Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/1185
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Адаптология"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Психогигиена

О том, что обеспечивает эффективную способность приспосабливаться к новому. Правила, обеспечивающие минимизацию личных усилий и максимальную эффективность буквально во всем. Осваиваем психогигиену в своей жизни.

Сегодня, несмотря на технологический прогресс и лучшие условия, жизнь стала намного сложнее в психологическом плане потому, что 1) требует адаптивности к притоку новых технологий и реалий жизни, 2) все более совершенствуются навыки паразитирования от индивидуального до уровня государственной политики, см. Особенности социальной адаптации.

Второе все более актуально потому, что число мошенников и видов мошенничества все более увеличивается вместе с растущей их изощренностью, а предметом воздействия, как всегда, оказывается человеческая психика.

Не вызывает сомнения необходимость навыков психогигиены, обеспечивающих стабильность не только собственной психики, но и в целом общества.

 

Психогигиена - термин относительно новый, введён в 1900 году немецким психиатром Робертом Зоммером, что отражает достаточно позднее внимание социума к вопросам поддержания поведенческой адекватности.

В самом общем и строгом смысле психогигиена обеспечивает оптимальность поведенческой адаптивности к новым условиям, представляя собой комплекс методов и мероприятий, основанный на понимании сути и принципов поведенческой адаптивности. Таким образом, психогигиена основывается на методологии оптимизации индивидуальной способности приспосабливаться к новому, избегая побочных негативных эффектов.

Важной задачей психогигиены является предотвращение психопатологий, обеспечение максимальной эффективности личной поведенческой адаптивности в достижении соответствия желаемого и получаемого, и, в конечном счете, - достижение социальной востребованности в обществе.

 

Необходимость осознанного понимания определенных правил отношения к окружающей действительности, - психогигиены, следует из того, что при формировании любой поведенческой реакции в новых условиях неизбежно совершается множество ошибок, приводящих к не соответствию желаемого и получаемого, т.е. неадекватности реакции реальности.

 

Статья дополнена большим количеством ссылок на вспомогательные обоснования сказанного. В них обстоятельно и корректно показывается специфика и механизмы затронутых явлений на основе концепции механизмов организации психики. Поэтому, в случае сомнений, а в норме они всегда должны возникать, после общего прочтения стоит вернуться к таким обоснованиям, чтобы углубить понимание данного вопроса.

В определенном смысле эта статья обобщает многие материалы сайта Форнит, касающиеся адекватности поведения окружающим реалиям, поэтому слово "адекватность" здесь - ключевое. В виду обширности затрагиваемых вопросов, изложение - предельно лаконичное, сказано только самое важное и необходимое, а более углубленно ознакомиться возможно по приводимым ссылкам, желательно - в следующем проходе.

 

Особенности психики, провоцирующие психопатологии

Когда что-то не вполне понятно, ситуация не вполне знакомая, - возникают множество иллюзий понимания:

Любое более поверхностное, тем более недостаточное осмысливание текущей оценки приводит к иллюзии понимания потому, что не существует совершенно идентичных ситуаций. Даже если для какого-то вида специфики ситуаций наработаны хорошо выверенные навыки реагирования (восприятия, понимания и действия), то в очередной возникшей ситуации обязательно присутствуют какие-то новые элементы. Они могут вообще оказаться вне поля внимания и быть незамеченными (см. Невидимое), новизна может не превысить другое новое в восприятии и тогда фокус сознания будет переведен на что-то более актуальное, а вне осознания все действия происходят автоматически по наработанным навыкам, которые не учитывают новизну текущей ситуации, пока это не проявляется неожиданным результатом. И только очень редко осознаваемое внимание обращается на новые особенности ситуации, а время позволяет это осмыслить и сформировать новое отношение и поведение.

Но в общении почти никогда не бывает времени что-то осмыслить, и разговор ветвится согласно ранее наработанным стереотипам общения. Это гарантирует наличие иллюзий понимания. Это может привести к легкому или тяжелому конфликту взаимопонимания, но, часто вообще никак не замечается.

...иллюзия понимания всегда сопровождает стереотипные действия в несколько отличных от привычных условиях, приводя к поведенческим неадекватностям в силу принципа индивидуальной адаптивности в организации психики.

К тому же, в силу особенностей восприятия значимого в восприятии (в развитии от периода доверчивого обучения с его рецидивами), в социальном окружении при развитии социализации возникают зависимые состояния различной этиологии, от наркотической и религиозной зависимости до привносимых тупиковых представлений. Проблема настолько привычна, что ее мало осознают, но настолько велика, что порождает множество конфликтов и трагедий - от индивидуальных до государственных.

Чем более урбанизировано общество, тем больше существует сопутствующих ему поведенческих неадекватностей, и тем более они разнообразны.

Самые основные типы из них будут описаны так, что станет ясна специфика угрозы и то, какими мерами она предотвращается.

 

Чтобы ввести в проблематику, которая для большинства людей не является очевидной, предлагаю выдержки из статьи эмпирической психологии: Почему мы упорствуем в своих заблуждениях.

Мы привыкли считать себя непредвзятыми и думаем, что готовы воспринимать новую информацию независимо от того, противоречит ли они нашему мировоззрению. Но парадокс заключается в том, что когда новые факты опровергают самые дорогие наши убеждения, вера в них только укрепляется. В психологии это явление называется эффектом обратного действия. Журналист Дэвид Макрейн разбирает феномен на примере научных исследований и объясняет, почему мы избирательно воспринимаем истину и упорствуем в своих заблуждениях.

...В растерянности, вы еще больше укрепляетесь в ваших убеждениях, вместо того, чтобы подвергнуть их критике. Когда кто-то пытается исправить вас, развеять ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и укрепляет вашу уверенность.

...Со временем, благодаря эффекту обратного результата вы начинаете менее критично смотреть на факты, которые позволяют вам по-прежнему считать свои убеждения истинными и правомерными.

...Психологи называют такие истории нарративными сценариями — это истории именно о том, что нам хочется услышать, подтверждающие наши убеждения и дающие нам право придерживаться уже составленных нами же мнений.

...Изучение эффекта обратного результата показывает, что выиграть спор в интернете невозможно. Когда вы начинаете бросаться фактами и именами, гиперссылками и цитатами, ваш оппонент на самом деле становится еще больше уверен в своей правоте, чем до того, как вы начали спор. Когда он начинает противоречить вам, то же самое происходит и в вашем сознании. Эффект обратного результата заставляет вас обоих еще крепче замкнуться в уверенности своей правоты.

...Когда вы читаете отрицательный комментарий, когда кто-то разносит в пух и прах то, что вы любите, а ваши убеждения подвергаются сомнению, вы придирчиво и внимательно изучаете информацию в поисках слабых мест. Когнитивный диссонанс блокирует механизмы вашего мышления до тех пор, пока вы не справитесь с ситуацией. В процессе вы формируете больше нейтральных связей, конструируете новую память и производите определенное усилие — и когда вы заканчиваете обдумывать предмет, ваши изначальные убеждения становятся сильны как никогда.

...И хотя информационные технологии не стоят на месте, поведенческие схемы, которые человек пускает в ход, если речь заходит о вере, неоспоримых фактах, политике и идеологии, кажется, остаются прежними. В мире, где процветает все новое знание, где каждый день совершаются научные открытия, освещающие, казалось бы, все стороны человеческой жизни, мы, как и большинство людей, по-прежнему воспринимаем информацию очень избирательно, пусть даже факт подкрепляется научными данными и основан на столетиях исследований.

Сказанное звучит абсурдно, ведь это - настоящий неадекват, но, приходится признать, что это - повсеместное явление, достоверно подтверждаемое на больших выборках испытуемых.

Все сказанное более обосновано и обстоятельно с позиции механизмов психики рассмотрено в статье Идея-фикс, но тут речь идет о психических процессах еще до формирования сверхзначимой идеи.

Описанные эффекты являются прямым следствием массового несоблюдения важнейших принципов психогигиены, не понимания их и даже в отсутствии представлений о них.

 

Наиболее сильный и массовый фактор влияния на личные представления - информационные системы в обществе, сегодня, прежде всего, телевидение, кино, интернет и новостные издания, особенно в интернете. Все это пришло на смену религиозно-этическим представлениям, насаждающимся с раннего детства воспитанием. То, что раньше сопровождало человека всю его жизнь, мало подвергалось сомнению за исключением влияния экстремальных ситуаций, сегодня способно эффективно воздействовать в любом возрасте потому, что методы такого воздействия очень хорошо и надежно отработаны.

 

Технологии поляризации общества

Главным методом в технологиях деструктивной поляризации общества является внедрение в психику сведений, выглядящих авторитетными и убедительными, но разделяющих людей по заранее имеющимся в данном обществе предпочтениям, например, по языку как это было проделано на Украине. Это - множество различных видов провокационных вбросов, из-за которых украинские вчерашние друзья-родные-знакомые вдруг стали врагами российским. Неважно про что вброс, главное, чтобы он разделил мнения на непримиримые и разделил людей вместе со мнениями. В них нет никакого конструктива и дельности в виду совершенно другой цели (так их можно распознавать), но есть заряд негатива в эпатажной форме, и люди начинают яростно спорить, раскалывая в этом фокусе внимания социум.

Эти вбросы очень легко идентифицировать, признаки очевидны, но люди увлеченно ведутся на все эти провокационные поделки, обычно сделанные на хорошем техническом уровне (работа профи) и обладающие признаками авторитетности.

С точки зрения профилактики разрушительного воздействия, провокационные материалы следует распознавать по очевидными признаками, причем суть поднятой темы не имеет значения.

1. Материал носит характер обличительной сенсации, и уже содержит судейский вывод или прозрачно намекает на него.

Чтобы в самом деле что-то обличить, нужно представить корректно и безусловно достоверные материалы, а не выхваченные каким-то образом эпизоды. Только независимые эксперты способны корректно анализировать их, и тогда возникает общее экспертное мнение, но даже оно является предположительным и требует верификации в реальности (неумолимые принципы научной методологии). Но вброс провокационных материалов никогда не обладает такими качествами, они обладают только признаками кажущейся, самопровозглашенной авторитетности. Главная задача вброса - не убеждать в чем-то, а создать спорную атмосферу, влекущую непримиримые столкновения мнений.

Любые сведения, имеющие заряд провокационной сенсации, должны просто игнорироваться как вандальная надпись на стене. Внимание должно уделяться только взвешенным экспертным заключениям если они взаимно подтверждаются. Это означает, что любые сведения из любых СМИ, носящие провокационную сенсационность, должны игнорироваться для предотвращения разрушительного воздействия на психику или просто восприниматься как забавная поделка, как уже сформировалось мнение про всякие гороскопы.

2. Не конструктивный, а явно деструктивный, разобщающий характер сообщения.

Сведения, которые хоть в чем-то оказываются разобщающими, порочащими существующую систему взаимодействий и взаимопонимания, не предоставляющие альтернативу для конструктивного избегания найденного нежелательного явления, вряд ли могут способствовать разрешению представленной проблемы, зато прекрасно подходят для создания разногласий и непримиримых споров. Но само по себе выявление нежелательного и его констатация, не является разрушительной для социума, если только не оказывается в связке с первым пунктом, определяющим контекст его воздействия. Констатация негативного должна быть очень хорошо обоснована и достоверна, и тем самым она оказывается конструктивной, а это никак не возможно сделать в коротком сообщении, так что любые кричащие высказывания о недостатках должны игнорироваться как попытка деструктивного воздействия.

 

Эти два признака в совокупности однозначно идентифицируют провокационный вброс, отношению к которому должно быть - игнорирование с отвращением и неприемлемостью.

Провокационные вбросы обладают и множеством других второстепенных признаков, использующихся для цели разрушительного воздействия на психику и через это - на общество. Так, используются узнаваемые слоганы для связки с ранее воспринятыми подобными воздействиями или явно создается новый слоган (мем).

Более сложно распознать искусственность изделия (и это не так важно, если уже распознана деструктивность), - искажающий впечатление монтаж, ложные сведения, подтасовки. Но даже если кто-то проделывает эту работу, в силу "эффекта обратного действия" это только подливает масло в огонь спора, и раскол мнений продолжается, углубляя раскол общества. Оппоненты представляются недалекими, наивными людьми, обладающими массой очевидных недостатков и зомбированных пропагандой.

Но любой человек обладает какими-то недостатками и проявляет их в споре. Безошибочных суждений, сделанных налету, сгоряча просто не бывает. Любой из сторон слишком заманчиво увидеть оппонента в неприглядном свете, и мало кто не поддается этому так, что все доводы окажутся опорочены. В таком споре нет победителей, а есть только проигравшие возможность взаимопонимания.

Провокационные вбросы имеют самый разный уровень сложности подачи: от кричалок на массовке - до формы, похожей на обстоятельную аналитическую статью. Но все они отличаются наличием двух отмеченных главных признаков.

В некоторых случаях бывает очень трудно провести границу, ведь отклонение от методологии формализации, некорректности в утверждениях ясны только тем, кто хорошо понимает суть научной методологии (см. Научная методология против иллюзий восприятия). Но такие сложные вбросы и не рассчитаны на массовость. Самые же опасные провокационные вбросы легко и однозначно распознаются.

Провокационные вбросы - всегда результат чьего-то творчества. Они содержат намеренную ложь в той или иной форме (слово ложь здесь используется не в качестве эпатажного эпитета, а как элемент личной адаптивности, см. Ложь), формируют систему сверхважных идей (идея-фикс), которые делают предвзятыми любые представления и реакции, их как-то затрагивающие.

В социальном воплощении это приводит к расколу общества вплоть до военного противостояния, революциям, краху экономики, краху культуры (см. Культура и стабильность, Психофизиология протеста).

Говорят, что в споре (не)рождается истина. Дело, конечно, не в значении слова спор, но истина рождается только в корректном обсуждении, так что спор должен быть корректным (см. Спор), иначе он будет нескончаемым, деструктивным и приводить к различным психопатологиям, наиболее характерные из которых - параноидальная шизофрения и депрессивные состояния.

 

В качестве характерного примера действенности технологий поляризации общества рассмотрим как происходила Поляризация Украины.

Эффект поляризации общества в наиболее явной форме был проявлен на евромайдане, хотя готовился исподволь задолго. До этого Украина в период 90-х и части нулевых являла собой пример весьма гармоничного общества на фоне имеющегося в нем мощного потенциала к расколу – наличие в одном государстве фактически двух языков и двух (хоть и близких) народов проявлялось лишь в период выборов.

...Вначале «скача», как не москаль, а потом и разливая коктейли Молотова для боевиков, сжигающих своих же украинцев, но в погонах. Заработал механизм поляризации общества. Механизм, заранее заботливо созданный и четко под Майдан запущенный – роль, например, созданного на западные гранты «Громадьске ТВ» и других ресурсов еще предстоит обсудить отдельно. Мы же можем констатировать факт – сегодняшние кровавые события в Донбассе были запущены в тот момент, когда ведомые политтехнологами киевляне позволили себя разделить на «мы» и «они». На «они же дети» и «кровавый «Беркут». На «свидомых украинцев» и «донецкое быдло». И так далее. Поляризация общества, скоординированно накачиваемая через СМИ и социальные сети, выполнила главную стратегическую задачу – сняла табу на насилие.

...Дальнейшая эволюция поляризации общества всем известна – после победы евромайдана последовали ограничения русского языка, российского телевидения и первых «поездов дружбы» в немайданные регионы – и раскол стремительно стал принимать географические масштабы...Украинцы, вдруг обнаружившие себя в своей стране «ватниками» и «колорадами», частью затаились – ожидая, чья же возьмет. А частью – приступили к отстаиванию своих гражданских прав в своей стране. Вначале политическому – через мирные митинги и референдумы, а потом – и вооруженному.

...Механизмы управляемой поляризации общества за полгода привели Украину к тому, на что иным странам требуются десятилетия – общество расколото, идет поиск внутренних врагов и истерическая ненависть к образу врага внешнего. Гражданская война втягивает в себя тысячи еще вчера мирных граждан, разрушая и без того кризисную экономику.

 

В России общество пытались и все еще пытаются поляризовать методами вборосов провокационных материалов и организации массовок. В определенное время это породило много "белоленточников", дистанцирующихся от общества, которое "быдло", "ватники" (и множество других внедряемых в головы запоминающихся эпатажных эпитетов).

Попытки вызвать раскол в отношении к власти оказались безуспешными (по итогам статистики Лада-центр Путина поддерживает более 85% населения), хотя некоторая часть корпоративного контингента, по своему профилю особенно связанная с интернетом, все еще оказываются носителями внедренных провокационными вбросами представлений.

Но наибольшую поляризацию в России сегодня вносит различие отношений к религии. Следующим же по массовости - является национализм.

 

В качестве основной формы массового воздействия, обеспечивающей основания для поляризации общества, используется так называемое "зомбирование" - методы авторитарного и риторического внушения важных идей и понятий, и, через влияния на индивидуум, внедрение определенных систем ценностей в культуру, см. Зомбирование. В этом важнейшую роль играют СМИ и массмедиа, см. Голливуд и зомбирование и Журналюги.

Сегодня наиболее востребованным и эффективным информационным каналом является интернет и телевидение, которые, конечно же, соответственно используются для внедрения определенных представлений, порождая множественные неадекватности (некое подобие эффекта "книжных знаний", с намеренно внедряемыми идеями), см. Интернет - как один из массовых путей в неадекватность.

В ходе практикуемой "информационной войны" технологии государственного уровня порождают побочные вбросовые новообразования индивидуального характера. Так, в обществе сформировалась субкультура "интернет-троллей". Об их деструктивном влиянии много написано, оно постоянно ощущается на всех обсуждениях острых вопросов, что вынуждает даже закрывать возможность обсуждения, - настолько велик деструктивный эффект.

Про особенности деятельности троллей можно прочесть: Упыри на форумах интернета, Имею свое мнение. Причем, это касается любых видов обсуждений, если только в них присутствует кому-то выгодная и важная тема, например, деятельность троллей, поддерживающих фрика от науки С.Савельева: см. Быдло-защитники С.Савельева - явление именно субкультуры конфликтного стиля обсуждений с уверенностью в своей безнаказанности за любые эпатажные выходки. Все обсуждения троллей являются провокационными вбросами и приводят к поляризации общества, в чем и заключается их вред, в отличие от корректных и конкретных обсуждений.

О противодействии этому явлению так же немало написано, см. Гигиена против троллей, Методология утверждений и этика обсуждений.

В точности, как трудно бывает избавиться от наркотической зависимости, по тем же причинам трудно избавиться от зависимости, которую определяет наличие предельно важной идеи, всегда отстаиваемой в онлайн-спорах. Но, как было показано, в таких спорах невозможно оказаться победителем и убедить этими методами другого, но всегда при этом возникает активное неприятие и разделение на непримиримых оппонентов, см. Наблюдение контекста активного неприятия. Убедиться в чем-то человек может только сам, хотя поверить его можно заставить авторитарно, если этот человек не имеет навыков скептического осмысления авторитарных сведений.

 

Мошенничество

Все виды мошенничества, так или иначе, основываются на явлении паразитизма, механизмы которого описаны в статье Особенности социальной адаптации:

Соотношение паразитов и продуктивных по численности бывает разительно несопоставимо: экспертов единицы, остальные - паразиты. Этим качественно характеризуется современное общество развитых стран.

Самовыражение в обществе, отстаивание своих взглядов, наработка и использование авторитета без адекватного владения предметом - является социальным паразитизмом, который приносит совершенно конкретные дивиденды в виде притока заказов на  рекламу в популярных блогах, влияния в сетевых обсуждениях и даже за их пределами, получения различных привилегий и их использование. То, как самовыражаются те, кто кроме навыков воздействия на окружающих не имеет действительно специализированных знаний, очень хорошо можно проследить на подавляющем большинстве примеров обсуждений в интернете, когда люди уверенно высказывают свои суждения так, как будто они являются экспертами в этой области. Этим они достигают цели воздействия на излишне доверчивых людей, полагающихся на очевидные для них признаки авторитетности и выигрышности в спорах. Таких "'экспертов" называют "диванными экспертами", и в обществе все в большей степени нарабатываются методы их идентификации и противодействия. Но, как отмечалось выше, решающим является личная психогигиена, в данном случае - разумный скептицизм и навыки распознавания попыток риторического зомбирующего воздействия. Полностью избавиться от возможного агрессивного влияния можно, только если наработаны практические навыки понимания принципов корректности обсуждения - частный случай научной методологии: методология обсуждений, основанная на методологии определений и утверждений.

Такой вид паразитизма возможен потому, как было уже замечено, что наработать навыки введения в заблуждение, навыки представляться авторитетным экспертом неизмеримо легче и быстрее, чем сформировать в самом деле адекватные представления в какой-то предметной области.

Видов мошенничества очень много, но все они используют возможность повлиять на восприятие человека и модулировать его поведение. В этом смысле существует "законное" (не преследуемое по закону) мошенничество (см. Психо-аттракционы, О рекламе, Стоимость и цена) и то, что оказывается вне закона (см. Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках). Часто провести границу просто невозможно.

Даже такое явление как Хакеры оказываются не однозначным в плане того, чтобы вынести суждение о его пользе или вреде в общем виде. Методы защиты от мошенничества очень актуальны, но, чаще всего они сводятся к тому, что публикуются все новые мошеннические уловки и советы, как их избегать. Конечно, такая непосредственная передача опыта может быть полезна в выработке личных навыков, хотя и она может содержать элементы попыток влияния на психику.

Исследователи из МФТИ и Сколковского технологического института вместе с американскими коллегами доказали, что социальные связи благотворно влияют на экономические отношения. Они провели эксперимент, показавший то, что даже шапочного знакомства достаточно для профилактики нечестных действий: лучше узнавшие друг друга люди играют честнее: они чаще сотрудничают друг с другом и поровну распределяют банк в «Ультиматуме» с большей вероятностью, чем при игре против незнакомцев. Кроме того, что оказалось несколько менее очевидным для ученых результатом, знакомые друг другу люди терпимее относились к «предательству» при игре в «Парадокс». Это показывает, что усиление коммуникабельности, увеличение взаимопонимания сопровождается уменьшением склонности и возможности к паразитизму. И, наоборот, поляризация, разобщение культуры приводит ко все большему и все более глубокому его процветанию. Из опыта людей, переживших революции, однозначно следует всплески всех видов мошенничества в этот период нарушения целостности культуры.

Понятно, что наиболее радикальным методом консолидации общества против мошеннического влияния является увеличение коммуникабельности, что в современных условиях осуществляется с помощью технических средств коммуникации, что в будущем может привести к качественно новому оптимуму, а в индивидуальном плане нужно выработать навыки не быть доверчивым тем более, чем менее знакомы и понимаемы люди и их действия, какими бы авторитетными они ни казались, т.е. это - предмет приложения психогигиены разумного скептицизма.

Особенно легкий способ паразитизма достигается с помощью религиозной и любой другой веры.

 

Религиозность

Как уже замечалось, в точности, как трудно бывает избавиться от наркотической зависимости, по тем же причинам трудно избавиться от зависимости, которую определяет наличие предельно важной идеи, и в случае религиозной веры ситуация оказывается столь же опасной трагическими последствиями как и в случае наркотической зависимости. Не нужно доказывать, что любая неадекватность реальности, т.е. не соответствие предполагаемого и получаемому, в реальности порождает негативные последствия. А вера - именно такой случай. Только очень тепличные условия и полная опека способна оградить истово верующего от бед в тех случаях, когда конкретные приложения его веры в реальности приводят к нежелательному.

Другое дело "вера в себе", без попыток ее приложения к реальности, т.е. никак не пересекающаяся с реальностью. Тогда никто не сжигает ведьм, не убивает инакомыслящих, не принуждает к вере, не пытается воспарить на крыльях веры из окна многоэтажки, не принимает коллективно яд, чтобы перейти в более желанный мир, изгонять бесов из детей, забивая их до смерти и т.п.

Практически все люди и даже животные обладают религиозным чувством - как отголоском раннего периода развития. Им обладают и ученые, но это чувство у них - вовсе не безусловная и неоспоримая вера (см. про религиозность Эйнштейна), она никак не пересекается с реальностью в их предметной области исследования, а только мотивирует творческое любопытство. Но если дать волю вере в виде сверхценной идеи, то творчество в области ее действия становится невозможным в виду неоспоримости идеи, предельно высокой значимости, которую ничто не может превысить.

От неадекватной идеи до неадекватного поведения недалеко: любая идея становится неосознаваемым стереотипом поведения и влияет на результаты поведения.

Во всех случаях рецидивов веры, когда она начинает касаться реалий жизни, ей необходимо противостоять и помогать верующему выйти из зависимости так же как в случае с наркотиками.

Особенно пагубное влияние оказывает религиозное авторитарное воспитание, способное полностью подменить волю человека привнесенными канонами поведения и, тем самым, деля невозможным личное творчество, что по результатам схоже с последствиями лоботомии.

Из-за особой обширности и пагубности религиозного миcтического влияния в современном обществе, на сайте Форнит создана большая подборка по многим аспектам религиозной веры на основании понимания механизмов организации психики:

·       О религии

·       Мистика и социальная активность.

·       Быть или верить?.

·       Ложь, нравственность, вера.

·       Православие наносит удар.

·       Миссионерские притчи.

·       Вера и сумасшествие

·       Блаженные

Клиническая часть подборки:

·       Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями

·       Синдром метафизической (философической) интоксикации

·       Психические расстройства при религиозных ритуалах

·       Клинические особенности мистического бреда

Важнейшей методологией в психогигиене против религиозного влияния является Разумный скептицизм, а у исследователей - научная методология.

 

Казалось бы, уже показано множество принципов психогигиены и разных их приложений, но все, в конечном счете, сводится к основным мировоззренческим представлениям, которые, к сожалению, оказываются деформированы с детства существующей культурой, традициями, навязываемыми понятиями, что отражает влияние всей массы поведенческих неадекватностей, которые оказались совместимы с данной культурой и привели к системе взаимно понимаемых и согласованных представлений, пока еще далеких от совершенства. Это - следствие пока еще недопонимаемой сути психики и ее эволюционно развившейся функциональности адаптации к новому. Поэтому, перед тем как начать разбор остальных приложений психогигиены, остановимся на главном: психогигиене формирования личного мировоззрения, откуда вытекает все остальное.

 

Психогигиена формирования личного мировоззрения

В самом основании неверных представлений современной культуры, лежит выработанное отношение к позитивным и негативным переживаниям. Это отношение исподволь прививается множеством религиозных и эзотерических теорий. Огромное количество литературы на тему "как стать счастливым" внушает порочные, деструктивные для психики представления о том, что всегда и во всем нужно думать только о хорошем, избегать плохих мыслей, ставить цели получать только позитивные переживания (т.е. получение позитивных переживаний - самоцель, как вид самостимуляции). Такие рекомендации очень наивны или рассчитаны на наивных, они следуют из как бы очевидного: все негативное - только мешает, причиняет страдания.

Это совершенно не согласуются с главным принципом формирования всех осознанных реакций: избегать нежелательного и следовать удачным действиям. Эзотерические гуру даже не задаются мыслью о том, что для того, чтобы научиться хоть чему-то, необходимо совершить множество проб и ошибок для того, чтобы знать, чего избегать впредь. Очень многие действия требуют преодоления неудобств, затрат энергии, часто - получения боли. Женщины, чтобы вырвать ненавистные ими волосы из подмышек косметическим воском, преодолевают немалую боль, посильнее зубной у стоматолога. О роли боли и отношении к боли, а так же всем негативным переживаниям на примере боли написано в статье Боль - как психическое явление:

...Как и любая базовая эмоция, боль может иметь как негативную, так и позитивную значимость (см, например, Позитивное отношение к боли — залог легких родов!), ассоциируясь с наиболее общим контекстом: хорошо или плохо.

...Осознанное решение совершить что-то, сопровождающиеся болью, может оказаться полезным для достижения желательного в немалом числе случаев, требующих волевых усилий, например, чтобы совершить предельное физическое усилие ( штангисты, у которых, бывает, рвутся сухожилия), чтобы получить желаемый результат, несмотря на боль (предельный случай был иллюстрирован в кинофильме о том, как попавший в каменную ловушку альпинист отрезал кисть руки, чтобы освободиться), многие медицинские вмешательства не избегают боли, спортивные и не только поединки и т.п.

Боль - не зло, а реальный помощник и участник поведенческого акта во всех тех случаях, когда она сопровождает получение желаемого и, соответственно, с ней связывается позитивное отношение, если только личность способна на осуществление достаточного волевого усилия. Поэтому боль можно и нужно наделять тем отношением, которое отражает ее поведенческую специфику: избегать ее причину, если она сигнализирует о неоправданных травмирующих воздействиях и делать ее позитивным союзником, если сопутствует получению желаемого, как было в примере об осознанном отношении к боли при родах. Придавать такое отношение можно научиться довольно легко, выработав навыки для наиболее востребованных в жизни ситуаций.

Творчество, в отличие от ремесленничества, вообще не бывает без постоянных негативных переживаний потому, что оно является следствием мотивации решения важной проблемы, необходимости преодоления чего-то нежелательного. Нерешенная проблема становится доминирующей, постоянно возвращающей внимание на себя, см Основные механизмы творчества. Неудовлетворенность существующим является движущей силой прогресса.

В противовес мошенническим теориям тех гуру, которым важнее выпускать бестселлеры на продажу, проводить платные семинары и курсы по привлечению удачи, стоит ознакомиться с личными стратегиями, соответствующими реальным механизмам поведенческой адаптивности :

·       Самосовершенствование.

·       Чрезмерные увлечения.

·       Путь успеха.

·       Личные жизненные стратегии.

·       Целенаправленное поведение.

Чрезвычайно важно выработать навык не любить свои идеи, а тщательно соотносить их с реальностью чтобы избежать характерной психопатологии:

·       Идея-фикс.

·       Параноидальная шизофрения.

·       Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры.

Для развития навыков требуется наработка умения прикладывать волевое усилие, а для этого  нужно понимать, что такое Воля.

Для реализации себя как социального существа (наиболее оптимистичная альтернатива - беззаботность домашнего животного) необходимы навыки творчества. Творчество - всегда имеет личные мотивы, цели и воплощение, даже если это называется коллективным творчеством. И это - не стезя только отдельных особо одаренных личностей, а то, что позволяет оставаться в связке с обществом, быть социально востребованным: Об эффективности поведенческой адаптации.

Развитие базового мировоззрения - достаточно сложный и кропотливый путь приобретения множества разного типа и приложения навыков, который невозможно пройти по книжкам или на курсах осчастливливания. Но это вовсе не означает погружение в нескончаемые трудности и насилие над собой в силу того, что существует психогигиена минимизации усилий.

 

Формирование верного базового мировоззрения, согласующего понимание самых разных аспектов реальности, позволяет развить способности к минимальным, но эффективным затратам. Это то, что составляет оптимальную методологию исследования - основу науки в самом широком смысле - науки постижения нового в любой форме, в быту и труде.

 

О психогигиене в науке

Организация науки вовсе не означает успешность самой науки, воплощенной в виде навыков следования научной методологии познания и методологии формализации результатов познания. Организуют науку живые люди со своими достоинствами и недостатками. Организация науки в виде "академической науки" в нашей стране сегодня претерпевает множество реформаций в виду исторического отставания в понимании сути реализации научной методологии и необходимости в преодолении многих консервативных представлений и форм организации, которая все еще далека от совершенства и просто адекватности существующим сегодня реалиям. Это касается многих понятий, ключевых для академической науки и отражения этих представлений в культуре, которые раскрываются в следующих материалах:

·       Академическая наука

·       Компетентность или авторитет?

·       Научная методология против иллюзий восприятия

·       Кредо использования выбранного формата публикаций на этом сайте.

·       Ошибка.

·       О правописании.

·       О популяризации.

·       Умники.

Психогигиена в творчестве и исследовательской деятельности заключается в практическом понимании принципов научной методологии, исключающем личные иллюзии восприятия, методологические и системные ошибки и обеспечивающем обоснованный и достоверный результат формализации. И эта методология применима во всем в жизни, в понимании сути отношений с людьми в обществе, в семье и на работе.

 

Корпоративная психогигиена

На работе возникает несколько специфик взаимоотношений: отношения с начальством, с сотрудниками, в проведении совместных мероприятий.

Отношения с начальством строятся как на основе навыков управления данным начальником, так и на основе навыков реагирования на облеченного властью человека и негативные стороны в этом рассматриваются в статье: Факторы агрессии на работе:

...ясно, насколько важно с самого начала не допускать формирование патологических стереотипов, чем потом пытаться преодолевать уже намертво сформированные.

...Существует множество более-менее действенных рекомендаций, каким образом "правильно" поставить на место зарвавшегося начальника, но не услышать: "Вы уволены!". Если понимать и использовать вышеописанный главный принцип, то станет возможным научится формировать наиболее подходящий ответ на лету, в зависимости от всех обстоятельств.

 

Что же касается взаимоотношений с сотрудниками, то, кроме обычных навыков коммуникации с людьми и приспособления к существующей корпоративной этике, есть фактор паразитирования, рассмотренный в разделе Проявления социального паразитизма:

Во многих (практически в любых) учреждениях формируется и успешно существует целая система корпоративного паразитирования. Ведь развить навыки, чтобы убедительно демонстрировать свою значимость и незаменимость легче, чем быть на самом деле нужным и значимым. Поэтому те, кто развивает именно такие навыки, оказывается не только в неоспоримом преимуществе перед в самом деле компетентными специалистами, но и эффективно вводят в заблуждение руководство, которое просто не в состоянии достаточно глубоко и специализировано разбираться в итогах работы специалистов. Поэтому, какой бы правильной и адекватной обстоятельствам ни была отдача специалиста, паразиты всегда могут опорочить ее и представить в не выгодном свете перед руководством. Они просто должны это проделывать из самосохранения потому, что иначе окажется слишком очевидным значимость компетентного специалиста и ненужность паразита. Иногда это происходит не в резко антагонистических формах корпоративных инсинуаций, а в виде молчаливого согласия: ты работай, но на мою бесполезность не обращай внимания руководства. Любой компетентный специалист имел опыт конфликтов или симбиоза с корпоративными паразитами. Процветание корпоративного паразитизма зависит от того, насколько успешно и стабильно учреждение. В условиях нестабильности все начинает разрушаться по причине адаптивной деятельности паразитов: продуктивности экспертов уже не хватает, чтобы сохранить стабильность. Соотношение паразитов и продуктивных по численности бывает разительно несопоставимо: экспертов единицы, остальные - паразиты. Этим качественно характеризуется современное общество развитых стран.

 

Кроме всего этого, бывает, имеет место самая настоящая психопатология в форме психопатии: Лжецы, мошенники, интриганы. По этому большому и обстоятельному тексту - очень немало интересного и позновательного, того, о чем люди вообще обычно не задумываются и поэтому оказываются во власти таких психопатов.

 

О психогигиене в семье

К сожалению, практически все, кто организует семью, не является специалистами ни в психологии отношений, ни в педагогике, но при этом на родителей возлагается наиболее ответственная часть формирования психики детей и, в результате, практически не бывает так, чтобы эта психика оставалась достаточно полноценной и стабильной. Дети, как правило, переживают немало травмирующих периодов и эпизодов в своей жизни не только без должной поддержки родителей, но даже вследствие невежества родителей.

Дети с рождения психофизиологически сориентированы на оптимальное приспособление ко внешнему миру и изучают его, подчас, более корректно, чем ученые (годовалые младенцы оказались физиками-экспериментаторами), но при обычном невежестве родителей вопрос стоит о том, чтобы, хотя бы, не навредить этому процессу. Даже социализация во многом проходит вообще без участия родителей.

Путь к нормализации такого положения не столько в том, чтобы как-то обязать или замотивировать родителей стать в достаточной степени опытными в вопросах формирования личности, как в том, чтобы постепенно в общей культуре возникали нормы и этика, сами по себе обеспечивающие верность методов воспитания.

Но те, кто хотел бы, не дожидаясь столь отдаленного и благополучного будущего, сам постичь самое главное в понимании принципов развития, сегодня вполне имеет такую возможность:

·       Межличностные отношения.

·       Социализация.

·       Педагогика и механизмы психики.

·       Обида.

·       Спор.

·       Про психическое явление «наглость».

·       О правописании.

·       Личность и социум.

·       Этические символы общения

·       Образовательный сайт Хронотоп - уже несколько лет как не поддерживающийся в виду отсутствия моих ресурсов на это. Здесь немало очень полезных для воспитания статей, особенно - наиболее раннего обеспечения развития личных возможностей.

 

Психогигиена здоровья

Здоровье тела напрямую зависит от здоровья психики (а не только наоборот: "в здоровом теле - здоровый дух") потому, что гомеостатическая регуляция и, собственно, все виды поведенческой активности, направленные на ее поддержание, организуются в мозге: Гомеостаз и Система значимости. Вегетативные реакции имеют относительно небольшую самостоятельность и регулируются общим тонусом поддержания систем адаптации, главным в которой является гормональный баланс в зависимости от текущего эмоционального состояния и необходимости адаптационного стресса того или иного вида.

Наиболее оптимальное поддержание системы адаптивной регуляции обеспечивается привычными ритмами сна и бодрствования (привычность обеспечивает выполнение уже наработанных стереотипов неосознаваемых реакций, которые в известных условиях приводят к уверенно успешному результату).

Это означает, что необходимы навыки и привычки засыпания примерно в одно и то же время, просыпание через 8 часов, съедание в одни и те же часы желательно привычного рациона. Виды деятельности при бодрствовании так же желательно иметь привычными.

Поддержание оптимальной физической формы 1-3 подходами по 10-15 минут комплекса нагрузок из тех, что встречаются и необходимы повседневно с пиковыми нагрузками, несколько превышающими повседневные.

Это необходимые и достаточные условия обеспечения адаптивной регуляции, без чего она искажается от текущих проблем с самочувствием и затруднений в работе до назревания серьезных психосоматических последствий.

 

В медицине прогресс технологий воздействия опережает прогресс понимания сути патологий. Это при том, что узкая специальность медика ограничивает его представления и возможности системных обобщений. Возникает множество авторских теорий и методов, основывающихся на какой-то одной вдруг замеченной и не вполне во всем подтвержденной закономерности при общем довольно низком образовательном потенциале: дыхательные методики, методики питания, рефлексотерапии, методики лечебного голодания, - неимоверное количество других, вплоть до уринотерапии и всяческих "очищений" организма. Это нужно иметь в виду, распознавать такие методики и относиться к ним с максимальным сомнением.

У каждого человека возникает своя специфика развития и протекания патологических явлений, с которой лучше него никто не может быть знаком, и каждый человек должен становиться специалистом по своему здоровью, разумно позволяя в него вмешиваться только известным ему, понимаемым методом и средствами. Но большинство людей вообще об этом на думают, а слепо доверяются первым попавшимся им медикам, а это - тоже живые люди со своими проблемами и ошибками. Интересно, что многие автолюбители сегодня не склонны доверять свою машину слепо даже при прохождении техобслуживания, не говоря о серьезном вмешательстве потому, что они в немалой степени стали специалистами по специфике своей машины. Но те же люди наивно и беззаботно доверяют неизмеримо более сложную и бесценную для них технику своего организма в руки намного менее понимающих организм людей, чем те, кто ремонтирует автомобили. Пример: Как не перелечить зубы. Здесь есть о чем очень серьезно подумать.

Более подробно о различных аспектах поддержания психогигиены здоровья:

·       Польза сна.

·       Формула исцеления

·       Несколько разделов, касающихся здоровья

·       Сайт Физиология-медицина-здоровье - уже несколько лет как не поддерживающийся в виду отсутствия моих ресурсов на это.

 

Делая выводы, все рассмотренные виды приложения психогигиены и способы ее осуществления, можно расположить по мере важности и основательности - в виде иерархии этих способов (эта иерархия естественно следует за иерархией развития систем адаптивности личности).

1. Самым основным является выработка навыка конструктивного и корректного отношения к собственным состояниям "хорошо-плохо" для максимально эффективного их понимания и использования.

2. На этой основе нарабатываются навыки скептического отношения ко всему важному и непосредственно касающемуся из всего воспринимаемого в виде сведений, в том числе собственных мыслительных предположений. Чем более важно, значимо что-то в возможных последствиях, тем более скептично, тщательно и корректно это должно быть исследовано и понято. Доверие позволительно только в экстремальных случаях, когда нет времени на осмысление, но при этом нужно понимать возможные последствия ошибки (см. Личные жизненные стратегии, в частности, Про опасности). Вера же полностью закрывает возможность получения собственного опыта и возможности освоения в том, что эта вера затрагивает.

Оптимальная пропорция доверия и собственной инициативы зависит от текущего возраста и новизны проблемы: в раннем периоде доверчивого обучения преобладает безусловное доверие родителям, которое не должно достигать уровня безусловной веры (нельзя подавлять инициативу), а с опытом освоения области деятельности все более должно быть сомнений, в том числе и к собственным суждениям, что обеспечивает подстройку соответствия реальности. В начале освоения нового направления даже у взрослого уместен период доверчивого обучения, но в силу имеющегося опыта в других областях, которые в чем-то схожи, этот период осмысливается более системно и корректно, проходит быстрее и эффективнее в избегании ошибок.

3. Следующий уровень - наработка навыков в тех направлениях деятельности, которые предполагается как наиболее желательные для обеспечения социальной востребованности. Это - всегда навыки творчества в данных выбранных областях.

Этот уровень - самый сложный в организации, и если он строится на основе первых двух, то минимизируются неудачи и разочарования, закрывающее данное направление для дальнейшего освоения за счет того, что успех предопределяется не столько случайными стечениями обстоятельств, сколько системным пониманием сути направления.

 

 

Дополнительно:

·       Методология утверждений и этика обсуждений

·       Научная методология против иллюзий восприятия

·       Психофизиология протеста.

·       Культура и стабильность

·       Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры.

·       Тест: А не зомбируют ли меня?

·       Тест: Определение веса ненаучности

·       Гигиена

·       Здоровье

·       Медицина

·       Психогигиена

·       Стоматология



Обсуждение Сообщений: 12. Последнее - 14.06.2015г. 11:21:42
Дата публикации: 2015-04-5

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Обсуждение Психогигиена
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
 посетителейзаходов
сегодня:33
вчера:45
Всего:28394474

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика