Поиск по сайту

Короткий адрес страницы: fornit.ru/273
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Мистика: понятие и сущность"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры

Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры

Во многих статьях на сайте показывались механизмы возникновения неадекватностей (несоответствие желаемого и получаемого) и нарушений баланса внимания (синдром СДВГ), приводящее к поверхностному мышлению при любых переживаниях в отрыве от попыток реализовать субъективные представления. Сопоставление предполагаемого и реально получаемого - необходимое звено личной поведенческой адаптации, - основа приспособляемости к новым условиям.

При занятиях психоделией, "измененными состояниями сознания", "осами", медитациями, философствованием, культивировании идеи-фикс, фанатичной вере - любых практиках без корректировки реальностью нарастает неадекватность, которая из области осознанных переживаний переходит в автоматизмы в полном соответствии с функцией сознания, что приводит к возникновению зависимых состояний, делает очень трудным какое-либо вмешательство и приводит к неврозам и психозам.

Здесь предполагается собирать материалы по конкретным клиническим наблюдениям и частным описаниям по вреду, причиняемому субъективными, оторванными от реальности переживаниями.

Дополнительно:



Кратко резюмируя, покажу, что общее считается вредным в перечисленных в заголовке практиках и коротко, но понятно - почему - на основе концепции, формализованной в подборке статей О системной нейрофизиологии.
Все, что фиксируется долговременно при осознании связывается с позитивной или негативной (в наиболее общем различии) эмоциональной оценкой, предназначенной для избегания или стремления. Чем значимее такая ассоциированная с данной идеей оценка, тем более она приоритетна перед другими конкурирующими в выборе варианта поведения. Предельная сила оценки - вера, ничем не перебивается, ни сознательными доводами, ни поведенческими потенциями, ранее закрепленными в виде неосознаваемых автоматизмов [123].
Если осознаваемая идея ассоциируется с предельно значимой оценкой, и это не есть - результат реально полученного опыта, то такая идея, как правило (практически без случайно истинных угадываний), оказывается не адекватной реальности, т.е. предположение не соответствует тому, что получается, если это попробовать в реальности: желаемое оказывается не соответствующим получаемому в чем-то или полностью. При каждом таком конфликте возникает негативная оценка результата поведения, признанная на будущее блокировать неверное поведение, но ведь эта идея была связана с предельно высокой значимостью, и удар граблей по лбу воспринимается как досадный сбой, придумывается множество оправданий, и человек снова наступает на грабли. Или, не смея пробовать, просто погружается в депрессию [224].
Итак, не сама философия, мечты, медитация, психоделия и т.п. вредны, а любые субъективные идеи, выношенные сознательно с приданием им высокой значимости без корректировки реальностью или предельно значимые идеи (не поддающиеся корректировке принципиально). Если человек мечтает, пусть хоть сколько безудержно, но понимает, что это - лишь фантазия, ассоциирует метку: я это придумал, это - не реальность, не связывает с оценкой предельной убежденности в истинности такой фантазии, то и нет вреда.
Если человек грезит от мощного галюциногена, у него перекрылись границы ранее обособленных образов, в том числе и метки сознания: иллюзия это или реальность, его поражают видения, имеющие статус, неотличимый от реальности, он - во власти переживаний и закрепляется неадекватность реальности (в народе - просто неадекват).
Если чел. занимается философией, мистическими практиками (в том числе медитативными), то он делает это, как правило, всерьез. Его идеи для него очень важны. В случае философии они достигают значимости непробиваемых ничем идей-фикс, в случае мистических практик - безусловной веры. Это - неадекватность, - то, что в соответствующих реальных ситуация неизбежно приводит к конфликту.
Сознанию доступно искусственно придавать произвольное значение, как позитивное, так и негативное, чему угодно, если это мотивируется достаточной необходимостью и хорошо отработаны методы такого самовоздействия. Чел. способен научиться вызывать иллюзии не менее сильные, чем с использование галлюциногенов и такие же убедительные, волевым понижением порога внимания до уровня стирания границ между прежде изолированными образами. При этом затрагиваются многие связанные с осознаваемым области, но вне осознания, те, которые поддерживали ранее наработанные автоматизмы (осознание это - лишь короткие соприкосновения к отдельным фазам какого-то из таких автоматизмов) и тогда возникает психосоматическая патология.
Если человек занимается "медитацией" с целью расслабленно отвлечься, уйти от нежелательного состояния, просто помечтать, не заходя далеко в сторону описанных явлений, приводящих к неадекватности, то и вреда особого не будет в виде высоко приоритетных неадекватностей. Можно ли путем только "логического" размышления прийти к безупречным для реальности результатам (в математике, физике и т.п.)?
Любое размышление - это - прерывание какого-то текущего автоматизма на важной-новой фазе для творческой выработки более адекватного направления дальнейшего развития этого автоматизма (это - самая настоящая система прерываний, которую позаимствовали компьютерщики). Т.е. любое размышление это - уже в немалой степени депривация осознаваемого внимания (все остальное работает на автомате). Творческие навыки могут развиться до самых изощренно сложных и будут эффективны если и навык своевременной проверки реальностью будет обязательным и не ставится искусственных препятствий для гибкой корректировки опыта при необходимости. Таким препятствием является придание идее необоснованно (не проверено) высокой значимости. Опасно - беззаветно любить вынашиваемую идею.
Невозможность безошибочности чисто субъективных размышлений постоянно и очень наглядно испытывает программист или схемотехник электронной аппаратуры (программист с помощью комплектующих). Нет человека, способного написать нетривиальную программу так, чтобы компилятор не выдал серию ошибок или программа отработала в точности так как хотелось. Программирование не прощает ни малейшей неточности, а вот субъективные размышления - вполне :)

Обсуждение Сообщений: 11. Последнее - 13.04.2016г. 11:41:57
Дата публикации: 2009-07-14

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Обсуждение Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.
Все новости

Может ли нейробиолог понять микропроцессор?
Нейробиологи, вооружившись методами, обычно применяемыми для изучения живых нейроструктур, попытались использовать их чтобы понять, как функционирует простейшая микропроцессорная система — «Мозгом» был процессор MOS 6502.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:66
вчера:1116
Всего:1080813228

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика