Для входа в область понимания о “сознании” и “подсознании”, да и вообще “про мозг” есть дежурная статья с предельно наглядным показом, и внизу – рекомендованные ссылки на глубокое погружение.
Необходимые пояснения.
Определение сознания - это не совсем правильное название статьи предназначено как для поисковиков, так и подчеркивает, что будут даны корректные определения механизмов психики, проявляющихся внешне как "сознание" - в наиболее общеразделяемом среди психологов понимании этого слова.
В начале статей на сайте, в которых раскрываются те или иные аспекты сознания, будет приводиться ссылка на эту статью, чтобы можно было сразу понять о чем говорится и воспринимать сказанное в этом контексте.
Представления о формализуемых механизмах, проявляющихся как сознание, основывается на совокупности фактических данных исследований, приведенных в сборниках 1, 2, и представляют собой результат обобщений на основе добротных базовых представлений в химии, физике, схемотехнике, программировании и, конечно, методологии исследований, которые в более общем плане описания механизмов психических явлений представлены в обобщающих материалах.
Многие используемые здесь промежуточные определения достаточно полно описаны в материалах перечисленных сборников и здесь будут даваться только ссылки на такие пояснения.
Наиболее общее определение сознания:
Проявления сознания - это результат работы механизмов личной адаптации к новому в моменты восприятия-действия, наиболее актуальные с точки зрения данной личности, - для формирования и корректировки автоматизмов поведения для условий, существенно отличающихся от привычных, после этого уже не требующих прежнего уровня осознания.
Краткий контекст понимания:
Системы, проявляющиеся как сознание, сознательная деятельность противопоставляются более древним, "рефлекторным" системам так, что проявляется как "произвольность" - возможность приоритетно реагировать наперекор рефлекторному, привычному, если для этого есть причины. Эта произвольность реализуется как в оценке значимости, которая может отличаться от распознавателей значимости на основе гомеостаза, так и в выборе наиболее желательного в прогнозе возможного за обозримое время, в отличие от непосредственного, рефлекторного выбора.
В отличие от реализации поведенческих контекстно-зависимых рефлексов, механизмы сознания реализованы в отдельных зонах мозга и оперируют не образами восприятия-действия в звеньях цепочек моторных автоматизмов, а в виде "мыслительных", субъективных моделей, составляющих мыслительные автоматизмы. Мыслительные автоматизмы, в отличие от моторных, обслуживают единственный канал осознанного внимания для контроля происходящего, что проявляется как "эффект гомункулуса" - как бы наблюдение со стороны за воспринимаемым и собственными "чувствами" и произвольное управление неким внутренним существом - "эго". Эффект гомункулуса возникает из-за единственности канала осознанного внимания, что, в свою очередь является следствием выбора наиболее актуального из всего активного для решения вопроса (см. Ориентировочный рефлекс).
Для реализации произвольного выбора поведения необходимо волевое усилие - некоторое усилие, требуемое для преодоления непосредственного порыва в действиях. Развитие навыка такого прогностического выбора и воли прослеживается у детей в так. называемом "зефирном тесте".
Очевидно, что использование механизмом прогностической произвольности для моментов новых условий выполнения действий дает качественно более высокий уровень личной адаптивности. Все, что касается системы осознанного внимания и произвольности называют психикой, а индивид, обладающий такой системой - личностью с субъективным восприятием того, что оказывается в фокусе его осознанного внимания.
Психика реализуется совершенно конкретной системой механизмов, принцип которой не зависит от способа ее реализации.
Системная концепция:
Здесь принципиально не будут делаться привязки к конкретным областям мозга высших животных потому, что функции сознания не критичны к специфике ее реализации, но, все же, в одном случае будет иллюстративно показано такое сопоставление.
Очевидно, в мозге есть совершенно определенные структуры, которые обеспечивают функциональность адаптивности к новому. В первую очередь это - гиппокапм с переключательной функцией замыкания обратной связи для самоподдержания образов даже если стимул уже не воздействует. Это замыкание (по А.Иваницкому) осуществляется через "эмоциональные" структуры мозга, что обеспечивает придание целенаправляющей личной значимости этомe образу.
Кроме того, гиппокамп может подключать один из активных образов к префронтальной коре лобных долей, образуя канал осознания данного образа или осознанное внимание. Таким образом, по наличию этих структур у данного вида животного или на данной стадии развития мозга, возможно судить о том, обладает ли особь функцией сознания - адаптивностью к новому.
Определим, что словом "сознание" здесь (и всегда когда говорим о механизмах, а не их наблюдаемых проявлениях) будем обозначать не проявляемые признаки соответствующей психической активности, а - систему отслеживания (контроля) наиболее актуальной (наибольшее произведение новизны на значимость [126]) фазы цепочки выполняемого автоматизма [29] (среди других параллельно выполняющихся: мышечных, регуляционных или "мыслительных" [249]) с образованием зацикливания [13] образа восприятия-действия через ассоциированные прежним опытом распознаватели [127] значимости [35] (что и удерживает во времени субъективно значимый образ - "смысл" воспринятого) с возможностью прогностических [33] корректировок текущего поведения и творческой выработкой нового варианта поведения для данных условий.
Основные механизмы сознания и алгоритмы их взаимодействия:
Механизмы сознания могут быть условно представлены в нескольких уровнях функционирования (без четкой границы между ними):
0. Любой момент осознания начинается с непроизвольного "ориентировчного рефлекса" [126] на максимальное значение актуальности происходящего (максимум новизны и значимости) среди всего в восприятии.
1. "суженное" или вообще отсутствующее сознание, в том числе во сне, в шоковых, гипнотических, наркотизированных, зависимых, уверованных, депрессивных состояниях, в состоянии полной неопределенности выбора и т.п.. Поведение в этом случае основывается на ранее сформированных автоматизмах - для исследованных личным опытом условий. Прерываний выполнения автоматизмов не происходит и реакции оказываются наиболее привычными и выверенные [240], хотя при малейшей новизне условий могут давать сбои.
2. Отслеживающий режим. Сознание не останавливает выполнение тех наиболее актуальных фаз текущих автоматизмов, на которые переключается осознаваемое внимание [36] для корректировки или творчества, а лишь подправляет ветвления автоматизмов в зависимости от специфики выполнения на основе уже ранее уверенно наработанных навыков. Это - первое проявление "произвольности".
Т.е. долгой задержки выполнения автоматизма не происходит, хотя он и прерывается в этой фазе для возможного уточнения дальнейшего ветвления. Корректирующее отслеживание данной цепочки автоматизма может оставляться для отслеживания более актуальной другой цепочки, потом вспоминается важность отслеживания предыдущей и сознание возвращается к ней (это напоминает систему прерываний в компьютерах для обслуживания запросов наиболее актуальных устройств). Память о важности предыдущих отслеживаний - это особый мыслительный автоматизм, позволяющий человеку сохранять до 7 прерванных "занятий" (в психологии - понятие о количестве одновременно удерживаемых в памяти объектов осознанного внимания).
Следы ассоциаций между посещениями различных фаз разных параллельно активных автоматизмов сохраняются в течение суток (до сна) в активном виде - как цепочки таких переходов, вспоминающиеся как последовательность событий, определяющая субъективные переживания (например, см. Восприятие пространства и времени). Покинутая реверберирующая область остается в области неосознаваемого, изолированная вниманием и может быть погашена функциональностью сна или преобразована в более значимые цепи "мыслительных цепочек" [249], остающиеся и после сна [95].
Это - доминирующий, "нормальный" режим, обычно значительно преобладающий над третьим.
3. Использование жизненного опыта для решения проблемы выбора ответной реакции. Если на первых двух уровнях осознания не запущен автоматизм, то становится необходимым задуматься и вспомнить ранее накопленный опыт в схожих ситуациях. Удерживаемый образ стимула, для которого нужно выбрать ответ, прокручивается в циклах (А.Иваницкого), образуя информационную картину текущего понимания ситуации. Состояние этой картины и является контекстом, в котором мышлением вызываются те или иные информационные функции для получения данных прошлого опыта (fornit.ru/67865).
Если в результате станет уверенно ясно, что найденная информация может быть использована для ответа с прогнозом позитивных последствий, то такое действие выполняется и на этом цикл мышления о проблеме заканчивается.
Если же с первой попытки решить проблему не удалось, то общая информационная картина дополняется полученной новой информацией, что является основой для нового запроса. Так, с каждым запросом информационная картина меняется, что доступно для субъективного восприятия - текущего ощущения (переживания, квалиа).
В случае состояния лени (нет насущной необходимости решения проблем) этот уровень не используется, хотя могут происходить похожие на сновидения "мечтания". Но существует индивидуальное наследуемое качество: неудовлетворенность существующим, которое не позволяет оставаться в режиме лени.
4. Творческий режим. Становится необходим, если проблема не решена на 3-м уровне осознания. В этом случае проблема запоминается долговременно, включая цель решения (fornit.ru/67888). Возникает доминанта нерешенной проблемы (гештальт). В особо актуальных условиях, для которых сразу не прогнозируется достаточно уверенное [174] продолжение среди хорошо отработанных навыков, приводящих к желаемому результату, становится необходимо "задуматься", - надолго прервать выполнение текущей программы действий для творческого нахождение нового варианта поведения с желаемым результатом.
Творчество - это не только использование автоматизмов (достаточно уверенных навыков) в нахождении новых вариантов поведения, но и механизмы обнаружения решения по аналогии (инсайт). В контексте понимания ситуации выделяются наиболее подходящие к этим условиям навыки решений и прогностически оцениваются возможные результаты, а так же риск при попытке использовать такое решение (см. Основные механизмы творчества.). Творческие автоматизмы так же формируются и корректируются сознательно - принципиально так же, как и другие автоматизмы (среди корректируемых сознанием).
Для творческого прерывания доступны все фазы автоматизмов, ранее осознаваемые и образовавшие цепочки таких моментов осознавания, которые способны опять активировать цикл образа-действия и модифицировать ассоциируемую с ним значимость (субъективный смысл). Вспоминаются те из них, которые оказываются выделенными в иерархии контекстов [106] восприятия-действия вниманием [124].
Прогностически оцененные риск и (не)уверенность оказываются в некотором (а иногда и критическом) рассогласовании с прежде ассоциированной в данной фазе прерванного автоматизма значимостью, мотивирующей [241] выполнение прерванного звена автоматизма. Конфликт этих мотиваций, начиная с некоторой его величины воспринимается субъективно как волевое усилие.
В описательном плане:
Даже в простейшем мозге активность не всегда прерывается как только исчез первоначально вызвавший ее стимул - сигнал от рецепторов. Активность может поддерживаться неопределенно долго в тех случаях, когда эволюционные механизмы отбора определили, что временное пропадание данного стимула не значит пропадание значимого фактора, а необходим учет его присутствия при уже не ощутимом рецепторном восприятием [13]. Именно такая задача решается при осознании, сопровождается образованием доминирующей мотивации, определяющей цели и волевое усилие.
Среди всех параллельно выполняющихся автоматизмов, фазы с наибольшей актуальностью (произведение новизны на значимость) отслеживаются осознанным вниманием без прерывания и зацикливания промежуточных образов, но с готовностью это сделать в моменты, когда текущий автоматизм вступает в противоречие с текущей доминирующей мотивацией (ее описание - чуть ниже). Это может случиться, когда прогностические подвозбужденния, сопровождающие отслеживание фазы автоматизмов, активизируют распознаватели не достаточно уверенного понимания ситуации, слишком большой новизны, опасной в данной ситуации, прогноз негативных последствий. В такой момент, если это позволяет ситуация, необходимо осмыслить такой момент. Выполнение цепочки автоматизма прерывается, образ зацикливается, сохраняя актуальность не зависимо уже от наличия рецепторного восприятия и начинается творческий поиск варианта реагирования с желаемым результатом, используя наработанные опытом цепи автоматизмов творческого поиска.
Прерванная активность остается изолированно реверберировать, ожидая возврата управления. Такого возврата может и не произойти, если размышления окажутся долго бесплодными и будут прерваны чем-то более актуальным. Оставленная же задача может быть доработана во сне и активность погашена, но может и остаться после пробуждения - в виде оставшейся доминирующей активности (доминирующей мотивации), определяющий мотивацию задачи, цели поиска.
Система прерывания осознания у людей позволяет сохранять память для возврата до 5-8 шагов прерываний.
Таким образом, само сознание поддерживается текущей доминирующей мотивацией, вне текущих выполняемых автоматизмов, но имеющих происхождение от них (от старого опыта, вступившего в противоречия с новыми обстоятельствами), актуальность которой определяет уровень активности механизмов творческого поиска новых решений - уровень сознания. Всякий раз при отслеживании сознанием максимальной актуальности текущего момента при выполнении фаз автоматизмов, расхождения между ассоциированной с данной фазой значимостью и значимостью доминирующей мотивации, заставляет совершать специфическое усилие по преодолению реликтовой значимости - усилие воли.
Пояснение о субъективизации ощущений (из статьи Базовое самоощущение):
Только осознаваемое субъективизировано, т.е. имеет личностную, уникальную оценку значимости, придающую определенный смысл воспринятому: прогностически - поле возможных
реакций, статически - предопределенной цепью данного автоматизм реакцию и текущий фон эмоциональных контекстов (которые могут оказаться в конфликте).
Возможны два варианта. Образы восприятия в фазах прерванного выполнения автоматизмов ("ориентировочный рефлекс", переосмысление для новых условий, делающих очевидно не верными, приводящими к риску не желаемого старые, закрепленные за данной фазой оценки [123]) или прерванного следа осознания (в цепочках последовательности осознания [249]) 1) имеют значимость, закрепленную предшествовавшим актом прерывания для осознавания или же - 2) совершенно пока новы для жизненного опыта и, соответственно, не имеют смысла, не вызывают никаких мыслей о возможных последствиях.
Во втором случае образ - совершенно нов, не вызывает никаких "эмоций", он ускользает, тем самым, от осмысления, т.к. не подвозбуждает никакие ассоциации, никакие прогнозы, не связан ни с каким отношением. Это - граница перехода ранее не осознаваемого к возможности осознания и приспособления к нему. Однако, в момент прерывания фазы автоматизма для осознания, уже есть распознавание текущей значимости [15], определяющее текущий целеобразующий эмоциональный контекст восприятия-действия, - есть доминирующая мотивация. Предшествовавшие навыки исследовательского поведения в этом контексте приведут к некоему пробному поведению (в том числе, возможно, бездействию) и результат такого поведения, немедленный или поддающийся связыванию с причиной сознанием, будет оценен и эта значимость закрепиться с прерванной фазой так, чтобы или впредь использовать такой вариант или не допустить его.
Таким образом, с данным образом будет закреплена его значимость, отношение к нему, его смысл в данных условиях для данной личности.
Даже при полной депривации, например, при пробуждении после очень глубокого сна (с полным гашением всех активностей бодрствования), текущее состояние распознается рецепторами системы значимости практически сразу (есть ли болезненные повреждения, критические отклонения гомеостаза и т.п.), что установит один из базовых эмоциональных контекстов, определяющий текущую мотивацию даже в условиях полной депривации. В случае человека, он еще не осознает кто он, где и когда он, но уже имеет некое базовое самоощущение, которое может соответствовать практически любому человеку, уточняя его поведение с распознаванием условий обстоятельств.
Базовое состояние самоощущения (наиболее общие связи значимости в текущем восприятии) распознается очень древними структурами (основы регуляции гомеостаза практически неизменны у всех высших животных), этим базовое самоощущение обезличено не только в рамках рассмотрения людей, но и большого круга смежных видов животных. А в случае нормы гомеостаза, когда нет никаких специфических сигналов отклонений, а отрабатывает лишь распознаватель "все в порядке", который у всех живых существ, обладающих распознавателем такого качества - однотипен (субъектвизирована самая общая част распознавателей значимости "все в порядке"), то, можно соответственно предположить, что такое базовое самоощущение вообще одинаково для всех организмов, обладающих вообще способностью к субъективизации ощущений.
Только когда животное шевельнется, проявив когти, ногти, особенности лап, рук и т.п. начнется уточнение этого состояния. Мотивация дополнится спецификой, позволяющей отслеживать текущее восприятие-действие (начавшие выполнение цепочки автоматизмов) на соответствие текущей мотивации и значимостей, ранее закрепленных за фазами выполняющихся автоматизмов, при необходимости приводя к волевым усилиям переадаптации.
Определение наличия сознания:
Способы определения наличия механизмов мозга, проявляющихся как сознание описывал К. Анохин, см. Константин Владимирович Анохин: представления об организации психики.
Стоит добавить, что ярким проявлением наличия возможности осознавать являются сновидения, которые довольно надежно регистрируются на фоне сна. Сновидения - это мысли, в основном, без поддержки на правления извне, внешними стимулами, хотя они могут и повлиять на то, как будет развертываться сновидение. Это - последовательности субъективных образов (а значит они ранее были уже субъективизированы в ходе осознания), направление которых подчиняется закону прогностических подвозбуждений, впервые описанных И.Павловым, т.е. они разворачиваются в соответствии с личным опытом ожидания наиболее вероятного или наиболее значимого для данной личности направлении уже известного, но в новом сочетании с сюжетом сновидения. Это дает информационное предупреждение, своеобразную обработку того, что явилось основой возникновения сновидения: значимое и новое впечатление, которое не было времени осмыслить, но которое осталось в виде активности до периода постепенного гашения в ходе развития состояния сна.
Если есть следующая совокупность, функционально коррелирующих структур:
1) гиппокамп, образующий самоподдерживающиеся связи (характерные для мозга данного животного ритмы активности, соответствующие периоду прохождения импульсов по кольцу самоподдерживающей активности),
2) детекторы нового по Е. Соколову (характерная внешне проявляющаяся реакция на новые и значимые раздражители в виде "ориентировочной реакции"), и
3) связи от гиппокампа к префронтальной коре лобных долей,
то есть и соответствующая функциональность сознания.
На сайте существует тест: Тестирование уровня сознания, где учитывается сказанное.
Обстоятельно об этом см. в описании наиболее обобщенной модели: Основы адаптологии.
Статьи о сознании на сайте Fornit:
Намерения:
Формализованные здесь представления, конечно же, предполагается развивать в различных аспектах при появлении новых фактических данных и новых достаточно уверенных обобщений. В этом случае существенные дополнения и изменения будут отражены в этой статье.
Современные представления физиологов о сознании:
Физиологи, специализирующиеся в основном в своей предметной области, ("узкие" специалисты) со времен Павловского "светлого пятна" не сильно продвинулись в целостном понимании механизмов, проявляющихся как сознание (см. Крис Фрит: Мозг и душа. Комментарии, В. С. Рамачандран «Мозг рассказывает» комментарии). Наиболее интересными в этом отношении представляются работы Иваницкого А.М.:
Они интересны тем, что наглядно и по существу отражают циклическую активность в момент осознавания и вне осознания, порождающую субъективность ощущений, что и может послужить обещанной иллюстрацией для сопоставления с реальными зонами мозга. Кроме того, в качестве наглядной иллюстрации текущего состояния понимания механизмов организации адаптивного поведения: Схема основных функциональных блоков в организации адаптивности поведения и их взаимосвязей
Хотя, конечно, то, что выводы основываются на косвенных данных о совпадении периодов активности и моментов субъективных переживаний - не может претендовать на аксиоматичность сделанных утверждений и требует дальнейших разумно-планомерных исследований на основе гипотетической, целостной модели, а не методом случайных находок и озарений...
В короткой статье – ясная формулировка того, что нужно для понимания сути сознания: Что такое сознание – просто и ясно.
| ||||||||||||