Ложь, нравственность, вера

Относится к   «Мистика: понятие и сущность»


Эта статья для тех, кого интересует, что же такое нравственность и что ее определяет. Эти вопросы будут рассмотрены последовательно и подробно на основе представлений о механизмах организации психики и механизмах взаимопониманий в социуме.

Сразу нужно сделать важное предупреждение. У верующих уже есть ответ на вопрос темы: нравственность проистекает от Бога. Они принимают такое утверждение - как часть веры, безусловно. Все, что подтверждает такое утверждение принимается, все, что отрицает - не замечается. Важно то, что отличающееся представление о нравственности верующими воспринимается как попрание их веры и, значит, оно воспринимается как агрессия против их веры, что порождает ответную агрессию: верующим кажется, что доводы против их представлений - агрессивны, враждебны, соответственно, это невольно вызывает праведный гнев. Поэтому необходимо предупредить: если сказанное ниже вызовет праведный гнев - это главный симптом того, что сомнению подвергнуто самое главное и важное - вера (см. Доверие, уверенность, вера, Идея-фикс, Блаженные (как возникают идеи-фикс), Разумный скептицизм). Тут остается лишь сделать выбор: или подавить гнев, а значит усомниться хотя бы на время в вере, чтобы иметь возможность адекватно, а не превратно воспринять сказанное, или - оставаться при своей вере и не читать далее.

В последующем тексте в качестве обоснований будет приводиться большое количество ссылок на материалы по механизмам психических явлений. Это - не просто поясняющие ссылки, а именно корректно и досконально обосновывающие отвлечения, без которых текст потерял бы необходимую лаконичность, и без понимания которых невозможно оценить верность сделанных утверждений. Приводимые материалы относятся к очень сложной предметной области - психофизиологии, они требуют серьезных усилий понимания, и поэтому не стоит сразу пытаться разобраться в них, а лучше сначала вникнуть в суть сделанных утверждений и, если они покажутся достаточно важными, уже начинать разбираться с обоснованиями.

Сначала необходимо четко определиться в используемых понятиях, после чего станет возможным выделить их основы в механизмах психических явлений.

Понятие "вера" уже было достаточно строго формализовано и соотнесено с механизмами психики в статье Доверие, уверенность, вера,

Центральное для этой статьи понятие "нравственность" в наиболее общепонимаемом и употребляемом виде поясняется следующим образом.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.

Это толкование из Википедии не строго и не вполне соответствует принципам корректности определений, но оно сужает область понимания в большом количестве вариантов толкований. И эту формулировку возможно приблизить к механизмам затрагиваемых проявлений психики, в частности в отношении понятия свобода воли, см. Мотивация или про свободу воли. Собственно "действовать согласно своей совести" и есть - проявления мотиваций на основе личной системы значимости, наработанного опыта и новых ситуаций, требующих переосмысления прежнего опыта и связанного с ним отношения. Это переосмысление в случае противоречия оценки новой ситуации старому опыту проявляется в виде волевого усилия. Так что определение из Вики можно было бы скорректировать без тавтологии и с учетом взаимовлияния в социуме: Нравственность - это проявление системы значимости индивида в социальных отношениях.

Как происходит формирование нравственности, начиная с наследуемых предопределенностей и кончая влиянием социума с самого рождения, в виде чего она проявляется - рассматривается в системе взаимосвязанных (общими механизмами адаптиного поведения индивида) статей: Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия, Субъективизация ощущений и личность, Стадии психического развития, Педагогика и механизмы психики, Организация механизмов психики.
Конечно же, механизмы психики не образовались внезапно и в готовом виде. Их преемственное развитие от простейших до сложных организмов хорошо прослежено и описано, см. Эволюция механизмов сознания.

Все стадии психического развития человека связаны с формированием этических символов общения и их развития в ходе специализации социальной востребованности, без которой человек погружается в глубокую депрессию. Начиная с доверчивого общения с родителями, затем через этап игрового попрания авторитарных норм, период наглости и накопления специфики личного жизненного опыта социальных взаимоотношений, сначала возникают простейшие эмоциональные ассоциации с удачными и неудачными попытками действовать, формируя первичные эмоциональные контексты поведения, в которых начинает развиваться более сложные системы отношений - при каждом столкновении с новыми условиями по сравнению с уже познанными. Общеразделяемая, общепонимаемая часть таких отношений (в виде этических символов общения) в общей культуре формирует текущие нормы нравственности, которые постоянно видоизменяются c развитием социума так, что то, что считалось нравственным ранее, становится безнравственным и неприемлемым. Именно в этой динамике - большая проблема всех религиозных догм: то, что ранее творили боги и святые люди начинает казаться кощунственным и отвратительным, а живописания этого корректируются в переизданиях религиозных книг и оправдываются все новыми вариантами толкований.

Анекдот: Моя любимая часть в библии, когда Бог даёт людям свободу воли, затем убивает их наводнением, потому что они не ведут себя так, как он хочет.

Вера всегда фиксирует некие убеждения в виде догм, но понятия нравственности в обществе меняются и поэтому апологеты догм не могут не прибегать ко лжи. Не зря статистика о том, какие категории в социуме лгут более всего на первое место выявили проповедников и философов - носителей идеи-фикс (почему еще философов - см. О философии).

Ложь свойственна уже простым животным: отпугивающие или заманивающие расцветки и формы, поведение по внешним признакам сулящее одно, а в результате - совсем другое. Ложь - естественная форма адаптивности, навыки которой начинают развиваться с самого раннего детства - как и любой другой жизненный опыт. Сама по себе ложь - это и не добро и не зло потому, что лгущий получает для себя добро, а обманутый зло. Поэтому обманутый склонен называть обман ложью, а обманщик - военной хитростью. Ложь - всегда - специфическое проявление агрессивного отношения обманщика к обманутому, "военная хитрость", агрессия по отношению к обманутому. Лидеры организованной религии применяют "военную хитрость" по отношению к пастве, оправдывая ее "во спасение".

Лидеры организованной религии утверждают (в частности, патриарх Кирилл: "Люди неверующие пытаются объяснить это эволюцией, еще чем-то, и всегда спотыкаются, здесь всегда разрушается логика."), что ученые до сих пор не разобрались в том, что такое нравственность и чем она обусловлена. На самом деле это священники не разобрались, во-первых потому, что у них на это есть очень четкие и важные для них религиозные догмы и, во-вторых, потому, что попытки разобраться в этом вопросе для религии столь же опасны, как попытки разобраться в эволюционных механизмах формирования форм жизни на Земле и поэтому всячески саботируются с применением изощренной риторики и прямой лжи. Причем, если организаторам религии более свойственна вторая причина (именно они и лгут в отношении этиологии нравственности), то простым верующим присуща первая причина в силу того, что вера и познание несовместимы (если что-то для тебя имеет наивысшую значимость, то ничто другое ее превысить не может и лишь вызывает праведный гнев). На практике эта тенденция ярко видна в статистике Итоги массовых опросов и тестов в разделе "Распределение качеств по мистикам и реалистам".

Далее приводятся фрагменты речи патриарха Кирилла о нравственности и критической необходимости религиозной веры для обеспечения нравственности. Оригинал речи доступен по ссылке (чтобы не было упреков в выдранности из контекста с подменой смысла, - смысл ясен и не изменен). Мои комментарии будут в фиолетовом.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон»

Полицейские имеют дело с самыми болезненными, опасными проявлениями человеческого характера... А когда в эту заразу погружается молодой человек с небольшим жизненным опытом, когда он видит изнанку жизни, — какой шок, даже в эстетическом плане, какой удар по человеку!... Вот в таком абсолютно безобразном контексте — с духовно-нравственной, эстетической, культурной точки зрения — живет полицейский. Очень легко заразиться.... Мы направляем туда молодых мальчиков и девочек. Какую духовную подготовку они получили?... Я считаю, что огромную ответственность за подготовку правоохранителей, так же, как и людей в погонах, идущих на защиту своей Родины, должны играть традиционные религиозные организации....

Фактически излишне драматизируется "незащищенность" и невинность молодых людей, попадающих в суровые жизненные ситуации и предлагается подменить приобретаемый личный опыт церковными догмами, чтобы обеспечить желаемый для организаторов религии стиль реагирования, ведь никакая иная нравственность неприемлема для носителей догм. Здесь лукаво предполагается, что, столкнувшись с негативными явлениями, молодой человек непременно сам погрязнет в пороках, если у него в голове не насадить догматические представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ну и рабский страх перед божьим наказанием.

