Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Развитие первых реакций ребенка

Относится к   «Адаптология»

Это статистическое и системное обобщение материалов фактических данных исследований по развитию отдельных адаптивных функций у человека в раннем возрасте.

Ранее была опубликована статья о периодах развития психики у животных: Стадии психического развития.

Статьи по реакциям, связанным с развитием лобных долей вынесены в раздел fornit.ru/ax1-80

fornit.ru/67365 1-й год жизни ребенка — это период интенсивной адаптации организма к новым условиям существования, период формирования всех органов и систем. Именно в этом возрасте начинается развитие высших психических функций, ребенок учится активно взаимодействовать с окружающей средой. Этот период развития характеризуется чрезвычайно интенсивным и быстрым созреванием мозговых структур, что определяет существенные изменения поведения ребенка, его общение с окружающим миром, формирование начальных процессов его познавательной деятельности. На этом этапе выделяют три периода, существенно различающихся по степени зрелости мозга и его функциональным возможностям: период новорожденности (первые 10 дней), первое полугодие и второе полугодие.

Далее развитие основных видов реакций сгруппировано по функциональности.

 

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

fornit.ru/67363 С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.

Визуальный опыт формирует из отдельных нейронов так называемые столбцы ориентации, необходимые для восприятия, обработки линий, узоров, движения и восприятия цвета. Этот процесс продолжается в течение первых 3 лет жизни и является периодом нейрональной пластичности или критическим периодом для визуального развития.

Уже к 4 мес жизни ребенок может сопоставлять визуальную информацию с аудиоданными из беглой речи людей, даже говорящих на разных языках, с разной просодией, из разных языковых групп.

При рождении отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов - прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. На 2-3-й неделе жизни формируются и совершенствуются функции предметного, контрастного и пространственного зрения. На 2-3-м месяце жизни появляется форменное центральное зрение, которое постепенно совершенствуется, от способности обнаруживать предмет до способности его распознавать. В возрасте 2-6 мес совершенствуется способность дифференцировать цвет. Различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. У новорожденного есть механизм бинокулярной фиксации объекта как основа развития бинокулярного зрения, но способность к бинокулярному зрению, т.е. слиянию двух монокулярных изображений в единый зрительный образ, появляется только к 2 мес жизни.

fornit.ru/67364 На первом месяце жизни малыш способен фиксировать взгляд на лице взрослого, следит за медленно движущейся игрушкой, щурится от вспышки яркого света. В два месяца он уже фиксирует взгляд на игрушке, может прослеживать ее движения (как по вертикали, так и по горизонтали), различает красный и желтый цвет. В три месяца у ребенка появляется координация движений глаз, он способен быстро  найти  зрительный  стимул,  интересуется  лицами,  проявляет зрительное внимание, начинает соотносить зрительный стимул и событие (например, бутылочка кормление). В четыре месяца малыш проявляет интерес к собственным рукам (у него развивается координация рука глаз), может перемещать пристальный взгляд и реагировать улыбкой на знакомое лицо, способен прослеживать за объектом, движущимся горизонтально, вертикально и по кругу. В пять месяцев он может смотреть на объект, находящийся у него в руках (развивается координация глаз рука), легко перемещает взгляд с близкого расстояния на далекое, может рассматривать объекты на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок узнает и дифференцирует лица, может дотягиваться и хватать зрительные стимулы (движения рук контролируются зрением), начинает интересоваться объектами, попадающими в поле зрения, обычно фиксирует, где появился новый объект. Острота его зрения близка к остроте зрения взрослых, он использует все 180 градусов поля зрения.

fornit.ru/67365 С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, предпочитаемым и рано распознаваемым раздражителем по сравнению с неживыми предметами. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога.

В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными.

С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 месяцам созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 месяцам красно-зеленый.

С 3-4 месяцев проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру.

Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 месяца жизни становится эмоциональное сопровождение. Это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску. С 3-месячного возраста весь комплекс поведенческих реакций направлен на новый объект и способствует его фиксации, а эмоциональная реакция оживления, базирующаяся на предпочтении новизны, - обеспечивает восприятие объекта, удлиняя время общения ребенка с объектом.

Структурно-функциональной основой расширения возможностей опознания объектов внешнего мира является вовлечение в сенсорные функции не проекционных областей коры - моторной и ассоциативной зон. Включение в зрительную функцию областей моторной коры, связанных с глазодвигательными процессами, обеспечивает более совершенную регуляцию и контроль двигательного компонента внимания.

К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони - захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегчает опознавание предметов. Развитие координационных возможностей, движение обеими руками способствует манипуляции с предметами, более глубокому ознакомлению с окружающим миром.

К 8-му месяцу жизни проявляются элементы произвольности и внутренней регуляции. Ребенок на основе индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взгляд) на прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры.

Регуляция поведения развивается в общении с взрослыми.

СЕНСОРНО-МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ

fornit.ru/67369 С первых дней жизни у ребенка заложен ряд защитных и ориентировочных зрительных реакций. Это зрачковый рефлекс, поворот головы в сторону источника света, зажмуривание глаз при ярком свете, прослеживание взглядом за медленно перемещающимся предметом или объектом. Уже с первого месяца жизни возникают новые ориентировочные реакции. Постепенно расширяются и усложняются базовые функции зрения. Сначала увеличивается расстояние, на котором ребенок может наблюдать за движущейся целью, затем увеличивается длительность зрительного сосредоточения, затем усложняется восприятие форм и цветов. К концу шестого месяца жизни ребенок уже способен различать лица людей.

ГИППОКАМП

fornit.ru/6415 Развитие гиппокампа до функциональной зрелости происходит задолго до развития префронтальной лобной коры.

Корковые поля энторинальной области и гиппокампа (полей 28 и 34 по Бродману) наиболее интенсивно развиваются в период грудного возраста, раннего и первого детствах, когда ширина наружного слоя собственного энторинального поля epr1 увеличивается по сравнению с тем же слоем новорожденного в 2,36, среднего слоя – в 2,46, внутреннего слоя в 1,46. Ширина пирамидного слоя поля СА2 гиппокампа увеличивается от момента рождения до первого детства в 1,6.

fornit.ru/67383  Младенцы обладают как семантической, так и эпизодической памятью. Семантическая память образуется при обработке информации, полученной не из личного опыта (названия цветов, исторические даты и события и т. д.). Эпизодическая же память, наоборот, опирается исключительно на личный опыт (первый день в школе; авария, увиденная своими глазами).

С течением времени, эпизодическая память может стать семантической. Так, например, человек забывает, что он впервые узнал о собаке, играя со своей собственной; он просто знает, что собой представляет собака.

Только к 3-4 годам гиппокамп объединяет все эти разбросанные островки информации в единую сеть. С помощью этой сети дети и взрослые могут быстро получить доступ к хранящейся в их памяти информации.

fornit.ru/67397  Гиппокамп играет очень важную роль в формировании памяти и других когнитивных функций в раннем возрасте, а эксперименты на лабораторных животных показывают, что нарушения сна мешают его правильному развитию. Младенцам до года нужно спать около 14–15 часов в сутки.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС  

fornit.ru/67366 Младенцы больше предпочитают смотреть на новые предметы, однако если предмет совершенно непривычен, незнаком для ребенка, он не привлекает его внимания. 

fornit.ru/67373  К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей.

fornit.ru/67374 К 23 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

fornit.ru/67386 Первые проявления сосредоточенности можно наблюдать на 10-12 день, когда ребенок пытается направить взгляд на лампу, если она расположена близко. К концу второго месяца может следить за яркими блестящими предметами. На третьем месяце жизни в большей мере внимание привлекают взрослые. Дальнейшее развитие внимание получает в связи с появлением предметных действий.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые предметы, значительно отличающиеся от виденных им ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

fornit.ru/67376 Попытки вырабатывать условные рефлексы как у еще не родившихся, так и у недоношенных детей, а также у новорожденных в первые дни жизни привели к противоречивым результатам. Лишь примерно с недельного возраста способность ребенка к образованию условных рефлексов становится несомненной. К этому времени у него можно наблюдать и первые натуральные условные рефлексы.

Натуральный условный пищевой рефлекс на положение кормления образуется у младенца примерно в недельном возрасте. Сигналом здесь служит в основном комплекс кожных и проприоцептивных раздражений, подкреплением - кормление. Натуральный условный рефлекс на время кормления возможно образуется еще раньше.

ЛОБНЫЕ ДОЛИ

fornit.ru/6347 В лобной области новорожденного раньше, по сравнению с другими полями коры, отмечаются признаки вертикальной колончатой организации нейронов... В возрасте 6-8 месяцев также удается выявить первые признаки возникновения речевого управления действиями ребенка. Возраст 9-12 месяцев является значимым в развитии таких способностей ребенка как подавление непосредственных реакций, преодоление зависимости от ярких характеристик внешней среды.

fornit.ru/67390  Лобные доли – это самый поздно созревающий отдел мозга. По разным данным, префронтальная кора созревает к 20-23 годам.

2-6 мес. Ребенок уже не является реактивным существом. Он разворачивает коммуникативную, познавательную деятельность. Сообщает криком, если что-то не нравится. Использует мимику и гуление, движения для взаимодействия.

6-12 мес. Ребенок включается в предметно-манипулятивную деятельность совместно со взрослым. К 6-8 мес. существенно возрастает скорость метаболизма в лобных отделах (что свидетельствует об интенсивном созревании). Расширяется арсенал средств проявления инициативы и воли ребенка: использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Происходит интеграция различных психических функций. Развиваются зрительно-моторные координации. Малыш начинает понемногу понимать обращенную речь. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции. Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет). Но, конечно, в этом возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенок быстро переключается на яркие побочные стимулы. На данном этапе эмоции служат для саморегуляции и стимуляции ребенка к познанию и развитию речи. Интенсивно созревают связи префронтальной коры и лимбической системы (которая отвечает за эмоции). Таким образом, формируется мотивационная сфера ребенка.

1-3 года. Появляются первые произвольные действия.

С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил.

В возрасте 2-3 лет происходит бурное морфологическое созревание лобной области: оформляются нейронные комплексы, образуются связи, число синапсов достигает максимума; растет объем одновременно обрабатываемых задач.

В 3 года мы можем говорить о произвольных предметных действиях у ребенка – праксисе. То есть созревает корковый уровень движений (теменно-премоторный).

ЭМОЦИИ   

fornit.ru/67372 Ребенок на ранних этапах развития зависим от матери не только физически, как от источника реализации всех его витальных потребностей в сытости, тепле, безопасности и т.д., но и как от регулятора его аффективного состояния: она может его успокоить, расслабить, взбодрить, утешить, увеличить выносливость и настроить на усложнение взаимоотношений с окружающим миром. Важнейшим условием для этого является возможность синхронизации их эмоциональных состояний: заражения улыбкой, синтонности в настроении и переживании происходящего вокруг. Поэтому так важно для малыша спокойствие и уверенность в себе мамы, дающее ему ощущение надежности. Так реализуется первичная потребность ребенка в стабильности и эмоциональном комфорте.

Младенец первых 2-3 месяцев жизни характерно нетерпелив, тяжело реагирует на изменение распорядка дня – нарушение режима кормления, сна-бодрствования, может переживать перемену обстановки; привыкая к определенным «рукам», манере человека, ухаживающего за ним большую часть времени, тяжело переживает его замену.

Когда ребенок овладевает более сложными способами самостоятельного тонизирования, потребность в них становится меньше – так к 6-7 месяцам сосание пальца обычно прекращается.

Ребенок постепенно начинает учитывать эмоциональную реакцию взрослого на свои действия. Если на более раннем этапе развития у малыша наблюдалось самое простое аффективное заражение ярким состоянием другого человека (первоначально зевотой, затем – смехом, плачем), то теперь из этого начинает вырастать истинное подражание эмоциональным реакциям взрослых. Так, пятимесячный ребенок уже может имитировать выражение лица матери и с удовольствием играть с выражением своего лица в зеркале.

К полугоду ребенок уже хорошо распознает основные эмоции своих близких и начинает сам дифференцированно и адекватно ситуации выражать удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность, смущение и т.п.

К 1,5 – 2 годам дети начинают чутко воспринимать симпатии родителей, активно пытаются вмешаться в разговор взрослых, тяжело переживают недостаточность внимания к себе, не разрешают близким долго с кем-то общаться.

К 2,5 годам малыш начинает проявлять особый консерватизм в привычках, сопротивляться внесению изменений в стабильные, наиболее значимые для него формы взаимодействия с окружением. Ребенок также следит, чтобы все в семье вели себя «правильно», чтобы все было на своих местах.

fornit.ru/67373 По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

fornit.ru/67394  Начиная с 3-й недели жизни у малыша формируется отношение к внешнему миру, в виде мамы, т.е. социальная реакция. Он начинает чувствовать ее эмоциональные изменения, отвечать улыбкой на ласковый голос и прикосновения, во время бодрствования.

fornit.ru/67374 В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

fornit.ru/67386 В течение первых 3-4 месяцев у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает кричать, когда видит незнакомого. С этого момента мир для ребенка становится разделенным на безопасную и опасную сферы.

АВТОМАТИЗМЫ осознанной деятельности

fornit.ru/67375 в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.

fornit.ru/67386 После восьми месяцев развитие идет по пути формирования предметных действий.

ЦЕЛЬ

fornit.ru/67366 Во втором полугодии у ребенка изменяется характер отношения зрения и хватания. У него формируется предварительное нацеливание на объект.

К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание "вслепую", после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завершить действие по представлению.

ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ  

fornit.ru/6594 Игровая активность детей, начиная с возраста в неск. месяцев и до конца раннего детства, приобретает все более выраженный соц. характер.

МОЗЖЕЧОК

fornit.ru/7424 К моменту рождения мозжечок менее развит по сравнению с полушариями головного мозга, но на первом году жизни он развивается быстрее других отделов мозга. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить.

fornit.ru/67373  Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений.

МЫШЛЕНИЕ

fornit.ru/11901 Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам.

fornit.ru/67395 Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность (мотив, интерес) что-то понять, поэтому мышление и начинается с вопроса (или с проблемы), поэтому оно всегда направлено на решение какой-либо задачи.

В акт мысли включаются эмоции, воля. Мышление зависит от степени развитости личности, а мыслительный акт является активным, целеустремленным и волевым процессом.

Содержанием и единицей мышления является понятие, которое есть результат обобщения воспринимаемых явлений, предметов, и выражается оно в слове (примечание: не обязательно именно в слове), в его значении. Мышление включает в свое содержание и предметные образы-представления. Поэтому человек может мыслить не только понятиями, но и образами, которые являются носителями смысла, основной мысли, т.к. образ отражает реальный предмет.

fornit.ru/67417 На первой стадии, до двух лет, дети используют сенсорные и моторные способы взаимодействия с миром, не обладают возможностью абстрактного мышления и не понимают понятия времени и пространства. На этой стадии дети осваивают навыки общения и координируют движения.

На следующей стадии, от двух до семи лет, дети начинают использовать язык для описания своих мыслей и идей. Они начинают понимать простые понятия времени и пространства, но их мышление все еще ограничено конкретными объектами и событиями.

Следующая стадия, от семи до двенадцати лет, характеризуется появлением абстрактного мышления и возможности решать сложные проблемы. Дети начинают понимать принципы и законы, которые описывают окружающий мир, и начинают применять их в своих рассуждениях.

Наконец, на последней стадии, начиная с подросткового возраста и продолжающейся во взрослую жизнь, мышление становится более сложным и абстрактным. Люди начинают рассуждать о сложных и абстрактных понятиях, таких как справедливость, мораль и политика.

fornit.ru/67392  Исследования ученого из Университета Невады Рассела Херлберта показывают, что у некоторых людей нет внутреннего монолога в голове. То есть они не ведут беседу сами с собой на своем или каком-либо другом языке. Другие исследования также показывают, что люди не используют языковые области своего мозга при работе над бессловесными логическими задачами.

Язык не является существенным для человеческого познания.

fornit.ru/67381 Когда мысль только что пришла, мы в принципе ее уже поняли, но в голове, по привычке, или так с детства сложилось, мы начинаем ее произносить и произносим обычными словами.

Остановка внутреннего диалога - это и есть состояние когда слова останавливаются, но мышление продолжается. Это позволяет думать в десятки, а то и сотни раз быстрей.

КОММУНИКАТИЫВНЫЕ (МИМИКА, ЖЕСТЫ, РЕЧЬ) ФУНКЦИИ

fornit.ru/5425 Зона, ответственная за восприятие речи (зона Вернике), «выходит в сеть» примерно после двенадцати месяцев жизни, а еще примерно через восемнадцать месяцев к ней присоединяется зона, ответственная за способность говорить (зона Брока). Так что в жизни маленьких детей есть непродолжительный период, в течение которого они понимают больше, чем могут сказать. Связанные с этим затруднения, возможно, играют немалую роль в приступах «вредности», характерных для двухлетних детей.

Как правило, дети начинают жестикулировать в период с 8 до 12 месяцев. Сначала появляются жесты, которые указывают на предметы, людей или место. Позже появляются другие, которые фиксируют какое-то свойство предмета. Например, взмах руками — летит птица или самолет. Информативно-коммуникативная функция жеста появляется не ранее 14-15 месяцев. До года жесты выполняют преимущественно регуляторно- коммуникативную функцию, к полутора годам основной функцией жеста становится аффективно-коммуникативная.

Умение различать основные выражения лица приобретается у детей с ранних месяцев. Хотя маленькие дети не могут сказать, но они точно чувствуют настрой и мимику того, кто к ним подходит, и реагируют соответствующим образом — весело смеются или плачут.

fornit.ru/67373  На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов  – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция).

К году ребенок  умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

fornit.ru/67386 В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.

fornit.ru/67398 От рождения до 1 года — доречевой этап. Ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.

Стадия гуления приходится на возраст от 1,5 до 2 месяцев. В этот период малыш произносит свои первые звуки, которые так часто умиляют родителей. Затем звуки начинают складываться в цепочки: «ааааа-уу-аа-аа».

Стадия лепета — от 4-5 месяцев до в 7-8 месяцев. В этот период в гулении малыша можно уже различить не только гласные, но и согласные звуки, оно становится более мелодичным. Сочетание звуков уже напоминает слоги. Одновременно малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Стадия липидных слов — от 7-8 месяцев до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Теперь ребенок уже собирает звуки в слова, которые часто не имеют конкретного значения, но его гуление становится похожим на речь. Слоги складываются в причудливые сочетания. Ребенок уже не только прекрасно понимает свое имя, но и простые слова: «нет», «да», «на».

Завершает этап стадия первых слов. Она приходится на возраст 9-10 месяцев у девочек и 11-12 у мальчиков. Ребенок осваивает уже несколько слов, как правило, включающих в себя повторяющиеся парные слоги: «ма-ма», «дя-дя», «ба-ба», «па-па».

fornit.ru/67399 В развитии моторной речи большая роль принадлежит речевому подражанию. После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Автоматизация навыка речевого подражания резко ускоряет развитие моторной речи. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До 1 года 6 мес ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов, а к концу 2-го года — 200—300. К 3 годам в речи ребенка насчитывается до 1200—1500 слов, включающих почти все части речи. Имеются наблюдения о более медленном темпе развития речи на 2-м году жизни у мальчиков.

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

fornit.ru/7656 Первые ощутимые воспоминания появляются в возрасте 3,5 лет, когда гиппокамп, часть мозга, отвечающая за хранение и воспроизведение воспоминаний, созревает и становится способной справляться с этой задачей.

fornit.ru/67383  Многие детские психологи считают, что наплыв новой информации в мозг ребенка настолько интенсивен, что старые воспоминания попросту вытесняются «на обочину» памяти.

Было показано, что дети трех лет хорошо помнят все, что с ними происходило за последний год. Эта информация хорошо сохраняется в памяти даже у семилетних: опрашиваемые дети восстанавливали на 72% события, описанные ими четыре года назад. Однако уже через год воспоминания детства стирались; дети могли вспомнить лишь на 35% то, о чем рассказывали в трехлетнем возрасте.

Некоторые взрослые люди все же хорошо помнят все, что происходило с ними в возрасте 2-3 лет.

Младенцы обладают как семантической, так и эпизодической памятью. Семантическая память образуется при обработке информации, полученной не из личного опыта (названия цветов, исторические даты и события и т. д.). Эпизодическая же память, наоборот, опирается исключительно на личный опыт (первый день в школе; авария, увиденная своими глазами).

С течением времени, эпизодическая память может стать семантической. Так, например, человек забывает, что он впервые узнал о собаке, играя со своей собственной; он просто знает, что собой представляет собака.

Только к 3-4 годам гиппокамп объединяет все эти разбросанные островки информации в единую сеть. С помощью этой сети дети и взрослые могут быстро получить доступ к хранящейся в их памяти информации.

fornit.ru/67427 Эндель Тульвинг выделил в системе декларативной памяти два самостоятельных вида памяти: семантическую и эпизодическую память.
Семантическая память у детей формируется раньше эпизодической.
Эпизодическая память формируется на основе семантической.
Нарушения эпизодической памяти возможны при сохранности семантической.
Сохранность эпизодической памяти невозможна при нарушениях семантической памяти.
Актуализация эпизодической памяти происходит по схеме «я помню».
Актуализация семантической памяти происходит по схеме «я знаю».

Это - предположительная классификация памяти. Возможно, все это - развитие одного вида ассоциаций, которые сначала формировались без участия гиппокампа, а затем - при каждом новом ориентировочном рефлексе (акте осознания).

САМОСОЗНАНИЕ

fornit.ru/7656 В возрасте около трех лет формируется отчетливое чувство индивидуальности, которое позволяет отличить себя от внешнего мира.

fornit.ru/67384 Начиная со школьного возраста отрок растёт сознательность в коллективной среде.

ПОДРАЖАНИЕ, ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

fornit.ru/5183, fornit.ru/5113, fornit.ru/6360 Своим родителям дети подражают чаще, чем др. взрослым и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей.

fornit.ru/6359 У ребенка существуют врожденные программы имитации и в течение первого года жизни имитация имеет место как компонент генетически запрограммированной программы биосоциальных взаимодействий.

Врожденная способность младенцев к имитации с возрастом все более сменяется отсроченной имитацией, с преобладанием произвольных компонентов.

Необходимо признать, что полноценный переход к произвольному подражанию связан с развитием когнитивных способностей ребенка, и прежде всего со способностью удержания и концентрации внимания на образе.

fornit.ru/67378 Подражание свидетельствует об активной, избирательной позиции ребенка; оно сопровождается "подлаживанием", подбором действий, соответствующих образцу. Действия, которые имитируются ребенком, как правило, обладают качествами сложности, новизны, "интересности". Особенно явно подражание проявляется по отношению к действию, которое только начинает формироваться.

Содержание подражания ребенка в возрасте 2-6 месяцев составляют мимические и пантомимические движения, среди которых высовывание языка, открывание/закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук типа махания, стучания, сжимания/разжимания кулака, хлопков в ладоши.

Со второй половины младенчества подражание все больше становится воспроизведением нового, того, чего еще не было в собственном поведении ребенка.

На втором году жизни появляется и становится преобладающим воспроизведение ребенком способов действий с предметами.

Следующий шаг в развитии подражания в раннем детстве заключается в том, что ребенок начинает воспроизводить цепочку из нескольких, связанных между собой предметных действий, отражающих в определенной степени жизненную логику событий.

На третьем году жизни ребенка происходит перенос акцента в имитационно-моделирующем отображении жизненных ситуаций.

ПЕРИОД ИНИЦИАТИВЫ    

fornit.ru/5183 Период инициативы - от 4 до 6 лет.

fornit.ru/67379 Истоки самостоятельности детей зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка.

С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности.

Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы: о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи в природе и т.п., что приводит к появлению новой формы общения внеситуативно - познавательной.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная, которая постепенно, к концу третьего года жизни, переходит в игровую.

fornit.ru/67426 От 1 до 3 лет ребенок осваивает самостоятельные действия: передвижение (сначала ползает, потом встает и делает первые шаги), прием пищи. К трем годам биологическая сепарация завершается, у ребенка начинает появляться осознание себя отдельным человеком. Чем старше ребенок, тем больше он проявляет самостоятельность и отстаивает право на собственную жизнь.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ

fornit.ru/67367 На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты с крышей дома, красные с помидором. Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он уже понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства.

fornit.ru/67384 Ребенок вступает в этот мир почти слепым и глухим и проявляет чисто рефлекторные реакции на раздражители. Первыми из них являются ощущения на осязание температуры (прохладу, жару) и вкусовая чувствительность. Громким криком выражает он это чувство.

 С первых же дней может различить горькое и сладкое. Если мать смажет соски груди мазью, личико ребёнка искривится от неприятного вкуса.

 К третьему месяцу ребенок по голосу или звуку находит зафиксированный в памяти предмет и начинает на него смотреть и узнавать. Вот первые плоды работы сознания! В этот период мы активно развлекаем ребёнка погремушками. Услышав звуки, он отвлекается от плача, переходя на процесс зрительной работы с ярким предметом. Начинает связывать этот образ со своими движениями, протягивая к нему руки. Взяв его, он подносит рефлекторно ко рту и пробует на вкус, закрепляет эти движения в сознании. Так взаимодействуют различные функции восприятия, которые способствуют в «видении» целостного образа.

 К 6-8 месяцам эти умения можно считать сформированными. Дитя начинает согласовывать функции органов чувств с деятельностью. Изображения, получаемые от обоих глаз, соединяются в одно целое, то есть бинокулярное зрение. У него формируется восприятие глубины пространства.

 Дитя всеми силами устремляется вперёд для исследования неизведанного пространства и новых интересных объектов.

 Между 6-11 месяцами проявляются такие важные сознательные процессы как ассоциации, полным ходом идёт работа памяти, закладывается эмоциональное внимание. Малыш учится расчленять поток информации, льющийся через органы восприятия, узнавать отдельные слова, выражать через них конкретные чувства и потребности.

 В течение первого года жизни дитя научается видеть, слушать, ориентироваться в пространстве, самостоятельно держаться. Понимает немного, что хочет он и чего хотят от него.

 Самосознание ещё не сформировано, но есть самомнение в результате оценок взрослых. Кого больше хвалят, тот считает себя хорошим, а тот, кого критикуют слабым. Только в период переходных возрастных изменений приходит время интереса к самому себе.

 Начиная со школьного возраста отрок растёт сознательность в коллективной среде.

fornit.ru/67388 У годовалых малышей активность мозга практически не отличалась от таковой у взрослых. Правда, активность префронтальной коры, получившей информацию от сенсорной, оказалась у детей в три раза медленнее. То есть наличие объекта в поле зрения они фиксировали хорошо, а вот осознание: "Я вижу нечто", — доходило до них медленнее.

Даже у пятимесячных детей соответствующая двухступенчатая активность оказалась в наличии. У них ответ префронтальной коры был еще более слабым и растянутым во времени. Как предполагают ученые, у детей этого возраста идет постепенная "настройка" сознания. А возникает двухчастная активность сознания примерно в двухмесячном возрасте.

fornit.ru/6371  Период сенсомоторной регуляции продолжается от 3 до 9—12 мес. Такого рода регуляция проявляется в способности к целенаправленным движениям (достижение и схватывание предмета) и в изменении движений в ответ на изменение обстановки.

ТВОРЧЕСТВО

fornit.ru/67393 В 6-ти месячном возрасте размазывание детской еды, попытки стучания по лужице к кашей как раз и являются первыми признаками зарождающегося детского творчества.

С рождения и приблизительно до 3 лет малыши стараются пробовать все окружающие их предметы на вкус. Особенно это касается первого года жизни, поэтому отдайте предпочтение материалам для творчества из продуктов питания.

fornit.ru/67382 Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразитель­ной деятельности. Их привлекают не только действия с изобрази­тельными материалами, но и результаты этой деятельности. Ма­лыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра.

Одним из важных условий развития творческой активности дош­кольников является наличие определенной суммы знаний, умений и навыков, без которых ребенок не может реализовать свой замысел, выразить чувства, передать впечатления в любом виде деятельности и, особенно, в художественной изобразительной.

fornit.ru/6371  В фазе контроля, которая продолжается от 12 до 18—24 мес дети начинают замечать те изменения, которые они производят вокруг, и понимать запрещённые и желательные действия. Возникает становление инвариантности объектов и решение элементарных проблем, появление гипотез и их примитивная, первичная проверка. Всё это приводит к тому, что ребёнок начинает отделять себя от других людей.

ТАБЛИЦА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ

fornit.ru/67373  Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

•    Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
•    Эмоции;
•    Общие движения;
•    Движения руки и действие с предметами;
•    Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
•    Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Показатель

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

Зрительно-
ориентировочные реакции   

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

Узнает мать

Отличает чужих от близких

 

Слуховые
ориентировочные реакции   

Вздрагивает при резком звуке и мигает

Прислушива- ется

Отчетливое слуховое сосредото- чение

Поворачивает голову на звук

Различает тон, с которым к нему обращаются

 

Эмоции   

Первая улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

Громко смеется

 

 

Движения общие

 Пытается держать голову лежа на животе

 Хорошо держит голову в (1-2 мин.) вертикальном положении

 Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

 Поворачивает- ся со спины на живот

 Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивает- ся со спины на живот

 Поворачива- ется с живота на спину. Подползает к игрушке.

Движения руки и действия с предметами

 

 

 

 Захватывает подвешенную игрушку   

 Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка   

 Свободно берет игрушки из разных положений

Подготовительные этапы развития речи. Понимание речи

 

 

 Начинает гулить   

 Продолжи-тельно гулит

Продолжает долго гулить

 Произносит слоги "ма", "ба". Начало лепета

Навыки и умения в процессах

 

 

 

 

 

 

 Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Показатели

7 месяцев

8 месяцев

9 месяцев

10 месяцев

11 месяцев

12 месяцев

Движения общие   

 Хорошо ползает

Самостоя- тельно садится. Сидит. Самостоя- тельно встает у опоры и ходит, держась за нее

 Ходит при поддержке за обе руки   

Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

Самостоя-тельно стоит без опоры

Самостоя-тельно ходит

 Движения руки с предметами действия

 Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

 Долго занимается игрушками

Действует с предметами     по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

 

 Подготовитель- ные этапы развития речи

 Произносит слоги многократно (лепечет)

 Громко, повторно произносит различные слоги

 Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

 Подражает разным слогам взрослого

 Произносит первые слова обозначения: "мама", "ав-ав", "кис-кис"   

 Произносит 8-10 слов

 Понимание речи   

 На вопрос "где" находит предмет, лежащий в определенном месте

 По просьбе взрослого делает "Ладушки", "До свидания"

 
Знает свое имя. На вопрос "Где?" находит предмет и достает его из множества игрушек

 Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

 
Выполняет элементар- ные требования взрослых

Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличива-  ется запас понимаемых слов

 Навыки и умения в процессах

 Пьет из чашки, которую держит взрослый

 Сам держит сухарик или корочку хлеба

 Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

 Пьет из чашки

 Пьет из чашки

Сам берет чашку и пьет из нее

 

3 мес
6 мес
9 мес
1 год
+3 мес
+6 мес
+9 мес
2 года
 
Сенсорные системы
Сенсорно-моторные реакции
Условные рефлексы
Гиппокамп
Лобная кора
Ориентировочный рефлекс
Эмоции
Формирование сознания
Автоматизмы осознанной деятельности
Мозжечок
Игровое поведение
Коммуникатиывные функции (мимика, жесты, речь)
Мышление
Семантическая памятьЭпизодическая память
Подражание, имитационное поведение
Инициатива
Самосознание
Творчество

На схеме отражены взаимосвязанные эволюционные последовательности развития механизмов адаптивности двух основных системных функциональных групп мозга: рефлекторной (непосредственных сочетаний стимулов и ответных действий в зависимости от условий) и сознательной (нахождение новых вариантов действий в новых условиях с оценкой их полезности). Про эти две группы: fornit.ru/66411.

Желтый цвет означает начало развития функции, зеленый - выход на полноценную функциональность.

 

Согласно теории  МВАП , основу второй группы (основа осознания) представляет "ориентировочный рефлекс", организуемый на уровне структур гиппокампа. Это - граница между группой рефлексов и группой осознания. С выделением наиболее актуального (значимого с новизной fornit.ru/66643) из активный в данный момент стимулов он удерживается в цикле А.Иваницкого, замыкаемом гиппокампом и это удержание позволяет работать с ним осознанию. Тот же гиппокамп подключает лобные доли к текущему актуальному стимулу.

Выделение и удержание наиболее важного стимула позволяет развить сложнейшую систему обработки новизны ситуации, выявить приемлемость уже имеющейся ответной реакции и если она прогнозирует нежелательные последствия, то начать выбор альтернативного варианта реагирования. После запуска такого варианта начинается слежение за последствиями чтобы впредь или избегать приносящего негатив реагирования или в данной ситуации уже бездумно использовать такое действие.

В работе такой системы произвольной оценки существующей и альтернативной реакции на схеме показаны такие функциональные элементы как: Эмоции, Автоматизмы (имеющиеся привычные реакции для данных условий), Мозжечок (дополнительные реакции, обеспечивающие эффективность автоматизма), Эпизодическая память, Мышление (нахождение альтернативных реакций по ментальным правилам) и Творчество (решение отложенных проблем в виде доминант, которые не удается решить сразу).

 

Выводы о развитии субъективности: Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем.



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2023-12-20

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Без веры нет духовности | Привлечение вдохновения | Развитие воображения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Аномалии развития головного мозга - причины, симптомы, диагностика и лечение | Вундеркинды отстают в развитии | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | Гипервентиляция легких | Сессии холотропного дыхания | Эффекты ЛСД | Fornit В.Дугин Теория первовещества Аннотация | В России впервые с начала кризиса зафиксирован рост неравенства. | Кому и что помогло выйти на первое место в богатстве? | Лоскутов обжаловал первое дело об оскорблении чувств верующих | Атипичные реакции на галлюциногены А.Личко, В.Битенский | Познай самого себя: Ориентировочная реакция | Первые земные биохимические реакции происходили без участия ферментов | Хранение энергии, уступающее лишь ядерным реакциям | От чего зависит скорость нервной реакции? | Биологи научились наблюдать химические реакции в отдельно взятой клетке | Первые земные биохимические реакции обходились без ферментов | Вопрос о доверии решается на уровне механических реакций | Управление невозможными биохимическими реакциями. | Авторитарное воспитание ребенка | Развитие ребенка и влияние родителей | Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье | Согласование родительских позиций как условие развития личности ребенка в семье Шапатина О.В. | Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать «основы православной культуры»
Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Как образумить Beast?

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:00

Авторские права сайта Fornit