Эта статья ни в коем случае не имеет задачи вступить в спор с какой-то из сторон политических процессов. Она - лишь констатирует определенные психофизиологические факторы, которые вполне однозначно составляют картину такого социального явления как "протест". Тема ограничивается рассмотрением только специфики проявления этой социальной активности и не затрагивает все другие адаптивные поведенческие активности со схожими внешними проявлениями, такие, например, как вынужденная защита своих интересов, жизни и т.п..
Использования слова "протест" очень многообразны.
Отличие "у меня это вызвало невольный протест" от "Мне это очень не понравилось" в том, что первое подразумевает возможность и предпочтение открыто выразить то, что не понравилось.
В википедии: Под проте́стом обычно понимают относительно открытую реакцию на общественную ситуацию..
.
Здесь будет показаны психофизиологические основания и мотивации протеста.
Самым общим таким основанием является эмоциональная оценка ситуации и порождаемый специфический эмоциональный контекст, придающий определенный смысл воспринимаемому, что определяет цели для действий. Это - констатация потому, что эмоциональный контекст обязательно присущ любому осознанному и постосознанному (закрепленному в стереотипах реакций) восприятию и поведению [106].
Как и любой другой эмоциональный контекст, протестный активируется специфичным для него набором признаков восприятия в подходящих условиях, для которых и развивается, все более специализируется протестный стиль поведения. Поэтому, в первую очередь, необходимо выделить наиболее важные из признаков активации контекста, а так же конкретизировать особенности стиля протестного поведения (признаки действия).
Социальный протест - более специфичный, коллективный стиль поведения, чем индивидуальный протест против чего-то.
Признаки протеста схожи с признаками контекста обиды (см. о психическом явлении "обида") в том, что это - демонстрация с целью оказания давления потому, что без возможности оказания давления на другого протест теряет смысл: глупо демонстрировать протест по отношению к плохой погоде или для оказания влияния на свою мать, хотя есть смысл демонстрировать ей самой обиду. Протест в детском садике ребенком против воспитательницы демонстрируется другим детям с целью реализовать предполагаемую возможность массового неповиновения.
Протест
отличается от обиды в том, что его демонстративность направлена не на личность,
причиняющую нежелательное, а на других людей, которые могли бы помочь
справиться с этой нежелательностью. Именно демонстрация той или иной протестной
атрибутики выделяет его среди других методов воздействия на ситуацию, что очень
хорошо видно, к примеру, в
Итак, главными признаками общего протеста, обеспечивающими распознавание необходимости переключения на этот стиль поведения, является:
1. Нежелаемое, которое исходит из определенного лица или группы лиц, то, что оценивается как неприемлемое в той части культуры, которая непосредственно сформировала оценивающую личность. Негативная осознаваемая оценка значимости [125], личная, но чаще привнесенная из социального окружения, составляет признаки распознавания [26] нежелательности.
2. Признаки более общего "контекста активного неприятия": оценка неприемлемости чего-то, какой-то ситуации, всего, что возможно в принципе попробовать изменить. Активно проявляемое неприятие против грома-молнии или грозы абсурдно потому как это изменить практически нереально.
Пример контекста активного неприятия в отношении несоблюдения правил правописания был иллюстрирован в статье О правописании:
Есть люди, которые не выносят ни малейшего шороха: громкий стук капель из крана через стенку у соседа приводит их в неистовство, и они бегут выяснять отношения, хотя их собственные капли не волнуют нисколько. Тявкание комнатной собачки, случайно упавший предмет, не говоря о звуке дрели и сработавшей сигнализации, вызывают тяжелые приступы душащего желания прекратить безобразие, восстановить порядок. Для них это - невыносимо, и их психика - совершенно не терпима к Нарушениям. При этом они не обращают внимания на неизмеримо более громкие молнии и шум грозы за окном, на пролетающие самолеты. В Жуковском еще несколько лет назад функционировал аэродром Быково, и каждые 3 минуты над городом низко пролетал очередной самолет с неимоверным грохотом, от которого срабатывали сигнализации на тачках. но город привык и не замечал, ведь это было вне личной возможности повлиять на события, а значит, не вызывало даже таких попыток, как гром во время грозы. Но соседи неизменно бежали выяснять отношения когда у ребенка случайно падал на пол ботинок, и испуганный прошлыми разборками ребенок в страхе спрашивал маму: "к нам сейчас придет сосед снизу?..
... Самое важное во всем этом - та часть общепонимаемой культуры, которая сегодня клеймит ошибки даже если они не фатальны. Эта культура питает нетерпимость, как бы обосновывая ее. Это - обычный аспект бытового, расхожего, устоявшегося понимания ".
Гипертрофическое развитие контекста активного неприятия закономерно приводит к зависимым состояниям и психопатологиям.
Как составляющая стиля поведения "протест", активное неприятие поддерживает доминанту неприемлемости, мотивирующую протестное поведение и ставящее определенные цели.
3. Прогнозируемая реальная возможность повлиять на источник раздражителя с помощью других людей, что и дает возможность формировать поведенческие цепочки ответных реакций с наработкой стереотипов поведения для данной ситуации (поведенческих автоматизмов [29]). В противном случае возникает более общий исследовательский контекст [126] (при достаточной значимости проблемы), или внимание [36] вообще не останавливается на этом.
4. Необходимость наличия людей, для которых, предположительно, демонстрации могут оказать желаемое воздействие и которые могут как-то помочь воздействовать на источник нежелательного. Если таких людей не оказывается в зоне воздействия данной формы демонстрации протеста, то нет и смысла протестовать.
В эмоциональном контексте, характеризуемом этим сочетанием признаков, развиваются стереотипы реагирования (набирается специфический жизненный опыт) протестного стиля поведения. Как только в окружении оказываются достаточно выражены эти признаки, они распознаются для переключения стиля реагирования: человек демонстрирует протест в той или иной форме, он может творчески осмысливать новые ситуации для нахождения новых вариантов поведения в этом стиле.
Признаками действия в протестном контексте являются те или иные формы демонстрации протеста, заимствованные и освоенные в виде собственных поведенческих автоматизмов или найденные самостоятельно творчески. Ниже они будут перечислены достаточно красноречиво.
Далее рассмотрим дополнительные факторы влияния на специфику формирования и реализации протестного стиля поведения.
Период развития личности оказывает определенное влияние на формирование протестного стереотипа. В раннем периоде доверчивого обучения [181], когда сведения, полученные от взрослых, воспринимаются без сомнений, задается множество прямых и бесхитростных вопросов, ответы на которые воспринимаются как безусловная истина. Затем наступает период игровой инициативы, когда полученные сведения начинают опробоваться на самом себе в действии для получения адекватного личного опыта - знания [190]. В этот период сведения из статуса беспрекословных догм переводятся в крайне сомнительные, требующие реальных доказательств и проверки на опыте. Опыта еще нет, а острое сомнение - есть, и это сомнение вызывает потоки личных предположений, пока еще мало обоснованных личным опытом и, поэтому, мало адекватных реальности. Это было описано в статье Про психическое явление наглость.
В этот период все, что, так или иначе, оказывается сомнительным, уже тем самым получает определенную негативную окраску нежелательности принимать это в таком виде. Это мотивирует действия, призванные это неприятие снять. Понятно, что авторитарные установки, попытки оспорить которые вызывают немедленную карательную реакцию, остаются неопротестованными даже в помыслах. В целом период инициативы резко обостряет и провоцирует формирование протестных стереотипов в отношении всех факторов, которые представляются поддающимися личному воздействию.
С возрастом новые стереотипы поведения, в том числе и протестные, нарабатываются все более осторожно и консервативно (в виду накапливающегося опыта негатива от поспешности).
Еще один фактор влияния на протестный стереотип поведения - "Неудовлетворенность существующим" - древняя и очень удачная находка эволюции. Всегда есть рамки, ограничивающие личную инициативу и возможность получения желаемого. Нет такого умнейшего правителя, который бы смог обеспечить всех безграничным желаемым просто в виду такого психофизического феномена как неудовлетворенность существующим. Соответственно, нет таких личностей (кроме полностью асоциализированных, но это уже - не личности), какими бы богатыми и влиятельными они ни были, которые были бы вполне всем довольны и пребывали бы в беспроблемном благодушии. Но феномен неудовлетворенности существующим особенно присущ людям творческим (что показывается в статье об этом). Возможно поэтому и "оппозиционность" в состоянии "протеста" - более характерна для творческих людей, особенно молодых (о чем говорилось чуть выше).
То, что называют сегодня "протестом" в отношении особенностей социальной активности, дополняет общие признаки протестного контекста более специфическими, которые делают контекст социального протеста иерархически частным случаем общего протеста. Главная особенность: направленность протеста против носителей государственной власти, часто даже без конкретизации, а вообще - против существующей системы государственной власти.
Подавляющее большинство населения не имеет возможности знать (а не судить косвенно по сведениям от СМИ и слухам) конкретных людей власти и даже знать суть их политики. Обычно сведения достаются достаточно опосредовано, но это не мешает на их основе составлять личное мнение, причем настолько же твердое, насколько человек далек от этой проблематики, - в полном соответствии с механизмами психического явления Наглость. Уверенность же, порождаемая личным знанием, - имеет совершенно иные механизмы и приводит к совершенно иным поведенческим мотивациям - уже реально адекватным знанием о том, как именно можно повлиять на предмет неудовлетворенности существующим и, соответственные действия, которые в социальном плане могут носить формы попыток организации социального протеста.
Еще один из самых значимых факторов влияния на особенность протестного стиля поведения - вера в истинность своего мнения. Люди очень легко поддаются мечтам о чуде. Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру. Марк Твен. Это может воплощаться в разных формах, вплоть до национальной мечты.
Если хоть что-то как-то даст повод обнадежиться чудесно желаемым (тот же мотивационный фактор поведенческой активности: возможность, пусть и кажущаяся, повлиять на это), то очень трудно сорваться с этого заманчивого крючка чтобы иметь возможность посмотреть на вещи с разумным скептицизмом. Это - прямое следствие организации психики, которое рассматривалось в статье Доверие, уверенность, вера.
Попавшиеся на заманчивость чудесной надежды, поверившие в принципиальную осуществимость, оказываются во власти очень сильных мотиваций, которые не могут превысить ничто другое, в контексте которых все, что попирает эти идеи заведомо оказывается неприемлемым, а рассматривается только то, что ее подтверждает.
Споры на такую тему приобретают ярко выраженный характер поиска любых подходящих оправданий, и вера в них никогда не может быть поколеблена.
В самом деле, хорошо ли разбираются в политической и экономической ситуации масса "протестующих"? Нет, они далеко не эксперты, хотя каждый из них не скажет, естественно, про себя, что он наивен и не достаточно хорошо знает жизнь. Нет, на словах они все очень уверенно и бескомпромиссно выражают свое мнение так, как будто они - именно эксперты, обладатели высшей истины. Это - очень характерная черта определенного уровня компетентности, точнее - уровня определенной некомпетентности при наличии сверхценной идеи. Симптом - иллюзия понимания того, в чем не являешься хорошим специалистом. Эта иллюзия особенно ярка у детей в возрасте, вышедшем из периода доверчивого обучения. При условии наличия сверхценной идеи возникает мотивация активной деятельности. Нет ничего страшнее деятельного невежества И. Гете или: Проблема современного мира в том, что умные люди полны сомнений, а глупые переполнены уверенностью.
И еще одним фактором влияния на протестные мотивации, который стоит иметь в виду, является предрасположенность к "теориям заговоров", когда те или иные неудачи, неудовлетворенность "объясняется" коварными действиями глобальных заговорщиков, что, конечно же, дает направление поискам этих заговорщиков. Хотя это - один из видов веры, но его стоит выделить как отдельный фактор, настолько он характерен. Ярким примером социального анклава, проповедующего такие идеи, является КОБ.
Итак, вовсе не понимание ситуации, даже не ясное понимание того, чего хочется и как этого можно достичь, а определенный комплекс психофизиологических предрасположенностей и реакций определяет форму явления социального "протеста". Если протестная ситуация распозналась по ее признакам - произошло переключение на протестный стиль поведения. Причем, это касается очень широкого ареала совершенно разных внешне ситуаций: при наличии главных признаков будет активен протестный контекст поведения (если он вообще был сформирован у индивида). Это не объективная, а сугубо субъективная оценка того, что считается неприемлемо и что есть надежда исправить. Как и любая субъективная оценка без достаточно личного опыта и без конкретики ситуации, она обязательно порождает иллюзии.
Рассмотрим конкретные проявления социального протеста в виде попыток дестабилизировать существующую структуру власти. Исторически эти попытки имели очень многозначительное развитие.
У стайных животных существует иерархия лидерства, как механизм организации, получивший определенное эволюционное преимущество. В этой иерархии лидер - наиболее опытная и сильная особь, способная противостоять всем тем, кто вознамерился получить преимущества его лидерского положения. Авторитарность лидера большинством не может оспариваться в виду значительно меньших возможностей и даже не возникает мысли об этом. Только у тех, кто почувствовал достаточно сил, возникает и усиливается желание попробовать. В случае наивной наглости это может закончиться болезненным уроком до поры еще большей и уже более обоснованной самоуверенности. В конце концов, попытки приводят к успеху, и воцаряется новый лидер. Здесь вся стая является наблюдателем за соперничеством, сопереживая тому, кто способен вызвать большее сочувствие. Возможны варианты, когда стая не признает победителя лидером только потому, что у всех он чем-то вызовет антипатию, и тогда одиночка победитель ничего не сможет поделать с преобладающей силой всей стаи. Борьба за лидерство - самая примитивная форма осуществления социального протеста. Даже при самой примитивной организации стаи было бы ошибкой считать выяснение преимуществ соперников - только их личным делом. Стая на то и способна к общей коммуникации и действиям, что развила способы использования преимущества совместных действий. И формирование иерархии - дело не запугивания (не только устрашения), а механизм распределения ролей, обязанностей в стае. Ясно продемонстрировав стае слабость прежнего лидера ("Акелла промахнулся!"), претендент не сам становится лидером, а его начинают считать лидером.
В более развитых структурах управления стаей, когда авторитаризм сменяется более мягкими формами, позволяющими в большей степени децентрализовать управления, когда решения принимает не кто-то единолично, а появляется специализация власти, то каждый лидер на данной специальности управления получает и конкурентов, желающих занять его место потому, что это предполагает определенные выгоды. В этой схеме нет принципиального отличия от предыдущей, кроме различия в форме реализации.
При полностью диктаторском режиме протест невозможен даже в помыслах (за редким исключением личностей, для которых эта система не оказалась достаточно авторитарной и тешащих в себя иллюзию как-то этому противостоять). Но чем больше свобод дает государственный строй, тем больше он дает и возможности для протеста, в том числе и протеста против самого строя. Это - неизбежная черта "демократии", которая может быть преодолена только иным социальным устройством - без противостояния государства и личности (см. Общество будущего), что обеспечивается полной децентрализацией управления на основе специфической общей культуры.
В "демократических" обществах декларируются определенные свободы и возможности влияния на власть, а так же и пути возможного получения властных постов. Но остается противостояние государственности - как принуждения для всех, кто угрожает выйти за рамки допустимого в данном обществе.
Формализация прав и обязанностей создает множество путей для лжи и сильно усложняет картину взаимоотношений, а так же конкурентности.
Ощущение реальности попыток протестного воздействия на власть возникает в большом количестве людей, независимо от физической и умственной потенции, хотя личный опыт в этом направлении чаще вносит серьезные корректировки. Суть же протеста остается ровно той же, что и у волка в волчьей стае, который вдруг решил, что способен свалить лидера. Только главную роль в этом играет вовсе не наивное сообщество "протестующих", а, чаще всего, закулисные организаторы, имеющие достаточную уверенность и опыт в таких делах. Они забрасывают заманчивые идеи в благодатные массы и наработанными методами взращивают субкультуру разделяющих эти идеи "единомышленников".
В самом общем плане это может быть религиозная субкультура или особенности обычаев, но требование поддержки ее на уровне государства оказывается необходимым, чтобы обеспечить государственностью данную субкультуру. Но это противоречит существующей государственной поддержке других идей, раскалывает культуру и стабильность общества (см. Культура и стабильность).
В частном случае проявления протеста против существующей системы государственной власти и ее лиц, анклав субкультуры питается идеями о том, что существующая власть не способна обеспечить интересы общества и необходима ее замена, умолчательно принимая, будто бы все общество разделяет эти идеи, как бы малочисленно они ни были представлены их носителями. При этом идея питается надеждой на то, что новый властитель обеспечит желаемое, хотя нет ни достоверных сведений об этом новичке, ни о том каков он станет, оказавшись у власти. Не говоря о том, насколько вообще возможно в желаемые сроки изменить положение в стране. Наше мрачное настоящее - это светлое будущее наших отцов. Самое светлое будущее темнеет от воплощения. А. Ботвинников, Г. Малкин Здесь нет речи о компетенции, о понимании ситуации носителями протеста. Здесь действует только то, о чем говорилось при описании психофизиологических основ социального протеста.
С некоторого исторического момента, внешние проявления социального протеста становятся все более схожими в деталях, несмотря на то, в какой стране это происходит. Это уже не бессистемные бунты хиппи, зеленых и т.п. "несогласных" (речь не идет о в самом деле вынужденных, отчаянных восстаниях - ограничение в самом начале статьи). Просто началась эпоха планирования и реализации цветных революций, появились теоретики и инструкторы. Протест все более начинает браться под контроль и умело использоваться.
Психофизиологические проявления социального протеста имеют механизм, очень хорошо поддающейся манипулированию специалиста. Такому специалисту даже не нужно знать точно, как именно организуются психические явления, но эмпирическая статистика толпы - очень воспроизводима, в отличие от попыток манипуляции отдельными личностями, она осуществляется намного легче и предсказуемей, она очень хорошо изучена сегодня и отработана практически на множестве случаев манипулирования народом самых разных национальностей и особенностей культуры.
В отличие от стихийных бунтов сегодняшние "оппозиционеры" не выходят протестовать сами в некоем гудящем протестном скоплении людей. Их превентивно подготавливают, по умам разносится новые волнующие и вызывающие протест идеи так, что возникает вполне ожидаемый анклав, раскалывающий культуру.
Оранжевые революции и ненасильственные методы свержения власти Применение протестных методов
Революцию можно трактовать как смену объекта организованной
любви, поскольку государство не только является организатором насилия, но и
организатором любви. Революция меняет направленность этой любви с X на У, при
этом промежуточный, собственно революционный этап акцентирует в качестве
объекта любви сам народ. Так что революция в этом плане проходит три этапа:
• этап первый — народ любит X;
• этап второй — народ любит народ;
• этап третий — народ любит У.
... Президентская кампания-2004 в Украине вытекала из сложившегося на тот момент сочетания экономических, политических, психологических и информационных ситуаций.
... выведенные на улицы протестанты, в первую очередь молодежь;
В 2004-м народ на Украине полюбил новых лидеров, сегодня его учат этих же лидеров ненавидеть. И именно на наиболее радикальную, "либеральную", наглую часть общества и приходится главный расчет: в первую очередь на молодежь, а за ней подтягиваются остальные. Ну и чтобы образовать центры кристаллизации ненависти нужны активисты, которые на массовых мероприятиях будут от имени народа совершать провокации, раскачивать стабильность и раскалывать страну.
Во время возникновения "евромайданского" противостояния определенная часть культуры Украины оказалась расколотой примерно пополам:
198 методов ненасильственных действий по свержению власти - от Шарп, Джин идеолога "цветных" революций. Некоторые из них:
· Письма протеста или поддержки.
· Публичные заявления, подписанные известными людьми
· Знамена, плакаты и наглядные средства
· Групповые акции
· Символические общественные акции
· Давление на отдельных людей
· Общественные собрания
· Процессии
· Психологическое вмешательство
· Физическое вмешательство
· Социальное вмешательство
· Экономическое вмешательство
· Политическое вмешательство
Для снижения решимости дать отпор у полиции (милиции) используется такой прием - к строю полицейских подбегает толпа молодых девушек и втыкает в щиты, суют в руки полицейским цветы, по возможности целуют или гладят по руке, плечам полицейских. Не надо принимать эти действия за порыв души (правда странно - девушки пришли на демонстрацию протеста с цветами?), это тщательно продуманный прием, как и все, что сопровождает такую "революцию".
Движения протеста как политическая стратегия
Недавние протесты в Судане стали последним примером расширяющегося по всему миру протестного движения, от сторонников «Братьев-мусульман» в Египте до нефтяников в Норвегии и оппозиционных партий в Таиланде. Протесты оказались эффективной стратегией в борьбе против автократических режимов, политических репрессий и мер строгой экономии.
Однако не было случая, чтобы в результате цветных революций воцарилась желанная справедливость, даже когда такие революции происходят нескончаемой чередой, как это было, например, в Киргизии. Нет, результат, как правило, - смена лидера практически ничем не лучшим в плане прогресса претендентом, с попыткой получить в этом преимущества тех, кто хотел их получить в результате дестабилизации обстановки в стране и смены власти. Так, в России чрезвычайно массовые протестные движения 90-х годов привели только к более сильной зависимости от зарубежных игроков и развалу экономики. Поэтому остро стоит вопрос о противодействиях цветным революциям и провокациям активистов оппозиции.
Основы противодействия гражданского общества цветным революциям:
Прокатившиеся по миру волны сначала бархатных революций, затем "цветных" и, наконец, революций "арабской весны" возбудили интерес мирового сообщества к теме ненасильственной (nonviolent) борьбы (далее НБ).
...Активное использование методов НПБ одними государствами против других государств, заставляет исследовать и предложить методы противодействия общества такому вмешательству извне. Важно отметить, что возможности государства, в противостоянии оппозиции использующей методы НПБ, весьма ограничены и эффективны преимущественно на ранней стадии конфликта. Впрочем, возможности государства они и не бесполезны, как многим представляется.
... Поскольку "цветная" революция в государстве есть результат гражданской политической войны развязанной "цветным" движением с целью смены доминирующей политической силы, то и подходить к организации обороны и борьбы с "цветным" движением необходимо не просто как к рядовым политическим дебатам демократического толка пусть и чрезвычайно острыми, но как к полноценным военным действиям. Причём скорее как к агрессии со стороны враждебной организованной силы.
Никто из лидеров-активистов не может при этом претендовать на обладание конечной истины и гарантировать верность своих методов, - они - дети своей культуры. Те, кто не понимает человеческой сущности, могут наивно заблуждаться в том, что новый лидер, свергнув старого, станет вдруг правильным и все потечет как нужно. На деле же ВСЕГДА старого дракона существующей культуры сменяет новый дракон все той же культуры. Да и существующий экономический баланс никто не может сдвинуть по мановению своего желания хотя бы в виду сильнейшей международной взаимосвязи, не говоря о балансе представлений данной культуры во всех ее непосредственных проявлениях в виде автоматизмов составляющих людей.
Продолжение: Зомбирование >>
Некоторые выводы - в статье Имею свое мнение.
В подборке афоризмов сайта:
· Проблема современного мира в том, что умные люди полны сомнений, а глупые переполнены уверенностью.
· Наше мрачное настоящее - это светлое будущее наших отцов. Самое светлое будущее темнеет от воплощения. А. Ботвинников, Г. Малкин
· Нет ничего страшнее деятельного невежества И. Гете
· Хорошо, что на свете есть дураки. Это благодаря им мы преуспеваем. Марк Твен
· Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут. Станислав Ежи Лец
· Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру. Марк Твен
О разнообразии мотиваций:
· Самое возмутительное в аргументах оппонента - это изобилие правды.
· Приятное мнение признается истинным: это есть доказательство от удовольствия (или, как говорит церковь, доказательство от силы), которым так гордятся все религии, хотя они должны были бы стыдиться его. Фридрих Ницше
· В 20 лет царит желание, в 30 разум; в 40 рассудительность Б. Франклин
· Вижу произвол — протестую, вижу ханжу и лицемера — протестую, вижу торжествующую свинью — протестую. И я непобедим, никакая испанская инквизиция не может заставить меня замолчать. Да… Отрежь мне язык — буду протестовать мимикой, замуравь меня в погреб — буду кричать оттуда так, что за версту будет слышно, или уморю себя голодом, чтоб на их черной совести одним пудом было больше, убей меня — буду являться тенью. Все знакомые говорят мне: «Невыносимейший вы человек, Павел Иваныч!» Горжусь такой репутацией. Антон Павлович Чехов. Гусев
· Они решили раз и навсегда думать обо всем наоборот. Типа, а кто решил, что когда светит солнце — это хорошо, а дождь — это плохо? Они решили, что все должно быть наоборот, и говорят «фу, как противно», когда светит солнце и «ой, как приятно», когда идет дождь. И все думают наоборот, понимаешь? Мы будем некрасиво одеваться, и мы будем слушать плохую музыку. Тут есть одна Анна, она гомосексуальна. Ей не нравятся мужчины, потому что они нравятся всем остальным. А значит ей — нет. Вместе (Tillsammans)
· Против графы «Вероисповедание» он написал: «Протестант — просто в том смысле, что я против». Лоренс Даррелл. Бальтазар
· Он выглядел в точности как положено лузеру, сублимирующему неудовлетворенное половое влечение в низкобюджетный романтический драматизм — весь в черном, с челкой до глаз, зигзигом, выстриженным на затылке, и крохотными металлическими черепами на левом рукаве — все по последней молодежно-протестной моде. Виктор Пелевин. .N.U.F.F.
В качестве социально значимого, а уже не психофизиологического резюме ставим вопрос прямо: Бывает ли полезной революция? Это - для тех, кто затруднился в понимании сути статьи.
Все, что ни происходит, можно обернуть к лучшему, точнее, нет худа без добра. Умер любимый родственник, но есть и плюсы, как бы кощунственным это не казалось.
Есть люди, которые готовы убить другого нехорошего человека чтобы в мире стало лучше. Это - личное мнение такого человека, которые берется судить за всех других с полным убеждением в своей правоте.
Революция - это не просто косметическая операция, это - кардинальная хирургия, когда в организме небольшая часть "наиболее сознательных" клеток устраивает операцию по изменению привычных условий жизни для всех остальных, несмотря на то, что остальные вовсе не хотят этого. Но их принуждают стать другими, а тех, кто активно сопротивляется выводят из игры жизни. Эта небольшая часть клеток, это новообразование может быть и не доброкачественным, примеров чего немало в истории. Но и доброкачественность не говорит о том, что привычному, устоявшемуся нужна хирургия по замену всех этим новообразованием. Это - не есть адаптивность условиям, а есть субъективно навязываемые изменения, которые, как и любые мутации, чаще всего бывают неудачными, непродуманными, неадекватными реальности. Как говорят, благими намерениями выстлана дорога в ад. И ни одна субъективная задумка, какой бы продуманной они ни была, не бывает без ошибок, которые придется исправлять, если это вообще окажется возможным. Это тоже показывает история.
Да, после любой самой суровой хирургией, если пациент не умрет, то будет как-то жить, привыкая, приспосабливаясь. И даже в чем-то это стимулирует и в самом деле позитивную для всех динамику. Это как для вирусов благо - антибиотики: те, кто выживет, станут сильнее, все - по Ницше.
В Спарте плохих младенцев сбрасывали со скалы, но Спарта сгнила от того, что в ней не осталось никого кроме солдат, мыслители же, как правило, от роду хиленькие, потому обычно и становится мыслителями, а не кружат головы женщинам, а размышляют.
Вопрос о том, а какая бывает польза от революции и почему говорится только о ее вреде настолько же корректен, как вопрос, а какая польза от смерти близкого родственника и почему никто не задумывается о том, какая при этом возможна польза. Это - вопрос об этике, о понятиях гуманизма, о том сложившемся в культуре, что неминуемо уничтожается любой революцией, сея раскол в обществе.
Продолжение: КПД политических революций
Дополнительно:
· Разбор полетов после Революции Роз
· Понимание. Умение понимать. Общение.
· Наблюдение контекста активного неприятия
· А.Навальный, что за лодку раскачивает?
· Параллельные струи могут долго не подозревать одна о другой
· Исповедь активиста цветной революции
Хотелось бы, чтобы гражданская оппозия никогда не вставала на непримиримые позиции,а максисмум - была бы благодушно недовольна друг другом в понимании ситуации:
| ||||||||||||