Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Обида

Относится к   «О системной нейрофизиологии»

Обида

Это - статья о психическом явлении "обида", о психофизиологических механизмах этого явления и адаптивной его функции (то, почему это явление существует). Обида в правовой интерпретации - оскорбление. Будет показано, что обида, в случае проявления праведного гнева, - крайний и наиболее опасный для общества вид явления, приводящий к экстремизму самой широкой этиологии, но всегда основывающемуся на крайней силе убеждений.

В статье много ссылок на материалы, обосновывающие сделанные утверждения и позволяющие сделать текст достаточно читабельным.

Несмотря на то, что понимание механизмов психических явлений в целостном виде - очень сложно, но сказанное далее вполне может быть понято интуитивно, на основе достаточного для этого личного опыта при условии отсутствия активного неприятия.

Это - продолжение статьи Спор, в которой показывается, что психическое явление "спор" так или иначе, представляет собой в основе - специфическое проявление личной воли участников. Любое же проявление воли всегда происходит при актуальном осознании чего-то достаточно нового, чтобы это вызывало осознание и того, что вступает в противоречие с прежними убеждениями, - собственными или оппонента.

В статье Доверие, уверенность, вера рассматривается суть того, что составляет систему личных убеждений на основе системы значимости [15]. Любая наработка жизненных навыков сопровождается укреплением уверенности по мере все лучшего приспособления поведения к реальности для получения желаемого или избегания не желаемого. Уверенные навыки уже не требуют осознания [123] для их корректировки и составляют систему наработанных автоматизмов [214], в том числе автоматизмов мышления [249], мотивируемых иерархией эмоциональных контекстов [106]  для знакомых уже обстоятельств (условий), для которых нарабатывается навык, и лишь достаточно сильное изменение картины признаков условий, может опять вызвать привлечение осознанного внимания для возможной корректировки поведения в изменившихся обстоятельствах.

В случае, если некоторые автоматизмы мышления были приобретены авторитарно, без участия личного опыта, на основе высокой доверчивости к авторитарным сведениям (в том числе и собственным высокозначимым идеям), их адекватность определяет не личная оценка их проверки в реальности (жизненный опыт), а привнесенная оценка, доверчивое принятие уже существующей оценки (реликт стадии доверчивого обучения [190]). Это то, что принимается на веру безусловно и, в отличие от собственного практически нарабатываемого опыта, обеспечивающего адекватность  реальности, может нести в себе сколь угодно критическую неадекватность потому, что эти сведения не были проверены в реальности для определенных условий. Если в норме после стадии "доверчивого обучения" авторитарно закрепленные навыки корректировались на стадии "игрового попрания авторитетов"  - с учетом особенностей своего тела и новых условий окружения, то предельно высокие авторитарные убеждения - или "вера" ничем никогда не корректируется потому, что ее предельно высокую значимость ничто не может преодолеть в актах осознанного волевого усилия.

У субъективно привнесенных неадекватностей может быть множество самых разных источников: Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры.

Когда по какой-то причине нет возможности действенным способом отстоять в споре свое представление, проявляющееся в актуальной мотивации, но это очень нужно, то остается продемонстрировать оппоненту обиду с целью таким образом повлиять на него.

Обычно слово "обида" понимается как несправедливое оскорбление, что предполагает существование того, кто оскорбил, обидел. Это и в самом деле результат возникшего противостояния в чем-то, какого-то спора, оспаривания чего-то, что обиженный посчитал "несправедливым" по большей части потому, что не в силах противостоять чем-то кроме как убедительно продемонстрировать признаки своей обиды. В более изощренном, развитом проявлении обиженный может убедить сам себя в искренности своего состояния, даже "затаить обиду", не демонстрируя ее прямо в спорный момент, но если бы не существовала хоть какая-то надежда эту обиду с определенной пользой продемонстрировать, то и обида не возникает (случаи психопатологии не рассматриваем). Так взрослый нормальный человек никогда не обидится на собаку, как бы злобно она не лаяла на него, - в виду полной бесперспективности демонстрировать собаке обиду. Но он может показать возмущение хозяину собаки.

Ребенок учится обижаться с целью повлиять на родителей, пробуя множество способов продемонстрировать свое недовольство. Эти попытки все более совершенствуются в зависимости от (не)успешности - как и любая другая поведенческая адаптивность. Обида обрастает ассоциируемой значимостью, становится индивидуальным переживанием. Соответственно, существуют более или менее обидчивые. Некоторые заходят в этом далеко в неадекватность, провоцируя психопатологию.

В статье Обида у детей (оригинал >>):

...в любом случае маленькие дети обижаться еще толком не умеют, но хотят и энергично этому обучаются.

Обиды - не врожденные эмоции, а социальный инструмент, результат социального научения. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние агрессии, а сложное поведение обиды им освоить еще предстоит.

Дети быстрее учатся обижаться там, где их окружение (в первую очередь родители и бабушки) обиды от них ждут, их уже заранее видят и интерпретируют самые разные их эмоции и их поведение, как обиду. Не как страхи, не как давление на взрослых, а как несчастную и горькую обиду.

В окружении недалеких взрослых обижаться оказывается - выгодно. Примеряют к себе обиду и пробуют ею пользоваться дети уже с годовалого возраста, но пока это редкие эпизоды. Всерьез, основательно дети выучивают обиду в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых.
Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь». Обиду обычно используют для обвинения других в нанесении обиды.

Дети пользуются обидой в достаточной мере адресно и произвольно, можно сказать - осознанно: они знают, кому они обижаются и зачем. Впустую, зря, никому - маленькие дети не обижаются.

Только с подросткового возраста чувство обиды закрепляется уже как в большой степени непроизвольная и иногда безадресная эмоциональная реакция. Отметьте это: чувство обиды возникает не стихийно, не природно, обидам учит общество так же, как владению языком или умению готовить.

Наверное, все таки важнее учить тому, что обижаться - глупо в принципе, у взрослых и цивилизованных людей есть другие способы налаживать отношения друг с другом. Если вы взрослый, душевно здоровый и воспитанный человек в окружении таких же красивых людей, вам обиды будут не нужны и вы с ними сталкиваться сами не будете. Но это еще впереди - жизнь без обид.


Итак, обида - всегда попытка оказать давление на кого-то демонстрацией своей обиженности. Соответственно, оскорбление - действие, которое способное вызвать обиду у того, кто склонен и привык ее демонстрировать. Человека невозможно обидеть или оскорбить, если только он не обижается сам.


Есть очень важный момент: то, что может заставить проявить обиду. О приобретенном поведенческом стереотипе уже говорилось и с этим все относительного ясно. Однако, кроме личной есть еще и привнесенная мотивация.
Рассмотрим на простом примере. Дети играют и запросто время от времени обзывают друг дружку дураком или еще как-то. Совершенно "в рабочем порядке", без обиды, ну отвечая как положено, но это игре не мешает. И тут Это замечает родитель, которому резануло ухо. Он бескомпромиссно поднимает обоих друганов на ноги из песочницы и делает настоящую проблему: "Вот ты зачем сейчас так обозвал Васька?!! Ну-ка быстро, извинись перед ним! Ну как ты теперь будешь играть с ним после этого??!".
Понятно, что авторитетно вопрос об обиде поднят на новое качество и теперь от него не отвертеться, что надолго запомнится и многое станет неприятным. Ну, а если это был директор школы, который решил превентивно-воспитательно предать случай всешкольной огласке, то возникнут два непримиримых врага...
Всегда, когда что-то в личных отношениях выносится на более широкий социальный уровень, то приобретает и большую значимость и иной смысл. Мирить таким вот образом или пресекать случаи обиды - самое неправильное и отвратительное, что только может быть сделано.

 

Все становится намного более драматично и опасно для социальных отношений, если задеты не просто интересы, а нечто, имеющее предельно высокую значимость - веру. Проявление обиды у людей - носителей идеи-фикс, носителей догматических представлений, любой другой веры - всегда агрессивное, сопровождающиеся "праведным гневом" потому, что безусловная вера не имеет возможности для корректного ее обоснования достоверно обоснованными доводами, но ее предельно высокая значимость требует ее защиты любыми средствами, ведь эта значимость выше, чем значимость применяемого способа. Самым важным становится любое достаточно убедительное оправдание предмета веры, при этом легко закрываются глаза на все, что эту веру может опровергнуть. Вот почему вера провоцирует ложь, которая оправдывается обязательно, например, "ложь во спасение".

 

Но самое опасное для общества - когда право на праведный гнев закрепляется законодательно. Это, несомненно, поддерживает фанатиков, которые готовы даже ценой своей жизни совершать террористические акты против "неверных" только лишь потому, что кто-то высказал своей мнение о предмете их веры, попирающее эту веру. Если же это мнение высказано в ироническом стиле, - такое объявляется намеренным кощунством.

Конечно, при обстоятельствах, когда фанатики готовы убивать ради попранной веры, находятся те, кто активно пытаются этому противопоставить довольно опрометчивые акты в самом деле намеренного провоцирования фанатиков. Но в каком бы виде не выражалось мнение, оно имеет право быть высказанным нисколько не менее, чем мнения фанатиков веры, что закреплено Всеобщей декларацией прав: " Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. " и, в нашей стране, 29-й статьей конституции: " Каждому гарантируется свобода мысли и слова.... Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом... Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. "

Попрание веры, все, что не соответствует вере, вызывает агрессию у верующего - как способ оказать давление на оппонентов. Абсурдно пытаться оградить верующего от всего, что может вызвать его праведный гнев, пытаться закреплять его право на праведный гнев. Напротив, необходимо ограждать общество от проявлений такого гнева, от агрессии фанатиков веры.

Закон, вводящий наказание за "оскорбление чувств верующих", тем более в рамках высказывания мнений в сети, в какой бы форме это мнение не высказывалось, не только демонстрирует непонимание сути психического явления "обида", не только содержит неграмотную, многозначительно-неопределенную формулировку: "оскорбление чувств", он напрямую противоречит конституции и декларации прав человека, он напрямую содействует, а не препятствует экстремизму. Общество необходимо защищать от конкретных проявлений экстремизма, от вандализма и т.п. от попрания прав человека, а не творить новую инквизицию против "неверных".

 

Статьи по психическим явлениям:
  • Что такое сознание
  • Что такое Я
  • Одушевление
  • Про психическое явление «Самосознание»
  • Про социальный паразитизм и конформизм.
  • Про психическое явление «Смех»
  • Про психическое явление «Интерес» и «Инициатива»
  • Про психическое явление «Наглость»
  • Про психическое явление «Спор»
  • Про психическое явление «Превосходство»
  • Про психическое явление «Обида»
  • Про психическое явление «Ненависть»
  • Про психическое явление «Ложь»
  • Про психическое явление «Лень»
  • Про психическое явление «Уверенность»
  • Про психическое явление «Эмпатия»
  • Про психическое явление «Любовь»
  • Про психическое явление «Цель»
  • Неудовлетворенность существующим
  • Воля
  • Психофизиология протеста
  • Личность
  • Ошибка
  • Очевидность
  • Субъективная обусловленность стоимости и цены
  • Боль - как психическое явление
  • Интерпретация
  • Протест очевидности или почему люди спорят?
  • Самообладание
  • Деменция


  • Обсуждение Сообщений: 55. Последнее - 02.05.2020г. 15:24:14


    Дата публикации: 2012-09-27

    Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 2
    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    В предметном указателе: Обида у детей | Обсуждение Обида | Обсуждение Обида у детей | Обсуждение статьи Обида на самого себя. \\\\\\\\\\\\\\\\ | Обида на самого себя. \\\\\\\\\\\\\\\\ (Анкхут) | Делом Собчак об оскорблении чувств верующих занялась петербургская полиция | Закон о противодействии оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан | Как поступать, если на вас завели дело за «оскорбление чувств верующих» | Лоскутов обжаловал первое дело об оскорблении чувств верующих | Оскорбление религиозных чувств в разных странах | Концентрационный лагерь Суцзятунь потрясает и вызывает гнев у международного сообщества
    Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

    Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
    Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

    Тематическая статья: Целевая мотивация

    Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
     посетителейзаходов
    сегодня:00
    вчера:00
    Всего:52466381

    Авторские права сайта Fornit