В качестве иллюстрации к материалам статьи о проблеме понимания Понимание. Умение понимать. Общение. рассмотрим влияние эмоциональных контекстов на возможность понимания, если суть передаваемых сведений оказывается вне текущего эмоционального контекста (т.е. жизненный опыт в области передаваемых сведений не формировался достаточно полно в данном эмоциональном контексте). Как было показано в статье, в этом случае со сведениями ассоциируется наиболее подходящая, но не адекватная значимость, соответствующая данному контексту, которая искажает понимание смысла (понимаемый смысл, не соответствующий смыслу того, что передавалось) или сведения вообще не воспринимаются, если нет такого соответствия.
На примере обсуждения темы на форуме aldebaran.ru посмотрим как контекст, который условно назовем "контекст активного неприятия" определяют понимаемый смысл при обсуждениях. Жизненный опыт постоянных дебатов на форуме у лидеров форума, повышенная чувствительность к содержащим антирелигиозные намеки материалам и их авторам сформировал специфический контекст поведения с целью недопущения перевода обсуждения в неудобные им рамки.
Основа контекста активного неприятия имеет древне-эволюционное назначение специфицировать стиль поведения для установления иерархии лидерства в стае. Это - активно-агрессивный стиль, но не для внешних врагов стаи, а для оказания максимального влияние на членов стаи. Жизненный опыт, который формируется в этом контексте - методы и средства для оказания максимально эффективного воздействия и является исследовательским только для мотиваций этого круга задач.
Коротко обрисую предполагаемую ситуацию, что данный контекст сформировался у старожилов форума, во многом провоцируется правилами этого форума (хотя правила обычны для форумов, но, как и любой закон в определенных условиях, позволяют трактовать их с собственными целями) и повышенной свободой модераторов, которую они используют в силу собственных представлений. Этот контекст стабильно проявляется и, значит, является зависимым состоянием.
Признаки контекста, проявляемые некоторыми участниками на форуме:
иерархия авторитарности, которую необходимо отстаивать и поддерживать;
активное неприятие всего, что может повредить авторитарности, что покушается на заявленную компетентность;
негативное предвзятое отношение определяет понимание всех сообщений оппонента;
зависимое состояние поддерживается азартным удовлетворением от локальных тактических и стратегических "побед" на "противниками", т.е. переход на стиль подавления во чтобы то ни стало очень легко провоцируется.
Контекст неприятия агрессивен, не является исследовательским и, соответственно, все утверждения, сделанные в этом контексте поверхностны, имеют целью не исследование, а самоутверждение.
Вот как все происходило.
В теме "Религия и Общество: третий раунд" принялись "обсуждать" активно не понравившуюся статью Блаженные и смежную по тематике статью Мистика и наука, написанные - как обобщение определенных механизмов психики, раскрывающее механизмы явления мистического восприятия. Но обсуждение велось вовсе не по сути статьи, понимание которой основывается на понимании этих самых механизмов, а на поводу личного отношения, возникшего на уровне признаков (не)симпатичности и признаков конкурирующей компетенции (в данном случае - мистики)
Тут не обошлось без влияния отрицательных оценок авторитетных участников форума по поводу ранее проскальзывающих ссылок на сайт, так что база была предопределена, да и собственно обсуждение велось с теми самыми авторитетами (исключая участника под ником аменофис, не высказывающую своего отношения к сайту ранее).
Я, как автор упомянутой статьи, решил принять участие в обсуждении, которое, как оказалось впоследствии, можно смело рассматривать, как небольшой эксперимент, иллюстрирцющий статью о проблемах понимания. Контингент обсуждающих, за исключением участника под ником Emulyator, смутно понимает о чем вообще идет речь в статье Блаженные. Но что- нужно сказать о "плохой статье" с "плохого сайта" (так был ранее охарактеризован сайт Fornit), попирающий авторитарность экспертов-старожилов форума.
Поэтому первым делом, было заявлено, что автор ничего не понимает в мистике и магии (выдавая желание утвердить, что вообще ничего не понимает), ему бы почитать то да се. И тут в обсуждение нарисовывается этот самый автор. Ему подбрасывают, похоже, дежурную подставу с "шашками" (в другой теме с "попавшим" автором использовался другой по форме, но сходный по действеннности невинно-шутливый прием из арсенала авторитетов: "тихо! не спугните!"), строго одергивают (типа шутки не уместны) и вообще встречают очень "приветливо" :) начиная выяснять качества компетентности, ума и сообразительности автора (несмотря на строгое "не переходить на личности"), кроме самого существа статьи, по кторой началась тема.
Кстати, о юморе и иронии при обсуждении. Ничего не имею против приколов. Доброжелательная ирония, как ничто, бывает, помогают показать гротескно порочность утверждений оппонента и дает возможность оппоненту ответить с еще большей убедительностью иронии, если в итоге именно он оказывается прав. Я всегда использую это при случае. Но кроме этого, бывает лишь формальная, недоброжелательная вежливость, ограниченная соблюдением обращения "на вы" и неопределенного "не переходить на личности", и попытки утвердить свои амбиции, провоцирующие придирки в надежде подцепить не важно на чем "противника". Это приводит к результату обратному разумным целям обсуждений: попытками подавить, прикрытыми маской спора, и нескончаемому флуду на десятках страниц (в других темах, а в этой теме я прервал свое присутствие вовремя). Ведь никто не отдаст последнее слово в контексте самоутверждения, и у каждого находится возможность извернуться и опять укусить.
В общем, с самого начала контекст активного неприятия определил предвзятое отношение и не позволил корректно что-то обсуждать, что умело дополнялось специфичными традициями (правилами), которые, фактически, используют для того, чтобы ставить на место. Например, расхоже-вульгарное "не переходить на личности", понимаемое в силу этих самых личных представлений. Или требование цитировать строго определенным образом. Хотя завсегдатаи умело обходят все эти правила для того, чтобы "переходить на личности" легальными, косвенными способами или цитировать, создавая видимость выполнения условия правил (просто окаймляя цитату, но без ссылки на источник) :) Конечно, правило "не переходить на личности" позволяет довольно эффективно гасить в зародыше различные склоки, но из-за невозможности избежать субъективности вкупе с не анонимностью модераторов, возникают поблажки для "своих" и повышенная строгость к тем, на кого нужно оказать давление.
Это, безусловно, действенный способ одергивания и держания на поводке. Он не требует особой компетентности потому как важно не утвердить истину, а найти огрехи у оппонента и факт постоянного "нахождения ошибок", даже если оказывается, что ошибок не было, создает общее впечатление некачественного материала у оппонента. Тактически важно не показывать свои утверждения, а вынуждать оппонента подставлять под огонь критики свои.
Как все это реализовывалось можно посмотреть по копии обсуждения, содержащего стертые модераторам фразы. Такое стирание приводит к абсурду: стертые фразы заменялись красными крестиками так, что любой читающий уже сам домысливал что же там мог себе такого позволить хам-учасник, естественно, значительно усиливая негативную окраску (- известный психологический эффект: воображается всегда по максимуму).
В теме было два активно неприемлющих автора Блаженных оппонента: форумный эксперт okami, который в данном обсуждении демонстрировал уверенность, что мистика была вотчиной христианской традиции и, не читая трудов его апологетов, невозможно говорить о мистике и еще один форумный авторитет Нэд Нуарб, примерно с теми же претензиями, но с несколько большим плюрализмом в том, кто имеет право быть причастным к мистике :) Никто из них, увлеченно обстреливающих оппонента, даже не задумывался о том, что до христианской или любой другой "традиции", мистика как явление уже существовала даже в самых ранних формах религии и ее характерные черты вовсе не зависят от сути конкретных "традиций". И это явление непосредственно связано с особенностью восприятия людей, что и исследовалось в статье Блаженные. Но до уровня таких сопоставлений, как и вообще понимания сути обсуждающихся статей вообще дело не доходило :)
Итак, предлагается очередная иллюстрация блаженного (как раз по механизмам, описанным в статье Блаженные) нежелания понимать или контекст активного неприятия - в действии :)
В узловых местах копии, оставляю свои комментарии фиолетовым.16.02.2008
Автор
Тема: Мистика и магия. История и современность.
(Прочитано 532 раз)