Настоящее религиозное и духовное образование предполагает погружение человека в иной опыт жизни — так же, как и чтение прекрасных образцов художественной литературы, знакомство с лучшими произведениями театра, кинематографа, когда человек погружается в иной опыт жизни, настолько привлекательный, что он хочет подражать всему тому, что он увидел.....

Утверждается, что воспитание всецело строится на примерах, котором хочется подражать, и совершенно не рассматривается процесс формирования личного жизненного опыта на основе развивающейся личной системы значимости. Это - уже обман, профанация. Упор делается лишь на копировании чужого авторитарного опыта, а не на выработку своего. Но после ранней стадии развития, которую можно назвать периодом доверчивого обучения, когда совершенно еще беспомощному детенышу демонстрируется пример личного опыта выживания, в норме должен приходить этап развития личной инициативы, когда безусловно воспринятые чужие навыки проверяются реальностью в условиях особенностей тела и психики детеныша и, главное, особенностей изменившихся условий, в которых преподаваемый опыт должен быть скорректирован чтобы адекватно соответствовать реальности, а не быть ретроградным. Все это случайно или намерено упускается патриархом Кириллом то ли в желании умышленного обмана, то ли в полном неведении особенностей развития организма.

Я никогда бы не сидел перед вами в этой рясе и в этом сане, если бы самым притягательным в моей жизни не был образ Христа и не было бы Евангелия. И это происходит не только на интеллектуальном уровне — здесь включается эмоциональный, эстетический фактор....

Верно: религиозные догмы, то, что становится предметом веры - это наиболее важное, предельно значимое, что есть в доминирующих представлениях и что не способно ничто превысить в силу этой предельно высокой значимости. Все, что этому противоречит встречает или активный агрессивный отпор или пассивную защитную реакцию неприятия.

В это духовное воспитание должна быть вовлечена Церковь... должны быть задействованы также литература, изобразительное искусство, кинематограф, театр.

В данном случае упоминания чего бы то ни было кроме религиозных догм является типичным риторическим приемом, призванным смягчить категоричность утверждения, сделать его как можно более понимаемым и приемлемым, заставить согласиться хоть в чем-то. На самом деле доминирующим во всех проповедях Кирилла звучит желание внедрения в умы, особенно неокрепшие, религиозных догм и подчинение душ. Вот яркий пример:

...А почему безнравственный закон всегда отторгался людьми? Да потому, что существует такое понятие, как нравственная природа человека, некий нравственный консенсус. Люди веры отвечают на этот феномен следующим образом: Бог возжелал, чтобы у человека была нравственная природа. Люди неверующие пытаются объяснить это эволюцией, еще чем-то, и всегда спотыкаются, здесь всегда разрушается логика.

Вовсе не "литература, изобразительное искусство, кинематограф, театр" объявляются источниками формирования нравственности, а именно догмы.

... сегодня мы переживаем страшное время, которое называют постмодерном, — с религиозной точки зрения это нечто такое, что приближает нас к трагическому концу, когда впервые за всю историю потерян нравственный консенсус. Это - опять риторическое драматизирование, необоснованное и безответственное. На самом деле если проследить историю, то она - непрерывный процесс развития нравственных представлений. Сегодня навязывается понятие абсолютной автономии человеческой личности, которая и определяет сама для себя систему нравственных ценностей это - ложь, передергивание, и никто не вправе сказать, что одна система нравственных ценностей хуже, чем другая да, никто не судья чужой нравственности, - возможна лишь личная оценка конкретных результатов ее проявлений в реальности. Вы посмотрите на дебаты вокруг кощунства в Храме Христа Спасителя: «А чего вы возмущаетесь? А чего же плохого? Ничего плохого нет»…

Слишком много атаса сделали из рядового как бы хулиганства. Крика намного больше, чем самого хулиганства. И кричат, в первую очередь, защитники веры, которая типа попрана девицами (но разве хоть у какого-то верующего она после этого пошатнулась?..).

То, что скандальная группка - типичные хулиганки - спора нет. То, что они не принципы отстаивают, а рвутся в фокус общественного внимания - тоже все признаки налицо. И весь этот громкий скандал им очень помогает и мостит дорогу к славе и влиянию, не то как если бы втихую им срок впаяли в рабочем порядке.

Так что с одной стороны резонанс прославит мучениц, с другой - верующие сделали прецедент кары за попрание их веры, чтобы другим не повадно было. Польза от инцидента - только для попстовых революционерок и для организаторов религии, в этом их интересы совпали, но ни первое ни второе нормальным людям не нужно.

...Нравственность — это единственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество, более того, род человеческий.... Речь идет о самом существовании человеческого общества - необоснованная риторика, а отнюдь не о существовании полиции как эффективного средства сдерживания.

При этом речь о нравственности патриарха расходится с множеством примеров и фактов его собственного попрания общеразделямых в обществе нравственных норм, а так же множества примеров безнравственного поведения высших служителей церкви. Вот известные примеры:

·      Патриарх Кирилл говорит заведомую ложь?

·      Маленькая и большая ложь патриарха Кирилла

·      Патриарх Кирилл и часы Breguet: ложь, фотошоп и наговоры

·      За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»

·      Истинный аскетизм патриарха Кирилла

Как бы не оправдывался патриарх и его пресс-служба по этим случаям (а делают они это очень невпопад и противоречиво в расчете обмануть наивную паству, а не тех, кто способен сопоставлять доступные сведения, в том числе слова самого патриарха), Кирилл общепризнанно является богатейшим собственником и имеет очень значительные капиталы, которые не по воле божьей упали на его счета и не объясняются дарами, коробки которых, по словам Патриарха, он даже не вскрывает, не подозревая, что ему подарили часы за $30000.

Другие примеры, касающиеся поведения священнослужителей на дорогах в шикарнейших автомобилях. Не так давно пресса освещала громкие ДТП с участием высоких церковных чинов.

ДТП, о котором идет речь, произошло поздно вечером 31 июля 2012, однако СМИ узнали о нем лишь две недели спустя от пострадавшей в нем жительницы Москвы Ирины Лихолетовой. Как рассказала Лихолетова изданию "Газета.ру", двухместный спортивный BMW с дипломатическими номерами под управлением настоятеля храма Илии Пророка игумена Тимофея (в миру Алексей Подобедов) врезался в Volkswagen Touareg. От удара BMW вылетела на встречную полосу, где столкнулась с Toyota Corolla, которой управляла Лихолетова. По рассказам очевидцев, священник в момент происшествия был нетрезв и отказался проходить медосвидетельствование.

Священник был за рулем машины стоимостью 100 тысяч долларов  с дипломатическими номерами (?!) Свидетели утверждают, что он был пьян (поведение и несло перегаром) но юрист игумена настаивает, что он не был пьян, но перед аварией принимал лекарства, а перегаром несло от другого прихожанина. Он отказался от проверки на алкоголь, через юриста начал приводить подходящие формально, но совершенно абсурдные сочетания обстоятельств? предлагаемых в оправдательной версии.

Создается впечатление, что иерархи РПЦ считают, что им все дозволено. А чуть что – начинают вопить о том, что их религиозные чувства страшно оскорблены и они получили глубокую моральную травму. Однако с точки зрения светского государства, сами ведут себя, словно распоясавшиеся братки из приснопамятных девяностых.

Очередной столичный священнослужитель оказался в центре скандала из-за ДТП, жертвами которого стали два человека и еще трое пострадали. По официально не подтвержденной пока информации, иеромонах Илья, в миру известный как Павел Семин, управляя внедорожником Mercedes Geländewagen, сбил троих дорожных рабочих, после чего врезался в такси. А потом с места происшествия сбежал. Если вина священнослужителя, которого блоггеры уже опознали как любителя красивой жизни, подтвердится, его могут лишить сана.... 26-летний монах на Mercedes взят под стражу. Он уже попадал в дорожные скандалы.

В Олевске Житомирской области пьяный священник устроил ДТП и оставил без света около сотни жилых домов, сообщают местные СМИ. Volkswagen священника столкнулся со столбом. Столб упал на киоск. Вследствие падения гигантская опора потянула за собой всю контактную сеть, - сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на «Рупор Житомира». Помимо этого, в прессе широко освещалось судебное разбирательство вокруг квартиры патриарха Кирилла в "Доме на набережной", а также история с заретушированным изображением дорогих часов на его руке.

Вот и выходит, что вера не сформировала нравственность и не уберегла мораль тех священников, которые попались с поличным... Можно бы сказать, что они были неправильными священниками, но ведь они зашли очень высоко в иерархии священнослужителей, значит вся иерархия неправильная, включая патриарха. Но гораздо правдоподобнее во всех этих случаях признать, что священники - тоже люди со всеми людскими проявлениями психики и склонностями, и вовсе не идеалы веры определяют их нравственность.

Напротив, вера принуждает следовать не успевающим за действительностью догмам, и чтобы оправдать их в условиях изменившихся норм нравственности социума, вынуждает прибегать ко лжи, которая - всегда агрессия одного по отношению к другому, что в условиях организованной религии выражается в отношениях "господин - раб" (божий или наместника бога в виде священника).

В качестве иллюстрации утверждения: "Вера - всегда является следствием отношений типа лидер-подчиненный и присуща подчиненному" предлагается выборка высказываний популярного проповедника - митрополита Сурожскиго, чьи книги в России выходят колоссальными тиражами: Высказывания митрополита Сурожскиго о молитве (необходимость молитвы, вымаливая - уже показатель), в частности:

...вы сможете сказать: “Господи, спасибо!” И если вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью, состоящей в том, что мы воображаем, будто совершили что-то, чего могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это. И когда вечером вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший день, вы сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о других и плакать о себе.
... Искать встречи с Богом нас побуждает дерзновение, если только этот поиск – не акт глубочайшего смирения.... святой Симеон Новый Богослов говорит нам, что если мы хотим молиться от всего сердца, то должны примириться с Богом, с нашей совестью, с нашим ближним и даже с окружающими нас предметами. ... Потому что недостаточно исполнять их, как раб или наемник исполняет волю своего господина; мы должны возжелать их всем сердцем...
...Господь глядит на нас с грустью и неслышно отвечает нам на том языке, который мог бы коснуться нашего сердца, если бы оно не было так озабочено собственным страхом: “Я же тебя послал в эту ситуацию, ты должен сражаться за Меня; разве ты не принадлежишь войску, авангарду Царства Небесного, которое Я послал на землю?"

Об этом - дополнительно: Православие наносит удар.

Итак, представления о нравственных нормах в социуме формируется путем взаимоотношений отдельных индивидов - как общепонимаемая и принимая часть норм взаимоотношений. Такой процесс всегда идет через ошибки и удачи, которые сопровождают отдельные поведенческие акты, доступные для наблюдения и сопереживания в обществе. Результирующая нравственность имеет некие границы изменчивости у отдельных индивидов по отношению к среднестатистической и диапазон расхождений напрямую зависит от конкретной социальной роли индивида и от того, насколько он полно осведомлен о представлениях, оценках и актах поведения других индивидов и способен понять это, т.е. зависит от качества социальной коммуникации. Социальная же коммуникация все более совершенствуется и уплотняется с техническим прогрессом, позволяя все в большей мере каждому участвовать в жизни общества и быть социально востребованным.

Так что на самом деле развитие нравственности, адекватной реальности, не только не зависит от религиозных догм, а напрямую тормозится ими. В пределе же общество с развитой коммуникабельностью и социальными механизмами взаимоотношений, обеспечивающими наибольшую полноту самовыражения и наименьшее влияние централизованных механизмов власти, может прийти к форме, схожей в организации адаптивного поведения в отдельном мозге, см. Фасеточный разум. И чем меньше будет религиозности, препятствующей адаптивности к новому, поощряющей агрессивное нетерпение к инакомыслию, тем качественнее и адекватнее будет процесс.

     Вера и ложь - две неразлучные подруги: чтобы ложь сработала нужна вера, а чтобы оправдать веру нужна ложь.


Обсуждение Сообщений: 12. Последнее - 22.02.2013г. 13:36:33


Дата публикации: 2012-09-09

Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 2
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.

Ученые создали первый в мире искусственный организм с одной хромосомой
Вооруженные генетическим редактором CRISPR ученые сумели создать вполне жизнеспособный искусственный организм, геном которого состоит всего из одной хромосомы. Тем самым, как сообщает авторитетный журнал Nature, был установлен новый мировой рекорд.
 посетителейзаходов
сегодня:33
вчера:22
Всего:935911564

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика