Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Стадии психического развития

Относится к   «О системной нейрофизиологии»

Стадии психического развития

Здесь приводится большое количество фрагментов статей по результатам исследований и описаний критических этапов развития, характерных для любых высокоорганизованных животных, начиная с птиц. Это говорит, что такие этапы являются не спецификой адаптации какого-либо вида, а необходимое звено развития личного жизненного опыта, обеспечивающее адекватность условиям развития.

При чтении заранее предлагаю обратить особое внимание на такие явления как развитие исследовательского поведения через стадию игр, на условия развития социальной специализации с разделением ролей в иерархии лидерства и зависимость доверия к авторитетам и веры лидеру от личной роли в группе. А так же на то, что в социальных играх все, что на стадии неискушенности воспринималось с доверием, затем испытывается попытками преступить запреты в игровом контексте.

Все это происходит в прямой зависимости от развития личной системы значимости: от наиболее простых видов отношения - хорошо или плохо - через все более уточняющие условия, когда ранее выработанное отношение пересматривается как бы на новом уровне, все более обобщая жизненный опыт в то, что обычно называют мировоззрением.

Онтогенез поведения

В процессе онтогенеза одни формы поведения сменяют другие, животное накапливает индивидуальный опыт и постепенно приспосабливается к жизни в конкретных условиях, сохраняя при этом определенный видоспецифический репертуар поведения. В развитии животных четко выделяются периоды, характеризующиеся вполне определенными изменениями в физиологии и поведении животных.

... Каждый период развития, состоящий из ряда определенных фаз, характеризуется определенными взаимоотношениями организма со средой и особой чувствительностью к тем или иным ее воздействиям. Между фазами существуют переломные этапы, называемые критическими периодами, которые характеризуются особой чувствительностью к совершенно определенным внешним воздействием.

Пояснение. Критические периоды сопутствуют стадии созревание очередного слоя распознавателей, который в данной фазе развития предназначаются для специализации очередного уровня сложности распознавания. Если лишить в этот период сенсорной информации данный уровень распознавателей, то животное на всю жизнь лишается возможности эффективного распознания соответствующих признаков восприятия и довольствуется косвенными способами достижения адекватности. Так, если кошку лишить возможности видеть вертикальные линии в определенный период, то она уже больше никогда не сможет научиться эффективно распознавать их, даже вообще "видеть" и замечать. Если человека лишить в определенном возрасте речевого общения, то он на всю жизнь будет лишен такой возможности.

...У многих видов птиц в последние дни насиживания мать начинает акустический контакт с еще не вылупившимися птенцами. Так, птенцы гнездящихся на птичьих базарах кайр еще за 3-4 дня до вылупления научаются отличать голос матери от голосов других кайр, гнездящихся в тесном соседстве. Сходные результаты были получены и у других видов птиц,... к моменту вылупления между птенцом и высиживающей особью уже существует достаточно развитая система общения....

Период социализации. По мере совершенствования движений, детеныш начинает отделяться от матери и собратьев, выходить из гнезда, обследовать окружающее пространство. В это время у детеныша активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы. С момента первых выходов из гнезда он вступает в новую фазу своего развития. На него обрушивается масса новых впечатлений, он должен научиться ориентироваться в окружающем мире, постепенно понять, чего нужно бояться, а чего - нет. Чем дальше детеныш отдаляется от гнезда, тем чаще ему приходится сталкиваться с другими представителями своего и других видов. Короче говоря, он вступает в сообщество и должен освоить существующие в нем законы.

... Активные контакты в виде игры и агрессивных столкновений между детенышами начинаются очень рано, часто еще до открытия глаз. На данном этапе развития они занимают практически все время бодрствования детеныша. В процессе контактов с членами семьи он интенсивно познает основные "законы общежития". Общаясь со своими сверстниками, детеныш осваивает законы иерархии. Это происходит и во время совместных игр, и во время борьбы за пищу, лучшее место для отдыха и т.д. Доминирование у детенышей в это время носит характер "качелей": сегодня - один, завтра - другой, в зависимости от их физического состояния и взаимоотношений с родителями, которые иногда довольно интенсивно вмешиваются в игры и конфликтные ситуации. Исключительно важную роль в становлении психической деятельности животного и формировании его социального поведения выполняет игровая деятельность. Большую роль в регуляции поведения растущего детеныша играют положительные и отрицательные эмоции.
          Хищники начинают обучать детенышей охотничьему поведению, принося им полуживую добычу. Когда детеныши, убив дичь, начинают ее поедать, родители часто наказывают слишком жадных и агрессивных потомков. Детеныши большинства видов в этом возрасте еще сохраняют устойчивый контакт с родителями и собратьями и не удаляются на сколько-нибудь значительные расстояния от гнезда. Таким образом, процесс социализации на данном этапе развития затрагивает главным образом взаимоотношения внутри семьи.

Ювенильный (подростковый) период.... Этот период является естественным продолжением периода социализации. Все процессы, связанные с формированием социального поведения животного, продолжаются. Однако, если в предыдущий период детеныш осваивает в основном правила поведения в семье, то во время ювенильного периода он должен хорошо усвоить нормы поведения в сложном социуме, в котором ему предстоит существовать в течение всей дальнейшей жизни. Таким образом, период социализации можно условно сравнить с периодом дошкольного воспитания ребенка в семье, а ювенильный - с воспитанием и сложной "притиркой" взаимоотношений в средней школе.

т.е. происходит повторение пройденного, но иерархически на более высоком уровне дерева условий (сложности признаков восприятия). Это все в большей степени приводит к развитию собственной индивидуальности, - собственного жизненного опыта и повадок. Даже в пожилом возрасте может проявляться вынужденная переадаптация понятий-навыков.

В раннем возрасте все щенки ведут себя очень похоже - они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам. Аналогичный процесс можно наблюдать и у детенышей других видов.

... Исключительно важную роль в становлении психики и развитии социального поведения животного имеет игровая деятельность. Игры детенышей и молодых особей очень разнообразны и охватывают все сферы поведения животного в ходе его взросления. На определенном этапе онтогенеза основная часть всего комплекса поведения подростка состоит из игр. В частности, именно по этой причине, ювенильный период онтогенеза иногда называют игровым. Хорошо развитое игровое поведение наблюдается у животных с достаточно высоким уровнем развития психики. В полной мере его можно наблюдать у млекопитающих и у птиц с высоким уровнем психического развития.
          В ходе игры молодое животное приобретает разнообразную информацию о свойствах и качествах предметов в окружающей его среде. Это позволяет конктретизировать, уточнять и дополнять накопленный в процессе эволюции видовой опыт применительно к конкретным условиям жизни особи. Важно подчеркнуть, что всякое манипулирование, особенно игровое, всегда включает в себя исследовательский компонент. Игровое манипулирование предметами особенно стимулируется появлением новых или малоизвестных объектов.

... однажды пришлось наблюдать за переходом оживленной московской магистрали семейной группой собак, состоявшей из пары взрослых собак и трех щенков трех-четырех месячного возраста. Вся группа стояла на обочине дороги, взрослые собаки внимательно следили за движением транспорта. В тот момент, когда машин стало мало, взрослые собаки начали движение через улицу, так же поступили и щенки, точно копируя их поведение. В середине улицы один из щенков заметался, потерял темп движения и оказался в опасности. К счастью, все кончилось благополучно, и испуганный щенок догнал свою группу, буквально вынырнув из-под колес автомобиля. Взрослые собаки, уже перешедшие через улицу, внимательно наблюдали за происходящим, щенки не двигаясь, сидели рядом с ними. Когда отставший щенок приблизился к сородичам, обе взрослые собаки бросились на него, сбили с ног и, не нанося покусов, долго рычали стоя над ним.

.... Стадный рефлекс появляется постепенно. Внешний облик одного или группы животных своего вида запоминается как положительный фактор среды. Он становится возбудителем стадного рефлекса у молодого животного. Стадный рефлекс образуется и существует на основе врожденного оборонительного рефлекса. Именно ощущение большей безопасности среди подобных себе подкрепляет до этого безразличный раздражитель - стадо, превращая его в условно-рефлекторный. Стадный рефлекс вырабатывается у всех животных данного вида и закрепляется на всю жизнь.

... В определенный период жизни животные научаются отличать съедобную пищу от негодной. Зачастую это происходит при наблюдении за тем, как кормится мать. Приобретенные навыки сохраняются на всю жизнь и изменяются с большим трудом.

... факультативное обучение представляет собой приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не является необходимым для всех представителей данного вида..

 

Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А.
Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий :

Физиологически критический период характеризуется "преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде" (И.А.Аршавский [6]). Критичность развития ВПФ, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода (Я.Л.Коломинский [7]).

... На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются, наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности.

... феномен сенситивности свойственен не только человеку и имеет общебиологическое значение (наиболее ярким примером является импринтинг). Биологический смысл сенситивности заключается в следующем: если событие оценивается как статистически редкое, возможно встречающееся впервые, то соответственно информация о данном событии представляет несомненную ценность для адаптации индивида и подлежит сохранению.

 

Период доверчивого обучения, включающий период инициативы

В диссертации Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей:

Младший школьный возраст характеризуется ещё полной психологической зависимостью от взрослого. Семья формирует и
определяет поведение индивида, закладывает план и структуру поведения, которые в значительной мере сохранятся в течении жизни, а также оказывает модифицирующее влияние на поведение в каждый определённый период времени.

...Особенностью детей младшего школьного возраста является «безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, родителям, подчинение и подражание им» (97,172). Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безгранично принимают его оценки, перенося их на себя и присваивая их себе. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник, в основном лишь повторяет то, что о нём говорят взрослые.

В работе А.В. Сидоренкова, М.Ю. Вишневкиной Доверие дошкольников к незнакомым взрослым:

... С позиции рассматриваемой теории развития общения в онтогенезе, возникновение доверия ребенка к другому человеку может определяться уровнем удовлетворения его коммуникативной потребности в процессе общения с этим человеком.

... Примечательно, что большая часть детей пяти лет имеет повышенные показатели доверия, а семи лет — низкие значения доверия.... Резкое снижение доверия детей от пяти к шести годам позволяет говорить о том, что в данный период дошкольного возраста происходит существенное изменение в развитии личности ребенка.

 

В статье детского психолога Елены Щербаковой Этапы жизни ребенка: от доверия до активности:

Первый период базового доверия (или недоверия) к миру. Он продолжается от рождения до 2 лет. У новорожденного еще нет никаких представлений ни о себе, ни о том мире, в котором он оказался. Зато у него есть определенный набор основных потребностей, без удовлетворения которых он не выживет: еда, тепло, присутствие мамы, общение. Если все это малыш получает по первому требованию, то у него формируется стойкое ощущение, что мир в котором он оказался – хорошее место, которому можно доверять. Наиважнейшее, или как говорят ученые – базовое чувство, без которого просто невозможно дальнейшее развитие личности.

В этот период весь окружающий мир малыша сосредоточен в одном емком понятии – мама. И если он чувствует, что маме можно доверять, потому, что она накормит, успокоит, всегда будет рядом, не оставит его, маленького и беспомощного надолго одного, то в дальнейшем, подрастая, ребенок перенесет это чувство доверия и на остальных людей, на остальной мир.

... Второй период называют Периодом автономии (от 2 до 4 лет). Это знаменитая «фаза упрямства», фаза «Я сам», так хорошо знакомая родителям трехлеток. Но не надо думать, что это только лишь упрямство, малыш примеряет себя к миру взрослых, осваивает новые умения и навыки, так необходимые ему. Чем больше багаж этих навыков, тем чаще его охватывает первое чувство сомнения «А хорошо ли я делаю?». Считается, что именно в этом возрасте возникает первое чувство стыда.... ... Если в этот период родители стыдят и ругают малыша за испачканные штанишки, за разбитую чашку или за испачканную мордашку при попытке есть самому (поводов, за что именно ругать в этом возрасте, согласитесь, предостаточно!), то сильно тем самым раскачивают уверенность маленького человечка в том, что он что-то может сделать САМ. К такому же результату приводят и чрезмерные требования к «правильности» поведения, которыми так грешат многие родители. Чувство стыда и ощущение собственной неумелости прочно ложатся в основу личности, характера и начинают пускать свои корни во всю дальнейшую жизнь.

... Период инициативы (от 4 до 6 лет). Это очень важный период самоутверждения личности. Малыши в этом возрасте крайне деятельны. И игра в этот период не просто игра – а важная школа взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному отклику, поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. Малыш примеряет на себя такое важное для всей дальнейшей жизни понятие «Могу – не могу».

... Период активности охватывает период от 6 до 11 лет. Ребенок уже – школьник и это уже по-настоящему вводит его в социум. В этом возрасте ваш ребенок начинает сознательно работать «на результат», учится объективно (сравнивая с другими) оценивать себя и плоды своих трудов. В случае положительной оценки он начинает получать истинное удовольствие от удачно завершенного дела. Поддержка и поощрение взрослого в этот период важны особенно

Можно видеть, что развитие доверия и инициативы идет как бы по спирали, повторяясь, но на более высоком уровне сложности (интегрированности признаков) условий, к которым вырабатывается адаптация. Всякий раз, закладывается посильная на данном этапе сложность формирования соответствующих представлений и навыков, проверяется жизнью, и корректируется уже на более зрелом уровне контакта с социумом. Такие проявления психики как доверие, вера, скептицизм - следуют этим этапам, так же развиваясь.

 

Периоды развития умственной деятельности собаки:

Животные всех видов проходят в своем развитии определенные периоды. У некоторых, в том числе у собак, начало некоторых из этих периодов, или фаз, предсказуемо с точностью почти до дня. Знание о существовании критических периодов развития у собак может помочь нам лучше понимать их поведение.

Слишком много людей приписывают проблемы поведения собак наследственному темпераменту, подразумевая, что тут, дескать, ничего нельзя поделать, потому что темперамент передается с генами отца или матери. Чаще всего это просто ерунда. Объявить встревоженному владельцу собаки, что поведение, вызывающее тревогу, является наследственным, — великолепная отговорка для кинолога, которого просят помочь исправить поведение собаки, а он не знает, как это сделать.

Конечно, бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев поведение можно объяснить некоторыми условиями окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству.

Поведение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, сука, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если бы вы понизили ранг суки в смешанной стае “люди—собаки”, она бы не рычала на тех людей, которых вы к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки восприняли бы уважительное отношение к вашему решению.

... Сначала, когда щенки начинают двигаться по ящику, в котором появились на свет, их поведение совершенно не собачье. В этот период они пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся действовать по-собачьи. Например, они исследуют стенки своего жилища и затем карабкаются по ним наверх, как это делают кошки. Когда попытка заканчивается падением на спину. из этого отрицательного опыта щенки узнают, что не могут лазать, как кошки. Зато, передвигаясь на всех четырех лапах вдоль стен, они могут наткнуться на однопометника (другого щенка) и впервые заняться игрой, вернее, возней, которая впоследствии станет игрой, или вместе с ним устроиться спать. Положительный опыт, приобретаемый таким образом, гарантирует, что в будущем щенки будут ходить, бегать, вообще двигаться, как собаки.

А отрицательный - исключает, отсеивает то, что собаке не удается так, что уже не предпринимаются такие попытки.

... Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли.

...Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно.

Вот так воспитывается уважение к авторитетам :) и формируется иерархия лидерства. В социальной связке ведущий-ведомый, первый получает роль оценки значимости происходящего и вынесения решения по критерию желаемое-нежелаемое. Естественно, решение принимается на основе личной системы значимости лидера и может не соответствовать личному убеждению подчиненного. Но тот будет его выполнять, не задумываясь над этим, подавляя свою оценку и даже подменяя ее оценкой лидера. Отношение к такой оценке - не просто доверие, а предельное и безусловное доверие - вера.

Часто реализуется сложная иерархия лидерства, где у лидера есть свой лидер. В таком случае происходит подмена ценностей по всей цепи, но с некоторыми субъективно обусловленными искажениями. У людей очень распространен случай, когда верхний лидер - нечто вообще не существующее в природе, а лишь предполагаемое тем, кто принял на себя роль подчиненного мифическому существу - с очень высоким доверием - верой.

Делаю утверждение, обоснованность которого каждый может проверить как с помощью здесь предоставляемых материалов при их сопоставлении, так и собственными результатами изучения следствий отношения лидера-подчиненного. Вера - всегда является следствием отношений типа лидер-подчиненный и присуща подчиненному. При этом вовсе не обязательно реальное существование такого лидера. Достаточно, чтобы подчиненный так или иначе субъективно оказался убежденным в его лидерском участии в своей жизни и принял такой участие, образовывая связку ведущий-ведомый. Модель лидера, сформировавшаяся в голове подчиненного, начинает обладать властью и использовать ее в точности так же как и модель реально существующего лидера, когда он непосредственно не отдает приказы, но его требования поняты и выполняются.

Как это происходит в случае религиозно-мистических представлений, можно видеть по статье Мистика: понятие и сущность . При попытке анализировать, наблюдать собственные состояния, которые обычно называют "верой", стоит более строго подходить к тому, что вера - не более, чем предельно высокая уверенность, которую не способно поколебать ничто другое в данный момент (если только в жизни не возникнет нечто более значимое, важное), а не некое неисповедимое, священное качество. То, что допускает оспаривание, сомнение, - уже не вера.

Кроме того, отношения лидер-подчиненный могут строится на вынужденном, но временном признании авторитета, т.е. такие отношения будут фальшивыми, и стоит появиться поводу, как станет возможно предательство. Поэтому стоит рассматривать только те случаи, когда явление "вера" - налицо и очевидно. И тогда в случае веры всегда возможно указать на лидера, реального или мифического.

Для того, чтобы значимость убеждения оказалась на предельно высоком уровне, необходимо нечто, граничащее с ощущением чуда: максимумом по новизне-значимости в восприятии не текущем, а длительного периода сравнения, и необходима авторитарно-ролевая установка на безоговорочность приятия. Это возможно или с позиции лидерства, т.е. безоговорочного признания превосходства, или принижением собственной роли - в результате воздействия травмирующих факторов.

Читаем далее по тексту фрагменты про собак :)

Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе. К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку (в котором она на самом деле распознала и подавляет особенное стремление к доминированию), зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно.

... очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными “личностями” (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком “подарит” ему массу проблем.

... Научившись в первый период своего развития быть собаками среди собак, щенки должны теперь научиться быть собаками в человеческом окружении.

Это - следующий уровень развития жизненного опыта - для более общего и более сложного уровня поведения.

... щенки начинают превращаться в молодых взрослых собак. Их уверенность в себе в знакомой обстановке растет: они начинают позволять себе вольности... молодая собака, которая раньше всегда с радостной готовностью реагировала, когда ее подзывали, начинает странно вести себя: услышав зов, останавливается с отсутствующим взглядом, а затем решает отправиться в противоположном направлении. ..У людей этому периоду соответствует возраст от четырнадцати до шестнадцати лет.

... ситуация, когда собака сталкивается с чем-то, что она видела ежедневно, быть может в течение месяцев, но словно вдруг перестает узнавать знакомый предмет, поставленный в непривычном месте. Собака будет лаять, рычать и пятиться от этого предмета.

 

Рассмотрим стадии развития управления вниманием на примере синдрома ДВГ (Синдром дефицита внимания гиперактивности).

В восприятие может попадать то, что уже распознается как объект (выделяется из окружающего), но еще не исследовано в плане отношения  к этому. Человек не знает, в, первую очередь, хорошо это для него или плохо (самый общий уровень системы значимости), затем, в каких случаях это может быть хорошо, а в каких – плохо. С одной стороны новое может представлять опасность, с другой – оказаться полезным. Если бы эволюционно выработалась реакция – всегда избегать нового потому, что оно может оказаться опасным, то на этом возможность приспособления к новому была бы исчерпана, и вид потерял бы возможность выжить в новых условиях. Поэтому предпочтительнее оказалась специфическая реакция "интерес", т.е. влечение к исследованию нового. Новое само по себе приобретает высокую значимость.

Но при этом значимость оказывается примерно равноценной, т.к. до познания трудно судить, что из разных новых объектов окажется более важным. Такое различие в отношении возникает уже при некотором знакомстве с новым. В результате, в начале развития, когда почти все воспринимаемое – новое, имеющее примерно равноценную значимость, в восприятие попадает все это, почти на равных конкурируя между собой, что затрудняет удерживание внимания на чем-то конкретном. Возникает Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Впоследствии, с развитием опыта, все более уменьшается число малоисследованных объектов в поле восприятия. Интерес сопровождает обычно один-два наиболее неисследованных и важных объекта внимания. В поле мысленного созерцания не возникает мельтешения малосвязанных обрывочных мыслей, часто вообще как бы и нет какой-то конкретной мысли (в голове "пусто"), но при этом текущая деятельность оказывается очень эффективной, выбирая среди неосознаваемого наиболее актуальное в данный момент. Автоматизм мышления и действий оказывается настолько тонко сбалансирован, что опознаванию необходимо лишь очень незначительно корректировать процесс, подправляя легкими касаниями осознания, лишь учитывая текущую специфику. Слова во время речи льются как бы сами собой, а действия совершаются легко и точно.

Если в голове вдруг опять возникает разнообразие мыслей, яркость восприятия сразу нескольких объектов, как говорят апологеты психоделии: "сознание расширяется", это значит, что утрачен тонкий баланс, потеряна глубина мысли, обеспечивающаяся автоматизмом, опять несколько конкурирующих мыслительных цепочек оказываются на поверхности осознания, требуя снова усилий по восстановлению адекватности отношения реальному.

Эйфоричность, многословность, проявление множества интересов к окружающему – признак неискушенности или грубо нарушенного взаимосоотвествия (баланса) жизненного опыта. Как признак неискушенности, молодости он может оказаться привлекательным для половых партнеров – т.к. чем моложе организм в репродуктивный период, тем качественнее репродуктивная функция. Легко можно перепутать молодость или испорченность опыта, которая легко приводит к психическим расстройствам.

Но, с другой стороны, немногословность при точном стиле реагирования (мудрость) – проявление высоких адаптационных способностей, важных для выживания и сохранения потомства, так же привлекательна для половых партнеров. Можно перепутать немногословную опытность и просто тупость – в случае неискушенности того, кто пытается это оценить.

 

На Элементах была опубликована статья в которой предлагалась гипотеза "о том, что чувство юмора и чрезмерный уровень потребления (транжирство) могли развиться как адаптации «рекламного» характера.... - являются аналогами павлиньего хвоста у человека."

В обсуждениях я написал в том смысле, что Получается, что чувство юмора оказалось привлекательным, как бы случайно оказавшись доминирующим в системе оценок признаков симпатичности. И неужели больше ничем не обусловлена его практическая польза? Вряд ли это – так. Стоит подумать о том, что существуют функционально обусловленные периоды развития и юмор начинает проявляться в одном из них на фоне игрового контекста поведения. А игровой период следует за авторитарным для того, чтобы личным опытом в относительно безопасном режиме проверить догмы, передаваемые от взрослых. Юмор подчеркивает эту игровую безопасность.

То, что игровое поведение - обусловлено поведенческим контекстом, в котором оптимально обеспечивается интерес к познанию всего окружающего - вполне ясно из приводимых фрагментов текстов. То, что игровое поведение, а точнее, острое восприятие новизны - следствие пока не вполне развитой системы значимости, управляющей вниманием (мотивацией) - было показано предыдущими рассуждениями об этом.  

Для полноты картины осталось представить себе роль смеха в играх - как коммуникативного символа общения: "это - игра, это - понарошку". Причем, у разных видов животных этот сигнал может выражаться в коммуникации совершенно по-разному.

Развитие коммуникабельности включает и формирование представлений об иерархии авторитетов - лидерстве. Создаются временные "объединенные сознания" с четким распределением специализации,  с ареалом социального влияния лидеров. Наиболее успешный, лидер, доказывает свое право быть оценщиком ситуации и решателем в таких социальных организмах, а другие выполняют свои специализированные функции. Есть выражение, что вот он является его "правой рукой", т.е. главным реализатором решений, в свою очередь, являясь лидером, но уже специализированным на безоговорочное проведение решений верховного лидера. У верховного лидера может быть не только "рука", но и "глаза-уши" и даже "мозг". Т.е. верховный лидер выполняет роль основы системы значимости составного организма, оценивает результат выполненных решений и корректирует приказы на будущее. Другие же составляющие - специализированные части системы значимости.

Исследования показали, что люди по приказу вполне готовы причинять друг другу боль, выполняя приказ:

В 1961 году Стенли Милграм из Йельского университета начал эксперимент, участникам которого сказали, что опыт направлен на исследование способностей человека к обучению. Участников попросили направлять удары электрошока нарастающего напряжения по "ученику", находящемуся в соседей комнате. "Ученик", который в действительности являлся актером, вначале проявлял признаки дискомфорта, потом кричал от боли, а затем умолял экспериментатора остановиться. После этого он умолкал, притворяясь мертвым.

Результаты исследования шокировали: 82,5% испытуемых продолжали эксперимент, когда "ученик" начинал кричать от боли при напряжении 150 вольт, а 79% продолжали, когда генератор был повернут до отметки 450 вольт, смертельной дозы.

"Люди, изучавшие работу Милграма, стали интересоваться, каковы были бы результаты сегодня, - отметил исследователь Джерри Бургер из Университета Санта-Клара в Калифорнии. – Многие указывают на уроки Холокоста и утверждают, что сейчас общество более толерантно и лучше осведомлено об опасностях слепого подчинения".

Бергер провел аналогичное исследование, результаты которого, опубликованные в журнале American Psychologist, свидетельствуют о том, что с тех пор почти ничего не изменилось.

Бергер обнаружил, что 70% участников продолжали выполнять задание, даже когда "ученик" кричал от боли при напряжении 150 вольт. Затем эксперимент останавливали, чтобы не нанести его участникам психологический травмы.

 

Если человека лишить какой-то критической фазы развития, то он уже не будет в состоянии развить соответствующие навыки настолько же эффективно, как во время этой фазы. Люди, избежавшие фазы развития социальной коммуникабельности, оказываются асоциальными, не в состоянии понять и воспринять то, что для других - совершенно естественно и обеспечивает взаимопонимание и минимальную конфликтность.

Крайние, негативные для общества и личности, проявления таких ролей описываются в статье Вера и сумаcшествие. Там же сказано по теме развития понимания и способности поддержки социальных ролей:

Способность к безусловной вере изначально присуща детям и основывается на безусловном подчинении взрослым и приятии исходящих от них сведений в раннем возрасте доверчивого обучения [181]. Затем в норме она сменяется периодом пробной инициативы [137] - игровым попиранием границ дозволенного и остается лишь в отношениях с очень авторитетными или очень близкими (в виде любви) людьми. В зрелом возрасте функционально оправданым с точки зрения адаптивного поведения является разумный скептицизм. В то же время значимая, доминирующая идея делает наиболее эффективным творчество.

...

Чем более значима ситуация, тем более вероятно появление соответствующей доминирующей активности, которая оказывается наиболее привлекательной для внимания среди других активностей, и поэтому более вероятно откладывание проверки вариантов поведения реальностью, что все больше закрепляет неадекватность. Доминирующая активность как бы поддерживает сама себя в силу очень высокой значимости и провоцирует субъективизм вместо эмпирического стиля поведения. В некоторых случаях проверка реальностью вообще невозможна (мистика, недостижимая цель), и доминирующие активности углубляют сопутствующие неадекватности вплоть до появления психопатологических реакций.

 

Наиболее присуща людям - стадия развития личности в контексте ее социальной роли - творчество.

Развитие выше описанных уровней социального становления организма во многом предопределено генетически (т.е. распознаватели, обеспечивающие эти уровни, топологически и структурно развиваются так, чтобы потенциально быть способными формировать свою специализацию, хотя функционально они ничем не отличаются от любых других необученных распознавателей). В отличие от этого, последующее развитие использует все эти предшествующие, уже сформированные уровни, для формирования более сложных, объединяющих предшествующие, распознавателей, формируя новые качества, которые могут быть востребованы в следующих фазах развития. Это – фаза развития индивидуального творчества, ориентированного на социум.

Чтобы эта фаза получила развитие, нужны еще более специфичные условия, чем те, что необходимы для фазы развития социальной коммуникабельности. Поэтому у многих людей это оказывается очень слабо востребовано и почти не реализовано.

Творческие способности начинают развиваться очень рано из тех интересов, которые оказываются наиболее доминирующими в течение жизни. Но именно в возрасте максимальных творческих способностей происходит наиболее глубокое и эффективное обобщение с самыми значимыми практическими результатами -  на основе сложившегося мировоззрения. Если таких интересов не оказалось или они были мимолетными, то не происходит накопления тех навыков, включая мыслительные автоматизмы, которые образуют "критическую массу" практически воплощающегося - в формах, соизмеримых по новизне-значимости подобного у современников, - т.е. результат оказывается социально востребованным. Отсутствие же социальной востребованности при большой доминантной активности интересов приводит к депрессии.

В работе К. Ханнафордf (доктор нейрофизиологии) публикуемой в Периоды развития мозга :

Возраст Этапы развития области головного мозга Функции
От зачатия до 15 мес Стволовые стр> к-туры Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения
15 мес 4,5 г Лимбичсская система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками
4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления
7—9 лет Левое (логическое) полу шарие Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук
8 лет Лобная доля Совершенствование нав ы-ков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и коо р-динация движений глаз: слежение и фокусирование
9—12 лет Мозолистое тело и миелинизация Комплексная обработка информации всем мозгом
12—16 лет Гормональный всплеск Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов
16—21 год Целостная система интеллекта и тела Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей
21 год и далее Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовьсочув-ствие) и тонких моторных навыков

 

В обобщающей работе Развитие творческих способностей в онтогенезе читаем:

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки)... однако, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.

… Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений.

… На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.

… Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст.

… В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

  1. отсутствие образца регламентированного поведения;
  2. наличие позитивного образца творческого поведения;
  3. создание условий для подражания творческому поведению;
  4. социальное подкрепление творческого поведения.

Реализовав эти условия, было проведено исследование (Н.В. Хазратова). В результате выявлено формирующее влияние специально созданных параметров среды на уровень креативности испытуемых. Оценивалось – креативная ценность продуктов деятельности и мотивационная основа креативного поведения. В выборке детей четырех лет уровень креативности повысился по обоим параметрам; трех лет – по мотивационно-личностному показателю; пяти лет – по продуктивному показателю. Вывод: формирование креативности в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне.

Понятно, что специфика творчества зависит от его предметной области. Так, стать хорошим шахматистом или математиком возможно в очень раннем возрасте (12-16 лет), а вот хорошим биологом вряд можно стать раньше сорока. При этом существуют возрастные ограничения развития для каждого вида, оптимизируемые естественным отбором в виде наследственно предопределенной программы развития. Личный вклад в выживаемость вида не должен быть слишком консервативен. Иначе он начнет приносить больше вреда, чем пользы. На переделку представлений, определяющих эффективность личного творчества у индивидуума нет второго шанса: они у людей формируются с самыми первыми ранними интересами и развиваются до 20-40 лет до социально востребованного оптимума. Примерно в 30 лет возникают те самые важные и востребованные идеи, которые человек затем развивает, шлифует всю жизнь, пока такое развитие оказываются уже не актуально  в социуме – морально устаревает. Перекроить возникшую систему, привязанную к текущим условиям (которых уже давно не существует) неизмеримо сложнее, чем сформировать с нуля новую.

Понятно, что отсутствие постоянных интересов исключает фазу развития творческих способностей из индивидуального развития. Нет мотивации – нет творчества :) Нет ничего более эффективного для подавления этой фазы - чем внутреннее убеждение в собственной искушенности: "я уже познал это" или в примитивном проявлении: "я - взрослый". Инфантилизм в этом смысле – залог продолжающегося развития, а не его остановки. Игровой режим, так много сделавший в далеком детстве, на другом, уже более высоком и эффективном уровне продолжает мотивировать и делать эффективным творческий поиск в развитом поисково-творческом эмоциональном контексте. Вот почему иногда говорят, что занятие наукой – удовлетворение собственного любопытства :) Это можно сказать и в отношении любого творчества. Игра продолжается, но уже по-взрослому, - на более высоком уровне.

Человек, потерявший период творческого развития, навсегда остается лишенным способности к творчеству (не путать с просто профессиональной работой). Однако чувство социальной невостребованности остается и порождает острое ощущение ненужности, - депрессию. Люди, к пожилому возрасту не имеющие постоянных социально востребованных интересов, обречены на ту или иную форму депрессии. С этим непосредственно связаны представления об осмысленности своей жизни.

Что способно вызвать постоянный интерес? Нечто, по новизне-значимости приближающееся к чуду. Иногда загадочное явление поражает воображение настолько, что заставляет посвятить изучению мира свою жизнь. Это может быть не обязательно позитивное, но и глубоко трагическое впечатление, однако не способное сломить волю понять и преодолеть. Это может быть встреча с интересным человеком, поражающим своими мыслями или собственное погружение в чудо окружающего мира. И важно, чтобы это чудо случилось пораньше в жизни :)

У одних людей чудо вызывает желание понять и освоить, у других – благоговейно признать свою власть над собой. Все зависит от уже развитой ранее склонности к выбору социальной роли: ведущий-ведомый, лидер-послушник.

Почему верующие даже не пытаются проверить "работает" ли молитва, обряд, справедливо ли убеждение, даже если эти вопросы - самые важные для них?
Во-первых, высокая значимость отбрасывает сомнения: вера и сомнения - не совместимы, если появилось сомнение, убеждение может быть пересмотрено, а это - уже не вера.
Во-вторых, даже если еще не дошло до предельно высокго уровня убеждения - веры, у них в данной области нет личного практического опыта проверок, не наработаны навыки исследования, иногда даже в голову не приходят возможные и при этом корректные способы проверки.
Ранние формы религии, когда люди все окружающие явления связывали с непостижимыми силами без возможности их объяснения из-за низкого уровня развития представлений, провоцировали даже не задумываться над рациональными объяснениями.
Рецидивы этого происходят и сейчас у любого человека в соответствующем раннем периоде развития. Но у многих они завершаются с формированием адекватного мировоззрения, а у других остаются на том еще примитивном уровне, когда простейшие рассуждения по проверке предположений даже не приходят в голову.
С эволюцией все большее число особей не останавливается на дотворческих стадиях развития и развивают навыки адекватного познания реальности. Каждый сам может легко найти свое место на шкале уровня развитости мировоззрения :)
Бывает, что человек наработал узкоспецифические навыки исследования, чаще всего не на базе развития собственного мировоззрения, а перенимая методологию, как ремесленник. В других областях он остается наивным и склонным к вере в желаемое, без попыток даже элементарно проверить то, что для него оказалось очень важным. Хотя бы просто подбрасывая монету и пытаясь воздействовать на исход молитвами, ритуалами и т.п. Что может быть проще?
Проще и удобнее может быть только программа, имитирующая броски монеты или кости, строго используя генератор случайных чисел, делая много бросков очень быстро и показывая результат.
Такая программа давно лежит на сайте и не только она, а есть статья по корректным и в то же время легко осуществимым методикам проверки работы мысли: Проверка паранормальных эффектов. Что может быть более показательным как попытка заставить реальность бросков хотя бы слегка измениться? Если даже этого не удается, то о чем более крутом можно говорить?.
А не удается даже еще более простое воздействие... 30 лет Принстонская лаборатория изо всех сил пыталась найти хоть какое-то воздействие мысли на реальность: Исследование несуществующего. А там были очень увлеченные энтузиасты.

О сути творчества смотрите статью Основные механизмы творчества. Об аспектах личного творчества смотрите большую подборку материалов Творчество и вдохновение, а о том, какую роль выполняют результаты художественного (и не только) творчества в социуме - Этические символы общения.

В качестве иллюстрации утверждения: "Вера - всегда является следствием отношений типа лидер-подчиненный и присуща подчиненному" предлагается выборка высказываний популярного проповедника - митрополита Сурожскиго, чьи книги в россии выходят колоссальными тиражами: Высказывания митрополита Сурожскиго о молитве (необходимость молитвы, вымаливая - уже показатель), в частности:

...вы сможете сказать: “Господи, спасибо!” И если вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью, состоящей в том, что мы воображаем, будто совершили что-то, чего могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это. И когда вечером вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший день, вы сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о других и плакать о себе.
... Искать встречи с Богом нас побуждает дерзновение, если только этот поиск – не акт глубочайшего смирения.... святой Симеон Новый Богослов говорит нам, что если мы хотим молиться от всего сердца, то должны примириться с Богом, с нашей совестью, с нашим ближним и даже с окружающими нас предметами. ... Потому что недостаточно исполнять их, как раб или наемник исполняет волю своего господина; мы должны возжелать их всем сердцем...
...Господь глядит на нас с грустью и неслышно отвечает нам на том языке, который мог бы коснуться нашего сердца, если бы оно не было так озабочено собственным страхом: “Я же тебя послал в эту ситуацию, ты должен сражаться за Меня; разве ты не принадлежишь войску, авангарду Царства Небесного, которое Я послал на землю?"

 

Дополнительно:

Развитие первых реакций ребенка




Обсуждение Сообщений: 4. Последнее - 25.12.2023г. 7:28:39


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Обсуждение Инструкция по работе с пультом и стадиям обучения Beast | Обсуждение Стадии психического развития | Стадии психического развития | Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения | Интеллектуальные механизмы | Организация памяти мозга | Природа сна | Психические процессы | Психические центры | Что такое мысль | Что такое психика | Что такое сознание | Боль - как психическое явление | Без веры нет духовности | Привлечение вдохновения | Развитие воображения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Аномалии развития головного мозга - причины, симптомы, диагностика и лечение | Вундеркинды отстают в развитии | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей
Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Целевая мотивация

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:1200514345

Авторские права сайта Fornit