Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/306

Этот материал взят из источника: http://www.sektam.net/forum/index.php
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Вера и сумасшествие "Распечатать
Добавить в личную закладку.

Гипногенные нарушения психического здоровья

Медицинская газета

№ 66 — 5 сентября 2001 г.


Гипногенные нарушения психического здоровья



"Кризис идентичности" и "магическое мышление"


Изменение социальной среды в России вызвало у населения "кризис идентичности", когда люди затрудняются в приспособлении своей роли к новой структуре общества. Одним из защитных механизмов является уход из вызывающей страх ситуации или игнорирование ее. Как частный случай подобного рода психологической защиты выступает "магическое мышление". При этом обычные жизненные явления люди склонны объяснять вмешательством сверхъестественных сил. Вера в чудеса, ясновидение, колдовство, возможность порчи и сглаза приобрели характер эпидемии. Как известно, спрос рождает предложение. На сегодняшний день в России зарегистрировано около 300 тыс. народных целителей, от 3 до 5 млн россиян вовлечено в секты.

Истоки психотравмирующей ситуации

Некритичное поклонение идее или лидеру, обычно претендующему на сверхчеловеческие силы, можно определить как культ. Деструктивным он называется в том случае, если его лидеры для достижения своих скрытых целей используют манипулятивные методики убеждения и контроля.

Иногда у людей, обращающихся к народным целителям по поводу различных заболеваний, временно улучшается самочувствие. Это явление объясняется верой людей в возможности метода, внушением и самовнушением (так называемый положительный плацебо-эффект). Вместе с тем нередко деструктивные культы наносят серьезный ущерб здоровью граждан, вызывая или утяжеляя клинику уже имеющихся психических заболеваний. Иногда сами медицинские работники рекомендуют своим пациентам обратиться к народным целителям. Поэтому необходимо совершенствование знаний врачей в вопросах этнопатогенеза, клиники и лечения психопатологических состояний, возникающих в результате такого рода обращений.

Народные целители и руководители деструктивных культов, воздействуя на психику обращающихся к ним людей, широко используют приемы наведения гипнотического транса (многократное повторение одной фразы, монотонные движения, медитативную музыку и т.д.). Внушению, гипнозу способствует создание таинственной, необычной обстановки сеанса, провозглашение наставником своей исключительной силы, сверхъестественных способностей. Многочасовые, зачастую ночные "марафонские" занятия, утомляющие и тем самым ухудшающие способность мыслить критически, также облегчают внушение. Особый язык, требование от участника предоставления всей полноты информации о себе в сочетании с отгороженностью от "чужих" приводит к ощущению принадлежности к своему кругу, необходимости подчиняться его требованиям, зависимости.

Таким образом, психотравмирующая ситуация представляет собой длительное суггестивное (от лат. suggestio - внушение) воздействие в индивидуальной или (что чаще сочетается с более тяжелым уровнем симптоматики) групповой форме. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем определить рассматриваемые расстройства как гипногенные нарушения психического здоровья.

Нами было обследовано 108 пациентов с гипногенными нарушениями психического здоровья, находившихся на амбулаторном и стационарном лечении в Республиканской клинической психиатрической больнице Удмуртии в 1997-2000 гг. Для сравнения было обследовано 145 больных, также находившихся на лечении в РКПБ (контрольная группа). Контрольная группа была набрана таким образом, чтобы распределение по полу, возрасту, национальности, месту жительства, нозологии максимально совпадало с аналогичными показателями в исследуемой группе.

Классификация

Гипногенные психические расстройства могут появляться как у ранее здоровых людей, так и на фоне любого душевного заболевания. В связи с этим различна степень участия психотравмирующей ситуации в происхождении заболевания.

Для описываемой патологии нами использовалась классификация А.Молохова.

1. Психическая травма является единственной непосредственной причиной заболевания.
2. Она является только побудительным толчком для развития конституционального или иного заболевания.
3. Она осложняет или ухудшает уже имеющееся заболевание.
4. Она создает предрасположение к заболеванию психогенией в последующем.

Изучаемые больные значительно чаще относятся ко второй и третьей группе, чем к первой и четвертой.


Клиника

Изучая заболевания, возникшие вследствие психической травмы, необходимо рассматривать преморбидную основу. Далеко не каждый человек, обратившийся к целителю или пребывающий в составе секты, становится психически больным.

Нами были рассмотрены факторы, способствующие возникновению гипногенных нарушений психического здоровья. Среди изучаемых пациентов женщин было значительно больше, чем мужчин. Факт этот не вызывает удивления, так как известно, что внушаемость первых выше. Преобладание среди обследуемых лиц в возрасте 40-49 лет объясняется большей их уязвимостью вследствие эндокринной перестройки организма.

Для выявления факторов риска возникновения гипногенных нарушений психического здоровья изучаемые больные сравнивались с пациентами контрольной группы. Поскольку личность формируется в детстве, были проанализированы некоторые особенности родительских семей обследуемых больных. Выявилось преобладание авторитарного типа воспитания. Партнерские взаимоотношения между родителями и детьми встречаются реже. Изучаемые больные достоверно чаще оценивают отца в целом отрицательно, чем лица из контрольной группы. При оценке матери достоверных различий нет. Уровень образования и профессиональный статус обследуемых оказался выше, чем у пациентов контрольной группы.

Поскольку больные с гипногенными нарушениями психического здоровья характеризовались наличием "магического мышления", изучалось их отношение к религии. Доля верующих среди обследуемых весьма высока (92 проц.), в то же время большинство из них верит "в душе" или обращаются к религии лишь в критических ситуациях. Вероисповедание пациентов с гипногенными нарушениями психического здоровья по сравнению с больными из контрольной группы достоверно чаще отличалось от традиционного для их национальности (среди татар с изучаемой патологией больше половины были не мусульмане). Религиозность обследуемых пациентов сочеталась с верой в приметы, стремлением соблюдать магические ритуалы с целью уберечь себя от опасности.

Как и следовало ожидать, при проведении психологического тестирования выяснилось, что уровень внушаемости изучаемых больных достоверно выше, чем средний.

Таким образом, возникновению гипногенных нарушений психического здоровья способствуют следующие факторы: женский пол, возраст 40-49 лет, достаточно высокий уровень образования и профессиональный статус, авторитарный тип воспитания в сочетании с негативным отношением к отцу, комбинация религиозности с суеверием, предпочтение нетрадиционных для своей национальности религиозных учений, высокая внушаемость.

Гипногенные нарушения психического здоровья могут входить в структуру различных нозологий. Клиническая картина, определяемая основным заболеванием, также разнообразна. У больных психотического уровня наиболее распространены аффективно окрашенный параноидный или галлюцинаторно-параноидный синдром.

Больной Б. во время занятий на курсах движения "Лайф Спринг" ощутил, как руководитель воздействует на него инфразвуком. Чувствовал беспокойство, тревогу. Появились галлюцинации - зрительные (видел кентавров, женщину-пантеру, женщину-змею), слуховые (слышал голос, призывающий его спасти людей). Ощутил свою значимость для человечества. Придя домой, решил, что его собака заболела бешенством, и задушил ее.

У лиц с непсихотическим уровнем заболевания чаще встречаются синдром невротической депрессии, иногда в сочетании с ипохондрическим или астеническим синдромом.

Больная В., диагноз "хронический бронхит". Поскольку лечение в ЦРБ ожидаемого эффекта не принесло, обратилась к целительнице. После осмотра та сказала, что у пациентки рак поджелудочной железы. В результате больная оказалась в депрессивном состоянии. Прислушивалась к ощущениям в теле, чувствовала тошноту. Не сомневалась в правильности слов целительницы, не верила разубеждениям врачей, стала готовиться к смерти.

Сверхценные идеи мистического содержания занимают промежуточное положение между психотическим и непсихотическим уровнем патологии.

В отличие от проявлений аналогичных синдромов у больных контрольной группы в клинике гипногенных нарушений психического здоровья отчетливо звучит триада Ясперса.

1. Связь патологической реакции с психической травмой по времени.
2. Отражение психотравмирующей ситуации в картине заболевания.
3. Выздоровление по прекращении воздействия психотравмы.

Однако необходимо отметить, что третий критерий Ясперса в отношении описываемой патологии оказывается верен не всегда. Внушенные идеи и представления, определяющие клинику гипногенных нарушений психического здоровья, в ряде случаев сохраняются спустя продолжительное время после прекращения вызвавшего их воздействия. Случается это, если имеется патологически измененная преморбидная почва или несколько различных, но существующих одновременно психотравмирующих ситуаций. Если же единственной непосредственной причиной заболевания является гипнотическое воздействие, клиническая картина характеризуется остротой возникновения расстройств, приступообразным течением с относительно благоприятным исходом.

Лечение

В терапии гипногенных психических расстройств применяются все группы препаратов в соответствии с принципами лечения основного заболевания. Лучшее качество ремиссии наблюдается у пациентов, получавших антидепрессанты (в сочетании с транквилизаторами в случае невротического уровня патологии либо с нейролептиками и транквилизаторами у психотических больных).

В комплекс лечебных мероприятий у всех пациентов необходимо включать психотерапию (у больных с психозами - после стадии острой клиники, у пациентов с невротической симптоматикой - на протяжении всего курса лечения). Специфическая психотерапия гипногенных нарушений психического здоровья имеет целью ненавязчивое, уважительное сообщение пациенту недостающей информации, корректное выяснение психологических причин, мотивов обращения к целителю или в религиозную организацию, развитие у больного способности к критическому мышлению. Кроме индивидуальной весьма полезна и семейная психотерапия.

Итак, вследствие возникновения в России "эпидемии магического мышления" множество наших сограждан обращаются к народным целителям, в деструктивные секты. Там они подвергаются суггестивному воздействию. Нередко такого рода воздействие приводит к появлению психической патологии, которую мы предлагаем определить как гипногенные нарушения психического здоровья.

Подобные состояния легче предупредить, чем лечить. Изучение врачами негативных последствий обращения пациентов к народным целителям и в деструктивные секты, а также формирование в обществе цивилизованного запроса на психотерапию позволит сократить число гипногенных нарушений психического здоровья.

Владислав ЛЕКОМЦЕВ, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии Ижевской государственной медицинской академии, доцент, кандидат медицинских наук.

Олег СОКОЛОВ, аспирант кафедры.

Последнее редактирование: 2014-12-18

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника: http://www.sektam.net/forum/index.php



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Здоровый образ жизни | Интеллектуальные механизмы | Организация памяти мозга | Победа над смертью | Природа сна | Психические процессы | Психические центры | Свободнорадикальная теория | Средства от старости | Что такое мысль
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.
Все новости

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:11
Всего:13711680

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика