В статье о психическом явлении "Неудовлетворенность существующим" показывается неизбежность его у творческих людей, причины проявлений такой неудовлетворенности, особенности корректировки поведения при осмыслении и обосновывается оптимальная норма эмоционального фона при активной поведенческой адаптивности, не приводящая к одной из крайностей психопатологии.
Сразу стоит задать контекст понимания, в котором и будет восприниматься смысл далее сказанного.
У каждого есть своя произвольность оценки того, насколько текущие неудобства становятся слишком неприемлемыми, чтобы это стало проблемой, требующей решения, или же можно продолжать уживаться с мелким дискомфортом.
Слишком низкий косяк двери заставляет нагибать голову, а если задумался о чем-то, голова получает довольно неприятный удар. Возникает субъективное отношение: мириться ли с этим впредь или сделать косяк повыше? Понятно, что на эту оценку влияет, с одной стороны, трудоемкость переделки косяка, а с другой – насколько больно и часто ударяется голова. Что перевесит это – очень индивидуально и является особенностями личной произвольности оценки.
Все сводится к более общему механизму: делать как привычно (стереотип поведения) или новизна полученного удара головой оказывается достаточной, чтобы посчитать неприемлемым дальнейшее такое безобразие.
Заготовки имеющийся вариантов поведения нарабатываются опытом в виде поведенческих автоматизмов. Если вовремя обратить внимание на низкий косяк, то достаточно нагнуться (применить автоматизм нагибания), но часто внимание не обращается, занятое чем-то другим.
Если решено, что такая ситуация неприемлема, то возникает доминанта нерешенной проблемы, стимулирующая творческий поиск решения. А это уже – не тот уровень сознания, когда достаточно подобрать уже имеющееся решение, это – высший, творческий уровень. И у разных особей он очень по-разному наработан в виде опыта решения проблемы данного типа.
Вот как это выглядит на примерах в обсуждении.
Palarm:
Решил перенести выключатель света в ване пониже для малого, чтобы сам включал и не звал нас. Внизу как раз было дупло по розетку, ее вынес внутрь ванны а в ту же дырку перенес выключатель, скрутив провода от верхнего. Чтобы верхнее гнездо не зияло - поставил туда другой выключатель, не подключенный - просто как заглушку. Теперь их два - один вверху ложный, внизу рабочий. И вот, уже в течении трех дней имею удовольствие наблюдать на себе самом отличный пример работы условных рефлексов.
Подхожу к ванне - рука автоматом тянется вверх - щелкаю машинально - тьфу ты - щелкаю нижним. И так уже пару десятков раз наверное. Не хочет однако автоматизм модифицироваться, после стольких то осмысленных прерываний? На самом деле прикол в другом: в момент осознания что выключалка теперь внизу, нет у меня чувства трагедии, скорее прикол. С такой мизерной значимостью новое ветвление лишь вяло тявкает в момент принятия решения, и старое, проверенное годами, уверенно переводит стрелки на себя. И когда распознаются при приближении к ванне ее признаки, подсовывается именно старое решение, как самое верное.
А вот если я возьму к примеру и накоротко соединю фазу с нулем в верхнем переключателе, чтоб долбануло при щелчке - вот тогда все с первого раза так переназначаться, что кроме уверенного движения руки вниз возникнет и стойкое желание замазать верхнее дупло от греха подальше. Ну или просто зашпаклевать сразу без таких экспериментов, чтоб не раздражал своим видом старую ветку - тогда она сама засохнет, лишенная стимулирующей подпитки.
Это наглядно показывает, насколько автоматично наше поведение, несмотря на наличие казалось бы высшей нервной деятельности. Ведь я же сам делал новый переключатель, сам много раз спотыкался о старый - и все равно рука лезет вверх, стоит только дать волю мозгу самому разобраться в ситуации - отвлечься на пару секунд, и будет опять: тьфу ты, да сколько же можно! Насколько же оно тупое, это сознание, если не стимулировать его важными значимостями. Или развить тему, что весь этот цирк во многом потому, что это не я иду к ванне, а модель меня в моем внутреннем мире, где загрузилась сцена ванны с выключателем на старом месте, потому как именно эта конфигурация оказалась наиболее актуально-значимой в данной ситуации, а вовсе не та, что создалась в момент прерывания, когда верхний выключатель оказался пустышкой. Отличный пример, для осмысления: почему к примеру вредные привычки так стойки, не смотря на множество осмысленных, серьезных попыток их переписать.
nan:
К особо ясному примеру, кошку и собаку очень трудно переучить делать привычное, для этого им нужно устроить проблему со стрессом. А без проблемы все оказывается на первых уровнях регуляции сознанием: при неудаче или вовремя заметил, - просто выбирается более подходящий вариант поведения из уже имеющихся, новый вариант не вырабатывается, для нового нужна нерешенная проблема, это – 4-й уровень функциональности сознания.
У меня был пес, который все время рвался в огород, научился даже перелазить через заборчик, а когда я его нарастил, все равно лез как человек (я не мог поверить пока не увидел). Т.е. было естественная привычка лазить везде, где заинтересовало, все препятствия решались на уровне имеющихся умений, но лазить через высокий забор могло стать новой проблемой, которую пес решил успешно. И вот как-то настал день, когда пес понял, что я очень не хочу, чтобы он вытаптывал огород, сметая все на пути своих бесчинств. Не помню, то ли я наорал, то ли поддал по заднице, но вдруг для него образовалась невидимая граница и даже если калитка оказывалась открытой, он не смел выходить. Образовался новый стереотип.
Palarm:
Вот кстати по поводу кошек: недавно взяли кошку, и то ли малой ее как то приучил, то ли сама напридумывала - но стала пить воду, макая лапу в чашку и облизывая ее. Суп главное лакает как положено, а воду пьет только так. И вот думаю, какой такой внезапный стресс ей устроить и как то подсунуть новый вариант с лаканием, потому как не столько пьет, сколько разбрызгивает.
nan:
Намажь подушечки лап чем-то горьким. Но можно отбить обязательное вылизывание. Или покажи пример как лакать :)
Кстати, отсюда проистекает неудовлетворенность существующим. Если ее нет, то и будешь делать как всегда.
Неудовлетворенность существующим это – произвольность оценки неприемлемости ситуации: ставить или нет проблему для решения. Чем больше желание правильности (перфекционизма), чем выше творческий потенциал, тем выше и желание сделать по-новому. У разных особей животных, включая человека, это – очень индивидуальная характеристика.
Этиология явления и описание механизмов.
Самый общий принцип поведенческой адаптивности: следовать желаемому и избегать нежелаемого - обеспечивает формирование цепочек автоматических (не требующих осознания [63]) реакций, в которых негатив от нежелаемых последствий своих действий блокирует такие действия, а позитив от удачного варианта поведения, когда результат оказывается желаемым - стимулирует его впоследствии и уже не требует осознания для корректировки в знакомых условиях. Это приводит к тому, что если в знакомых условиях есть заготовленный вариант действий, приводящий к удовлетворительному результату, то прогноз возможности таких действий в ожидании актуальности его выполнения (т.е. пускового стимула) дает уверенность и позитив, связанный с закрепленной позитивной оценкой. Но если хорошего варианта нет, а есть множество ранее неудачных в данных обстоятельствах, то их негатив формирует неуверенность и отрицательный эмоциональный контекст неготовности и необходимости научиться реагировать правильно, с желаемым исходом. Это мотивирует (при достаточной значимости проблемы обеспечивает доминанту активности [9]) творческое решение проблемы.
Понятно, что нахождение варианта с желаемым результатом почти неизбежно сопровождается негативно заканчивающимися неудачами (неудовлетворенности получаемым результатом) и только один раз - позитивный, удовлетворительный результат. Неудачи следуют как из необходимости наработать согласованную последовательность мышечных усилий и поддерживающего их состояния метаболизма (физический тонус в результате стресса), так и определенную психологическую подготовку (наработку эмоционального контекста или стиля реагирования). Таким образом, негативных последствий ментальных усилий и действий в процессе приобретения жизненного опыта значительно больше, чем позитивных, но с накоплением опыта выбора вариантов поведения во все более знакомых ситуациях количество явных неудач постепенно уменьшается до той счастливой поры, когда осознание для выбора новых вариантов уже не требуется и все выполняется уверенно автоматически.
Необходимость приложения усилий и неизбежность негативных переживаний во время приобретения навыков в норме вызывают наработку контекста исследовательского, адаптивного поведения, формирует готовность к трудностям и умение их преодолевать. Если важность задачи превышает оценку предполагаемых трудностей, при умении достаточно хорошо их преодолевать физически и психологически, то такая задача решается, несмотря на все эти трудности (в противном случае - см. Лень).
Наработанные автоматизмы исследовательского контекста у подготовленных людей, как и любые другие автоматизмы, отрабатывают во всех случаях, когда такое поведение обусловлено существующей ситуацией (условиями, содержащими специфику распознаваемых признаков [127] для активизации исследовательского контекста). Это означает, что люди, искушенные в творчестве какого-то профиля, даже не осознавая этого, начинают осуществлять действия, обеспечивающие творчество в определенных ситуациях, для них это - наработанный стереотип, не требующий осмысления.
При хорошей физической форме и высоких навыках творчества, буквально все вокруг, что как-то подпадает под специфику творческого опыта, вызывает прогнозы возможности улучшить существующее, тем самым ставя это существующее в качество пока не решенной задачи, а, значит, связанной с отрицательной оценкой приемлемости существующей ситуации, - в точности как пока еще не достаточно отработанное, не дающее желаемого результата, остается связанной с негативом недостижения желаемого. Ведь только желаемый результат дает ту единственную позитивную оценку, которая уже не потребует дальнейшего осмысления и творческого поиска, а станет уже неосознаваемым поведенческим автоматизмом. Это - источник неудовлетворенности существующим.
Те же, кто не искушен в творчестве, или предмет осмысливания настолько не достаточно значим, что преобладает лень, охотно используют демотивирующие отмазки типа: "Лучшее - враг хорошего".
Для того, чтобы лучше представлять механизм формирования долговременной памяти в контексте темы статьи, стоит разобраться с различием механизма с непосредственным участием отклика системы значимости [125] (то, что больше имеет право называться словом рефлекс [328]) и механизма осознаваемой модификации поведенческой цепочки [123] с осознанной оценкой желаемости результата. Непосредственное сочетание отклика распознавателей значимости с запуском программы действий наблюдается у насекомых, не обладающих механизмами сознания (см. Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия). Такой древний уровень адаптивности не теряется у высших животных и участвует в образовании рефлексов вне зависимости от сознания на протяжении всей жизни. Те модификации памяти, что происходят при осознании (с участием гиппокампа, обеспечивающего подключение образа восприятия-действия к механизмам осознания по А.Иваницкому) используют отклик системы значимости опосредовано при творческом осмыслении после прерывания соответствующей фазы поведенческого автоматизма.
Нужно сказать, что конкретная реализация механизма образования долговременной связи через осознание на уровне схемотехнического представления требует фактических исследований. Однако, сама функциональность сознания - обеспечить корректировку поведения в новых для него условиях так, чтобы оно оказалось желаемым в действительности (с подбором наиболее подходящего варианта поведения или творческого нахождения нового) означает, что должно существовать личное представление о желаемом результате, без которого невозможно определить направление поиска подходящего варианта или цель адаптивности.
Конечно, в наиболее простейшем случае желаемое может просто совпадать с имеющимся откликом системы значимости, которое уже дает направление, называемое словом "потребность" (в отличие, отклик состояния системы значимости, опосредованный сознанием, дает мотивирующую направленность, называемую словом "цель"). Но во многих случаях прогнозирование [33] результата предполагаемых действий в данных условиях может потребовать для достижения конечной цели пережить негативную реакцию системы значимости. Например, чтобы выхватить испекшуюся картошку из горячих углей. В таких случаях сопутствующий отклик системы значимости может разительно отличаться от значимости предполагаемого желаемого результата и потребовать немалых волевых усилий ([241], [306], про свободу воли) для преодоления такого противоречия.
В этом и состоит способность сознания определять и навязывать значимость происходящего, которая отличается от текущего отклика системы значимости, - за счет прогнозирования выгод, превышающих по силе значимости преодолеваемые трудности. Возможность этого напрямую зависит от подготовленности личности к волевым усилиям, ее тренированности в преодолении негативных переживаний.
При осознании именно оценка желаемости результата, при (не)реализованной выгоде модифицирует фазы поведенческой цепочки, используя контур подключения образа восприятия-действия (фазы поведенческой цепочки) к структурам, обеспечивающим функции сознания, через коммутатор переключения фокуса внимания (гиппокамп).
Именно соответствие желаемого получаемому характеризует психологическую адекватность личности, а вовсе не соответствие отклика его системы значимости (далеко не всегда ощущение "хорошо" сопровождает адекватную реакцию).
Важно понимать, что для оценки успешности выбранного варианта поведения в новых условиях нужно не совпадение предполагаемого желаемого и ожидаемого результата, а то, насколько желаемым окажется этот результат, даже если он будет вовсе не ожидаемым, а совершенно неожиданным. Т.е. нет никакой такой операции сравнения желаемого и получаемого, а есть оценка желаемости получившегося результата (хотя в некоторых существующих теориях декларируется именно операция сравнения). В этом плане не вполне корректен термин "адекватность" как соответствие желаемого и получаемого, что требует уточнения, что желаемое - не обязательно предположительное, а - оцениваемое по факту случившегося (т.е. - более широкие границы использования термина "адекватность").
Личная свобода ожидать желаемое или оценивать как желаемое по субъективно обусловленным критериям - настолько развитая способность осмысления, что в крайних своих проявлениях желаемое вообще может не предполагать получение позитивного удовлетворения в реальности, например, в случаях фанатического следования самоистязательным практикам, когда конечный позитив мыслится где-то далеко, часто за границами реальности, но он предполагается всегда, каким бы фантастическим ни был. Конечно, до оценки желательности получаемого в таких случаях не доходит, и это уже дает основание считать такой продукт осмысления неадекватным.
Предлагается небольшой обзор доступных источников по теме.
Негатив в нашей жизни. Откуда он?
Исследователи университета штата Огайо и Чикагского университета, США, предъявляли испытуемым картинки трех видов: 1) которые предположительно вызывают позитивные чувства (ферарри или пицца); 2) которые определенно вызывают негативные чувства (обезображенное лицо, мертвый кот); 3) те, которые, как предполагается, вызывают нейтральные чувства (фен для волос, тарелка). Тем временем они записывали электрическую активность церебральной коры мозга, которая отвечает за многие важные функции, в том числе – за объем обрабатываемой информации.
Опыты продемонстрировали, что мозг реагирует более сильно на негативные стимулы. Просмотр картинок первого типа сопровождался всплеском повышенной электрической активности мозга. Это также означает, что наши социальные установки более подвержены влиянию плохих новостей чем хороших.
По большому счету, наша склонность замечать негативное имеет под собой положительные основания – это охраняет нас от потенциально опасной среды. С начала человеческой истории наше выживание зависело от нашей способности отличать опасность среди других стимулов. Мозг развил такие системы, которые просто не позволяют нам не замечать опасность, поэтому мы способны реагировать на нее.
...Что действительно отличает счастливые пары от несчастливых, так это – здоровый баланс между позитивными и негативными чувствами и поступками по отношению друг к другу. Даже пары, которые постоянно выясняют отношения и часто ссорятся друг с другом, остаются вместе благодаря их способности определенно и точно «возмещать» отрицательный опыт демонстрацией любви и страсти. Создается впечатление, будто они точно знают, когда позитивные акты необходимы.
Коварство заключается в том, что пропорция позитивного и негативного вкладов во взаимоотношения это не пятьдесят на пятьдесят. Исследователи очень точно посчитали количество раз, когда партнеры ссорились и когда они испытывали приливы нежности и любви друг к другу. Это позволило обнаружить специфическую закономерность, существующую между количеством позитива и негатива, необходимого для супружеской жизни, которая бы удовлетворяла обоих партнеров.
Магическая пропорция равна семь к одному. Семь позитивных интеракций между мужем и женой равны одной негативной. Такую закономерность имели все устойчивые супружеские пары.
В самом деле, важность отрицательного результата очень высока: неудачи должны надежно блокироваться и корректироваться до состояния удовлетворенности результатом, а не постоянно наступать на одни и те же грабли. Если у особи по какой-то причине нарушена такая значимость оценки негативного, то вся жизнь становится наступанием на грабли, пока очередной промах не становится летальным. А причин может быть немало: от органических патологий до психопатологий, к примеру:
Известно, что люди, у которых на поверхности клеток мозга понижено число дофаминовых рецепторов определенного типа (D2), чаще становятся алкоголиками и наркоманами.... Оказалось, что люди — носители мутации, снижающей число рецепторов D2 на поверхности нейронов, обладают пониженной способностью учиться на собственных ошибках.
...удар граблей по лбу воспринимается как досадный сбой, придумывается множество оправданий, и человек снова наступает на грабли. Или, не смея пробовать, просто погружается в депрессию.
Во втором абзаце цитирования "Негатив в нашей жизни. Откуда он?" показано, что условием удовлетворенности и ощущением благополучия является превышенный позитивный фон, что характерно для уже сложившихся отношений без необходимости корректировки ошибок. Такое состояние достигается после достаточного периода корректировок неувязок во взаимоотношениях, при достижении желаемого обоими сторонами результата, не вызывающего более сомнений.
Нейробиологические основы суицидального поведения
...у жертв суицида и у лиц с высоким риском суицида, по-видимому, имеет место локальное снижение серотониновой медиации, сопровождающееся повышением активности соответствующих постсинаптических рецепторов. Одним из важных подтверждений этой точки зрения является эффективность антидепрессантов - блокаторов обратного захвата серотонина при депрессиях с суицидальными попытками. Остается много неясных вопросов о генезе данных проявлений – являются ли их причиной генетические факторы, или эти изменения возникают под влиянием внешней среды.
Какими бы ни были причины преобладая негативного эмоционального фона, люди, не имеющие навыков его переживания, придающие им повышенную значимость, не имеющие навыков находить выход из неудовлетворительного состояния, оказываются беззащитными настолько, что предпочитают суицид.
Позитивная и негативная мотивация
...Позитивная мотивация, стремление, основывается на положительных стимулах или позитиве, содержащемся в самом деле. На отрицательных - негативная мотивация, избегание.
... Обычно под желаниями понимают положительное влечение. Желаю чего-то - влекусь к чему-то. Таким образом, желания создают позитивную мотивацию, В этом смысле говорят, что «вызвать желание» радикально отличается от «заставить» и противоположно ему.
... страх может вызывать желание избежать чего-либо, влечение от…, и тогда страх порождает негативную мотивацию. В такой ситуации «заставить» значит то же, что вызвать желание: вызвать желание избежать неприятности...
... в 89% населения живут в состоянии внутреннего кризиса: по старому больше невозможно, а как по новому неизвестно. Вот так люди и начинают читать развивающие книги, или ходить на группы и тренинги.... Только проблема, которую нужно решать, побуждает людей узнать ее причину и вырасти над ней, то есть развить себя до такой степени, чтобы эта проблема перестала быть проблемой.
В этой статье кроме интуитивно верных отдельных мыслей, в основном, все выводы - достаточно не обоснованы, бессистемны (не основаны на целостной системе взаимосвязанных механизмов).
А вот как Неудовлетворенность жизнью лечится лохотронными специалистами:
Самая большая проблема в мире сегодня – это несчастье. Чувствуя себя несчастными, страдают больше людей, чем от болезней, бед, связанных с окружающей средой, и других проблем, созданных человеком, вместе взятых. Несчастье ведет к агрессии, разрушениям, войнам, насилию … Счастливые люди не желают зла другим. Все, что делает человек в своей жизни - в конечном итоге имеет одну единственную цель – быть счастливым. Но с каждым годом ситуация, связанная с психическим благополучием людей встает все острее.
... Неудовлетворенность – ведет к унынию. Она похожа на заболевание, перекидывающееся с одного органа на другой, с больного на здоровый, и поражающее в итоге весь организм.
... Ощущения неудовлетворенности жизнью – это сбой и показатель того, что что-то в жизни идет неверно.
Множество тренингов по "Эмоциональному балансу" кроме очевидно лохотронных тренингов "Позитивного Мышления" предлагают услуги неизбежного за деньги изменения качества жизни. Само использование понятия "эмоции" в словосочетании "эмоциональный баланс" довольно невежественно: эмоции - стили поведения [106], переключающиеся в зависимости от особенностей ситуации и реагирования, и эти стили хотя и могут в основе быть в виде отрицательных или положительных переживаний, но их задача - не формирование нового вида поведения, когда позитивное должно стимулировать, а негативное - избегать, а эмоции - уже сформированные контексты, в которых восприятие и поведение приобретает определенный смысл для особи. Если враг гонится, то страх и убегание сопровождается негативными переживаниями - как прогноз возможной беды, но успешно избегнув врага, возникает положительное переживание, заменяя собой (иногда далеко не сразу) пережитый негатив.
Завершающая итерация понимания предмета темы.
Каждый адаптивный навык требует гораздо больше негативных переживаний, блокирующих не удачные и недостаточно удачные варианты поведения и только один удачный вызывает позитив, стимулирующий в дальнейшем такой вариант.
Это немного напоминает то, что почти все мутации - вредны и очень редко оказываются в чем-то полезными. Навыки самого поиска новых вариантов уменьшает массу неизбежного негатива за счет предположительного прогнозирования, но чем более нова область, тем больше требуется проб и ошибок.
Любая наработка нового опыта трудна психологически, требует усилий и, соответственно, более сильной и постоянной мотивирующей доминаты нерешенной проблемы. А уже наработанные стереотипы поведения идут по накатанным позитивными метками достижения желаемого в цепях автоматизмов, вызывают позитив при выполнении того, что умеешь делать хорошо. В этом принципиальная разница между ремесленничеством и творческим поиском: первое всегда в радость, второе всегда переполнено отрицательными переживаниями и трудоемко. Так эти два поведенческого контекста можно определять с высокой надежностью. Если кто-то говорит, что для него сочинение стихов приносит радость, то он, фактически, признается в ремесленничестве, а не творчестве, когда возникает в самом деле что-то новое и самобытное. Творчество всегда мучительно.
Об
этом ярко и со многими примерами говорится во множестве источников, например, в
статье
Любой вид творчества требует от человека гигантской концентрации
интеллектуальных усилий, стимулирующих борьбу за достижение искомого успеха.
Путь к успеху в науке и искусстве обычно лежит через муки творчества,
разрешение противоречий, предвидение конечного результата — творческой победы.
Основной стимул творческого успеха — это недовольство существующим.
Изобретатель недоволен существующими процессами и придумывает новые, более
совершенные, ученый недоволен собой и существующими теориями. Масштабы
противоречий и трудностей, с которыми сталкивается ученый и художник,
характеризуют их мужество и творческую активность. Видимо, вечная
неудовлетворенность своим творчеством, отрицание старого на пути поиска нового,
неизведанного, стремление к совершенству — необходимые условия достижения творческого
успеха.
Известно множество признаний выдающихся мыслителей, ученых и художников о том,
какое значение они придавали мукам творчества, как воспринимали их конечный
результат - радость преодоленных трудностей, успех на творческом пространстве.
...Радость творчества обычно приходит к талантливым ученым и художникам после большого труда, через муки творчества в любой избранной и, конечно, горячо любимой ими специальности, когда они достигают поставленной высокой цели —творческой победы. К.С. Станиславский считал, что муки творчества - «самые ужасные из всех человеческих пыток».
Даже юмористы условно делятся на творцов (когда придумывают в самом деле новые репризы) и ремесленников (когда смешат людей со сцены), но при сотворении смешного, придумывании анекдотов или смешных историй, в которых отдельные смешные эпизоды совмещены в общую картину, должны находится в довольно противоречивом, специфическом состоянии творчества, когда новое возникает в контексте позитивного настроя, характерного для ремесленничества. Это - явление импровизации, когда сотворение нового требует предварительной большой работы мучительного совершенствования, наработки навыков, заготовки способов уверенного сотворения нового из заготовленных элементов и способов их сочетаний. Эти творческие навыки очень индивидуальны и привносят личную неповторимость, самобытность, по которой возможно узнать "почерк" автора.
Итак, если человек почти постоянно находится в состоянии довольства, он, можно сказать, постоянно счастлив, пребывает в основном в позитивном эмоциональном контексте, можно быть уверенным, что его бытие - вне каких-то творческих проблем, он не создает ничего нового, оставаясь в рамках уже наработанных автоматизмов, ему не требуется осознание. При этом он теряет навыки адаптивности к новым условиям и оказывается все более беззащитным в случае изменения его окружения в том, что не предусмотрено его автоматизмами реагирования. Он неизбежно отстает от развития окружающей социальной культуры, все более отрывается от нее со всеми негативными последствиями потери востребованной социальной активности, а при этом такого человека неминуемо ожидает депрессия [224] в высоком контрасте с тем беззаботным периодом благополучия, в котором он привык быть преимущественно в позитивном настрое.
Так что прекращение инфантильного периода развития, в котором главным является постоянная адаптивность к новым условиям, постоянное осваивание новых навыков, прямиком ведет к асоциализации и сопутствующей депрессии. Есть немало косвенных сведений о том, что программа индивидуального развития переходит к завершению индивидуального существования, в случае прекращения периода инфантильности (который может быть активным и всю сознательную жизнь), что характеризуется многими психифизиологическими показателями (в том числе и балансом нейромедиаторного фона, характеризующего преимущественный эмоциональный контекст). Т.е. программа развития переходит к следующему после инфантильности этапу - угасанию адаптивных качеств, что, конечно, сложный, многофакторный процесс, который зависит не только от уровня активности адаптивных поведенческих систем.
Неудовлетворенность существующим - главная мотивация периода необходимости в наработке жизненного опыта, который всегда в норме сопровождается корректирующими нежелательный результат негативными оценками пока еще неотработанного навыка. Важность нерешенной проблемы выражается в доминирующей активности, отражающей совокупный негатив неудач и поддерживающей мотивацию к решению - в виде творческого эмоционального контекста.
Есть ремесленники, которые раньше были творцами и теперь используют приобретенные навыки в какой-то области. У таких неудовлетворенность существующим будет мешать им спокойно жить до тех пор, пока творческие навыки не дезадаптируются при их долгом неиспользовании, чему способствует общий благостный фон от умелого использования приобретенных умений.
Но есть те ремесленники, которые просто скопировали умения у учителей и так же благостно их применяют. У них нет творческих навыков, нет присущей им способности преодолевать негатив неудач. У них есть только уверенность в своих способностях сделать хорошо заученное, но вовсе не сотворить что-то новое в какой-то области. Соответственно, у них нет и неудовлетворенности существующим, они счастливо довольствуются существующим.
Многие негатив при неудачах связывают с депрессией, их приводит в неистовство неудача, отбивает желание учиться еще, вызывает ощущение неполноценности. При этом возникают навязчивые состояния и психопатологии. Это признаки отсутствия достаточного творческого потенциала.
Ранее наработанные автоматизмы означают, что выработаны навыки, достаточно удовлетворяющие желаемому, с позитивной оценкой результата действия. Опыт показывает, что придумывание чего-то нового, чаще всего, приводит к неудачам до тех пор, пока не будет усердно отработано и освоено, пройдя через многие неприятности и негатив ошибок. Это должно здорово охлаждать мотивацию делать что-то новое: "Лучшее - враг хорошего". Только насущная критическая необходимость могла бы заставить что-то предпринять новое, если ее негатив превышает негатив мук творчества. Но многие особи отличаются повышенной мотивацией к творчеству. Это означает, что они учитывают не только муки творчества, а позитив получения превосходства (см. Психическое явление Превосходство). Если это так, что этот позитив не наследуемый (природа отдыхает на детях гениев), а приобретаемый в опыте ощущения моментов своего превосходства. В таком случае именно это является мотивацией неудовлетворенности существующим - главной движущей силе творчества всякий раз, когда не обстоятельства заставляют, а собственное желание сделать нечто выдающееся.
У сознания, для обеспечения его главной функции: оценивать результат текущего поведения в категориях желательно-нежелательно (по ощущениям системы рецепции хорошо-плохо и прогноза таких ощущений), существует довольно широкие возможности придавать позитивную или негативную значимость происшедшему не только непосредственной ассоциацией с уже выдаваемым сигналом системы значимости хорошо это или плохо, а еще в зависимости от прогнозирования того, желателен ли будет результат пробного поведения, что дает возможность действовать вопреки ранее полученному опыту.
Это то, что обозначают словом "воля", то, что требует волевого усилия тогда, когда предполагаемое желаемое в данных условиях сулит позитив, несмотря на то, что прежний опыт связан с негативом. Например, огонь обжигает, но при некоторых условиях эта опасность компенсируется явными выгодами. Человек, наученный волевым усилиям в творческом поиске новых вариантов поведения, способен по определенным соображениям придать прогнозируемому желательному результату настолько высокую значимость, что он преодолевает негатив даже во время причинения себе явных поражений тела.
Это, конечно же, при крайностях, не обходится без специфических психопатологий, т.е. стойких поведенческих неадекватностей таких как мазохизм и т.п. Но это же позволяет во многих случаях самостоятельно исцеляться в психологическом плане, регулируя сознательно значимость происходящего и не давая ей оказывается за пределами разумного. Конечно же, такой самоконтроль требует хорошего понимания ситуации.
В целом, безусловно, навыки творческого поиска и преодоления сопутствующих трудностей, включая весь негатив неудач, неоценимо важны для личной адаптивности к обстоятельствам, которые просто непреодолимы для неискушенных. Как побочный результат или же как источник мотивации к творчеству, их навыки постоянно провоцируют их на творчество, неудовлетворенностью существующим всякий раз, когда их способности дают достаточно высокую уверенность в способности найти лучшее решение.
Выводы:
Показано,
что неудовлетворенность существующим не наследуется генетически, а является неизбежным
побочным результатом адаптивности человека к творчеству.
В то же время наследственно могут передаваться специфические особенности, которые способствуют более легкому проявлению неудовлетворенности существующим.
Именно особенности организации механизмов осознания и выделили развитие человека среди других животных в творческом плане как наиболее эффективное. У животных с более развитой психикой заметно более продолжительны периоды критического развития, в течение которых они нарабатывают больше более разнообразного опыта в структурах лобных долей.
Другой фактор: ,более психически развитые животные имеют и более развитые механизмы информационных функций (fornit.ru/50394): если рассматривать десятое поле Бродмана префронтальной коры, то его объём у человека занимает в среднем 1,2 % от общего объема мозга, у бонобо — около 0,74 % от общего объёма мозга, у шимпанзе — 0,57 %, у горилл — 0,55 %, у орангутанов — 0,45 %, у гиббонов — 0,23 %.
Третьим фактором является тот порог, при котором осознание нового приводит к доминированию проблемы нахождения подходящего реагирования в этих новых условиях: можно не обратить осознанное внимание на такую "мелочь", а можно начать размышлять об этом.
И, пожалуй, это главное, в привычных условиях режим работы мозга может ограничиваться непосредственным восприятием и привычным реагированием, а может инициироваться циклы мышления (fornit.ru/66140) о том, как улучшить текущее состояние, что для этого можно сделать. При этом преобладает не непосредственное, а более высокоуровневое восприятие с помощью накопленных опытом символьных образов, связанных с ними правил осмысления и текущих доминант нерешенных проблем.
Почему человек умнее других животных - подробнее.
В двух словах влияние этих факторов можно выразить так. Если ты полностью удовлетворен существующим, то, тем самым, уже не вполне человек потому, что остается только та его часть, которая использует поведенческие автоматизмы, т.е. это не столько человек, сколько - автомат.
Никакое богатство и власть, никакие достижения не способны человека, развившего действенный творческий потенциал и способного к творчеству сделать удовлетворенным существующим и пребывать в благодушии. Его удел - преобладающий фон негатива, которому, впрочем, он умеет не придавать большого значения, а давно считает нормой, и это - в самом деле адекватная норма. В противоположность этому находящиеся в благостном довольстве, соответственно, не способны к развитию культуры, они - паразиты культуры (потребители культуры, не привносящие самобытности), даже если имеют социально востребованную активность, защищающую их от депрессии (см. Быдло или не быдло - вот в чем вопрос). Это - серьезные доводы для осмысления желания заняться самосовершенствованием.
Дополнительно:
| ||||||||||||