Леонтьев В.О.
Из кн.:
Классификация эмоций. - Одесса, 2002
(Все права защищены. При
воспроизведении ссылка на книгу и данный интернет-ресурс
обязательна)
Написать автору: lerych@paco.net
Основная цель книги - построение классификации
эмоций, решается в первых главах. Во второй половине книги рассматривается
применение построенной классификации к описанию типов Юнга. В последнем разделе
описываются недостатки типологии Юнга, и предлагается более точная типология на
основе структуры поведенческого акта П.К. Анохина.
Вопрос о классификации эмоциональных состояний
является одним из самых актуальных в психологии эмоций, также как вопрос о
классификации поведенческих черт в теории личности. Несмотря на многочисленные
попытки такой классификации в российской и западной психологии, ни одна из них
не завершилась построением логически стройной системы, включающей в себя
достаточно большое число эмоций. В большинстве случаев эти попытки приводили к
разбиению всего множества эмоций на несколько групп с нечетко описанным
содержимым и границами. Другой подход, наметившийся в американской психологии в
последние годы, привел к классификации не более двух десятков эмоциональных
состояний с помощью избыточно большого числа признаков.
О необходимости построения логически стройной
классификации писали практически все ведущие психологи, занимавшиеся этим
вопросом: П.В. Симонов, Г.А. Вартанян, В.К. Вилюнас, И.А. Васильев. В этой книге
на основе небольшого числа признаков построена классификация, описывающая 52
эмоциональных состояния. Она имеет четкую доказательную основу и дает
возможность для ее расширения.
Что дает такая классификация? Чтобы ответить
на этот вопрос, нужно рассмотреть его в более широком контексте: что дает
изучение психологии, вообще? У каждого мыслящего человека рано или поздно
возникает потребность понять самого себя и окружающих. Очень часто люди
совершают алогичные поступки, причин которых они не в состоянии понять. Девушка
идет по улице. Она одинока и мечтает познакомиться с молодым человеком. И вдруг,
на встречу появляется ОН, ее идеал, принц ее мечты. Что же она делает? Улыбается
ему? Делает какие-то намеки на возможность знакомства? Нет. Она делает каменное,
безразличное выражение лица, горделиво отводит взгляд в пустоту и,
демонстративно не обращая на него внимания, проходит мимо. Потом она будет
ругать себя за такое поведение, но в следующий раз поступит точно так же.
В чем тут дело? Что заставляет даже неглупых
людей совершать абсурдные поступки? Ответ очень прост - это неадекватные эмоции.
Вспомните фильм <Сибирский цирюльник>, в котором главный герой совершает
из-за любви череду безумных поступков, приведших его, в конце концов, на
каторгу. Что им двигало? Разум? Нет, им руководили только эмоции. Так, может
быть, эмоции вредны и не нужны современному человеку? Конечно, нет. Эмоции
заставляют людей совершать чудеса и выходить победителями из самых безнадежных
ситуаций. Эмоции окрашивают всю нашу жизнь, делают ее прекрасной и радостной. Но
могут сделать мучительной и невыносимой. Эмоции подводят людей к последней черте
и заставляют ее перешагнуть. Можно ли научиться руководить своими эмоциями?
Можно ли научиться испытывать <правильные> эмоции, адекватные ситуации?
Можно. Но для этого нужно сначала понять, что же это такое - эмоция? Какие они
бывают? Чем отличаются друг от друга? На какие поступки толкают? Именно на эти
вопросы можно найти ответы в этой книге. Книга не является легким чтением. Она
написана сухим научным языком и предназначена, прежде всего, специалистам. Но
если вы сумеете разобраться в логике эмоций, научитесь их анализировать и
понимать, что вами движет в данный момент, вам откроется удивительно гармоничный
мир самопонимания. И не только самопонимания. Вы хотите добиться чего-то от
другого человека? Вы хотите добиться от красивой девушки взаимности, от
начальника повышения, от окружающих признания? Как это сделать? Есть разные
пути, но самый простой и естественный путь это вызвать у них подходящую эмоцию,
которая подтолкнула бы их к нужным вам поступкам.
В этой книге нет готовых рецептов, ее цель
заключается в другом - понять основной принцип, объясняющий роль эмоций в жизни
человека. Таблица Менделеева тоже не содержит технологии изготовления химических
веществ, но только ее знание превращает мир химических элементов их хаоса в
систему.
В книге решается проблема базовых эмоций. Это
один из самых интересных вопросов в теории эмоций. Есть разные определения
базовых эмоций. В основе определений К.Изарда, Плучека, П.Экмана лежат разные
идеи, но их объединяет стремление, с одной стороны, выделить эмоции
соответствующие некоторым фундаментальным физиологическим и психологическим
процессам, а, с другой стороны, выделить небольшое количество эмоций, которые,
объединяясь, давали бы все другие эмоции. Математической аналогией является
понятие базиса векторного пространства. В книге выделяется набор из 8 эмоций,
который удовлетворяет обоим требованиям к базовым эмоциям. Все разложения
составных эмоций в сумму базовых имеют строгое логическое обоснование.
Специалисты, интересующиеся проблемой
интеллектуальных эмоций, найдут в книге подход и к их классификации.
В книге содержится также, описание типологии
Юнга и ее связь с эмоциональным миром человека. Если вы еще не знакомы с
типологией Юнга, то вы найдете в ней простой и достаточно эффективный способ
систематизации людей по их психическому устройству. Если вы уже хорошо ее
освоили и постоянно ей пользуетесь в ежедневной жизни, то вы найдете в книге
совершенно новый способ описания типов Юнга через эмоциональный спектр личности,
связь типов Юнга с уровнем активации и силой торможения нервной системы,
описание типов телосложения и многое другое.
В последней части книги делается анализ
некоторых недостатков типологии Юнга. Прежде всего, это размытость и неточность
некоторых понятий. В типологии Юнга противопоставляется логическое и
эмоциональное в человеке. Но в психологии известно и другое противопоставление
эмоционального и волевого. Оказывается, что оба эти противопоставления
правомерны. Дело в том, что они проявляются на разных этапах поведенческого
акта. Для более точного анализа структуры психики, рассматривается роль
некоторых механизмов психики, описываемых типологией Юнга, на разных этапах
поведенческого акта, описываемых схемой П.К. Анохина. Достаточно подробно
описываются способы организации внимания человека и животных. Описывается
влияние степени контроля человеком за эффективностью поведенческого акта, на
поведение, так, что каждый читатель сможет определить свои параметры механизмов
внимания и контроля.
Фрагменты текста книги
Оглавление.
Введение
Классифицирующие признаки
Первые три группы эмоций
Ведущие эмоции, возникающие на основе личных
потребностей
Эмоции, связанные с личными нормами и
правилами
Эмоции, возникающие в результате
соответствия-несоответствия
чьим-то или общественным стандартам, нормам,
правилам
Базовые эмоции
Эмоции, возникающие в связи с чужими
потребностями
Эмоции, возникающие на основе взаимных
отношений с другими людьми
Эмоции на основе
презрения
Многомерная модель
эмоций
Интеллектуальные эмоции
Спектр эмоций личности
Связь с темпераментом и типологией
Юнга
Типология Юнга
Описания типов Юнга.
Модифицированная типология
Юнга
Введение.
Человек в процессе жизнедеятельности
испытывает множество самых различных состояний: приятных, неприятных,
интенсивных, едва заметных, длительных, коротких. В психике есть различные
механизмы, которые служат разным целям: результатом действия органов чувств
являются ощущения тепла, боли, голода, жажды, зрительные образы, слуховые и т.д.
Результатом действия механизма внимания является его концентрация и более
высокая чувствительность восприятия одних объектов по сравнению с другими. Более
высокая концентрация внимания сопровождается состояниями, описываемыми словами
собранность, сосредоточенность. Отсутствие внимания описывается как
рассеянность, расслабленность, невнимательность. Степень волевой концентрации
описывается как напряженность или безволие и т.п. Усталость, бодрость,
сонливость - это физиологические
состояния организма
Среди этого многообразия нужно выделять
эмоциональные явления. Они также, весьма различны. Есть слабые легко меняющиеся
переживания, которые могут возникать по самым незначительным поводам, это
настроения. Есть длительные, устойчивые сложные состояния, включающие множество
компонент: различного рода знаний, эмоций, намерений. Это чувства, такие как
любовь, дружба, ревность, счастье. Есть неосознанные эмоциональные состояния,
возникающие в результате сочетания определенных внешних условий и не зависящие
от знаний человека об этих условиях. И есть собственно эмоции, осознанные
состояния, возникающие в результате оценки человеком некоторого события или
явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях
или удовлетворения своих потребностей. Одна и та же эмоциональная модальность
(вид эмоции) может быть настроением, неосознанной эмоцией или эмоцией. Так у
человека страх может возникать при виде некоторых насекомых, которые никогда не
причиняли ему вреда, которых он, может быть, никогда в жизни не видел, и к
которым другие люди совершенно безразличны. Страх может возникнуть при внезапном
быстром движении какого-либо предмета или громком звуке. Это неосознанная
эмоция, которая, вероятно, объясняется специфической реакцией некоторых нейронов
на внешний вид насекомого или на движение объекта. Эта реакция человеком не
осознается и возникает независимо от его опыта и желания. Слабая форма страха
может быть настроением и выражаться в виде необъяснимой тревожности. И, наконец,
эмоция страха может возникать как осознанная реакция на опасность. Происхождение
этого состояния в разных случаях различно, хотя феноменологически оно может
ощущаться человеком одинаково.
