Вопрос о самосовершенствовании сегодня все больше на слуху из-за множества семинаров, книг, фильмов, так или иначе предлагающих развить нечто в себе (обычно таинственно остающиеся за границей понимания), что, несомненно, должно вывести на новый уровень жизни, дать решающие преимущества в окружении "обычных" людей и сделать хозяином судьбы. Таков смысл всех фраудаторских посулов.
Кроме того, распространено как бы самоочевидное убеждение: нужно совершенствовать себя желательно как можно в больших областях "на всякий случай" и это когда-нибудь жизненно пригодится.
Пагубную неверность таких представлений попробую сейчас показать.
Рассмотрим два аспекта: 1. в каком направлении можно и нужно самосовершенствоваться и 2. каким образом можно и нужно самосовершенствоваться. Окажется, что они - тесно взаимосвязаны так, что оптимальный результат не может планироваться заранее в вопросе о том, что именно нужно в себе развивать.
Сначала несколько примеров того, к чему может приводить самосовершенствование "на всякий случай".
Проигнорируем явно избыточные случаи (хотя они нисколько не менее показательны в строгом рассмотрении вопроса) такие как развитие умения шевелить ушами, пускать далеко струю, перемножать в уме любые числа, выдергивать гвоздь попой. Все это в самом деле может вдруг пригодиться, особенно последнее (реально есть женщина, которая в таверне с большим успехом выполняет этот номер), хотя такое как-то не очень похоже на самосовершенствование. Легко представить себе ситуацию, когда в случае неумения шевельнуть ухом или пустить струю дальше ты будешь оскальпирован туземцами. Да и просто можно на секундочку удивить девушку, потратив на оттачивание такого самосовершенствования годы. И есть те, кому не жалко этих лет и поэтому вялый интерес девушки сильно их ранит непониманием.
Ну а более серьезно, часто привожу фрагмент из фильма, где один крутой боец всю жизнь по несколько часов в день учился метать нож из всех положений потому, что это однажды могло бы спасти его жизнь. Такой случай в фильме режиссер ему не представил, видимо слишком притянуто бы оказалось, но выглядело это довольно убедительно: бойцу просто необходимо совершенствовать именно метание вот этого ножа. Понятно, что за счет времени на совершенствование других боевых умений. Никто не знает кому что пригодится в реальной ситуации, и чья заготовка окажется более эффективной, иначе бы во всех боевых подготовительных лагерях занимались именно этим, но оттачивают некую подсказанную опытом ветеранов пропорцию навыков, в расчете на достаточно определенные условия использования. И умение поражать цель из духовой трубочки отравленной булавкой - экзотика потому как есть средства более надежные и действенные, перед которыми эта трубочка пасует не в джунглях.
Почти любые навыки имеют взаимоисключающие последствия. Накачка чудовищной силы затруднит тонкие движения и техничные навыки, требующие хорошей мышечной координации. И, опять же, никто не может сказать точно, что именно пригодится, а все развить не реально. Поэтому развивают то, к чему более тяготеет душа и есть большие задатки, - для реалий места и времени жизни.
Такие же соображения справедливы в отношении любых других навыков, "умственных" или "физических".
Предположим, кто-то решил обеспечить свою уверенность в неспокойных общественных местах и вообще на улице. Он потратил лет 10 в бойцовских клубах (потому как только там получаешь реальные бойцовские навыки). Предположим, что ему повезло и в постоянных травмах и мозготрясениях он не получил серьезных повреждений или вполне легко с ними справился. Теперь он - боец почти наверняка имеющий преимущества перед большинством других. Но, странное дело, он куда чаще, чем другие стал участником конфликтов с драками потому, что теперь он не избегает этого, часто даже тогда, когда это может грозить ему правовым преследованием. Не хочу приводить свои статистические оценки, пусть каждый сам интуитивно или более обосновано прикинет, насколько больше шансов у такого бойца кончить жизнь летально в потасовке или попасть в тюрьму или искалечить (убить) человека, оказавшегося его противником? Если у него не происходит потасовок с перечисленными рисками, то зачем ему навыки? Ведь просто быть разумно уверенным - это - совсем другие навыки, и они могут вовсе не предполагать бойцовские умения. Неужели просто для ощущения своего преимущества и упоения этим, но без реальных опасных конфликтов? Такое - характерно для понимания в молодости, но это - не рационально практически.
Еще предположим, что кто-то решил развить свой ум и сообразительность до однозначного преимущества перед другими. Есть даже живой пример - Вассерман, и это - далеко не единственный пример. Он использовал этот навык не только как та женщина в таверне, выдергивая гвозди за славу и некоторые деньги, но сумел занять некую общественную нишу, получил широкую известность, влияние, новый уровень жизни.
Но такие навыки не могут быть универсальными настолько, чтобы позволить быть хорошим специалистом в любой предметной области. Никто не может освоить все в человеческой культуре глубоко, на уровне специалистов. И получается недоспециалист во всем, но умеющий во всем ловко показать эрудированность. Это - поверхностный специалист, который при любой попытке конкретизации в своих утверждениях будет допускать профанацию и показывать поверхностность понимания предметной области, как это и демонстрирует Вассерман. И это - хороший пример невозможности самосовершенствования впрок во всем, хотя бы ограничивая "умственной деятельностью" и еще ограничиваясь показом эрудиции (потому как многое Вассерман не умеет: умножать в уме любые числа, моментально сочинять стихи, музыку, прозу и т.п.). Но он сумел использовать существующие навыки для того, чтобы получить известность, точнее, не сам сумел, а оказался в нужном месте в нужный час потому как он такой не один, но другие вассерманы остались в тени, т.е. ему повезло больше, хотя для этого везения пригодились его навыки. Это - как в поговорке: Сделай все, что можешь сам, а в остальном положись на судьбу.
Ну и наиболее достоверный, проверенный жизнью пример - сама эволюция живых существ: излишнего и хоть чем-то мешающего в организме ничего нет, все - оптимум текущей необходимости выживания вида (вида - в первую очередь, так что продолжительность жизни индивидов так же оптимизируется этим) потому, что любые лишние навороты требуется поддерживать энергетически или от этого есть какой-то побочный вред, который в условиях вида снижает его приспособляемость. Поэтому очень важную роль играют механизмы переадаптации: все, что не нужно, не используется, атрофируется, долго остаются лишь те рудименты, которые ничем не мешают, но и они постепенно вырождаются.
Надеюсь, что теперь достаточно очевидно, что развить универсально все навыки в желаемом направлении не только не возможно, но и в большинстве случаев тех, кто это пытается и в чем-то преуспел, они могут оказаться не только не востребованными, но и причинять определенный вред (крутые бойцы в фильмах обделены семейным счастьем и пониманием окружающих и зарабатывают такое счастье лишь беспримерным подвигом) и это невозможно предугадать и предусмотреть никак.
При этом у большинства людей в реальной жизни обычно есть несколько хорошо развитых навыков, которые им реально помогают в жизни, но эти навыки не универсальны, а касаются неких вполне ограниченных условий использования. Эти навыки у них находятся в естественном балансе их жизненной необходимости примерно так же как оптимизируются все приобретения в эволюции вида. Поэтому можно говорить об естественной эволюции приобретений на уровне развития индивида. И эти приобретения не планируются заранее, где-то в детский мечтах стать миллиардером или космонавтом, хотя попытки попробовать то, что питает мечты обычно не оставляются.
Можно сформулировать правило, основанное на социальной сущности основ сознания и всего, что связано с осознанием личности: в развитии личности выживают те интересы, которые оказываются стабильно социально востребованными и способны привлечь фокус чьего-то внимания в социуме, в крайнем случае - наиболее близких людей, см. Эволюция механизмов сознания:
Хотя собственно механизмы сознания возникли - как средство личной адаптивности к тому новому, что требует переосмысливания ранее приобретенных навыков, но жизни одной особи не хватило бы на то, чтобы развить осознание и творческие механизмы сознания в столь сложную функциональную систему. Это ярко демонстрируется эффектом маугли, когда оторванная от общества особь, прошедшая начальные критические периоды развития [32], уже не способна ни говорить, ни понимать даже простые формы культуры.
Поэтому необходимо говорить об уровне социального становления сознания, когда, фактически, все в осознании составляет переданное воспитанием, обучением, общественными коммуникациями - в виде той или иной формы субъективных представлений.
Это уровень развития сознания делает особь не отделимой от той части культуры, в среде которой происходило формирование распознавателей в критические периоды развития мозга, зависимой от них, в том числе в потребностях быть социально востребованной, найти место, нишу в социальной структуре, определяющей основные доминанты и мотивы личности.
Поэтому основа мотивации к осознаваемому самосовершенствованию - это жизненная необходимость в социальной востребованности. Даже если человек не осознает такого истока своей мотивации, к этому неизбежно приведет анализ проявлений его побуждений. Он должен занять определенную нишу в обществе, иначе он окажется вне общества, и все то, что представляет его осознание, все, что возникает в голове в виде мыслей, окажется ампутированным, приводя к сильнейшему стрессу и сопутствующим депрессиям.
Если ты - маугли, то тебя все это не беспокоит, но если вдруг лишить тебя всего, что дал социум, то это равнозначно смерти личности, которая состоит из всего этого полностью во всех проявлениях.
Итак, стоит рассмотреть и понять динамику возникновения, развития [41] и угасания интересов личности, которая (именно это, а не текущие планы самосовершенствования) определяет то, что именно из навыков, какие умения начинают развиваться в процессе адаптивности к социуму. Множество промежуточных ссылок дают детальные обоснование сказанному и очень полезно найти потом время ознакомиться с этими материалами.
Первый этап развития - период доверчивого обучения [137], сменяется этапом игрового критического отношения [138], когда в конкретных соприкосновениях с представителями социума формируется личность с ее возможностями [246], во многом основанными на наследственных предрасположенностях. Основы системы значимости [125] вполне сформированы, возможности развития эмоциональных контекстов восприятия-действия и соответственно начинается формирование базового мировоззрения в виде системы уже проверенных жизнью убеждений - личной аксиоматики.
Проще говоря, происходит развитие от первично-поверхностного - ко все более глубокому владению предметом интереса (предметной областью личного творческого исследования) и новые качества понимания, открывающие новые возможности восприятия-действия.
Многие почти с нуля пытаются решить весь пласт проблем, связанных с личным исследованием мира только потому, что в обществе пока еще не достаточно укрепились общепонимаемые методы эффективного исследования, исключающие самообман, хотя такие методы уже хорошо поняты и изложены учеными. А прийти самому к тому, что постепенно постигали лучшие умы человечества, которые занимались этим не с нуля, а используя опыт предшественников, у отдельной особи нет шансов, - так же как развить осознание и понимание культуры, будучи маугли. Поэтому очень важно перед тем, как начать развивать базовое мировоззрение, хорошо понять и освоить оптимальные методы познания.
После это становится возможным свободный полет личности в море сведений, которые в контексте наиболее выраженных социально востребованных интересов с разумным скептицизмом, по усвоенным навыкам методов познания формируют личные знания. Безусловно, важны и умения распознавать фраудаторские попытки посеять навязанные иллюзии и уметь им противодействоать потому как в обществе возникло очень много религиозных и просто мошеннических систем, паразитирующих на излишнем доверии, которые отсекают возможность личного развития, направляя в русло своих интересов.
Необходимое условие развития социально востребованного интереса - не обязательно доминирующий, но достаточный и самоподдерживающийся личный интерес, что тем проще, чем естественнее этот личный интерес, который возник из социально обусловленной личной системы значимости потому, что этот личный интерес не возникает вдруг, а формируется естественно настолько, насколько к этому приводят предшествующие этапы развития личности.
Начинается период проб, примерок того интересного, что востребовано социально и делается немало предположений о том, каков будет окончательный интерес (свое дело), планируется что-то, исходя из представлений о востребованности в обществе.
В последнем случае такой надуманный (запланированный) интерес бывает трудно поддерживать, а значит в этом направлении нужна предварительная подготовка, что подразумевает стратегически, что перед тем как определиться в своих предметных областях нужно как можно добротнее сформировать общую мировоззренческую базу, развивать ее в текущих актуальных событиях и тогда оно само начнет в отдельных, наиболее интересных местах, прорываться в осознаваемое, - примерно по механизму сновидений [95]. И тогда этот интерес возникнет не по первоначально задуманному плану, а постепенно трансформируется в нечто подчас неожиданное.
Разные начальные способности, определившиеся наследуемыми предрасположенностями и их реализации в критических периодах развития, во многом уже определяют возможные направления личных интересов даже во время этапа развития базового мировоззрения. В это время стоит пробовать заниматься всем тем, что увлекает, не очень переживая, если вдруг поймешь, что это "не для тебя", но выбор должен быть в оптимистическом контексте возможных основных интересов, а не в деструктивных вроде психоделии и т.п. и не просто переборы "все нужно попробовать" (последнее - самое глупое и малоэффективное).
Развитие базового мировоззрения и продолжение развития всех актуальных и интересных его частей в отдельные предметные области означает приобретение социально востребованного личного жизненного опыта и делают возможным взаимопонимание в этих областях с другими носителями такого опыта. При этом формируются не только личные навыки, но и символы взаимопонимания (формализуемые в виде условных обозначений). Это - довольно сложная тема, касающаяся общеразделяемой системы значимостей культуры и всей иерархии контекстов ее использования (см. Межличностные отношения, Личность и социум, Понимание. Умение понимать. Общение., Этические символы общения).
Но в наиболее первичном, бытовом плане это проявляется в возможности более полной коммуникации и взаимопонимания в семье между ее создателями. Часто бывает, что один партнер не подозревает или не замечает многие развитые стороны другого партнера просто потому, что нет общих зон пересечения социально востребованных интересов (в пределе - востребованных хотя бы этим вторым партнером) и, значит нет общих символов понимания и общения в этих областях.
Образно говоря, у каждого человека с его усложнением возникает много новых дверей его души, но заглянуть туда могут только те, что имеют сходные. Каким бы высокоразвитым для данной культуры ни был человек, но для своей кошки он прост настолько, насколько она в состоянии его понять, а она очень недопонимает и не одобряет многих его повадок. Не потому, что кошка тупая, а потому, что интересы очень разные и почти не пересекаются. Если ребенок садится за компьютер, то он способен там воспринять только игрушки, чат, музыку и фильмы, но про очень многие его возможности он даже не подозревает и даже если что-то заметит, то еще не готов воспринимать. Так и человек открыт для общения только с теми, кто готов к этому сам примерно в той же степени, и тогда вместе они становятся более мощным разумом, что в перспективе развития человеческого вида прослеживается именно в форме сближения возможностей коммуникабельности по принципу организации мозга.
Игнорирование (по тем или иным причинам) развития актуальных для личности социально востребованных навыков неизбежно, рано или поздно, приводит такую личность к депрессивным состояниям (причины показаны в статье по приведенной ссылке). Именно это является обоснованием главных выводов, сделанных в статьях Смысл жизни и Про любовь.
Запрос в поисковиках по слову "самосовершенствование" дает около двух миллионов лоховских предложений разной степени наглости (в расчете на разные уровни доверчивости и подготовленности, как это обосновывалось на примере Формула исцеления), поэтому понимание сущности развития личных интересов приводит к противопоставлению всем таким случаям попыток искусственно навязать уроки "самосовершенствования", в которых, чаще всего, даже не конкретизируется в чем именно оно выражается, но зато даются захватывающие воображение желанные результаты полной власти над судьбой. Хорошо, если эта статья поможет избежать такого самообмана и излишней доверчивости в столь важных вещах! Но еще лучше, если она поможет понять суть и пути собственного развития.
| ||||||||||||