Есть люди, которые не выносят ни малейшего шороха: громкий стук капель из крана через стенку у соседа приводит их в неистовство, и они бегут выяснять отношения, хотя их собственные капли не волнуют нисколько. Тявкание комнатной собачки, случайно упавший предмет, не говоря о звуке дрели и сработавшей сигнализации, вызывают тяжелые приступы душащего желания прекратить безобразие, восстановить порядок.
Для них это - невыносимо, и их психика - совершенно не терпима к Нарушениям. При этом они не обращают внимания на неизмеримо более громкие молнии и шум грозы за окном, на пролетающие самолеты. В Жуковском еще не так давно функционировал аэродром Быково, и каждые 3 минуты над городом низко пролетал очередной самолет с неимоверным грохотом, от которого срабатывали сигнализации на тачках. Город привык и не замечал, ведь это было вне личной возможности повлиять на события, а значит, не вызывало даже таких попыток, как гром во время грозы. Но соседи неизменно бежали выяснять отношения, когда у ребенка случайно падал на пол ботинок, и испуганный прошлыми разборками ребенок в страхе спрашивал маму: "к нам сейчас придет сосед снизу?..".
Мне жаль нетерпимых людей потому, что своей непримиримостью они сами создают себе психиатрические проблемы. Жаль и, соответственно, это - жалкие, часто уже больные люди, их уровень понимания недостаточен для адаптивности к тому несущественному, что легко может не замечать любой более гибкий и здравый разум. Это - всегда недостаточность понимания, недостаточность навыков адаптивности или их болезненная утрата. Если вас что-то раздражает в других, то это - ваша психическая проблема, основанная на зависимом состоянии (fornit.ru/422). И только от вас зависит возможность выхода из такой зависимости, достаточно просто не придавать раздражителю столь высокую негативную значимость или даже суметь заменить на ее на позитивную.
У моей бабушки была подружка, приходившая к ней изредка перекинуться в преферанс и пригубить чудесной домашней настоечки. Она изыскано курила тонкие ароматные сигареты. Когда она встречалась со мной взглядом ее передергивало, и она в сердцах восклицала: "Я бы разбомбила твою дурацкую прическу! Такой лоб, такой мальчик и такая идиотская прическа!". Она чуть глубже затягивалась ароматным дымом и брезгливо скашивала взгляд на расклад карт, аккуратно выложенных на столе.
Есть люди, которых приводит в бешенство нарушение Правил (проверь себя: fornit.ru/tp) и, в частности, Правописания потому, что сами они считают себя экспертами в этом плане, и идиллию их убежденной эстетики режет дисгармония, у которой есть вполне различимый виновник, становящийся мишенью праведного гнева. Правописание по значимости приравнивается к юридическому праву с гражданским долгом это право блюсти, выставляя на позор нарушителей.
Нет, смысл прочитанного у них не теряется нисколько, хотя в их воображении возникают гипертрофированные обличительные варианты для нравоучения поправшему Правописание.
Люди обычно не замечают мелкие огрехи текста, потому что смысл прочитанного для них намного важнее. Но в силу определенного завышения значимости в культуре отношения к ошибкам, вызывает ассоциированную этой культурой негативную оценку. Вот учителя великорусского, устало исправляющие день ото дня одни и те же тупые ошибки, конечно, не могут безучастно пройти вниманием через них и просто получить удовольствие от прочитанного. Это профессиональный вред. Но есть просто жалкие люди, которые не смогли не превысить значимость ошибок значимостью смысла прочитанного, не замечая несущественного. Это - их проблема вздрагивания от малейшего шороха, мешающая жить и грозящая психозами.
Самое важное во всем этом - та часть общепонимаемой культуры, которая сегодня клеймит ошибки даже если они не фатальны. Эта культура питает нетерпимость, как бы обосновывая ее. Это - обычный аспект бытового, расхожего, устоявшегося понимания.
А стоит копнуть глубже и становится ясно: стоит применить формальную логику к любому тексту любого самого неподсудного автора и можно споткнуться о множество "ошибок". Если подойти более строго, в той области, где ошибки не спрячешь - программированию, то нет никого, кто способен программировать без ошибок и нет ни одной программы, которая была бы безошибочной в любых условиях. А вот в некоторых определенных, обусловленных границей практического использования условий, программа может быть избавлена от того, что фатально делает ее неприменимой. И тексты художественного творчества нисколько в этой принципиальности не отличаются. Важен смысл в определенных границах применимости.
Да, бывают фатальные ошибки, которые необходимо исправлять и которые не замечаются авторами в силу определенных механизмов психики (см. fornit.ru/456).
Ошибки случаются всегда со всеми, очевидные и не очень, абсолютные и спорные: fornit.ru/1012. Теория возникновения ошибок основывается на механизмах восприятия человека, его индивидуальной распознавательной способности в контексте текущей деятельности и сопутствующих иллюзиях восприятия. Многие из ошибок автор не способен даже увидеть самостоятельно. Поэтому в больших фирмах существуют тестеры и редакторы, которых бывает нужно подчас больше, чем собственно разработчиков и время тестирование которых соизмеримо и даже превышает время разработки. Но так – в идеале. А в реале ресурсов (особенно временных), бывает, катастрофически не хватает. Поэтому в инете так часты тексты, содержащие ошибки, особенно в новостях.
Ошибки по возможности исправляются в определенный период подготовки материала или даже после него. Микрософт даже сделала из этого целую политику, не гнушаясь предоставлять пользователю то, что, по ее представлениям, в рамках прогнозируемого использования продукта вполне приемлемо. Не только эта корпорация, а любые другие, имеют штат тестеров, превышающий штат программистов.
А в издательствах тоже есть корректоры, правящие по своему пониманию самых маститых авторов. Так что блуждающие по головам расхожие представления о взаимозависимости безошибочности и недоученности стоит пересмотреть для большей адекватности.
Авторы текстов по многу раз прочитывают свои тексты, всякий раз что-то исправляя и тихо радуясь, что такой ужас не прошел в публикацию.
Нахождение ошибок разных типов - ресурсоемкое занятие. Корректоры только на исправление ошибок тратят немало дорогостоящего времени и все равно что-то остается незамеченным.
Что влияет на оценку публикации конечным пользователем (целевой аудиторией)? Вот список по уменьшающейся важности: смысл написанного, мастерство написания, стиль, дизайн и иллюстрации. На грамматику мало кто обращает внимание даже в подарочных изданиях, даже споткнувшись, если только у человека нет непримиримости к этому.
Пройдет немного времени и то, что считалось правильным заменится новыми правилами. Книги, напечатанные в начале века заходят с трудом не только из-за другой грамматики, стиль, манера изложения, построение фраз - сильно поменялось.
В Китае была изобретена пытка, которую с тем же успехом применяют и сегодня многие спецслужбы: пытка каплями воды. Человеку жестко фиксировали голову так, чтобы ледяные капли в темноте и тишине попадали в одно и тоже место, достаточно редко чтобы дать пережить все ощущения. Падающие капли бесят неимоверно, начинает казаться, что они отдаются внутри головы адским грохотом. Человек доходит до исступления, а если воздействие продолжается слишком долго - то сходит с ума.
От этого есть только один, но надежный способ: не придавать каплям большого значения, не думать о них, отвлекаясь на что-то другое, или даже полюбить это как приятное бодрящее ощущение. И тогда капли, сами по себе совершенно безобидные, ничего не смогут сделать.
Эстеты перфекционизма, остро замечающие непорядок у других! Не мучьте свою и чужую психику, это не стоит того!
Вот реальная история. Один чувак собирался жениться на очаровательной девушке, но не мог решиться и спросил совета:
- Слушай, у меня проблема. Стоит представить, как Наташка какает, становится противно, не могу!...
- Зачем же ты, дурак, об этом думаешь?!..
Зависимый может найти для себя проблему во всем. Нужно избавляться от негативных зависимостей. Если вас раздражает что-то в других, вы видите неопрятность и неправильность, но это никому не вредит, то не делайте атаса и не придавайте этому значения потому, что проблема - в вашей субъективной оценке и в том, как вы на это реагируете. Проблема находится только в вас и зависит только от вас.
Раньше книги писали вручную каллиграфы. Потом вдруг появилось книгопечатание, и красота, к которой все привыкли, исчезла: буквы стали неказистыми, часто не пропечатывались.
Ревнители каллиграфии возмущались, что книгопечатание убивает художественные качества книг. Это вызвало сопротивление в пользу сохранения традиций каллиграфии и ручного искусства создания книг, особенно среди мастеров и ценителей каллиграфии. Но то, что книги стали доступными всем и быстро могли передать важный смысл превысило и вызвало целую революцию в культуре не только в публикации текстов: резьба становится ваянием, роспись - живописью, литургия - музыкой.
Люди, не капайте на мозги себе и другим.
Кстати, о правописании. Альберт Эйнштейн, изобретатель Томас Эдисон, актеры Том Круз, Кира Найтли, Мэрилин Монро и Орландо Блум, уникум немого кино Чарли Чаплин, «отец» современной мультипликации Уолт Дисней, а также такие успешные бизнесмены, как Нельсон Рокфеллер и Генри Форд - делали массу ошибок в текстах. Медики называют это дислексией чтобы хоть как-то объяснить отсуствие должных автоматизмов верного правописания, не важно. Этих людей нисколько не озабачивала такая "неграмотность", они считали, что раз есть профессиональные корректоры, то они и должны делать свое дело, то, для чего этому выучились. А Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Льюис Кэрролл, Владимир Маяковский и множество других признанных писателей, у которых были нелады в правописанием, делали свое дело и очень даже успешно.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||