Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Мозг медитирующего

Относится к   «Список рецензий»

Показ предвзятого передергивания наукообразностью для доказательства пользы эзотерической практики медитации.

Текст оригинальной статьи - черным, комментарии - фиолетовым.


Большая обзорная статья о воздействии медитации на мозг и организм человека в целом из американского научно-популярного журнала Scientific American (ноябрь 2014 г.). Авторы — нейроученые Ричард Дэвидсон и Антуан Лутц, а также французский монах Матье Рикар, когда-то бывший биологом. И хотя можно поспорить с чересчур оптимистичным взглядом авторов на медитацию — она не всегда приносит нам исключительно покой и радость — их данные впечатляют.


Перевод © Алена Нагорная для «Практики внимательности»


Итак, авторы - некие “нейроученые” и еще монах, который “когда-то” как-то был “биологом” (неважно каким именно и каким боком). Компания, безусловно, никак не внушает доверия и, тем более, в рамках их сообщения для “популярного журнала”. Но будем смотреть конкретно на сделанные утверждения и оценивать их обоснованность, а не делать предположения об авторах.


«Международное общество нейронауки» — это крупнейшая организация, объединяющая исследователей со всего мира. На свою ежегодную встречу в Вашингтоне в 2005 году они пригласили Тензина Гьяцо — Далай-ламу XIV, лидера буддистов Тибета. И несколько сотен приглашенных из 35 тысяч участников попросили отозвать это приглашение, потому что религиозному лидеру не место на научном собрании. Но на встрече Далай-лама задал провокационный и очень важный вопрос: «Какая может быть связь между буддизмом, древней индийской философией и духовной традицией, и современной наукой?» И, не дожидаясь полемики, стал искать ответ на свой вопрос.


На некоем очень многочисленном флешмобе по специфике присутствующих - причастность к “нейронаукам” решили поразвлечься разговорами с невежественным в нейронауке и вообще методологии науки тибетским монахом, несмотря на то, что “несколько сотен” почувствовавших ответственность за сие деяние, было против такого шоу.


Он начал диалог о науке и буддизме ещё в 1980-х. С кем же он диалогизировал все это время?... Это привело к созданию «Института ума и жизни» (Mind & Life Institute), который занимается изучением созерцательной науки Само название - полная профанация в виду неопределенности понятия “жизнь”и не понимания толго, что такое “ум” - типично эзотерические словоиграния. В 2000 году Далай-лама пригласил ученых исследовать активность мозга опытных буддийских практиков, которые провели в медитации более 10 000 часов — и так родилась созерцательная нейронаука. Что такое “созерцательная нейронаука” и как наука вообще может быть созерцательной, учитывая принципы научной методологии - на совести изобретателей такого названия.


За последние 15 лет больше сотни практиков буддизма (как монахов, так и мирян), а также множество новичков приняли участие в научном эксперименте Висконсинского университета в Мэдисоне и ещё в 19 других университетах. Фактически, статья, которую вы сейчас читаете, — это результат совместной работы двух нейроучёных и буддийского монаха, клеточного биолога по первой специальности. И что может быть общего у “клеточного биолога” с нейронаукой?


Сравнение сканов мозга медитирующих, у которых за плечами десятки тысяч часов практики, с новичками и немедитирующими объяснило, почему эта техника тренировки ума содержит такой огромный потенциал и даёт практикующим большие когнитивные и эмоциональные преимущества. Какие же именно такие преимущества? Как будто это уже давно всем очевидно.


Цель медитации частично пересекается с целью клинической психологии, психиатрии, профилактической медицины и образования. Согласно результатам исследований (которых становится всё больше), медитация может быть эффективной при лечении депрессии и хронических заболеваний, а также способствует развитию общего ощущения благополучия. Какая же “цель” у “клинической психологии, психиатрии, профилактической медицины и образования”? достижение состояния благополучия? То же, что депрессивный эмоциональный контекст может быть мгновенно сменен другим хотя бы дружеским подзатыльником - медицинский факт, а не чудесное достижения медитации.


Эти данные, подтверждающие преимущества медитации перед чем преимущества? совпадают с недавними результатами нейронаучных исследований, которые доказывают: мозг взрослого человека претерпевает глубокие изменения в результате любой повторяющейся практики — например, когда мы учимся жонглировать или играть на музыкальном инструменте. Это свойство мозга получило название нейропластичности. Области мозга, отвечающие за движения пальцев скрипача, увеличиваются всё больше и больше по мере освоения инструмента и обретения мастерства. И что из того? Это ничего не подтверждает и не доказывает в отношении медитации. Ошибка: не повторяющиеся практики, а только научение новому.


По всей видимости, подобный процесс происходит и когда мы медитируем. Только в случае новых навыков, а не при монотонном “медитировании”. Во время освоения нового приема “медитации”, конечно, возникает изменение профиля связей в мозге. В кавычках медитация потому, что в статье так и не определенно, что именно имеется в виду среди огромного многообразия практик, называемых эзотериками медитацией. В окружающей среде ничего не меняется, но сам медитирующий управляет своими психическими процессами, порождая специфический внутренний опыт, и этот опыт влияет на работу мозга и изменяет его структуру. У нас появляется все больше доказательств того, что медитация может изменять нейронные контуры, и это благотворно влияет не только на наш мозг и наш разум, но и на весь организм. Если “медитацией” называть настойчивое порождение новых мыслей, то да, возникают новые связи, закрепляя следы осознания этих мыслей. Вот только они ни для чего не пригождаются на практике кроме как для вспоминания этих мыслей и тех сопутствующих состояний, которые при этом были вызваны. Попытки впрок наделать много полезных состояний безумны, это показано в статье Самосовершенствование.


Что такое медитация


Медитация встречается среди созерцательных практик почти каждой крупной мировой религии. т.е. сколько религий и их подвидов, столько и разных “медитаций”. Сейчас о ней часто пишут в СМИ, при этом каждый раз имеется в виду разное. Мы определяем медитацию как способ развития основных человеческих качеств, таких как более устойчивое и ясное сознание, эмоциональное равновесие, а также способности любить и испытывать сострадание. Непонятно, почему вдруг это все стало “основными человеческими качествами”? Перечисленное просто говорит о том, что авторы вообще не понимают сути организации психики, предполагая важность “сохранения эмоционального равновесия” и т.п. фантазии, список этических символов которых может быть бесконечным, но они не имеют никакого отношения к механизмам психики, а являются произвольно выделяемыми условностями. Эти качества часто остаются в нас непроявленными до тех пор, пока мы не начнем развивать их специально. И авторы предлагают развивать специально все эьти качества без определенной практической цели и без определенного контекста окружающих условий, определяющих смысл всех этих качеств? Невежественный, методологически бессмысленный подход, характерный для эзотериков. Кроме того, медитация позволяет нам познакомиться с более безмятежным и гибким способом существования. Типа лечь на диван и расслабится? Очень трудно продолжать комментировать такое в силу полной не научности и безосновательности...


Медитация относительно проста и её можно практиковать где угоднону да, только тут зарыт глубокий сермяжный и сакраментальный     смысл :). Не нужно специального оборудования или одежды для тренировок. Всё начинается с принятия удобной позы — не слишком напряжённой и не слишком расслабленной, — и пожелания хорошей практики себе, а другим — счастья и избавления от страданий. Затем практикующий успокаивает и делает «устойчивым» свой ум, который зачастую захвачен потоком внутреннего диалога что следует за разговорами сам с собой показано в статьеВред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры. Чтобы совладать с умом, нужно освободить его от автоматических реакций и внутренней рассеянности. Авторы вообще не понимают соотношение автоматизмов и осознанного, см. Функция сознания.


В этой статье мы собираемся исследовать процессы, которые происходят в мозге во время трёх основных видов медитации, которые изначально появились в буддизме, а сейчас стали частью светских программ и практикуются в госпиталях и школах по всему миру - что за вранье?Первая — медитация концентрации, цель которой — научить человека фокусировать внимание на текущем моменте и сохранять бдительность, несмотря на возникающие отвлечения. Вред подобной практики в том, что вместо естественной “ориентировочной реакции”, привлекающей внимание к наиболее актуальному в данный момент, делаются произвольные, ничем не обоснованные усилия по осознанной фокусировке внимания, что приводит к характерным неадекватностям.


Вторая — практика внимательности, или практика открытого присутствия, в процессе которой медитирующий становится менее эмоционально «реактивен», так как лучше осознаёт возникающие в настоящий момент эмоции эмоции - стиль поведения, следующие из особенностей текущей ситуации и состояния организма, а не просто некие приходы психики, мысли и ощущения — и этот неконтролируемый водоворот больше не захватывает его и не истощает его психику. В ходе практики медитирующий от момента к моменту остаётся внимательным ко всему, что возникает здесь и сейчас, не фокусируясь ни на чём конкретно. Словосочетание “здесь и сейчас” выдает модную сегодня у эзотериков идею, которую где только они не пытаются приладить в виду звучности. Быть внимательным ко всему просто невозможно потому, что канал осознания только один. Внимательным нужно быть к наиболее актуальному (сочетание новизны и значимости) в данный момент, это - идеальное решение адаптационной эволюции поведения.


Наконец, следующая разновидность практики — медитация любящей доброты, которая помогает начать относиться к другим людям с подлинной доброжелательностью. Еще один абсурд - любовь без определенного контекста, что исключает наличие смысла в таком переживании (смысл всегда определяется контекстом, делая его однозначным). Здесь вообще не делается попытки прояснить зачем нужно вот так любить безотносительно все и вся. Нечто вроде аналога кнопки удовольствия, стимулирующего зону рая в мозге - еще одна распространенная эзотерическая идея о том, что целью является достижение позитива, см. Психогигиена.


Под сканером


Нейроучёные не так давно начали изучать, какие процессы происходят в мозге в ходе различных видов медитации. Венди Хэзенкамп (Wendy Hasenkamp) и её коллеги из Университета Эмори изучали МРТ-сканы мозга медитирующих, пытаясь понять, какие нейронные сети активируются в процессе медитации концентрации. Участники исследования фокусировали своё внимание на дыхании.


Как правило, в процессе этой медитации ум отвлекается, и медитирующий может заметить это и вернуть внимание обратно — к наблюдению за вдохами и выдохами уже было сказано про абсурд такого искусственного удержания внимания. Поэтому в ходе исследования, когда медитирующий понимал, что его ум блуждает, он нажимал на кнопку а ум всегда будет блуждать просто потому, что природа заточила переводить сознания на наиболее актуальное в данный момент, а то, что теряет такую актуальность, теряет новизну, не может удерживать внимание. Исследователи обнаружили цикл, состоящий из 4 фаз, или этапов: 1) момент, когда ум отвлекается; 2) момент, когда медитирующий начинает осознавать это отвлечение; 3) момент, когда медитирующий перенаправляет внимание обратно; и 4) возобновление концентрации внимания. Вот уж тупое занятие :)


Каждая из четырёх фаз задействует определенные нейронные сети. На первом этапе, при появлении отвлечений, увеличивается активность обширной «заданной сети» (default mode network, DMN). Эта сеть включает в себя медиальную префронтальную кору, кору задней части поясной извилины, предклинье, нижнюю теменную долю и боковую височную кору. Как известно, «заданная сеть» начинает активироваться тогда, когда наш ум блуждает, а также она играет главную роль в формировании внутренней модели мира, которая строится на базе долговременных воспоминаний о себе и других  - вранье, рассчитанное на лохов.


Вторая фаза — осознание того, что ум отвлёкся — активирует другую область мозга: переднюю островковую долю большого мозга и переднюю поясную кору, так же известную как «сеть выявления значимости» (salience network, SN). Эта сеть отвечает за субъективное восприятие чувств - бессмысленный набор слов, из-за которых, к примеру, мы отвлекаемся в ходе практики, а также за нашу способность находить и замечать новые объекты и события - опять привирание. Похоже, что в процессе медитации именно эта сеть регулирует активность нейронных ансамблей, из которых состоят крупные нейронные сети мозга. К примеру, благодаря ей мы можем заметить, что ум блуждает, и выйти из этого состояния. Третья фаза задействует дополнительную область, в которую входит дорсолатеральная префронтальная кора и боковая нижняя теменная доля, и медитирующий отрывается от отвлекающих стимулов и «возвращает» внимание обратно.


Наконец, в последней, четвертой фазе, дорсолатеральная префронтальная кора продолжает сохранять высокий уровень активности, в то время как внимание медитирующего остаётся направленным прямо на объект — в данном случае на дыхание.


Тут авторам нужно произвести впечатление серьезной научной работы, на самом же деле они наговорили бессмысленную чушь, опирающуюся на нейро-термины. Конечно же, кто-то из нейрофизиологов как-то комментировал динамику визуализируемой активности мозга при их играх в сосредоточенность.


Затем в нашей лаборатории в Висконсине мы рассматривали различные паттерны мозговой активности, которые зависели от того, насколько опытным был медитатор. «Ветераны» медитации с более чем 10 000 часами практики демонстрировали большую активность в областях мозга, связанных с вниманием, по сравнению с начинающими практиками. Парадоксально, но самые опытные из них показывали меньшую активность этих областей. Дело в том, что нет в мозге неких центров внимания. Эта функциональность рассредоточена (детекция новизны и значимости), хотя есть зоны, активирующие при искусственных усилиях по концентрации внимания просто потому, что они составляют автоматизмы наработанных таких навыков.


Это говорит о том, что продвинутые практики обрели тот уровень мастерства, который позволяет им сохранять внимание сконцентрированным без лишних усилий. Это похоже на мастерство профессиональных музыкантов и атлетов, способных «быть в потоке» — и им не требуется дополнительных усилий, чтобы сохранять это состояние. Это - полная профанация понимания действительного положения дел с психикой медитирующих.


В ходе изучения влияния медитации концентрации на человеческий мозг мы также исследовали добровольцев до и после трёхмесячного ретрита, в течение которого они посвящали практике по меньшей мере 8 часов в день. После завершения ретрита участникам выдали наушники и попросили концентрироваться на звуках, которые в течение 10 минут играли в одном ухе и довольно часто прерывались вкраплениями высокочастотных тонов.


Потом мы сравнили результаты с их же результатами до ретрита и с результатами контрольной группы немедитирующих, и обнаружили, что прошедших ретрит почти не отвлекали внезапно возникающие резкие звуки. Это означает, что у медитирующих растёт способность сохранять бдительность. Электрический ответ мозга на высокочастотные звуки оставался более стабильным только у медитирующих, что позволяло им сохранять более устойчивое внимание.


Весь прикол этих “ученых” в том, что они исследования отклики формирования специфических навыков, позволяющих регулировать условную произвольность внимания, т.е. навыки концентрировать осознание в определенных условиях на чем-то определенном. Более глупое и бесполезное занятие трудно себе представить. Понятно почему в самом деле передовая наука о мозге никак не упоминает такие вещи как медитации, хотя их апологеты пытаются представить как панацею для осчастливливания.


Поток сознания


Второй вид медитации задействует другой тип внимания. Есть только один механизм осознанного внимания - “ориентировочная реакция” . Практика внимательности, или открытое присутствие, обучает нас обращать внимание на каждый образ или звук, возникающий здесь и сейчас  -это неверно, обращать внимание возможно только на наиболее новое и значимое среди всего воспринимаемого, а также свидетельствовать телесные ощущения и внутренний диалог. Медитирующий остаётся внимателен ко всему, что возникает в текущем моменте, не привязываясь к какому-либо одному ощущению или мысли. При этом всякий раз, когда его внимание начинает блуждать, он вновь возвращается к этому состоянию открытого присутствия. По мере того, как способность осознавать происходящее, не вовлекаясь в него, растет, обычные будничные раздражители — вроде сердитых коллег на работе или беспокойных детей дома — всё меньше выводят его из себя, и это вызывает ощущение большего психологического благополучия.


Вместе с Хелен Слэгтер (Helen Slagter) из нашей группы в Висконсине мы пытались узнать, как этот тип медитации, которую также иногда называют «нереактивным осознаванием» (nonreactive awareness), влияет на наше восприятие, в частности на способность замечать быстро возникающие визуальные стимулы. Во время эксперимента участникам нужно было наблюдать за непрерывным рядом букв, возникающих на экране, и распознавать среди них два числа, следующих друг за другом. Если второе число появлялось примерно через 300 миллисекунд после первого, то участники обычно не замечали его — этот феномен известен как мигание внимания. Если второе число возникало примерно через 600 миллисекунд после первого, то его можно было легко распознать. Это время необходимо для подключения канала осознания к восприятию, обладающему заведомо заданными параметрами - т.е. если такой автоматизм распознавания воспринимаемого уже был наработан.


Мигание внимания говорит о том, способность нашего мозга обрабатывать два визуальных стимула, быстро следующих один за другим, ограничена - неверная интерпретация. Когда слишком много внимания уделено обработке первого числа, второе число не всегда удается заметить (хотя в некоторых случаях это происходит) тоже не тот подход для описания данного псих.явления. Мы предположили, что практика внимательности может снижать предрасположенность к тому, чтобы «зависать» на первом числе. Эта форма медитации развивает особую форму сенсорного осознавания или нереактивного присутствия, результатом чего может быть уменьшение мигания внимания. Это просто - обучение конкретному навыку в конкретных условиях. Бесполезному навыку в виду его редкой востребованности.


Наша гипотеза оказалась верной не гипотеза верной, а навык удалось такой наработать, и после трёхмесячного интенсивного ретрита медитирующие замечали оба числа намного чаще, чем участники контрольной группы. Улучшение восприятия отразилось также и в ослаблении мозговой активности при реакции на первое число. Наблюдение за электрической активностью моз­га, а именно за амплитудой волн P3b, которые связаны с тем, как распределяется внимание, показало, что медитирующие стали настолько внимательными, что мигание внимания было сведено до минимума.


Когда мы внимательны к неприятным телесным ощущениям, у нас реже возникают неадекватные эмоциональные реакции, и это помогает нам справляться с неприятными чувствам, в особенности с болью. Чушь сказанного зашкаливает. Неверное отношение к оценке негативного и позитивного и к боли в частности, см. Боль - как психическое явление.


В нашей лаборатории в Висконсине мы проводили исследование, во время которого участники выполняли продвинутую форму медитации внимательности — открытое присутствие или чистое осознавание????. В этом открытом присутствии ум спокоен и расслаблен — нет особого возбуждения или, наоборот, вялости или скуки. Медитирующий просто наблюдает, он открыт любому опыту и не пытается интерпретировать, изменять, сопротивляться или игнорировать свои болезненные ощущения. Мы обнаружили, что интенсивность боли у медитирующих не становится меньше, но она беспокоитихгораздоменьше, чем участников контрольной группы. см. выше ссылку про боль.


По сравнению с новичками у опытных медитирующих мы заметили меньшую активность мозга в областях, связанных со страхом (островок Рейля и миндалина опять чушь интерпретации функций анатомически образования мозга) непосредственно перед тем, как возникал какой-либо болезненный стимул. Мозг опытных медитирующих — его области, связанные с ощущением и переживанием боли — привыкал к болезненным стимулам намного быстрее, чем мозг новичков точнее проявлялся навык произвольного игнорирования стимула. Другой тест в нашей лаборатории показал, что практика медитации помогает лучше контролировать и переживатьобычные физиологические реакции (например, воспаление или рост уровня гормона стресса) - образчик проявленного невежества на такие стрессовые задачи, как публичное выступление или сложные арифметические вычисления в присутствии сурового жюри.


Несколько исследований подтверждают, что практика внимательности снижает симптомы тревоги или депрессии, а также улучшает режим и качество сна - совершенно неконкретные утверждения про очень обширные явления. Когда депрессивные пациенты, испытывая грусть или беспокойство, использовали медитацию, чтобы справиться с негативными мыслями и чувствами, то они становились более спокойными и всё меньше прокручивали в голове одни и те же навязчивые мысли. они просто отвлекались на некое дело, которое им предлагали как полезнее.


Клинический психолог Джон Тисдэйл (John Teasdale) из Кэмбриджского университета и Зиндел Сигал (Zindel Segal) из Университета Торонто в 2000 году провели исследование. пациентов, которые по меньшей мере три раза переживали депрессию??? целых три раза :). Оно показало, что практика внимательности в сочетании с когнитивной терапией на протяжении шести месяцев помогают на 40% снизить риск рецидива в течение года после тяжелой депрессии т.е. меняли образ жизни, в какой-то мере устраняя первичную проблему, см. Депрессии и их преодоление. Недавно Сигал доказал, что такая поддержка работает лучше, чем плацебо :)))), и помогает лучше защитить от рецидива по сравнению с традиционной поддерживающей медикаментозной терапией.


Практика любящей доброты


Третья форма медитации — практика любящей доброты и развития сострадания по отношению к окружающим, вне зависимости от того, являются ли они вашими близкими, незнакомцами или даже врагами- прямое проявление неадекватности реальности, отход от реалий жизни, погружение в искусственное шизо-параноидальное состояние, см. почему именно параноидальное: Параноидальная шизофрения.. Эта практика воспитывает в нас чуткое отношение к потребностям и нуждам других людей, в результате чего мы испытываем искреннее, полное сочувствия желание помочь им или смягчить их страдания, нередко вызванные их собственным деструктивным поведением. На самом деле эта практика нисколько не помогает коммуникабельности и социализации, нее являясь развитием коммуникативных навыков.


Развитие сострадания иногда может привести к тому, что медитирующий начинает чувствовать то же самое, что и другой человек. Но само по себе ощущение эмоционального резонанса и эмпатия далеко не всегда приводят к «сострадательному» складу ума. Мотивацией для медитации должно быть неэгоистичное желание помочь тем, кто испытывает страдания. Непонимание сути псих явлений эмпатия и альтруизм, характерные для эзотериков.


Такая форма практики любви и сострадания — это нечто большее, чем простое «духовное» упражнение. Оказалось, что она может существенно улучшать здоровье социальных работников, учителей и специалистов других процессий, которые подвержены риску эмоционального выгорания, так как на работе они постоянно помогают людям, находящимся в тяжелом состоянии.


Медитирующий концентрируются на чувстве безусловной доброжелательности и любови к другим, мысленно повторяя про себя пожелание «Пусть все живые существа будут счастливы и свободны от страданий и от причины страданий». Прямое внедрение неадекватных установок - путь в святые, изолированные от реальной жизни.


В 2008 году мы исследовали волонтеров, у которых был опыт подобной медитации на протяжении тысяч часов тысячи часов сумасшествия и что? они стали святыми? они стали очень адекватными реальной жизни? Почему тогда такое продолжительное повторение мантр не приживается, оказывается не достаточным и требует тысячи часов повторений? Это - просто религиозные ритуалы, которые защищаются этой статьей. Волонтёры слушали голоса людей, пребывающих в тяжелом эмоциональном состоянии, и в это время мы обнаружили у них увеличение активности в некоторых зонах мозга :))))).


Известно, что с проявлениями эмпатии связаны вторичная соматосенсорная кора- это очень наглое вранье, эмпатия проявляется на уровне третичной коры при осознании, хотя активироваться может даже и первичная сенсорная и островковая доля, и именно они были более активны у группы опытных медитирующих по сравнению с контрольной группой. Это говорит об их возросшей способности сопереживать другим людям, но при этом сохраняя собственное спокойное эмоциональное состояние непонимание сути эмоций. Медитация сострадания также увеличивает активность в височно-теменном узле, префронтальной коре и верхней височной борозде — зонах, которые активируются, когда мы ставим себя на место другого и пытаемся понять его.


Недавно Таня Сингер (Tania Singer) и Ольга Климеки (Olga Klimecki) из «Института мозга человека и когнитивных и наук им. Макса Планка» в Лейпциге в сотрудничестве с одним из авторов этой статьи (Матье Рикаром) исследовали различия между воздействием эмпатии и сострадания ???? как это эмпатия воздействует? на медитирующих. Они заметили, что сострадание и бескорыстная любовь ассоциировались с позитивными эмоциями, из чего следовало, что эмоциональное истощение или «выгорание» — это вид эмпатической «усталости». Это - глупость авторов, не понимающих роль негативных и позитивных оценок в адаптивности.


Согласно буддийской созерцательной традиции, в которой и возникла эта практика, подлинное сострадание не вызывает стресса или уныния, а наоборот приводит к внутренней гармонии, укрепляет ум, даёт бесстрашие и решимость помогать тем, кто страдает. Непонимание сути и функциональности стрессовых реакций.


Если ребенок попал в больницу, то присутствие любящей матери, которая сидит рядом, держит его за руку и подбадривает нежными словами, без сомнения, помогает ему чувствовать себя лучше. И совсем другая история — тревожная беспокойная мать, которая не может вынести вида своего больного ребенка и бродит взад-вперед по больничному коридору. Во втором случае мать может пережить эмоциональное истощение, которое, по данным одного американского исследования, испытывали около 60% из 600 социальных работников. Без комментариев, слишком передернуто.


Думаю, показано достаточно, чтобы остаток текста мог быть осмыслен с разумным скепсисом. Далее - без комментариев в виду полного профанизма авторов и явного предвзятого подхода, заставляющего передергивать данные и делать столь нелепые и необоснованные утверждения.


Для дальнейшего исследования механизмов, лежащих в основе эмпатии и сострадания, Сингер и Климеки разделили 60 участников на две группы. Одна группа занималась практикой любящей доброты, а участники другой группы в экспериментальном режиме самостоятельно учились развивать эмпатию по отношению к другим людям. После недели практики участники обеих групп смотрели видеоролики, на которых люди испытывали страдания.


Те, кто в течение недели занимался практикой любящей доброты, восприняли эти клипы более спокойно — с благожелательными и добрыми чувствами. Участники же второй группы, которые всю неделю самостоятельно развивали эмпатию, испытали глубокий резонанс со страданиями других людей, но этот резонанс приводил к возникновению у них негативных чувств и мыслей. В результате участники второй группы чувствовали больше напряжения и порой были не в состоянии контролировать свои эмоции.


Предвидя появление такого эффекта Сингер и Климеки добавили участникам второй группы практику любящей доброты. Она очень быстро сгладила деструктивное воздействие тренировки эмпатии в одиночку: уменьшились негативные эмоции и усилились позитивные.


Эти результаты сопровождались соответствующими изменениями в нескольких зонах мозга, связанных с состраданием, позитивными эмоциями и материнской любовью — это орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и передняя поясная кора. Кроме того, была разработала специальная виртуальная игра, измеряющая способность помогать другим людям. И исследователи заметили, что неделя практики любящей доброты способствовала увеличению просоциального поведения в этой игре.


Двери сознания 


Медитация исследует саму природу внимания и поэтому позволяет человеку самому изучать свое сознание и индивидуальные психические состояния. В сотрудничестве с опытными буддийскими практиками из Висконсина мы исследовали электрическую активность мозга, используя электро-энцефалограф (ЭЭГ) во время практики любящей доброты. В процессе медитирующий описывал то, как он ощущает себя, когда это ощущение становилось более-менее стабильным.


Мы обнаружили, что опытные практики буддийской медитации были способны — по своему желанию! — удерживать определенные паттерны мозговой активности. В особенности высокую амплитуду колебаний гамма-ритма с частотой 25-42 Гц. Такая координация электрической актив­ности может играть критическую роль в построении временных мозговых сетей, которые помогают интегрировать когнитивные и эмоциональные функции в процессе обучения и осознанного восприятия (речь идёт о процессе, который может вносить долговременные изменения в нейронные цепи).


Высокая амплитуда колебаний сохраняется в течение всего времени медитации, на протяжении нескольких десятков секунд, и постепенно увеличивается с углублением практики. Эти показатели ЭЭГ отличаются от сканов участников контрольной группы, в особенности сильны изменения в боковой лобно-теменной коре. Возможно, опытные медитирующие лучше осознают окружающую реальность и свои внутренние психические процессы, но для того, чтобы лучше понимать роль гамма-ритма, необходимы дополнительные исследования.


Медитация не только глубоко изменяет когнитивные и эмоциональные процессы, но также влияет на размер областей мозга, которые за них отвечают, что говорит об изменении количества связей между нервными клетками.


Предварительное исследование Сары Лазар (Sara Lazar) и её коллег из Гарвардского университета показало, что у опытных медитирующих увеличен объём серого вещества в островке Рейля и префронтальной коре, особенно в области 9-го и 10-го полей Бродмана, которые часто активируются в процессе различных форм медитации. Эти различия были наиболее явно выражены у старших по возрасту участников исследования, что говорит о том, что медитация может влиять на толщину мозговой ткани, которая обычно истончается с годами.


В завершении исследования Лазар и её коллеги также обнаружили, что практика внимательности уменьшает объем миндалины (области, связанной с чувством страха и тревоги) у тех участников, которые на протяжение всего курса ощущали, что их напряжение и первоначальный уровень стресса становились всё ниже.


В следующем исследовании Эйлин Лудерс (EileenLuders) и её коллеги из Университета Калифорнии в Лос-Анжелесе изучали различия нервных волокон у медитирующих. Эти волокна — аксоны — связывают между собой различные области мозга, и это указывает на возрастающее количество мозговых связей. Данное наблюдение свидетель­ствует в пользу гипотезы, что медитация на самом деле вызывает структурные изменения в мозге.


Важный недостаток этой работы связан с тем, что пока проведено недостаточное количество длительных непрерывных исследований, включающих в себя повторные обследования участниковв в течение нескольких лет, а также сравнение медитирующих с контрольной группой — то есть с людьми без опыта медитаций, но того же возраста и со схожими характеристиками.


Есть даже некоторые доказательства того, что медитация — с её способностью увеличивать ощущение благополучия — может уменьшать воспаления и другие биологические воздействия стресса, возникающие на молекулярном уровне. Наша совместная работа с другой группой учёных, руководителем которой была Перла Калиман (PerlaKaliman) из Института биомедицинских исследований в Барселоне, показало, что у опытных медитирующих всего один день интенсивной медитативной практики уменьшает активность генов, связанных с воспалением, и изменяет функционирование энзимов, связанных с «включением» и «выключением» этих генов.


Клифф Сэрон (Cliff Saron) из Калифорнийского университета в Дэвисе исследовал воздействие медитации на молекулы, участвующие в регуляции продолжительности жизни на клеточном уровне. Молекулы, о которых идёт речь, — это энзимы под названием «теломераза», которые удлиняют ДНК-сегменты — теломеры — на концах хромосом. Теломеры гарантируют стабильность генетического материала в процессе деления клеток. Они укорачиваются каждый раз, когда клетка делится, а когда их длина уменьшается до критического значения, клетки перестают делиться — и тогда постепенно начинается процесс старения.


По сравнению с контрольной группой, медитирующие, которые почувствовали значительное снижение уровня психологического стресса, также демонстрировали высокую активность теломеразы к концу ретрита. Эти результаты позволяют предположить, что практика внимательности может замедлить процессы старения на клеточном уровне у некоторых практикующих.


Путь к процветанию


За 15 лет исследований нам удалось доказать, что медитация не только приводит к значительным изменениям в структуре мозга и влияет на его работу, но также и то, что она напрямую влияет на биологические процессы, которые критически важны для физического здоровья человека.


Необходимы дальнейшие исследования с использова­нием четких рандомизированных контролируемых ис­пытаний, чтобы отделить эффект, вызванный практикой медитации, от других психологических факторов, способных повлиять на конечный результат. Следует учитывать и другие параметры, которые могут повлиять на результаты исследований: уровень мотивации практикующих и роль, которую играют преподаватели и ученики в группах медитации. Необходимо изучить возможные негативные побочные действия медитации, оптимальную продолжительность медитационных сессий и то, как адаптировать практику под индивидуальные особенности каждого человека.

Но даже с учётом всех необходимых предосторожностей, ясно, что данный метод тренировки ума обладает большим потенциалом для укрепления здоровья и общего благополучия человека. Важно и то, что развитие сострадания и других положительных человеческих качеств формирует базовую этику, которая не привязана к какой-либо философии или религиозной традиции. И это может оказать благотворное всестороннее влияние на человеческое общество в целом.


Обсуждение Сообщений: 3. Последнее - 15.05.2015г. 11:41:57


Дата публикации: 2015-05-13

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Целевая мотивация

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:22326741

Авторские права сайта Fornit