Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5196
или fornit.ru/ax1-15-125

Функции и механизмы системы значимости личности

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Система значимости (nan)


  • Это - гипотетическое обобщение раздела

    "Система значимости" - так условно называется на этом сайте система механизмов, обеспечивающих осознанную оценку желаемости результатов собственных действий или результатов происходящих событий. В психологии обычно используется "система ценностей", но значимость более точно отражает суть смыслообразования, о котором будет сказани ниже.

    Система значимости представляет собой несколько уровней функциональности информации, когда воспринятые сведения (сигналы, данные) приобретают сначала определенную в данном контексте значимость, а затем интерпретируются в произвольно придаваемый смысл. Таким образом система значимости охватывает ареал от доосознательного и осознанные модели.

    В наиболее лаконичном описании представительства это выглядит следующим образом.

    Кроме распознавателей органов восприятия (зрения, слух, вкус, запах, тактильные, вестибулярные), в мозге есть распознаватели отклонения параметров гомеостаза от нормы и распознаватели восстановления этих параметров (см. Гомеостаз и Система значимости), которые назовем распознавателями примитивов значимости. Это - важнейшие сигнализаторы того, что что-то плохо или хорошо. Существуют зоны, стимуляция которых вызывает ощущение рая и ада. Как и все другие виды сенсорики они объединяются в третичных (ассоциативных) зонах в общий образ восприятия-значимости-действия так, что каждый образ становится распознавателем того, что именно означает данный профиль восприятия в условиях текущего контекста для особи. 

    При осознании происходит осмысление этого непосредственного образа и значимость приобретает функцию смысла того, что означает выделенный вниманием объект восприятия в данных условиях, имеющего прогностические свойства: или это грозит попасть в опасную ситуацию и этого следует избегать или, наоборот, к этому нужно стремиться. Смысл от первичной значимости отличается его произвольностью: осознанно становится возможным изменить его на тот, который представляется более целесообразным. Так, мы можем выхватить из горячих углей печеную картошку, несмотря на дискомфорт. Это происходит потому, что сознание способно произвольно отследить прогноз не только того, что происходит непосредственно, но и того, что может произойти через какое-то время и выбрать наиболее желательный из них: вытащить картошку, несмотря на некоторую боль. И тогда значимость образа картошки в золе будет не опасность ожога, а возможность съесть ее. И эта значимость закрепляется уже в другом месте мозга, образуя зону произвольного придания смысла. Это - уже личная интерпретация или произвольная оценка смысла происходящего, которая с целом формирует мыслительную модель явления.

    Теперь - более обстоятельно. 

    В мозге можно условно выделить два основных вида адаптивного реагирования, использующие распознавание значимости: “условные рефлексы” и произвольность.

    Рефлексы связывают образ восприятия в ассоциативной зоне с его значимостью для данных условий и если значимость позитивная, то действие осуществляется, если – отрицательная, то действие избегается. Для формирования такой связи требуется достаточное число повторений ситуации нового стимула в условиях ранее сформированной реакции, с ответной реакцией распознавателей значимости результата. Т.е. новый рефлекс формируется в контексте уже имеющегося старого (безусловного или условного рефлекса), и для признака новых условиях создает новое ветвление - новый рефлекс.

    С одной стороны контекст условий образуют признаки внешних условий в канала восприятия, с другой – признаки отклонения параметров гомеостаза в критическую область или восстановления их в норму, т.е. сигналы того, что значит для организма действие (или бездействие) в данных условиях.

    После формирования рефлекса, при появлении данной совокупности условий пусковой стимул может запустить привычное действие или его избегание – в зависимости от вида ассоциированной значимости. Т.е. активация образа пусковым стимулом в данных условиях вызывает активность ассоциированного с образом распознавателя значимости и от его вида действие или позволяется, или запрещается.

    Но даже если нет пускового стимула, активность распознавателя значимости уровня ассоциативной зоны, связанного с образом восприятия-действия, способна активировать этот образ, способный запустить звено цепочки реагирования в случае появления актуальности такого реагирования (т.е. в случае когда есть пусковой стимул уже для запуска цепочки реагирования (действия или избегания)).

    Таким образом образ восприятия-действия может запускаться как своим пусковым стимулом, так и активностью ассоциированной с ним рефлексом значимости. Это позволяет во-первых, еще без появления раздражителя предугадать возможное действие, если каким-то образом система значимости активируется (например, при переключении базовых стилей повеления: пищевое, оборонительное, половое, поисковое и т.п. а также более сложных стилей на основе базовых). Во-вторых, это позволяет при активации образа восприятия-действия замкнуть его выход на вход ассоциированной значимости, заставив этот образ самоподдерживать свою активность даже если стимул временно пропадает из поля восприятия. Такое замыкание осуществляется гиппокампом, образуя цепь, описанную А.Иваницким как основу субъективных переживаний. Но это – еще не само субъективное переживание, которое возможно лишь на уровне осознанной произвольности, где вместо гомеостатической значимости оценка полезности и вредности действий осуществляется собственными структурами системы произвольности – в виде осознанной и произвольно оцененной значимости (произвольно - т.е. возможно вопреки сигналам гомеостатической значимости).

    На уровне произвольности образуются уже не рефлексы, а принципиально другие привычные реакции – автоматизмы, для чего достаточно всего одного воздействия ситуации. См. подробнее о рефлексах и автоматизмах.

    Что нужно для того, чтобы самому получить возможность приспосабливаться к новым условиям?
    Во-первых, нужно уметь вообще распознавать, что условия - новые. Должен иметься распознаватель новизны ситуации. Причем умеющий распознавать не какую угодно новизну (ничто в мире не повторяется идентично), а реагировать только на ту новизну, что важна, значима, имеет смысл для понимания, приспособления к ситуации. И такому вот распознаванию нужно научиться: уметь распознавать эту важность.
    Во-вторых, нужно как-то оценить результат поведения для организма: хорошо это для него или плохо. То, что хорошо должно впредь стать желательной программой поведения в новых условиях, а то, что плохо - программой избегания такого варианта поведения.
    ...
    Никто никогда не знает заранее, чем обернется в конечном счете для организма его реакция. Это познается только после свершившегося и то не всегда сразу. 
    В простейшем случае, организмы, не обладающие нужными качествами просто выходят из Игры Жизни. Те, же, у которых имеются качества, предрасполагающие к верному варианту реагирования, оказываются в преимуществе. Такой отбор предполагает оценку не самой личностью, а результатом процесса выживания и реализуется у всех организмов без исключения не в виде механизма адаптации, а в виде определенных индивидуальных качеств организма на уровне его строения, физиологии, что обеспечивает предпочтения в реакциях, приводящих к преимуществу. Если есть когти, то это дает преимущества в их использовании, а само использование естественно ограничивается возможностью манипуляций когтями. Если предположить (упрощенно), что ранее организм был без когтей и среди бесчисленных мутаций у индивида на лапе оказался один коготь, то данная особь получит настолько серьезные преимущества, что оставит много потомков и передаст эту мутацию далее. И только следующая случайная мутация, которая приведет к многокогтистисти, даст еще большее преимущество. Предположим это будет пятикогтистость. Она так же пройдет в потомство и обеспечит вытеснение однокогтистых неудачников. Четырехкогтистые или шестикогтистые мутации уже не окажутся настолько более конкурентоспособны, чтобы обеспечить достаточное число потомков и не прерывать эту линию. Учитывая, что вообще полезная мутация - чрезвычайно редка (миллионы лет), ясно, что первоначально возникшая пятикогтистость останется преобладать. Поэтому в основном такие характеристики человека как пятипальцевость, двойные органы восприятия и т.п. сохраняются повсеместно, а двуголовость, трехглазость, четверорукость, двухсердечность и т.п. не выдерживает примерки Жизнью.
    ...
    Некая изначальная потребность заставила отрабатывать успешность распознавания потому, что успех - удовлетворение потребности, неудача - неудовлетворенность (возможно смертельная). Результат (не)удовлетворения именно этой потребности и является сигналом, определяющим путь коррекции (научения) распознавателя. 
    Сигнал новизны ситуации по ходу развития личного опыта приобретает сам по себе важное, настораживающее значение и вырабатываются распознаватели того, новизна каких именно элементов ситуации имеет важное значение, а какие возможно упускать из внимания. Так уменьшается число элементов, на которое реагирует распознаватель, пока по самым главным признакам не будет хорошо распознаваться ситуация. 
    Это - настолько всеобъемлющий принцип адаптивного поведения, что он обязательно входит в методологию эффективного познания, осознаваемую или не осознаваемую. Понимание того может ли и насколько вероятно полярное сияние или косой взгляд повлиять на ситуацию - важный личный опыт познания в контексте существующих условий.
    Реализация адаптивных механизмов в качестве "ориентировочного рефлекса" описана в Механизм ориентировочного рефлекса.
    ...
    Самое главное в понимании сути адаптивных механизмов: способ, каким делается оценка "хорошо" или "плохо" для организма. Только это является в принципе непрограммируемой, личностной составляющей механизмов адаптации, создающей эффект "свободы воли".
    У организма, способного к оценке, что такое для него хорошо, а что такое плохо, существует распознаватели, которые оттачиваются в умении делать это как можно "правильнее" для организма, т.е. обеспечивают соответствие с реальностью, обеспечивая качество приспособляемости, приемлемое соответствие, адекватность условиям существования. Условно назовем систему таких распознавателей Системой значимости личности. Именно она должна блюсти удовлетворение всех жизнеобеспечивающих потребностей организма в меняющихся и неизвестных заранее условиях, и, соответственно, "знать" эти потребности, быть основанной на них. 
    Основой системы распознавателей значимости (как это есть и с любой другой системой распознавателей, например, зрительного анализатора, хотя нужно подчеркнуть некорректность попыток выделения какой-то отдельной системы распознавателей из общего неделимого в организации психики), являются самые базовые, первичные детекторы "хорошо" и "плохо", возбуждение которых (в том числе искусственной стимуляцией) вызывает появление этого самого общего состояния, определяющего самый общий контекст, стиль поведения: состояние "хорошо" и состояние "плохо". 
    Нет ничего сильнее этих состояний потому, что все, чем можно было бы воздействовать на ощущение "хорошо" или "плохо" как раз и вызывает возбуждение их первичных детекторов. Это значит, что субъективная оценка по шкале "хорошо-плохо" - самая важная для индивида и то, что он считает самым хорошим уже ничем не может быть ниспровергнуто ничем, кроме как собственной же не менее сильной оценкой "плохо". 
    ...
    Те животные, которые имеют возможность сами оценивать, что для них хорошо, а что - плохо, те, которые обладают индивидуальной, личной оценкой, и тем самым имеют специализированный механизм для приспособления своего поведения к новым условиям существования (новым ситуациям), оценивая новизну и значимость, в отличие от следующих более жестко заданной программе поведения, условно можно назвать личностями. Это определение справедливо только в рамках (контексте) рассмотрения механизмов адаптации, механизмов выработки индивидуального отношения (а не в этическом, художественном и т.п. контекстах). В то же время это определение очень многое проясняет и в попытках недосказанных, недоопределенных понятий "личность", начиная от психологических, и кончая любыми другими, однако, не подменяя их специфики.
    ...
    Единственное, что делает животных не автоматами, а умеющими самостоятельно находить наиболее для них подходящее поведение, есть личная система значимости, придающая позитивный или негативный смысл всему воспринимаемому и всем результатам собственного поведения.
    Личная система значимости основывается на предрасположенностях развития организма, задаваемых наследственно и развивается в виде жизненного опыта каждой личностью, специализируясь для всех новых для нее условий и ситуаций.
    Она отличается от всех других систем значимости представителей того же вида животных во-первых, индивидуальными предрасположенностями, передаваемыми наследственно, во-вторых, индивидуально приобретаемым личным опытом настолько, насколько этот опыт различен. 
    Учитывая, что субъективное восприятие построено на совершенно индивидуально формируемой системе распознавателей, начиная от самых базовых распознавателей примитивов восприятия (вплоть до того, что представление цвета и геометрии у каждого индивида свое, отличающееся не только от других, но и меняющиеся со временем у самого себя), невозможно существование адекватной действительности, адаптивной системы поведения, основанной на внешней по отношению к личности системе значимости, иначе речь идет об автомате, выполняющем инструкции в соответствии с этой внешней системой значимости, но не могущей на нее никак повлиять, в то время как любой новый жизненный опыт личности так же меняет и соответствующую часть распознавателей личной системы значимости, т.е. система оценки сама постоянно меняется, что и делает возможной адаптацию к пока еще неизвестным, новым условиям.
    Нет смысла (в любом существующем понимании "смысла") ни в каких абсолютных (объективных), одинаково приемлемых для различных личностей оценок по шкале "хорошо-плохо" (добро-зло, прекрасное-уродливое и т.п.), хотя есть общие представления социума, формализованные как вербально, так и не вербально, что обеспечивает взаимопонимание до уровня этой общности (но не глубже) и сплочает социум в единый организм по тому же принципу как отдельные личности животного, адаптирующиеся к разным условиям, сосуществуют взаимополезно и взаимосвязано с общими целями, определяемыми наиболее общими основами системы значимости (хотя есть патологии, когда это не так).

    Резюме.

    В плане функциональности для адаптивности поведения распознаватели системы значимости нужно различать по назначению: контекстный ли он в данных условиях или является непосредственно мотивирующим.

    Рецепция состояния организма (основа системы распознавателей значимости) своей активностью формирует контекст поведенческих реакций, который может быть иерархическим или данный его уровень оказывается пусковым стимулом для реакций (поведенческих цепочек), предназначенных для компенсации активировавшихся распознавателей особенностей состояния организма. Это - "потребности" или непосредственно "мотивирующие" стимулы. Наиболее древние такие связи могут быть наследственно предопределяемыми.

    Это то, что можно назвать распознавателями "желательного" или "не желательного", в отличие от контекстных  распознавателей "хорошо" или "плохо".

    Если результатом поведенческого акта может не быть активность распознавателей "хорошо-плохо", то всегда результат активности можно сопоставить с тем, соответствует ли он желаемому прогнозу и тем самым зафиксировать: поступать ли так впредь при данных обстоятельствах или избегать этого.

    Система значимости - это не только распознаватели специфики значимости, которые ассоциируются с фазами поведенческих (и мыслительных в том числе) автоматизмов. Это еще и система сознательной оценки результата поведения, которая и обеспечивает ассоциацию с фазами автоматизмов.

    Так что нужно различать значимость - как уже использующийся в автоматизмах отклик распознавателей значимости, связанный с данным образом восприятия-действия (фазой или звеном цепи автоматизма) и оценку желательности результата действия, которая не просто выглядит как да-нет (желательно - не желательно), а это - или непосредственный отклик распознавателей отклонения гомеостаза (если результат поведения непосредственно касается влияния на организм) или же это - отклик прогностических вариантов, связанных с данной фазой, - отклик прежнего опыта, показывающий, чем чреват достигнутый результат, почему он (не)желателен.

    Таким образом, после непосредственного поведенческого опыта, в данном контексте, имеющем определённую новизну и тем самым отличающегося от прежних уже выверенных контекстов, фаза цепи автоматизма свяжется или непосредственно с откликом распознавателей гомеостаза или косвенно, с теми из них, что были ассоциированы с прогностическим вариантом, вышедшем на первое место по значимости.

    Но и это не все. В фокусе сознания возможно подставлять не только непосредственные прогностические варианты, но и, используя творческие навыки, расширять внимание, получать далекие ассоциации прежнего опыта творчества (методология) и ассоциировать уже сознательно выбираемую оценку, что является проявлением волевого усилия.

    Дополнительно:

    Состояния «хорошо» и «плохо» 

    Гомеостаз и Система значимости

     



    Источник: Личность, система значимости
    Дата создания: 20.03.2008
    Последнее редактирование: 17.10.2018

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Система значимости":
  • Эмоциональные центры
  • Адекватность поведения
  • Фиксация памяти
  • Значение эмоций для закрепления опыта
  • Направленость приобретаемого опыта
  • Влияние ошибок на обучение
  • Функции эмоций
  • Центр ада и рая
  • Мотивирование агрессии
  • Тормозное влияние отрицательной значимости, блокировка нежелательного
  • пение при самках усиливает связи между нервными клетками
  • Закрепление верного варианта поведения
  • Аналитическое исследование А.Пуанкаре: влияния значимости на осознание
  • О депрессии
  • Ассоциации с существующими контекстами при запоминании
  • Модулирующее влияние важного стимула у простейших организмов
  • Роль активации системы отношения в формировании ложных воспоминаний
  • Центр ада и рая 2
  • Базовые мотивы
  • Ученые создали ложнуюю эмоциональную ассоциацию
  • Социальная депривация
  • Ценностные ориентации личности, система ценностей
  • Новые сведения о центре удовольствия в головном мозге
  • Более подробно о центрах удовольствия
  • Регуляция эмоциональных переживаний
  • Cвязь между психопатическим поведением и расстройством системы вознаграждения
  • Распознаватели значимости в системе подкрепления-избегания
  • Свет и музыка в казино стимулируют принятие рискованных решений
  • Нейроны, реагирующие на степень насыщения пищей

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя