Конечно, не каждый человек умнее других животных, но в среднем по популяции человек имеет невероятно большой отрыв за счет чего построил свою цивилизацию. И у такой эффективности психики есть определенные причины.
Длительность критических периодов развития
Мозг развивается поэтапно, повторяя этапы развития предков. В каждом из критических периодов развития особенно легко формируются распознаватели, характерные для данного типа развития: зрения, слуха, осязания, распознаватели сразу нескольких таких модальностей, связь распознавателей восприятия с программами действий и т.д. (fornit.ru/ax1-32, fornit.ru/ax1-12).
Во время критических периодов развития, мозг животного более подвержен формированию новых связей между нейронами и изменениям в структуре мозговых регионов, что делает адаптивность более эффективной. Если животное не получает необходимого опыта и стимуляции во время этих периодов, его способность к адаптации может быть ограничена или затруднена.
Чем длительнее критические периоды развития у животного, тем более эффективна индивидуальная адаптивность
Длительные критические периоды развития у животного дают больше времени для влияния окружающей среды на формирование поведения, навыков и физиологических характеристик. Это способствовует более глубокой и тщательной адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Эффективная индивидуальная адаптивность в данном контексте означает способность животного успешно приспосабливаться к различным условиям выживания, что может повысить его шансы на выживание и размножение.
Важно отметить, что критические периоды развития могут различаться в зависимости от вида животного и его особенностей. Например, у некоторых птиц критический период развития, связанный с приобретением опыта в пении, может быть относительно коротким и протягиваться всего на несколько недель или месяцев. В то же время, у некоторых млекопитающих, таких как человек, критические периоды развития могут быть гораздо более продолжительными и простираются на годы, особенно в отношении развития социальных и когнитивных навыков.
Таким образом, длительные критические периоды развития позволяют животным лучше адаптироваться к окружающей среде и формировать индивидуальную адаптивность, основанную на опыте и обучении.
У обезьян критический период развития зрения может продолжаться в течение нескольких месяцев после рождения, в то время как у человека он простирается на более длительный период, до примерно 7-8 лет. В этот период дети формируют основы зрительных навыков и восприятия, которые будут влиять на их зрительное восприятие в будущем.
У обезьян, таких как шимпанзе или гориллы, критические периоды развития, связанные с социализацией и приобретением навыков общения, могут продолжаться в течение нескольких лет. В этот период молодые обезьяны активно учатся от своих родителей и других членов группы, формируя основы своего социального поведения и умений.
У человека критические периоды развития занимают еще более продолжительное время. Например, критический период развития речи происходит в раннем детстве, примерно с 6 месяцев до 5 лет. В течение этого периода дети активно изучают звуки, слова и грамматику своего языка и формируют основы коммуникации.
Вот основные периоды развития мозга у человека:
Возраст | Этапы развития области головного мозга | Функции |
От зачатия до 15 мес | Стволовые структуры | Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения |
15 мес — 4,5 г | Лимбическая система | Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4,5-7 лет | Правое (образное) полушарие | Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7—9 лет | Левое (логическое) полушарие | Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук |
8 лет | Лобная доля | Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование |
9—12 лет | Мозолистое тело и миелинизация | Комплексная обработка информации всем мозгом |
12—16 лет | Гормональный всплеск | Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16—21 год | Целостная система интеллекта и тела | Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
21 год и далее | Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей | Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков |
Особенности развития организации механизмов осознания и выделили развитие человека среди других животных в творческом плане как наиболее эффективное. У животных с более развитой психикой заметно более продолжительны периоды критического развития, в течение которых они нарабатывают больше более разнообразного опыта в структурах лобных долей.
Набор наследственно предопределенных функциональных механизмов
Если у данного вида животных в определенный момент эволюции возник новый механизм, функция которого придала этой особи преимущество, то он закрепляется в потомках. Этот механизм, в свою очередь, может мутировать во что-то дающее еще большие преимущества и так развиваться неограниченно долго. Но, если развитие данной зоны мозга эволюционно завершено, то данная функция защищается от дальнейших мутаций (fornit.ru/50319) и более никак не развивается.
Так у разных видов животных образуются свои наборы наследственно предопределенных функциональных механизмов. Проскочив какой-то этап совершенствования, данный вид уже не может пойти по такому пути развития. Поэтому все виды, кроме человека, остановили совершенствование некоего пока не изученного, но существенного механизма, который обеспечил "Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей" после 21 года.
Лобные доли мозга, или префронтальная кора, являются частью мозга, ответственной за высшие когнитивные функции, принятие решений, планирование, эмоциональный контроль и социальное поведение. Вот некоторые сравнительные различия между лобными долями у животных и человека:
Лобные доли у человека отличаются большим размером и сложностью по сравнению со всеми другими животными. У человека лобные доли занимают значительную часть мозга и имеют большое количество нейронов и связей между ними. Это позволяет нам выполнять сложные когнитивные задачи и обладать развитыми социальными навыками.
Лобные доли у человека играют важную роль в планировании будущих действий. Они позволяют нам осознавать свое существование, свои мысли и эмоции, а также разрабатывать долгосрочные планы и стратегии.
У человека лобные доли играют ключевую роль в социальном поведении и контроле эмоций. Они помогают нам понимать и интерпретировать эмоции других людей, регулировать свои собственные эмоции и принимать социально адаптивное поведение.
Лобные доли у человека также связаны с коммуникацией и языком. Они позволяют нам обрабатывать и производить речь, понимать грамматику и смысловую нагрузку слов, а также участвовать в сложных социальных взаимодействиях.
Хотя у других животных также есть лобные доли (или их вообще нет), они обычно менее развиты и не обладают такой же сложностью и функциональностью, как у человека. Лобные доли являются одной из ключевых особенностей, которые отличают человека от других животных на уровне анатомии мозга и позволяют проявлять более высокий уровень психической деятельности.
Современные нейронаучные исследования указывают на различия в функциональной активации лобных долей у человека и животных во время выполнения различных когнитивных задач. У человека префронтальная кора обеспечивает выполнение сложных когнитивных задач, таких как планирование, принятие решений и самоконтроль.
Если рассматривать десятое поле Бродмана префронтальной коры, то его объём у человека занимает в среднем 1,2 % от общего объема мозга, у бонобо — около 0,74 % от общего объёма мозга, у шимпанзе — 0,57 %, у горилл — 0,55 %, у орангутанов — 0,45 %, у гиббонов — 0,23 %.
Моделирование существа Beast (fornit.ru/beast) позволило выявить суть ключевого для психики образования в лобной коре мозга: развитие и совершенствование специализированных структур, выполняющих информационные функции (fornit.ru/66141). Эти структуры обеспечивают особенности и эффективность процесса осмысления наиболее актуального образа среди всего, что активно в восприятии. Чем больше набор информационных функций и чем более эффективно они устроены, тем более быстро и результативно происходит процесс обработки актуального образа, осмысление (fornit.ru/50394).
Но какими бы мощными и эффективными не были механизмы осознания, они могут бесполезно простаивать в состоянии лени.
Больший стек рабочей памяти
Он позволяет удерживать и манипулировать информацией, что важно для обучения и адаптации. Есть два вида рабочей памяти: 1) для прерываний осмысления новым актуальным стимулом и 2) память для обобщений. Психологи нашли (они называют это числом одновременно удерживаемых образов), что у людей память прерываний составляет 5-7 событий, у других животных она меньше. Размер памяти для обобщений определяет, сколько смыслов можно удерживать для их обобщение в общий смысл. Если мы читаем длинную фразу, то с некоторого момента теряется смысла ранее прочитанного, фразе не принимается в целом и требуется сначала понять частей фразы, чтобы потом догадаться об общем смысле сказанного. Этот вид памяти способен увеличиваться при интенсивной тренировке. Дети не могут по буквам понять слишком длинное слово, а некоторые взрослые способны понять сразу всю страницу, мельком взглянув на нее.
Неудовлетворенность существующим
Сам факт того, что при удовлетворенности существующим нет стимула искать новое, оставаясь на текущем уровне адаптивности, достаточно очевиден и прямо-таки "витает в воздухе". Поэтому существует немало работ и теорий, которые выражают идею о том, что "неудовлетворенность существующим" является главным фактором человеческого прогресса. Вот несколько примеров:
"The Innovator's Dilemma" (Дилемма инноватора) - книга Клейтона Кристенсена (Clayton Christensen), в которой автор исследует, почему успешные компании, следуя стандартным практикам и стратегиям, часто проваливаются перед новыми конкурентами. Он аргументирует, что компании, которые удовлетворяют существующие потребности клиентов, могут упустить возможность инноваций и прогресса, пока не появится "неудовлетворенность существующим" и спрос на новые решения.
"The Progress Paradox" (Парадокс прогресса) - книга Грега Иппа (Gregg Easterbrook), в которой автор исследует парадоксы современного общества, где достижения и прогресс не всегда приносят счастье и удовлетворение. Ипп утверждает, что "неудовлетворенность существующим" может стимулировать человека к исканию новых целей и улучшению своей жизни.
"The Happiness Hypothesis" (Гипотеза счастья) - книга Джонатана Хейда (Jonathan Haidt), в которой автор исследует факторы, влияющие на счастье и благополучие людей. Хейдт рассматривает идею, что человеческий прогресс и развитие происходят, когда люди ощущают "неудовлетворенность существующим" и стремятся к лучшему.
Теория дефицита и мотивации,предложенная Абрахамом Маслоу, утверждает, что люди имеют иерархию потребностей, начиная от базовых физиологических потребностей и заканчивая потребностью в самореализации. Когда одна потребность удовлетворяется, возникает неудовлетворенность и мотивация стремиться к удовлетворению следующей потребности. Это побуждает людей искать новые способы улучшения и прогрессирования.
Теория инновации и технологического развития утверждает, что неудовлетворенность существующими условиями стимулирует появление новых идей, инноваций и технологического развития. Когда люди неудовлетворены текущими решениями или технологиями, они стремятся к созданию новых, более эффективных и удовлетворяющих потребности способов справиться с проблемами или улучшить свою жизнь.
Исследования в области экономики и истории показывают, что экономический прогресс и развитие часто происходят благодаря неудовлетворенности существующими условиями. Например, конкуренция на рынке и неудовлетворенность потребителей могут стимулировать компании к разработке новых продуктов и услуг, что способствует инновациям и экономическому росту.
Феномен неудовлетворенности существующим прямо или косвенно исследуется многими предметными областями.
Исследования в области нейробиологии мотивации фокусируются на том, как мозг обрабатывает информацию о вознаграждении и мотивации. Например, исследования на животных и людях показывают, что нейротрансмиттер допамин играет важную роль в мотивации и вознаграждении, а также в поиске новых стимулов при неудовлетворенности текущим состоянием.
Нейроэкономика исследует, как мозг принимает решения, связанные с выбором и удовлетворенностью. Они пытаются понять, какие области мозга активируются при восприятии различных уровней удовлетворенности и какие факторы влияют на наши предпочтения и решения.
Психология потребности изучает то, как потребности и стремления влияют на наше поведение и мотивацию. Они пытаются понять, какие потребности и цели активизируются при неудовлетворенности текущим состоянием, и какие психологические процессы происходят в мозге в этот момент.
На сайте Форнит давно есть статья о феномене "неудовлетворенность существующим" (fornit.ru/870).
Однако, до сих пор нет общепризнанных конкретных механизмов, которые оказывают непосредственное влияние на этот феномен.
Моделирование существа Beast (fornit.ru/beast) позволило выявить несколько определяющих факторов.
В случае благополучной ситуации (сочетание базовых эмоциональных контекстов без необходимости защиты и восстановления гомеостатических параметров, при отсутствие актуальной новизны стимула) возможно состояние лени (fornit.ru/652) или же состояние мышления, в том числе реализующее "неудовлетворенности существующим".
Понятно, что у разных видов животных и даже у разных особей одного вида в одних и тех же условиях выбор между этими двумя альтернативами происходит под влиянием специфических факторов, которые определяют порог переключения между ними. Все сводится к выбору: обращать ли внимания на всякие "мелочи" в виде наиболее актуальных образов восприятия или начинать о них размышлять.
В привычных условиях (когда нет высокозначимой новизны ситуации) режим работы мозга может ограничиваться непосредственным восприятием и привычным реагированием, а может инициироваться циклы мышления (fornit.ru/66140), в том числе о том, как улучшить текущее состояние, что для этого можно сделать. При этом преобладает не непосредственное, а более высокоуровневое восприятие с помощью накопленных опытом символьных образов, связанных с ними правил осмысления. И тут очевидно, что у низкоорганизованной психики нет развитой при мышлении системы ментальных правил, определяющих привычные автоматизмы мышления. Кошки и даже собаки будут спокойно находится в состоянии лени даже при довольно сильных, не очень значимых для них стимулах.
Но самое главное в таком выборе - наличие актуальных доминант нерешенных проблем (гештальтов), которые характерны для человека. Появление отложенных проблем, которые оказалось невозможным решить сразу, создает доминанты нерешенных проблем, что является основой процессов творчества. Это характерно для самого сложного, четвертого уровня осознания (fornit.ru/66141) и очень редко реализуется у других животных.
Гештальт мучительно заставляет возвращаться к прерванному решению проблем всякий раз, когда воздействует стимул, сходный с проблемной целью одной из доминант (и тогда возможно решение по ассоциации путем инсайта) или же в состоянии, альтернативном лени. Закрытый гештальт как результат решения проблемы приносит позитивное состояние победы, которое связывается с найденным решением и впредь уже автоматически активирует его для достижения соответствующей цели.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||