Целью книги является анализ и классификации
эмоций, точнее, тех когниций (знаний и соображений), которые лежат в основе
возникновения всего многообразия эмоциональных состояний. О необходимости
построения логически стройной классификации писали практически все ведущие
психологи, занимавшиеся этим вопросом: П.В. Симонов, Г.А. Вартанян, В.К.
Вилюнас, И.А. Васильев. К сожалению, все делавшиеся попытки классификации, в
лучшем случае, приводили к разбиению всего множества эмоций на несколько групп с
нечетко описанным содержимым. Другой подход, наметившийся в американской
психологии в последние годы, привел к классификации не более двух десятков
эмоциональных состояний с помощью избыточно большого числа признаков.
Каждый полноценный человек легко различает
свои собственные эмоции. Ему не составляет труда различить свои эмоции гнева,
гордости, надежды и т.д. друг от друга. Но объяснить, почему в конкретной
ситуации у него возник гнев, а не страх или гордость человек может лишь в
простейших случаях. На-шей задачей будет объяснение того, чем эмоции отличаются
друг от друга. Причем это объяснение будет сделано с помощью небольшого числа
признаков. Сначала нужно рассмотреть общие вопросы, причины возникновения эмоций
и признаки, лежащие в основе классификации.
Классифицирующие признаки.
В русском, английском
и других языках существует достаточно много слов обозначающих различные
психические состояния, связанные с проявлением эмоций. В различных работах, в
которых изучается вся совокупность эмоций, рассматриваются различные количества
таких слов: от двух-трех десятков [ 2 ] до сотни. В [ 28 ] речь идет о 120
словах. Человек способен испытывать несколько эмоций и состояний одновременно, в
результате чего возникают сложные эмоции, описываемые сложными языковыми
конструкциями. Прежде чем заниматься классификацией всего этого многообразия,
нужно ответить на два вопроса.
1.Все ли
состояния, описываемые этими словами и языковыми конструк-циями, являются
эмоциями и, следовательно, их нужно классифицировать?
2. Все ли
реально существующие эмоции описываются используемыми в языке конструкциями?
Первый вопрос, по сути, совпадает с одним из
фундаментальных вопросов, сформулированных в [ 26 ] : как отделить эмоции от
других эмоционально окрашенных состояний, настроений, аффектов, эмоциональных
черт? Сейчас не ставится задача классифицировать все состояния, поэтому
ограничимся лишь теми эмоциями, которые возникают в результате оценки человеком
возможности удовлетворения-неудовлетворения некоторой своей потребности или
достижения - не достижения некоторой своей цели. Это близко к представлению об
эмоции, как о психическом процессе оценивающем ситуацию и отношение организма к
ней [ 6 ] . Пользуясь таким определением, уже не нужно рассматривать, например,
такое состояние как рассеянность [ 2 ] , которое связано с процессами
концентрации внимания, а не с оценкой возможности достижения цели. Также сейчас
не будут рассматриваться такие понятия как любовь, ревность, счастье, ненависть
и т.п., которые являются сложными социальными эмоционально-когнитивными
комплексами. Не будем сейчас рассматривать и эмоциональный тон ощущений, который
описывается словами приятно-неприятно, удовольствие-неудовольствие. Например,
боль это ощущение, а возникающий под ее воздействием эмоциональный тон ощущения
называется страданием [ 15, стр. 43 ] .
В настоящее время, как утверждается в [ 21 ] ,
не существует общепринятой единой теории эмоций. Большое распространение
получила потребностно-информационная теория П.В. Симонова, согласно которой
возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности
удовлетворения этой потребности. Это обычно выражается в виде структурной
формулы
Э = F
(П, И н - И с )
Э
- сила эмоции и ее знак, П
- величина потребности, И н - И с - оценка
вероятности удовлетворения потребности на основе имеющегося опыта, И н
- информация о средствах объективно необходимых для удовлетворения
потребности, И с - информация о существующих средствах,
которыми индивид реально располагает. Согласно этой теории если существует
избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает
положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция.
Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей.
Однако, даже не вдаваясь пока в подробный
анализ, очевидно, что при удовлетворении любой от самой примитивной до самой
сложной потребности можно испытать радость, а при неудовлетворении любой
потребности можно испытать горе. В то же время, одна потребность, например,
пищевая, может вызывать страх, если есть большая вероятность ее неудовлетворения
(т.е. возможность голода), может вызывать надежду на ее удовлетворение, может
вызывать благодарность за ее удовлетворение и т.д. Т.е. одна потребность может
вызывать разные эмоции и одна эмоция может вызываться разными потребностями.
Более подробный анализ каждой эмоции будет проводиться в дальнейшем, но уже
сейчас ясно, что модальность эмоции определяется не только видом
потребности.Если быть более точным, то у объективного исследователя нет никаких
оснований считать, что у всех людей радость от шашлыка совпадает или не
совпадает с радостью от любви. Вполне может оказаться, что у одних людей это
так, а у других не так. И, главное, трудно придумать способ объективной фиксации
подобных ощущений. Для того чтобы избежать этих трудностей будет применен
абстрактный подход к определению эмоций, при котором вид удовлетворяемой
потребности не будет влиять на эмоцию. Но об этом речь еще впереди.
Для целей классификации из теории Симонова
будет взята идея о том, что эмоции связаны с оценкой возможности удовлетворения
потребности. Информация о возможности удовлетворения потребности будет более
подробно анализироваться с помощью нескольких признаков, о которых речь впереди.
Эмоции выполняют много различных функций в
психической деятельности человека. Опишем сейчас только одну, играющую важную
роль для целей классификации. Эту функцию можно назвать упрощающей в процессе
принятия решения о дальнейшем поведении человека в каждой конкретной ситуации. В
реальных жизненных ситуациях действует множество факторов имеющих для человека
значение. Если начать взвешивать все факторы логически, то это потребует много
времени, в то время, как промедление в некоторых случаях может оказаться
роковым. Эмоция же возникнув, заставляет человека действовать не рассуждая. В
критических ситуациях это может спасти жизнь, в ситуациях же обыденных эмоции
часто оказываютя вредны именно потому, что мешают взвесить все обстоятельства и
принять оптимальное решение. Именно это и будем называть упрощающей функцией
эмоций. Так страх заставляет или убегать или затаиться, гнев заставляет
нападать, интерес заставляет исследовать ситуацию, надежда заставляет выжидать.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что каждая эмоция толкает человека на
некоторые действия, которые можно описать не вникая в частные детали ситуации.
На этом будет основан один из классифицирующих признаков.
Классификация любого множества объектов
означает разбиение его на непересекающиеся подмножества с помощью некоторого
набора признаков. Чем больше признаков используется в классификации, тем мельче
получаются подмножества. Идеальная цель любой классификации - выделение каждого
элемента классифицируемого множества в качестве подмножества, с помощью
минимального числа признаков.
С этой точки зрения рассмотрим классификацию
В.К. Вилюнаса [ 9 ] , который делит эмоции на ведущие и ситуативные. Ведущие
сигнализируют о неудовлетворенности потребностей и побуждают к поиску целевого
объекта. Ситуативные возникают в результате оценок этапов поведения и побуждают
действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение. Ситуативные
эмоции делятся на три группы: 1) констатируемый успех-неуспех; 2)
предвосхищающий успех-неуспех; 3) обобщенный успех-неуспех. Такая классификация,
являясь, несомненно, полезной и выделяя существенные признаки эмоций, тем не
менее, далека от достижения идеальной цели.
Симонов П.В. [ 19 ] классифицирует эмоции по
характеру действий: преодоления, защиты, нападения. При этом он выделяет
дополнительные оттенки по величине потребности вызывающей эмоцию и по оценке
вероятности ее удовлетворения. Кроме того, П.В. Симонов рассматривает некоторые
эмоции, являющиеся результатом возникновения двух эмоций одновременно:
удовольствия, отвращения, радости, горя, страха, гнева. Например, презрение он
считает результатом возникновения отвращения и гнева одновременно. Этот факт
будем записывать в виде презрение = отвращение + гнев.
Для проведения классификации нужно выбрать
некоторый набор признаков. К настоящему времени описано достаточно большое число
признаков и характеристик эмоций. Вундт В. выделял три характеристики: 1)
гедонический тон или знак эмоции, положительный или отрицательный; 2) готовность
к действию, расслабление-напряжение; 3) уровень активации,
спокойствие-возбуждение. Шлосберг Г. говорил о такой характеристике, как
принятие-отталкивание см. [ 27,стр.40 ]. Осгуд ввел понятие
контроль-импульсивность. Изучались также характеристики внимание-невнимание [ 29
], уверенность в себе-неуверенность [ 30 ]. Неэмоциональная активация, полюсами
которой являются уверенность-растерянность, рассматривается в [ 13 ].
В работе [ 34 ] делается еще одна попытка
классификации. 17 эмоций определяются различными сочетаниями 7 признаков: 1)
ожидаемый-неожиданный; 2) последовательный-непоследовательный; 3)
нерасположенный-желающий; 4) высокая вероятность-низкая вероятность; 5)
высокий-низкий контроль; 6) характерный-нехарактерный источник проблемы; 7)
связь проблемы с окружением или с личностью. В [ 36 ] эмоции радость, печаль,
опасение, гнев, отвращение, позор, вина описываются с помощью меньшего числа
измерений. Такое количество признаков уже само по себе требует классификации и
осмысления. Из этого многообразия выберем сначала 3 бинарных признака.
1.Знак
эмоции положительный (+) или отрицательный (-). Этот термин используется со
времен Вундта. Под ним подразумевается гедонистический тон эмоции или
субъективное ощущение приятное или неприятное. Изард [ 27,стр.20 ] утверждает,
что такие эмоции как гнев, страх стыд не могут быть однозначно отнесены к
положительным или отрицательным. В одних ситуациях они могут ощущаться как
полезные и, следовательно, как положительные, в других как вредные и,
следовательно, как отрицательные. Е.П. Ильин [ 15, стр.14 ] , еще более
категорически утверждает, что понятие знака эмоции бессмысленно и вводит в
заблуждение. Чтобы избавиться от такой неоднозначности, в соответствии с
принятым здесь определением эмоции как состояния возникающего в связи с оценкой
возможности достижения-недостижения цели, будем называть эмоцию положительной,
если она возникает в связи с удовлетворением потребности или достижением цели,
соответственно, отрицательной в связи с неудовлетворением или не достижением.
Это определение знака эмоции предлагается в [ 7 ]. Такое определение
положительности-отрицательности, будучи очень близким к общепринятому, тем не
менее отличается от него и дает возможность однозначно определять знак эмоций.
При этом знак может иметь только два значения плюс или минус.
2. Время
возникновения эмоции относительно события. По этому признаку эмоции делятся на
предвосхищающие и констатирующие. Эти термины будем применять в том же смысле,
что и В.К. Вилюнас. Предвосхищающие эмоции возникают до события связанного с
достижением-недостижением цели, предшествуют ему и являются результатом оценки
вероятности успеха-неуспеха, в соответствии со структурной формулой П.В.
Симонова.
Констатирующие эмоции возникают после события
связанного с достижением - не достижением успеха.
3. Направленность эмоций. По
этому признаку выделяются эмоции направленные на себя и направленные на вн Для
того чтобы более точно сформулировать этот признак, нужно еще раз рассмотреть
упрощающую функцию эмоций. Эта функция заключается в том, что эмоции
подготавливают организм к определенному действию в возникшей ситуации. Эмоции
предназначены для разрешения универсальных жизненных затруднений,
затруднительных положений [ 31 ] . В [ 32,р.202 ] говорится об общих
адаптационных задачах, которые конфигурируются в основные темы. В [ 37 ]
рассматриваются некоторые обобщенные ситуации, вызывающие эмоции: печаль -
неудача в достижении цели, страх - ожидание неудачи в достижении цели, счастье -
цель достигнута. П.Экман [ 25 ] говорит о том, что первичная функция эмоций
заключается в мобилизации организма для быстрой реакции на ситуацию наиболее
адекватным в прошлом способом.
Таким образом, каждая эмоция готовит человека
к некоторому действию. Это действие может совершаться с внешним объектом или с
самим человеком. Например, гнев нацеливает на устранение препятствия к
достижению цели и, таким образом, направлен на внешний объект. Печаль
подготавливает человека обходиться без той цели, которой не удалось достигнуть,
и направлена на себя.
В литературе есть подробный анализ и модели
некоторых эмоций. Например, в [ 23 ] рассматриваются различные стили проявления
эмоции гнева в зависимости от сильно или слабо выраженной физиологической
компоненты, от силы переживания и от интенсивности поведенческого его выражения.
В [ 38 ] вина рассматривается как проявление диссонанса в смысле Л.Фестингера.
Трудно совместить столь различные подходы. Целью предлагаемой классификации
является попытка рассмотрения многообразия эмоций с единой точки зрения.
Комбинируя три описанных бинарных признака
можно получить лишь 8 различных вариантов. Введем 4-й признак, который бинарным
не является.
Этот
признак описывает группы эмоций по источнику их происхождения.
1)
Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей
человека. Это, по сути, совпадает с ведущими эмоциями В.К. Вилюнаса.
2)
Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или
своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями.
3)
Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и
нормами.
4)
Эмоции, возникающие в связи с потребностями других людей.
5)
Эмоции, возникающие в результате взаимных отношений с другим человеком.
6)
Эмоции, возникающие на основе презрения.
Сочетанием 4-х приведенных признаков можно
описать 48 качественно различных эмоции. Если учесть количественные отличия
между родствен-ными эмоциями, то их число значительно возрастает. Такое
разбиение на группы аналогично классификации Б.И. Додонова [ 15, стр.134 ]
В [ 4 ] критикуется естественнонаучный подход
к изучению эмоций. Формулируется проблема выделения связей и отношений,
доказательства их существования или нет. Ставится проблема метода изучения
эмоций. В [ 20 ] утверждается, что любая теория эмоций должна предложить
теоретический принцип классификации. Именно такой теоретический принцип в этой
книге и предлагается.
В предлагаемой классификации методом анализа
эмоций является переход к изучению ситуаций, в которых эмоции возникают. При
определении отдельных эмоций, в наиболее общем виде описывается ситуация, в
которой она возникает. После этого классифицируются ситуации и соответствующие
им эмоции. Связи между эмоциями оказываются тождественными связям между
ситуациями. Например, если окажется, что некоторой сложной эмоции соответствует
сложная ситуация, состоящая из нескольких простых ситуаций, которым
соответствуют простые эмоции, то делается вывод, что сложная эмоция состоит из
простых эмоций.
Для наглядности, классифицируемые эмоции будем
располагать в вершинах кубов. Каждый куб соответствует различным источникам
эмоций (4-й признак). Вертикальное ребро куба соответствует знаку эмоции. На
верхней грани располагаются положительные эмоции, на нижней грани отрицательные
эмоции (1-й признак). Горизонтальные ребра куба, параллельные плоскости рисунка,
соответствуют времени возникновения эмоции (2-й признак). На левой грани
располагаются предвосхищающие, на правой грани констатирующие эмоции. Ребра куба
перпендикулярные плоскости рисунка соответствуют направленности эмоции (3-й
признак). На передней грани находятся эмоции направленные на себя, на задней
грани направленные на объект.
Первые 3 группы эмоций.
Прежде чем начать
описания конкретных эмоций, нужно сделать одно существенное замечание. Целью
дальнейших описаний является не определение эмоций, а подбор названий эмоций,
наиболее точно удовлетворяющих набору классифицирующих признаков. Например, при
анализе эмоции горя будет сделан вывод, что это констатирующая, отрицательная,
направленная на себя эмоция, возникающая в связи с личными потребностями. Это
нужно понимать так, что для констатирующей, отрицательной, направленной на себя
эмоции, возникающей в связи с личными потребностями, наиболее точно подходит
название <горе>. После приписания каждой эмоции четырех классифицирующих
признаков, этот набор признаков становится ее определением, после чего под
термином <горе> понимается не то, что феноменологически каждый человек
себе представляет, а эмоция, обладающая указанным набором признаков. При этом,
однако, окажется, что все формально возможные сочетания признаков будут
определять некоторую эмоцию, о которой каждый цивилизованный человек имеет
представление.
Ведущие эмоции, возникающие на
основе личных потребностей.
Горе.
В [27] в качестве основной эмоции
рассматривается страдание, а горе считается комбинацией эмоций и
аффективно-когнитивных структур. При этом отмечается, что страдание может
возникать при чрезмерном уровне стимуляции громким звуком, болью, холодом и
т.п., стр.252. Т.к. эмоция должна возникать в связи с некоторой потребностью, то
страданием будем называть эмоциональный тон ощущений, как это делается в
[15, стр.43]. Под термином «горе» будем
подразумевать только эмоцию, тем самым несколько сужая бытовой смысл этого
слова.
Основным источником горя
является утрата материальных объектов, привлекательных качеств в себе самом
(способностей, самоуважения), отношений с другими людьми. Общим фактором для
всех психологических причин горя является ощущение потери чего-либо ценного
[27,стр.268] . Будем рассматривать горе
как эмоцию, возникающую при утрате некоторой ценности, способа удовлетворения
некоторой потребности. Горе возникает после того как про-изошло неприятное
событие (утрата), поэтому оно должно находиться на правой грани куба
эмоций.
Рис.1. Эмоции, возникающие на основе личных
потребностей.
Верхняя грань –
положительные эмоции.
Нижняя грань – отрицательные
эмоции.
Левая грань –предвосхищающие
эмоции.
Правая грань –констатирующие
эмоции.
Передняя грань – эмоции
направленные на себя.
Задняя грань – эмоции
направленные на объект.
Горе возникает как реакция
на утрату возможности удовлетворения потребности, на невозможность ее
дальнейшего удовлетворения, поэтому оно должно находиться на нижней грани. Горе
является переживанием утраты, подготавливает человека обходится без утраченного
объекта, приводит к как можно более редкому вспоминанию травмирующего события
или даже к его забыванию, и потому, направлено на себя, т.е. должно находиться
на передней грани. Наконец, горе возникает в результате утраты возможности
удовлетворения личной потребности. Эти четыре фактора полностью определяют
положение эмоции горя на кубе эмоций, как это показано на рис.1.
Перечислим некоторые оттенки
эмоции горя и чувств, возникающих на его основе, отличающиеся по интенсивности,
величине активации, степени готовности к действию и т.п.: печаль, грусть, тоска,
сожаление, уныние, скорбь, огорчение.
Радость.
Эмоция радости может
возникать в различных ситуациях. Она может быть следствием достижения или
творческого успеха [27, стр.211] результатом уменьшения
негативного аффекта, от упражнений улучшающих физические возможности, при
узнавании чего-то знакомого связанного с приятными воспоминаниями, во время
мечтаний или других форм
воображения и познания. Радость можно испытывать во время сна,
доказательством чего служит улыбка на лице спящего [27,стр.213]. Можно испытывать
беспричинную радость, которая называется хорошим настроением. Эти факты дают
основание предполагать, что радость есть результат некоторого физиологического
процесса. Но, т.к. мы рассматриваем эмоции как результат когнитивных процессов,
то будем отделять эмоцию радости от ее физиологической основы. Будем отличать
также радость от эмоций удовлетворения и облегчения, о которых речь пойдет
дальше.
На основании этого радостью
будем называть эмоцию, возникающую в результате удовлетворения некоторой личной
потребности в широком смысле.
Типичной ситуацией приводящей к радости будет ситуация достижения желанной цели.
Радость возникает в
результате достижения потребности, поэтому располагается на верхней грани.
Радость возникает после удовлетворения потребности, поэтому находится на правой
грани. Эмоция радости есть переживание результата удовлетворения потребности,
она закрепляет в памяти правильную последовательность действий приведшую к
удовлетворению потребности и вызывает игровое поведение, т.е. направлена на себя
и, потому находится на передней грани. Эмоция радости мотивирует игровое
поведение. Таким образом, радость располагается в правой, верхней, передней
вершине и отличается от горя только знаком, что и имеет место. Радость
противоположна горю по знаку, они отличаются только по признаку
удовлетворения-неудовлетворения потребности. Все остальные признаки этих эмоций
совпадают, что видно из рис.1.
Страх.
Причинами страха могут быть
ситуации, являющиеся сигналом опасности. Потенциальный ущерб может быть как
физическим, так и психологическим [27, стр.314]. Причиной страха может быть
присутствие чего-либо угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает
безопасность. Страх может вызываться одиночеством, незнакомыми объектами,
темнотой, болью, внезапным движением. Обобщая, можно сказать, что страх
возникает в результате предчувствия утраты возможности удовлетворения некоторой
личной потребности. Можно бояться за другого человека, но при этом безопасность
этого человека становится потребностью того, кто испытывает
страх.
Страх есть предчувствие
утраты, поэтому должен располагаться на левой грани. Страх есть предчувствие
неудовлетворения потребности, поэтому должен располагаться на нижней грани.
Страх есть боязнь за себя и свои потребности, поэтому направлен на себя и должен
располагаться на передней грани.
Располагаясь в левой,
нижней, передней вершине, страх должен отличаться от горя только по времени
относительно события. Это так и есть, т.к. горе возникает после события, после
утраты некоторой ценности, а страх предшествует событию, возникает в результате
предчувствия утраты ценности. В наиболее общей форме можно сказать, что страх
толкает человека удаляться от объекта вызвавшего эту эмоцию. Сильное воздействие
эмоция страха оказывает на волевой механизм психики, ослабляя
его.
Испуг – ослабленный
кратковременный вариант страха. Паника – состояние связанное с крайней степенью
страха. Ужас и боязнь это также варианты страха.
Надежда.
Стотланд [39] определил надежду как
ожидание достижения цели. Надеяться можно на удовлетворение своей потребности и
на избегание неприятных последствий. В рамках предлагаемой классификации
переформулируем определение Стотланда следующим образом. Надежда возникает в
результате предчувствия удовлетворения личной потребности. Из определения видно,
что надежда должна располагаться в левой верхней вершине куба.
Надежда есть предчувствие
удовлетворения личной потребности, при этом способ и источник удовлетворения
может быть самым разным. Надеяться можно даже в ситуации, когда нет никаких реальных
предпосылок для надежды [17]. Это служит основанием
считать, что надежда направлена на себя, а не на внешний объект. Итак, надежда
должна располагаться в левой, верхней, передней вершине куба и, тем самым, быть
противоположной страху по знаку. О противоположности надежды и страха говорится
в [27, стр.178]. Действительно, если мы предчувствуем
удовлетворение личной потребности, то испытываем надежду, если предчувствуем
неудовлетворение, то испытываем страх. Надежда толкает человека оставаться рядом
с объектом ее вызвавшим, приближаться к нему. В отличие от страха, ослабляющего
волю, эмоция надежды волю усиливает. В результате удовлетворения потребности
возникает радость, поэтому можно сказать, что надежда есть предчувствие радости,
и отличается от нее только по времени относительно
события.
Гнев.
Причиной гнева является
чувство физического или психологического препятствия чему-то, что мы очень хотим
сделать. Этим препятствием могут быть физические помехи, правила, законы, другой
человек, личное оскорбление, обман, принуждение [27, стр.291], боль и длительное
страдание.
Сформулируем определение гнева как эмоции возникающей в результате неудовлетворения некоторой личной потребности, которая стимулирует человека на преодоление препятствия, мешающего ее удовлетворению. Т.к. гнев стимулирует преодоление препятствия, то он направлен на объект мешающий достижению цели и должен располагаться на задней грани куба. Т.к. гнев возникает после события приведшего к неудовлетворению потребности, то он должен располагаться в правой, нижней, задней вершине, что изображено на рис.1.
Такое расположение делает
гнев противоположным горю по направленности. Действительно, горе возникает после
утраты некоторой ценности, и направлено на приспособление человека обходиться
без этой ценности, т.е. на себя. Гнев же, возникая после утраты ценности,
направлен на попытку вернуть эту ценность, т.е. на объект. Обобщая можно
сказать, что гнев мотивирует человека начать активное воздействие на
объект.
Приведем некоторые состояния
близкие к гневу. Злость-эмоция более протяженная во времени и менее интенсивная.
Она направлена на разрушение объекта мешающего достижению
цели.
Возмущаться, сердиться -
ослабленные варианты гнева. Безумный, неистовый, яростный – крайние степени
гнева. Ненависть – устойчивый, периодически повторяющийся синдром основанный на
эмоциях гнева и злости.
Удовлетворение.
Удовлетворением будем называть эмоцию, возникающую в результате достижения некоторой цели, связанной с личной потребностью и направленной на прекращение действий по достижению цели. Радость сигнализирует, что потребность удовлетворена, при этом способ удовлетворения не имеет значения. Удовлетворенность же сигнализирует, что потребность удовлетворена с помощью конкретного объекта и, таким образом, в отличие от радости направлена на объект. Можно испытывать удовлетворение добившись от человека того, что он может дать, но не испытывать при этом радости, т.к. полностью потребность при этом удовлетворена не будет. Удовлетворение отличается от радости только направленностью и находится в правой, верхней, задней вершине, см. рис.1. Удовлетворение мотивирует человека закончить воздействие на объект, от которого уже получено все возможное. Удовлетворение противоположно гневу по знаку т.к. и удовлетворение и гнев возникают после события и оба направлены на объект, но гнев возникает после неудовлетворения потребности.
Интерес.
Основными причинами,
вызывающими интерес являются новизна ситуации и воображаемые образы (фантазии,
мечты), связанные с достижением целей, которые ставит перед собой человек
[27, стр.189]. Новизна ситуации может
вызвать и страх и гнев, поэтому, обобщая, определим интерес как эмоцию,
возникающую к объекту, с помощью которого человек предполагает удовлетворить
свою потребность.
Интерес есть предчувствие удовлетворения потребности, поэтому располагается в левой верхней вершине. Интерес поддерживает исследование, изучение и взаимодействие с объектом [27, стр.209], увеличивает концентрацию внимания на объекте и потому направлен на объект. Следовательно, интерес находится в левой, задней, верхней вершине.
Являясь предчувствием
достижения цели с помощью объекта, интерес должен отличаться от удовлетворения,
которое возникает после достижения цели, только по времени относительно события,
что и видно из рис.1. И интерес, и надежда есть предчувствие достижения цели,
но, надеясь, человек рассчитывает на себя, а испытывая интерес, человек
рассчитывает на объект, т.е. интерес отличается от надежды только
направленностью. Можно сказать, что испытывая надежду человек сам приближается к
объекту, испытывая интерес – приближает объект к себе. Конечно, это утверждение
нужно воспринимать не буквально, а как внутреннюю интенцию
человека.
Варианты интереса –
любопытство, заинтригованность.
Пренебрежение.
Пренебрежением назовем
эмоцию, возникающую в предчувствии того, что объект не удовлетворит некоторую
нашу потребность. Если человек повел себя неправильно, то мы, сделав из этого
вывод, что он не способен дать нам то, что нужно, можем почувствовать к нему
пренебрежение. Из определения видно, что эта эмоция должна располагаться в
левой, нижней, задней вершине. Являясь предчувствием неудовлетворения объектом
нашей потребности, пре-небрежение отличается от гнева, который возникает после
такого неудовлетворения, только по времени относительно
события.
Интерес направлен на объект и является предчувствием удовлетворения потребности. Пренебрежение также направлено на объект и является предчувствием, но уже неудовлетворения потребности, поэтому должно быть противоположно интересу только по знаку, что видно из рис.1.
Страх является предчувствием
неудовлетворения потребности. Пренебрежение также является предчувствием
неудовлетворения, но, в отличие от страха, направленного на себя, направлено на
объект и противоположно страху по направленности. Пренебрежение снижает внимание
к объекту, как не представляющему ценности. Страх толкает человека удалиться от
объекта (направленность на себя), пренебрежение толкает человека удалить объект
от себя (направленность на объект).
Эмоции,
связанные с личными нормами и правилами.
Вина.
«Вина возникает при
неправильном действии. Поведение, которое вызывает вину, нарушает моральный,
этический или религиозный кодексы. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают,
что нарушили правило или переступили границы своих собственных убеждений. Они
могут чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности»
[27, стр.372]. Исходя из этого, дадим
такое определение. Вина это эмоция, возникающая в результате нарушения
собственных правил, убеждений, за выполнение которых человек принял на себя
ответственность. Ответственность здесь понимается, как готовность пожертвовать
чем-то (может быть, в психологическом плане) в случае невыполнения этих правил.
Если речь идет о выполнении общественных норм, то, принимая на себя
ответственность за их выполнение, человек делает их своими личными нормами, что
сводится к описанному выше.
Вина возникает после
невыполнения личных норм, поэтому должна находиться на правой нижней грани. Вина
влечет такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя, и понижение
самооценки [27, стр.373]. Обобщая можно сказать, что
вина направлена на прекращение неправильного действия, т.е. направлена на себя.
Итак, вина должна располагаться в правой, нижней, передней вершине см.рис.2.
В работе [38] доказывается концепция вины как
когнитивного диссонанса между правильным действием, как человек его себе
представляет, и реальным действием. В дальнейшем будем пользоваться этой идеей
для анализа составных эмоций, поэтому рассмотрим ее подробней. Если человек
совершает действие, не совпадающее с его представлением о правильном, моральном
и т.п. действии, то у него возникает когнитивный диссонанс (в смысле Фестингера) между этими двумя знаниями.
Как установлено в работе [35],
диссонанс возникает только при наличии ответственности человека за свои
действия. Но ответственность это и обязательная составная часть вины.
Обязательное наличие ответственности в диссонансе и в эмоции вины дает автору
возможность считать, что вина является разновидностью
диссонанса.
Рис.2
Эмоции,
связанные с личными нормами и правилами.
………………………………………………………………………………………
Эмоции, возникающие в
результате
соответствия-несоответствия чьим-то или общественным стандартам, нормам,
правилам.
Стыд.
Наиболее распространенные
объекты, способствующие появлению стыда, это собственная личность, тело,
межличностные отношения [27, стр.348]. Стыд возникает в ситуации,
когда, увидев кого-то в толпе, индивид энергично приветствовал его, но потом
понял, что обознался. Стыд возникает если вы, находясь в обществе, замечаете,
что у вас непорядок в одежде. Но для этого обязательно нужно общество хотя бы
одного человека, в одиночестве стыд не возникает. Дарвин писал, что стыд
вызывается критикой, но может возникнуть и в ответ на похвалу. Многие молодые
люди испытывают смущение при излишне щедрых похвалах родителей [27, стр.348]. Т.е. стыд может возникать
как при низкой оценке со стороны других, так и при слишком высокой оценке.
Обобщая эти ситуации, дадим такое определение. Стыд это эмоция, возникающая при
несоответствии индивидом общественным или чьим-то личным нормам, правилам,
ожиданиям [27, стр.372]. Стыд возникает после
выявления факта такого несоответствия. Испытывая стыд, человек опускает глаза,
прикрывает веки, стремится сжаться и сделаться как можно меньше, незаметнее.
Такое поведение можно объяснить стремлением избежать наказания за неправильное
поведение. Т.е. можно считать, что стыд направлен на себя. Отсюда видно, что
стыд должен располагаться в правой, нижней, ближней вершине рис.3. Горе, вина и
стыд имеют три общих признака и отличаются только по причине возникновения
эмоции. О близости стыда и вины говорил еще Дарвин [27, стр.340].
Позор –
аффективно-когнитивный комплекс, связанный с крайней степенью
стыда.
Рис.3. Эмоции, возникающие в
результате соответствия-несоответствия чьим-то или общественным стандартам,
нормам, правилам.
Отвращение.
Отвращение вызывается вещами испорченными в физическом или психологическом смысле [27, стр. 296], но это не единственная его причина. Вещи отвратительные в одних обществах и группах могут цениться в других социумах. Например, употребление змей в пищу отвратительно для европейца, но считается деликатесом на востоке. Степень испорченности чего-либо это тоже понятие относительное, поэтому можно ожидать, что одна и та же испорченная вещь будет кому-то отвратительна, а кому-то нет. Отвращение может быть побеждено привычкой и подражанием. Приехав в незнакомую страну, можно испытывать отвращение к распространенной там пище. Но, по мере привыкания, отвращение может исчезнуть.
Эти примеры дают основание
считать, что отвращение возникает в результате несоответствия объекта
общепринятым в данном обществе представлениям о приемлемом и отвратительном.
Когда что-то вызывает отвращение, то индивид стремится устранить этот объект или
изменить его [27,стр.297] т.е. отвращение направлено на объект.
Отвращение возникает после того, как несоответствие объекта нормам установлено,
поэтому эта эмоция должна располагаться в задней, правой, нижней вершине рис.3.
Отвращение, презрение и гнев совпадают по трем признакам, отличаясь лишь по
причинам возникновения. О сходстве отвращения и гнева говорится и в [27, стр.296]. Отвращение и стыд
отличаются лишь направленностью на себя или на объект, что видно из
рис.3.
Омерзение, гадливость –
эмоции близкие к отвращению.
Базовые эмоции.
Разные авторы вкладывают в
этот термин разный смысл. Изард называл эмоции базовыми если они имеют
специфический нервный субстрат, характерную мимику и отличающееся субъективное
переживание.
Совершенно другую концепцию
базовых эмоций создал Р.Плутчик [33]. Базовыми он считал те
эмоции, которые возникают в связи с основными биологическими функциями
организма.
1) Эмоцией принятия он
называл эмоцию, которая возникает в связи с удовлетворением потребности
организма в пище и воде. Если распространить это понятие на любую потребность,
то это будет эмоция, которая в этой книге называется удовлетворением и
мотивирует организм к окончанию воздействия на объект, от которого получена вся
возможная польза.
2) Эмоция гнева у Плутчика и в
этой книге рассматривается одинаково, как мотиватор устранения препятствия,
толкающий индивида к началу активного воздействия на
объект.
3) Отвращением Плутчик называл
эмоцию, возникающую в связи с процессами выделения. При анализе эмоции
отвращения уже говорилось, что это понятие очень относительно. То, что считается
отвратительным в одной культуре, может не быть таковым в другой. Вряд ли можно
утверждать, что есть хоть одна вещь или понятие отвратительное во всех
культурах, абсолютно всем людям и не зависящее от воспитания. Эти соображения
ставят под сомнение связь отвращения с физиологическими функциями организма.
Физиологической основой отвращения
является неосознанная реакция на неприятный вкус пищи, проявляющаяся у младенцев
в выплевывании невкусной пищи. В этой книге рассматривается эмоция, связанная с
более общим понятием, чем выделение, а именно, с понятием бесполезности. Эмоция,
возникающая к объекту, который рассматривается как потенциально бесполезный,
была названа пренебрежением. Эта эмоция управляет таким фундаментальным
процессом организма как внимание. К объекту, к которому возникло пренебрежение,
внимание резко снижается.
4) С процессом исследования
окружающей среды Плутчек связывал эмоцию любопытства. В этой книге применяется
термин <интерес>, который означает эмоцию, возникающую к потенциально
полезному объекту, увеличивающую концентрацию внимания на этом объекте и
стимулирующую исследовательскую деятельность.
5) Эмоцию радости Плутчек
связывал с сексуальным поведением. В предлагаемой здесь классификации радость
рассматривается в более широком контексте как реакция организма на полное
удовлетворение некоторой потребности, вызывающая игровое поведение и
закрепляющая в памяти последовательность действий, приведшую к
успеху.
6) Горе Плутчек связывал с
потерей объекта удовольствия. Мы рассматриваем эмоцию горя несколько шире, как
реакцию организма на невозможность удовлетворения некоторой потребности,
подготавливающую организм обходиться без этой потребности, приводящую к
забыванию или как можно более редкому вспоминанию травмирующего
события.
7) Страх Плутчик
рассматривал как защиту от угрозы боли. Здесь страх рассматривается более широко
как реакция на угрозу неудовлетворения некоторой потребности направленная на
избегание этой угрозы и удаление от опасного объекта.
8) С процессом ориентировки
в ситуации неизвестности Плутчик связывал эмоцию, которую называл испугом. В
данной классификации понятие ориентировки конкретизируется, как ожидание
положительного исхода в ситуации неопределенности и называется эмоцией надежды,
которая удерживает человека оставаться около объекта вызывающего эту
эмоцию.
Обобщая, можно сказать, что
пара эмоций горе - радость регулируют механизм забывания - запоминания событий,
вызвавших эти эмоции, пара гнев - удовлетворение регулируют начало - окончание
активного воздействия на объект, интерес - пренебрежение регулируют концентрацию
- ослабление внимания на объекте, надежда - страх регулируют волевую сферу
и приближение - удаление от
объекта.
Таким образом, 8 первичных
эмоций Плутчека оказываются очень близки к 8 ведущим эмоциям 1-го куба, за
исключением эмоции отвращения, которая заменяется на пренебрежение. Но нужно
помнить, что 8 ведущих эмоций получаются в результате применения трех бинарных
признаков, что никак не связано с функциями организма, на которые опирался
Плутчек. Плутчек предлагает также разложение некоторых сложных эмоций на
первичные компоненты, например, гордость = гнев + радость, вина = страх +
радость и т.п.
Свойство эмоций
объединяться, т.е. возникать одновременно и давать в результате новую более
сложную эмоцию рассматривает П.Экман [25]. Базовыми он называет те
эмоции, которые способны к такому объединению. К сожалению, такое определение
нельзя назвать логически безупречным, т.к. может оказаться, что любая эмоция
способна к объединению с какой-нибудь другой.
Из подходов Изарда, Плутчека
и Экмана можно сделать вывод, что
попытки выделения базовых эмоций преследуют две основных
цели:
1) выделить эмоции связанные с
некими фундаментальными физиологическими и психологическими
процессами,
2) выделить эмоции, которые,
объединяясь, способны образовывать новые эмоции. Идеальной целью такого процесса
было бы описание небольшого числа эмоций, которые путем различных объединений
дают все остальные эмоции. Такой процесс имеет аналогию в математике, которая
будет сейчас рассмотрена.
На роль базисных в этой
книге предлагаются 8 ведущих эмоций
1-го куба. С одной стороны, они обобщают все физиологические процессы описанные
Плутчеком. С другой стороны, как будет показано далее, с помощью их различных
объединений (сумм) можно получить большое число (если не все) других эмоций. Все
48 (кроме интеллектуальных) эмоций классифицируемых в этой книге будут
представлены в виде суммы 8-ми базисных. Таким образом, обе цели будут
достигнуты.
Займемся теперь процессом
разложения сложной эмоции на сумму базисных. При этом будем ориентироваться на
математические аналогии.
Подобно тому, как большое
число сложных эмоций хочется представить в виде всевозможных сумм небольшого
числа простых или базовых эмоций, в математике есть задача представления
большого числа векторов в виде сумм или линейных комбинаций небольшого числа
векторов, которые называются базисными. В соответствии с этой идеей, базисом
называется минимальный набор векторов таких, что, составляя их всевозможные
линейные комбинации можно получить любой вектор пространства. В качестве примера
векторного пространства можно представлять себе обычное трехмерное (а лучше
4-мерное, поскольку пространство эмоций окажется 4-мерным) пространство, в
котором базисом являются орты декартовой системы координат. Если под вектором подразумевать эмоцию,
под базисным вектором базовую эмоцию, то сумме двух векторов будет
соответствовать эмоция являющаяся результатом одновременного возникновения двух
эмоций. В векторном пространстве есть еще операция умножения вектора на число.
Эта операция естественным образом определяется и для эмоций. Одна и та же эмоция
может быть разной интенсивности. Страх может быть слабым и тогда он называется
испугом, может быть сильным, и тогда он называется ужасом, но это одна и та же
эмоция страха. Этот факт можно выразить умножением на число вектора
соответствующего эмоции страха. Если число больше единицы, то получится та же
самая эмоция, но более интенсивная, если число меньше единицы, то получится та
же самая эмоция, но менее интенсивная. Если число отрицательное, то получится
эмоция противоположная по знаку. Например, если вектор, соответствующий эмоции
радости умножить на -1, то получится вектор, соответствующий эмоции горя. Для
сокращения подобных формулировок удобно пользоваться алгебраической символикой.
Вектор, соответствующий эмоции будем обозначать первыми буквами его названия: Ст
= страх, Нд = надежда, Прз = презрение, Прн = пренебрежение и т.п. Теперь можно
записать: Ст = -Нд, Ин = -Прн, Гн = -Удв, Гр = -Рд. Таким образом, множество
всех эмоций можно представить как векторное пространство, в котором определены
операции сложения и умножения на число. Во всяком случае, это будет верно при не
слишком больших интенсивностях эмоций, когда еще не возникает эффект
переактивации. Вопрос о размерности векторного пространства эквивалентен вопросу
о минимальном числе базовых эмоций, с помощью которых можно представить любую
эмоцию в виде их суммы. Исходя из этих соображений, дадим следующее
определение.
Определение.
Набор эмоций будем называть
базовым (или просто базисом), если любую эмоцию можно представить в виде
некоторой их суммы (линейной комбинации) и не существует меньшего набора эмоций
с таким свойством.
Из определения не следует,
что базис эмоций единственен. Может оказаться, что существует несколько базисов.
Мало того, может оказаться, что найдутся люди с различными эмоциональными
базисами. Точный ответ на этот вопрос можно получить только экспериментальным
путем.
Прежде чем продолжить
построение алгебраической теории эмоций, нужно сделать уточняющее замечание. С
этого момента мы будем различать название эмоции, например, гнев, и ее
обозначение, соответственно, Гн. Под сокращенным обозначением будет
подразумеваться вектор, математический объект, т.е. абстрактное понятие.
Название же будет обозначать психическое состояние, которое каждый человек
способен ощущать в большей или меньшей степени. Строго говоря, нет никакой
гарантии, что когда два человека произносят слово <страх>, то имеют в виду
одно и то же. Феноменологически, ощущения одной и той же эмоции у разных людей в
различных ситуациях могут быть различны. Понять, что другой человек испытывает
примерно то же самое что и мы, можно только по внешним выражениям эмоций: по
мимике, по интонациям голоса, телесным выражениям, поведению. Словесные описания
своих эмоциональных состояний, их литературные описания, также способствуют
взаимопониманию людей и дают большую или меньшую уверенность, что под названиями
эмоций мы подразумеваем примерно одно и то же. Человек же воспитанный в
совершенно другой культуре под тем же самым словом, может подразумевать
состояние сильно отличающееся от привычного нам.
Для того, чтобы перейти к
строго научному изучению эмоций, нужно совершить процесс абстракции, и от
расплывчатых описаний перейти к формально определенным объектам, обладающим
аксиоматически определенным набором свойств.
Подобный процесс абстракции
в геометрии проделан еще в античности. Например, понятие прямой является
абстракцией множества различных реальных объектов: линии горизонта, луча света,
копья и т.п. До процесса абстракции каждый отдельный человек мог представлять
себе прямую в виде любого из этих конкретных объектов. Тот, кто представлял себе
прямую как копье, с трудом мог понять того, кто представлял прямую как линию
горизонта, когда речь заходила о бесконечности прямой. Подобные недоразумения
могут исчезнуть только после процесса абстракции.
Аналогичные недоразумения
неизбежны и до тех пор, пока эмоции не представляются как абстрактные объекты.
Если определить гнев как эмоцию, возникающую после факта неудовлетворения личной
потребности и направленную на объект мешающий такому удовлетворению, как это
делается в этой книге, то такое определение неизбежно, у кого-то вызовет
возражения. Никто не будет возражать, что в описанной ситуации может возникнуть
гнев, но гнев в этой ситуации может и не возникнуть. Гнев может возникнуть и в
другой ситуации. Эти проблемы неизбежны в процессе абстрагирования, но они
преодолеваются с помощью аксиоматического метода. А именно, после того, как гнев
и другие эмоции определены указанным выше способом, они становятся абстрактными
объектами и с ними можно оперировать только в соответствии с их определениями,
но не в соответствии с личным феноменологическим опытом.
Еще раз приведем краткую
схему построения векторной модели эмоций. В описаниях эмоций даны их определения
через различные сочетания 4-х признаков ситуаций, в которых они возникают.
Затем, каждой эмоции ставится в соответствие некоторый элемент векторного
пространства. (Так называется любое множество, в котором заданы операции
сложения и умножения на число). С помощью определений через признаки ситуаций,
между векторами вводится операция сложения. Умножение на положительное число
моделирует существование относительно более сильных и более слабых одинаковых
эмоций. Умножение на отрицательное число отражает факт существования
противоположных эмоций.
Ближайшей целью будет
доказательство того, что уже рассмотренные эмоции можно представить в виде суммы
двух эмоций из 1-го куба. Рассмотрим эмоции 2-го куба. При анализе эмоции вины
был сделан вывод, что вина это диссонанс между правильным поступком, как человек
его себе представляет, и реально
совершенным поступком. Отсюда видно, что эмоция вины состоит из двух эмоций:
положительной к своим представлениям о правильном поступке, т.е. к своим нормам,
и отрицательной эмоции к своему поступку, в результате которого возникла вина.
Положительная эмоция к своим нормам, правилам и принципам это удовлетворение
своими принципами, т.к. эмоция удовлетворения возникает в результате процесса
удовлетворения личных потребностей. Если же какие-то принципы становятся
личными, то человек готов нести за них ответственность, т.е. пожертвовать
некоторыми своими потребностями в случае их невыполнения. Итак, если личные
принципы выполнены, то не нужно нести за них ответственность, т.е. личными
потребностями не нужно жертвовать, они остались удовлетворенными, возникла
эмоция удовлетворения.
Отрицательная эмоция от
совершенного поступка это горе от того, что поступок не соответствует принципам,
а, следовательно, от того, что придется нести ответственность и жертвовать
некоторыми потребностями. Доказана формула
Вина = Удовлетворение
(своими принципами) + Горе (от необходимости нести ответственность за нарушение
принципов).
Чем сильнее
удовлетворенность своими принципами, и чем сильнее горе, тем сильнее вина.
Обозначим Вин эмоцию вины и пусть a³0, b³0,a+b=1 некоторые числа. Строго
говоря, приведенную формулу нужно записывать в виде выпуклой
комбинации
Вин = a×Уд + b×Гр
В различных ситуациях и у
различных людей могут возникать различные оттенки эмоции вины. Для кого-то
важнее удовлетворенность своими принципами. Этот факт будет выражаться большим
числом a и меньшим числом
b. Для других важнее горе от
необходимости нести ответственность. Это выражается большим числом b и меньшим a. Удовлетворение и Горе это
эмоции 1-го куба, т.е. Вина представлена как сумма эмоций 1-го
куба.
Феноменологически Вина
ощущается как отрицательная эмоция. Это означает, что отрицательная ее
составляющая, Горе, должна иметь больший вес, чем положительная составляющая
Удовлетворение, т.е. b>a. Два другие признака Вины,
направленность и время относительно события, тоже совпадают с соответствующими
признаками Горя. Это также объясняется большим удельным весом Горя, чем
Удовлетворения в эмоции Вины.
Рассмотрим эмоцию уважения.
Она была определена, как эмоция, возникающая к человеку или объекту, соответствующему личным
нормам и принципам индивида. Так
же, как и эмоция вины, уважение состоит из двух эмоций: положительной к своим
принципам и еще одной положительной к факту соответствия другого человека этим
принципам. Первая эмоция, как уже было выяснено, это удовлетворение своими
принципами. Если установлен факт соответствия чего-то (другого человека) своим
нормам, то не нужно нести ответственность (может быть перед собой), за их
нарушение. Т.е. не нужно жертвовать своими потребностями, т.е. эти потребности
остаются удовлетворенными. Эмоция, которая возникает в ситуации удовлетворения
личных потребностей, названа Удовлетворением. Итак, Уважение это двойное
Удовлетворение: своими принципами и фактом соответствия им. Уважение это баланс
между двумя положительными эмоциями.
Уважение = Удовлетворение
(своими принципами) + Удовлетворение (от того, что другой человек соответствует
этим принципам).
Уважение также представлено в виде суммы
двух эмоций 1-го куба. Три признака Уважения совпадают с соответствующими
признаками Удовлетворения.
Разложение остальных 6-ти
эмоций 2-го куба производится совершенно аналогично. Т.к. все эмоции 2-го куба
возникают в результате соответствия объекта или действия личным нормам и
принципам индивида, то все они имеют в качестве положительной компоненты эмоцию
удовлетворения своими нормами и принципами. Вторая компонента у каждой эмоции
своя. Отрицательные эмоции второго куба являются диссонансом между
удовлетворением своими принципами и несоответствием этим принципам объекта или
действия. Положительные эмоции второго куба являются балансом между
удовлетворением и соответствием принципам. Выпишем эти формулы без подробных
доказательств. Все нижеследующие формулы нужно записывать в виде выпуклых
комбинаций, но чтобы не загромождать запись будем писать их в виде
суммы.
Самоуважение =
Удовлетворение (принципами) + Радость (от соответствия себя самого этим
принципам),
Презрение = Удовлетворение +
Гнев (направленный на преодоление ситуации несоответствия этим
принципам),
Симпатия = Удовлетворение +
Интерес (к человеку, который предположительно, будет удовлетворять потребностям
индивида),
Антипатия = Удовлетворение +
Пренебрежение (к человеку, который предположительно, не будет удовлетворять
потребностям индивида),
Чувство ответственности =
Удовлетворение + Надежда (на то, что индивид сам будет соответствовать своим
нормам),
Безответственность =
Удовлетворение + Страх (возможного несоответствия своим
нормам).
Из этих 8-ми формул видно,
что 2-й куб эмоций является сдвигом 1-го куба на эмоцию Удовлетворения и
представляется в виде суммы двух эмоций 1-го куба. Причем, эмоция находящаяся в
некоторой вершине 2-го куба является суммой Удовлетворения и эмоции находящейся
в той же самой вершине 1-го куба. Это правило оказывается верным и для остальных
кубов. Запишем его в виде формулы
В = a×Уд + b×А
где В - эмоция 2-го куба, А
- эмоция, находящаяся в той же самой вершине 1-го куба. Эмоция В должна иметь
такие же три основных признака, как и эмоция А. Этот факт будет выражаться
большим весом эмоции А чем эмоции Удовлетворения, b> a.
Рассмотрим эмоции 3-го куба.
Стыд возникает при
несоответствии индивида общественным или чьим-то правилам, нормам, ожиданиям.
Для того, чтобы испытать стыд нужно испытывать положительную эмоцию к
общественным или чьим-то нормам и одновременно испытывать отрицательную эмоцию к
своему поведению. Положительную эмоцию к чужим правилам можно испытывать в том
случае если они совпадают с правилами самого индивида (аттракция по сходству).
Но если некоторый объект (чужие правила) соответствует личным правилам индивида,
то по определению к нему возникает эмоция уважения. Итак, положительная
компонента стыда это уважение.
Если действия индивида не
соответствую чужим правилам, к которым испытывается уважение, то они не
соответствуют и своим правилам, за выполнение которых индивид готов нести
ответственность. Следовательно, также как при анализе эмоции вины доказывается,
что отрицательная компонента стыда это горе от необходимости нести
ответственность за нарушение чужих (а следовательно, и своих) правил, т.е.
жертвовать некоторыми своими потребностями. Доказана
формула:
Стыд = Уважение (к чужим
правилам) + Горе (от необходимости нести ответственность за нарушение чужих
правил).
Нужно отметить, что стыд уже
не является простым диссонансом, т.к. он состоит не из двух, а из трех базовых
эмоций: двух положительных, составляющих эмоцию уважения, и одной отрицательной,
горя.
Все эмоции 3-го куба
возникают в результате соответствия или несоответствия чьим-то нормам, поэтому в
их структуре присутствует положительная эмоция уважения к этим нормам. Вторая
компонента выделяется аналогично тому, как это сделано для стыда и для эмоций
второго куба.
Отвращение = Уважение (к
общепринятым нормам) + Гнев (направленный на преодоление ситуации несоответствия
общественным и своим личным нормам),
Гордость = Уважение +
Радость (от соответствия объекта или человека общепринятым
нормам),
Восхищение = Уважение +
Удовлетворение (фактом соответствия объекта общепринятым
нормам),
Застенчивость = Уважение +
Страх (возможного несоответствия чьим-то ожиданиям),
Уверенность в себе =
Уважение + Надежда (на соответствие общепринятым или чьим-то
нормам),
Одобрение = Уважение +
Интерес (к объекту, который, возможно, будет соответствовать общепринятым
нормам),
Возмущение = Уважение +
Пренебрежение (к объекту, который, возможно, не будет соответствовать
общепринятым нормам).
Все эмоции 3-го куба оказались сдвигом 1-гот куба на эмоцию Уважения. Другими словами, доказана формула
С = a×Ув+ b×А, b> a.
Где, С - произвольная эмоция
3-го куба, А - эмоция 1-го куба, находящаяся в той же вершине, что и
С.
Теперь завершим построение
трех оставшихся кубов эмоций. Перед тем как продолжать классификацию, нужно
сделать еще одно замечание. Все эмоции, которые рассматривались до сих пор,
имеют в русском языке привычные названия, которые примерно одинаково понимаются
всеми. В ходе дальнейшей классификации с названиями эмоций, возникающих как
некоторые сочетания 4-х признаков, могут возникнуть трудности. Например,
использование слова <щедрость> как название эмоции может вызвать
возражение. Этим словом обычно называют поведенческую характеристику человека
или черту личности, которая выражается в том, что человек, обычно, делится
материальными или другими ценностями с другими людьми. Слово <щедрость>,
как и любая другая личностная черта, означает обычный образ действий человека в
определенных ситуациях. Далее это слово и другие названия черт будут
использоваться для названия эмоций. Для этого имеются определенные основания.
Дело в том, что каждая черта личности представляет из себя поведенческую
программу (здесь речь только о чертах сформированных окружающей средой, в
отличие от конституциональных черт по Кеттеллу). Эта программа может запускаться
в действие разными способами. Можно проявлять щедрость осознанно, преследуя при
этом какие-то свои цели и не испытывая при этом никаких эмоций. Можно проявлять
щедрость по привычке, следуя своим принципам усвоенным много лет назад, не
преследуя при этом никаких целей и не испытывая эмоций. Но щедрость может быть и
следствием эмоций, испытываемых в данной ситуации. Именно этот случай и будет в
дальнейшем иметься в виду. Если поведенческая черта запускается в действие
некоторой эмоцией, то эту эмоцию будем называть тем же словом, что и черту. И,
по-прежнему, сокращенное название, например, Щд и запись названия эмоции с
заглавной буквы будет означать эмоцию как абстрактный объект, определенный через
ситуацию, в которой она может возникнуть.
1. Аргайл М. (1990)
Психология счастья. М.
2. Архипкина О.С.(1981)
Реконструкция субъективного семантического пространства, означивающего
эмоциональные состояния. Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология., №2
3.
Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
4.
Васильев И.А. (1992) Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях
эмоций. Психологический журнал, №6, т.13, с.80
5.
Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности
// Психологический журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.
6.
Вартанян Г.А., Петров Е.С. (1989) Эмоции и поведение. Л. Наука.
7. Веккер
Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.:
Смысл;Per Se, 2000.
8.
Виденеева Н.М., Хлудова О.О., Вартанов А.В. Эмоциональные характеристики
звучания слов. Журн. Высш. Нервн. Деят. 2000, №1, т.50.
9.
Вилюнас В.К. (1990) Психологические механизмы мотивации человека. М.
10.
Гозман Л.Я. (1987) Психология эмоциональных отношений. М. МГУ.
11.
Данилова Н.Н. Психофизиология. М: Аспект Пресс, 2000.
12.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Феникс,
1999.
13.
Данилова Н.Н., Онищенко В., Сыромятников С.Н., (1990) Трансформация
семантического пространства терминов состояний под влиянием информационной
нагрузки в условиях дефицита времени. Вест. Моск. Ун-та. Сер.14.
Психология.№4,с.29-40
14. Ильин
Е.П. Дифференциальная психология. СПб, Питер, 2001.
15. Ильин
Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001.
16.
Муздыбаев К. Психология зависти. Психологический журнал, 1997, №6,3-11
17.
Муздыбаев К Феноменология надежды. Психологический журнал, т.20, 1999,
№3,с.18-27
18.
Обозов Н.Н. (1990) Психология межличностных отношений.
19.
Симонов П.В.(1981) Эмоциональный мозг. М. Наука.
20.
Симонов П.В. Ответ профессору Б.И. Додонову. (Еще раз о
потребностно-информационном подходе к изучению эмоций). Психологический журнал,
1983, №4, 119-133.
21.
Симонов П.В. Мозговые механизмы эмоций. Журн. высш. нервн. деят., 1997, т.47,
вып.2, с.320-328
22.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб, Речь,2002.
23. Bo¨ddeker I.,
Stemmler G. Who responds how and when to anger? Theassessment of actual anger
response styles and their relation to personality С ognition and
emotion, 2000, 14 (6), 737-762
24. Bowlby J. (1973)
Attachment and Loss. Vol.2 Separation, anxiety and anger. New York. Basic Books.
25. Ekman P. Basic
emotion. In: T. Dalgleish and M. Power (Eds.). Handbook of Cognition and
Emotion. Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, Ltd., 1999.
26. Ekman P.,
Davidson R.J. (Eds) (1994) The nature of emotion. Fundamental Questions. Oxford
University Press.
27. Izard, C. E.
(1977). Human Emotions. New York: Plenum Press. Пер. Изард К.Е. Эмоции человека М.1980
28. J. R.J.
Fontaine; Y. H. Poortinga; B. Setiadi; S. S. Markam. Cognitive structure of
emotion terms in Indonesia and The Netherlands. Cognition and Emotion. 2001,
V.16,1,61-86
29. Frijda N.H.,
Phillipszoon E.(1963) Dimension of recognition of expression. Journal of
abnormal and Social Psychology. 66,45-51
30. Frijda
N.H.(1970) Emotion and recognition of emotion. In: Arnold M.B. (Ed) Feelings and
Emotion. N.Y., Academic Press.
31. Johnson-Laird,
P. N. & Oatley, K. (1992). Basic emotions: a cognitive science approach to
function, folk theory and empirical study. Cognition and Emotion, 6, 201-223.
32. Lazarus, R. S.
(1991). Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press.
33. Plutchik, R.
(1962). The Emotions: Facts, Theories and a New Model. New
York: Random House.
34. Roseman I. J.
Appraisal Determinants of Emotions: Constructing a More Accurate and
Comprehensive Theory . Cognition & Emotion.V.10, №3, 1996
35. Scher, S. J.,
& Cooper, J. (1989). Motivational basis of dissonance: The singular role of
behavioral consequences. Journal of Personality and Social Psychology, 56,
899-906.
36. Scherer K.R
Р rofiles of
Emotion-antecedent Appraisal: Testing Theoretical Predictions across Cultures.
Cognition & Emotion, V. 11, №2, 1997
37. Stein, N. L.
& Trabasso, T. (1992). The organization of emotional experience: creat-ing
links among emotion, thinking and intentional action. Cognition and Emotion, 6,
225-244.
38. Stice
Е . Т he similarities
between cognitive dissonance and guilt: confession as a relief of dissonance.
Current Psychology, 1992, Vol. 11 Issue 1, p69
39. Stotland
E. (1969) The psychology of hope. San Francisco, Josey-Bass. |