Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 года, Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. Серия “Symposium”. Выпуск 11. СПб. 2001. С.126-130
Культурология — это наука о культуре. Культура, как понятие, имеет много значений. Основная ее дефиниция сводиться к различению человеческого и природного (биологического — того, над чем человеку приходиться постоянно подниматься, преодолевая себя). Человек преображает природу с помощью деятельности, выражающейся в общественных законах. Различение природы и общества (сообщества людей) связывает культуру с системой бытия.
Пространство культуры — это пространство ценностей. Ценности имеют духовное происхождение и связаны с метафизикой — учением о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. К таковым относиться и понятие «бессмертие». С понятием «бессмертие» тесно связаны понятия «жизнь» и «смерть».
Смерть для человека является культурным понятием, так как природа не знает смерти, не переживает ее. Жизнь, рассматриваемая в широком смысле (соотнесенная с духовной сферой), так же имеет отношение к культуре, так как осмысливается человеком, превращается в цель сознательно выбранного поведения, или в средство утверждения идеала. Всякое религиозное сознание (а так же первобытная мифология) «имеет важнейшим своим источником страх смерти и стремление победить его в надежде на бессмертие, вечное существование» (Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 85-88).
Современная культурология ищет подходы для формирования ее дисциплинарного пространства. Если дисциплинарное пространство понимать как совокупность отраслей научного знания, то в центре этих знаний безусловно стоит человек. В человеке соединены воедино все потенции бытия и, следовательно, культурологии. Бессмертие — это предмет культурологии, так как оно связано с духовными ценностями и с проблемой человека, как творца культуры.
Бессмертие чаще всего трактуется как посмертное существование души. Эта традиция идет от анимизма (веры в существование души и духов как причины явлений природы, веры в одушевленность всей природы). Возможные концепции бессмертия могут отличаться от этой традиции, так как бессмертными могут быть теоретически и тело и дух. Поэтому проведем методологическое разделение бессмертия на: бессмертие души, бессмертие духа и бессмертие тела.
Понимание бессмертия выходит на вопрос связи тела, души и духа. Безусловно, телесная сторона человека влияет на духовную, но и дух влияет на тело. Душа же — это сфера, где духовное теснейшим образом сопряжено с телесным и зависит от него (Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1997. С.7). Поэтому вопрос о бессмертии зависит от культурных и мировоззренческих установок человека, который решает его.
Возможные трактовки бессмертия зависят от:
1. понимания природы человека, которая может быть мыслима неодинаково в разных традициях;
2. решения вопроса о том, какой элемент в человеке признается истинным и достойным бессмертия;
3. того, как бессмертие человека вписывается в общее представление о человеке, мире, космосе, будущем человечества;
4. способа, с помощью которого бессмертие достигается (или по каким-то причинам не достигается, или каким-то образом доказывается, что человек (или его часть) бессмертен уже сейчас);
5. концепции времени, пространства и вечности;
6. причин, побудивших к возникновению вопроса о необходимости или возможности бессмертия.
Перейдем к краткому изложению самих трактовок бессмертия. В концепцию бессмертия души входят две идеи: переселение душ (Пифагор, Платон и другие) и загробная жизнь (христианство (в некоторой части), ислам, иудаизм). Переселение душ (метемпсихоз) — это продолжительное странствие души, отпавшей от Мировой души вследствие потери божественной чистоты и простоты. Цель странствия — освобождение от чувственно-материальных уз и возвращение в изначальное божественное состояние (так как душа существует от века) (Милославский П. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. М., 1994. С. 133-136, 143-149). Эта концепция бессмертия дает ясное представление того, что: только душа может быть бессмертной; достижение бессмертия зависит от того, какую жизнь (праведную или неправедную) ведет человек; жизнь — это вечное возвращение (как у Ницше), то есть время здесь понимается как круг; бессмертие души предзадано устройством космоса. Загробная жизнь — это тоже вечные странствия души, но до определенного срока, когда наступит истинное бессмертие. Душа воссоединится со своим телом после Страшного Суда — произойдет воскрешение человека. Это следует из того, что душа человека бессмертна по необходимости, так как она имеет божественное происхождение. Бессмертие достигается самим человеком через веру в Бога и соблюдение нравственных норм, через страдания, которые очищают человека от грехов. Концепция времени отсюда — это линия, которая имеет свое начало и свой конец — Страшный Суд: он подводит итог всему, — и начинается вечность — бесконечно длящееся настоящее.
Бессмертие духа — это буддистский и христианский сценарии бессмертия (если дух понимать как глубинную внутреннюю жизнь, которая освещает и одухотворяет всю эмпирию человека: душевную и телесную жизнь его (Зеньковский В.В. Единство личности и проблема перевоплощения // Человек. 1993. №4. С. 81)). Единственное препятствие к полному освобождению духа — это прошлые грехи, которые нужно «отработать» (сбросить карму), так как все обусловлено, нет вещей, существующих самих по себе. Карма — это закон причинных и следственных связей, своего рода необходимость. Выйти из этого круга перерождений можно только став совершенным существом, что достигается специальными тренировками и соблюдением нравственных норм. Поэтому не совсем правы те, кто причисляет буддистский идеал бессмертия к концепции переселения душ (реинкрнации), так как идеал буддизма — это нирвана (выход на такой уровень реальности, где существует только чистый дух, что тождественно Высшей смерти).
Бессмертие тела (физического) можно разделить на бессмертие в преображенном и в непреображенном виде. Вишев И.В. в книге «Проблема личного бессмертия» (Новосибирск, 1990, с. 217) выделяет три этапа достижения бессмертия в непреображенном теле:
1. геронтологический (продление старости);
2. ювенологический (когда открываются неведомые ранее перспективы продления индивидуального существования на пике его характеристик);
3. иммортологический (когда личность становится практически бессмертной).
В связи с этим возникает вопрос о характере биологической эволюции: имеет она законченный вид или нет? Если эволюция не завершена, то человек в будущем, возможно, сможет преодолеть свою конечную природу и стать бессмертным в непреображенном виде. Это можно проиллюстрировать, введя термин Н. Моисеева «бифуркация» (Моисеев Н.Н. [Глобальные модели] // Вопросы философии. 1990. №3. С. 29-42). Бифуркация — это возможность перехода, которая бесконечна и зависит от случайных условий, действующих на нее в тот момент, когда нагрузка достигает своей критической точки. Первоначально на Земле существовало «мертвое» вещество (неорганическое). Далее возникает бифуркация и вся планета переходит на «живой» тип организации. Следующая бифуркация дает сознание, то есть человека. Почему бы не предположить, что очередная бифуркация даст бессмертие (то есть исчезнет смерть, так как на данном уровне развития эволюции смерть перестала играть регулятивную функцию, перестала быть необходимой).
Если эволюция завершена, то тогда в дело вступает человеческий разум, который все свои силы направляет на преображение человека и мира. Так утверждает, например, космическая философия.
Бессмертие в преображенном теле предполагает изменение физической (материальной) организации человеческого организма, что осуществимо лишь сверхъестественным путем (как чудо). Сторонником данной концепции является П.И. Новгородцев. В работе «Анализ главнейших теорий бессмертия» (Начала. 1993. №1. С. 80) он выделяет два непременных условия бессмертия любого организма: объективная реальность предмета бессмертия и перманентность существования этого предмета, или силы, или организма. Для сознательного существа необходимо и третье условие: перманентность (непрерывность) сознания (тождество своего я — личности). Для самосознательного существа «бессмертие мыслимо как возможное или… в виде продолжения на бесконечно долгий срок настоящего его существования или… в виде бесконечного существования в измененном виде… но с сохранением существенного.» (Новгородцев П.И. Указ. соч. С.82) Первая возможность развита в учении Н. Федорова. Это отсрочка смерти на бесконечно долгий срок, но не уничтожение ее возможности (генетическое или органическое). Второе может быть мыслимо супранатуралистически — как чудесный, несоответствующий существующему порядку мира переворот в жизни субъекта (теизм — этот переворот совершает Бог и только Бог) и натуралистически: в материализме (трансформация и перемена формы) и в пантеизме (жизнь в Боге, имманентном природе, в Природо-Боге или Бого-Природе). (Новгородцев П. Указ. соч. С. 83-86)
Если преобразование человеческого тела может быть совершено только сверхъестественным путем, то возникает вопрос: кто (или что) его совершит? Вероятно, ответ может быть только один — Бог. Но будет ли преображенное тело человеческим? Неизвестно. От человека, возможно, останется лишь его самосознание. В таком случае или проблема бессмертия в преображенном виде выходит из рамок человеческих, или следует признать, что мы не знаем, что такое человек и каковы его телесные возможности.
Кроме представленных концепций бессмертия можно предположить и те, где нет приоритета одного «элемента» человека над другим. Здесь можно предположить соединение: духа и души, духа и тела, души и тела, духа, души и тела. В зависимости от философских (и иных) систем эти понятия имеют различные смыслы и, следовательно, свои трактовки бессмертия.
В заключение следует добавить, что понятие «бессмертие», кроме того, что является культурологической дисциплиной, может сплотить различные культуры и разных людей, так как все мы живем в обществе людей, а все люди смертны и жаждут вечной, бессмертной жизни.