Это - обобщающая статья о проявлениях психики в виде того, что называют словом "личность", - продолжение сборника материалов Эго.
Прежде всего, определим достаточно корректно понятие "личность". Выделим то общее, что можно найти в словарях и энциклопедиях: личность имеет смысл индивида, субъекта (носителя субъективных переживаний), составляющего систему социальных отношений, основой которой является общее во взаимопонимании - культура социума.
Стоит обратить внимание, что обязательность принадлежности личности к какой-то культуре никем не показана достоверно, хотя понятно, что именно воспитание родителями и социальной средой формирует множество особенностей личности (см. Личность и социум), которые не смогли бы возникнуть "с нуля" при изолированном развитии, для чего потребовалось бы время формирования всего вида. Но это не значит, что механизмы осознания у человека в изоляции от любого социума (в том числе не человеческого) не развились бы до возможности субъективизации воспринимаемого (придания субъективной значимости для данных условий восприятия).
Прежде всего, личность - продукт взаимодействия систем субъективизации и окружающего мира, - синоним слова субъект (в отличие от того, что субъектом обычно считается нечто реально существующее в виде какой-то сущности). Если есть механизмы субъективизации, и они взаимодействуют с окружающей реальностью, то возникает личность, специализированная на адаптивности в данных условиях окружения. Самое основное назначение личности - индивидуальная адаптивность к изменяющимся условиям с выработкой стереотипа поведения, приводящего в этих условиях к желаемым этой личностью результатам. Понятно, что основой такой системы адаптивности должна быть система отношения [15], определяющая, что, произошедшее в данных условиях, желательно, а что - нет. И эта система, в свою очередь, должна быть зависимой от условий: в одних случаях эти последствия желательны, а в других - нет.
Итак, не сам механизм индивидуальной адаптивности, а тот стереотип, что формируется в результате его работы в определенной специфике окружающего с возможностью его корректировки для новых условий - будем называть личностью. Именно уже сформированный стереотип определяет проявления личности, а не процесс творческого нахождения новых вариантов повеления, хотя стереотип творческого процесса - так же составляет личность, специализированную на нахождении нового варианта поведения с желаемым результатом.
Личность проявляется для окружающего и для самой себя в конкретных случаях реализации поведенческого стереотипа, сформированного сознательно. Личность - психическое явление и без такого проявления психики никак и ни в чем не представлена в реальности (см. Про нематериальность мысли.) потому, что сама организация механизмов психики не является личностью, а является лишь механизмами для возможности ее проявления, хотя внешне, лишь по проявляемым признакам, это бывает распознать невозможно (является ли данное действия проявлением личности или это - результат чисто автоматического процесса). Эта трудность внешнего распознания проистекает из-за того, что сформированная на данный момент личность - и есть проявление поведенческого автоматизма [63], если только не учитывать наличие сопровождающей его при осознании субъективизации, т.е. наличие активного субъекта, способного к корректировке самого себя с проявлением волевого усилия для преодоления значимости прежнего действия значимостью пробного действия в новых условиях.
Каждый акт адаптивной коррекции поведения к изменившимся условиям формирует изменившуюся в этой части личность. А это случается при осознании, только при появлении новых элементов окружения для ранее стереотипного поведения.
Вне осознания так же возможно изменение стереотипов, оказывающихся в неосознаваемой активности при сочетании с активностью новых компонентов нейросети [20], что было показано в соответствующих экспериментах [341] но только для кратковременной памяти. В этом вопросе есть много еще не вполне изученного, и это требует методологически более строгих исследований (стоит учесть, что для формирования долговременных связей в ассоциативных зонах мозга необходимо неспецифическое, фоновое подкрепление и поддержание активностей на время образования этих связей, т.е. более 15-30 минут).
Личность, а точнее то, что воссоздает самоощущение личности, может теряться (точнее - неосознаваться) по тем или иным причинам, в том числе психопатологическим, приводя к деперсонализации: невозможности выбора определенной модели отношения, адекватное текущей ситуации, с осознанием в ее контексте, хотя собственно функциональность сознания может не нарушаться. Деперсонализация (точнее ее выделяемые обычно признаки) характерна для сновидений.
Личность - это проявления программы стереотипа поведения, сформированного для данных условий (поведенческие автоматизмы [29]), плюс проявления адаптивности этой программы для изменившихся условий (функциональность сознания), что и порождает субъективность (идеальность в отличие от реальности). В этом смысле, нужно разделять такое понимание от привычки говорить о личности как о реально существующей сущности, как о теле с неким набором личностных качеств. Личность - не тело и не мозг.
Для каждого стиля поведения формируется специфичная ей личность, и эта личность может иметь очень мало общего и много различий в реагировании (вплоть до противоположного) с другими личностями, пока не активными в данный момент реализации актуального стиля поведения. Личности не общаются в норме одна с другой (потому, что субъективированное восприятие возможно только одного фокуса сознания) и далеки от понимания смысла действий другой личности при их осмыслении ("как же я так мог поступить?"). Они разделены разными эмоциональными контекстами восприятия-действия.
На сайте были уже статьи, рассматривающие различные аспекты психического явления "личность" (часто используется слово "подличность", хотя оно представляется лишним при описании на уровне механизмов):
Субъективизация ощущений и личность
Отсутствие некоего центра управления телом и творчеством должно
подготовить понимание того, что и субъективизация ощущений - не есть функция
некоего одного центра мозга, а является проявлением функциональности
практически всех отделов мозга в фокусе текущего осознаваемого внимания.
Значит, если что-то нарушает возможность переключения осознаваемого внимания,
это нарушает и субъективизацию восприятия - личностную окраску образа текущего
восприятия.
... В психике не
оказывается ничего уникально субъективного, все пластично меняется,
адаптируясь, все строится, в конечном счете, на позитивном или негативном
отношении стремления или избегания и ассоциациях с воспоминаниями моментов
осознания, связанных с объектами текущего восприятия в данных условиях. Попытка
выделить что-то уникальное для данной личности и присущее всей осознанной жизни
этой личности в качестве носителя "Я" оказывается несостоятельна.
Такого элемента личности, который является самодостаточным представительством
"Я", не существует.... Если отсеять не уникальное для личности, то
остается только самое общее ощущение существования на основе внутренней
рецепции состояния организма, вне каких-либо конкретных образов восприятия и
действия. То, о чем говорилось в статье
Базовое
самоощущение.... распознавание значимости,
окрашиваемые эмоциональными контекстами отношения дает ощущение смысла, который
является синонимом значимости в личностном восприятии (т.е. смысл - это
значимость чего-то для данной личности). А ощущение значимости, связанное с
восприятием существования самого себя, выражающегося в отклике специфического
распознавателя "это - Я", в каждом из эмоциональных контекстов
придает определенный смысл этому "Я".
... Среди
распознавателей объектов внимания - множество моделей собственной личности,
специализированных для разных условий, т.е. объектов внимания к самому себе в
разных условиях. В принципе и по организации они ничем не отличаются от любых
других объектов внимания, в том числе и субъективно продуцированных объектов -
фантазий. Но модели Я наиболее полно отработаны жизненным опытом, они постоянно
поддерживаются текущим восприятием с соотнесением к той из моделей, что имеет
преимущество в существующем эмоциональном контексте. Эти модели, формируясь с
раннего детства (у людей примерно с 5 лет), в течении жизни при изменении
свойств организма и психики, теряют свою актуальность, все менее бывают
востребованы вследствие все более редкого появления контекстов, в которых они
формировались и развивались. Т.е. модели Я существуют не только параллельно -
как разные стили поведения для разных условий, но и последовательно, заменяя
период существования личности, более поздним. Если бы не общее тело, в которых
эти модели сменяются, то в полной мере можно говорить о смерти предшествовавших
личностей. При этом не нарушается субъективизация, нет ощущения трагедии потери
себя прошлого.
Контекст
понимания, модели личности
Это - статья об эмоциональных и формализованных (оформленных
словами или любым другим подходящим для коммуникации образом) контекстах,
придающих смысл (значимость) тому, что воспринимается в этих контекстах. В
наиболее сложном виде иерархия эмоциональных контекстов составляет модель
личности или объекта восприятия, более системное рассмотрение которых
дополняет рассуждения о них в статьях об Эго.... Стоит измениться составляющим контекст признакам, как
смысл воспринимаемого и возможных действий может стать другим до
противоположного.
Понятие личности связывается со "свободой воли", или,
более строго, с возможностью самостоятельно приспосабливаться к новым условиям,
выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения. Это подразумевает, что
у личности есть способ, система оценки того, что для нее есть более
приемлемо, что для нее хорошо, а что - плохо. См. так же Гомеостаз и Система значимости.
Фасеточный разум
Здесь будет показано, что именно в человеке является присущим
индивиду, неповторимым и непередаваемым другим личностям, что из этого образует
общность интересов в одном человеке и в социуме, и как это
взаимодействует между собой в общей системе фасеточного разума индивида и
общества, где создание единой системы распознавателей фактически будет означать
создание единого набора символов общения и взаимопонимания.
Конкретизируем элементарную основу личности, то, что, собственно, позволяет выделять набор личностных качеств как субъективную целостность. Как уже подчеркивалось, это возможно сделать только для конкретной ситуации, причем, с одной стороны - внешне проявляемые качества (поведенческие автоматизмы), а с другой - субъективно воспринимаемые самой личностью, при осознании и при самосознании (не являющимся принципиально нечто иным, чем осознание, см. Самосознание).
Всякий раз, когда выполняется данное звено автоматизма [214], активируется образованная в предшествующем осознании закольцовка самоподдерживающейся обратной связью активности (А.Иваницкий) остающаяся в активном состоянии на время осмысления (и более) субъективизированный образ (см. модель), которая, даже если она оказывается не в фокусе текущего осознанного внимания, однако же является полноценным (функционально) образом восприятия, связанным с системой значимостью.
Если выполнение цепи автоматизма было прервано для осмысления важной новой ситуации на каком-то своем звене, а потом фокус перешел на что-то более актуальное, то это звено автоматизма остается активным - в виде той же самоподдерживающейся закольцовки, лишь отсоединяясь от канала осознания. Результат: образ восприятия активен, но не осознается в данный момент, он - в "подсознании".
Таким образом в течении дня в голове возникают активности как бы с автономным, но пассивным "осознанием" (отложенное осознание), при этом способные реагировать на внешние признаки прогностическими "опережающими" возбуждениями [33] локального назначения (не доходящими до сознания) и при достаточно высокой важности такого прогноза могут опять перевести фокус внимания на себя, приводя к озарению (интуиции).
Эти активности могут принадлежать разным эмоциональным контекстам, актуальным в течении дня в разное время, т.е. быть специализированы для совершенно различных стилей реагирования.
Таким образом, мы в своей голове оказываемся представлены разными личностями, которые могут быть активны одновременно, но только одной из них передано управление поведением в виде отслеживающей функции сознания [123], другие же реализуют свое предназначение автоматически, "слепо", без выбора подходящего ветвления, по наиболее отработанным путям, как алкоголики, топая по лужам, вместо того, чтобы обойти ее). Этим объясняются подчас нелепые действия, пока внимание занято чем-то более важным.
Это - общая картина параллельного существования множества подчас очень мало связанных между собой личностей как в одном мозге, так и в социуме.
Конечно, нельзя провести четкие границы личности, ведь каждая специализирована к определенному эмоциональному контексту (определенной совокупности условий), определяя характерный стиль поведения, а эмоциональные контексты имеют наиболее общие (традиционно называемые просто эмоциями) и могут быть более специализированными в рамках общих, для более специфических условий (не просто половое поведение, а, скажем, платоническая любовь). Т.е. личность проявляется в текущей конкретике, без которой просто не существует, как не существует тень, пока предмет не будет освещен с одной из сторон (тень нематериальна, хотя процессы в затемненной области оказываются иными, чем в освещенной, т.е. выделенная нашим сознанием тень, как объект внимания, - и есть пример нематериальной мысли о материальном явлении, абстракция "тень" существует только в нашей голове).
Помимо сознания, которое идентифицируется с Я, образуя доступное самосознанию субъективное, существуют параллельно активности, так же субъективированные, но временно не доступные сознанию (не подключенные к нему).
В социальном плане это - тот же эффект, когда вокруг нас существует множество личностей, не доступные нам непосредственно своей субъективностью (личным смыслом), но, принципиально организованные в точности так же, как и свои же, пока не доступные сознанию активности, только это "пока" оказывается постоянным. Мы оказываемся представленными во множестве личностей, но недоступными одновременно осознанию.
Даже не учитывая описанное ранее базовое самоощущение, нет никакой различаемой, принципиальной разницы между самосознанием и всеми другими активностями наших параллельно существующих личностей, кроме отслеживающего управления конкретным телом, а также между вообще всеми живыми существами, обладающими такой системой адаптивности (начиная с рыб). Что очень хорошо дополняет сказанное в статьях Эго и Базовое самоощущение.
Нужно учитывать, что аналогии с объективным (например, сопоставление компьютеров) некорректны потому, что субъективное - нематериально, см. Про нематериальность мысли и именно субъективизация при любых ее реализациях (хоть на компьютере или дискретных элемента как это сделано природой) оказывается инвариантной с позиции сути самосознания.
В
выражении: "чувствовать
подсознательно", например, в названии
статьи
Представления о множественности личностей далеко не новы и основываются на вполне определенных наблюдениях.
Филипп Коркюф Новые социологии Множественные индивиды:
В последние годы в социальных науках особый интерес вызывает множественный характер каждого индивида, его желаний, намерений, когнитивных и аффективных средств, к которым он обращается, или его идентичностей. Двойной вопрос о непрерывности индивида во времени и его единства в пространстве становится все более проблематичным, порождая новые вопросы. В работах по этой проблематике индивиды предстают как перемещающиеся по многочисленным сценам повседневной жизни, использующие логику различных действий, сталкивающиеся со множественными опытами, актуализируя, соответственно, различные, подчас противоречащие друг другу аспекты их личности.
Расстройство множественной личности:
Расстройство множественной личности, называемое также диссоциативным расстройством личности, — это существование в одном человеке двух и более различных Я, или личностей, которые попеременно контролируют поведение. Обычно у каждой такой личности есть свое собственное имя и возраст, определенный набор воспоминаний и характерных особенностей поведения. В большинстве случаев есть первичное Я, которое носит имя данного индивида и которое пассивно, зависимо и подавлено.
... Первичное Я обычно ничего не знает о других Я. Симптомом расщепления личности могут быть периоды необъяснимой амнезии — еженедельные потери памяти на несколько часов или дней.
... Один из наиболее известных случаев расщепления личности — это Крис Сайзмор, чьи альтернативные Я — Ева Белая, Ева Черная и Джейн — изображены в фильме «Три лица Евы»
... Индивиды, больные расщеплением личности, часто рассказывают о физическом и сексуальном насилии в детстве.... Если ребенок неоднократно подвергался жестокому насилию, такой метод защиты ведет со временем к возникновению диссоциированных Я, из которых только одна или две подличности сознают насилие, а у остальных не остается воспоминаний о боли. Ребенку удобно держать эти личности порознь, так чтобы знание о насилии не касалось его других Я. Благодаря этому чувства насилия и воспоминания о нем не заполняют сознание ребенка непрерывно,...
... Еще одним фактором развития расстройства множественной личности является повышенная восприимчивость к самогипнозу — процессу, посредством которого человек может произвольно ввести самого себя в состояние транса, характерное для гипноза (рассматривается ниже в этой главе). Пациенты с расщепленной личностью часто являются превосходными субъектами для гипноза;
... Почувствовав однажды, что создание еще одного Я освобождает от эмоциональной боли, человек может создать в будущем и другие Я, когда столкнется с эмоциональными проблемами. Так, когда Джонаха в 10-летнем возрасте избила банда мальчишек, он создал еще одно Я, Усоффу Абдуллу, чтобы справиться с этой проблемой.
Джордж Герберт Мид: " Множественная личность в известном смысле совершенно нормальное явление."
Множественной персональности синдром
Конструирование “я” начинается в раннем детстве, поскольку родители стараются сформировать целостным возникающий характер, заботясь о том, кого они любят. Поскольку все мы в обиходе исходим из принципа “по одному “я” — покупателю” (Д. Деннет), мы стараемся помочь ребенку в построении интегрированного “я”, предполагающего понимание им базисных социальных норм, систему убеждений, сбалансированных желаний и ценностей, которые, с нашей т. зр., помогут ему успешно и хорошо жить. Сложные “я” в сложных окружениях предъявляют свои различные части различным аудиториям. В свою очередь, различные аудитории по-разному смотрят на то, кем и чем является одно и то же “я”. Различные “я” как бы отражаются в различных интерсубъективных экологических нишах. Представляя свои “я” соответствующей аудитории разными сторонами и по-разному рассказывая о них, мы продуцируем иллюзию разных “я”. В то же время для нас самих наши различные “я” являются частью интегрированного и единого образования, которое содержит, как необходимые свои части, различные “я”, проявляющиеся временами отдельно один от другого. Сложные “я” от “я” множественных отличает, во-первых, то, что они не забывают об уважении к этим “я”, они проникают друг в друга и взаимодействуют Друг с другом тем способом, который не свойствен для “я”, страдающих множественной персональностью.
... элементы множественной персональности могут проявляться в тех случаях, когда индивид не способен функционировать как единое начало, объединяющее все роли, которые ему необходимо выполнять, но оставаться при этом в пределах психологической нормы.
Таким образом, представления о личности, норме и патологии, сильно различаются в зависимости от точки рассмотрения: психофизиология - одно, психопатология - другое и, конечно же, философские направления вроде эмпирической психологии - третье. И только рассмотрение психического проявления личности с позиции его механизмов позволяет все это свести к адекватной реальности совокупности обобщающих представлений.
Личности
в одной голове - коллективчик объединенных общим отношением к данному телу
специализированных субъектов - управленцев нашим телом и разумом, которые
выходят на первый план в нужный момент в фокусе внимания, с кажущейся
пассивностью пока не востребованных остальных специалистов, которые, однако,
откликаются на приходящие стимулы и эвристически
выдают озарения как
только таковые созревают.
Хоты бывает и так, что это согласованность нарушается и все составляющие личности начинают претендовать на главенство [365].
Каждое из этих "Я" обновляется в виде ветвления уже имеющихся автоматизмов при осмыслении в новом контексте (целостной совокупности новизны обстоятельств), для которого нужно выработать соответствующий стиль поведения.
Чем сильнее различаются стили поведения, чем сильнее требуют обстоятельства данного эмоционального контекста различий в ветвлении автоматизмов, тем более рельефно проявляются особенности "Я" этого стиля, тем меньше они имеют связи между собой. Постоянное разделение специализаций в зависимости от качества новых условий порождает все более вложенные эмоциональное контексты, все более усложняя совокупность развивающихся личностей.
В соц.отношениях проявляется те части личности, которые специализировались в контексте данной специфики отношений, обычно - в каком-то одном виде социальной активности (политик, оппозиционер, духовник, гуру, журналист и т.п.). Остальные части личности - для внутреннего пользования и для самого ближайшего окружения (муж, брат, сын и т.п.).
Статьи по теме:
Базовое самоощущение или Эго-2.
Непостижимая исключительность бытиЯ или Эго-3
Статьи по психическим явлениям:Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||