В этой статье будет рассмотрено то в механизмах проявлений психики и ее более низкоуровневой организации, что в психологии называют вниманием [124]. На основе текстов, формализующих современное понимание в психофизиологии будут рассмотрены правомерность и корректность существующих представлений и конкретных утверждений.
Автоматическая и контролируемая переработка информации и внимание:
Любой наш когнитивный или двигательный навык по мере совершенствования претерпевает существенные изменения. Когда мы учимся печатать, играть на музыкальном инструменте, читать или играть в теннис, поначалу каждое движение и даже малейшее решение требуют нашего внимания и усилий, мы действуем медленно и в любой момент можем ошибиться. Но постепенно длинные последовательности движений или познавательных актов перестают требовать внимания, и действия начинают выполняться быстро и точно.
...Здесь мы рассмотрим факты, свидетельствующие о том, что наша деятельность представляет собой результат двух качественно различных групп процессов, называемых процессами автоматической и контролируемой переработки информации, и опишем целый ряд феноменов внимания с опорой на это различение. Процессы автоматической переработки — быстрые, параллельные, практически не требующие усилий, не ограниченные емкостью кратковременной памяти, не подчиняющиеся непосредственному контролю со стороны субъекта и ответственные за осуществление хорошо отработанных, заученных форм поведения. Обычно автоматические процессы формируются, когда человек обрабатывает стимулы одним и тем же способом на протяжении множества проб. Например, когда мы сотню раз подряд набираем определенный телефонный номер, в конечном итоге этот процесс становится автоматическим: мы начинаем набирать данный номер быстро, без особых усилий, можем делать это одновременно с чем-то еще, а иногда даже набираем случайно (например, звоним кому-то и набираем совсем другой номер, начинающийся с тех же цифр). Контролируемая переработка характеризуется как медленная, обычно последовательная, требующая усилий, ограниченная по ресурсам и управляемая субъектом; обычно такой переработки требует новая, неповторяющаяся информация. Скорее всего, переработка будет контролируемой, если в каждой очередной пробе испытуемый должен давать новый ответ. Например, когда мы все время звоним по разным номерам, наша способность позвонить по очередному новому номеру остается, по сути, на прежнем уровне. Набор каждого нового номера будет осуществляться медленно, потребует усилий и не позволит отвлекаться ни на какие другие задачи. С точки зрения автоматических и контролируемых процессов навык вырабатывается не в результате отработки самого этого действия, но в результате отработки его повторяемых, постоянных компонентов. В результате такой отработки формируются автоматические процессы, осуществляющие быструю, точную, параллельную обработку информации.
...сохранение информации в долговременной памяти, судя по всему, происходит прежде всего благодаря контролируемой переработке (Underwood, 1976; Schneider & Fisk, 1984). Во-вторых, контролируемая переработка обеспечивает решение задач, для выполнения которых автоматических процессов недостаточно. Это новые задачи и задачи с переменными требованиями (например, меняющимися со временем). К их числу относятся задачи порогового обнаружения (в которых стимулы порой неоднозначны) и задачи на тонкую моторику на ранних этапах выработки навыка. В-третьих, контролируемые процессы используются для поддержания активации единиц в памяти. Автоматический процесс за пределами внимания быстро угасает. Например, если в ухо, на которое испытуемый не обращает внимания, подавать цифры, они могут автоматически активировать соответствующие им единицы в системе памяти, однако больше 3 секунд активация не продержится (Glucksberg & Cowen, 1970). ... В-четвертых, контролируемые процессы осуществляют ... запуск автоматических. ... В-пятых, контролируемые процессы могут блокировать или видоизменять текущие автоматические процессы. ... Отметим, однако, что контроль автоматических процессов может быть весьма затруднителен (как, например, в задаче Струпа).
У автоматической переработки информации можно выделить следующие функции. Во-первых, она задействована в осуществлении привычного поведения. Во-вторых, автоматические процессы могут прерывать текущую контролируемую переработку и в принудительном порядке перенаправлять внимание и ресурсы системы переработки информации. В-третьих, они преднастраивают систему памяти в отношении вновь поступающей информации.
В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.
...В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное (избирательное, селективное). Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы.
Принято считать, что физиологическую основу, на которой развивается и функционирует непроизвольное внимание, составляет Ориентировочная реакция (ОР). Ориентировочная реакция (ОР) впервые была описана И.П. Павловым как двигательная реакция животного на новый, внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР, легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки.
... Механизм возникновения и угашения ОР получил толкование в
концепции нервной модели стимула, предложенной Е.Н. Соколовым. Согласно этой
концепции, в результате повторения стимула в нервной системе формируется
"модель", определенная конфигурация следа, в которой фиксируются все
параметры стимула. Ориентировочная реакция возникает в тех случаях,
когда обнаруживается рассогласование между действующим стимулом и
сформированным следом, т.е. "нервной моделью". Если
действующий стимул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем,
идентичны, то ОР не возникает. Если же они не совпадают, то ориентировочная
реакция возникает и оказывается до известной степени тем сильнее, чем больше
различаются предшествующий и новый раздражители. Поскольку ОР возникает в
результате рассогласования афферентного раздражения с "нервной
моделью" ожидаемого стимула, очевидно, что ОР будет длиться до тех пор,
пока существует эта разница.
В соответствии с
этой концепцией ОР должна фиксироваться при любом сколько-нибудь ощутимом
расхождении между двумя последовательно предъявляемыми стимулами. Имеются,
однако, многочисленные факты, которые свидетельствуют о том, что ОР далеко
не всегда обязательно возникает при изменении параметров стимула.
... Ориентировочный рефлекс связан с адаптацией организма к
меняющимся условиям среды, поэтому для него справедлив "закон силы".
Иначе говоря, чем больше изменяется стимул (например, его интенсивность или
степень новизны), тем значительнее ответная реакция. Однако не меньшую, а
нередко и большую реакцию могут вызвать ничтожные изменения ситуации, если они
прямо адресованы к основным потребностям человека.
Кажется, что более
значимый и, следовательно, в чем-то уже знакомый человеку стимул должен при
прочих равных условиях вызывать меньшую ОР, чем абсолютно новый. Факты, однако,
говорят о другом. Значимость стимула нередко имеет решающее значение для
возникновения ОР. Высоко значимый стимул может вызвать мощную
ориентировочную реакцию, имея небольшую физическую интенсивность.
Об ориентировочной реакции - более обстоятельно: Функции и механизм "ориентировочного рефлекса". Легко эмпирически можно установить, что при нулевой новизне или при нулевой значимости ОР не возникает. Так же если один из компонентов (новизна или значимость [35]) нулевой, то каким бы большим ни был второй, ОР не возникает. Этими свойствами обладает операция перемножения величин компонентов или же, с точки зрения схемотехнической реализации, модулирование одного компонента другим (функция модулятора). Далее в источнике:
Ретикулярная формация наряду с лимбической системой образуют блок модулирующих систем мозга, основной функцией которых является регуляция функциональных состояний организма. ... Таламус, входящий в состав промежуточного мозга, имеет ядерную структуру. Он состоит из специфических и неспецифических ядер. Специфические ядра обрабатывают всю поступающую в организм сенсорную информацию, поэтому таламус образно называют коллектором сенсорной информации. Специфические ядра таламуса связаны, главным образом, с первичными проекционными зонами анализаторов. Неспецифические ядра направляют свои восходящие пути в ассоциативные зоны коры больших полушарий. ... Предполагается, что возбуждение ретикулярной формации ствола мозга и неспецифического таламуса по прямым восходящим путям распространяется на передние отделы коры.
Эти структуры обеспечивают распознавание специфики текущего эмоционального контекста, т.е. отвечают за значимость.
Еще в 60-е гг. Г. Джаспер во время нейрохирургических операций выделил в таламусе человека особые нейроны — "детекторы" новизны, или внимания, которые реагировали на первые предъявления стимулов. Позднее в нейронных сетях были выделены нервные клетки, получившие название нейронов новизны и тождества (Е.Н. Соколов, 1995). Нейроны новизны позволяют выделять новые сигналы. Они отличаются от других характерной особенностью: их фоновая импульсация возрастает при действии новых стимулов разной модальности. С помощью множественных связей эти нейроны соединены с детекторами отдельных зон коры головного мозга, которые образуют на нейронах новизны пластичные возбуждающие синапсы. Таким образом, при действии новых стимулов импульсная активность нейронов новизны возрастает. По мере повторения стимула и в зависимости от силы возбуждения ответ нейрона новизны избирательно подавляется, так, что дополнительная активация в нем исчезает и сохраняется лишь фоновая активность.
