Эта давно написанная статья морально устарела и существует намного более свежая версия:
Понимание произвольности.
Но может быть полезно, все же, прочесть и эту статью с ее продолжением.
Здесь будем различать явления, которые внешне могут проявляться неотличимо одинаково, но имеют совершенно разные механизмы организации: 1. потребности
восстановления параметров гомеостаза, 2. мотивация желаемой цели в
эмоциональном контексте, 3.
доминанта нерешенной проблемы и 4. осознание необходимости в
вволевом усилии - на уровне
произвольной
адаптивности (по сравненеию с рефлектроной и подражательной, см.
От рефлексов к произвольности). Эту статью о мотивации и воле нужно понимать в
контексте отмеченных различий.
"Мотивация" и "воля" внешне проявляются как следствие работы механизмов личной
адаптивности к новым условиям, но мотивация не всегда сопровождает проявление воли.
Внешне наблюдаемые проявления мотивации и воли всегда сопровождают корректировку программ действия в текущей ситуации, в чем-то существенно отличающейся от привычной.
Бывает не просто найти точные
корреляции того, что выделили психологи
эмпирически из механизмов
психики, "мотивация" и "воля" - не исключение. При достаточно ясном понимании механизмов
психики возникает и понимание того как с ними соотносятся наблюдаемые эффекты и уже не возникает необходимость в строгом определении
психического явления хотя бы потому, что в силу его первоначальной оторванности от механизмов, это далеко не всегда возможно сделать корректно.
В полной мере это замечание касается понятия "мотивация" и, особенно, "свободы воли", которая поросла не только психологическим
смыслом, но и философским.
Говоря о том, что именно мотивирует и реализует поведение в той или иной ситуации, часто используют не определенное строго понятие "свобода воли". Хотя его
смысл кажется достаточно ясным в обиходном понимании, но стоит только выйти из этих рамок как ясность исчезает потому, что понятия "свобода" и "воля" - уже сами по себе очень неопределенны в столь широком
контексте, настолько, что постоянно из-за них не прекращаются дискуссии.
Конечно же, угадать по внешним проявлениям истинные механизмы мотивации и воли невозможно. Вопрос о "свободе воли" вообще - больше философский и, соответственно, предполагает ответ на него в зависимости от решения "основного вопроса философии", но, на самом деле, выбор следует сделать между другими двумя альтернативами: или исследовать вопрос научно, а это значит - строго следуя
научной методологии или же довольствоваться недоопределенными понятиями и оставаться в рамках своих
предельно значимых убеждений (веры). Наука не касается того, что не может быть исследовано принципиально, поэтому вопросами веры, а так же всеми неопределенными понятиями не занимается.
Для системного представления о сути мотивации и воли сопоставим и обобщим необходимые для полноты картины данные фактических исследований.
Когда человека (или любое животное с развитой
психикой) помещают в условия с полным отсутствием влияния внешнего (зрительного, слухового, кожно-чувствительного восприятия) и влияния внутренних потребностей, то
психические процессы оказываются не в состоянии более ничем поддерживаться и происходит общее торможение в мозге, сопровождающееся как при естественном сне, сновидениями. Поведенческая активность неизбежно прекращается с угасанием последней активности текущих мыслей (которое происходит по
закону развития сновидения). И никакая "самостоятельная" мотивация или воля не проявляются.
Проявление "воли" в сновидениях качественно не отличается от ее проявления наяву
[95]. "Воля" проявляется
новым по отношению к привычному осознанием необходимости что-то изменить. Этот результат осознания по отношению к ранее сформированным автоматизмам, является следствием приобретаемых навыков творческого моделирования и определяется доминирующими целями нерешенной проблемы.
"Волевое" поведение мотивируется лишь при участии сознания. В сновидении воля в норме отсутствует: мы плывем по течению сюжета сновидения, т.е. прокручиваем цепочку автоматизма, наиболее ассоциированного с запустившим сновидение образом, в
контексте
значимости этого образа, придающем новый
смысл, пока эта цепочка не будет исчерпана и оставит закрепленный след - как возможный вариант поведения, а затем, при осознании в актуальных условиях, творчески выбираем наиболее подходящий вариант из всех имеющихся, ассоциированных с признаками текущих условий.
Но начнем с самого начала. Те, кто исследует нервную систему примитивных животных, таких как виноградная улитка, относительно легко способен
идентифицировать назначение ее отдельных элементов среди сравнительно небольшого их количества. Оборонительное, пищевое поведение организовано по принципу стимул-ответ как в простейших автоматах, хотя некоторые свойства
нейронных сетей обеспечивают эффекты привыкания. Без соответствующих
нейронных звеньев поведение, естественно, не реализуется, и не возникает ни малейших сомнений в том, что именно и как определяет все поведение простейших, хотя уже здесь наблюдается очень широкий спектр реакций в зависимости от условий, который при внешнем наблюдении можно посчитать за проявление воли. Во всяком случае, у детей, играющих с улиткой, не возникает на этот счет никаких сомнений: улитка делат что-то потому, что она этого хочет, она так решила и действует.
Но простейшие организмы не обладают системой отслеживания своего поведения и его корректировки для новых обстоятельств, они не могут "желать" и "решать", и из-за этого не в состоянии достаточно гибко менять свое поведение, если условия изменяться настолько, что их встроенные
нейронные сети окажутся не приспособленными для них. Для такой
адаптивности требуются механизмы изменения поведения в существенно новых условиях.
У всех более высокоорганизованных животных немалая часть поведенческих реакций является не наследуемой, а связи между
нейронами, обеспечивающие специфику реакций, устанавливаются в определенные этапы после рождения. Эти этапы строго соответствуют эволюционной последовательности приобретения видом тех или иных новых возможностей, что программируется в их наследственном коде так же последовательным наращиванием этого кода, реализация которого начинается с самого древнего участка и идет в направлении ко все более поздним. Поэтому человеческие эмбрионы похожи в развитии даже внешне на те формы, которые они имели в ходе развития вида приматов, начиная от одноклеточных, простейших одноклеточных, рыб и так далее.
Итак, у высокоорганизованных организмов
нейронная сеть поначалу только предопределяет возможность определенных сочетаний контактов, а сами сочетания возникают во время приобретения конкретного
жизненного опыта. Об этом уже говорилось в статье
о том как и за счет чего определяются индивидуальные качества личности. В частности, там показано, что по наследству передаются не конкретные поведенческие реакции или "инстинкты", а лишь индивидуальные особенности, облегчающие их становление, но вовсе не обязательно реализовывающиеся. Это необходимо для более быстрого реагирования на изменение условий, для того, чтобы было возможно формирование и оптимизация поведенческих программ в зависимости от текущего
жизненного опыта, а не из поколения в поколение, нужна прямая связь системы
значимости с системой формирования поведенческих программ. Эти механизмы наблюдаются даже у рыб:
У рыб тоже есть "личность" - они учитывают жизненный опыт и меняют свое поведение и
"Личность" рыбы меняется благодаря жизненному опыту.
Главной задачей механизмов
психики является умение закреплять стремление к поведению, которое приводит к желаемому результату и закреплять избегание поведения с не желаемым результатом, для чего уметь
прогнозировать результат. Это реализуется установлением в первом случае возбуждающих данную программу действий в текущих условиях связей, а во втором - тормозящих. Назначение контактов между
нейронами как раз и бывает этих двух типов: возбуждающие и тормозящие. И уже здесь применимы слова, относящееся к мотивации: "желаемое" и "не желаемое".
В случае простейших существ эти два отношения реализовывались безличностно, просто как рецепция, имеющая функцию угрозы (оборонительное поведение) и рецепция, имеющая функцию привлечения (пищевое поведение). У высших животных так же есть
рецепторы, сигнализирующие об экстремальных воздействиях на организм (
рецепторы боли, температуры, параметров
гомеостаза), но сигналы от них все же сильно зависят от условий так, что только самые экстремальные их величины приводят к древним, почти врожденных реакциям (на самом деле предельно облегченным и устанавливающимся почти неизбежно у всех особей). Но у них почти любые сигналы
рецепторов могут иметь как положительное так и отрицательное значение (даже самые экстремальные), зависящие от конкретных ситуаций и устанавливающиеся в результате развития личного
жизненного опыта.
У более высокоорганизованных организмов появляется механизм, выделенный вне "обычных"
рецепторов, питаемый многими видами
рецепторов - система
значимости, имеющая два базовых центра:
детекторы "хорошо" и "плохо". Их непосредственное раздражение приводит к общей реакции, которую можно было бы образно назвать Ад и Рай. Появилась возможность чувствовать: иметь субъективный образ связанный с его эмоциональной
значимостью. Нет ничего более потрясающего для организма, чем полная активность одного из таких центров. Ничто в мозге, конечно же, не способно пересилить такое воздействие и заставить противиться ему. Животные (и люди в том числе) которым вживлялись электроды в центр "Рая" и давалась возможность нажимать на кнопку, делали это непрерывно до полного изнеможения (в случае крыс, собак - до смерти, у людей же отбирали такую опасную игрушку самоудовлетворения потому, что никто не в состоянии отказаться от этого сам). Это и есть основа того, что мы называем воля: базовая основа оценок того, что хорошо и плохо в
прогнозируемых ("опережающее возбуждение" по И.Павлову) результатах поведения. Она необходима для формирования новых вариантов поведения для случаев появления новых условий в которых ранее использовавшийся вариант
прогнозирует недостаточно желаемый результат оеценки хорошо-плохо и требует его сознательного изменения, что проявляется как
произвольность.
Те, кто рискнул потратить время и ознакомился с системным обобщением на сайте, уже понимают, что эти центры - первичные
детекторы признаков хорошо-плохо, такие вот своеобразные внутренние
рецепторы системы
значимости, которые, сочетаясь с теми или иными мыслями, как бы придают им специфическую окраску преобладания положительного или отрицательного отношения. Назначение их в том, чтобы сузить круг возможных реакций, характерных для двух этих самых базовых эмоций
[106]: в состоянии плохо почти невозможно делать то, что легко делается в состоянии хорошо и наоборот. Результат любого собственного поведения оценивается с точки зрения хорошо и плохо, и если поведение оказалось успешным (не привело к тому, что вызывает негативный отклик системы
значимости или даже вызвало отклик ее позитивной оценки), то на будущее оно будет предпочитаться, если неудачным, то избегаться из всех уже известных. Подробнее об этих механизмах - в статье
Механизм ориентировочного рефлекса . Так же очень рекомендуется прочитать про
сущность эмоций, которые являются более специализированными (для определенных условий) выражениями базовой оценки и имеют положительную или отрицательную окраску.
Важно понять, как и за счет чего, в зависимости от возникающих ситуаций, ограничивается круг возможных реакций с помощью эмоциональных
контекстов, что позволяет среди невероятно огромного множества уже встречавшихся ранее ситуаций и вариантов ответного поведения выбирать только те, которые относятся к подходящим условиям, а не перебирать все, что было бы практически невозможно даже потому, что реагировать бывает нужно быстро.
Поэтому очень рекомендуется ознакомиться с содержимым приведенных ссылок, чтобы лучше понимать то, что говорится здесь.
Быстрый способ реагирования, основанный на эмоциях (переключениях стилей реагирования), так характерный для животных, включая людей, при условиях, не столь эффективен, как возможность более подробного и обстоятельного подбора поведения там, где не так просто уточнить общий стиль поведения. Понятно, что часто эмоции переключают нас некстати, далеко не в то состояние, какое было бы на самом деле оптимально в данных условиях и требуется механизм, позволяющий изменить такое переключение и подобрать более подходящее. Способ нахождения подходящего варианта поведения и более точный эмоциональный фон (мотивация) реализуется развитием навыков творчества, с помощью некоей специфичной эмоции, пока не окрашенной ни явно положительным ни явно отрицательным отношением. У людей это состояние - исследовательского созерцания, раз
мышления. Отсутствие крайних эмоциональных оценок позволяет охватить в этом состоянии практически все предшествовавшие варианты поведения, неторопливо и последовательно перебирая их с помощью
прогностического механизма "опережающего возбуждения" и умозрительно рассматривая возможные последствия в тех или иных условиях. Для этого требуется намного более тонкий баланс внимания, позволяющий выбирать те или иные вариации прошлого опыта. Навык вспоминания важного из прошлого, раз
мышления - так же оптимизируется
жизненным опытом по его результатам, которые могут быть успешными или неудачными.
Таким образом, кроме набора быстрых эмоциональных реакций, совершаемых практически без раздумий (тип реагирования "боец"),
жизненным опытом развивается и способность исследовать ситуации (тип реагирования "исследователь"). Принципиально они ничем не отличаются, только во втором случае это не сопровождается ярко выраженной эмоциональной реакций и организация его требует более утонченного, сбалансированного
жизненного опыта, который из-за этого легко может теряться при общих нарушениях границ внимания (
психоделия ,
зависимые состояния ,
мистические
сверхзначимые состояния ).
В статье
Алгоритмы сознания 2 так сказано о механизмах "воли":
При параллельном выполнении многих текущих поведенческих автоматизмов, которые определяют все, от восприятия до реализации всех элементов поведения в текущий момент, сознание подключается к актуальной фазе того автоматизма, что имеет наибольшее произведение новизны-значимости, т.е. является наиболее актуальным для вмешательства и корректировки.
Возможны два типа развертывания событий.
1. Если моментальный прогноз от этой фазы действия не даст негативной оценки, превышающей допустимый в данных условиях порог, или этот прогноз не даст позитивной оценки для другого возможного варианта поведения, превышающий допустимый порог риска, то сознание просто остается в режиме отслеживания текущих событий, переключаясь по цепи наиболее актуальных фаз и корректируя ветвление поведения по ранее наработанным навыкам.
При этом, по закону фиксации переживаемого, образуется цепочка псевдоавтоматизма, т.е. не участвующего в непосредственном поведении автоматизма, но формируемая точно по тому же принципу как цепочка поведенческого автоматизма, т.е. как связанная последовательность распознавателей актуальности активизации каждой из них.
Эта цепочка при вспоминании активируется, что субъективно воспроизводит ранее осознаваемое. Этот процесс называют "воспоминания", а при переходе с одной цепи воспоминаний на другую - "мысли", своеобразный кинофильм впечатлений. При осознании мыслительной цепочки в актуальных фазах, в точности как это происходит с цепочкой поведенческого автоматизма, корректируется воспоминание. Это - как бы взгляд на происходящее с точки зрения осознания настоящего, взгляд на то, что оставило след осознанием прошлого. Понятно, что при каждом новом осознании прежняя цепочка модифицируется в соответствии с жизненным опытом нового осознания. Стоит что-то вспомнить из прошлого, и воспоминания об этом становятся несколько другими, включая привнесенного новым осознанием.
Можно не прибегать к специально выделенному понятию "псевдоавтоматизма", а назвать это мыслительным автоматизмом потому как он строится в точности по тем же механизмам, только управляет произвольностью переключений внимания, по следам скачков переключения фаз осознания. Можно просто сказать, что в ходе реализации параллельных автоматизмов с их фазами ассоциируются и сопутствующие образы творческого осознания в виде всплесков прогностических прикидок. Такие цепочки развертываются при вспоминании (их активации) о прошлых событиях как след сознания, отслеживавшего текущее восприятие-действие, след, доступный в виде цепочки впечатлений с ассоциированными ветвлениями прогностических оценок - прикидок возможных последствий других вариантов с оценкой их допустимого риска.
2. Если в ходе прогноза появляется запрет на продолжение действий из-за явного негатива, то действие приостанавливается для творческой выработки продолжения с наиболее желательными последствиями. Точно так же, если даже при позитивном прогнозе возникает вариант с гораздо более желательным исходом, то так же действие может быть приостановлено для творческой корректировки.
Эту адаптивность поведения можно интерпретировать в контексте темы о мотивации и воли.
В моменты существенной новизны и максимальной актуальности возникает противоречие (конфликт оценок) с тем, что ранее было наиболее привычным и зафиксировалось в виде автоматизма и тем, что возникло при осознании как вариант с более желательным исходом.
В случае если ранее был заготовлен навык поведения в схожих условиях, то при достаточной уверенности он почти сразу подставляется и это есть самая простая форма проявления воли, - без мотивации.
В противном случае, в ходе осмысления проблемы, возникает мотивирующий контекст нерешенной проблемы - в виде образа творческого решения задачи, который может иметь преобладающую значимость и, тем самым, образовать доминирующую активность. Ее побуждающее воздействие на процесс решения проблемы и выполнение решения называют мотивацией.
В обоих случаях итог конфликта значимостей с учетом трудностей должен решить: или продолжить прежний автоматизм или выработать и начать выполнять с некоторым риском новый вариант поведения. При достаточно сильном расхождении проблемы не возникает в силу ясности ситуации, а вот в случае примерно равных оценок борьба конфликтов тем больше, чем больше важность ситуации, чем сложнее оценить промежуточные трудности и выгоду, и это конфликт может быть довольно мучительным. Решение в пользу необходимости выработки и претворения нового варианта поведения называют проявлением "воли". Т.е., фактически, конфликт оценок - борьба с самим собою из прошлого, а способность идти в направлении нового - проявляется как воля.
Усилия, необходимые для нахождения и осуществления творчески найденных вариантов поведенческих реакций, вопреки старому опыту, но при новых обстоятельствах, - это и есть "волевое усилие", которому придает
смысл, мотивирует - доминанта нерешенной проблемы.
Т.е. воля может проявляться как при наличии мотивации, так и, в простейшем случае - без нее, в том числе и при выборе направления
мышления (переключения внимания), которое стимулируется актуальностью текущего момента. Мотивация же - общий
контекст того, что составляет "свободу" выбора наиболее предпочтительного на основе системы
значимости
[125] при о
смысливании, мотивация - доминирующая активность нерешенной проблемы (в самом общем плане - проблемы
адаптивности к чему-то новому). Наличие максимального сочетания новизны и
значимости привлекает сознание
[123] к наиболее актуальному для решения текущей задачи, для которой ранее уже было уверенно выполяняемое действие, но с новыми обстоятельствами опыт требует перео
смыслить это и
творчески найти более адекватный вариант поведения, с наиболее желаемыми последствиями.
Можно попытаться сформулировать определение для слова "мотивация", чтобы в дальнейшем понимать его в этом
смысле:
мотивация - всегда осознаваемый творческий контекст для нахождения наиболее (не)желательного и увереннного в данных условиях (несколько отличных от привычных - новизна, вызвавшая осознание фазы выполняемого автоматизма) варианта действия, который может вступать в конфликт с прежним опытом, вызывая волевое усилие для его осуществления. Здесь есть немало условности, которая требует не столько принять какое-то определение, сколько понять общие механизмы поведенческой
адаптивности (я всегда очень не люблю спешить давать определения).
Прогнозируемые варианты действий возникают в сознании практически моментально - как "опережающее возбуждение" на основе прежнего опыта реагирования. Это дает возможность "на лету" корректировать поведение в зависимости от незначительного изменения привычных условий, - отслеживающая функция сознания. Если же приходится прерывать действие для обдумывания, то навыки нахождения подходящего варианта поведения включают в себя и поддержания постоянной активности нерешенной проблемы (доминанты, самомотивация творчества), которая может существовать до времени успешного решения проблемы. В
контексте такой активности наиболее подходящий вариант решения образует дежурный вариант, который может и реализоваться если возникнет критическая актуальность. Актуальность,
значимость нерешенной проблемы мотивирует необходимость ее решения, а в ее рамках предполагаемое решение - какие-то действия по осуществлению, оценку риска, трудностей выполнения, негативные переживания при выполнении и т.п. совокупность всего, что (не)мотивирует начать действовать.
Стоит обратить внимание, что мотивация - это не просто потребность, а провоцирующее направление в достижении желаемого (исхода варианта поведения), т.е. тот
контекст всех
прогностических вариантов, который склоняет к определенной группе желательных исходов таких вариантов. К примеру, как бы ни была сильна боль, мотивация к определенным действиям возникнет только когда будет
прогнозироваться достаточный шанс результативности (получения желаемого). Желаемое без определенной целенаправленности - не есть мотивация. Желание избавиться от боли должно иметь прошлый опыт такой возможности и тогда это мотивирует нахождение способов избавления, когда есть какие-то
прогнозы возможности этого, иначе будет состояние пассивного смирения с существующим. Подробнее об этом - в статье
Целенаправленное поведение.
Чем труднее перетягивание каната в
контексте мотивации между вариантами, тем "труднее" решиться, и требуется навык принятия решений.
К примеру, пламя обожгло - возникает сильная мотивация его избегать (самая примитивная мотивация, вырожденная - непосредственно слагаемая из отклика системы
значимости, хотя и предполагающая нахождение более приемлемого). Больше не хочется иметь с ним дело, разве что есть исследовательский интерес. И все
потенциально полезное, что может принести пламя, может оказаться нереализованным. У многих животных страх перед огнем не позволяет воспользоваться огнем, хотя это возможно, например, у собак при отзеркаливания авторитетного хозяина, греющегося у костра. Требуется именно осознанное, более высокоуровнево мотивированное волевое усилие или заранее подготовленная мотивация, для того, чтобы преодолеть эту первую простейшую реакцию и продолжить исследование. Именно - исследование. Вне исследовательского
контекста, при котором нужная фаза поведения достаточно надолго прерывается для обдумывания и проб, простейшая реакция избегания или другой вырабатанный автоматизм будет преобладать.
Воля в простейшем случае воплощается в непосредственном следовании наиболее
значимому (вырожденная воля) или, в случае затруднений с выбором - в "волевом усилии". Выбор же состоит в постоянном текущем сопоставлении
значимости всех активных зон (при осознании - мыслей). Это происходит само по себе: та активность, что оказывается в текущей ситуации наиболее
значимой, становится преобладающей. Изменились условия, изменилось преобладание. Как это описано в статье
Механизм ориентировочного рефлекса, вызывающий необходимость осознания и проявление воли - это и есть последствия модуляции внимания - как результат оценки
значимости при ненулевой новизне. Фокус внимания (границы активности), активизирующий
прогностический механизм опережающего возбуждения в зависимости от условий текущего восприятия или восприятия картин уже переживавшегося опыта, в котором также становятся доступным запуск конкретных предпочтительных реакций, подключает сознание к наиболее актуальному. В отличие от других активных участков, оставшихся непогашенными от прежней мыслительной деятельности, но теперь локализованных вниманием (отрезанных во многом от каналов восприятия, каналов действия и программ выбора оптимального варианта поведения, нарабатываемых
жизненным опытом как способность к исследованию), временно или навсегда остающихся без возможности управления вниманием, актуальность ветвления поведения в сторону найденного желаемого варианта способна активно переключать внимание, что выражается как результат волевого усилия при о
смыслении. Слово усилие здесь означает то, что направление переключения требует соразмерять
значимость одного по отношению со
значимостью другого, что во многих случаях бывает не просто, а требует усилий сопоставлений от механизмов исследовательского поведения. Хотя это - не мышечные усилия, но они могут быть не менее энергозатратны.
Понятно, что временно локализованные вне сознания активности, в случае если локальный процесс обработки информации в них точно как это происходит в сновидениях, все по тому же механизму опережающих возбуждений, приведет к результату,
значимость которого окажется выше, чем
значимость текущего активного осознанного процесса, заставит тем самым фокус внимания переключиться на него, и эта мысль станет осознанной (эффект озарения, интуиции).
Для человека характерны постоянно доминирующие зоны активности, не затухающие в течение сна, оказывающие из-за повышенной
значимости (вплоть до наивысшей) дающее наиболее сильный мотив для выбора наиболее предпочтительных поведенческих реакций - общую мотивацию.
В обобщающей статье
О системной нейрофизиологии проиллюстрировано как происходит мотивация текущего поведения.
Для образной наглядности прокрутим картину поездки на личном автомобиле по дороге.
Как обычно, Ваше внимание выделяет из всего окружающего только наиболее значимое в данной ситуации, фокусирует (блокировкой мешающий каналов) на значимом. Предположим, Вам ХОРОШО, вы УВЕРЕНЫ, вы едете по ЗНАКОМОЙ улице, ситуация и светофор ЗНАКОМЫ Вам. Светофор около перекрестка очень значим, и вот Вы фокусируете внимание на цвете светофора. Это - контекст в котором воспринимаемое приобретает для Вас определенный СМЫСЛ - оно для вас ИНФОРМАТИВНО (это и есть сущность того, что называется информацией) и в зависимости от этого Вы моментально прогнозируете (опережающее возбуждение) варианты Ваших реакций в зависимости от всего предшествовавшего жизненного опыта, от того не поехать ли на красный, до осторожного стоп, не шути так! И, когда уже вот он, светофор радом, и Вы воспринимаете дополнительную информацию (где гаишник, есть ли машины рядом) и момент для конкретной реакции настает - это и есть пусковой стимул, реализующий ту программу поведения, которая к этому моменту дает наилучший для Вас прогноз.
А вот если бы базовый эмоциональный контекст был ВАМ ПЛОХО, ВЫ РАЗДРАЖЕНЫ, то результирующая реакция могла бы оказаться разительно иной.
Всем этим "руководила" активная зона, определяющая мотивацию данной поездки, что определяло общий контекст (ХОРОШО это или ПЛОХО) и контексты всех отдельных совершаемых действий. "Воля" определяемая этой активной зоной может быть исчерпана результатами одной поездки, но может предполагать много поездок и других действий и оставаться долгое время активной.
Из всего сказанного отмечу самое важное: начиная с некоторой сложности организации нервной системы, появляется специфический внутренний "орган чувств", рецепция
значимости, назначение которой - оценивать, что для организма является хорошо, а что - плохо, что желательно, а чего следует избегать. Мы практически в любой момент не затруднимся дать такую оценку чему угодно: хорошо это или плохо в данный момент для нас (и только для нас, хотя так часто кажется, что это может относится и к другим), если только не начнем задумываться (уйдем в исследовательский
контекст поведения - без определенной окраски в одну из основных эмоций). Это есть основа личности и ее мотивации.
Итак, воля - это реализация решения найти решение проблемы и добиться выполенния найденного варианта поведения для данной конкретной ситуации, с запуском выбранного поведения в момент наступления пускового стимула, - когда ситуация требует уже незамедлительной реакции. Сюда относятся как внешне выражающиеся реакции, так и переключения внутреннего внимания (раз
мышления). "Лень" - соответственно, состояние отсутствия решительности, см.
Лень. Т.к.
значимость для личности приравнивается к значению "
смысл", то другими словами, лень - отсутствие
смысла делать что-то для данной личности в текущих условиях.
"Свобода" же выражается, как говорится в одном изречении, в "осознанной необходимости" определенного выбора, а не в случайном выполнении чего-то. Само же словосочетание "свобода воли" означает наблюдаемые извне проявления реализации вполне определенных осознанных решений (в том числе и моментальных, в отслеживающем режиме сознания).
Эти механизмы сугубо не
алгоритмичны (см.
К проблеме "вычислимости" функции сознания ), т.е. мы - не автоматы пока способны осознавать.
Мотивация не просто "самозарождается", или возникает случайным образом под воздействием каких-то дестабилизирующих или причинно-следственных факторов, она не есть и полностью "свободное", ничем не обусловленное волеизъявление. Она - непосредственно следует из сложившейся системы
значимости личности и текущих ее потребностей, вытекающих из нее и в этом
контексте определяется мотивирущее восприятие стимулов. Система
значимости базируется на самых фундаментальных потребностях организма. Поэтому когда пришла пора есть, то возникает мотивация поиска пищи, которая может быть преодолена только более
значимой для данной личности в данный момент другой мотивацией.
Есть немало других источников, обобщающих механизмы организации
психических явлений на уровне
нейронных сетей для определения сути мотивации, например,
Мотивации. В работе подробно рассматриваются мотивационные механизмы на различных уровнях их представления - как обобщение большого количества исследовательских работ по данному вопросу. Здесь приводятся некоторые фрагменты:
Мотивация - вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга.
