Самые первые цепочки поведенческих реакций формируются в результате наследственно предопределенных облегчений сочетаний (ассоциаций) образов восприятия и действия в контексте существующей потребности. Это наследуемые "рефлексы". Они возникают без участия сознания (ответственного за творческий выбор варианта поведения и оценки желаемости результата пробной реализации поведения). Их механизмы наиболее древние, реализующиеся у насекомых, но во многом могущие зависеть от условий. Отсутствие в восприятии необходимых признаков просто делает невозможным сочетания с определенными действиями. Все первичные распознаватели формируются по этому механизмы и если, к примеру, не предъявляются вертикальные полосы, то и распознаватели таких полос не сформируются в период созревания данного слоя детекторов.
Механизмы осознания позволяют привносить мотивацию ("желаемость") в формировании реакции определенной, желаемой направленности, используя оценки системы значимости прежнего схожего опыта, и, главное, они позволяют творчески (используя автоматизмы продуцирования нового из опыта старого) находить новые варианты поведения и тестировать их "мысленно".
Осознание приостанавливает выполнение текущей фазы цепочки неосознаваемого автоматизма, переводя в эту фазу фокус внимания механизмов творческого выбора наиболее предпочтительного варианта из всех похожих, доступных по ассоциации (порог выбора похожести может достаточно произвольно меняться, расширяя обзор и выбор если наиболее схожее оказывается не подходящим).
Каждая новая фаза в цепи последовательность элементарных поведенческих актов формируется - как результат оценки полученного нового опыта в данных условиях (в данном эмоциональном контексте), связывая эту оценку с данной только что выполненной поведенческой реакцией в условиях текущего восприятия. Если оценка позитивна, то в последующем, при аналогичных, достаточно схожих условиях (новизна близка к нулю и уже не вызывает привлечение осознаваемого внимания) эта фаза выполняется. Тормозное же влияние негативной оценки блокирует нежелательные последствия реализации такого варианта.
Так осознаваемый выбор в направлении мотивирующей системой значимостью оценки позволяет наиболее эффективно подстраиваться к новым условиям реагирования, переводя их в старые и уже не осознаваемые автоматизмы.
Сформированная цепочка автоматизма выполняется в зависимости от текущих образов восприятия, если это не содержит новизны и вызывает приостановку выполнения, если есть новизна и важен результат. При этом активность поддерживается ассоциированным в общем ансамбле возбуждения откликом системы значимости - как неотъемлемой части общего уровня возбуждения, необходимого для поддержания активности данной фазы плюс активность текущего стимула, определяющего актуальность выполнения этой фазы (пускового стимула).
Роль пускового стимула в случае неосознаваемого автоматизма выполняет или сигнал рецептора завершения предыдущей фазы (например, проприорецепторы в мышечных последовательностях) или же внешний стимул (вы ждете зеленого сигнала светофора, чтобы начать движение).
Роль пускового стимула может заменить все, что придаст данной активности достаточный уровень возбуждения для распознавателя актуальности выполнения следующей фазы. Это может быть осознаваемое желание "узнать, что будет дальше, если я так сделаю" - т.е. прогностический просмотр цепочки без выполнения действий. В таком случае, осознание, тормозит только выполнение эффекторных реакций, но не продвижение цепочки. В этом случае продвижение цепочки уже не лимитируется пусковыми стимулами и выполняется намного быстрее.
Выделение выниманием - как активация, достаточная для срабатывания последующих распознавателей или, наоборот, торможения их, может "произвольно" регулироваться при осознании - как изъятие из образа той компоненты системы значимости, что ранее была ассоциирована с ним ("стоп! нужно подумать!" - как нежелаемость выполнения дальнейшего действия) или даже, наоборот, желаемость осознать, а что может произойти, если это сделать.
Это все становится выполнимым за счет того, что распознаватель (выполняющий роль рецептора для образа текущей фазы активности), чей выход был связан постоянной памятью с распознавателем запуска следующей фазы, может модулироваться предшествующими структурами системы значимости, для которых он выполняет роль эффектора (воздействующего на выполнение автоматизма в фокусе осознания). Т.е. реализация "произвольности" воздействия происходит на уровне механизмов осознания, своими цепочками автоматизмов, управляющих творческим выбором вариантов.
Опыт такого управления или опыт творческого мышления это - так же нарабатываемые навыки (навыки творческого мышления). В силу того, что они все обслуживают формирование всех других навыков, требующих творческого мышления, фокус осознания может подключаться только по очереди к наиболее актуальной фазе (обладающей наибольшей новизной-значимостью) из всех протекающих параллельно автоматизмов.
Уровень участия сознания определят (мотивирует) продвижение и "произвольность" ветвления автоматизмов в тех фазах, которые оказываются наиболее актуальными по произведению новизна-значимость. Если уровень участия близок к нулю, то цепочка выполняется произвольно и заканчивается торможением последней ее фазы выполнения, если только не вмешается какой-то стимул, достаточно значимый, чтобы произвести ветвление автоматизма по другому отработанному пути.
Во сне уровень влияния сознания минимизируется и все образы, получившие в результате общего торможения контрастность выше уровня их актуализации, запускают механизм их "просмотра" по цепочкам ранее наработанного опыта, которые наиболее схожи со спецификой исходного образа (имеют наиболее близкую ассоциированость). Такие цепочки, имеющие новизну исходного образа в качестве контекста желаемости узнать (эмоциональный контекст системы значимости): "а что будет вот в таком случае" начинают прокручиваться в виде сновидения, ветвясь по всем достаточно близким ассоциациям пока не будут прокручены до конца.
Это - механизм протекания и исчерпываемости актуальности сновидений.
Тот же механизм отрабатывает при беседах - коллективных сновидениях в условиях ограниченности действий и внешних стимулов (беседа без активных действий и без притока новых впечатлений протекает пока не будут исчерпаны все цепочки, ассоциированные с темой).
Этот же механизм присутствует в творчестве, за тем исключением, что уровень сознания высок, доминанта творческого интереса постоянна и, значит, в разное время в эту постоянно поддерживаемую активность поступают новые впечатления и сведения, а результаты творческого прогнозирования очень мотивируются на пробное выполнение.
Не все фазы поведенческого автоматизма формируются с участием сознания.
Акт осознания актуальной фазы автоматизма оставляет ассоциацию с фазой в цепочке осознания [249], что позволяет "вспомнить" этот момент восприятия-действия, т.е. заново осознать его.
Но в самом общем случае любая поведенческая адаптация, в том числе и при оптимизации функционирования внутренних органов и систем - наработка и корректировка поведенческих автоматизмов, механизмы которой - одни и те же (и использующие распознаватели с локализацией в лобных долях), что для бодрствования, что для тех систем, которые обязаны работать во время сна и при этом уметь подстраиваться к новым условиям и учитывать желательные и нежелательные, но неосознаваемые результаты подстройки.
Адаптивность в работе внутренних органов может не включать осознание - как механизм творческого нахождения вариантов поведения. Однако, она в точности так же использует оценки системы значимости о результатах адаптивных усилий - для упрочения связей при позитивном результате и торможении - при негативном. Это - уровень неосознаваемой адаптивности, не подконтрольный сознанию, что не означает, что он не может стать подконтрольным при необходимости.
В результате, не имея цепочек автоматизмов, ассоциированных с актами осознания, мы не имеем непосредственной возможности сознательно управлять работой многих внутренних органов, используя автоматизмы сознания (мысли).