Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/741
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "О системной нейрофизиологии"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Мистика: понятие и сущность

Мистика: понятие и сущность

Выражаю благодарность N_A - за участие и помощь в подготовке статьи.

Это - наиболее обобщающая статья на сайте про мистику и ее суть.

Как бывает обычно в подобных случаях, строгого определения понятия "мистика" нет. То, что интуитивно подразумевается под словом мистика имеет больше различий в зависимости от проявлений и условий понимания, чем общих черт. Если мы попытаемся систематизировать представления различных субкультур, различных мыслителей-теоретиков, то такой общей чертой всегда окажется необъясняемая и поэтому не определенная взаимосвязь чего-то в окружающей объективной или субъективной реальности и того, что ожидают от этого люди-мистики. Эта черта и определяет суть мистики, которая, как станет ясно позже, сводится к прогностическим механизмам психики. Ниже будет обосновано такое выделение "необъяснимого" и раскрыта его естественная природа.

Вне разума людей мистика (то, что безусловно относят к мистике) никак не обнаруживается (это сейчас будет показано), во всяком случае, на сегодняшний день не известно ничего достоверного, что исследователь мог  бы приписать к явлениям, вызывающим интуитивную оценку как "мистическое". Вопрос о том, может ли реально, вне зависимости от человеческого сознания, существовать нечто не познаваемое методами науки, противоречащее такой аксиоматике науки как причинность (нарушение причинно-следственной связи, нормального закона распределения вероятности, возможности предсказания будущего и т.п.), дальнодействие (мгновенное взаимодействие), трансперсональные явления (психика вне мозга), непосредственные психокинетические явления и т.п. Немалое время в различных научных лабораториях очень интенсивно исследовали возможность существования таких мистических явлений. Последний оплот таких исследований – недавно закрытая лаборатория в Принстонском институте, за 28 лет работы который не удалось зафиксировать ни одного достоверного результата. На сегодняшний день общий итог: при корректном сопоставлении (наличие бесспорно документированных данных) нет ни малейших оснований говорить о существовании в мире мистических явлений самих по себе (в отличие от воображаемых).

Несмотря на это, существует огромное количество "свидетельств", которые выдаются за проявление мистического, от "доказательств" реинкарнации и спиритизма до экстрасенсов, фотографий ауры и духов. Но абсолютно всему такому рано или поздно находится рациональное объяснение, и даже попытки привлечь квантовую физику на помощь оказываются лишь следствием невежества таких попыток.

Т.е. нет ни одного достоверно документированного материала, который говорил бы о "сверхъестественном" явлении. Все, что ходит по рукам и по умам в этом плане – фальшивки, не подтверждаемые свидетельства, откровенная ложь. Об этом на сайте говорит большое количество материалов, показывающие конкретные и наиболее массовые случаи влияния мистики на современное общество.

Тот, кто желает возразить на это и имеет на своих руках бесспорно достоверные материалы или способен сам продемонстрировать мистическое явление объективно, может это попробовать сделать. Естественно, что тот, кто имеет что-то доказать именно он доказывает это, а не просто декларирует. Существует специальный фонд, обязующийся выплатить миллион долларов любому, кто продемонстрирует нечто сверхъествественное, любой паранормальный феномен или способность. Более, чем за 30 лет существования фонда этого не удалось никому, несмотря на большое количество претендентов.

 

Это вовсе не означает строгое, "научное" доказательство не существования сверхъестественного. Это означает, что все достоверно документированные проявления сверхъествественного имеют психическую природу. Мало кто из мистиков доходит до утверждения, что мистика сама себя охраняет (скрывается от любых попыток ее исследовать, но только почему-то - лишь от достоверной ее констатации :) ), а те, кто доходит, ничем не обосновывают, зачем ей нужно так скрываться, т.е. это есть лишь жалкая попытка оправдания :) А если мистика специально не скрывается, то должна была бы уже многократно и повсеместно быть зафиксированной достоверно, судя по множеству утверждений мистиков. Но этого не произошло.

И здесь нужно оставаться в тех границах понимания мистики, которая наиболее представительствует в культурах, выделяя общее из нее, а вовсе не то, чем склонен наделять мистику пытающийся ее оправдать конкретный мистический теоретик. Так, мистик может заявить, что мистика – это просто особое состояние сознания, дающие определенные духовные преимущества ("высокодуховность", как обычно говорят). Казуистике оправданий Великой Идеи нет конца и вставать на ее позиции, чтобы понять и простить изнутри, означало бы не выявить объективно присутствующую в культурах общность мистического, а погрузиться в субъективный мир частных субъективных представлений. Что же касается попыток найти некие преимущества мистического, то на сайте апологетами предпринималось множество таких попыток в обсуждениях, рассмотрены и откомментированы множество мистических книг и статей, и никаких реальных преимуществ не обнаружено. Напротив, вместо "высокодуховности", как правило, демонстрируется мелочность, несдержанность, эгоизм и желание власти. Вот пример попытки таким образом обелить мистику: Необходимость добра

 

Сказанное призвано локализовать понимание известных проявлений мистики психическими феноменами, и утверждение этого имеет настолько сильные эмпирические основания, приведенные выше, что никто до сих пор не противопоставил что-то более сильное (достоверно обоснованное). Что же касается понимания сути мистики, то оно будет укрепляться по мере понимания развития мистических проявлений в психике с древнего времени до современного мистицизма. Причем, как это бывает вообще для всех феноменов психики, мистика и сегодня проявляет себя во всех своих формах, от самых древних до наиболее изощренно развитых. Самое время более пристально рассмотреть ее основы, откуда напрямую следует понимание.

 

Французский философ Л. Леви-Брюль (1857-1939) собрал и систематизировал огромное количество этнографических фактов, относящихся к первобытной мистике. Вот некоторые примеры проявления первобытной мистики. Если при помощи какой-нибудь сети удалось наловить особенно много рыбы, если стрела несколько раз подряд попала в цель, если при работе каким-нибудь орудием удалось особенно удачно изготовить какой-либо предмет, то эта сеть, эта стрела, это орудие считаются счастливыми. Им оказывается особенное внимание, уход за ними особенно тщателен. Все, что принесло неудачу - избегается. Пока что здесь нет мистики, но есть ее основание.

Существует много современных работ, обобщающих исследования по различным периодам развития этносов, например, книга Алексеева Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири.

В этих работах показывается, что самое ранее проявление мистики, какое только можно зафиксировать основывается на совершенно естественном процессе адаптации к новому на основе личной оценки значимости. Это то, что формирует распознавание ситуации, все более уточняя ее в разных условиях при проверке реальностью. Конкретно - использование оценки результата пробного испытания чего-то нового в желаемых целях. Если человек впервые сталкивается с новым и вынужден попробовать его использовать с желаемой целью, результат будет или удачный или неудачный. Чаще - случается второе. Поэтому любой удачный результат испытания нового очень значим и закрепляется как уже испытанный вариант действий, стимулируя прибегать к нему и в следующий раз. Неудачные результаты сразу фиксируют блокировку такого варианта и впредь к нему уже прибегать будет трудно (см. Адаптивные механизмы распознавания).

Все удачные результаты действия переводят восприятие в позитивный эмоциональный контекст, неудачные - негативный. Удача окрашена радостью, она желанна и мотивирует все то, что прогнозирует ее. Способы достижения удачи ищутся и находятся, в том числе - особое, мистическое отношение ко всему, что принесло удачу или приносит неудачу. Но только в том случае, если причины удачи или неудачи не очевидны. Дырка в сети, куда уходит рыба – неудача с очевидными причинами, не способная вызвать мистическое отношение.

Все такие проявления мистики невольно (неосознанно) наблюдаются и сегодня практически у любого человека. Первый опыт, показавший связь нового с желаемым и теперь доступный как прогноз возможного удачного воздействия на внешнюю реальность - это основа формирования специфически мистического стиля восприятия и действия, - мистического эмоционального контекста, при том, что она же - основа рационального исследовательского контекста (все будет зависеть от уровня опыта оценки происходящего - мировоззрения).

Для мистического эмоционального контекста характерно, что даже если удачное действие будет повторяться множество раз, то вовсе не как исследование его различных свойств и причин достижения удачного результата, а как использование того, самого первого результата, основанное на повышенном доверии (вере) к нему. 

В книге Токарева С.А. Ранние формы религии:

...“объяснения” явлений природы, содержащиеся в мифах, никогда не бывают основаны на объективном восприятии причинных связей между указанными феноменами. Напротив, они всегда субъективны и выражены путем персонификации явления, нуждающегося в объяснении.

... “объяснение” данного факта часто организуется по наивной формуле прецедента: иначе говоря, дается как бы повторение того, что уже однажды случилось... Эта характерная тенденция подменять каузальное объяснение ссылкой на предшествующий пример уже была отмечена Леви-Брюлем.

... в этиологических мифах очень часто встречается объяснение от противного (a contrario): то или иное явление существует потому, что некогда существовало прямо противоположное.

... Слабо развитый интеллект человека, пребывая в плену традиционного мышления, удовлетворялся подобным решением проблемы и не задавался другими вопросами.

... чисто экспликативная (разъясняющая — Ред.) функция мифа нередко усложняется вторжением морализующей мысли. В любом мифологическом повествовании всегда присутствует идея кары за какое-либо запретное или предосудительное деяние...

Именно недоопределенность опыта, необходимость довериться ему, несмотря на недопонимание взаимосвязи, создает специфический, мистический контекст поведения. Это отражено в самом названии: мистика (от греч. mуstikos - таинственный). Если взаимосвязь познана, то ничто более не провоцирует мистический стиль восприятия-реагирования, а вполне адекватен объективной реальности, он познан, понят (оценена значимость) для всех актуальных условий использования, и уже не безусловная вера, а хорошо взвешенная, обусловленная реальностью уверенность определяет характер его использования.

Этот главный признак имеет настолько определяющее значение, что можно сказать: чем больше неопределенного, тем больше мистики. Так, фундаментальным для мистики является принцип сверхрациональности, сознательного отказа от рационально-логических методов. Это воплощалось уже в самых древних архаических оргиастических культах с целью снятия в момент ритуального действа границы между приземленным миром человека и сакральным миром духов предков. Далее - растворение в Абсолюте посредством специальных медитативных техник. Очень важным при всем этом является привлекательность относительно легкого, усилием мысли (молитвы, медитации, магии), получения желаемого результата, противопоставляемая непреодолимым реалиям мира. Мистику делает привлекательной акцент на чувстве и отсутствие необходимости трудоемкого обучения для постижения "абсолютной истины" (предпочтение отдается изнуряющим молитвам, медитациям и т.п. чем тому, что требует серьезного трудоемкого обучения потому, что молитвы  однотонны и не требуют постоянного напряжения в постижении нового).

Мистический эмоциональный контекст провоцируется всем тем, что в текущем восприятии имеет высокую значимости проявлений еще непознанного явления или иллюзии такого явления, основанной на множестве особенностей восприятия. Эти условия исследовались многими учеными и религиоведами. В качестве обобщения работ в контексте возникновения мистического восприятия, предлагается статья исследователя таких явлений В.И. Лебедева Как рождаются духи. Приведу несколько коротких отрывков, которые очень обстоятельно рассматриваются в работе (поэтому очень стоит прочесть саму статью).

Такое психическое состояние “присутствия кого-то”, не воспринимаемого ни зрением, ни слухом, мистики давно используют для доказательства бытия “святого духа”.

... В наших исследованиях, проводимых совместно с психиатром кандидатом медицинских наук О. Н. Кузнецовым, в одном из экспериментов в условиях сурдокамеры (от латинского слова “сурдо” — глухой) испытуемый Т. сообщил, что на десятые сутки у него появилось странное и непонятное для него ощущение “присутствия постороннего в камере”, находившегося позади его кресла и не имеющего определенной формы. Т. логически не мог объяснить причину возникшего особого психического состояния и ответить на вопрос: кто это был — мужчина или женщина, старик или ребенок. Его ложное восприятие не опиралось на зрительные или слуховые ощущения.

... Аналогичное переживание возникло у французского спелеолога М. Сифра во время двухмесячного одиночного пребывания в пещере. В конце эксперимента он стал ощущать, что помимо него кто-то незримый присутствует в пещере и постоянно преследует его. Сифр заметил, что “преследователь” появился в тот момент, когда у него развился немотивированный страх.

... Одной из причин появления эмоциональной напряженности в условиях экспериментальной изоляции является прекращение воздействия привычных звуковых, световых, температурных и других раздражителей, нарастающая астенизация (истощение) нервной системы по мере увеличения времени пребывания в изоляции.... Записи биотоков мозга показывают, что в условиях изоляции в сурдокамере, в пещере и т. д. в коре полушарий головного мозга развиваются гипнотические фазы.

...

“пришельцы” из потустороннего мира являются в различных видениях. Посланники ада, как правило, в образе черного человека с рогами, хвостом, копытами, со страшным лицом и длинным носом, козлиной бородкой и т. д. Ангелы — в белых одеяниях, с крыльями, сияющими нимбами вокруг головы. Но дает ли это право утверждать о неземном происхождении этих образов? Нет. И вот почему.
    В течение жизни человек накапливает информацию, в виде образов и мыслей, понятий, хранящихся в памяти.
    Одним из существенных свойств памяти является возобновление, репродукция, восстановление в максимально возможном приближении копии какого-либо объекта, события и т. д. Например, когда вы встречаете знакомого, которого вы могли забыть, на вас может сначала воздействовать внутренний сигнал “знакомости” благодаря звуку его голоса, улыбке, манере разговора. Почти сразу же механизм памяти вам даст “матрицу” для сравнения. Если мгновением раньше вы не могли обрисовать образ этого человека, то теперь вы отмечаете мельчайшие изменения, замечаете, что его движения замедленны, волосы, увы, поредели, плечи ссутулились. Иными словами, сравниваете настоящее, с прошлым. ...    Необходимо подчеркнуть, что воображение — это процесс отражения реальной действительности, но в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.... Несмотря на фантастичность художественных образов, созданных процессом воображения, при тщательном рассмотрении их можно увидеть, что все элементы, из которых они сотканы, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта и синтезированы в процессе творчества.

... Эмоциональные состояния влияют и на память, о чем говорят следующие наши наблюдения. Так, на шестой день сурдокамерного эксперимента испытуемый Г. явно находился в тоскливом настроении. По условиям опыта он каждый день вскрывал конверт, в котором содержалось задание провести репортаж на ту или иную тему. В тот день ему предлагалось рассказать что-нибудь смешное. Однако испытуемый, характеризующийся как пунктуальный и исполнительный человек, категорически отказался выполнить психологический тест. По окончании испытания Г. так объяснил причину своего отказа: “Предложение рассказать смешное не соответствовало моему настроению, что представлялось совершенно неприемлемым и неуместным. Ничего веселого вспомнить не удалось. В голову лезли не смешные, а скорее грустные воспоминания”.

... галлюцинация дьявола появилась в тот момент, когда больной переживал состояние тревожности, вызванное мыслями о скорой смерти. Анализируя образ дьявола, легко увидеть, что он был скомпонован из восприятии, которые в прошлом сочетались с пережитым страхом. Общий вид дьявола— фашист в каске; светящиеся фосфорическим светом глаза—глаза волков; белые клыки, торчащие кверху,— клыки кабана. Под влиянием отрицательных эмоций на фоне туберкулезной интоксикации эти фрагменты были извлечены из памяти, преобразованы воображением и предстали в образе посланца из ада.
    Галлюцинаторные образы ангелов, архангелов, святой девы и других святых, как правило, появляются в состоянии религиозной экзальтации, которая по своему характеру приближается к эйфорическому.

... Как показали экспериментальные исследования, в ответ на недостаточность внешних впечатлений и эмоциональных переживаний активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память.

... Именно в промежуточной фазе между бодрствованием и сном, а не во время сна можно наблюдать изолированные четкие восприятия, не сложившиеся еще в сновидения. Они не сопровождаются чувством чужеродности, навязчивости и не ведут к пробуждению.

... Появление "внутри головы" приказывающих голосов при развитии психических заболеваний, которые сопровождаются утратой воли, нередко интерпретируется людьми как воздействие на них либо "великих гипнотизеров" либо экспериментов с помощью какой-то "электронной аппаратуры".
    Психический автоматизм, возникающий в границах религиозного сознания, может восприниматься как божественное провидение.
    Так, больной Г. в период заболевания рассказывал, что постоянно слышит внутри головы "голос бога". Этот "голос" полностью владеет его мыслями и настроением, "руководит его поступками". Он отчетливо различает свои "собственные" мысли и те, которые "идут от бога". Они открывают ему "новые законы", сообщают о "космических тайнах". Больная П. в своих бредовых высказываниях утверждала, что все ее движения и мысли используются людьми другой веры и ей навязывают чужое вероисповедание.
    Психический автоматизм возникает не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей в периоды умственного и физического напряжения, духовного подъема. У людей творческого труда они могут появляться в состоянии вдохновения.

... В мистических сектах для вызывания необычных психических состояний, возникающих в результате дезинтеграции, расщепления психической деятельности, чаще всего прибегают к длительным постам, изоляции, к ночным богослужениям и т. д. В сектах для этой цели применяются, говоря современным языком, интенсивные методы.

... Больная, о которой идет речь, с детства воспитывалась у фанатично религиозной тетки. "По вечерам тетка рассказывала мне о сатане, о его царстве, о всяких соблазнах, которыми он совращает людей. Я слушала ее с волнением и страхом. И мне так ясно, отчетливо представилось, как сплетники, подвешенные за языки, обжоры с вырезанною глоткою, неверующие извиваются, горят на медленном огне. Видела я самого сатану, черного, с кровавыми глазами, который протягивает к грешникам когтистые пальцы и хохочет над их мучениями... И до того мне делалось страшно, что, бывало, и тетя уснет, а я никак не могу спать".

... интимное общение с духами умерших стало в Англии массовым занятием. Можно обойтись без медиумов, купив игру под названием "Вийа" - от сложения французского и немецкого "да". Игра представляет собой четырехугольную доску, по периметру которой нанесены буквы алфавита и слова "да" и "нет". Общаться с духами можно в группе и в одиночку. Для этого нужно слегка притрагиваться пальцами к лежащему на доске маленькому деревянному треугольнику. В результате идеомоторных актов треугольник движется и указывает своей вершиной на буквы. Допустим, треугольник "пишет" Джон. Играющие спрашивают, имеет ли этот Джон отношение к кому-нибудь из присутствующих. Треугольник указывает на "да" или "нет" и т. д.
    Министерство внутренних дел Англии вынуждено было запретить продажу этой "забавы" после того, как в результате увлечения спиритизмом стали возникать массовые истерии, сопровождающиеся самоубийствами и убийствами.

Дополнительно: Для объяснения феномена не нужны ни понятие души, ни астрального тела.

Каковы психофизиологические основы традиций и веры? В статье Александра Панчина Может ли склонность к мистике передаваться по наследству?:
Ученый Бурхус Скиннер изучал голубей... Он помещал голубей в клетку с кормушкой, в которую, время от времени, независимо от действий птицы, выпадала пища. При этом у голубей вырабатывались своеобразные ритуалы: «один голубь бегал кругами против часовой стрелки, другой бился головой об угол клетки, четвертый и пятый совершали регулярные вращения головой». Оказалось, что голуби начинают чаще обычного повторять те движения, которые они, по случайному стечению обстоятельств, совершали в момент получения пищи. Это явление было названо «голубиными предрассудками» и является примером того, как в животном мире возникает интуитивная связь между двумя никак не связанными явлениями: ударом головой об стенку и получением корма. Примерами предрассудков подобного рода у человека будут установление зависимости между черной кошкой, перешедшей дорогу, и несчастьем, танцем шамана и осенним дождем, гаданием на картах и получением премии на работе, между принятием гомеопатического препарата и излечением от болезни. Конечно, сложные вещи, такие как религия, не являются примитивными предрассудками, но и мышление человека намного сложнее, чем мышление голубя.
У психически больных людей предрассудки могут принимать крайние формы. Нейрофизиолог Вилайнур Рамачандран рассказывает о том, как в одной психиатрической клинике ему показали двух пациентов. Один из них выходил встречать рассвет и стоял у окна до вечера каждый день, утверждая, что он перемещает солнце по небосводу. Второй силой мысли регулировал поток движущихся машин на дороге у больницы, «разбирая» возникающие пробки. Они видели изменения в мире и ошибочно рассматривали их как следствие своих мыслительных процессов, искренне верили в это. Профессор Рамачандран приводит и другой интересный пример абсурдной веры у человека, больного анозогнозией. Пациент, будучи в здравом уме, способен без проблем обсуждать любую тему, мыслить логически, играть в шахматы, но напрочь отрицает паралич своей левой руки, вызванный повреждением мозга. «Это не моя рука; она большая и волосатая, значит, это рука моего отца», — может заявить больной. Или: «Рука не парализована, она совершенно нормальна». Когда больного просят дотронуться парализованной левой рукой до правого плеча, он, не задумываясь, берет свою больную руку здоровой правой рукой и выполняет указание: кто-то умный в его подсознании понимает, что рука парализована, но человек сознательно отрицает очевидные факты, верит что рука в порядке. Это крайности, но, может быть, и психически здоровый человек не так далек от подобных заблуждений в повседневной жизни?

...поразительным оказался факт: как только эпилептику показывали икону, крест, слово «Бог», звезду или другой мистический символ, полиграф («детектор лжи»), измеряющий эмоциональное состояние, зашкаливал, а у испытуемого можно было обнаружить повышенную активность определенной группы нервных клеток. Как оказалась, именно с группой клеток, находящихся в амигдале, на подступах к эмоциональному центру мозга — лимбической системе, связаны религиозные видения эпилептиков, как и их сверхчувствительная реакция на мистические символы. Именно амигдала связана с определением эмоциональной значимости наблюдаемых объектов. Некоторые находчивые сторонники религии, не желающие отставать от научного прогресса, сравнили эту область мозга с «антенной», которую Бог заложил в людей, чтобы общаться с ними. По мнению профессора Рамачандрана, от того, как устроен этот центр у отдельного человека, может зависеть его склонность к вере в духов, ясновидение или в Бога.

...некоторые ученые пришли к выводу: склонность к религии, мистике в значительной степени связана с особенностью функционирования мозга, которая, в свою очередь, определяется генетическими факторами посредством определенных нейромедиаторов. Именно в этом, возможно, и заключается фундаментальное противоречие между людьми с рациональным и иррациональным типом мышления: они видят мир по-разному в силу физиологических отличий мозга, и поэтому одни не в состоянии понять слепую веру, а другие не способны от этой веры отказаться, сколь сильные аргументы им бы ни предъявлялись.

...Сохранение и распространение религиозных взглядов также объясняется в рамках теории эволюции. В древности религия могла способствовать консолидации общества и поддержанию иерархического порядка, что давало преимущество религиозным племенам. Кроме того, неверующих могли репрессировать, что подавляло распространение рациональных умов. Сегодня же есть все основания для роста числа атеистов и агностиков потому, что возникает все больше профессий, в которых не обойтись без критического мышления, профессий, где для людей с религиозным складом ума не лучшее место. Например, 93% сотрудников Национальной академии наук в США в Бога не верят, и это не простое совпадение, учитывая, что в США, согласно опросам, атеисты и агностики составляют от 3 до 9% населения.

Общение мистиков между собой специфично и так же способствует появлению привнесенной веры. В шутливой форме абсурд такого общения описывал еще Марк Твен в книге Янки при дворе короля Артура:

...они   были   по-детски простодушны; каждый из них чудовищно врал с обезоруживающей  наивностью  и охотно слушал, как врут другие, всему веря.  Представление  о  жестоком  и страшном не вязалось с ними; а между тем они с  таким  искренним  упоением рассказывали о крови и муках, что я даже перестал содрогаться.

а также в развитие темы о взаимовлиянии носителей мистики:

Кроме перечисленных причин, способствующих становлению и развитию мистики, мистическое восприятие напрямую провоцируется уровнем мировоззрения и условиями его становления (см. Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию).

Что-то в перечисленном покажется абсурдным самим мистикам, - слишком разные у них уровни восприятия, и есть "элита", исповедующая "правильные", сложно сплетенные мистические системы, которые, при внимательном критическом исследовании, оказываются не менее абсурдными, чем самые примитивные формы мистических теорий.

 

Большое значение в мистическом эмоциональном контексте играет такое психическое явление как вера, суть которой рассматривается в статье Доверие, уверенность, вера и естественное уважение непознанного (высокая значимость), возможно таящего опасность или удачу: религиозное чувство, о котором писал Эйнштейн, см. статью О религии. (Ограничить определение религии как апелляции к высшей силе (обращение к некоей определенной силе, личности, первооснове) не всегда оправдано потому, что объектом религиозного не обязательно может быть нечто осознаваемое. Вообще провести четкую границу между понятиями мистика и религия не удается, и во многих случаях нет никаких признаков, позволяющих разделить их, хотя религия всегда является частным случаем мистики.)

Формирование эмоционального контекста, как место накопления жизненного опыта в условиях неопределенности и с уверенностью в (не)успехе, превышающей обусловленную недостаточностью этого опыта, т.е. верой, которая поддерживается базовой значимостью таинственного и непознанного - "религиозным чувством" и есть коррелят мистики в механизмах психики.

В статье Невыразимое очарование сокровенного описывается Период активного познания, когда возникающие идеи, мечты, призрачные миры, порождаемые фантазией и раздуваемые как огонь естественными половыми особенностями этого возраста, кажутся самым заманчивым, желанным и не заменимым из всего вообразимого, без чего нет смысла и целей (смысл - личная значимость, мечты - отложенные цели)...
Но это же способствует и развитию творчества, в том числе и научного.
...субъективная привлекательность текущего состояния пока еще не подтвержденных реальностью идей, кажущаяся их незыблемость, вовсе не предполагает то, что на самом деле даже тот же человек не способен воспринять или развить еще более зрелые интересные идеи, но далеко не каждый способен перешагнуть ту границу убежденности, которой он огородил существующие свои представления, а если эта граница - предельно высока - вера, то сам он этого не сможет седлать никогда. Его могут вынудить к этому только очень сильные обстоятельства, которые нарушат такую границу.
Упомянутые различия в обстоятельствах развития и индивидуальных особенностях (см. Наследование признаков) приводят к тому, что люди начинают делиться на тех, кто оказывается в плену высокой убежденности и даже веры - мистиков и тех, кто более адекватно способен соотносить свои идеи с действительностью - реалистов.
...невыразимое очарование мистики - вполне объяснимо началом постижения новых сторон именно реальности, или же остается реликтом этого этапа развития, но в виде веры, утратившей ту яркость наивного восприятия, которая так мотивировала познание, но с возникновением веры тускнеет яркость восприятия и остается лишь непреодолимо высокий барьер догматических убеждений, которые заменяют собой все. В самом деле, будь даже возможен чудесный мир волшебства, он был бы чудесным лишь для тех, кто вступает в него, но не тех, кто там уже давно прижился (см. Чудо). Для таких все это становится обыденностью, как тоскливые картины рая, которые с такой страстью пытались живописать, ни никогда не получалось что-то привлекательным.

Существуют условия, которые особенно провоцируют образование и развитие такого контекста, как любого другого эмоционального контекста:

-  все, что оценивается личностью с повышенной значимостью, в данном случае - восприятие всего, что вызывает ощущение чуда;

- или как адекватно воспринимаемое, но в чем-то противоречащее прежнему опыту и поэтому оцененное с большой новизной и значимостью;

- или - одно из огромного количества иллюзий восприятия, трактуемых как "религиозный опыт" (см. Мистический опыт дает грибной наркотик и Мистический опыт монашек исследовали нейробиологи).

 

Всякий раз, когда мы вынуждены использовать недостаточно проверенную закономерность, полагаясь на прошлый опыт, мы рискуем, мы понимаем, что рискуем, но вынуждены идти на этот риск, с трепетом надеясь, что удача опять будет сопутствовать. В простейшем случае мы почти бездумно доверяемся результату первого опыта, но, как это бывает с любыми поведенческими цепочками, в случае последующего несоответствия, когда вдруг не получилось удачного результата, но нет и резко отрицательного, способного решительно отбросить этот вариант реагирования, начинается поиск того, что должно бы сделать удачный результат более воспроизводимым. Так, если стрела попадала в цель 3 раза подряд и стала "счастливой", а потом вдруг был промах, то в этой новой ситуации опять включается режим приобретения нового опыта с использованием личной методики исследовательского поведения (она развивается как и любой другой жизненный опыт). После того, как наконечник был ласково приглажен пальцем стрела опять попала в цель. И приглаживание пальцем становится необходимым ритуалом. В конце концов, первопричина ритуала может быть давно забыта, но сам ритуал остается. Хорошие иллюстрации - памфлет Феликса Кирсанова Как возникают традиции и очерк Ричарда Фейнмана Наука самолетопоклонников

В статье Мистика и наука показано то, какое влияние оказывает степень развитости личного опыта исследования на мистичность выводов:

Вместе с отработкой приспособительных навыков, отрабатывается и опыт наиболее эффективного выбора вариантов поведений, чтобы не было нужно перебирать все возможные виды поведения и смотреть результат (метод бездумных проб и ошибок), а суметь сразу выделить наиболее многообещающие. Так, чтобы перепрыгнуть через лужу нужно было бы начать с самого малого усилия, если недопрыг - добавить еще квант усилия и так до тех пор пока прыжок не окажется удачным. В самом раннем возрасте примерно так и происходит (можно понаблюдать за становлением двигательных навыков котят, это происходит достаточно быстро), но затем опыт самых разных движений уже подскажет с какого усилия стоит начать и число опытов окажется минимальным.
Выделение самого многообещающего оказывается достаточно простым в тех случаях, когда признаки условий четко выделяются восприятием, и они реально соответствуют тому результату, который является следствием выбранного поведения. Так, из любых попыток быстро становится ясно, что камень будет лететь настолько далеко, насколько сильно и высоко его бросить потому, что в этом проявляется реальная закономерность природы, которая всегда воспроизводится в одних и тех же условиях. Но если перед броском плюнуть на камень, то это не поможет ему улететь дальше и попасть точнее в цель потому, что нет такой реальной закономерности. Хотя человеку, который попробовал плюнуть, и первая же попытка оказалась удачной, может показаться, что все другие попытки станут тоже удачными, и эта уверенность в самом деле во многом ему помогла бы.
Вот эта степень зрелости личного опыта важна, - степень уверенности: сразу ли поверить или попробовать еще и еще - составляет важную характеристику личного опыта.
Понятно, что

1) человек, жизнь которого прямо зависит от меткости бросания камней, отнесется к выработке методики более тщательно,

2) те, кто будут склонны к ошибкам, не получат преимуществ в выживании. Но они вполне могут оставаться со своим порочным методом в тех условий, которые позволяют им выживать, несмотря на ошибки, например, за счет других соплеменников.

Чем отличались два приведенных в примере метода познания?
Первый базировался на совершенно реально воспроизводимой закономерности (но это пока неизвестно личности) и характерен тем, что признаки условий для их учета в выборе поведения - хорошо определены и однозначны (аксиоматичны). При попытке передачи такого опыта будет показано, что чем сильнее бросить камень, тем он дальше полетит и при этом лучше всего бросать под углом 45 градусов к земле.
Второй базируется только на собственном представлении, не имеющим реального соответствия с действительностью (что пока неизвестно), и этот метод не имеет определенно выделенного признака условий для выбора поведения. При попытке передачи такого опыта будут трудности в том, как нужно плюнуть, растирать ли или дать высохнуть и т.п. неопределенности, которые каждый неизбежно будет трактовать по-своему.

Те люди, которые находили "счастливые" предметы получали преимущество настолько значительное в среде соплеменников, что, подчас, становилось неважным, действительно ли эти предметы проявляли свои счастливые свойства. Умение применять это преимущество развивалось, как и любое другое приспособительное качество, так, что наряду с действительно полезными знаниями обладало соизмеримой эффективностью в получении преимуществ в социуме.

Кроме тех, кто специализировался на каком-то реальном умении, появились и те, у кого мистическое "знание" значительно преобладало над знанием адекватным объективной реальности: знахари, колдуны, шаманы... Они всегда использовали наиболее эффектные найденные закономерности объективной реальности, но не для их практического использования, и даже намеренно скрывали их суть от соплеменников, а для поддержания действенности мистических ритуалов. Так шаманы, жрецы, священники становились монополистами как научного знания так и мистического.

Именно такая "профессиональная" деятельность и развивала все наблюдаемые проявления мистики, как религиозные (обращенные к некоей определенной силе, личности, первооснове), так и нерелигиозные. Ими создавались, развивались и сохранялись в поколениях мистические культуры и субкультуры этносов.  

Наиболее древними формами были халдейская мистика, астрология, мантика, каббала.

Основоположником мистицизма нового времени признают  немецкого мистика Якоб Беме (1575-1624), его самый известный последователь - Эммануил Сведенборг (1688-1772).

О конкретных формах проявлений мистики существует столько широкодоступных материалов, что нет никакой необходимости здесь приводить даже короткие описания. Мировоззренческие основы мистики могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий (см. Различия религий). Во всех религиозных учениях присутствует непознаваемая связь бытия и декларируемых духовных последствий, все религии начинают "объяснять" мир с его первоосновы или сотворения, не приводя никаких определений этому (в отличие от науки, которая всегда описывает мир, начиная с уже хорошо познанного, аксиоматики, исследуя его в направлении непознанного).

Но как бы ни была интересна и поучительна история становления мистики, для нас существенно то, что воздействует сегодня. В этом плане, в подборке наиболее часто встречающихся мистических высказываний, в попытках обосновать мировоззренческую состоятельность мистики приведены разумные соображения, призванные преодолеть недостаточность уровня мировоззрения тех, для кого такие доводы являются откровениями (производят впечатление неотразимых по логике мыслей). См. Мистика.

Все проявления мистики, все ее виды и особенности имеют одно и то же основное свойство психики: метод использования оценки прогноза результатов недостаточно определенного опыта, задаваемый мистическим эмоциональным контекстом, переход в который провоцируется специфическими условиями восприятия-действия. Чем жестче условия существования предъявляют требования к адекватности реакций, тем менее мистическим (содержащим не понимаемые взаимосвязи) будут реакции. Мистика напрямую способствует неадекватности и возможна в тем большей степени, чем общество более способно демфировать эти неадекватности, не делать их фатальными. Обеспеченное (особенно паразитическое) существование - наиболее благоприятные условия для ничем не сдерживаемого развития мистики во всех случаях когда обстоятельства позволяют не слишком критически относиться к ситуации. Действительно, попробуйте подурковать с магией файерболов перед реальной опасностью. Вы просто не переживете ее, если только заранее не убедите противника в их неотразимости, и тогда победить станет возможно не самим файрболом, а лишь угрозой его применения (шаманы реально убивали провинившихся, просто внушая им неминуемую смерть от их проклятия тем, кто уже был хорошо подготовлен ими и безусловно верил в действенность такого проклятия).

Искусство использования мистики в обществе развивается как адаптивные реакции приспособления к среде существования и в настоящее время паразитизм мастеров мистификации достиг высот высочайшего искусства (см. Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках). Несмотря на то, что слово мистификации по Далю понимается как "дурачить, тешиться обманом, вводить в длительное заблуждение, для одной забавы". При этом множество традиций, ритуалов, этических правил имеют мистические корни и составляют неотъемлемую часть культуры. И чтобы быть понятым и принятым в обществе нельзя их игнорировать.

Неопределенность опыта, прежде всего, означает, что получен опыт только в каких-то определенных условиях (или же даже просто авторитарно) и, в случае мистического контекста восприятия, он распространяется гипотетически на все другие условия. Строго говоря, если есть безусловное внутренне убеждение (вера), то его границы не определены и предполагаются для любых условий. Но даже в данных условиях этот опыт недостаточно достоверен, так как не имеет достаточной статистики и оценка основывается на одном или нескольких эпизодах.

Определение границ утверждения - очень важное условие достоверности этого утверждения. Так, выражение 2+2=4 неопределенно до тех пор, пока не будет определен смысл операции "+" и "=" , пока не будет определен формат операндов (в какой системе счисления), пока не будут вообще определены символы данного выражения и т.п. Все это в обыденном понимании присутствует в контексте наиболее употребительного использования этого выражения. Но для того, кто в первый раз видит эти значки, вообще не понятно их назначение (и может даже ускользать от внимания, не быть выделено сознанием). Закон Ньютона имеет смысл только в заданных границах его применения, смысл любых других формальных утверждений также зависит от косвенно или прямо определенных границ.

Все понятия, используемые в мистике принципиально недоопределенны, соответствуют тому, что в материалах сайта Форнит называется виртуальными шаблонами понятий или методом Аристотеля.

Любое понимание чего-либо определяется текущим эмоциональным контекстом, в котором доступен жизненный опыт оценки значимости - понимания, определяющий специфику стиля восприятия-поведения. Для мистики характерно отсутствие строго определенных признаков условий, для которых выработанные личные предположения могут связывать явления в личном представлении (формализации), придавая этим строго определенный смысл (значение). Мистический контекст понимания находится, тем самым, в отрыве от определенных условий объективной реальности, нет жизненного опыта соответствия ей, он не соответствует (не адекватен) объективной реальности.

Это можно проиллюстрировать тем, как если бы для какой-то ситуации изобретались бы гипотезы, но, даже не проверив как срабатывают такие гипотезы на практике, на их основе продолжают строиться новые предположения. В этом мистические описания отличаются от научных, которые являются описаниями аксиоматики объективного мира. Предположения в науке необходимы, и они строятся творчески по тем же механизмам, что и мистические предположения, но их ограничивает научная методология и они становятся научным фактом только когда их обоснованность достигнет уровня аксиоматики - как основа новых предположений.
Если ученый сопоставляет "вероятность" (точнее правдоподобность) гипотетических вариантов и из всей существующей системы хорошо установленных фактов (аксиоматики) выбирает один из них (эта способность напрямую зависит от его жизненного опыта научных исследований и уже сложившегося мировоззрения), то это в корне отличается от подхода мистика, который выбирает тот вариант, который наиболее соответствует именно его значимой идее, его предвзятой вере, наперекор любым фактам, которые он будет истолковывать в пользу идеи самым изощренным образом, вплоть до не замечаемого им абсуррда или просто не станет замечать эти факты.

Вот примеры субъективно сгенерированных фантазий мистиков, имеющие для них наивысший приоритет значимости (то, что называют идеи-фикс):
Мессии, провидцы и чудо-ученые сайта Fornit. И буквально любые такие идеи, какими бы абсурдными они ни были, находит своих благодарных доверчивых последователей, чем и пользуются мошенники: всем хватает своей паствы. Так, на полном серьезе патентуются такие изобретения как Способ предотвращения катастроф и устройство для его осуществления и в правительственные коридоры проникают такие консультанты как Грабовой. А чтобы дурить было легче, за приемлемую плату любой может стать академиком.

Мистическая же неадекватность может все больше нарастать, никак не корректируясь объективной реальностью, и мистический контекст способен подменить все остальные контексты восприятия вплоть до проявления психозов, истощения и смерти. Причины такого развития, склонности к такому развитию описаны в статье Блаженные, а клинические данные - в Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями.

 

В мистике нет ничего таинственного :) механизмы и условия ее возникновения естественно вытекают из известных механизмов психики. Таинственность, особую неисповедимость, значительность и сложность специфических мистических и религиозных проблем создают сами мистики. Они на словах говорят о консолидации с наукой, а на деле воюют с ней. Аминь.



Дополнительно:
  • Невыразимое очарование сокровенного
  • Идея-фикс
  • Миссионерские притчи
  • Вера и сумашествие
  • Разумный скептицизм
  • Доверие, уверенность, вера
  • Компетентность или авторитет?
  • Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность - обобщение материалов о последствиях психоделии.
  • Идея-фикс
  • Желание обладать чем-либо искажает восприятие окружающей действительности.
  • Блаженные
  • Эвристика
  • Экстрасенсы
  • Наблюдение контекста активного неприятия
  • Интернет - как один из массовых путей в неадекватность
  • Познание мира
  • Мистическое влияние в современном обществе
  • Ортодоксальная наука
  • Мистика и наука
  • Госзаказ на мистику
  • О мистике
  • О религии
  • О доказательствах чудесного
  • О телепатии
  • Об астрологии и конкретных астрологах
  • Законы судьбы
  • Таинственные истории
  • Теория невероятности
  • Поединок мага и атеиста в Индии на ТВ
  • Мистические миры
  • Сны наяву
  • Проверка паранормальных эффектов


  • Обсуждение Сообщений: 40. Последнее - 23.04.2012г. 9:04:59
    Дата публикации: 2008-02-22

    Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    Поддержка проекта: Книга по психологии
    В предметном указателе: Без веры нет духовности | Безусловная вера | божестевенный акт творения | Механизм прогноза | Непознаваемое | Опережающее возбуждение | Сказочные мечты | Сознание - телевизионный прием...
    Последняя из новостей: Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.
    Все новости

    Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
    19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
    Все статьи журнала
     посетителейзаходов
    сегодня:56
    вчера:33
    Всего:2390530302

    Авторские права сайта Fornit
    Яндекс.Метрика