Корректировка поведения по уже имеющимся навыкам. Мышление (воспоминания [249], мыслительные и творческие автоматизмы [143]).
Воспоминания по аналогии (произвольное расширение внимания), прогностические обдумывание возможных последствий, выработка новых вариантов поведения [29].
В первую очередь это - организация запусков цепей развития прогностических [33] результатов выполняющегося поведения в его наиболее важных фазах (по цепи следов предшествовавших касаний сознания). Прогнозирование результата осуществляется несущественной для движения приостановкой действия и "мысленным" прохождением варианта поведения без его реального осуществления с целью получить оценку желаемости его результата. Это несколько замедляет реакцию.
Без осознания ветвления автоматизмов не происходит, и выполняются самые привычные цепи из текущего контекста, - "глупое" поведение. Ветвление осуществляется на основе прогностического "опережающего возбуждения", которое показывает то, к чему может привести продолжение начатого поведения в текущих условиях, которые содержат элемент новизны, что и вызвало подключение осознания.
Выполнение ветвления последовательности действий (осознанный выбор) - за счет изменения произвольного внимания, а не непосредственно управлением звеньев поведенческой цепочки (следствием является "волевое усилие", необходимое в случае конкурирования текущей значимости, связанной с выполняющимся звеном и прогнозируемой значимостью результата в новых условиях. Иначе можно было бы легко перекрывать то, что нежелательно.).
Звено последующего поведенческого автоматизма приостанавливается или вообще прерывается тем, что сознание блокирует внимание к нему во вторичных зонах и не хватает возбуждения для запуска.
Выполнение прерывания действий (осознанное нахождение нового варианта поведения) - более кардинальное действие для решения новой проблемы -основа творчества.
Произвольность выражается в том, что осознанно возможно выбрать и запустить любой из имеющихся вариантов ветвления, возможно, так же, софрмировать совершенно новый вариант (комбинацией старых) и принудить его выполниться. Это означает, что сознательно не только перебираются все прогностические варианты, но управляется коммутацией гиппокампа [54] так, что бы этот вариант стал основным фокусом осознанного внимания. Эта возможность обозначена связью 9.
Основной функцией блока является удержание внимания [124] на определенном звене поведенческой программы [16], которое оказалось на пике актуальности (произведение новизны на значимость [35]) для уточнения дальнейшего направления действий (ветвления) или прерывания для выработки нового варианта поведения.
лобные доли специализируются именно на участии в обработке новых ситуаций: Когда задача (назвать глагол, подходящий к визуально предъявленному существительному) была дана впервые, кровоток в лобных долях достиг высшего уровня. По мере знакомства испытуемых с задачей участие лобных долей почти сходило на нет. Когда предъявлялась новая задача, имеющая в целом сходство с первой, но не тождественная ей, кровоток в лобных долях несколько усиливался, но не вполне достигал своего начального уровня. Такое впечатление, что имеется строгое соотношение между новизной задачи и уровнем кровотока в лобных долях: он является самым высоким, когда задача является новой, самым низким, когда задача знакома, и промежуточным, когда задача является частично новой. [91].
При этом собственно переключение осуществляет гиппокапм [54], распознавая максимум актуальности среди всего активно выполняющегося в данный момент.
Для длбных долей несомненна связь такого контекста опосредовано структурами гиппокампа, переключающего регулируемое звено цепи повеления. Управляется же переключение как сигналом новизны-значимости от ассоциативных зон мозга ("непроизвольное внимание"), так и со стороны самих лобных зон ("произвольное внимание").
Гиппокамп замыкает контр удержания образа, обеспечивающее долговременную корректировку связей между затронутыми активностями. Гиппокамп же, скорее всего, блокирует выполнение последующего звена цепи. Все возможные ветвления от подключенного для осознания звена, так же становятся доступными для осознания в виде прогнозов.
Подключенный через гиппокамп образ восприятия-действия, а так же информация о канале значимости и зрительном канале позволяют, во-первых, поддерживать их активность, тем самым замыкая контур и делая возбуждение данного звена самоподдерживающимся, и, во-вторых, ослабить возможность активации последующего звена поведенческой цепочки. Тем самым действие приостанавливается, образ удерживается для возможности прогностических оценок, и, если есть уверенный вариант для данных условий с прогнозом желательных последствий, то поведение ветвится в этом направлении, а если нет, возникает ситуация или экстренного реагирования (если нет времени, но нужно действовать) или начинается осмысливание ситуации и поиск решения. Такой поиск может прерываться для осмысливания более актуального и затем к нему сознание возвращается.
Блок 1 - связь с непосредственно подключенным через гиппокамп звеном автоматизма и его возможных вариантов ветвления.
Блок 2 - распознаватель наиболее желательного в данных условиях варианта из существующих (тупое сравнение всех значимостей, которыми заканчиваются варианты) в условиях новизны, не позволяющей автоматически выбрать наилучший вариант. Это позволяет, не прерывая действия (но несколько замедляя реакцию) выбирать наилучшее продолжение, исходя их специфики существующих условий. Без такого выбора преимущество получает наиболее привычное, более ранее отработанное поведение, что во многих случаях наблюдателю кажется глупостью. Сразу после выбора блокировка последующего звена цепи с выбранным результатом снимается и действие выполняется.
Блок 3 - Этот блок начинает работать, если нет достаточно желаемого ранее наработанного варианта, продолжение действия вызывает, тем самым, неуверенность и может прерваться если есть время на осмысление ситуации. Программы ассоциативного поиска похожих ситуаций, расширение внимания, др. методы творческого нахождения новых вариантов действия в данных новых условиях. Если времени нет, действовать нужно, то, все равно, значимость, повышенная осмыслением, остается подпитывать контур данного образа восприятия-действия, делая его активность доминирующей и легче привлекающей сознание.
Структура блока 3 очень сложна, формируясь в развитии индивидуума как интеллектуальные творческие навыки. Видимо, именно для ее обеспечения, в основном, и организована масса лобных долей.
Блоки 4 - организация памяти для сохранения связей с теми каналами гиппокампа, которые подключали звенья, требующие внимания. Это позволяет выполнять сразу несколько контролируемых сознательно действий, попеременно отслеживая их вниманием и выбирая наилучшие продолжения из возможных ветвлений.