По современным представлениям, у человека нет специального временного анализатора. И. М. Сеченов в ходе дальнейших исследований пришел к выводу, что восприятие временных промежутков доступно любому органу чувств. Иными словами, представление о времени может возникать на основе слуховых, зрительных, осязательных и других ощущений. Особенно большое значение в данном плане Сеченов придавал мышечно-суставным ощущениям.
К актам, дающим мышечные ощущения, И. М. Сеченов прежде всего относил ходьбу. Основной единицей периодического движения, совершающегося при ходьбе, служит шаг. Он выступает и как пространственная мера, и как мера времени. Поскольку шаг отстукивается, он ощущается не только мышцами, но и слухом. Так возникает одновременность, ассоциация двух ощущений, каждое из которых подкрепляет другое и дает ясное восприятие временного интервала.
... В восприятии времени участвуют также тактильный и интероцептивный анализаторы. Вообще же это восприятие, как подчеркивает А. Р. Лурия, осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в своего рода систему, которая действует как единое целое. Разному характеру временных ощущений соответствует различный динамический «состав» высшей нервной деятельности.
... клинический материал также свидетельствует в пользу положения о том, что в основе восприятия времени лежит системная деятельность различных отделов головного мозга, а не функционирование какого-то особого «центра».
... Точными экспериментальными исследованиями ныне установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени.
Положительные эмоции стенического характера с субъективным убыстрением времени испытал также А. А. Леонов при выходе в безопорное космическое пространство. «К моему большому сожалению,— отмечал он в отчете,— время, отведенное для работы вне корабля, пролетело очень быстро. Весь период пребывания в космическом пространстве показался пронесшимся как 1–2 минуты».
... С. П. Боткин еще в прошлом столетии описал больную, которая была лишена всех видов чувствительности, за исключением кожной, и то лишь на одной руке. Обычно эта пациентка находилась в состоявши сна и пробуждалась лишь при прикосновении к руке, сохранившей чувствительность. И. П. Павлов наблюдал больного, у которого в результате травмы из всех органов чувств остались только один глаз и одно ухо. Достаточно ему было закрыть глаз и заткнуть ухо, как он моментально погружался в глубокий сон. ...В результате подобных экспериментов (в сурдокамере)... у испытуемых нарушалось чувство времени.
Из-за того, что во всех подобных попытках обобщений фактов исследований как бы выделялся из всего восприятия только исследуемый компонент и не было целостного понимания механизмов организации психических процессов, предположения оказываются слишком произвольными и далеки от уверенности. Но хуже всего то, что, в случае такого размытого представления, трудно представить фальсифицирующие опыты, которые могли бы придать этим попыткам обобщения научность (сделать достаточно четко определенным в граничных условиях), и построить строгую методологию фальсификации.
В приведенной статье "эмоции" путаются с "тормозными и возбуждающими" процессами - как "смещение их баланса". На самом же деле влияют не "эмоции", а количество переключений осознаваемого внимания в единицу времени в текущем восприятии и вот почему.
В статье Скорость субъективного времени:
...сотрудники медицинского колледжа Бэйлор в Техасе во главе с доцентом нейробиологии, психиатрии и поведенческих наук Дэвидом Иглманом решили проверить, действительно ли время для человека, попавшего в критическую или стрессовую ситуацию, «останавливается». ... Если бы «внутреннее время» человека ускорилось, то он должен был бы различить цифры на хронометре. В противном случае ему предстояло увидеть на экране всего лишь зеленое свечение. Поскольку никто из добровольцев никаких цифр не разглядел, исследователи сделали вывод, что первоначальная версия была неверна: при падении события окружающего мира сменяют друг друга слишком быстро, тогда как сам он совершает действия как в замедленной съемке. ... наша память сохраняет как можно больше деталей, относящихся к пережитым событиям. За счет большого количества полученных впечатлений пережитый стрессовый момент кажется более длительным, хотя на самом деле это не так.
В активном состоянии привычной деятельности сознание занято текущей цепочкой выполняемого автоматизма, изредка отслеживая ее и, при необходимости, корректируя в моменты несколько новой ситуации (если они вообще случаются в хорошо отработанной деятельности). В пассивном же состоянии не достаточно актуальной значимости, которая занимала бы собой внимание преимущественно (доминировала [9] во время деятельности), и внимание постоянно перескакивает от одного к другому образу восприятия, с примерно равноценными новизной-значимостью и имеет возможность еще перескакивать на сопутствующие мысли в режиме творческого размышления [143].
Образующаяся последовательность активностей в кратковременной памяти (т.е. в виде активных реверберирующих зон [134]) отслеживания сознанием текущего восприятия-действия в активном состоянии оказывается менее богатой моментами переключения осознания (среди актуальных автоматизмов), и поэтому течение времени воспринимается как более быстрое. Другими словами, фильм-воспоминаний о прошлом событии в первом случае менее богат событиями - короче [249].
Зато после сна [95] все важное от прошлого дня останется зафиксированым в постоянной памяти (в виде проводящих синапсов, специфичных к нейромедиаторам активных эмоциональных контекстов [106]), а малозначимые, ни к чему не приводящие случайные отвлечения внимания отсеются. И тогда пустое времяпрепровождение, такое нескончаемо мучительное, не оставит следа в памяти, промелькнув мгновенно. В конечном счете, значимые, деенаправленные фильмы-воспоминания окажутся уже длиннее.
Кроме фильмов- воспоминаний о прошлых событиях, в которых фиксируется последовательность наиболее нового-значимого в восприятии, нет ничего, что составляло бы субъективное впечатление о прошлом (остальное - это наработанные автоматизмы неосознаваемых реакций). И, соответственно, только частота касаний сознания при восприятии, которая и образует фильмы- воспоминания (согласно условиям образования связей [20]), будет единственным источником субъективного восприятия времени. Очень сильно насыщенное важными событиями образует длительный фильм-воспоминаний, оставляющий впечатление замедления времени.
Частые и значимые переключения сознания в молодости (все пока еще новое, интересное, значимое) образуют насыщенные, яркие фильмы-воспоминаний и кажущуюся нескончаемость даже одного дня. А в старости время летит моментально, при фиксации в постоянной памяти почти не оставляя новых-значимых моментов.
| ||||||||||||