Эта статья для тех, кого интересует, что же такое нравственность и что ее определяет. Эти вопросы будут рассмотрены последовательно и подробно на основе представлений о механизмах организации психики и механизмах взаимопониманий в социуме.
Сразу нужно сделать важное предупреждение. У верующих уже есть ответ на вопрос темы: нравственность проистекает от Бога. Они принимают такое утверждение - как часть веры, безусловно. Все, что подтверждает такое утверждение принимается, все, что отрицает - не замечается. Важно то, что отличающееся представление о нравственности верующими воспринимается как попрание их веры и, значит, оно воспринимается как агрессия против их веры, что порождает ответную агрессию: верующим кажется, что доводы против их представлений - агрессивны, враждебны, соответственно, это невольно вызывает праведный гнев. Поэтому необходимо предупредить: если сказанное ниже вызовет праведный гнев - это главный симптом того, что сомнению подвергнуто самое главное и важное - вера (см. Доверие, уверенность, вера, Идея-фикс, Блаженные (как возникают идеи-фикс), Разумный скептицизм). Тут остается лишь сделать выбор: или подавить гнев, а значит усомниться хотя бы на время в вере, чтобы иметь возможность адекватно, а не превратно воспринять сказанное, или - оставаться при своей вере и не читать далее.
В последующем тексте в качестве обоснований будет приводиться большое количество ссылок на материалы по механизмам психических явлений. Это - не просто поясняющие ссылки, а именно корректно и досконально обосновывающие отвлечения, без которых текст потерял бы необходимую лаконичность, и без понимания которых невозможно оценить верность сделанных утверждений. Приводимые материалы относятся к очень сложной предметной области - психофизиологии, они требуют серьезных усилий понимания, и поэтому не стоит сразу пытаться разобраться в них, а лучше сначала вникнуть в суть сделанных утверждений и, если они покажутся достаточно важными, уже начинать разбираться с обоснованиями.
Сначала необходимо четко определиться в используемых понятиях, после чего станет возможным выделить их основы в механизмах психических явлений.
Понятие "вера" уже было достаточно строго формализовано и соотнесено с механизмами психики в статье Доверие, уверенность, вера,
Центральное для этой статьи понятие "нравственность" в наиболее общепонимаемом и употребляемом виде поясняется следующим образом.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.
Это толкование из Википедии не строго и не вполне соответствует принципам корректности определений, но оно сужает область понимания в большом количестве вариантов толкований. И эту формулировку возможно приблизить к механизмам затрагиваемых проявлений психики, в частности в отношении понятия свобода воли, см. Мотивация или про свободу воли. Собственно "действовать согласно своей совести" и есть - проявления мотиваций на основе личной системы значимости, наработанного опыта и новых ситуаций, требующих переосмысления прежнего опыта и связанного с ним отношения. Это переосмысление в случае противоречия оценки новой ситуации старому опыту проявляется в виде волевого усилия. Так что определение из Вики можно было бы скорректировать без тавтологии и с учетом взаимовлияния в социуме: Нравственность - это проявление системы значимости индивида в социальных отношениях.
Как происходит формирование
нравственности, начиная с наследуемых
предопределенностей и кончая влиянием социума с самого рождения, в виде
чего она проявляется - рассматривается в системе взаимосвязанных (общими
механизмами адаптиного поведения индивида) статей: Сознание:
тестирование, социальная обусловленность, следствия, Субъективизация
ощущений и личность, Стадии
психического развития, Педагогика и механизмы
психики, Организация
механизмов психики.
Конечно же, механизмы психики не образовались внезапно
и в готовом виде. Их преемственное развитие от простейших до сложных организмов
хорошо прослежено и описано, см. Эволюция
механизмов сознания.
Все стадии психического развития человека связаны с формированием этических символов общения и их развития в ходе специализации социальной востребованности, без которой человек погружается в глубокую депрессию. Начиная с доверчивого общения с родителями, затем через этап игрового попрания авторитарных норм, период наглости и накопления специфики личного жизненного опыта социальных взаимоотношений, сначала возникают простейшие эмоциональные ассоциации с удачными и неудачными попытками действовать, формируя первичные эмоциональные контексты поведения, в которых начинает развиваться более сложные системы отношений - при каждом столкновении с новыми условиями по сравнению с уже познанными. Общеразделяемая, общепонимаемая часть таких отношений (в виде этических символов общения) в общей культуре формирует текущие нормы нравственности, которые постоянно видоизменяются c развитием социума так, что то, что считалось нравственным ранее, становится безнравственным и неприемлемым. Именно в этой динамике - большая проблема всех религиозных догм: то, что ранее творили боги и святые люди начинает казаться кощунственным и отвратительным, а живописания этого корректируются в переизданиях религиозных книг и оправдываются все новыми вариантами толкований.
