Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5400
или fornit.ru/ax1-35-126

Функции и механизм "ориентировочного рефлекса"

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Новизна-значимость (nan)


  • Это - гипотетическое обобщение раздела

    Впервые особенности проявлений влияния новизны в психических явлениях было описано Павловым - как "Ориентировочный рефлекс".

    Роль новизны и значимости для формирования новых представлений на уровне рассмотрения функциональности гиппокампа подробно описывала Виноградова О.С.: Гиппокамп и память. М: Наука 1975.

    С подачи талантливого нейрофизиолога Е.Соколова, стали говорить о детекторах нового в составе нейронных сетей мозга, которые являются рецепторами ориентировочного рефлекса, проявляющегося при возникновении значимого нового в восприятии.


    Однако, в отличие от других рецепторных детекторов, распознающих специфические сочетания сигналов, поступающих от предыдущих слоев рецепторов, и могущих образовывать специализированный нейрон - детектор, со своей функцией распознавания, детекторы конкретной новой ситуации принципиально не могут быть реализованы как распознаватели определенного сочетания признаков. Просто потому, что они - одноразовые: новая ситуация не повторяется. детекторы конкретной новой ситуации - условная, реально не существующая функциональность, которая реализуется косвенно. Структура же и детектор, настроенный на реагирование о любой новой ситуации вообще (безотносительно ее конкретики), могут иметь такую функцию распознавания, используя определенные признаки, описанные далее. Эти признаки, как будет ясно, являются следствием естественной функциональности организации памяти мозга, и они достаточны для организации именно такой функции распознавания нового, которая своими основными свойствами наблюдается во всех внешних и структурных проявлениях ориентировочного рефлекса.
    Функциональность обобщенного детектора нового использует эффект прогнозирующего опережающего возбуждения, которое на шаг вперед подвозбуждает возможное развитие ситуации (слушая знакомый стишок или мелодию, вы знаете, что будет за каждым следующим словом или звуком), использует сигналы рецепторов, имеющих определенное положительное или отрицательное значение как результат жизненного опыта - сигналы системы значимости, и использует некую оценку о возможности каких-то вариантов поведения (или продолжения бездействия, что одно и то же), которые вполне удовлетворяют своими последствиями.
    В самом общем понимании, при наличии сигналов важности ситуации, если прежний опыт не подсказывает известного выхода (нет опережающих возбуждений), то появляется сигнал новизны ситуации.
    Это - не есть сигнал о том, что воспринято совершенно что-то новое и совершенно еще никак не известное (это - никакое не сравнение неких "матриц" памяти, о которых говорят некоторые авторы). Такое совершенно новое просто не может быть замечено (не распознается никак) и ускользает от идентификации. Нет, это значит, что в воспринятом присутствуют признаки, имеющие важное значение для организма, но в данной ситуации не обнаруживается достаточно уверенного варианта возможного поведения.
    Механизм образования детекторов нового прост. Т.к. в область распознавателей системы значимости идут отростки со всех уровней детекторов восприятия, то они автоматически играют роль детекторов нового потому, что певоначально напрямую проводят возбуждение, но когда появляется распознаватель уровнем чуть выше, то за счет его латентного торможения (которое характерно для всех колонок детекторов и играет роль усилителя контрастности возбуждения) этот сигнал гасится, что говорит об распознавании значения данного сигнала.
    Понимание ситуации, уверенность в своих возможных действиях - прямой результат того, есть или нет достаточный предшествующий жизненный опыт, - с одной стороны проявляется в виде опережающего возбуждения, с другой - памятью о возможных последствиях. Если нет никакого опережающего возбуждения, (подвозбуждения, затрагивающего оценку значимости результата реализации такого варианта), то сигнал на выходе функции распознавания новизны максимальный (т.е. есть только признаки важности ситуации, которые и будут проходить на выход со всей своей силой активности, что у простейших организмов реализуется как непосредственное реагирование на значимый раздражитель и привыкание к повторяющемуся, не новому). Если есть варианты, заканчивающиеся способами удовлетворительного преодоления ситуации, то сигнал новизны - минимальный (притормаживает признаки значимости), но не нулевой (во всем идентичных ситуаций не бывает), и нужен дополнительный пусковой стимул, т.е. то, что говорит о необходимости действовать, чтобы реализовалась программа наиболее предпочтительного из отработанных опытом поведения.
    Именно наличие опережающего возбуждения активизирует ту область памяти (подвозбуждает ее), которая содержит соответствующий опыт и дает воспоминание о его последствиях - степени удовлетворенности результатом возможного поведения (или бездействия), что формирует уверенность в ситуации (есть положительно заготовленные варианты реагирования).
    Во всех случаях сигнал новизны, при его достаточной значимости вызывает переключение фокусировки внимания на наблюдение за источником сигнала - "ориентировочный рефлекс", описанный Павловым. Эта реакция выработана как эволюционный механизм переключения внимания на более важное в воспринимаемом и, соответственно, долговременного запоминания ситуации - как нового опыта, который включает в себя использование перечисленных компонентов: новизны и значимости. Этот механизм прослеживается от самых простейших организмов в виде механизма привыкания к постоянно действующему значимому (для которого существует определенный поведенческий ответ) раздражителю, до более сложных реализаций, включающих использование жизненного опыта, в том числе осознаваемого.
    Другими словами, командный сигнал (уровень активности) для переключения каналов восприятия (внимание) исходящий из детекторов системы значимости, испытывает некое влияние от детекторов нового, т.е. модулируется.
    То значение сочетания силы (уровня активности) сигнала новизны и значимости, что удерживало внимание на предыдущем, должно быть меньше, чем новое сочетание для переключения внимания. Описанный механизм взаимосвязи новизны и значимости говорит о модулирующей функции, т.е. для сопоставлений активностей можно говорить о перемножении условной силы (уровня возбуждения, сопоставляемого с предшествующим) сигнала новизны на силу сигнала значимости. Отсюда вытекает формула управления вниманием: переключение внимания осуществляется тогда и туда, когда и где произведение новизны на значимость воспринятого, превысит произведение новизны на значимость предшествовавшего восприятия.
    Если в чистом поле, среди общей благодати и безмятежности вдруг раздастся резкий звук, то это вызовет сигнал новизны, сила которого будет зависить от того, насколько этот звук известен, то, что он может означать и то, насколько завершаются благополучным исходом возникающие в голове варианты поведения. В любом случае внимание будут переведено на наблюдение за местом, откуда звук раздался, вы повернете голову, может быть, вскочите на ноги: "ориентировочный рефлекс" сработал.
    При последующих повторениях звука, его все большей узнаваемости и уверенности в благополучном исходе во всех предвиденных случаях, новизна сигнала уменьшается до тех пор, пока внимание перестанет переключаться на него.

     

    Резюме:

    Формула: "Oсознавамое внимание - соответствует максимальному произведению новизны на значимость из всех активных текущих образов восприятия-действия, субъективированных предыдущими актами осознания." ранее никем не декларировалась. Эта формула является результатом обобщения, а не уже хорошо проверенной аксиоматикой, т.е. это - гипотеза, основывающаяся на определенной аксиоматике [35], [36], [15] и вполне фальсифицируемая возможностью спланировать опровергающий эксперимент.

    В самых общих чертах, ясно, что полное отсутствие распознавания новизны не привлекает внимания (отсутствует основа - ориентировочный рефлекс), так же как и полное отсутствия как-то связанной значимости так же лишает возможности привлечения осознаваемого внимания, т.е. полностью не субъективировано. Эти два момента совершенно однозначно наталкивают на мысль о функции перемножения или ее реализацией в виде модулятора (отсутствие любого из компонентов дает ноль).

    Формула является результатом обобщения не только в контексте вопроса внимания, а целостного рассмотрения всех механизмов, обеспечивающих поведенческую адаптивность к новым условиям, что показывается очень во многих статьях на сайте по данной проблематике.

    О новизне можно говорить только в отношении субъекта, который ее ощущает (если только не использовать это слово как абстракцию). И тогда речь идет об активности распознавателей новой ситуации в восприятии, о которых первых начал говорить и изучать их Е.Соколов и роль чего в переключении потока восприятия гиппокампом при формировании памяти отмечала Виноградова.

    Если не активируется никакой из таких распознавателей, определяющих, насколько данная совокупность признаков восприятия (образ) отличает от того, что было раньше в данной ситуации (в данном эмоциональном контексте, потому как смысл воспринимаемого и возможность реагирования определяется иерархией таких контекстов), то нет новизны, программы действий выполняются без осознания, автоматически.

    Если появился какой-то дифферент, это начинает привлекать осознаваемое внимание и если разность между привычным и новым, модулированная откликом системы значимости, превышает все остальные такие сигналы актуальности внимания, то фокус внимания переходит в эту фазу протекающего автоматизма.

    Если прогнозируется возможность нежелательных последствий и позволяет время, то автоматизм прерывается, сознание из режима корректирующего отслеживания переходит к творческому выбору более подходящего ответа.



    Источник: Механизм ориентировочного рефлекса
    Дата создания: 20.03.2008
    Последнее редактирование: 20.01.2013

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.


    Другие страницы раздела "Новизна-значимость":
  • Значение эмоций для закрепления опыта
  • Функциональная значимость нового
  • Механизм субъективизации объектов внимания
  • Условия привлечения внимания
  • Эволюционное обоснование появления сознания
  • Новизна мотивирует
  • Ориентировочный рефлекс
  • Сеть Кохонена может служить как детектор новых явлений
  • Модулирующие нейроны
  • Новизна, внимание, побуждение к исследованию нового
  • Исследовательская мотивация
  • Развитие внимания
  • Патология гиппокампа при шизофрении
  • Адаптивность и запоминание последовательности событий
  • Е. Соколов Ориентировочный рефлекс
  • Рефлекс избегания
  • Удивление заставляет детей исследовать окружающий мир
  • Генез и эволюция ориентировочно-исследовательского поведения
  • В мозге птиц обнаружен механизм, не позволяющий переучивать выученное

    Комментарии
    Finarfin (02-04-2011 20:18:02):
    Не нашел значения термина "ламинарное торможение":
    >но когда появляется распознаватель уровнем чуть выше, то за счет его ламинарного торможения (которое характерно для всех колонок детекторов и играет роль усилителя контрастности возбуждения) этот сигнал гасится, что говорит об распознавании значения данного сигнала.

    И что такое колонки детекторов? Это физически выделимые в мозге участки или абстрактно выделимые по признаку наличия связей с другими структурными единицами?
    nan (02-04-2011 20:44:18):
    Ошибка: не ламинарное, а латентное торможение, т.е. - от соседних структур. Исправил.
    Колонки - да, и анатимочески выделяемое расположение и - по характеру проекционных зон. Количесвто слоев в колонках - так же и анатомически и по связям идентифицируется.

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя
  • Активность
    Главная
    Темы
    Показы
    Полезное
    О сайте
    Яндекс.Метрика