Это тестирование имеет смысл в контексте представлений о функциональности сознания - как обеспечивающим механизмы индивидуальной адаптации к новому, изложенные в Основы адаптологии. Именно на уровнях вовлечения механизмов сознания в процесс адаптивности и построено это тестирование.
Важно, чтобы смысл изображенного не сразу был очевиден и распознан автоматически, а требовал бы некоторых усилий, в наиболее полном привлечении сознания - творчеких волевых усилий.
Само наличие сознания бывает определить не просто в виду
того, что подавляющая часть психики базируется на автоматизмах и только в
отдельные моменты актуальной новизны проявляется адаптирующая функция сознания.
Именно поэтому столь беззаботно раньше проводили лоботомию, не замечая
последствия. К старости и в результате некоторых патологических процессов
сознание может вообще не проявляться при том, что сохраняется субъективность
восприятия и действия.
Условно разделим уровни сознания на три основных:
1. Пассивная отслеживающая функция - осознание наиболее актуальных моментов происходящего, которая проявляется при сильном алкогольном опьянении или при отсутствии активной деятельности и актуальных стимулов. Характеризуется привлечением осознанного внимания за счет "ориентировочного рефлекса".
2. Активное отслеживание - так же - осознание наиболее актуальных моментов происходящего, но в случае, если опережающий прогноз предупреждает о нежелательном последствии привычного поведения в этих условиях, выбирается другой вариант поведения, который был ранее освоен. Например, на дороге оказалась лужа, которую нужно перешагнуть, если она большая - перепрыгнуть, если очень большая - обойти. Это происходит почти на автомате, с неосознаваемой коррекцией выбора ветвления вариантов действия в нужный момент.
3. Творческий уровень - то же, что и предыдущее, но только сразу не находится достаточно подходящий вариант решения из заготовленных опытом и нужно выработать новый, проверить его, оценив желательность результата, и если он подходящий, запомнить - как новый рабочий вариант для такой специфики условий, а если нет, то искать другой. Для реализации третьего уровня сознания действие прерывается для осмысления. Но иногда актуальность немедленного выполнения действий настолько высока, что времени на осмысления нет и тогда выбирается наиболее подходящий вариант из существующих, т.е. сознание функционирует на втором уровне.
Итак, чтобы выявить возможность функционирования сознания на этих уровнях и предложен этот тест, основой которого является всегда уникальная "абстрактная" картинка. Щелкните по кнопке "Запуск изображения" чтобы ее сгенерировать и проследовать далее описанию хода тестирования.
1-й вопрос: Что напоминает изображение на центральной части картинки? Если, несмотря на отвлекающие эффекты, дан вполне правдоподобный ответ (т.е. это и в самом деле чем-то похоже на сказанное), то первый уровень, говорящий о способности привлечения осознанного внимания подтверждён. Обычно при отрицательном результате на следующий день не сохраняется воспоминание об проделанном опыте.
2-й вопрос: Что еще напоминает картинка? Если дан альтернативный и правдоподобный ответ, то подтверждается способность выбора варианта, не являющегося основным привычным.
3-й вопрос: Какое необычное практическое применение может быть у первого распознанного объекта? Если дан ответ, показывающий в самом деле какое-то нетривиальное использование объекта, то это говорит о возможности третьего уровня - наработки нового варианта. Для подтверждения этого стоит задать еще вопрос: Чем можно было бы дополнить картинку, чтобы более очевидным стал второй объект узнавания? Если дан разумный ответ и на второй вопрос, то третий уровень функционирования сознания подтверждается.
Во всех вопросах важно время реакции, позволяющее оценить
затруднения: чем меньше время реакции, тем более уверенный результат тестирования. При этом следует учитывать, что картинка может оказаться слишком ни на что не похожей и тогда рекомендуется запустить другую картинку.
Понятно, что если в исходном наборе графических примитивов у тестируемого нет ничего схожего с элементами картинки, то и рассмотреть он ничего не сможет, так что в этом смысле все индивидуально и это нужно учитывать: человек, проживший в узко ограниченных условиях (глухая деревня) имеет и ограниченный набор примитивов восприятия. Но волевое усилие, которое требуется для фокусировки внимания и распознания, является дополнительным фактором тестирования так, что при положительных ответах гарантируется наличие данного уровня сознания.
Второй и третий уровень допускает самотестирование, например, для того, чтобы контролировать текущие свои когнитивные способности, и если будут возникать систематические затруднения со вторым и третьим вопросом, то это - тревожный симптом.
Но наиболее результативным и достоверным будет тестирование с контролирующем партнером, находящемся в заведомо отличной психической форме, а в случае клинического контроля - с опытным психотерапевтом.
Тестирование не стоит использовать как некий тренажер воображения и творческих способностей в виду большой субъективности ассоциаций в условиях случайных изображений.
Тест можно использовать для контроля развития способностей у детей, в соответствии с представлениями статьи Дети. Его можно использовать для развития наиболее общих когнитивных функций у детей с возраста разумного восприятия речи и до школьного возраста, не боясь последствий фиксации неадекватностей потому, что в таком возрасте это хорошо поддается коррекции. Только нужно этому придавать игровую форму, чтобы меньше была связь с реально практикуемыми ассоциациями.
Дополнительно:
· Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия
посетителей | заходов | |
сегодня: | 0 | 0 |
вчера: | 1 | 1 |
Всего: | 4592 | 5361 |