Анекдот: Моя любимая часть в библии, когда Бог даёт людям свободу воли, затем убивает их наводнением, потому что они не ведут себя так, как он хочет.
Вера всегда фиксирует некие убеждения в виде догм, но понятия нравственности в обществе меняются и поэтому апологеты догм не могут не прибегать ко лжи. Не зря статистика о том, какие категории в социуме лгут более всего на первое место выявили проповедников и философов - носителей идеи-фикс (почему еще философов - см. О философии).
Ложь свойственна уже простым животным: отпугивающие или заманивающие расцветки и формы, поведение по внешним признакам сулящее одно, а в результате - совсем другое. Ложь - естественная форма адаптивности, навыки которой начинают развиваться с самого раннего детства - как и любой другой жизненный опыт. Сама по себе ложь - это и не добро и не зло потому, что лгущий получает для себя добро, а обманутый зло. Поэтому обманутый склонен называть обман ложью, а обманщик - военной хитростью. Ложь - всегда - специфическое проявление агрессивного отношения обманщика к обманутому, "военная хитрость", агрессия по отношению к обманутому. Лидеры организованной религии применяют "военную хитрость" по отношению к пастве, оправдывая ее "во спасение".
Лидеры организованной религии утверждают (в частности, патриарх Кирилл: "Люди неверующие пытаются объяснить это эволюцией, еще чем-то, и всегда спотыкаются, здесь всегда разрушается логика."), что ученые до сих пор не разобрались в том, что такое нравственность и чем она обусловлена. На самом деле это священники не разобрались, во-первых потому, что у них на это есть очень четкие и важные для них религиозные догмы и, во-вторых, потому, что попытки разобраться в этом вопросе для религии столь же опасны, как попытки разобраться в эволюционных механизмах формирования форм жизни на Земле и поэтому всячески саботируются с применением изощренной риторики и прямой лжи. Причем, если организаторам религии более свойственна вторая причина (именно они и лгут в отношении этиологии нравственности), то простым верующим присуща первая причина в силу того, что вера и познание несовместимы (если что-то для тебя имеет наивысшую значимость, то ничто другое ее превысить не может и лишь вызывает праведный гнев). На практике эта тенденция ярко видна в статистике Итоги массовых опросов и тестов в разделе "Распределение качеств по мистикам и реалистам".
Далее приводятся фрагменты речи патриарха Кирилла о нравственности и критической необходимости религиозной веры для обеспечения нравственности. Оригинал речи доступен по ссылке (чтобы не было упреков в выдранности из контекста с подменой смысла, - смысл ясен и не изменен). Мои комментарии будут в фиолетовом.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон»
Полицейские имеют дело с самыми болезненными, опасными проявлениями человеческого характера... А когда в эту заразу погружается молодой человек с небольшим жизненным опытом, когда он видит изнанку жизни, — какой шок, даже в эстетическом плане, какой удар по человеку!... Вот в таком абсолютно безобразном контексте — с духовно-нравственной, эстетической, культурной точки зрения — живет полицейский. Очень легко заразиться.... Мы направляем туда молодых мальчиков и девочек. Какую духовную подготовку они получили?... Я считаю, что огромную ответственность за подготовку правоохранителей, так же, как и людей в погонах, идущих на защиту своей Родины, должны играть традиционные религиозные организации....
Фактически излишне драматизируется "незащищенность" и невинность молодых людей, попадающих в суровые жизненные ситуации и предлагается подменить приобретаемый личный опыт церковными догмами, чтобы обеспечить желаемый для организаторов религии стиль реагирования, ведь никакая иная нравственность неприемлема для носителей догм. Здесь лукаво предполагается, что, столкнувшись с негативными явлениями, молодой человек непременно сам погрязнет в пороках, если у него в голове не насадить догматические представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ну и рабский страх перед божьим наказанием.
Настоящее религиозное и духовное образование предполагает погружение человека в иной опыт жизни — так же, как и чтение прекрасных образцов художественной литературы, знакомство с лучшими произведениями театра, кинематографа, когда человек погружается в иной опыт жизни, настолько привлекательный, что он хочет подражать всему тому, что он увидел.....
Утверждается, что воспитание всецело строится на примерах, котором хочется подражать, и совершенно не рассматривается процесс формирования личного жизненного опыта на основе развивающейся личной системы значимости. Это - уже обман, профанация. Упор делается лишь на копировании чужого авторитарного опыта, а не на выработку своего. Но после ранней стадии развития, которую можно назвать периодом доверчивого обучения, когда совершенно еще беспомощному детенышу демонстрируется пример личного опыта выживания, в норме должен приходить этап развития личной инициативы, когда безусловно воспринятые чужие навыки проверяются реальностью в условиях особенностей тела и психики детеныша и, главное, особенностей изменившихся условий, в которых преподаваемый опыт должен быть скорректирован чтобы адекватно соответствовать реальности, а не быть ретроградным. Все это случайно или намерено упускается патриархом Кириллом то ли в желании умышленного обмана, то ли в полном неведении особенностей развития организма.
Я никогда бы не сидел перед вами в этой рясе и в этом сане, если бы самым притягательным в моей жизни не был образ Христа и не было бы Евангелия. И это происходит не только на интеллектуальном уровне — здесь включается эмоциональный, эстетический фактор....
Верно: религиозные догмы, то, что становится предметом веры - это наиболее важное, предельно значимое, что есть в доминирующих представлениях и что не способно ничто превысить в силу этой предельно высокой значимости. Все, что этому противоречит встречает или активный агрессивный отпор или пассивную защитную реакцию неприятия.
В это духовное воспитание должна быть вовлечена Церковь... должны быть задействованы также литература, изобразительное искусство, кинематограф, театр.
В данном случае упоминания чего бы то ни было кроме религиозных догм является типичным риторическим приемом, призванным смягчить категоричность утверждения, сделать его как можно более понимаемым и приемлемым, заставить согласиться хоть в чем-то. На самом деле доминирующим во всех проповедях Кирилла звучит желание внедрения в умы, особенно неокрепшие, религиозных догм и подчинение душ. Вот яркий пример:
...А почему безнравственный закон всегда отторгался людьми? Да потому, что существует такое понятие, как нравственная природа человека, некий нравственный консенсус. Люди веры отвечают на этот феномен следующим образом: Бог возжелал, чтобы у человека была нравственная природа. Люди неверующие пытаются объяснить это эволюцией, еще чем-то, и всегда спотыкаются, здесь всегда разрушается логика.
Вовсе не "литература, изобразительное искусство, кинематограф, театр" объявляются источниками формирования нравственности, а именно догмы.
... сегодня мы переживаем страшное время, которое называют постмодерном, — с религиозной точки зрения это нечто такое, что приближает нас к трагическому концу, когда впервые за всю историю потерян нравственный консенсус. Это - опять риторическое драматизирование, необоснованное и безответственное. На самом деле если проследить историю, то она - непрерывный процесс развития нравственных представлений. Сегодня навязывается понятие абсолютной автономии человеческой личности, которая и определяет сама для себя систему нравственных ценностей это - ложь, передергивание, и никто не вправе сказать, что одна система нравственных ценностей хуже, чем другая да, никто не судья чужой нравственности, - возможна лишь личная оценка конкретных результатов ее проявлений в реальности. Вы посмотрите на дебаты вокруг кощунства в Храме Христа Спасителя: «А чего вы возмущаетесь? А чего же плохого? Ничего плохого нет»…
Слишком много атаса сделали из рядового как бы хулиганства. Крика намного больше, чем самого хулиганства. И кричат, в первую очередь, защитники веры, которая типа попрана девицами (но разве хоть у какого-то верующего она после этого пошатнулась?..).
То, что скандальная группка - типичные хулиганки - спора нет. То, что они не принципы отстаивают, а рвутся в фокус общественного внимания - тоже все признаки налицо. И весь этот громкий скандал им очень помогает и мостит дорогу к славе и влиянию, не то как если бы втихую им срок впаяли в рабочем порядке.
Так что с одной стороны резонанс прославит мучениц, с другой - верующие сделали прецедент кары за попрание их веры, чтобы другим не повадно было. Польза от инцидента - только для попстовых революционерок и для организаторов религии, в этом их интересы совпали, но ни первое ни второе нормальным людям не нужно.
...Нравственность — это единственный фундамент, который сегодня способен объединить наше общество, более того, род человеческий.... Речь идет о самом существовании человеческого общества - необоснованная риторика, а отнюдь не о существовании полиции как эффективного средства сдерживания.
При этом речь о нравственности патриарха расходится с множеством примеров и фактов его собственного попрания общеразделямых в обществе нравственных норм, а так же множества примеров безнравственного поведения высших служителей церкви. Вот известные примеры:
· Патриарх Кирилл говорит заведомую ложь?
· Маленькая и большая ложь патриарха Кирилла
· Патриарх Кирилл и часы Breguet: ложь, фотошоп и наговоры
· За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»
· Истинный аскетизм патриарха Кирилла
Как бы не оправдывался патриарх и его пресс-служба по этим случаям (а делают они это очень невпопад и противоречиво в расчете обмануть наивную паству, а не тех, кто способен сопоставлять доступные сведения, в том числе слова самого патриарха), Кирилл общепризнанно является богатейшим собственником и имеет очень значительные капиталы, которые не по воле божьей упали на его счета и не объясняются дарами, коробки которых, по словам Патриарха, он даже не вскрывает, не подозревая, что ему подарили часы за $30000.
Другие примеры, касающиеся поведения священнослужителей на дорогах в шикарнейших автомобилях. Не так давно пресса освещала громкие ДТП с участием высоких церковных чинов.
Вот и выходит, что вера не сформировала нравственность и не уберегла мораль тех священников, которые попались с поличным... Можно бы сказать, что они были неправильными священниками, но ведь они зашли очень высоко в иерархии священнослужителей, значит вся иерархия неправильная, включая патриарха. Но гораздо правдоподобнее во всех этих случаях признать, что священники - тоже люди со всеми людскими проявлениями психики и склонностями, и вовсе не идеалы веры определяют их нравственность.
Напротив, вера принуждает следовать не успевающим за действительностью догмам, и чтобы оправдать их в условиях изменившихся норм нравственности социума, вынуждает прибегать ко лжи, которая - всегда агрессия одного по отношению к другому, что в условиях организованной религии выражается в отношениях "господин - раб" (божий или наместника бога в виде священника).
В качестве иллюстрации утверждения: "Вера - всегда является следствием отношений типа лидер-подчиненный и присуща подчиненному" предлагается выборка высказываний популярного проповедника - митрополита Сурожскиго, чьи книги в России выходят колоссальными тиражами: Высказывания митрополита Сурожскиго о молитве (необходимость молитвы, вымаливая - уже показатель), в частности:
...вы
сможете сказать: “Господи, спасибо!” И если вы разумны и умеете благодарить, вы
избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью, состоящей в
том, что мы воображаем, будто совершили что-то, чего могли бы и не делать. Это
сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это. И когда
вечером вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший
день, вы сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о
других и плакать о себе.
... Искать встречи с Богом нас побуждает дерзновение, если только этот поиск –
не акт глубочайшего смирения.... святой Симеон Новый Богослов говорит нам, что
если мы хотим молиться от всего сердца, то должны примириться с Богом, с нашей
совестью, с нашим ближним и даже с окружающими нас предметами. ... Потому что
недостаточно исполнять их, как раб или наемник исполняет волю своего господина;
мы должны возжелать их всем сердцем...
...Господь глядит на нас с грустью и неслышно отвечает нам на том языке,
который мог бы коснуться нашего сердца, если бы оно не было так озабочено
собственным страхом: “Я же тебя послал в эту ситуацию, ты должен сражаться за
Меня; разве ты не принадлежишь войску, авангарду Царства Небесного, которое Я
послал на землю?"
Об этом - дополнительно: Православие наносит удар.
Итак, представления о нравственных нормах в социуме формируется путем взаимоотношений отдельных индивидов - как общепонимаемая и принимая часть норм взаимоотношений. Такой процесс всегда идет через ошибки и удачи, которые сопровождают отдельные поведенческие акты, доступные для наблюдения и сопереживания в обществе. Результирующая нравственность имеет некие границы изменчивости у отдельных индивидов по отношению к среднестатистической и диапазон расхождений напрямую зависит от конкретной социальной роли индивида и от того, насколько он полно осведомлен о представлениях, оценках и актах поведения других индивидов и способен понять это, т.е. зависит от качества социальной коммуникации. Социальная же коммуникация все более совершенствуется и уплотняется с техническим прогрессом, позволяя все в большей мере каждому участвовать в жизни общества и быть социально востребованным.
Так что на самом деле развитие нравственности, адекватной реальности, не только не зависит от религиозных догм, а напрямую тормозится ими. В пределе же общество с развитой коммуникабельностью и социальными механизмами взаимоотношений, обеспечивающими наибольшую полноту самовыражения и наименьшее влияние централизованных механизмов власти, может прийти к форме, схожей в организации адаптивного поведения в отдельном мозге, см. Фасеточный разум. И чем меньше будет религиозности, препятствующей адаптивности к новому, поощряющей агрессивное нетерпение к инакомыслию, тем качественнее и адекватнее будет процесс.
| ||||||||||||