В новостях Умный интернет гроза туриндустрии пишут, что
Такие известные футурологи как Кори Доктороу, Эрик Зиммерман, Лоуренс Лессиг и многие другие (всего около 50-ти экспертов), поделились своим видением ближайшего будущего по самым разным аспектам развития Всемирной сети: социальные сети, многопользовательские игры, мобильные коммуникации, голосовая связь и т.д. Обобщив их мнения в одном большом 170-страничном отчете, организаторы проекта Smart Internet 2010 пытаются составить цельную картину - что же нас все-таки ожидает в будущем, каким будет интернет и как его эволюция отразится на жизни обычных людей?
...
Почти все эксперты единодушны во мнении, что будущее интернета связано не с персональными компьютерами, а с мобильными устройствами. И это может сильно повлиять на структуру Всемирной сети, поскольку скорость коммуникации между людьми и, соответственно, количество генерируемого контента многократно увеличится. К 2010 г. мы должны значительно отдалиться от эпохи "медленных коммуникаций", в которой живем теперь. В 2010 г. до половины всего контента в интернете будет создаваться в реальном режиме времени в процессе коммуникаций: это IM, VoIP и видео.
В другой работе футурологов говорится о разделении человечества на два вида: прекрасную элиту и мерзких во всех отношениях нищих (идея явно заимствована у Г.Уэлса).
Существует немало разных до противоположности "научных" прогнозов развития человеческого общества, обычно рассматривающих лишь некоторые тенденции, что приводит к соответственно неверному представлению.
Есть ли нечто основополагающее в человеческой сущности, что преимущественно определяет результаты развития, чем все остальные воздействующие факторы? Если не рассматривать последствия всеобщей ядерной войны, удара гигантской кометы, нашествия инопланетян и подобные, превышающие возможности человечества к противодействию факторы, могущие повлиять на развитие, то есть шанс понять эту основу сущности и особенности человека, которая естественно его определяет.
Сразу выдам результат, то, что можно в данном случае назвать постулатами для того, чтобы можно было использовать метод интерполяции между постулируемыми описаниями моментов современного и будущего (экстраполируемого) состояния человечества. Эти постулаты будут обоснованы единственным образом: из всего уже понятого мной я просто не вижу ничего более существенно влияющего на эволюцию человеческих качеств. Если рассмотренная интерполяция окажется правдоподобной, то ее можно принять как гипотезу, имеющую весомое право на существование.
Для всех высших животных, обладающих выраженной способностью к адаптивному поведению, в той или иной степени характерна стадность, социальное объединение в некую общность, обладающую свойствами совместного существования как некоего организма более высокого порядка, чем отдельная особь. Такой социальный организм образуется за счет общепонимаемых символов общения, коммуникации и за счет того, что отдельные особи взаимосогласовано распределяют свою более узкоспециализированную роль, чем весь организм, что позволяет в тех или иных условиях этим специализированным особям выручать вид и обеспечивать его выживание (нет никакого принципиального отличия в этом от людей: Человек среди животных).
Эти две черты: система коммуникации (у людей называемой культурой данного общества) и специализация особей и есть те особенности, которые более, чем что либо определяют пути эволюции социального организма высших животных. В их стаях наиболее выраженными специализациями являются иерархия лидерства, выражающаяся в специфике общего руководства, добывания пищи, обороны (в каждой такой области в актуальные моменты лидерствует наиболее опытный и подготовленный) и забота о потомстве.
В свойствах общественного организма непосредственно отражаются свойства отдельных его особей. В плане адаптации, организация мозга особи такова, что жизненный опыт накапливается и уточняется для каких-то определенных условий, обычно - для основных его эмоциональных состояний: половое поведение совершенно не похоже на страх, на пищедобывающее, на оборонительное и т.п. поведение настолько, что в каждом из этих состояний особь проявляет себя как ярко выраженую в повадках личность, специализированная к данному состоянию. И личность труса совершенно не сопоставима по повадкам с личностью яростного бойца, хотя они могут проявляться в одной и той же особи при разных обстоятельствах.
