Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Ненависть к несправедливости

Относится к   «Психические явления»

Ненависть настолько сильное чувство и настолько имеет далеко идущие последствия, что стоит разобраться в этом психическом явлении.

Со времени публикации была проделана работа по развитию прототипа системы индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast) и появилось много новых данных и материалов с которыми можно ознакомисться в трилогии «Основы фундаментальной теории сознания» и точки входа теории МВАП «Организации механизмов мозга человека».

В статье Психология ненависти:

Ненависть к людям – выражение крайней степени их непонимания. Это чувство возникает в результате резкого контраста между ожиданиями индивида и тем, что представляет собой мир в реальности. Ненависти свойственно глубоко заседать в человеке, деформировать его психику и разъедать внутренний мир. Зачастую она свидетельствует об общей неудовлетворенности жизнью и близким окружением.

При этом любые поступки объекта ненависти, попытки объяснить что-то, как-то оправдаться будут только подливать масла в огонь. Доводы здравого рассудка в такой ситуации оказываются бессильными: они лишь укрепляют ненавидящего во мнении, что все делается как раз ему назло.

... Ненависть – одно из наиболее деструктивных эмоциональных состояний. Медленно, но верно оно подтачивает душевные силы, способствует очерствению сердца.

 

Психологус: Ненависть:

Мир черно-белый у душевно-здорового человека и серый до черного - у невротика.

Стойкое активное желание уничтожить то (или того), что ненавидишь. Ненависть часто является ошибочным поведением, в этом случае ее традиционными причинами является избегание неудачи, привлечение к себе внимания, борьба за власть и месть.

Ненависть и любовь - проявление интереса, не безразличия. Когда наступает безразличие, уже нет ни любви, ни ненависти.

 

Рассмотрим явление с точки зрения адаптологии.

Гнев и его предельное проявление ярость - одно из базовых эмоциональных состояний (стилей поведения). Можно сказать, что ненависть - это долго сохраняемый в отношении объекта гнев. Но базовые стили не поддерживаются в доминирующем состоянии. Они мимолетны: как только причина исчезла, так и стиль переключился на другой, более соответствующий текущему окружению. Эмоциями это становится только при осознании, и тогда становится возможность удерживать их долго настолько, насколько сформировалась субъективная модель понимания ситуации.

Базовость эмоционального состояния означает, что ее адаптивная роль подтверждена эволюцией, и она полезна в каких-то рамках своей применимости. Учитывая, что организация базовых стилей поведения - очень древняя находка эволюции, начиная с высокоорганизованных насекомых, будет полезным определить, насколько оправдано или вредно оставаться в состоянии ненависти при наличии более высокоорганизованного уровня адаптивности: осознанной произвольности.

Для чего именно была нужна реакция гнева в эволюции адаптивности? Это - реакция на что-то, мешающее удовлетворению потребности (напрямую или косвенно), приводящая к стрессовому состоянию повышенной физической готовности устранить препятствие, и поэтому в состоянии гнева становится возможно совершить намного большее, чем в пассивном безразличии. Кроме того, гнев сопровождается внешними проявлениями, способными вызвать страх у объекта гнева и даже его капитуляцию без физического воздействия.

Понятно, что страх, гнев, радость, пищевое и половое поведение могут овладевать, кардинально меняя стиль восприятия и действий так, что это как бы становится уже другой человек. Главное здесь понимание, что такие чистые "эмоции" характерны при отсутствии наработанных более разумных навыков реагирования, они характерны для наивного состояния отсутствия навыков, для случаев неожиданной ситуации, когда первым делом включается древняя регуляция стилей и только затем, если становится возможным осмыслить происходящее, этому может найтись более культурное, более разумное реагирование.

Чистые "эмоции" овладевают или в моменты неожиданностей, но затем они могут быть подчинены разумом и длятся недолго (человек "остывает", берет себя в руки) или они овладевают если человек неопытен в данной ситуации, не имеет навыков ее разумного разрешения, и тогда древний стиль поведения, постоянно провоцирующий его бессильное осознание, закрепляется надолго в виде ненависти к порождающему гнев объекту - уже на уровне интерпретирующих моделей, приводя к невротическим и даже психотическим состояниям, несовместимым с осознанной произвольностью.

Вывод: ненависть хороша и допустима лишь в короткие моменты неожиданных ситуаций, далее она становится причиной развивающихся психопатологий. Совершенно необходимо учиться разумно разрешать возникшие проблемы, приводящие к ненависти так, что это должно стать одним из важнейших мероприятий психогигиены. Необходимо развивать разумный опыт поведения в сложных ситуациях, провоцирующих гнев.

В качестве формирующих психопатологий ненависти можно выделить уже вполне осознанные состояния с поддерживаемым базовым стилем, в которых осознание формирует и закрепляет модели восприятия и поведения, интерпретирующие затем все в субъективно искаженном, неадекватном реальности виде: психопатии различных видов, параноидальные состояния и другие психопатологии ненависти.

То же самое можно было бы сказать и в отношении всех других базовых стилей поведения. Ни слепое половое влечение, ни слепая ярость, ни парализующий страх, ни бесконтрольное пищевое поведение не должно допускаться в качестве длительного стиля восприятия и действия. Но ненависть в этом отношении особенно критична из-за особо сильного вида стресса, затрагивающего весь организм и особой силе зависимости от такого состояния, что в большей мере оставляет следы в психике.

Существует множество причин, когда начинает культивироваться зависимое состояние, включающее элементы ненависти.

Даже когда объектом ненависти оказывается неодушевленный предмет, существуют легко выявляемые причины для такой реакции, которыми объясняется ненависть. Ненавидящий, если только он сразу не одумается и не остынет, почти всегда может сразу объяснить, почему именно он ненавидит. Это - очень важный аспект, делающих продолжение ненависти субъективно оправдываемой. Уровень такого оправдания всегда достаточен для того, чтобы человек оставался убежденным в своей правоте (при том, что для других доводы могут быть очевидно абсурдны).

Наличие поддерживающих ненависть оправданий, возможность почти не задумываясь находить такие оправдания - надежный признак того, что у человека сформировалась порочная интерпретирующая модель объекта ненависти, построенная на этих оправданиях, заменяющих реальные причинно-следственные связи. Это значит, что ненависть уже достаточно долго осознанно культивируется.

Еще это означает, что давно не делается попытки найти более разумное решение проблемы, чем просто ненавидеть. Или у человека не хватает навыка даже просто подступиться к более прагматичному решению проблемы, чем просто ненавидеть, или культивируемая модель стала настолько убедительной, что сила этой убежденности превышает мотивацию попыток найти прагматичное решение, и даже препятствует осознанию того, что просто ненавистью проблема не только не решается, но может во многих случаях еще более усугубляться.

В таких случаях в первую очередь необходимо преодолеть эту убежденность настолько, чтобы позволить себе рассмотреть варианты решения проблемы, альтернативные ненависти.

Это требует заготовки противодействующего ненависти убеждения о недопустимости вообще такого состояния как ненависть (в отличие от краткосрочного гнева и даже ярости) - как вредящего, в первую очередь, самому себе и окружающим, так или иначе зависимым в чем-то от ненавидящего человека. Если убеждение в недопустимости сформировано, и есть опыт его успешного применения, когда в моменты неожиданного гнева активируется именно эта модель, а не ненависть, то далее уже становится возможным использовать присущее осознанной произвольности механизмы творческого решения проблемы, если, конечно, она достаточно важна для человека и не может быть просто игнорирована - как нечто не относящиеся к достаточно важным задачам.

Абсурд ненависти в том, что она проявляется лишь к тому, что кажется возможным изменить, удалить с пути, уничтожить. Ненависть не испытывают к землетрясениям, извержениям вулкана или падению астероида, если только не связывают этого с проявлением неких высших сил, на которые как-то можно воздействовать. В этом ненависть очень похоже на этиологию обиды, которая всегда означает попытку давления на объект обиды.

Объяснение является необходимым условием убедительной очевидности в верности формируемой модели представлений. А очевидность - единственно доступный для личности критерий уверенности. Поэтому совершенно необходимым оказывается объяснение ненависти, оправдывающее ее. Прежде всего это - материал для формирования собственной психики и тогда объяснение может быть сколь угодно абсурдным, но убедительным именно для данной личности. Но в социальных коммуникациях требуется уже уровень объяснений, убедительный для данной группы людей, связанных какой-то общей заинтересованностью нерешенной проблемы.

При определенном уровне культуры становится неприемлемым оправдание ненависти просто: "я так хочу!", "он мне мешает!", хотя для особей до такого уровня этого оказывается достаточно. Приходится применять то, что оправдывает ненависть в контексте этических представлений данной культуры. Одним из наиболее частым оправданием культивируемой ненависти в условиях признания "демократических ценностей" бывает объяснение, почему именно объект ненависти поступает несправедливо.

Справедливость - очень относительное, субъективное этическое понятие, сильно зависящее от норм этики в данной культуре и поэтому в разных культурах понятие о справедливом может различаться до противоположности. В социуме это - некий баланс прав и обязанностей, понимаемый каждым в зависимости от собственного положения в иерархии прав и обязанностей при сопоставлении с положением других особей. Причем, с развитием общества такое неравенство нарастает, а психическое явление "превосходство" определяет мотивации и оценки своего положения.

Личная оценка несправедливости оказывается очень удобной для объяснения и оправдания ненависти и, естественно, практически всегда используется для этого, развивая и углубляя неадекватные реальности субъективные модели объектов ненависти вплоть до проявления социопатии и других форм психопатологии - в зависимости от конкретных особенностей формирования этих моделей.

 

Психология и психиатрия:

Ненависть является отрицательным, интенсивным по длительности окрашенным чувством, которое отражает отвращение, неприятие, враждебность к объекту ненависти (группе, человеку, явлению, неодушевленному предмету).

... Уметь прощать является качеством великодушных и сильных людей. ... Понимая людей, можно научиться терпимо относиться к людям разного социального положения, национальности, вероисповедания, уровня культуры и образования. ... Негатив, месяцами скапливающийся внутри и грозящийся выплеснуться, может спровоцировать взрыв. Если у вас возникло чувство ненависти, то, ищите причину изначально в себе. ... Поскольку люди не идеальны, зачастую совершают ошибки, принимая неправильные решения, а раздражаясь, совершают ошибки и причиняют боль. Простите их...

Фрагмент повести Суперигра:

И я вспомнил всю ту злобу, что всегда сопровождала меня даже в самые ранние годы во всех воплощениях. Нет, я не был злобным по натуре, наоборот, довольно миролюбивым и жизнерадостным. Но в моменты острого протеста несправедливости и своей беззащитности обидчик становился моим лютым врагом, даже если это был не человек, а острый угол стола, о который я ударялся. И эта злоба была невероятна по силе даже в самые молодые годы. Даже чем моложе, тем сильнее потому, что злоба эта вскипала в чистом виде, не заслоняемая никакими сомнениями и более мирными вариантами действий, которые лишь потом приходили с опытом. Я вспомнил как в моменты ссор со своими братьями и сестрами они превращались в смертельных врагов и если бы я был в силах, то в такой момент убил бы их не задумываясь.

Но это ощущение разряжаемой злобы было так заманчиво и притягательно...

Пример ненависти:

Стала ненавидеть свою мать за то, что она начала ровняться на своих подруг. (хотя мама не виновата и это подруги твари, но всё же... Она просто по жизни не имеет своего мнения и ей очень легко запудрить мозги, как выяснилось. Раньше у нас с ней были прекраснейшие взаимоотношения, мы любили друг друга, понимали...

Еще примеры: 1, 2, 3, 4, 5 >

 

Неприязнь и ненависть основывается на недостаточности понимания другого человека и обстоятельств, ускользающих от понимания или в виду не компетенции или незнания. Ведь тот другой так же оправдывает свои действия и следует своим представлениям о справедливости, которые можно было бы понять. Стоило бы оказаться на его месте, и картина предстала бы разительно иной. Но бывает гораздо проще и заманчивее придумать свое объяснение, каким бы неверным на деле и абсурдным оно ни оказалось, вплоть до паранойи.

Нет ничего более дестабилизирующего, антипрогрессивного в социуме, чем пытаться ненавидеть, а не понимать другого. На этом основаны все войны (в том числе гражданские), все революции, все, что раскалывает общество по какому-то непримиримому признаку.

Очень стоит привыкнуть вовремя ловить моменты возникновения гнева, когда они не оправданы необходимостью немедленных и активных действий, чтобы особенно противопоставить этому заранее заготовленную модель понимания неприемлемости ненависти вместо, возможно уже имеющимся моделей ненависти. Первым отголоском оказывается неприязнь - еще несформированная модель ненависти к данному объекту. Ключом для удержания себя от падения в ненависть может быть фраза: "Юпитер, ты сердишься, значит ты - не прав!" -  крылатое выражение (обращение Прометея к Зевсу), используемое с целью декларировать, что противоположная сторона в споре излишне горячится и демонстрирует тем самым, что у неё не хватает аргументов.

 

Дополнительно:

·       Право на агрессию

·       Почему нарастает неравенство

·       КПД политических революций

·       Психофизиология протеста

·       Особенности социальной адаптации

·       Психогигиена



Обсуждение Сообщений: 1. Последнее - 24.04.2017г. 10:13:48


Дата публикации: 2017-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:23962926

Авторские права сайта Fornit