Патриотизм в данной статье рассматривается с точки зрения его психофизиологической этиологии, т.е. раскрывается сущность патриотизма через механизмы психических явлений, что дает возможность сопоставлять с понятием патриотизма из энциклопедий и словарей.
В статье приведено немало сторонних источников сведений и мнений, к которым следует относиться с осторожностью, использовать в качестве сопоставлений, выделяя рациональное, то, что согласуется с системной картиной явления, не в отрыве от влияющих факторов, которые необходимо учитывать.
Википедия: (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
... Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному.
... Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира»).
... В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.
... Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.
Словарь Психологос: Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоевано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоеванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоевывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покоренных, угнетенных народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.
Патриотизм как социальное понятие имеет очень древнюю историю и развитие, приведшее к различным видам этого явления. Основывается оно на вполне естественном чувстве принадлежности к родному социальному окружению и месту проживания, на единстве в противопоставлении всем окружающим трудностям, но в развитии из всех трудностей начинает выделять именно антагонизм к другим сообществам. Только патриотизм оказывается особенно выделенным напоказ, хотя принадлежность к семье вызывает ту же потребность в консолидации для взаимодействия, но именно противопоставление другим социумам (а не просто любым трудностям), не относящимся к родному, вызывает определенную необходимость в акцентировании этого в виде патриотизма - в качестве авторитарно декларируемой моральной нормы.
В самом деле, если бы не было других культур с противостоянием интересов, была бы только одна культура, то и патриотизма в любых его проявлений не было бы. Не было бы необходимости акцентировать свою любовь и преданность к определенной родине, а именно в таком декларировании патриотизм и проявляется наиболее характерно.
Поэтому Валентин Грудев резонно заметил: Патриотизм и интернационализм - две вещи несовместные.
Итак, патриотизм исторически искусственно выделен как понятие, общеразделяемое в социуме, для совершенно определенных целей противопоставления социальных культур и именно в этом качестве исторически развивался. Без этого противопоставления он теряет смысл, он - просто не нужен ни для чего иного.
Даже в статье прорелигиозного,
теоретизирующего заговоры КОБ "Прогнозно-аналитического центра"
Патриотизм одних государств и цивилизаций, в духе которого были воспитаны большинство членов их обществ, часто употреблялся для начала противостояния с другими государствами и цивилизациями с опорой, как говорится «на весь народ». Цели же подобных агрессий могли носить как оборонительно-упреждающий характер, так и агрессивно-хищнический… но патриотизм и тех и других всегда оставался тем самым средством, употребляя которое режимы толкали свой народ на кровавую бойню.
Исследованием патриотизма занимались: ЭМ.Андреев, Р.ГЛновский, В.Н.Кузнецов; А.В.Кузнецова, В.В.Ильин, А.С.Панарин, И.Ф.Харламов, Г.В.Здерева, П.М.Рогачев, В.Н.Никольский, И.М.Дуранов, А.А.Аронов, В.ИБачевский, Г.В.Здерева и др. При этом, в основном, эти исследования осуществлялись в философском аспекте, но такой подход недостаточен, некорректен и даже порочен.
Почему произошло выделение и специализация понятия "патриотизм" и как это развивалось, можно проследить, исходя из психофизологии социальных отношений в условиях разобщенности культур.
В статье Патриотизм: биологические корни, норма и психопатология:
Главное преимущество территориальности – как для особи, так и для популяции – состоит в гарантированном доступе к желаемым ресурсам, будь то место для гнездования, убежище, пища, брачный партнёр или любое сочетание этих факторов. Главный недостаток – расход энергии на охрану территории [3].
В тех случаях, когда патриотизм реализуется у человека в рамках психической нормы, в гармоничном балансе с прочими социо-культурными и биологическими функциями, вышеперечисленные характеристики территориального поведения, во-первых, не конфликтуют с коммуникативными и адаптивными возможностями человека, во-вторых, длительное время остаются социально приемлемыми. В отсутствие непосредственной опасности психически здоровый человек, естественно, не имеет намерений «нападать» на мирно пересекающих границы его «большой» или «малой» родины гостей или упрямо не допускать их на неё.
