В статье авторы рассматривают теорию развития интеллекта, создателем которой является швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Предметом исследования являются стадии, прохождение которых формирует понимание времени, пространства, собственного мнения и др.
Ключевые слова: ребенок, стадии развития, когнитивное развитие, психическое развитее, навык, интеллект
Многие выдающиеся ученые разрабатывали экспериментально-психологические теории развития интеллекта. С течением времени база этих теоретических направлений развивается и обогащается новыми фактами. Создателем одной из таких теорий является Жан Вильям Фриц Пиаже. Он известен работами по изучению психологии детей. Уже в начале своей научной карьеры Пиаже ясно обозначил свой интерес к эволюции человеческого интеллекта. У него появилась принципиально новая сторона проблемы познания, а именно — возможность его биологического объяснения. Любые психологические объяснения рано или поздно начинают опираться на биологию и логику (или же на социологию). По мнению некоторых исследователей, явления психики понятны лишь в том случае если они связаны с биологическим организмом.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что эта методика вполне применима при изучении элементарных психических функций (сознание, моторная функция и т. д.) в качестве основы для развития интеллекта.
Теория развития интеллекта — это, первоначально, активная идея формирования интеллекта, рассматривающая течение его развития в ходе личного развития ребенка. Подобный подход именуют генетическим. [1]
Пиаже считал, что психическое развитее ребенка проходит 4 стадии. Важно отметить, что это свойственно всем детям, какой бы культуре они не принадлежали, в какой части земного шара бы не жили.
Стадия 1: Период сенсомоторного интеллекта
От рождения до двух лет. На этом этапе ребенок оживленно узнаёт мир с помощью пяти органов чувств. Его мозг желает видеть, слышать звуки, чувствовать запахи, проверять на вкус и трогать всё вокруг. Как ни удивительно, чем больше, тем лучше. Всё начинается с рефлексов. впоследствии появляются первоначальные привычки. С четырёх месяцев ребенок начинает ощущать мир не только в «своем теле», но и за его границами, а соответственно осуществлять целенаправленные действия. Еще один не менее важный этап — формирование рабочей памяти или, как это именовал Пиаже, представление о постоянстве объектов. Представим ситуацию: мама спрятала плюшевого мишку, но ребенок понимает, что мишка не бесследно пропал, а все также продолжает существовать, даже не находясь в поле зрения. У ребенка все больше и больше появляется любопытство, от чего хочется ощущать новые запахи, пробовать ранее е изведанную пищу, слышать новые звуки. Начинается познание мира. Ребенок учится ходить, бегать, сидеть. Эта высокая физическая активность помогает когнитивному развитию. Но ребенок остается эгоцентричным и не может воспринимать чужую точку зрения.
Стадия 2: Период дооперациональных представлений
От двух до семи лет. Мышление ребенка хоть и остается интуитивно, но он начинает воспринимать символы. Например, ложка с кашей — самолет или же крышка от чего-либо — это лодка. Начинается активно включаться фантазия, за счет чего многие предметы в глазах ребенка оживают. Но так как конкретные когнитивные операции еще недоступны, Пиаже именует эту стадию «дооперационной». Ребенок учится не только разговаривать, но и понимать слова, а также принимать на себя какие-либо новые, несвойственные реальности, образы. Процесс обучения ускоряется из-за большого желания узнавать что-то новое. В возрасте четырех лет большинство детей начинают активно задавать вопросы и интересоваться буквально всем. Также постепенно приходит и навык рассуждения, Пиаже называет это интуитивной стадией, так как все знания и навыки ребенок уже может как-то проявлять, но еще не понимает, откуда это у него появилось. На этой ступени развития ребенок все также не догадывается, что существует не только его точка зрения и другие люди способны видеть мир иначе.
От семи до одиннадцати лет. Ребенок умеет не только использовать символы, но и оперировать ими на логическом уровне, совершая конкретные когнитивные операции. К ребенку приходит понимание порядка, что за чем идет, из чего мы делаем вывод, что уже на данной стадии ребенок способен делать какие-либо умозаключения на примере увиденного. Например, ребенок видит, как мама готовит суп, и понимает, что через некоторое время будет обед. Также ребенок знакомиться с концепцией постоянства, начинает понимать сохранение вещества, а именно осознает, что если, например, перелить воду из маленький бутылки в большой стакан, то ее не станет больше. А вот тот, кто помладше, будет думать, что в большом стакане больше воды. Также ребенок учится решать задачи, понимает обратный порядок, но обобщать все ещё не умеет. От новых навыков появляется некий восторг и желание развиваться нарастает. В итоге ребенок узнает себя лучше и приходит осознание собственности мыслей и чувств, не только своих, но и чужих. От чего появляется собственный взгляд на мир.
Стадия 3: Период конкретных операций
От семи до одиннадцати лет. Ребенок умеет не только использовать символы, но и оперировать ими на логическом уровне, совершая конкретные когнитивные операции. К ребенку приходит понимание порядка, что за чем идет, из чего мы делаем вывод, что уже на данной стадии ребенок способен делать какие-либо умозаключения на примере увиденного. Например, ребенок видит, как мама готовит суп, и понимает, что через некоторое время будет обед. Также ребенок знакомиться с концепцией постоянства, начинает понимать сохранение вещества, а именно осознает, что если, например, перелить воду из маленький бутылки в большой стакан, то ее не станет больше. А вот тот, кто помладше, будет думать, что в большом стакане больше воды. Также ребенок учится решать задачи, понимает обратный порядок, но обобщать все ещё не умеет. От новых навыков появляется некий восторг и желание развиваться нарастает. В итоге ребенок узнает себя лучше и приходит осознание собственности мыслей и чувств, не только своих, но и чужих. От чего появляется собственный взгляд на мир.
Стадия 4: Период формальных операций
От двенадцати лет и старше. Во-первых, ребенок становится уже подростком, а во-вторых, его мышление способно быть как конкретным, так и абстрактным. За счет этого подросток способен воображать нечто уникальное, а также оперировать такими понятиями как любовь, успех, неудача, ненависть. Понимание себя как уникальной личности становится намного глубже, нежели на третьей стадии. Новые способности позволяют не только делать какие-то обобщающие выводы, но и в целом подросток способен стоить планы, расставлять приоритеты, размышлять на философские темы. Сам Пиаже считал, что обучение происходит на протяжении всей жизни, но настаивал, что именно четвертая стадия является последней в структуре когнитивного развития.
Ж. Пиаже предполагал, что внешние факторы, такие как, например, родители и окружающая среда, оказывают влияние на темп развития и скорость прохождения этапов. Но в дальнейшем было доказано, что независимо от вмешательства родителей (будь то поощрения или же желание скорее развить те или иные навыки у ребенка) ребенок не будет развиваться в том или ином направлении, пока не наступит как физическая, так и психологическая готовность.
Пиаже пришел к выводу, что психическое развитее — формирование интеллекта, а стадии психического развития — стадии формирования интеллекта. Сутью развития по Пиаже является приспособление к окружающей реальности с целью достижения равновесия с ней.
Подводя итоги, важно отметить, что для полноценного развития интеллекта необходимо прохождение абсолютно всех стадий развития, ведь каждая из них характеризуется появлением новых, более сложных способностей. Последовательность стабильная, а сам процесс перехода от одной ступени к другой — незаметен. Бывает, что переход у ребенка проходит иначе, нежели о других. В этом случае нельзя говорить о каком-то отклонении, это индивидуальная особенность и свой собственный темп развития. Самое главное, это не скорость прохождения данных этапов, а их последовательность, только благодаря правильному порядку прохождения стадий ребенок освоит все навыки и умения.
Литература:
Резюме
1. Сенсомоторная стадия (0-2 года): На этом начальном этапе дети развивают свои представления о мире через непосредственные ощущения и действия. Они формируют первые понятия, исследуя объекты и взаимодействуя с окружающей средой. Например, дети постепенно начинают осознавать постоянство объектов, понимая, что вещи продолжают существовать, даже если они не находятся в поле зрения.
2. Предоперационная стадия (2-7 лет): В этом возрасте дети начинают использовать символы и слова для представителей объектов и понятий. Их мышление все еще в значительной степени эгоцентрично, и они имеют трудности с пониманием точек зрения других. Формируются основные понятия, такие как цвет, форма и размер, но они могут быть неправильно осмыслены из-за непонимания логических связей.
3. Стадия конкретных операций (7-11 лет): На этой стадии дети начинают понимать взаимосвязи и преобразования объектов, а также могут выполнять операции с конкретными предметами. Они осваивают понятия, такие как серийность, классификация и инверсивность. Это позволяет им группировать объекты по различным критериям и выполнять более сложные логические операции.
4. Стадия формальных операций (11 лет и старше): На этом этапе у детей развивается способность к абстрактному и логическому мышлению. Они могут рассуждать о гипотетических ситуациях и концепциях, работающих с абстрактными идеями, такими как свобода или справедливость. В этом возрасте они начинают формировать более сложные понятийные структуры и могут рассматривать множество вариантов решений для одной и той же проблемы.