Это - статья о том, насколько мы предсказуемы, о том, насколько новым может быть результат творчества, мыслей, действий. Здесь будет использоваться понимания функциональности, обеспечивающей адаптивность поведения к новым условиям из статей сознание, самосознание, самого творчество.
Не обязательный абзац, но уточняющий понимание предмета творчества. В самом общем плане понятие нового не так уж просто. Новое - всегда относительно: если рассматривается объективная реальность, то новое - то, что в рамках этой реальности еще не существовало в ограниченной зоне рассмотрения потому, что динамика всей реальности постоянно ее видоизменяет, и понятие нового и старого становится бессмысленным для статистически усредняемых областей. В субъективной реальности новое так же требует ограничения рассмотрения происходящего в постоянно модифицирующейся психике границами контекста восприятия: вопрос может стоять о том, насколько новы условия, в которых что-то воспринимается и делается попытка что-то сделать осознанно (т.е. то, что и составляет область субъективного). И для поведенческой активности важно не любое новое, а только то, что может повлиять на осознанное восприятие и действия. Именно такое новое выделяется всякий раз для того, чтобы перевести на него фокус внимания. Отсюда непосредственный вывод: творчество - всегда нахождение нового варианта реагирования (и, соответственно, последствий, продукта реагирования) для новых признаков условий, нового - по отношению к данной субъективности.
В поведенческом плане новое - то, что существенно отличает условия восприятия и действия, настолько, что смысл воспринимаемого и смысл действия, возможно, следует переосмыслить, чем и занимается осознание. В самом деле, если условия, в которых наработана реакция старые, то нет никакой необходимости что-то в этом менять. При этом изменение смысла напрямую означает возможное изменение отношения к воспринимаемому и к результатам собственного поведения.
Итак, с точки зрения активного изменения смысла воспринимаемого и активного изменения варианта поведения с приданием его результату нового смысла, насколько это может быть непредсказуемо, не иметь аналогов, не быть лишь следствием уже имеющейся программы мышления?
В такой постановке вопроса то, что мы осознаем, составляет значительно меньшую часть от общей субъективированной ранее области воспринимаемого, т.е. того, что при активации становится областью субъективного даже без осознания. Сознание - лишь пятно внимания в огромных просторах субъективного, и даже на уровне нейросети механизмы сознания занимают относительно мало места в мозге, это видно на схеме. Новое в смысле воспринимаемого и поведения создается далеко не всегда в этом фокусе внимания. Наоборот, почти все новое создается вне осознания. Вот это и будет показано ниже.
Сознание (то, что принимает фокус внимания для осмысления) само в не создает нечто новое потому, что его функция - или корректировка поведения в зависимости от новых условий по уже имеющему навыку такого реагирования или же вообще пррывание текущего поведения для выработки более желательного, чем прогнозируемые варианты поведения, с оценкой желательности результата совершившегося [123].
Выбор более желательного - простое предпочтение более значимого в данных условиях, сознанием совершается так же, как и подбор более подходящего ветвления поведения: прогнозы последствий, запускаемые признаками новых особенностей в условиях, дают варианты корректировок поведения, остается выбрать самый сильный по значимости вариант с наиболее желательными последствиями. Так, попавшаяся на дороге лужа заставит предпочесть или перепрыгнуть ее или обойти, если прыжок прогнозируется неудачным. Если обойти невозможно, возникает небольшой ступор размышления (прерывание поведения) в поисках решения проблемы, внимание расширяется и по ассоциации вспоминается, что как-то через яму перебрасывалась доска.
Ассоциация - это связь между психическими явлениями, при которой aктуализация (восприятие и представление) одного из них влечет за собой явление другого [341] при условии расширения внимания, - оно обогатит контекст восприятия настолько, что в этом ноктексте станут активны больше воспоминаний.
Если в текущем контексте восприятия-действия, выделенном вниманием, есть признаки, никак не связанные с ранее приобретенными навыками, и, значит, никак не ассоциированные с выработанным отношением системы значимости, придающим смысл, то такие признаки просто не замечаются (см. Невидимое). Таким образом, сознательно возможно реагировать только с помощью уже наработанных навыков, в том числе и навыков исследования нового.
Какие навыки нахождения подходящих вариантов могут использоваться?
Во-первых, возможность изменения границ внимания, когда в контекст осознанного восприятия начинают попадать дополнительные признаки условий, способные порождать присущие им прогностические цепочки. Специфическими усилиями возможно изменять эти границы в довольно больших пределах, в том числе и методом последовательного перехода по звеньям одной из прогностических цепочек, когда со сканируемой фазой мыслительной цепочки оказывается связанными и другие признаки условий. Так, погружаясь в воспоминания прошлых событий, перебирая их, возможно найти подходящее по желаемым последствиям решение. Границы внимания могут расширяться и с помощью психотропных средств, и тогда ранее довольно разные мыслительные цепочки оказываются взаимно перекрытыми, порождая новые сочетания. Это использовали шаманы, художники, писатели и другие выдумщики небывалого, что породило специфическую психоделическую субкультуру. Новые сочетания старого очень редко оказывались подходящими для реальности, и редко когда помогали в чем-то кроме фантазийного творчества. О малой полезности таких калейдоскопических картинок будет сказано ниже.
Во-вторых, возможно почерпнуть новое именно из реальности. Леонардо да Винчи писал, что неиссякаемым источником новых идей у него было созерцание узорчатых трещинок на штукатурке. Это, все же, не вполне новое, оно должно было раньше получить некий смысл в его восприятии и отношении к воспринимаемому. Ранее на элементы этого нового должно было бы уже обращаться внимание, чтобы теперь было возможным замечать это с определенным смыслом. Такая привнесенная новизна в текущем контексте размышления способна порождать интересные (привлекающие внимание) ассоциации. Любое созерцание во время размышлений способно привнести новое и дать новые ассоциации. В том числе и просто наблюдение каких-то действий другого человека. В конце концов, возможна наработка немалого числа навыков имитации случайных сочетаний и выбора привлекающих внимание ассоциаций, фильтруемых контекстом желаемого результата.
Но в любом из рассмотренных случаев непосредственно самим сознанием лишь рассматриваются новые сочетания, но не порождаются искусственно.
Что получается, когда в ходе решения задачи ни один из творческих приемов не породит ни одного прогностического отклика с желаемым результатом? В таких случаях всегда возникает творческий ступор, прерывание поведения в неопределенности, отсутствие направлений для дальнейшего размышления в данном контексте, что лучше всего говорит о невозможности сознания порождать новое (находить новые решения). Но если нерешенная задача достаточно важна, она остается активной даже вне осознания, активной - в виде постоянно самоподдерживающегося возбуждения образа восприятия-действия на фазе прерывания поведения для осмысления проблемы. И эта активность не гасится ни во время сна, как другие с меньшей значимостью, так и текущим латеральным торможением от схожей активности.
Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне:
Из наблюдений психиатров известно, что в определенных случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они однажды совпадали с сильным отрицательным эмоциональным возбуждением, мог "через месяцы и даже годы вызывать так называемые эмоциональные безотчетные переживания или даже невротические реакции, когда повод, вызвавший их в данное время, остается скрытым от сознания субъекта. Эмоция или невротическая реакция возникают как бы «беспричинно». См. Про интуицию.
... Попытки выработать в лаборатории у здоровых людей условный рефлекс на неосознаваемые стимулы выявили, что для проявления условно-рефлекторного эффекта неосознаваемых стимулов необходимо следующее: во-первых, чтобы они были эмоционально значимы, и, во-вторых, чтобы уровень мотивации или эмоционального напряжения был достаточно высок. Эти положения были подтверждены в исследованиях на людях, поведение которых в жизни определялось доминантой сверхценных идей ревности и связанными с ними отрицательными эмоциями или доминирующей мотивацией влечения к алкоголю.... Было выявлено, что временные связи, выработанные с помощью неосознаваемых сигналов..., сохраняются только в кратковременной памяти. Они не переходят в долгосрочную память. Следовательно, без осознания стимула и достаточно сильно выраженного мотивационного или эмоционального возбуждения у человека возможно формирование временной связи, однако она непрочная и не фиксируется в долгосрочной памяти. Наличие у субъекта доминирующих эмоциональных переживаний или мотивации является необходимым условием сохранения в долгосрочной памяти ассоциаций, сформировавшихся на неосознаваемом уровне.
Возникшие при осознании важных моментов восприятия-действия (фаз поведенческих цепочек) активности сохраняют сами себя за счет обратной связи неопределенно долго, пока не гасятся или значительно более сильными "соседними" подобными активностями или в ходе общего торможения во время сна. Все это время такая активность имеет возможность модифицироваться, под действием новых признаков восприятия-действия или исчезновением привычных, ассоциируясь с другими поведенческими цепочками. В данной фазе возбуждаются, без исполнения, в прогностическом режиме [207] боковые ветвления, и при экстремальной важности такого результата привлекают фокус осознаваемого внимания, что и приводит в появлению "новой мысли", см. схему. Во время осмысливания в таком фокусе внимания возникают условия для долговременного закрепления возникших модификаций. Если же эта активность в ходе торможения сном контрастируется настолько, что вызывает сновидение, то это закрепляет текущее ее состояние без осмысления - в качестве полученного опыта переживания.
Нужно иметь в виду, что большинство из выполняющихся параллельно поведенческих цепочек регулирует поведение неосознанно, т.к. только одна из фаз таких цепочек можешь осознаваться в данный момент. При этом могут выполнять очень сложные, взаимосогласованные действия, учитывающие всю сенсорную информацию [63].
В работах физиологов (В. Г. Гершуни и его сотрудники) экспериментально доказаны существование у человека 2 уровней чувствительности — субсенсорной и сенсорной — и возможность выработки на неосознаваемые (лежащие ниже порога осознаваемых ощущений) звуковые, тактильные, запаховые и др. раздражители условных рефлексов (кожно-гальванических, электрических ответов коры головного мозга)... «подпороговое» надо относить не к восприятию, а к влиянию субъективно невоспринимаемого стимула на поведение.
Это говорит о том, что активирующиеся фазы поведенческих автоматизмов, даже если они не осознаются (фокус сознания отвлечен более актуальным в данный момент), могут образовывать новые ассоциации ("рефлексы"), которые при осознании способны модифицировать прежде наработанное поведение, направляя его по новому пути ветвления автоматизма.
Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности:
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" (чувствительные), или "субцептивные", реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.
Все перечисленное относится к тем или иным автоматизмам: поведенческим или мыслительным, которые принципиально организуются совершенно идентично.
... Физиологические эксперименты показывают, что зрительный словесный раздражитель, который не осознается человеком, вызывает электрический ответ в коре больших полушарий, причем имеется четкое отличие в величинах вызванного потенциала на «нейтральные» и «эмоциогенные» слова (на эмоциогенные слова реакция больше). Следовательно, и в том случае, когда словесный раздражитель не осознается, в коре головного мозга может осуществляться анализ и синтез его семантических свойств.
... Из наблюдений психологов, и особенно психиатров известно, что в определенных случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они однажды или несколько раз совпадали с сильным отрицательным эмоциональным возбуждением, могут через месяцы и даже годы вызывать так называемые безотчетные эмоциональные переживания или даже невротические реакции, когда повод, в настоящее время их вызвавший, остается скрытым от сознания субъекта (Ганнушкин, 1964).
... На эмоционально лабильного человека может действовать «такая масса совершенно не учитываемых мелочей, что иной раз даже сам больной не в состоянии понять, почему ему было тоскливо, и какая неприятность заставила его удалиться от веселого общества, в котором он только что беззаботно смеялся»
... Этого рода психические явления были воспроизведены в многочисленных экспериментах. Например, у нормальных людей порог оcознания неприятных «табу» - слов (бранных, неприличных) при их тахистоскопическом предъявлении явно повышен по сравнению с нейтральными, т. е. обычными словами. При этом «табу» - слова вызывают КГР при таких коротких экспозициях, когда обследуемые еще не могут правильно назвать их. Если обследуемые высказывают догадки об этих «табу» -словах, такие догадки обычно не связаны с данным слов. Феномен повышения порога осознания эмоциональных слов был получен экспериментальным путем (Lazarus, МсСlery, 1951).
Обязательное наличие эмоциональной компоненты говорит о том, что речь идет именно о субъективированных фазах автоматизмов. Привлечение осознаваемого внимания трактуется как превышение порога осознания или порога чувствительности (именно субъективизация позволяет чувствовать что-то).
Сокращение времени реакции, происходящее на протяжении одного опыта, и отсутствие динамики этого показателя при повторных опытах в разные дни дают основание считать, что временная связь вырабатываемая в произвольной двигательной сфере с помощью неосознаваемого зрительного раздражителя, сохраняется только в кратковременной памяти человека. По всей вероятности, не происходит консолидации следов памяти образовавшейся временной связи, т. е. Не осуществляется переход из краткосрочной памяти в долгосрочную, как это отмечается при осознании раздражителей. При образовании подобной временной связи не принимают участия факторы, необходимые, по общепринятому мнению, для закрепления информации в долгосрочной памяти: фокусированное внимание и мотивационно-эмоцнональное возбуждение.
Большое значение фокусированного внимания для регистрации воспринимаемой информации в долгосрочной памяти несомненно. Так, в нормальных условиях избирательное внимание необходимо для образования энграммы (фиксированного эмоционального воспоминания). По мнению Пенфилда (Реnfield, 1975), только события, привлекающие внимание человека, остаются в памяти, а все, что им «игнорируется», не сохраняется в виде энграммы. Однако, как показывают результаты опытов с неосознаваемыми эмоциональными стимулами, у человека без участия фокусированного внимания на «бессознательном уровне» можно выработать временные связи, которые фиксируются в долговременной памяти (Костандов, 1983).
... Как уже отмечалось, характер восходящих неспецифических влияний на «корковый пункт» условного раздражителя в значительной мере определяется психофизиологическими свойствами «подкрепляющего» стимула, его осознаваемостью и эмоциональной значимостью.
... В случае, когда «подкрепляющий» стимул не осознается, дополнительная обратная связь, образуемая с участием эмоционального компонента этого стимула, оказывает тормозное влияние на структуры, принимающие условный стимул.
Подход к научению как процессу:
Для всех тех форм научения, которые исследовались с помощью
построения кривых обучения, характерно плавное улучшение выполнения задачи. В
то же время в некоторых моделях обучения, в основе которых лежит создание
проблемной ситуации (например, научение в проблемной клетке [Эксперим. психол.,
1973]), было обнаружено явление резкого, скачкообразного изменения хода кривой
научения, соответствовшего нахождению решения задачи с последующим успешным
повторением найденного решения. Это явление получило название инсайта, или
озарения.
Инсайт наблюдается в более сложных формах научения по сравнению с условными
рефлексами и дифференцировками. Решение задач, требующих подобных форм
научения, происходит путем проб и ошибок. Предполагается,что инсайт
возникает тогда, когда организм способен прогнозировать результат пробы
[Эксперим. психол., 1963], в противном случае научение протекает плавно.
Исследование научения как процесса, таким образом, позволило выявить два
принципиально разных типа научения: плавное научение и скачкообразное научение
(инсайт и импринтинг).
Итак, природа явно отвергла такие алгоритмы создания нового - как простое перемешивание элементов старого (калейдоскопические образы), некие генераторы псевдослучайного и т.п. все, что дает в основном бесполезный, а то и вредный мусор, который нет шансов перебрать в поисках неожиданно полезного. Это похоже на то, как природа борется с мутациями в организме, распознавая новообразования и уничтожая их. Хотя некое перемешивание и организовывается на уровне формирования генетического кода потомства, но это комбинации уже полезного. А в самом деле новые мутации - влияние среды. Они изредка случаются и чрезвычайно редко оказываются полезными.
Вот и в психике нет специального алгоритма генерации нового, но есть механизмы ассоциаций уже имеющегося, которые тут же проверяются на важность прогностическими возбуждениями и эвристически прорываются на уровень сознания. При этом все поведение нацеливается на постоянное соответствие внешнему окружению, без которого она становится совершенно бесполезной. И это внешнее окружение может подбрасывать в активные и открытые для ассоциация звенья (автоматизмов) новые сочетания признаков, способные провоцировать инсайт если только для этого инсайта уже была подготовлена почва наработок практического опыта.
Как в области бессознательного, так и во сне без контроля сознания, возникают и развиваются цепочки мыслительных автоматизмов, которые или уже были модифицированы новыми составляющими условий, в которых они были активны или новые ассоциации возникли при прогностическом развитии на основе поддерживающихся в активном состоянии новых компонентов контекста понимания. Возникают новые образы обстоятельств и того как они могли бы повлиять на поведение, возникают сопутствующие этому эмоциональные оценки и при очень высокой значимости - инсайт.
Как отмечалось в статье Эвристика: " Из целостного понимания механизмов адаптивного поведения следует, что никакой другой, кроме эвристического (интуитивного), метод творчества человеку не доступен, что механизмы мышления едины вследствие определенной организации памяти мозга. Т.е. никакого такого "логического мышления" последовательностью логических операций, мышления методом дедукции или индукции не существует, и это возможно лишь задним числом, когда уже есть эвристический результат, и возникает необходимость формализации, - попытки вытащить из неосознаваемого опыта то, как этот вывод получился. ". На уровне мыслительных автоматизмов, на уровне сознания новое не возникает.
А вот подсмотрев в реальности что-то новое (в том числе и собственные новые сочетания старых образов при расширении границ внимания), можно оценить, насколько это подходит для задуманного. Именно способность оценить желаемость и дает возможность целенаправленно адаптироваться. А такую способность обеспечивает личная система оценки - система значимости [125].
К примеру, захотелось сгенерировать какой-то новый и красивый узор. Сам он не придумывается, все вспоминаемое - уже старое. Но если взять калейдоскоп и покрутить его пока вдруг не озирит: "вот оно!" то возникнет желаетельный новый результат. Понятно, что никакого алгоритма в получении нового узора не было т.к. использовались свойства реальности случайно комбинировать всякие сочетания стеклышек, но в заданной калейдоскопом тройственной симметрии. Это - самый простой уровень личного творчества, результат которого, во-первых, распознались как то, что нужно, во-вторых, получив таким образом желаемое, и в последующем при подобной задаче будет стимул использовать калейдоскоп или что-то такое.
Калейдоскоп - всего лишь - продолжение личных эффекторов, искусственный вид эффектора. Кроме того, есть возможность с той же (до некоторых пределов) произвольностью управлять своим вниманием, расширяя его границы, чтобы перекрыть далекие ассоциации или сжимая, чтобы оценить получившееся. Есть множество приемов получения нового, которые нужно научиться использовать и вырабатывать новые навыки - так же творческими приемами. Но это новое - принципиально не алгоритмированно, т.к. используется богатство внешнего мира, в том числе и физические особенности собственного мозга.
Очень характерная ситуация: при наблюдении за другим человеком (или даже зверем) вдруг замечается то, как удачно он что-то делает то, что как раз и нужно бы использовать. Может быть, даже вообще не удалось понять, что он делает и это неправильно истолковано, но показалось, что результат - желателен. И тогда начинается освоение того, что даже не было в реальности, а лишь показалось, - уже для себя пока не получается приемлемый результат.
В наиболее развитой области личной базы знания эвристика
способна дать наиболее эффективный и адекватный реальности отклик при
сопоставлении или обобщении сведений, - результат осознанного субъективного
предположения, т.е. требующий проверки на соответствие этого предположения и
реальности: истина это или ложь. Этот результат будет получаться легко и
"сам собой", позволяя таким образом обработать очень большое
количество сведений в короткие сроки.
Назвать это алгоритмом творчества, автоматизмом, - невозможно. Это не назовешь и произвольным творчеством. Потому как никто не может простым усилием своего ума создать нечто в самом деле новое, а не новое сочетание старого. Это - в самом деле - результат удачи, стечения обстоятельств, влияния окружающего, социальное влияние. И то, какой будет результат, никто никаким алгоритмом не спрогнозирует даже теоретически. Вот откуда проистекает муза. Только для этого нужен достаточно подготовленный мир представлений и горящая доминанта нерешенной проблемы.
Дополнительно:
О свободе воли
| ||||||||||||