Но развитие специализации лишь в рамках одного организма просто не позволяет быть таким же эффективным, как развитие специализации в общественном организме, где каждая особь, обеспеченная защитой и поддержкой остальных членов, может позволить полностью посвятить свой потенциал развитию именно ей присущей специфики, вплоть до особенностей тела.
Эффект социальной специализации при рассредоточенности в пространстве особей социального организма настолько превышает эффект специализации отдельного организма и стабильность ее существования, что буквально все высшие животные - социальны.
Хотя не нужно представлять это так, что будто бы высшие животные и в самом деле "высшие" и вообще имеют больший шанс на выживание как вида. Не стоит забывать, что даже самые простейшие формы (вирусы) продолжают успешное сосуществование с "высшими" животными. Однако, в плане приспособляемости к изменениям внешней среды и противодействия другим конкурирующим в данной экологической нише животным, социальный организм имеет неоспоримые преимущества, максимально позволяющий сохранить популяцию.
Индивидуальная специализация имеет, все же, свои некоторые преимущества. Особь может мгновенно сменить стиль поведения, а социальный организм должен подставить свою наиболее специализированную особь. Индивид может в режиме созерцательного прогностического обдумывания произошедшего и выработки тактики на будущее (это происходит как в режиме сна так и бодрствования) использовать невербальные образы и единую систему отношения к ним, а социальный организм для коммуникации использует лишь ограниченный набор символов общения (вербальных и невербальных). Подробнее об этом - в Мотивация.
Но, несмотря на это, преимущества социального организма перед разрозненными индивидуалами слишком велико. Кроме того, почти все преимущества индивидуалов сохраняются в составе социума.
Особенностью человеческой эволюции, в дополнении к сказанному, является очень высоко развитая коммуникация по сравнению с другими видами высших животных и появление множества неотъемлемых дополнений к своим органам чувств и действий в виде технических приспособлений. Специализация в человеческом социуме неизмеримо более высока и коммуникабельность обеспечивается стремительно усложняющимися системами вербального общения: устного, письменного и формализованного другими способами (языки описания наук, алгоритмические языки и т.п.).
Это составляет современную постулируемую характеристику: во многом единый человеческий социум с большой специализацией индивидуумов для различных условий их функционирования, точно так же как отдельные подличности мозга специализируются к различным условиям (для понимания организации мозга предлагается большая подборка материалов с обобщением: Мозг).
С развитием человеческих культур способы и средства коммуникации стремительно совершенствуются, объединяя в общность взаимопонимания все большее число территориально рассредоточенных людей так, что все в большей степени все люди на Земле начинают составлять единую общность. Причем совершенствуются за счет развития технических способов и устройств. Все недостатки рассредоточенности индивидуумов в социуме все больше устраняются.
Экстраполяция естественно приводит ко второму постулату: в пределе совершенствования межличностной коммуникации в человеческом социуме, будет достигнут эффект такой же полной и эффективной их взаимосвязи и взаимовлияния как в мозге между подличностями индивидуума. В результате образуется единый разум со всеми свойствами разума, организованного в мозге, с сохранением специализации (индивидуальностей) отдельных личностей и их личных систем значимости, которые и определяют индивидуальные различия. Возможно, что для такого единого разума станет необходима и более широкая социальная интеграция с подобными же разумами вне Земли.
Теперь попробуем интерполировать процессы перехода из современного состояния социума в прогнозируемое с учетом этических и технических особенностей.
Для человека характерно использование технических средств, для углубления индивидуальной специализации. Отработка навыков (жизненного опыта) использования палки, делает эту палку включенной в состав функциональных поведенческих программ мозга наравне с любыми другими "естественными" программами. Обратная связь от каждой фазы движения при использования палки от рецепторов руки и глаз, обеспечивает все более точную отработку движений. Не остается никакой принципиальной разницы между использованием палки и между использованием любых других терминалов тела. И как при потере руки, так и при потере возможности и преимуществ использования палки, будет ощущаться синдром инвалидности. Вообще расхожее представления о человеке как ограниченного лишь тем, что очерчено контурами его тела совершенно не верно. Неотъемлемым продолжением человека и его функциональности является все то, что оказалось не безразличным для его восприятия и как-то используется в результате его эффекторной активности. Любое другое ограничение будет неоправданно условным.
Это сказано для того, чтобы прочувствовать отсутствие принципиальных различий между "естественными" и "искусственными" дополнениями человеческой функциональности. Человек, накачивающий мышцы и развивающий удар так же делает это "искусственно" и эта искусственность ничем в принципе не отличается от развития умений броска или удара палкой. Степень неотъемлемости от тела так же очень условна. Протез ноги может быть организован как приживленная постоянно конструкция и любое техническое усовершенствование органов восприятия и действия так же может быть вживлено и стать неотъемлемой (без инвалидности) частью тела. Житель современного города, оставшись без мобильного телефончика, чувствует себя неполноценным, самым настоящим инвалидом.
Человек издавна дополнял себя как временно отделяемыми усовершенствованиями так и постоянно связанными с телом для усиления своей функциональности, в том числе и эстетической. Это и пирсинг, татуировки, вытягивание женщинам шеи кольцами в несколько раз длиннее "нормальной", накачка мышц, формирование бойцовой кисти и кулака, искусственное развитие умений. Все, что считалось по тем или иным причинам целесообразным и функциональным оправдывалось этически в общей культуре взаимопонимания всего социума или его части. Одежда является практически постоянным дополнением человеческого тела. И это "искусственное" дополнение стало настолько "естественным" и этически закрепленным, что мало кто решится выйти без одежды.
Протезы так же начали практиковаться очень давно и сегодня их технология стремительно совершенствуется, в первую очередь в плане полной функциональной заменяемости, что требует не просто вживления в тело, но и связи с мозгом. О сегодняшних успехах можно получить представления из:
Найдено средство борьбы с утратой ориентации:
Ученые разработали миниатюрный вестибулярный имплантант, который может быть помещен во внутреннее ухо человека и выполнять функции его вестибулярных органов.
Ученые срастили нервную ткань с электродами:
Американские ученые разработали основы технологии сращивания нервной системы человека с протезами, управляемыми с помощью мысли. При разработке протезов нового поколения применяется идея использования неповрежденной нервной ткани для передачи сигнала-команды искусственной конечности. Трудность этого метода заключается в необходимости обеспечения естественной двухсторонней связи с мозгом человека. Так, нервный сигнал, посылаемый мозгом человека, должен преобразовываться в движение протеза, при этом сенсорные стимулы, такие как температура или давление, должны обеспечивать обратную связь.
Создана новая искусственная сетчатка:
Новый чип-имплантат, способный заменить сетчатку глаза, создали Карим Заглул (Kareem Zaghloul) и его коллеги из университета Пенсильвании (University of Pennsylvania). Авторы микросхемы постарались сделать её как можно более схожей с живой сетчаткой. Так, в ней реализовано предварительное сжатие информации, поступающей от светочувствительных датчиков.
Изменяя собственную суть:
Сложно сказать, когда хромому или одноногому человеку впервые пришло в голову опереться о примитивный костыль - зато можно с уверенностью утверждать, что со временем подобные костыли становились все разнообразнее, все сложнее и все более приближенными к утраченным частям тела.
Киборгизация слуха:
То направление биоэлектроники, которое изучает возможность модифицирования человеческого тела различными электронными устройствами, является одним из самых спорных отраслей науки. Но, несмотря на дебаты о допустимости превращения человека в киборга, исследования в этой области продолжаются. На днях Массачусетский технологический институт представил микрочип, который вживляется в ухо и может принимать любые виды сигналов. Профессор компьютерных наук Раул Сарпешкар и его студент Саумаджит Мандал разработали принципиально новый вид энергонезависимого электронного чипа, который имплантируется в улитку внутреннего уха и может принимать различные виды сигналов – радиовещания, телевидения и других беспроводных сетей. Особенностью ушной улитки является то, что именно здесь происходит преобразование колебаний звуковых сигналов в нервные импульсы.
По замыслу конструкторов, внутреннее радио будет постоянно сканировать частоты окружающего пространства на наличие радиосигналов. Выбор канала связи будет производиться мысленным приказом – Сарпешкар и Мандал уверяют, что это очень простой в реализации механизм, в котором нейронные сигналы преобразуются в микроэлектронные импульсы. В настоящее время инженеры работают над системой обратной связи, а также патентуют устройство на совместимость с основными видами программного обеспечения для приема радиосигнала.
Понятно, что совершенствование протезов органов чувств может привести к созданию устройств, намного превышающих возможности природных, так же и органов действия. А отработка механизмов подключения внешних технических органов восприятия к анализаторам мозга (а возможно и создание специализированных анализаторов в мозге) сделает возможном еще более эффективного использования технических средств как специализированных так и общеупотребительных, таких как вживление компьютерных модулей для медицинских целей и в качестве персонального вычислительного модуля, средств мобильного общения и деловой коммуникации (удаленная работа, банковские счета, дистанционная диагностика организма и т.п.). Иметь такие устройства будет в социуме не просто престижно и желательно, а просто необходимо, чтобы не оказаться вне этого социума.
Естественно, те, кто желает извлечь из такого состояния коммерческую выгоду или получить власть над людьми, будут пытаться это сделать и уже делают. И общество, конечно же, будет сопротивляться этому. О том как это происходит, какие опасные моменты таят новые техническое возможности, можно прочитать в Гигабайты власти.
В Заключении европейской группы по этике в науке и новых технологиях для европейской комиссии Этические аспекты имплантантов в человеческое тело средств информационно коммуникационных технологий, где подробно перечисляются существующие системы иплантантов и их использование, можно прочитать следующее:
Информационно коммуникационные технологии (ИКТ) проникли в наши жизни. До сих пор это проникающее влияние включало в основном средства, которые мы используем для частных целей или на работе, такие как персональные компьютеры, мобильные телефоны, дорожные компьютеры и тому подобное. Благодаря новым достижениям эти средства становятся все более и более частями наших тел, либо потому, что мы носим их с собой (переносные компьютеры) или потому, что они имплантированы в наши тела.
... хотя имплантируемы средства ИКТ могут быть использованы для восстановления способностей организма, ими также могут злоупотреблять, в особенности, когда такие средства являются доступными для цифровых сетей. По мнению одних такие средства являются угрозой для человеческого достоинства и, в особенности, для неприкосновенности человеческого тела (см. часть 5), в то время как для других такие имплантанты в первую очередь средства восстановления поврежденных человеческих возможностей и поэтому могут рассматриваться в качестве средств восстановления человеческого достоинства.
... Средства ИКТ изобретены человеком. Функции, которых они достигают, основаны на программируемых или алгоритмических вычислениях в большинстве случаев с использованием небиологических материалов в качестве полупроводников. Это позволяет имитировать некоторые биологические и психологические функции . Более того, в принципе сегодня на практике возможна имплантация средств ИКТ в тело человека, например, для восстановления функций тела, как в случае с протезами и искусственными органами, для замены некоторых частей тела.
Вот существенные причины того, почему возможная и существующая имплантация ИКТ в человеческое тело, имеет большое и важное этическое значение.
... Цель этого Заключения - в первую очередь поднять осознание и вопросы, касающиеся этических дилемм, созданных рядом имплантантов ИКТ в этой быстро распространяющейся области. Этическое осознание и анализ должны произойти сейчас для того, чтобы гарантировать уместный и своевременный импульс применению различных технологических средств.
...
Корковый имплантант протез ("усилитель" разума или ощущений): первоначально разработанный для слепых и глухих, корковый имплантант позволит "здоровым" людям иметь постоянный доступ к информации в компьютере, основанный либо на том, что видит цифровая камера, либо основанный на искусственном "окне" взаимодействия человек-компьютер.
Усиление зрения: в соответствии с последними исследованиями, предпринятыми для разработки искусственной роговицы, однажды будет возможно видеть свет в инфракрасной области спектра. В этом случае вместо использования стандартной видеокамеры будет использоваться камера инфракрасной области спектра.
Аудио имплантант в зуб или телефон в зубе: разработан в 2002 году и существует только в концептуальной форме. Устройство микро-вибрации и безпроводный приемник частоты имплантируется в зуб в процессе обычной зубной операции. Зуб вступает в связь с цифровыми устройствами, такими как телефоны, радио и компьютеры Звуковая информация передается из зуба во внутреннее ухо по костному транссиверу. Звуковой прием обеспечивает полную защищенность принимаемой информации в любом месте и в любое время.
...
патент, полученный Майкрософт под номером 6,754,472 (22 июня 2004 года), представляет человеческое тело в качестве посредника при передаче данных (и энергии) к "другим устройствам" подобно персональным цифровым помощникам, сотовым телефонам, медицинским устройствам (для целей наблюдения: как, например, в домах одиноких людей), средства радиочастотной идентификации делают возможным определять местоположение других людей. В семейной сети ваши дети могут через систему слежения наблюдать за тем, что делают их родственники. Патент не описывает никаких специфических устройств.
...
Принцип неприкосновенности тела , физической и психологической неприкосновенности, закрепленный в статье 3 Хартии Основных прав, регулирует деятельность, которая может создавать угрозу неприкосновенности в целом или в части - даже при согласии субъекта данных. Тому, кто соблюдает, чтобы "здоровье было состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи" приходится иметь дело с разными ситуациями, потому что неприкосновенность не означает полную неприкасаемость - оговорка должна быть сделана в отношении вмешательств, обусловленных необходимостью …
Например, вот границы для оценки законности передачи в дар органов, которые ограничиваются потерей естественных функций. Этот подход мог бы привести к выводу, что принцип неприкосновенности не может быть отнесен к случаям восстановления или улучшения функций тела. Более того, свобода использовать чье то тело особо ограничена многими положениями, которые запрещают изменять тело, его части в целях извлечения прибыли. (ст.3 3 Хартии об Основных правах, стю21 Конвенции по правам человека и Биомедицине, ст.4 Всеобщей декларации Юнеско).
...
Люди не являются до конца естественными или культурными существами. Наша природа основана на возможности трансфрормировать себя. Информационные технологии могут быть расценены под этим антропоморфическим углом зрения, как продолжение человека. Трансформация человеческого тела имеет следствия и в культурной среде человека. В этих обстоятельствах человек рассматривается как часть сложной системы естественных и искусственных посланий, функционирующих на цифровой основе.
... Экстраполируясь в будущее, эта логика может даже привести к трансформации человеческой расы.
...
Комиссия считает, что имплантанты ИКТ сами по себе не представляют опасность для человеческой свободы или достоинства, но при применениях, которые дают возможность, например, индивидуального или группового надзора, возможность ограничения свободы должна быть внимательно оценена (см. часть 6.4.6). Необходимость защиты здоровья или безопасность людей, страдающих от серьезных нейрорасстройств, на основе имплантантов ИКТ не даст возможности возникнуть дилемме между неприкосновенностью свободы и необходимостью защиты здоровья. В любом случае использование имплантантов не должно приводить к дискриминации или злоупотреблениям в области прав человека.
...
Учитывая, что личность через имплантацию ИКТ становится частью информационно-коммуникационной сети, необходимо рассмотреть действие всей сети в целом, а не только имплантанта ИКТ.
... Этическое понятие неприкосновенности человеческого тела не должно быть понято как барьер для развития науки и техники, но как барьер для их возможного неправильного применения.
Свобода исследования в этой области должна зависеть не только от данного на основе полной информированности согласия людей, желающих участвовать в новых экспериментах, направленных на восстановление здоровья, но также и при понимании возможности повреждения не только физических, но также и психических функций людей, участвующих в клинических испытаниях (см. Заключение Комиссии №17 по этическим аспектам клинического исследования в развивающихся странах, февраль 2003г.).
И люди сами делают выбор: Люди добровольно становятся киборгами.
"Я хочу иметь гарантированный доступ к необходимым мне вещам. Чипы RFID - мне очень подходят. Даже если я вдруг окажусь голым в парке, я все равно смогу попасть в свой дом. В наш век подобного рода устройства могут заметно облегчить жизнь. Одним из главных преимуществ таких чипов является то, что они не могут быть потеряны или похищены, а при возникшей необходимости их можно удалить из тела", - рассказал в интервью Reuters Амаль Граафстра, 29-летний канадский предприниматель, пожелавший вживить себе микрочип. Прибыв в Нью-Йорк на мероприятие, посвященное чипам - имплантантам, он сказал, что данной технологией, как ему известно, пользуется не менее 20 человек.
"Мне этот чип нисколько не мешает, я его даже не чувствую, - рассказывает 23-летняя подруга Амаля, студентка Джениффер Томлин. - Он не причиняет мне никаких неудобств. Я даже не знаю, здесь ли он".
Житель Нью-Йорка, 28-летний Майки Склар видит в RFID-чипах будущее. "В будущем подобные технологии позволят людям хранить и передавать любую закодированную личную информацию при самых разнообразных обстоятельствах" - отметил г-н Склар.
Сегодня почти невозможно представить в какие именно формы выльется развитие таких технических усовершенствований человеческого тела, но самая главная тенденция, касающаяся эволюции социума, ясна: все большее усиление возможностей коммуникабельности, объединяющих людей в единый социальный организм. Это приведет к кардинальному изменению представлений вообще о сущности человека, этики и культуры, обеспечивающий взаимопонимание. Совершенно фантастическая эффективность последствий такой интеграции разума сделает ее неизбежным и у же сегодня стремительное развитие технических средств коммуникации и совершенствования человеческого тела идут все нарастающими темпами.
Апгрейд человека:
На сегодняшний день все большее количество ученых полагают, что можно подарить людям вечную жизнь, если своевременно превратить их в киборгов, заменив данные от природы органы и ткани на более совершенные, механические. Первые шаги к созданию новой разновидности людей - Homo technicus - уже сделаны.
В 2000 году в Соединенных Штатах Америки проживало 25 миллионов киборгов - людей, в организмы которых были хирургическим путем помещены электронные кардиостимуляторы, искусственные суставы и другие медицинские имплантаты.
... В будущем имплантаты должны стать совсем другими. Теджал Десаи, исследователь из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, уже испытал на крысах искусственную поджелудочную железу, которая обещает совершить революцию в лечении диабета.
... В начале 2007 года начинаются клинические испытания синтетических костей, способных заменить привычные титановые болты, применяющиеся в ортопедии.... По сути, NanOss - обычная костная ткань. Это одно из первых достижений нанотехнологий, заслужившее одобрение Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарствами США (FDA). Живая человеческая кость легко срастается со вставкой из NanOss, в результате чего возникает гибрид - прочный как сталь. В результате фактически стирается граница между живой и неживой материей.
... группа биоинженеров из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под руководством профессора Карло Монтеманьо смогла срастить клетки сердечной мышцы с опорной конструкцией из золота. Методика позаимствована у производителей компьютерных микросхем.
...
Другое популярное направление современной медицины - компьютерные чипы, вживляемые в человеческий организм. Возможности их воистину безграничны. Такие микроэлектромеханические системы (MEMS) могут заменить целую медицинскую лабораторию. Например, компания MicroCHIPS в Бредфорде, штат Массачусетс, сейчас разрабатывает устройство, которое будет действовать как биоанализатор и механизм для дозировки лекарств. Испытания этой новинки на людях должны начаться через два года. А Джеймс Бейкер из мичиганского Института нанотехнологии разрабатывает новый тип биодатчика - систему, которая должна отслеживать уровень облучения астронавтов в ходе длительных космических экспедиций.
... Вживленные в организм микрочипы могут регистрировать электрические импульсы или звуковые волны, как это делает изделие израильской компании Remon Medical Technologies.
... Заведующий отделом перспективных исследований компании Remon Ави Пеннер предсказывает, что в ближайшее десятилетие "наши тела станут вместилищем для целой компьютерной сети, где центральный процессор будет командовать множеством различных имплантатов. К концу дня отчет о работе нашего организма будет передаваться в некий диспетчерский центр, который уведомит нас, все ли в порядке и не пора ли зайти к врачу.
... В ближайшее время в сердечно-сосудистой, мочеполовой системе и пищеварительном тракте могут поселиться крошечные аппараты, о которых давно мечтают писатели-фантасты. Они будут чистить кровеносные сосуды, доставлять строго по месту назначения необходимые лекарства и удалять опухоли. Создатель концепции киборгов Карло Монтеманьо спроектировал и такую крошечную машинку, которая когда-нибудь сможет функционировать прямо внутри живой клетки... Федеральная комиссия по связи США в законодательном порядке выделила участок 402-405 мГц из общего диапазона частот связи специально под радиокоммуникации имплантированных медицинских приборов.
...
Сегодня кохлеарные имплантаты подают на слуховой нерв электроимпульсы, соответствующие звукам из непосредственного окружения пациента, но ведь подобные же импульсы могут приходить издалека. Более того, почему эти сигналы должны соответствовать реальным звукам, а не чему-либо еще? Это ведь может быть и электронное письмо, пропущенное через аппарат, преобразующий текст в живую речь. И наконец, так ли важно, чтобы это воображаемое электронное письмо было набрано вручную, с помощью клавиатуры? А может быть, с этой задачей справится мозговой имплантат, соединенный с компьютером, - и даже не с помощью вживленного в череп разъема, а по радиоканалу?
В то же время захлестнувшие фантастику представления типа матрицы, хакерских эпизодов и т.п. вводят обывателя в заблуждение, развивая нереальные представления как в техническом так и этическом плане. Об этом хорошо и подробно написано в статье Обзор типичных ошибок и ляпов в фэнтези и научной фантастике.
Люди, развивающие представления о том, каким может стать человек в результате уже происходящего внедрения и развития технических дополнений человеческого тела, называют себя трансгуманистами. Вот типичная статья, посвященная таким взглядам: Трансгуманизм.
Трансгуманизм ("постгуманизм" или "ньюгуманизм") - это новый этап в развитии гуманизма, научно ориентированное мировоззрение, согласно которому современный человек не является вершиной эволюции, но, скорее - началом эволюции вида "Homo sapiens". Появление трансгуманизма подготовлено всем ходом научно-технического и культурного прогресса и открывает перспективы удовлетворения самых сокровенных, самых глубинных желаний человека.
Трансгуманизм можно описать как продолжение гуманизма, от которого он частично и происходит. Гуманисты верят, суть людей в том, что лишь отдельные личности имеют значение. Мы можем не быть идеальными, но мы можем улучшить положение вещей и содействовать рациональному мышлению, свободе, терпимости и демократии. Трансгуманисты согласны с этим, но они также придают особую важность тому, кем мы потенциально можем стать. Мы не только можем использовать разумные способы улучшения положения человека и окружающего мира; мы также можем использовать их, чтобы улучшить себя, человеческий организм. И доступные нам методы не ограничены теми, которые обычно предлагает гуманизм, такими как образование. Мы можем использовать технологические способы, которые в итоге позволят нам выйти за пределы того, что большинство считает человеческим.
Трансгуманисты считают, что благодаря ускоряющемуся научно-техническому прогрессу, мы выходим на совершенно новый этап в развитии человечества. В ближайшем будущем мы столкнемся с возможностью настоящего искусственного разума. Будут созданы новые инструменты познания, которые объединят в себе искусственный интеллект с новыми видами интерфейсов. Молекулярная нанотехнология обладает достаточным потенциалом, чтобы создать изобилие ресурсов для каждого человека и предоставить нам полный контроль над биохимическими процессами в наших телах, позволив нам избавиться от болезней. Посредством перестройки или фармакологической стимуляции центров удовольствия в мозгу, мы сможем испытывать больший спектр эмоций, бесконечное счастье и неограниченные по интенсивности радостные переживания каждый день.
Печально, что часто такие размышления, в целом описывая верно тенденции технического развития, проистекают в отрыве от понимания предназначения эмоций, состояний счастья и несчастья, вообще человеческой сути.
Заключение
Качественно отличаясь от предшествовавшего уровня развития, стадия киборгизации решит далеко не только проблемы жизнеобеспечения, продолжительности индивидуального существования (это - очень сложный и не однозначный вопрос об оптимуме сроков индивидуального существования, а не достижения бессмертия, см. Желание бессмертия). Изменятся мотивации, основанные на более древних механизмах индивидуального восприятия, изменится этика. Конечно же, появление какого попало случайного потомства уже никого не устроит и генетическое предопределение желаемых предрасположенностей станет практиковаться неизбежно, что обеспечит оптимальную готовность к имплантации технических устройств (см. Совершенствуем природную реализацию адаптивных механизмов.). Само понимание "обычных" человеческих чувств и побуждений изменится, корректируясь не только текущими общекультурными представлениями, но искусственной корректировкой системы базовых индивидуальных ценностей, из которых может быть исключено то, что никак уже не может характеризовать истиное положение вещей. Так невольное представление о том, что оскал - это агрессия, специфическая игра половых партнеров, призванная привлечь на основани древне выработанных признаков симпатичности (мужская физическая сила, лидерские качества и т.п.) уже не будут так обманывать как обманывают все еще тех, кто всерьез по наивности считает, что сильное влечение к партнеру - это и означает любовь (см. Что такое любовь). Более взвешенным станет понимание вообще того, что является счастьем.
В некоторых футуристических фантазиях живописуется мир бездушных, не способных на эмоции существ. Такого просто не может произойти с особями, не потерявшими способность к адаптивному поведению потому, что сама эта способность базируется на двух полюсах оценки результатов своих действий: хорошо это или плохо, на системе ценностей, задающих общий фон: счастливый или несчастный (об этом - в Мотивация ).
Хотя секс может стать просто не нужным (или сильно видоизмениться чтобы устранить свои нежелательные особенности, о чем живописуется в увлекательной статье Обойдемся без секса, ведь мы же пост-люди!), но это вовсе не значит, что не нужной станет любовь. Только вместо примитивных признаков симпатичности, вызывающих влечение, принимаемое наивными особями за любовь, могут быть развиты и созданы новые признаки социально-индивидуальной симпатичности, которые в большей степени станут входить в общую культуру и в то же время будут отражать индивидуальные особенности.
Но самым базовым изменением в форме существования человеческого общества, то что и определит все остальное, будет развитие системы межличностных коммуникаций всего социума людей с той же эффективностью, как это организовано в структуре мозга отдельного человека между отдельными проявлениями его личностей специализирующихся к различным условиям. Это привдет к телепатической эффективности межличностной коммуникации.
Уже сегодня наличие средств массовой коммуникации ориентирует фокус общественного осознания на самых значимых для общества индивидов, которые в чем-то в данный момент сумели привлечь к себе внимание общества, что отражает и механизмы переключения внимания в мозге.
Вопрос о сроках индивидуальной продолжительности жизни станет по той же причине не актуальным, что и для подличностей в мозге: так, наш детский опыт со всем его целым специфическим миром уходит в невостребованные архивы мозга, фактически переставая для нас существовать (хотя под гипнозом или с помощью дара перевоплощения мы снова можем оказаться в детской модели самоощущения). Неактуальное будет естественно и безболезненно уступать место более адекватному текущему моменту существования общества.
Новые проблемы, эмоции - как общий контекст бытия уже не отдельной личности, а больших сообществ, возможность мышления в режиме постоянной гениальности (при оптимизации режима работа мозга), невообразимое сегодня расширение возможностей восприятия и действий при их эффективности такой же, как эффективность у индивидуума, сделает жизнь настолько же богаче, ярче и полноценней в социальном плане, чем жизнь востребованного человека современного города по сравнению с патриархальной жизнью дотехнической эпохи.
И это будет неизбежно, если только нечто, превышающее возможности человека к противодействию не помешает этому.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.