Миссионер - представитель религиозного объединения, занимающийся распространением вероучений с целью привлечения граждан к религиозной практике посредством организации публичных религиозных мероприятий (Большой юридический словарь).
Притча - небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме (Википедия).
Задача миссионера - не просто принудить поверить в привлекательность его Идеи, но подчинить человека иерархии организации этой Идеи, т.е. унизить его до раба Идеи и управлять им от имени Идеи. Это относится к любой организованной религии, в которой существует миссионерство. Вера - это всегда отношения раба и господина (см. Доверие, уверенность, вера).
У миссионера нет возможности продемонстрировать непосредственную истинность его утверждений, т.е. сравнить предположение с тем, как оно выполняется в реальности (если выполняется - истина, если нет - ложь). Поэтому ему необходимо использовать такие средства воздействия на субъект, которые затрагивают его личные представления о значимости и вызвать отклик высокой позитивной значимости на проповедуемые Идеи. А так как люди различаются по уровню личного жизненного опыта и склонности к доверчивости, то приходится довольствоваться только теми, кто достаточно неопытен и достаточно доверчив.
В развитии человека есть период доверчивого обучения, который необходим для того, чтобы особь, не имеющая еще никакого личного опыта, смогла выживать и наблюдать пример использования опыта тех, кто его имеет - авторитетов для обучающегося. В этот период все, исходящее от авторитетов воспринимается с большим доверием, беспрекословно. Некоторые люди, при определенных условиях не прекращающегося авторитарного влияния, часто именно миссионерского влияния, остаются на уровне этого периода развития, не способными оспаривать этот опыт, т.е. не способные накапливать и корректировать собственный опыт в запрещенных к оспариванию областях (см. Контекст понимания). Это - бездумные рабы авторитетов, фанаты Идеи (см. Стадии психического развития).
Если для периода доверчивого обучения характерно: "ну-ка делай как я сказал, иначе будет плохо, а если сделаешь - хорошо", то для игрового периода уже возникает попытка собственного осмысления, попирания авторитетов, чтобы посмотреть, а что из этого получится. Это - очень важный период попыток уточнения авторитарно воспринятого с учетом личностных особенностей и самостоятельного приобретения жизненного опыта.
Но авторитет-миссонер только посмеется: он так легко может обмануть неопытного еще игрока! :) Его задача - не допустить, чтобы человек начал думать сам, ведь он должен просто верить, без проверки проповедуемой идеи реальностью.
Для фанатов ничего предпринимать не нужно, - они итак уже усмирены, а вот для сомневающихся... Нужно придумывать что-то очень для них яркое, привлекательное, сулящее очень желаемое, а где-то и технично припугнуть.
В самом деле, как человек выбирает, чью Идею ему предпочесть
среди огромного множества? Ведь он должен просто поверить, а не проверить на
деле. Он выберет ту, что завернута наиболее эффектно и привлекательно. Значит,
задача сводится к сочинению нравоучительных историй, притчей, которые бы в
максимальной мере выполняли такую роль (этим, конечно, арсенал воздействия не исчерпывается, любым способом нужно поразить воображение, показать чудо, дать ощутить свою беспомощьность и потребность в наставнике и господине).
Притчи носят игровой, сказочный
характер, как бы намекающий на познание в игровом режиме: не навязываются авторитарно
(а ну-ка верь и подчинись!), а вроде как человек сам думает и выбирает.
Притча не должна быть рассчитана на слишком умных, иначе просто поверить не получится, умный всегда основывается не на сказке, а на неких фактах, но и совсем глупой не должна быть, - иллюзию фактов нужно умело предоставлять, т.е. попросту умело обманывать.
И в самом деле, в любой сфабрикованной миссионером притче, стоит только присмотреться и чуть отойти от обаяния проникновенной доверчивости изложения, можно легко увидеть порочность высказываний. Ее видит даже человек, не задумывающийся, но некий внутренний дискомфорт оправдывает тем, что это же - иносказание и человек не вдается более глубоко, попросту не замечает того, что мешает воспринимать желаемое.
Техника создания притч проста, если понимать что в психике она должна и как затронуть. Эта техника давно и хорошо освоена, применяется далеко не только миссионерами в зомбировании.
Рассмотрим примеры догматических притч с комментариями.
Притча из обсуждения на форуме:
Г: ты пользуешься
автомобилем, Сократ?
С: да, на автобусе в моей деревне очень неудобно.
Г: насколько хорошо ты представляешь устройстово своего автомобиля?
С: Хм, ну я знаю, куда надо жать, чтоб не заглохнуть на светофоре...
Г: Т.е. у тебя нет четкого понимания устройства автомобиля?
С: Неа, нет.
Г: Тем не менее это не мешает тебе им с успехом управлять?
С: Действительно, я вполне уверенно чувствую себя за рулем.
Г: А почему в автошколе ты не изучал строения автомобиля?
С: Он очень сложный, мне потребовались бы годы, чтоб досконально понять его
устройство.
Г: Выходит, ты сэкономил кучу времени, не заботясь о знаниях, и просто поверив в
то, что надавив на педаль, можно поехать?
С: Да, пожалуй, это позволило мне сэкономить некоторое время.
Г: А ты можежь допустить мысль, что существует системы неизмеримо более
сложные, чем твой автомобиль, на изучения которых ушли бы не годы, а сотни лет?
С: Да, пожалуй могу.
Г: Если в твоём распоряжении такая сложная система, стал бы ты настаивать на
понимании, или согласился поверить в её функциональность, чтоб научиться ею
пользоваться?
С: Да, мне пришлось бы поверить, ведь у меня нет этих сотен лет на изучение.
Г: Выходит, что человек, у которого нет в запасе сотен жизней для получения
знаний, должен верить?
С: …
На первый взгляд текст производит довольно сильное впечатление и заставляет "задумываться", но не глубоко, а в стиле: "Как верно сказано!", тем самым закрепляя позитивный результат эвристического познания. Что и требовалось.
Для того, чтобы сразу придать высокую значимость, было использовано имя Сократ, но в качестве поучаемого, что должно вызвать уважение к поучающему большее, чем к философу Сократу. Это несколько режет слух, но не замечается при доверчивом восприятии. Главное, оно выполняет свою роль в притче.
Конкретный обман - в том, что, собственно, ни о какой вере в притче нет речи: для того, чтобы убедиться, что машина выполняет то, что от нее хочет водитель, нужна не вера, а личный опыт вождения. Именно убеждаясь на практике и обучаясь на ошибках и удачах, водитель приобретает не веру, а знания вождения автомобиля. Это - самая настоящая наука, а не вера: человек научается, познает на практике реальность и приспосабливает свое поведение к ней так, чтобы соответствовать этой реальности.
Да, водителю помогал инструктор, предоставляя сведения о том, как управлять машиной (иначе бы потребовалось гораздо большее время на собственные эксперименты), но эти сведения не принимались на веру, а проверялись на практике и корректировать в соответствии с личными особенностями водителя. А тот, кто хотел бы научиться водить машину только по рассказам инструктора, ничего бы достичь не смог и при попытке поехать вылезло бы много критических несоответствий полученным представлениям и реальности.
Конечно же, то, как устроена реальность (автомобиль) - это вопрос совсем другой, который человек, точно тем же методом познания, а не веры, может постичь.
Вот каков неприхотливый, рассчитанный на доверчивое и не глубокое восприятие обман в этой притче.
Еще притча, которая была уже обсуждена ранее:
К Рамакришне однажды пришёл
знаменитый ученый, и тот спросил его:
— Я слышал, что вы создали общество интеллектуалов в Калькутте, и весь цвет
общества входит в ваш кружок. Не могли бы вы сказать мне, почему вы верите в
Бога и любите Его?
Учёный тут же перечислил десяток причин, по которым он верит в Бога. Слушая
его, Рамакришна тихо смеялся над каждой из них. Его ученикам было неловко. Ведь
все эти причины были так логичны, а учёный был очень известным человеком. К
тому же Рамакришна ничего не отвечал, а только тихо смеялся.
Учёный, закончив перечислять аргументы, спросил:
— Этого достаточно?
В ответ Рамакришна сказал:
— По причине всего этого вы верите в Бога? Но все эти доводы можно оспаривать;
логик посильнее вас разрушит все ваши доказательства. Я необразованный человек,
однако, понимаю, что в мире нет аргумента, на который нельзя было бы найти
контраргумент. Лично у меня нет никаких доказательств. Но я уверен! Я уверен
так же, как человек, у которого есть глаза. Нет никаких причин для этой
уверенности. Доказательства нужны только тому человеку, который не видит свет.
И никакие аргументы ему не помогут. Так что не сердитесь, и не обижайтесь,
пожалуйста. Я хочу сказать вам: забудьте все эти аргументы! Вы должны испытать
это, прийти к этому!
Здесь, опять же, для придания высокой значимости, в качестве поучаемого выставлены ученые. У науки - высокий авторитет, и этим всегда пользуются мистики, но стараясь принизить его и показать, что изрекаемое ими - куда как более истинно.. Поэтому глупых ученых в этой притче высмеивает Рамакришна, воплощающий "восточную мудрость".
По приведенной ссылке можно прочесть разбор этой притчи в диалоге с оппонентом - миссионером. Так же об этом - в статье О мистике. Главная ложь в том, что в притче как бы не замечается вполне очевидная возможность иллюзий восприятия: "человек, у которого есть глаза" может видеть далеко не то, что есть на самом деле, от объективных миражей, до субъективных особенностей зрения и его восприятия.
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.
Тот, кто посмеет скептически отнестись к подобной притче, вызовет праведный гнев, ведь говорится типа про самое святое, а действующим лицом является сам Господь (обратите внимание: Господь, что должно заставить других воспринимать себя как раба). Но автор этой сказки - миссионер, человек с какими-то земными грешками, далеко не святой. Он осмелился говорить за Бога, вложил в его уста свои слова. Это ли не высшая наглость и не высшая ложь?.. Все - вроде бы как сказка (Ему снилось, будто он...), но построена так, чтобы "задуматься": "Как верно сказано!" и закрепить такое отношение: ты - всего лишь - раб, не способный сам пройти через свою жизнь без того, чтобы всесильный любящий господин (а что, бывает в реальности и любящий господин) не сделал за тебя главную работу. Только зачем говорить о Господине?.. это необходимо для главной цели миссионерства: подчинении иерархии организованной религии. Ты - никто, раб, и только потому, что всесильный Господин тебя любит, ты еще живешь. Так будь послушным и безусловно верящим рабом, почитай и поддерживай всех, кто представляет Господина на Земле.
Притчей сфабриковано (выбрано такое слово, чтобы подчеркнуть
искусственный, миссонерский характер и определенные возлагаемые цели)
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||