Первый этап (младший дошкольный возраст) – этап синкретических образований. На этом этапе слово не имеет существенного значения. Фигуры объединяются по случайным признакам (пространственная близость и т.п.). Второй этап – этап комплексов. Ребенок объединяет предметы на основе непосредственного чувственного опыта, но сообразно фактическим связям. В процессе возникновения комплекса эти связи как основания группировки постоянно меняются, как бы “скользят”. На этой стадии дети еще не могут рассматривать какой-либо признак или зависимость предметов вне конкретной ситуации. В образовании комплексов важную роль играет словесный знак. Особая форма комплексов – псевдопонятия. По внешним особенностям обобщения это понятия, но по типу процесса, приводящего к обобщению это комплексы. Третий этап – собственно понятия. Они образуются на основе отбора группы предметов, объединенных по единому признаку, путем его абстрагирования, а затем, последующего синтеза выделенных признаков. Решающую роль в образовании понятия играет слово как средство направления внимания на соответствующий признак, как средство абстрагирования.
Выготский разводил два вида понятий – житейские и научные. Житейские понятия – общие представления, построение которых происходит от конкретного к абстрактному. Научные понятия – “обобщения мысли”, при образовании которых устанавливаются зависимости между понятиями. Путь образования научного понятия противоположен пути образования житейского понятия – это путь от абстрактного к конкретному, когда ребенок с самого начала лучше сознает само понятие, чем его предмет. Столь резкое разделение житейских и научных понятий объясняется тем, что в нем (разделении) отражается общая для творчества Выготского идея о принципиальном различии у детей низших (натуральных) и высших (культурных) психических функций.
Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное мышление. Формируется в 6-7 лет.
Методика Выготского-Сахарова: «методика двойной стимуляции». С ее помощью было установлено, что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени:
1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.
- выбор и объединение предметов наугад;
- выбор на основе пространственного расположения предметов;
- приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.
3. Образование настоящих понятий.
Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм, в основном используются бланковые вербальные варианты. Предполагает использование: индукции, дедукции. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смысла и подтекста различие иерархии признаков (центральные, существенные, случайные, периферические)
Методы диагностики понятийного мышления: Основные методы: «Сравнение понятий» - выделение существенныхпризнаков(Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо), «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …), «Исключение лишнего» (Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр. Определения понятий, Классификация картинок. Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности) ЭКГ, СС , температура лобной поверхности, окулография (измерение движений глаз). Методика Выготского – Сахарова: исследование мышления, способности формирования понятий. Материал – набор объемных фигур, отличающихся др. от др. формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных искусственных слогов (биг, цев, гур, лаг). Фигурам с одинаковой надписью присущи определенные признаки. Задача – обобщить признаки по группам. Выготский диагностировал нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и когда в обычной жизни трудно заметить нарушения понятийного мышления. Стандартизации методики нет. Методика ориентирована на качественный анализ особенностей мышления. Есть более простой (плоские фигуры) детский вариант Говорковой.