... Каждый, кто внимательно наблюдал поведение живых существ, не раз обращал внимание на то, что среди разнообразных форм поведения встречаются такие, когда человек или животное не только реагируют на внешние воздействия, но активно ищут определенные объекты внешней среды. Поиск этот осуществляется весьма настойчиво, с большими затратами энергии и преодолением различных препятствий на пути к цели.
... К числу основных влечений, направленных на обладание определенными раздражающими предметами, И. П. Павлов в первую очередь относил влечение голода и ориентировочно-исследовательскую деятельность. Нетрудно заметить, что основные влечения организма представляют собой именно такую форму поведенческой деятельности, которая в отличие от рефлекторной деятельности как реакции на внешние стимулы, напротив, направлена на поиск специальных раздражителей внешней среды.
Термин "влечение" в последние годы в отечественной литературе употребляется редко. Чаще используются его синонимы - "побуждение", или "мотивация" (movere - движение, побуждение). В зарубежной литературе часто применяется понятие "драйв", соответствующее понятию "основные влечения" организма.
... Непосредственной причиной биологических мотиваций (в отличие от социальных мотиваций) являются преимущественно раздражители внутренней среды, связанные с изменением различных показателей гомеостаза, определяющих нормальное течение обменных процессов в организме, например, уровня питательных веществ, осмотического давления, состояния половых клеток, различных гормонов etc. Эти в различной степени выраженные изменения тех или иных метаболических показателей, будучи в значительной степени гуморальными изменениями, выступают в роли исходных стимулов биологических мотиваций.
Наряду с этим биологические мотивации могут активироваться или, наоборот, тормозиться специальными внешними "ключевыми" или "освобождающими" факторами внешней среды, например, видом или запахом противника или полового партнера, пищи или других удовлетворяющих различные потребности раздражителей.
... Будучи неотъемлемым компонентом системной организации поведенческих актов, мотивации в своем становлении в развивающемся организме подлежат общим закономерностям развития функциональных систем - процессам системогенеза. В процессе онтогенетического развития отдельных функциональных систем мотивации, будучи их составным компонентом, созревают избирательно и последовательно. Так, у новорожденного ребенка уже к моменту рождения формируются мотивации голода и жажды; затем на основе обучения и влияния внешних факторов проявляются мотивации страха, температурные мотивации, формируются позывы; в период полового созревания проявляется половое влечение, и уже во взрослом состоянии - родительские мотивации.
... Отечественным физиологом Н.Ф. Поповым было показано, что при полной денервации пищеварительного тракта у животных сохраняются мотивации голода. Клинические наблюдения тоже указывали на то, что после тотальной резекции желудка больные по-прежнему испытывают чувство голода.
... Французский исследователь П. Делл обосновал точку зрения, согласно которой "центральное мотивационное состояние" определяется неспецифическими восходящими активирующими влияниями ретикулярной формации на кору мозга. Близка к этим представлениям "теория активации эмоции" американского физиолога Р. Линдсли, который также считает, что эмоциональные реакции различного качества строятся на основе восходящих активирующих влияний ретикулярной формации ствола мозга.
... Американский исследователь Е. Стеллар сформулировал теорию, которая связывает формирование мотиваций с деятельностью специальных мотивациогенных гипоталамических центров головного мозга, на которые оказывают влияние кора, тормозные гипоталамические центры, чувствительные стимулы, гуморальные факторы etc. Эта точка зрения нашла подтверждение в многочисленных исследованиях. Так, при электрическом или химическом раздражении заднелатерального отдела гипоталамуса в области свода оказалось возможным получить у коз выраженную питьевую реакцию. При стимуляции латерального отдела гипоталамуса у различных животных возникают направленные пищевые реакции. Эти и другие эксперименты позволили говорить о наличии на уровне гипоталамуса так называемых мотивациогенных центров голода и жажды, агрессии и страха etc.
... Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют формирование обусловленного мотивацией поведения.
... Особенность нейронов гипоталамической области состоит в их тесных функциональных контактах с капиллярами и в специфике метаболических процессов. Последнее заключается в том, что каждая группа нейронов гипоталамической области использует в своем нормальном метаболизме только определенные гуморальные факторы и при изменении их содержания избирательно приходит в состояние возбуждения. Таким образом, эти нейроны обладают свойствами рецепции определенной внутренней потребности.
... Гипоталамические мотивациогенные центры имеют обширные связи с другими отделами мозга и в первую очередь с лимбическими и ретикулярными образованиями, а через них - с корой большого мозга. Из этого следует, что возникшее первично в нейронах гипоталамической области мотивационное возбуждение может широко распространяться практически на все области мозга.
Доминирующая мотивация представляет собой исходное, качественно особое состояние организма, которое определяет его целенаправленную деятельность и характер реагирования на действие многочисленных раздражителей внешней среды.
Мотивационное состояние можно рассматривать как активный "фильтр", определяющий подчеркнутую и избирательную реактивность животных только по отношению к тем раздражителям внешней среды, которые способствуют или препятствуют удовлетворению лежащей в основе каждой мотивации потребности.
Каждая мотивация субъективно переживается, т. е. сопровождается специфической эмоциональной реакцией. Эмоциональные ощушения каждой мотивации подчеркнуто специфичны.
... Субъективное переживание, сопровождающее мотивацию, имеет важный информационный смысл, позволяя животным быстро и надежно, без анализа деталей оценивать каждую потребность.
Следует, однако, иметь в виду, что отрицательные эмоциональные ощущения в чистом виде сопровождают потребность только на ранних этапах онтогенетического развития и, возможно, только при первом возникновении соответствующей потребности. По мере неоднократного удовлетворения потребности, что как раз и имеет место в жизни каждого индивидуума, эмоциональное переживание потребности несколько изменяет свой знак. Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, удовлетворение потребности всегда сопровождается эмоцией положительного знака, которая как бы санкционирует успех поисковой деятельности. По мере неоднократного удовлетворения однотипных потребностей и получения положительных эмоциональных ощущений каждое животное запоминает эти ощущения, и они по опережающему принципу начинают включаться в структуру мотивационного возбуждения. Формируется так называемый аппетит, или предвидение, субъектом, испытывающим ту или иную потребность, положительной эмоции, которая может быть получена при удовлетворении этой потребности.
... Имеется множество физиологических экспериментов, которые показывают, что доминирующая мотивация извлекает у животных опыт, ранее накопленный по удовлетворению соответствующих потребностей, по опережающему принципу до конечного подкрепляющего результата включительно и, таким образом, как бы "вытягивает" весь предшествующий опыт животного по удовлетворению соответствующей потребности.
... Доминирующее мотивационное возбуждение, формирующееся на основе той или иной потребности как организационный специфический корково-подкорковый комплекс, представляет собой функциональную канву избирательно возбужденных синаптических и нейрональных образований мозга. На этой канве подкрепляющие этапные и завершающие возбуждения в определенной временной последовательности пишут своеобразный узор, или энграмму. Этот узор по мере неоднократных подкреплений отшлифовывается в форме специфической корково-подкорковой архитектуры, в которой синаптические и нейрональные элементы объединены в пространственно-временных соотношениях.
При каждом очередном возникновении соответствующей потребности доминируюшее мотивационное состояние активирует элементы выработанной на основе предшествующего опыта энграммы, возбуждая их до конечного пункта, связанного с получением необходимой информации об удовлетворении соответствующей потребности. Этот комплекс избирательно возбужденных корково-подкорковых аппаратов, представляющий нейрофизиологическую архитектуру акцептора результатов действия, и направляет поведение живого существа через постоянное сравнение поступающей к нему с периферии обратной афферентации, вызванной действием раздражителей внешней среды, к достижению цели, т. е. к удовлетворению доминирующей на каждый данный момент времени потребности.
... Выраженная мотивация человека обусловливает целеустремленность личности, ее способность активно действовать для достижения целей в соответствии с юридическими, правовыми и моральными законодательствами общества.
Врожденные биологические мотивации также участвуют в формировании личности, определяя ее индивидуальные и общественные интересы, а также черты характера уже в раннем детстве.
По доминированию пищевых, агрессивных, оборонителъных, половых и других биологических мотиваций выявляются индивидуальные характеры.
Тем не менее, несмотря на важное значение биологических мотиваций, ведущее значение в формировании личности человека, его характерологических особенностей принадлежит социальным мотивациям, формирующимся под влиянием окружающей, в частности социальной, среды.
В статье
Свобода воли как функция бессознательного заявляется направление исследований, призванное доказать отсутствие "свободы воли" в
психике. Приводятся опыты, в которых за 10 секунд до "свободного и не заинтересованного выбора" в мозгу отмечается визуально наблюдаемая активность в области, по которой заранее можно сказать какой выбор будет сделан. То, насколько
методология и сенсационность таких опытов надуманы, было сказано в
обсуждении этой статьи. Но важнее понять, почему нельзя смешивать абстракцию "свободы воли", как и абстракцию "разум", т.е. все то, что проявляется в нашем наблюдении чужих и своих проявлений
психических процессов - с собственно такими процессами.
Это - так же напрямую затрагивает такие вопросы как "не/материальность мысли" и "отделимо ли сознание от мозга".
В примере о некорректности статьи приводится аналогия:
Внимание!!! сенсация, елки: мы научились за полчаса определять в какую сторону свалится карандаш, поставленный на острие, если его отпустить в свободу воли нафиг! Это мы делаем с помощью отвеса и результат нашего прогноза достигает 60%!!!
Вот вполне корректная аналогия происходящего :) Если нет определенной мотивации (будь она, то и гадания не было бы и "свобода воли" уже не казалась бы такой свободной - как в примере с тараканами) то выбор обуславливается текущим состоянием, которое может сохраняться неопределенно долго, пока муха не пролетит, свет не брызнет из-за облаков или не появятся новые условия для смены контекста "решения". Человек и не сознает всю составляющую этого контекста, она сложилась после предыдущей попытки и каждая новая попытка будет его изменять как и все, происходящее вокруг , имеющее некоторое значение даже если оно не осознается.
С точки зрения процесса говорить о свободе воли карандаша не корректно: есть то, что предрасполагает в данных конкретных условиях к падению в определенную сторону и его можно предсказать за какое-то время, в течение которого эти условия не изменятся. Но с точки зрения наблюдателя все выглядит так, как если бы у карандаша была свобода воли и именно поэтому
мистики так склонны наделять все в природе сознанием и такой волей :) Если бы карандаш имел способность наблюдать сам за собой, но ему не было бы доступно восприятие предрасполагающих условий, то и он бы думал, что обладает свободой воли, - в этом
смысле наблюдение извне и самонаблюдения не отличаются. У нас "свобода воли" ровно такая же как у карандаша перед падением. Нашему сознанию так же не доступно все то, что предполагает наше решение, но находится вне зоны осознания.
Если рассматривать на уровне механизмов психики, то все предопределяется мотивирующими влияниями в текущих условиях. И таким влиянием может оказаться все, что угодно: от покалывания в спине до блика на кнопке от вошедшего в комнату экспериментатора. Весь прежний опыт оцененных последствий поведения будет влиять более направлено если прогнозируются важные последствия. В контексте творчества может быть настолько понижены границы образов, что начнут ассоциироваться казалось бы совершенно немыслимые (для другого) сочетания, порождая новую фантазию. Но если смотреть на проявления этих механизмов, то выделяется форма, в которую выливается психика: идею, абстракцию, доступную как наблюдателю внешненему, так и самому ее родившему. Вот тогда возникают категории "свободы воли", тогда и про карандаш точно на тех же основаниях можно сказать, что у него есть свобода воли падать :) если не видеть заранее куда отвес показывает... зная, на чем когда-то человек обжегся, или что его приводило в радость, можно очень даже эффективно манипулировать им, предсказывая его реакции, касающиеся таких моментов лучше, чем с помощью визуализаторов мозговой активности.
Из всей совокупности известного очень достоверно следуют функции сознания - как механизмов нахождения варианта поведения в несколько отличных от хорошо известных условий (см.
Сущность сознания). В этом плане нет границы: вот здесь решение еще не принималось, а вот здесь оно уже начало приниматься сознанием потому, что
контекст решения уже есть, некоторые
прогностические варианты просматриваются и в простейшем случае выбирается наиболее предпочтительный по
прогнозируемым последствиям. В случае же отсутствия мотивирующих предпочтений и
прогноза пользы-вреда включается некоторый игровой вариант - так же из личного варианта опыта, и тогда на результат может повлиять даже ветерок, коснувшийся волос, а если нет ничего хоть сколько-то
значимого, отработает установившееся текущее предпочтение как наклон карандаша перед падением.
Итак, следует различать нематериальную форму и материальное содержание. То, как мы воспринимает проявления
психики - наши абстрактные выделения формы
психических процессов в нашем восприятии. Формы в природе не бывает, это - наше выделение - нематериальная абстракция.
Для того, чтобы лучше воспринять
смысл сказанного, приведу фрагменты
обсуждения статьи Сущность сознания:
если железо работает, то виндовс не зависит ни от конфигурации железа (кроме той ее части, которая предназначена для управления возможностями специфики конфигурации), ни от системы команд процессора. Виндовс будет функционально такой же на маке и на интеле и на AMD или деке и на разных мониторах.
И нет места, где этот виндовс будет взаимодействовать с компом, никакой такой шишковидной железы :) (- ранние представления о том, в каком именно органе разум взаимодействет с мозгом) Видна – не в виде инфополя, которое принимает комп, а – проявление результата работы компа ТОЛЬКО для тех, кто знает, что такое винда. Поэтому и говорится: проявление.
На самом деле винды как таковой не существует, хотя она распознается в нашем сознании по признакам, формируемым компьютером с помощью монитора и других терминалов, но у каждого во многом по-своему. Она существует как система понимаемых символов только у нас в голове. И если эти символы понимают и другие люди, то они так же оказываются причастны к понимаю винды. Форму работы компа, которую мы выделяем нашим сознанием в виде понятной нам винды, продуцируем мы лишь в нашем сознании. Винда и работа компа – одно и то же настолько же, как форма куба неотъемлема от куба. Как можно говорить о том, что куб влияет на свою форму или наоборот если это – форма его же существования? Как можно говорить, что электромеханическая система, в работе которой только те кто знают выделяют винду, влияет на наше представления о винде? Ведь эти представления – отражения того, что мы видим в работе компа.
Мы видим щербатый кубик сыра, или кубик - детскую игрушку или кубик на экране и у нас срабатывает распознаватель "кубик". Вне зависимости от того из чего он сделан и его щербатости-окраски-мягкости и т.п. признакам его наполнителя. Форма, которую мы выделяем в сознании, не зависит от наполнителя и не влияет на наполнитель. И наша "психика" точно по той же причине не зависит от наполнителя и не влияет на него. Потому, что она выделена наблюдателями - нами, выделяющими проявления психики, а текущая активность нейронных сетей, возбужденная пусковым стимулом в конкретных условиях, вызывает передачу возбуждения на ранее отработанные программы действий. И это делают не проявления психики, а их механизмы.
У нас есть механизмы, обеспечивающие творческий поиск наилучшего для нас варианта в условиях несколько отличных от привычного, которые так же работают на основе прежнего накопленного опыта удач и ошибок - сознание. А наше восприятие - лишь выделенная нашим вниманием субъективная форма процессов - совокупность признаков восприятия-действия, связанная с личными оценками, определяющими мотивацию в отношении этих признаков.
Если мозг сделать не на нейронах, а на искусственных нейристорах, задав те же начальные предопределения, то ничего с нашей психикой не изменится в принципе.
Понятие "свобода воли" - осталось от времени философского этапа о
смысления (
Мистика и наука), а позже -
психологического (эмпирика черного ящика -
психики), в котором явление рассматривалось само по себе, вне зависимости даже от предположений о его механизмах. Более корректно говорить не о свободе воли, а о мотивации личности.
Что же касается волевого усилия, то оно - следствие функциональности сознания
[123]. Главная функциональность сознания - корректировка тех звеньев (фаз) поведенческих автоматизмов
[29], которые в несколько новых условиях при наибольшей актуальности действия
прогнозируют
[207] нежелательность прежнего вида реагирования. Если актуальность не позволяет о
смыслить ситуацию, чтобы придумать более подходящее продолжение действий, то выполняется наработанный автоматизм, но внимание (фокус осознанного восприятия-действия) следит за тем, что последует, и если все обошлось, то закрепляется обновленный профиль признаков условий (дополняется эмоциональный
контекст), как так же подходящие условия для такого вида реагирования. Если результат нежелателен, то такое действие впредь блокируется для данных условий. Стоит в будущем опять оказаться в таких же условиях, как прежний опыт уже не позволит просто выполнить привычное действие, а необходимость о
смысления с прерыванием выполнения автоматизма на это время возрастет. Теперь потребует намного большее усилие (волевое усилие), чтобы сделать то, что в прошлый раз оказалось неприемлемым.
Продолжение: Воля