Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/68777 
или fornit.ru/ax1-86-785

Стадии формирования понятия (по л.С. Выготскому).

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Формирование понятий (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Ребенок объединяет предметы на основе непосредственного чувственного опыта, но сообразно фактическим связям. В процессе возникновения комплекса эти связи как основания группировки постоянно меняются, как бы “скользят”. На этой стадии дети еще не могут рассматривать какой-либо признак или зависимость предметов вне конкретной ситуации.
    В образовании комплексов важную роль играет словесный знак.
    Особая форма комплексов – псевдопонятия. По внешним особенностям обобщения это понятия, но по типу процесса, приводящего к обобщению это комплексы. Третий этап – собственно понятия. Они образуются на основе отбора группы предметов, объединенных по единому признаку, путем его абстрагирования, а затем, последующего синтеза выделенных признаков. Решающую роль в образовании понятия играет слово как средство направления внимания на соответствующий признак, как средство абстрагирования.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    Первый этап (младший дошкольный возраст) – этап синкретических образований. На этом этапе слово не имеет существенного значения. Фигуры объединяются по случайным признакам (пространственная близость и т.п.). Второй этап – этап комплексов. Ребенок объединяет предметы на основе непосредственного чувственного опыта, но сообразно фактическим связям. В процессе возникновения комплекса эти связи как основания группировки постоянно меняются, как бы “скользят”. На этой стадии дети еще не могут рассматривать какой-либо признак или зависимость предметов вне конкретной ситуации. В образовании комплексов важную роль играет словесный знак. Особая форма комплексов – псевдопонятия. По внешним особенностям обобщения это понятия, но по типу процесса, приводящего к обобщению это комплексы. Третий этап – собственно понятия. Они образуются на основе отбора группы предметов, объединенных по единому признаку, путем его абстрагирования, а затем, последующего синтеза выделенных признаков. Решающую роль в образовании понятия играет слово как средство направления внимания на соответствующий признак, как средство абстрагирования.

    Выготский разводил два вида понятий – житейские и научные. Житейские понятия – общие представления, построение которых происходит от конкретного к абстрактному. Научные понятия – “обобщения мысли”, при образовании которых устанавливаются зависимости между понятиями. Путь образования научного понятия противоположен пути образования житейского понятия – это путь от абстрактного к конкретному, когда ребенок с самого начала лучше сознает само понятие, чем его предмет. Столь резкое разделение житейских и научных понятий объясняется тем, что в нем (разделении) отражается общая для творчества Выготского идея о принципиальном различии у детей низших (натуральных) и высших (культурных) психических функций.

    Понятийное мышление – ведущий вид мышления, характеризуется использованием понятий, логических конструкций, которые существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышление – осознанное вербальное мышление. Формируется в 6-7 лет.

    Методика Выготского-Сахарова: «методика двойной стимуляции». С ее помощью было установлено, что формирование понятий у детей проходит через 3 основные ступени:

    1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом.

    - выбор и объединение предметов наугад;

    - выбор на основе пространственного расположения предметов;

    - приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов

    2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: ассоциативный, коллекционный, цепной, псевдопонятие.

    3. Образование настоящих понятий.

    Наиболее распространенными методами исследования и диагностики понятийного мышления являются исследования его вербальных форм, в основном используются бланковые вербальные варианты. Предполагает использование: индукции, дедукции. Характеризуется: высокой критичностью повышением понимания скрытого смысла и подтекста различие иерархии признаков (центральные, существенные, случайные, периферические)

    Методы диагностики понятийного мышления: Основные методы: «Сравнение понятий» - выделение существенныхпризнаков(Испытуемый должен указать общие, существенные признаки для пары понятий: зерно-яйцо), «Аналогии» – продлить грамматическую связь (пароход – утонуть, самолет - …), «Исключение лишнего» (Из ряда предложенных понятий надо оставить те, которые могут быть объединены по общему признаку, вычеркнув лишнее: часы, очки, весы, термометр. Определения понятий, Классификация картинок. Психофизиологические методы: (оценивается степень напряженности человека в момент решения задачи (по сложности) ЭКГ, СС , температура лобной поверхности, окулография (измерение движений глаз). Методика Выготского – Сахарова: исследование мышления, способности формирования понятий. Материал – набор объемных фигур, отличающихся др. от др. формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных искусственных слогов (биг, цев, гур, лаг). Фигурам с одинаковой надписью присущи определенные признаки. Задача – обобщить признаки по группам. Выготский диагностировал нарушение процессов обобщения не только при явных расстройствах мышления, но и когда в обычной жизни трудно заметить нарушения понятийного мышления. Стандартизации методики нет. Методика ориентирована на качественный анализ особенностей мышления. Есть более простой (плоские фигуры) детский вариант Говорковой.



    Источник: Стадии формирования понятия (по л.С. Выготскому).
    Дата создания: 21.08.2024
    Последнее редактирование: 21.08.2024

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Формирование понятий":
  • Стадии развития понятий по Жану Пиаже
  • Образования понятий у ребенка
  • Какие области человеческого мозга ответственны за такие понятия, как гордость, вера и истина
  • Локализация абстрактных понятий в мозге
  • Формирование понятий в процессе обучения

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя