До сих пор считалось, что уровень IQ определяется главным образом размером мозга человека и количеством серого вещества в нем. Однако Филип Шоу и его коллеги из Национального института психического здоровья (штат Мэриленд, США) выдвинули другую гипотезу. «Дело не в том, что у умных детей в мозге содержится больше серого вещества. На интеллект влияют особенности развития мозга», - цитирует слова профессора Шоу журнал Nature.
Процесс формирования одного из самых сложных человеческих органов происходит так: в раннем детстве кора головного мозга, отвечающая за ряд важных функций, в частности за память, утолщается, а затем снова начинает утончаться. Как выяснили ученые, у людей с высоким IQ утолщение коры головного мозга происходит на два-три года позже, чем у остальных, соответственно, и тоньше она становится с опозданием.
Шоу и его коллеги исследовали более 300 детей в возрасте от 6 до 19 лет. Подростки проходили различные тесты, с помощью которых определялся их уровень IQ. Путем магнитно-резонансной интроскопии, проводившейся с интервалом в два года, измерялся размер внутренних частей мозга каждого ребенка. Когда детей разделили на три группы, соответствующих их начальному уровню интеллекта, исследователи обнаружили общие тенденции в развитии мозга среди участников каждой группы. Так, кора головного мозга у «вундеркиндов» начинала сокращаться позже, чем у всех остальных детей: не в 9 лет, а в 11. Самые большие различия при этом наблюдались в предлобных участках коры, которые отвечают за составление планов и выработку суждений. К 19 годам все различия нивелировались, и кора мозга у представителей каждой группы выглядела одинаково.
«Моей первой реакцией было восклицание: это просто поразительно!» - говорит психолог Джереми Грей из Йельского университета в Нью-Хэвене (штат Коннектикут). «На самом деле эта задержка может предполагать высокие умственные способности, подразумевая, что ребенок может обрабатывать более сложные операции, в то время как кора мозга продолжает формироваться», - отмечает, в свою очередь, соавтор исследования доктор Джудит Рапопорт.
Однако эксперимент ученых поставил и ряд новых вопросов. Команда профессора Шоу не ставила перед собой задачу установить факторы, предопределившие особенности развития мозга у каждого ребенка.
Исследователи предполагают, что этот процесс как-то связан с формированием и устранением связей между клетками головного мозга. Но профессор Шоу признает: «Мы слишком мало знаем о том, что происходит на клеточном уровне». Неизученным остается и влияние на процесс развития мозга генетических факторов или, к примеру, состояния окружающей среды.
03.04.2006 / Олег Комоцкий
| ||||||||||||