В целом, когда речь заходит об описании ориентировочной реакции [126], то это всегда - начальная фаза осознания, это - всегда обусловлено задачами и функциональностью сознания и вне сознания никак не требуется. В этом плане нужно различать те реакции, которые являются именно "ориентировочными", т.е. основываются на личной системе значимости и распознаванию новизны и просто реакциями на совокупность стимулов (характерных для насекомых и базовой, древней частью организации нейросети более высокоорганизованного мозга), хотя внешне они могут казаться похожими. Именно ориентировочная реакция фокусирует канал осознания и подготавливает запоминание результатов нового варианта поведения для возникшей новизны условий, что обеспечивает субъективизацию получающегося образа восприятия-действия, связанного с оценкой результатов действия и включает функциональность гиппокампа [282], [280], [281].
В следующем тексте сделан акцент на механизмы сознания в Психофизиологии внимания:
Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание - проявление этой связи сознания и предмета который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
... Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной.
... Психофизиологические исследования модально-неспецифических нарушений произвольного и непроизвольного внимания у больных с поражением различных уровней неспецифических структур (методом оценки изменения спектра ЭЭГ и др.) показали, что непроизвольное внимание связано преимущественно с нижними отделами ствола и со средним мозгом, в то время как произвольные формы внимания являются бесспорно корковой функцией.
На самом деле нужно иметь в виду, что кроме осознаваемых в данный момент поведенческих цепочек [214], параллельно протекают все остальные активные - вне осознания так, что их протекание не может считаться произвольным, хотя определенные механизмы обеспечивают их эффективную избирательность как с помощью текущего эмоциональным контекста (нейромедиаторный фон и активация того, что соответствует данному контексту), так и сформированным прежним опытом направлением развития активности поведенческой цепочки в зависимости от пусковых стимулов, выделенных в текущем восприятии-действии (как сигналы проприорецепторов, так и всех тех сигналов, что явились для данной цепочки пусковыми для запуска очередной фазы их действия). А неосознаваемая часть поведения относится к тем же областям мозга, что и осознаваемая так, что в следующий момент времени может оказаться в фокусе осознания, давая возможность определенной "произвольности" действий.
Для осуществления адекватного поведения и деятельности необходимо помимо программы поведения обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды обитания. Для этого требуется наличие в структурах мозга систем регуляции и контроля поведения. Деятельность этих систем обеспечивает операции прогноза поведения и его коррекции. Коррекция поведения является одной из функций систем регуляции поведения. Возможна коррекция поведения, связанного как с удовлетворением биологических потребностей, так и вторичных потребностей разного уровня. В первом случае регулируется поведение, связанное с жизнедеятельностью организма. Во втором случае подключается активная, часто осознанная мыслительная деятельность. К системам регуляции поведения можно отнести внимание, эмоции и сознание.
Здесь получилось смешение совершенно разноуровневых систем (внимание, эмоции и сознание): сознание осуществляет регуляцию поведения в активности с максимумом новизны и значимости ситуации (внимание) в эмоциональном контексте текущих условий.
Вот как И.П. Павлов описывал это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «тень» - участкам, находящимся в заторможенном состоянии.
В каждый момент в коре больших полушарий существует множество очагов возбуждения, но только один из них является преобладающим, самым оптимальным и благоприятным для протекания психических процессов, для познавательной и творческой деятельности. Именно в нем создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей между нейронами коры больших полушарий головного мозга. Часто очаг оптимального возбуждения является и самым сильным, но не всегда сильный очаг возбуждения будет носить оптимальный характер. Например, сильнейший очаг возбуждения, возникший в результате нервного потрясения далеко не оптимальный для организма.
К определению И.П. Павлова близко мнение другого русского физиолога А.А. Ухтомского. Он называл такой очаг возбуждения «доминантой» от латинского daminare - господствовать, преобладать. Доминанта проявляется в виде господствующей в течение определённого времени системы условных рефлексов.
... Локальная активация, охватывающая ограниченные зоны мозга, определяет селективный, избирательный характер внимания. В случае, когда активация становится генерализованной и охватывает мозг в целом, говорят об изменении уровня активации, или функционального состояния. Последнее определяют как фоновую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека. Поведенческим выражением функционального состояния является уровень бодрствования. Шкала уровней бодрствования, от глубокого сна до крайнего возбуждения, представляет интенсивную характеристику поведения человека.
Проявления внимания почти невозможно однозначно сопоставить с определенной функциональностью мозга, обеспечиваемой определенными механизмами. В этом - трудность корреляции психологического подхода и обеспечивающих эти внешне наблюдаемые проявления механизмов мозга.
... Внимание представляет собой особую форму психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание - внимание, направленное на собственные мысли, чувства, переживания. Это деление достаточно условно.
Сложности добавляет и то, что сознание, кроме обеспечения адаптивности к новым условиям наработанных поведенческих автоматизмов, точно так же обеспечивает адаптивность и мыслительных автоматизмов [249], [207], того, что называют мышлением. Но принципиальной разницы в адаптивной функциональности нет при этом. В самом общем виде фокус сознания перепрыгивает на наиболее актуальную фазу поведенческого или мыслительного автоматизма, оставляя после этого след как в виде скорректированной цепочки этого автоматизма, так и сохраненяя последовательности таких прыжков - виде цепочки мыслительного автоматизма.
Выделяют три вида (формы) внимания. Внимание, возникающее без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий называется непроизвольным или пассивным. Непроизвольное внимание представляет собой генетически более раннюю форму и характеризуется пассивным сосредоточением на объекте, который в силу собственных характеристик воздействует на субъекта. Непроизвольное внимание относится к феномену переключения внимания на стимул, который ранее не привлекал внимания. Оно протекает автоматически и не требует специальных усилий. Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс. Его появление автоматически включает произвольное внимание, которое и обеспечивает дальнейшую и контролируемую переработку информации о стимуле.
В этой фразе - много напутанного... Ориентировочный рефлекс, хотя и в самом деле очень древнее образование, но он всегда ориентирован на обеспечение переключения внимания для осознания более актуального. При этом внешне его проявления могут быть совершенно не наблюдаемы (без характерных, описанных физиологами, наблюдаемых признаков), но обеспечивающих отслеживающую функциональность сознания [123], в отличие от осмысливания с прерыванием текущего автоматизма. При этом, хотя и нет необходимости проявлять волю (сознательное противодействие сложившемуся стереотипу реагирования в новых условиях), но фокус внимания обслуживает сознание, обеспечивая контроль желаемости результатов происходящего.
Первоначально новый стимул вызывает генерализованный ориентировочный рефлекс. Он выражается в прекращении текущей деятельности с фиксацией позы, затем развивается общая активация организма. На этой стадии весь организм приводится в состояние готовности к возможной встрече с чрезвычайной ситуацией. Вторая фаза развития ориентировочного рефлекса - локальный ориентировочный рефлекс. Она включает процесс дифференцированного анализа внешних сигналов.
На самом деле здесь описано вовсе не непроизвольное внимание, а подготовка к переходу из отслеживающего режима сознания к осмысливанию с прерыванием текущего поведения для его корректировки по результатам осмысливания. При этом поза вовсе не всегда фиксируется, и вообще могут никак не наблюдаться внешне доступные проявления осмысления, хотя сама реакция перевода фокуса внимания, конечно, непроизвольна и зависит только от максимума произведения новизны на значимость среди всех имеющихся активностей. Но ведь и любой другой перевод внимания вполне детерминирован условиями срабатывания ориентировочной реакции, т.е. обусловлен так же максимумом актуальности.
Это - иллюзия, что мы можем независимо от такого максимума переводить внимание. Если в мыслях (при следовании мыслительному автоматизму) возник максимум актуальности - как результат нашей мысли, то это, все же, автоматизм, ведь мы не прервали мысль для ее осмысливания и, тем самым, для корректировки автоматизма мышления.
Вопрос о "свободе воли" - достаточно условен в рамках рассмотрения конкретных механизмов психики и требует четкого определения того, что определяет "произвольность" реакций личности. Волевое усилие - реальное явление, возникающее при конфликте ранее сформированного автоматизма, связанного с определенной значимостью и той новой значимостью, что требует в новых условиях другой реакции, противоречащей старой значимости. Только в таком случае и возможно говорить о "произвольности", а не на основе внешне наблюдаемых проявлений (см. Мотивация или про свободу воли). Поэтому устоявшиеся представления в психофизиологии требуют в этой области очень существенной коррекции.
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий, называют произвольным активным или преднамеренным. Произвольное внимание обеспечивает концентрацию активности за счет волевых усилий. Произвольное внимание относится к контролируемым и осознаваемым процессам.
Не стоит путать функциональность волевого усилия (кратко описанной выше и подробно - по ссылке) и внимание, обеспечивающее переключение осознания к определенной фазе одного из автоматизмов без его прерывания выполнения или с прерыванием. Перевод фокуса на другую фазу осуществляется всегда по одному и тому же принципиальному критерию: максимуму актуальности среди всех активных, вне зависимости от того, было это спровоцировано текущим волевым усилием или нет. Хотя иллюзия произвольности при осознании очень затрудняет такое понимание: ведь наши мысли так очевидно кажутся произвольными.
Оно (сознание) обладает ограниченной пропускной способностью и поэтому обеспечивает не параллельную, а последовательную обработку информации.
Здесь тоже - неточность: не потому, что ограниченная пропускная способность, а потому, что канал обработки при осознании один и подключается к активным областям (субъективированным образам или фазам выполняющихся автоматизмов) структурами гаппокампа, согласно представлениям о сути субъективного, описанного А.Иваницким.
Внимание теснейшим образом связано с мотивацией. При мотивирующем характере самой цели может возникнуть так называемая постпроизвольная форма внимания, при которой сознательное активное сосредоточение на объекте не требует волевых усилий, а осуществляется автоматически.
Без понимания сказанного о сути произвольности, без четкой конкретизации явлении произвольности, возникают множество чисто методологических неточностей, приводящих к неверным утверждениям.
С учетом сказанного, предлагается рассмотреть характерный формат краткого изложения понимания функциональности внимания в современной психофизиологии: Нейрофизиологические основы внимания
Эволюционно внимание возникло как ориентировочная реакция, смысл которой состоит в том, чтобы вовремя заметить любые изменения в окружающем мире, оценить их с точки зрения жизненной значимости для животного.
... Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга. Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение направленного, программированного действия и торможение всех реакций на побочные воздействия осуществляются лобными долями коры головного мозга.
Лобные доли коры мозга связаны со всей произвольной сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о сущности внимания как способе функционирования всего сознания.
Эта часть не вызывает возражения. Здесь анонсированы эмпирически обобщенные особенности выделение вниманием наиболее актуального среди всего остального, и эта актуальность оценивается именно через субъективное отношение, через личную оценку того, что для данной особи является наиболее значимым и новым в данной ситуации.
... Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность.
А вот здесь начинаются неопределенности (главным образом методологической природы): говорить о произвольности психических процессов - вообще нонсенс: у этих процессов есть общий для всех субъектов, довольно универсальный механизм поведенческой адаптивности, который не зависит от влияния субъекта. А вот особенности формирования распознавателей нейросети, критичные личному жизненному опыту, дают различные результаты работы этого механизма. То, что вызывает необходимость корректировки распознавателей (в фазах поведенческих цепочек) для адаптивности к новым особенностям реагирования, условно называют "произвольностью", которая субъективно выражается в необходимости "волевых усилий", но только в том случае, если корректировка требует для ранее отработанного стереотипа поведения несовместимо другой, по отношению к прежней, оценки значимости. Но это - опять-таки, всего лишь действие универсального механизма: более важное в желаемом прогнозе по силе значимости пересиливает прежне связанную с данной ситуацией значимость при их несовместимости, хотя и порождает чисто психологический дискомфорт и требует стрессовых перестроек. Для личности же, субъективно, все это проявляется как произвольность действий.
В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.
Как могут быть процессы оформлены в виде чисто условного обозначения для проявлений субъективной избирательности? Такие неточности порождают превратность понимания сути явлений.
...Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Оно обычно связано с борьбой мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Представления о том, что "произвольное" внимание всегда связано с волевым усилием - неверно, это уже рассматривалось выше. Внимание просто перескакивает чисто автоматически на наиболее актуальное для субъекта в данный момент.
Способность произвольно направлять психическую деятельность – одна из основных особенностей сознания человека почему только человека?. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное, не требующее постоянных волевых усилий. Не вредно повторить и специально акцентировать: невозможно удерживать внимание произвольно на чем-то если появилось нечто, более актуальное на данный момент, а если не появилось, то оно автоматически остается на самом актуальном. Субъективное ощущение того, что это мы произвольно удерживаем внимание - не более, чем иллюзия, от которой легко избавиться самыми простыми опытами. Именно понимание общего механизма поведенческой адаптивности помогает распознать такие иллюзии и ошибок в методологии формализации представлений.
Общая картина явлений изолированности и конкурентности активностей в нейросети мозга.
1. На самом общем уровне нейросети принцип взаимного латерального торможения делает активности более контрастными по отношению к соседним. Это - самый примитивный, всеобщий и очень эффективно реализуемый на всех уровнях организации нейросети принцип. На таком же фундаментальном уровне работает и множество других механизмов выделения сигнала с помощью механических, химических, электрических свойств .
2. Именно химическое выделение стало основой для формирования специфики реагирования для характерных разным ситуациям стилям поведения - эмоций [106]. Специфика нейромедиаторной передачи импульсов в синапсах позволяет выделять в нейросети цепи, специфичные именно к данному нейромедиатору, и балансом нейромедиаторного фона обеспечивать преимущественное реагирование в стиле, формируемом в данном химическом окружении. При этом так же обеспечивается определенная селективность первичного сенсорного восприятия (кроме непосредственного управления обратными связями активностью отдельных сенсоров, их ориентацией, особенностями обработки сигналов в иерархии первичных распознавателей).
Все это - та часть селективности восприятия и программ действия, которую в самом деле можно назвать независящей от сознания, непроизвольной. Это вся та селективность активностей, которая обеспечивается без механизмов сознания, в том числе, обеспечивающих фокусировку осознанного внимания: механизмов распознавания новизны ситуации в данном эмоциональном контексте и механизмов распознавания значимости.
Но к неосознаваемому вниманию, в принципе, следует добавить и то, что обозначают "послепроизвольным", т.е. то, что обеспечивает селективность и направленность неосознаваемых автоматизмов, сформированных ранее осознанно.
3. Появление механизмов, позволяющих выделять наиболее актуальное в данной ситуации и определять то, что требует корректировки поведения в силу появления новизны в ситуации, образовало новый принцип выбора активностей для преимущественного рассмотрения необходимости корректировки: механизм подключения активностей к системе прогностической оценки и наработанных стереотипов нахождения альтернативных вариантов поведения, предположительно приводящих к более желательному результату - механизмы сознания и механизмы творческого поиска. В последнем важную роль играет эффект доминирующей активности, обеспечивающей эмоциональный контекст нерешенной проблемы и творческую мотивацию.
4. Множество сопутствующих механизмов и их проявлений дополняют многообразие того, что так просто обозначают словом "внимание". Чего стоит только Сон и сновидения, играющие важнейшую информационную функцию и освобождающую от накопленных мусорных активностей, что так же есть вид селективности.
Резюме
Хотя поначалу это происходит рефлекторно, постепенно формируется навык произвольного удержания внимания на чем-то и отвлечь его становится гораздо сложнее, чем просто по максимуму новизны и значимости.
В раннем возрасте внимание отвлекается постоянно, и дети неспособны удерживать его (СДВГ). Но, как правило, такие отвлечения вызывают радикальные переключения контекста понимания, чем пользуются фокусники и цыганки. Стоит попробовать воспринять смысл прочитанного и одновременно следить за происходящим в динамичном фильме, чтобы убедиться насколько одно мешает другому. Чтобы воспринять смысл прочиненной фразы необходимо все время чтения поддерживать внимание на этом объекте внимания.
Навык произвольного удержания на текущем контексте восприятия-действия настолько важен и востребован, что он развивается так, что только нечто значительно более сильное способно отвлечь от объекта внимания. Сознание, оказавшись в подходящей субъективной модели восприятия и действия, способно удерживать ее даже если более базовый контекст пытается переключить внимания на что-то другое. Именно наличие субъективных моделей в дополнение к имеющимся автоматизмам более раннего происхождения позволяют осуществлять произвольный контроль.
Сознание осуществляет свою произвольность управления за счет развитых субъективных моделей реагирования в определенных условиях, являющихся абстрактной логикой воспринимаемого и ответных действий, что отражает причинно-следственные зависимости объективного мира. Поэтому даже при сильных отвлечения на уровне более ранних по развитию механизмов внимание может оставаться на актуальном объекте, и для этого достаточно удерживать соответствующий ему контекст восприятия-действия, не давая переключиться на другие контексты при появлении отвлекающих стимулов.
Навык такого удержания формируется при несущей необходимости такого удержания внимания. Его развитие в раннем возрасте может быть достаточно успешно проведено искусственно, обеспечивая очевидную насущность необходимости быть внимательным.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||