В ситуациях глобального стресса (войны, стихийные бедствия, острый дефицит ресурсов) патриотизм способен принимать у психически здорового человека форму ритуализованного территориального поведения, что диктуется конкретной необходимостью выживания особи или популяции; в этих случаях вышеперечисленные характеристики территориального поведения превалируют и определяют всю жизнедеятельность человека либо социума на период действия стрессора. После ликвидации последнего ритуализация территориальности постепенно ослабевает, и потенциал патриотизма снижается до прежнего уровня. Подобный обратимый стрессогенный регресс поведения человека является динамическим вариантом нормы.
... патриотическая фрустрация может вызывать значительную астенизацию или провоцировать демонстративно-ритуальные действия. В наиболее выраженных случаях могут наблюдаться психогенные расстройства различного регистра, которые применительно к нашей теме можно обозначить как «патриотические» обсессивно-компульсивные неврозы, «патриотические» неврастении, «патриотические» депрессивные и истерические неврозы и, наконец, реактивные «патриотические» психозы с ведущей депрессивно-истерической симптоматикой.
... Гиперпатриотическое поведение – весьма часто наблюдаемый феномен. Оно характеризуется резким усилением основных компонентов территориального комплекса, в особенности, стремления нападать. Нападению может подвергаться любой субъект, находящийся на территории, которую гиперпатриот считает своей. Степень агрессивности, с которой осуществляется нападение, всегда имеет тенденцию к росту, а форма агрессии видоизменяется в направлении постепенной актуализации архаических вариаций – от вербальных обвинений к угрозам, а далее – к насильственной депортации и физическому уничтожению. Трудно определить этот эволюционный ряд иначе, как «регрессивная агрессия». В современном полиэтническом социуме регрессивной агрессии эквивалентен ряд: гиперпатриотизм — национализм — шовинизм — фашизм.
Уже на начальных этапах развития гиперпатриотический комплекс сопровождается формированием целого ряда фобий, ведущей из которых является ксенофобия – страх перед чужими. В роли «чужих» могут выступать целые народы...
... При гиперпатриотическом поведении этот дефект имеет для популяции пагубные последствия и принимает размеры социального бедствия – особенно в том случае, когда ксенофобические идеи усложняются, из навязчивых становятся сверхценными, а в дальнейшем принимают форму первичного систематизированного монотематического бреда, т.е. формируется клиническая картина «патриотической паранойи».
Этиология патриотизма проистекает из стадности, которая обеспечивает лучшее выживание при взаимоподдержке, от принадлежности к определенной группе, сумевшей овладеть определенной территорией существования в условиях жесткой конкуренции с другими подобными группами, а не природными явлениями вообще. Никто не говорит о проявлениях патриотизма при противостоянии с дикими животными, стихийными бедствиями и т.п. Это - именно политическое противостояние, требующее идеологической подготовки своих участников.
Преемственность групповой консолидации поддерживается с самого раннего детства методами авторитарной передачи опыта от взрослых лидеров детям в возрасте доверчивого обучения [181] как и любой другой опыт, которым пока не обладают совершенно наивные дети, но в норме подвергается сомнению в возрасте игровой инициативы [190]. См. так же Личность и социум.
Без такого механизма была бы невозможна преемственность культуры, и каждому ребенку пришлось познавать мир заново, с нуля. Но оставаться всегда в рамках традиций и авторитарных догм означало бы отсутствие возможности адаптироваться к изменяющимся условиям и, прежде всего, адаптировать свои навыки в зависимости от особенностей личного развития и задатков. Поэтому период игровой инициативы, когда подвергаются сомнению и пробно преступаются авторитарные нормы морали - совершенно необходимое и естественное условие развития социума и культуры, обогащающейся самобытностями личностей.
Но для авторитарных лидеров проявление такой непокорности (см. Про психическое явление Наглость) раздражающе неприемлемо и, стремясь утвердить свои нормы, лидеры стараются изыскать средства подавления инициативы и сомнения, чтобы насаждать непререкаемые нормы повиновения.
Особенно это характерно для организаций с военной дисциплиной. И здесь есть определенный оптимум, любые отклонения от которого порождают или невозможность управления излишне инициативными группами в экстремальной ситуации или, в другой крайности, приводит к формально верному, но катастрофически не гибкому исполнению непосредственных приказов.
Сегодня боевые действия требуют развитого личного опыта, навыков выхода в сложных, непредсказуемых ситуациях, особенно при условии применения сложной техники и сложной тактики боя.
Стрелять - не значит просто нажимать на спусковой крючок. К примеру, снайперу противопоказано думать о том, что у его жертвы может быть жена и дети. В условиях агрессии он должен выбрать одну из сторон и не колебаться.
Но этот выбор не должен быть путем выдачи стакана водки или большой дозы патриотической эйфории. Участник сражения подчиняется приказам ровно постольку, поскольку разделяет общую цель со своим командованием, тем самым осмысленно разделяя в полной мере и ответственность, а не будучи зомби.
Так что кроме совершенствования физической подготовки и умения адекватно следовать приказам, гораздо важнее оказывается совершенствование личных навыков адаптивности к новым ситуациям и навыков уместного проявления личной инициативы, а это никак не совместимо с установкой на безусловную веру патриотическим идеям. Вера и познание несовместимы принципиально.
В качестве обоснования неприемлемости в современных условиях авторитарных установок в возрасте после периода доверчивого обучения предлагается статья Ложь, нравственность, вера.
В статье
Национализм и патриотизм не идентичные, но близкие понятия. У
них есть ряд отличий и общих характеристик. Помимо этого, патриотизм является
производной от национализма.
в нормальных условиях существования каждый человек своей нации вырабатывает свой собственный ПАТРИОТИЗМ – «привязанность к родной земле, языку, традициям». Но в периоды экономических, социальных и политических процессов, иноэтнического воздействия возникает НАЦИОНАЛИЗМ, как реакция этноса на указанные деструктивные воздействия. В современное время Россия переживает все указанные деструктивные воздействия и особо сильно иноэтническое воздействие, когда россиян убивают, насилуют, грабят на улицах их родных городов и деревень обнаглевшие или отчаявшиеся «гастарбайтеры». Таким образом, по возникновению, НАЦИОНАЛИЗМ – это здоровая реакция ПАТРИОТИЧЕСКИ настроенного организма государства на инородное вмешательство или какой-либо экономический или другой сбой. Без ПАТРИОТИЗМА, раскрученного в годы народных бед до состояния НАЦИОНАЛИЗМА, ни один народ, ни одна нация не может выжить.
Все утверждения в данном источнике сводятся к тому, что национализм в крайних формах - нормальное явление при условии агрессии инородных социальных структур, т.е. когда для выживания данного народа данной культуры необходима консолидация, единство целей для ответной агрессии. Но национализм, как и патриотизм, вне таких рамок, национализм впрок или национализм - как идея - далеко выходит из рамок вынужденной меры защиты и, тем самым, оказывается неадекватным действительности.
В первом приближении "патриотизм" и "национализм" представляются синонимами. Разве патриотизм не есть любовь к своей стране, а национализм - любовь к своему народу, и разве страна и народ - не одно и то же?
Практика словоупотребления показывает, что это не совсем так. Понятие патриотизма более конкретно. Страна конституируется реально действующим государственным механизмом. Когда он разваливается, страна перестает существовать. Вовлеченность в единый государственный механизм обусловливает наличие у граждан общих интересов, которые выражает патриотическое чувство. Граждане заинтересованы, получать максимум совместной выгоды от взаимоотношений с внешним миром. Таким образом, понятие патриотизма применимо только ко внешним сношениям, и только в тех случаях, когда эти сношения конфликтны (если же конфликта нет, патриотизм вырождается в шовинизм). Конечные цели патриотизма принципиально внешнеполитические.
Патриотизм вне внешнего конфликта оказывается неадекватным действительности, базируется на искусственно продуцированных ценностях, прежде всего на авторитарном убеждении тех, кто оказывается достаточно доверчив к этому. Т.е. такой патриотизм основан на безусловной вере патриотическим авторитарным утверждениям.
Итак, патриотизм в его наиболее выраженных и практически применяемых формах вне конкретного конфликта народов - это политически культивируемый национализм, принимающий формы вплоть до крайнего экстремизма. Он таков и при конфликтах, развязанных политически, а не из-за антагонистического противостояния самих народов (см. Право на агрессию, Культура и стабильность, Недержание власти.).
Резюмируя сказанное, выделим характерные признаки проявления патриотизма, по которым он может распознаваться:
· Показательное декларирование любви к родине.
· Авторитарный, категоричный, не оспариваемый характер действий и утверждений тех, кто "прививает" патриотизм у подрастающего поколения.
· Безусловность веры тех, кто подвержен воздействию авторитарных утверждений насаждателей патриотизма, в истинность высказываний патриотической тематики вследствие предельно высокой значимости для них патриотических идей.
· Нетерпимость к иному мнению в контексте отношения к патриотизму. Нетерпимость ко всему, отличающемуся от атрибутики и действий в обрядах, ритуалах и любых других мероприятиях патриотической направленности.
· Эйфоричность, патетика, "эффект масс" участников патриотических мероприятий.
· Неопределенный, но обязательный перечень наличия неких "истинных духовно-нравственных ценностей".
Все эти признаки характерны для более общего явления психики - безусловной веры, не требующей корректности аргументации, но нетерпимой ко всему, что ее попирает. Специфика же направленности такой веры - против иных социальных культур в их конкретных проявлениях.
При всем этом культиваторы патриотизма часто утверждают о межнациональной дружбе, интернационализме, но все это остается лишь на уровне деклараций, даже если в патриотических мероприятиях совместно участвуют представители разных национальностей. В любых же конкретных проявлениях патриотизма выявляется основа его сущности: исключительное предпочтение одной нации в противовес другим.
Часто такие мероприятия обладают лишь внешними, поверхностными признаками патриотизма, намеками на него, данью актуальности его упоминаний, а на самом деле являются интернациональными. В таких случаях возникает определенный конфликт с отдельными признаками выражения патриотизма и интернационалистическим контекстом, который у каждого участника разрешается в силу его возможностей понимания и снисходительности в каком-то виде конформизма.
Понятно, что полное погружение в патриотизм как в любую другую веру приведет к накапливанию специфических неадекватностей психики вплоть до серьезных психопатологий в форме параноидальной шизофрении, психопатии и психозов.
Во всех таких случаях реально действующим противоядием является навыки разумного скептицизма и навыки независимого от авторитетов мышления, эффективность которого напрямую следует от уровня развития личного мировоззрения и навыков применения научной методологии познания.
В дополнение - скептические высказывания известных людей о патриотизме:
· Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило,- люди злые. Оскар Уайльд
· Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. Джордж Бернард Шоу
· Какой страны патриотом я должен быть? Той, где был зачат, где родился, где провел детство, учился, работал, или живу сейчас? На эту мысль меня навел Джордж Бернар Шоу, который заметил, что "Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма." Арон Вигушин
· Мигранты патриотичнее Россиян – Россияне тоже становятся патриотами США, перебравшись туда. Нейах
· Сейчас вместо того, чтобы любить свою страну, учат ей гордиться. Поэтому у нас почти нет патриотов, есть только фанатики, мнящие себя патриотами. Дарий
· Любая Власть возвеличивает свою страну – воспитывает у народа ура-патриотизм. Нейах
· Патриотизм и интернационализм - две вещи несовместные. Валентин Грудев
Статьи по психическим явлениям:
| ||||||||||||