в рамках таких механизмов с проявлениеями наличия "цели" коррелирует характерное сочетание доминирующей актуальности проблемы и выполнение осознанных действий по ее решению, что на уровне механизмов будет конкретизировано ниже.
Понятие цели (не путать с "мишень" и т.п. перекрывающими смысл словами) связано с поведением тех существ, которые имеют механизм адаптации своего поведения в зависимости от изменяющихся условий в виде способности 1) выработать новый вариант поведения и 2) проверить желательность его последствий для себя. Падающий кирпич или даже планирующий кленовый вертолетик не имеют личного отношения к случающемуся с ним, не имеют цели, они просто подчиняется причинности окружающих условий во взаимодействии с собственными качествами и никак не препятствуют ей какой-то своей новой особенностью, которой раньше не было, и она появилась только при соприкосновении с нежелательным или желательным воздействием новых условий. Вот этим причинность такого существа отличается от безразличной причинности и может условно различаться, позволяя называть существо целеустремленным. Желательность или нежелательность - тоже условность для внешнего наблюдателя, но характеризующаяся наличием в механизме адаптивности того распознающего эти качества элемента, которое может оказывать влияние на образование нового качества взаимодействия со средой, изменяющей взаимодействие или в сторону избегания или в сторону активного участия во взаимодействии. Наличие такого механизма личной адаптивности и есть ограничение на использование слова "цель". У виноградной улитки не может быть цели, а у вороны и человека во многих случаях (осознанного отношения) - может, проявляясь в актах целенаправленного изменения поведения в новых условиях, а в старых, уже привычных цель не нужна потому, что уже есть наработанные качества, вполне приемлемые для данных условий.
Такой подход делает определение слова "цель" достаточно корректным для практического использования (в отличие от субъективного размышления, философствования), позволяет однозначно обозначать им проявления вполне определенных механизмов психики. Со словом "цель" коррелирует наличие доминанты активности [9] преобладающе высокой значимости [15], поддерживающая актуальность нерешенной задачи. Эта доминанта возникает в момент прерывания фазы автоматизма для осознания того, что являясь очень важным, обладает настолько большой новизной (условий, сильно отличных тем, в которых этот автоматизм выработался) [35], что опыт подсказывает критически большие сомнения в желаемости результата, если продолжать вести себя привычным образом. Важность же получения результата настолько высока для данной особи, что даже если нет времени на размышление, то эта фаза остается активной, поддерживаясь высокой значимостью и формируя направленность творческих действий по решению проблемы (мотивацию), достижения желаемости результата.
В самом общем плане цель - абстракция для обозначения проявлений психики, характерных для доминирующей (самоподдерживающей своей актуальностью) мотивации актуальной задачи, когда реализуется намерение найти решение.
Данная формулировка лаконично использует такие понятия как "психика", "доминанта", "мотивация", "намерение", которые описываются в О системной нейрофизиологии и здесь кратко можно раскрыть следующим образом. материалах
Психика - то, что проявляется объективно как наличие способности личной адаптивности к новым условиям, субъективно - как субъективизированные образы текущего осознания, и что имеет механизмы, позволяющие субъекту находить новые варианты поведения в новых условиях (см. Организация механизмов психики).
Доминанта - поддерживаемое актуальной значимостью и преобладающие среди других актуальностей возбуждение прерванной для осознания фазы цепочки поведенческого автоматизма [9].
Мотивация - всегда осознаваемый, наиболее (не)желательный и увереннный в данных условиях (несколько отличных от привычных, т.е. есть новизна, вызвавшая осознание фазы выполняемого автоматизма) прогнозируемый вариант действия, который может вступать в конфликт с прежним опытом, вызывая волевое усилие для его осуществления.
Стоит
обратить внимание, что мотивация - это не просто потребность, а провоцирующее направление в
достижении желаемого, т.е. тот контекст всех прогностических вариантов, который
склоняет к определенной группе желательных исходов таких вариантов. К примеру,
как бы ни была сильна боль, мотивация к определенным действиям возникнет
только когда будет прогнозироваться достаточный шанс результативности
(получения желаемого). Желаемое без определенной целенаправленности - не есть
мотивация. Желание избавиться от боли должно иметь прошлый опыт такой
возможности и тогда это мотивирует нахождение способов избавления, когда есть
какие-то прогнозы возможности этого, иначе будет состояние пассивного смирения
с существующим.
Реализующееся намерение - вполне взвешенное, т.е. осмысленное до высокой уверенности,
намеренное решение, выполняемое или ожидающее пускового стимула (отложенное
до момента возможности выполнить), с достаточно высокой уверенностью
желательности последствий (прогнозируемый [33] риск в данных
обстоятельствах), т.е. уверенное решение что-то совершить при подходящей
возможности.
Условие, что намерение должно быть уже полностью подготовлено к реализации (или уже реализуется или ожидается подходящий момент для этого) отделяет от предположительного намерения, колебаний и декларирований (субъективных или в коммуникации с другими особями) того как хорошо бы решить проблему. Это радикально ограничивает условия применения определения.
Так, кошка, выслеживая добычу, имеет цель выслеживать, но еще не напасть на нее, и если вместо мышки вдруг появится собака, вместо намерения напасть возникнет цель - убежать. При этом у кошки реализовалась более общая цель - добыть еду, т.е. имеет место иерархия целей, связанная с иерархией эмоциональных контекстов [106], образующих вложенные доминанты актуальности в зависимости от конкретики текущих условий. Более общая цель выполняется как последовательность составляющих, - в зависимости от условий и осмысливания ситуации. Эта сложность хорошо иллюстрирует то, что понятие "цель" - искусственно возникает из необходимости описать соответствие давно употребляющегося слова и механизмов адаптивности, которые не нуждаются в таких конкретизациях.
Фактически, цель образуется на основе прежнего опыта прогнозом того, что, согласно этому опыту, имеет при данных обстоятельствах (сочетаний специфических признаков условий) достаточно уверенную оценку возможности получения желаемого результата и некие представления о том, за счет каких действий такой результат может быть получен. Такой прогноз можно назвать целеобразующим.
Уверенность в успехе достижения цели может быть иллюзорной, не выполнятся в реальности, принося разочарования, но с каждой попыткой опыт и навыки достижения желаемого, достижения цели все более совершенствуются, прогнозы становятся все более адекватными реальности.
Итак, нахождение цели определяется мотивацией решения актуальной проблемы, которая может становиться доминирующей на долгое время нахождения приемлемого решения. А цель - осуществляемое намерение найти рабочий вариант успешного поведения (плана системы пробного поведения) в рамках такой мотивации и/или осуществить его. Реализуемая практически цель позволяет сделать оценку того, насколько желаемо полученное и скорректировать навыки использования прогнозов для целеобразования и творческого решения проблемы.
Первоочередные, самые важные цели формируют одну или даже несколько постоянно активных доминант первоочередной актуальности (они или не гасятся во время сна [95] или очень легко опять активизируются провоцирующими стимулами восприятия).
Для возникновения доминанты нужно, чтобы восприятие текущего субъективизированного (ранее осознаваемого и имеющего связь со значимостью - смысл образа в данных условиях) образа восприятия-действия [64], [62], [249], на который перешло осознаваемое внимание, в прогностических подвозбуждениях привело к оценке: в таких обстоятельствах нужно найти новое решение. Стоит различать мотивационную доминанту - как постоянно активный субьективированный образ актуальной проблемы и контекстное воздействие системы значимости, склоняющее к переключению эмоционального контекста для удовлетворения данной потребности (например, выброс нейромедиаторов и гормонов, переключающий на половое поведение).
И еще стоит различать те старые субьективированные образы, которые в новых условиях становятся неприемлемыми и требуют волевого усилия, чтобы сделать что-то вопреки старым представлениям. Это - не вполне сформированная мотивационная доминанта, а лишь несоответствие прежнего автоматизма новым реалиям, которое может и не породить решения найти выход, но при осмыслении такого дискомфорта может стать и доминантой внутреннего псих.конфликта, что, конечно, так же требует решения, и может быть поставлена цель найти решение (есть некоторая надежда на возможность решения), а затем - цель - претворить это решение в жизнь, а не просто пассивно мириться с этим. Т.о., противопоставляется уже сформированная доминанта актуальной проблемы с намерением найти решение и доминанта пассивной констатации безнадежной, но актуальной проблемы. Первая проявляется как то, что человек имеет цель, вторая - как наличие псих.проблемы.
Самым естественным образом (непринужденно, не искусственными приемами "мотивирования") цель возникает когда требуется найти новое решение и есть надежда на успех. Себя не обманешь: момент такой ситуации должен быть достаточно значимым именно для субъекта, а не просто декларированным, иначе лень не позволит возникнуть доминанте проблемы и сделать ее целевой. Привнести значимость извне, лишь сознавая, что это было бы хорошо, почти невозможно, нужно иметь активную желательность этого. Конечно, есть немало способов самомотивироваться, такой навык вполне можно развить, но любые методы должны непосредственно затрагивать личную систему значимости, а не просто декларировать то, как это нужно. Так, бесполезно пытаться выучить чужой язык, если у тебя нет к этому личного интереса или личной актуальной необходимости.
Цели нужно ставить не искусственно, а они возникают из естественного состояния "стратегической направленности" в какой-то важной, неотложной деятельности, - как актуальная необходимость решения проблемы. Эта стратегия поведения возникает как результат сформированного мировоззрения, - системы личных интересов, которые непосредственно следуют за развитием личных навыков.
Вот почему не удалась победа коммунизма, и мы все не живем в светлом и разумном будущем, которое не построишь никакими революциями и искусственным насаждением каких-то ценностей.
У каждого человека, который развивает область приложения каких-то навыков, это сопровождается исследовательским интересом - для расширения и углубления своих возможностей. В самом общем плане это постепенно складывается в виде наиболее общей системы взаимосвязанного понимания - мировоззрения, которая выполняет роль основы для возникновения мотивации развития отдельных исследовательских интересов и необходимости решения текущих актуальных проблем.
Если у ребенка поначалу есть просто интерес, обусловленный ориентировочной реакцией [126], он протягивает руку к незнакомому предмету, который привлек его внимание, то, освоившись с предметом, замечая его взаимосвязи с другими предметами, которые так же привлекли внимание, образуется область понимания этой системы взаимосвязей и возможности их использования для себя для получения желаемого результата. Образование же предметной области деятельности и исследования человека вытекает из этого и у каждого индивидуально. Общий исследовательский интерес данной предметной области на основе мировоззрения (включая наработку методологии исследования) формирует стратегию, являющую контекстом тактики конкретных исследовательских актов.
Доминирующая мотивация нерешенной проблемы - основа гениального состояния. В статье Творчество и вдохновение:
Состояние гениального творчества это, прежде всего, постоянное нахождение в состоянии осмысливания захватившей идеи творчества, постоянная и доминирующая активность мозга (доминанта), не гасящаяся даже во сне, настолько она значима и постоянно подпитывается активностью почти любых других областей восприятия. Она не возникает вдруг и на пустом месте, а является следствием упорного исследования какой-то проблемы, очень важной для исследователя (такой проблемой может быть и любовь).
Но сама по себе такая доминирующая активность цель не ставит, она лишь провоцирует фокусировку внимания на то, где может сформироваться цель, и пока этого не случилось проявление этой доминанты можно обозначить подходящим словом: "мечта". Такая доминанта может очень долгое время самоподдерживаться, но никак не приводить к практическим действиям или даже обдумыванию возможности практических действий, но может порождать множество снов наяву (прогностических цепочек образов ситуаций, последовательно разворачивающихся по механизму сновидения [95]), питаемых любыми новыми впечатлениями в восприятии, как-то связанными с темой мечты. Своей пассивной созерцательностью мечты отличаются от активного творческого нахождения решений. Но с каждым новым сном наяву накапливается багаж таких пассивно осмысленных сопоставлений с предыдущим опытом, что может дать надежду и возможность переоценить мечту как доступно доступную для воплощения. И если это случается, то множество уже закрепившихся за мечтой оценок желаемости может оказаться в удручающем несоответствии с реально полученным.
Некоторым промежуточным состоянием является творчество по созданию объектов мечты в качестве фантастических произведений религиозного или художественного характера.
Мечту на уровне заинтересованного исследования, но без корректировки предположений попыткой проверки в реальности называют философствованием. Такое занятие порождает развитие сложных субъективных моделей, когда отсутствие негативных последствий, неизбежных при проверки реальностью, переполняет все такие конструкции лишь позитивными самоподдерживающими элементами, все более укрепляя уверенность в безупречное совершенство модели и приводя к состоянию идеи-фикс.
Все эти градации состояний психики на уровне рассмотрения механизмов явления не имеют четких границ и нет необходимости специально выделять что-то, относящееся именно к одному из этих состояний, но при внешних проявлениях психики, признаки каждого из таких состояний внешне настолько различимы, что и породили необходимость обозначения их отдельными словами, имеющими разный общепонимаемый смысл. Только ради прояснений сути происходящего и стоило все так конкретизировать, чтобы возникла достаточно ясная картина корректности применения всех этих слов.
В период доверчивого обучения [181] и при склонности полагаться на авторитарные утверждения, придавая им максимальную значимость (безусловная вера), возможно образование доминанты привнесенной заманчивой идеи у доверившегося Очень Важным Идеям (есть даже статья Вирусы мозга). Эта Идея принимается на веру, т.е. полученным сведениям придается статус истины очень высокой значимости, что полностью ограждает ее от сомнения и, соответственно, возможности корректировки смысла. Такая доминирующая мотивация принципиально не может привести к познавательному целеобразованию, но может способствовать образованию целей, согласующихся со смыслом доминанты и обеспечивающим ее поддержку внешне во всем том, в чем эта идея может попираться и нуждается в поддержке. Привнесенная Идея не является составной частью психики индивида как естественно развившиеся интересы, она - лишь внешне полученные сведения, а не личный жизненный опыт, хотя и позволяет на нее полагаться как на личный опыт, с доверием. В норме, после периода доверчивого обучения следует период инициативы, в котором привнесенные идеи сопоставляются с собственными представлениями и испытываются для получения личного опыта - знаний, и при этом во многом переосмысливаются. Если же сомнения и переосмысливание исключены, то Идея так и остается чужеродным образованием, внедренным извне в психику и не может быть адекватно интегрирована с уже существующими представлениями, хотя существующие представления могут корректироваться на основе незыблемой догмы. Человек обрастает новообразуемой психикой на основе чужеродного ядра Идеи. Чем больше проходит времени в таких процессах, тем менее остается самобытного в человеке, заменяясь привнесенным.
По этой же причине все тренинги и семинары, пытающиеся привнести некие идеи с надеждой породить цели, не могут дать желаемый результат кроме того, что зомбируют их носителей.
Определенные стадии развития системы субъективных представлений должны развиваться постепенно, обеспечивая понимание и не вступающую в конфликт с реальностью возможность личного участия. И такое развитие неразрывно от конкретного социального окружения.
Дополнительно:
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||