На сайте Fornit представлена подборка материалов, обобщающих большое количество фактических результатов исследований механизмов психических явлений. Наиболее интересные и важные первоисточники собраны в реферативной подборке и системе аксиоматики (структурированные по тематике, целевые источники).
Чтобы сразу получить общее и целостное представление о мозге, лучше всего воспользоваться статьей: "Организации механизмов мозга человека".
Для целостного, обоснованного понимания обобщений необходимы те вспомогательные предметные знания, которые непосредственно обосновывают утверждения обобщений, т.е. делают эти утверждения достаточно правдоподобными при понимании закономерностей вспомогательных предметных областей. Целостная непротиворечивость системы утверждений, образующая модель, способную быть воспроизведенной в принципе (а не конкретики воплощения, т.е. вовсе не обязательно методами и средствами биологической эволюции) и составляет системные представления о механизмах личностной адаптивности или, как очень условно называется на сайте - системной нейрофизиологии.
Название "системная нейрофизиология" используется условно, - как системные принципы в психофизиологии. т.е. те принципы, которые обеспечивают целостное описание системы взаимосвязей механизмов психики. Предметная же область, рассматриваемая в статье, - механизмы адаптивного поведения и, главное, механизмы психических явлений в достаточной степени очерчивает круг рассматриваемого.
Абстрактная модель систем индивидуальной адаптивности без конкретизации методов реализации, т.е. в наиболее общей форме, представлена в материалах адаптологии.
Цель данной статьи - перечислить достаточно подробно те
вспомогательные предметные области и/или их отдельные составные части, без
которых понимание системы обобщений окажется не полным, не целостным, не вполне
обоснованным.
Существует множество примеров, когда очень хороший узкий
специалист - нейрофизиолог демонстрирует недостаточность базовых представлений
для системных обобщений. Яркий пример - работа академика Ю.Александрова: Научение
и память: системная перспектива - с комментариями. Можно быть великим британским
ученым-математиком, разобравшимся с Геделем в приложении к задаче создания
искусственного интеллекта, но наделать далеких от сути предположений про тубулины.
Умение вычленять принципиальную функциональность, не зависящую от способа
реализации, от вспомогательной функциональности, не существенной для принципа,
требует ясного понимания тех предметных областей, которые оказываются в
рамках описания принципиальной функциональности (граничных условиях описания),
иначе неизбежна неполнота, делающая невозможным заметить истинные, но
недоказуемые утверждения :) Это напрямую касается единственного элемента
нейросети с принципиальной функциональностью - распознавателя профиля входного
возбуждения (нейрон с полем синаптических входных коммутаторов).
Можно сказать, что исследования предметной области "психофизиология" все еще находятся на стадии философствования для многих специалистов. Специалисты по нейрофизиологии, как правило, допускают наивные и необоснованные интерпретации по поводу тех или иных психических явлений (особенно "мышление", "сознание"), см. подборку. Чтобы достаточно ясно показать границу понимаемого и общепризнанного, затрагиваемого обобщениями в этом обзоре, стоит ознакомиться со статьей: О предположительной части моделей личной адаптивности.
Таким образом, предлагаемая статья - своеобразный тест: достаточно ли готов для полноценного понимания материалов этого сайта о механизмах адаптивности поведения личности (основная статья О системной нейрофизиологии была значительно откорректирована при подготовке), что помогает эффективно сэкономить время и усилия, заранее восполняя недостающие базовые представления.
Поэтому перед тем как всерьез делать попытки понять суть этой системы обобщений, необходимо освоить ясно и очевидно эти вспомогательные представления. После чего - рекомендуемый следующий этап - ознакомление с реферативным сборником по исследованиям психических явлений - в контексте нового уровня понимания и, затем уже - ознакомление с обобщающими материалами, в которых будут даваться ссылки на исходные обосновывающие данные, в том числе - из системы аксиоматики.
Конечно, очень не просто мотивировать углубление в области, казалось бы, далеко отстоящие от темы механизмов психики. Поэтому в этой статье, когда будут перечисляться конкретно необходимые понятия, будет говориться о том, где именно они участвуют в общей картине механизмов психики.
Есть еще очень важное условие: контекст, в котором будет восприниматься все прочитанное. Именно от качества и добротности этого контекста будет зависеть возможность успеха. Это - непротиворечивое базовое естественнонаучное мировоззрение, включающее его главную основу - методологию научного познания. К сожалению, этим очень многие пренебрегают, особенно "узкие специалисты", этого не преподают в вузах в должной мере и как бы вскользь касаются в профессиональной работе. Каким бы ни был профессионально подготовленным человек, но, чтобы надежно синхронизировать личностные представления, очень стоит ознакомиться со статьями по этим двум приведенным ссылкам и очень многое можно почерпнуть и скорректировать (опять же в плане совместимости представлений) из статей по ссылкам следующего абзаца.
Базовое естественнонаучное мировоззрение может быть сформировано с помощью вводных представлений: Моя картина мира и мировоззренческого гида: Познание жизни.
В самом общем плане, необходимы базовые представления по химии, строению вещества, программированию, схемотехнической реализации электронных устройств, нейрофизиологии, молекулярной биологии, физиологии регуляции систем организма. Этот уровень составления мировоззренческой картины предполагает заинтересованное ознакомление с популярными и учебными публикациями по этой тематике. На сайте есть несколько статей, позволяющих комфортно и надежно войти в некоторое, наиболее важные из этих областей представлений - Базовые Популяризации (БП - сокращение для последующего использования).
Химия.
БП: Про химию.
Программирование, информатика.
БП: Программирование на любом алгоритмическом языке.
Распознавание образов
Схемотехника, электроника.
БП: Про электронику и схемотехнику.
Молекулярная биология, механизмы наследственности, биохимия организма.
Строение вещества, Квантовомеханические представления.
Немалое число авторов пытаются вывести механизмы психики из квантовомеханических представлений, эффектов голографии и т.п. Поэтому нужно добротное системное понимание о строении вещества, фундаментальных и вытекающих причинно-следственных взаимодействиях, возможностях и граничных условиях явлений на квантовомеханическом уровне. Это - четко образует границы возможной применимости - для описаний механизмов психики.
Эволюция механизмов личной адаптивности.
БП: Что такое мысль, популярно?.
Наиболее общее системное представление об эволюции кратко описано в статье: Эволюция механизмов сознания.
Определяюще важным является понимание развития механизмов эмоционального, контекстного реагирования. Обобщение представлений об эмоциональных контекстах - в расчете как раз на связь с бытовым и психологическим понятием эмоций, определяемым через "черный ящик": Эмоции и подробнее: БП: Контекст понимания, Воздействие эмоций на организм. Для обобщения использовались материалы, наиболее интересные из которых вошли в Сборник по исследованиям психических явлений (там сделать поиск Ctrl+F по "'эмоц") и систему исходников на сайте:
Столь же важным как эмоциональные контексты, является и система значимости, тесно связанная с контекстным реагированием:
· Опережающее возбуждение или сущность прогноза
· Функции и механизмы системы значимости личности
БП: Личность, система значимости.
Все это позволяет формировать сколь угодно глубоко и широко вложенную систему контекстов реагирования, соответствующих иерархии текущих условий и, с помощью механизма сознания фиксировать новый опыт, имеющий смысл лишь в данном контексте его формирования.
В качестве наглядного обобщения текущего состояния понимания механизмов организации адаптивного поведения: Схема основных функциональных блоков в организации адаптивности поведения и их взаимосвязей
После возникновения ясного понимания рекомендованных матариалов, можно гарантировать вполне однозначную понимаемость обобщающей формализации механизмов сознания и, самое интригующее - принцип субъективизации ощущений, проявляющийся в явлениях от Базового самоощущения до личностной значимости воспринимаемого в данных условиях и всего, что следует отсюда: Эго, Непостижимая исключительность бытиЯ и Фасеточный разум.
Пояснение о субъективизации ощущений (добавлено в статью Базовое самоощущение):
Только осознаваемое субъективизировано, т.е. имеет личностную, уникальную оценку значимости, придающую определенный смысл воспринятому: прогностически - поле возможных реакций, статически - предопределенной цепью данного автоматизма реакцию и текущий фон эмоциональных контекстов (которые могут оказаться в конфликте).
Возможны два варианта. Образы восприятия в фазах прерванного выполнения автоматизмов ("ориентировочный рефлекс", переосмысление для новых условий, делающих очевидно не верными, приводящими к риску не желаемого старые, закрепленные за данной фазой оценки [123]) или прерванного следа осознания (в цепочках последовательности осознания [249]) 1) имеют значимость, закрепленную предшествовавшим актом прерывания для осознавания или же - 2) совершенно пока новы для жизненного опыта и, соответственно, не имеют смысла, не вызывают никаких мыслей о возможных последствиях.
Во втором случае образ - совершенно нов, не вызывает никаких "эмоций", ничего не значит, он ускользает, тем самым, от осмысления, т.к. не подвозбуждает никакие ассоциации, никакие прогнозы, не связан ни с каким отношением. Это - граница перехода ранее не осознаваемого к возможности осознания и приспособления к нему. Однако, в момент прерывания фазы автоматизма для осознания, уже есть распознавание текущей значимости [15], определяющее текущий целеобразующий эмоциональный контекст восприятия-действия, - есть доминирующая мотивация. Предшествовавшие навыки исследовательского поведения в этом контексте приведут к некоему пробному поведению (в том числе, возможно, бездействию) и результат такого поведения, немедленный или поддающийся связыванию с причиной сознанием, будет оценен и эта значимость закрепиться с прерванной фазой так, чтобы или впредь использовать такой вариант или не допустить его.
Таким образом, с данным образом будет закреплена его значимость, отношение к нему, его смысл в данных условиях для данной личности.
Даже при полной депривации, например, при пробуждении после очень глубокого сна (с полным гашением всех активностей бодрствования), текущее состояние распознается рецепторами системы значимости практически сразу (есть ли болезненные повреждения, критические отклонения гомеостаза и т.п.), что установит один из базовых эмоциональных контекстов, определяющий текущую мотивацию даже в условиях полной депривации. В случае человека, он еще не осознает кто он, где и когда он, но уже имеет некое базовое самоощущение, которое может соответствовать практически любому человеку, уточняя его поведение с распознаванием условий обстоятельств.
Базовое состояние самоощущения (наиболее общие связи значимости в текущем восприятии) распознается очень древними структурами (основы регуляции гомеостаза практически неизменны у всех высших животных), этим базовое самоощущение обезличено не только в рамках рассмотрения людей, но и большого круга смежных видов животных. А в случае нормы гомеостаза, когда нет никаких специфических сигналов отклонений, а отрабатывает лишь распознаватель "все в порядке", который у всех живых существ, обладающих распознавателем такого качества - однотипен (субъектвизирована самая общая часть распознавателей значимости "все в порядке"), то, можно соответственно предположить, что такое базовое самоощущение вообще одинаково для всех организмов, обладающих вообще способностью к субъективизации ощущений.
Только когда животное шевельнется, проявив когти, ногти, особенности лап, рук и т.п. начнется уточнение этого состояния. Мотивация дополнится спецификой, позволяющей отслеживать текущее восприятие-действие (начавшие выполнение цепочки автоматизмов) на соответствие текущей мотивации и значимостей, ранее закрепленных за фазами выполняющихся автоматизмов, при необходимости приводя к волевым усилиям переадаптации..
Наиболее общие, резюмирующие представления представлены в материалах по адаптологии. Системная модель развития адаптивных механизмов, приводящих к индивидуальной возможности адаптации к новому предлагается в основополагающем обобщении: Основы адаптологии, где последовательно, с постепенным усложнением представлений, с максимально возможной обоснованностью и достоверностью описываются все основные явления психики на основе обобщённых механизмов, исследованных на примере природной реализации.
Кратко о важном: Организация механизмов психики и Модели систем индивидуальной адаптивности
Способность понимания, творческие способности сопоставлений и обобщений - очень индивидуальны (личные навыки) и поэтому не может быть какой-то общей рекомендации того, что необходимо для обеспечения не просто понимания сказанного, а творческого переосмысления получаемых сведений, что только и может принести пользу.
Поэтому все предложенные рекомендации имеют самый общий, предположительный характер. Но то, что определенному уровню освоения должны предшествовать все необходимые, более ранние составляющие - неизбежно. Именно в таком плане и делался акцент.
| ||||||||||||