Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Чрезмерные увлечения

Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность

Относится к   «О системной нейрофизиологии»

Чрезмерные увлечения

Со времени публикации была проделана работа по развитию прототипа системы индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast) и появилось много новых данных и материалов с которыми можно ознакомисться в трилогии «Основы фундаментальной теории сознания» и точки входа теории МВАП «Организации механизмов мозга человека».

В этой статье будет рассказано о том, что именно может произойти с человеком, увлеченным продуцированием субъективных фантазий-переживаний в виде увлечений наркотиками, медитацией, многими другими эзотерическими практиками, играми (сетевыми, азартными), философией, осознанными сновидениями, мистическими и религиозными теориями, сотворением любимой Идеи (идея-фикс) и т.п. По каждой приведенной ссылке - серьезная статья с описанием причин и следствий сопутствующих психических явлений, но в них пока не стоит углубляться (еще на эту тему в различных ракурсах и контекстах: Эвристика, Психоделия, Холотропное дыхание, вера и много других на сайте). Таким образом, эта статья - обобщение большого количества материалов по теме "Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность".

Каждое из перечисленных занятий (и сходных с ними) может остаться для данного человека без видимых нежелательных последствий в данном конкретном случае или довольно длительной практике, а в другом случае оказать пагубное воздействие за один раз. В этой статье будет показано, от чего это конкретно зависит. Сделанные утверждения основываются на целостном понимании механизмов психики, обобщенных в большом сборнике материалов О системной нейрофизиологии. Поэтому эти утверждения в статье - очень серьезно обоснованный вывод этих представлений, с которыми каждый может ознакомиться, чтобы составить собственное мнение.

В статье ничего не "доказывается", а приводятся доводы и результаты фактических исследований, сопоставлений и обобщений так, что каждый сам делает окончательные выводы для себя: рискнуть или нет.

Дорогие психонавты, к вам особая просьба: не рассматривайте материалы как нечто, направленное против вас лично или свободы вашего выбора. Нет, я искренне уважаю ваш выбор, у меня нет оснований быть к вам в претензии ровно до тех пор, пока ваши действия не причиняют вред другим людям (например, семинары для лохов), но и это, скорее, проблема не моя, а государственных правоохранительных органов, хотя и меня такое не оставляет безучастным. Все материалы статьи предоставляются как мировоззренческие, в контексте высказывания своего мнения и того, почему именно это мнение считаю верным.

 

Хорошо известно: человек может подсесть на наркотик с самыми тяжкими последствиями за один раз, и вообще достаточно сильное впечатление способно сразу свести с ума. При других же обстоятельствах человек долго может подвергать себя такому риску без внешне ощутимых последствий. Но последствия всегда есть (причина порождает следствие), только в системе автоматизмов данного человека и данной специфике условий они для него не заметны, хотя могут быть по многим признаком заметны окружающим.

Самое главное, в этой статье: будет популярно, но вполне понятно показан механизм образования системы представлений, конфликтующих с реальностью, приводящих к неадекватным реакциям вплоть до состояния глубокого психоза, сопровождающегося органическими поражениями мозга из-за локального истощения перевозбужденных доминантных зон мозга, и другое - расщепление личности в процессе фиксации таких переживаний. Механизм таких повреждений - один и тот же для всех выше перечисленных факторов и вообще для любых факторов, в которых оказывается нечто, достаточно высоко значимое для данного человека. Будем их называть психоделические факторы или просто психоделики. Прием ЛСД или осознанные сновидения или занятия холотропным дыханием или что-то другое из занятий, сопровождающихся высокозначимыми субъективными переживаниями, не соразмеренными с реальностью, будут приводить к одному и тому же виду порождения неадекватностей поведения с расщеплением личности, доминирующими зависимыми состояниями и неизбежной деградации личности, только с разными нюансами развития процесса (кроме всего того, что привносится спецификой конкретного психоделика, например, синдром СДВГ, абстинентный синдром и т.п.).

Многие психоделические факторы, такие как осознанные сновидения, медитации, мистическая философия и т.п. обычно считаются безвредными и даже полезными для "духовного", а то и физического "совершенствования". На самом деле любые психоделические практики по механизму воздействия и последствиям не отличается от приема сильных галлюциногенов типа ЛСД и, в конечном счете, приводит к психическим расстройствам вплоть до психозов и шизофрении. Однако, фокус внимания общества сконцентрирован на одном и не замечается другое - вследствии определенной культурологической этиологии.

В статье Психоделия говорится о данных чисто эмпирических (без рассмотрения механизмов), на основе клинической статистики:

...многие не склонны сводить понятие «психоделии» исключительно к наркотикам, так как «расширение сознания» и связанные с этим ощущения могут быть достигнуты и без применения психоактивных препаратов через использование холотропного дыхания, сенсорной депривации или депривации сна и различных форм медитации а также некоторыми из психологических и духовных практик, предлагаемых религиями, некоторыми формами психотерапии и альтернативной медицины, оккультизмом, мистицизмом, эзотерикой, философией нью-эйдж и др. Таким образом «психоделический опыт» («трип»; испытывающих их могут называть «психонавтами») связывают не только с приёмом ЛСД или, к примеру, ДОБ, мескалина, Salvia divinorum или марихуаны, но и с сеансами гимнастики Цигун, «контактёрством» («ченнелингом»), «визионерством» (исследованиями «астрального плана») и подобным или же просто с проявлениями шизофрении и других психических расстройств.

В статье Психические нарушения при наркомании:

Каждому наркотику свойственна особая структура эйфории, однако общими свойствами эмоциональных переживаний в наркотическом опьянении являются их протопатичность, глубинность, что коррелирует с уровнем сознания. Поэтому в эффекте каждого наркотика необходимо выделять не только характер изменения эмоций, но также характер расстройств восприятия, изменения мышления и тип нарушения сознания.

... толкают, вынуждают к действиям, иногда трагическим... возникают мысли, от которых невозможно освободится.... при том, что впечатления чувственно насыщены, возможны отстранение, отчуждение, самооценка переживаний в конкретный момент. К диссоциативным следует относить наплыв мыслей, а также ощущение пустоты в чувствах и мыслях, остановку мыслей при вытрезвлении.

Если кто-то думает, что у него психика устроена по другому и не подвержена такому механизму модификации, а написанное - не для него, то он самообманывается: мозги у всех устроены одинаково. Разница - в индивидуальных оценках значимости [125] воспринимаемого и результатов собственного поведения (см. Наследование признаков и Личность, система значимости).

У меня нет никакой мотивации запугивать или обманом противодействовать занятиям субъективно продуцированными увлечениями. Если бы они были безвредны, то и ради бога, кушайте на здоровье! Но, даже не говоря об усиливающейся социальной изоляции людей с доминирующими [9] увлечениями "в себе", вред совершенно отчетливо виден при понимании механизмов этих явлений и просто по результатам клинической статистики. Поэтому цель статьи - как можно популярнее и понятнее показать все это.

Обычные предупреждения, как бы касающиеся только особо ранимых, вроде приведенной в рекламе осознанных сновидений: "! Данная техника может быть травматичной и вызвать психические расстройства у людей с неуравновешенной психикой или при неграмотном ее применении." - это настоящий обман людей с целью подстраховаться и в печальном случае заявить: да он был с неуравновешенной психикой. А еще это - попытка пресечь самостоятельные практики и убедить нести денежку инструктору. При определенных условиях любой человек за один сеанс психоделического воздействия может оказаться в "бэд трипе" и с серьезными последствиями для психики или такие последствия будут для многих ситуаций не заметными, но в определенный момент отработают по полной.

Эта статья позволяет каждому, понявшему механизм таких специфических изменений психики, самому решать, насколько позволить себе то или иное заманчивое увлечение и вообще понять специфику, присущую только людям, касающуюся получения удовольствия от увлеченных занятий с обособленными субъективными переживаниями, с целью именно получения позитивных ощущений, "адреналина", удивления себя и других и т.п.

Сначала определимся в некоторых базовых для темы понятиях.

Адекватность (соответствие реальности): насколько предположение, выраженное в возможном акте поведения, приводит к желательным последствиям в реальности, при его реализации, т.е. адекватность - соответствие желаемого и получаемого. Если человек настолько уверен, что может летать, что это его предположение находит выход в поступках, например, пытается взлететь с балкона, то реальный результат окажется неадекватным желаемому.

Истина - положительный результат сравнения предположения и его реализации в реальности (отрицательный результат - ложь). Если человек предполагает, что может запросто ударить другого и тот смирится с этим, то практическая проверка покажет: истина это или ложь. Понятно, что результат зависит от условий. Поэтому всегда для проверки истинности предположения необходимо кроме собственно утверждения обязательно оговаривать границы его использования. Например: могу ударить человека безнаказанно, если он крепко привязан к столбу и гарантирую безнаказанность пока он будет привязан.

Любые утверждения, от формулировки законов природы до сиюминутной уверенности в чем-то будут корректными (без самообмана) для проверки реальности, если соблюдено условие границ применения, сформулированное явно или по умолчанию в данной ситуации (см. Контекст понимания).

Эти два понятия характеризуют любое субъективно продуцированное утверждение и его адекватность, любую уверенность как корректную или заведомо не корректную, - не имеющую шанса быть даже проверенной на истинность. Так, если кто-то заявит: "я могу поднять этот камень", то легко представить множество условий, когда он не сможет даже приступить к такой попытке. Утверждение: "я сейчас подниму этот камень" - уже более корректно :)

 

У механизма личностной адаптации методом творчества, описанном в статье Сущность творчества, есть один яркий побочный эффект: продуцирование субъективных убеждений, не адекватных реальности. Это - плата человека за его изощренную возможность фантазируя, находить новые варианты поведения. Кошки и собаки не сходят с ума, путая реальность и выдумку, у человека это - распространено в той или иной мере почти во всем, а личные убеждения лишь в узкой, очень хорошо отработанной жизненным опытом области, обычно профессиональной, бывают во всем согласованы с реальностью, не содержат иллюзий и предположения в точности оправдываются на деле. Остальное содержат некоторую долю (или 100%) неадекватности, что корректируется только личным опытом реальных действий (Основы понимания психики).

Отличие восприятия человека от других животных можно зримо оценить на примере фрагмента описания своих ощущений человека, оказавшегося на более непосредственном уровне восприятия-действия. В книге врача-физиолога Человек, который принял жену за шляпу описан случай временной утраты специфичных для человека свойств к творческому мышлению вместе с ассоциированной с этой значимостью. Соответственно вернулось изначально-природное состояние непосредственности восприятия и реагирования на окружающее:

Стивен Д., 22 лет, студент-медик, наркоман (кокаин, PCP, амфетамины).
Однажды ночью - яркий сон: он - собака в бесконечно богатом, "говорящем" мире запахов. ("Счастливый дух воды... отважный запах камня"). Проснувшись, обнаруживает себя именно в этом мире ("Словно все вокруг раньше было черно-белым - и вдруг стало цветным").
У него и в самом деле обострилось цветное зрение ("Десятки оттенков коричневого там, где раньше был один. Мои книги в кожаных переплетах - каждая стала своего особого цвета, не спутаешь, а ведь были все одинаковые"). Усилилось также образное восприятие и зрительная память ("Никогда не умел рисовать, ничего не мог представить в уме. Теперь - словно волшебный фонарь в голове. Воображаемый объект проецирую на бумагу как на экран и просто обрисовываю контуры. Вдруг научился делать точные анатомические рисунки"). Но главное - запахи, которые изменили весь мир ("Мне снилось, что я собака, - обонятельный сон, - и я проснулся в пахучем, душистом мире. Все другие чувства, пусть обостренные, ничто перед чутьем"). Он дрожал, почти высунув язык; в нем проснулось странное чувство возвращения в полузабытый, давно оставленный мир.
- Я забежал в парфюмерную лавку, - продолжал он свой рассказ. - Никогда раньше запахов не различал, а тут мгновенно узнавал все. Каждый из них уникален, в каждом - свой характер, своя история, целая вселенная.
Оказалось, что он чуял всех своих знакомых: - В клинике я обнюхивал все по-собачьи, и стоило потянуть носом воздух, как я не глядя узнавал два десятка пациентов, находившихся в помещении. У каждого - своя обонятельная физиономия, свое составленное из запахов лицо, гораздо более живое, волнующее, дурманящее, чем обычные видимые лица.
Ему удавалось, как собаке, учуять даже эмоции - страх, удовлетворение, сексуальное возбуждение... Всякая улица, всякий магазин обладали своим ароматом - по запахам он мог вслепую безошибочно ориентироваться в Нью-Йорке.
Его постоянно тянуло все трогать и обнюхивать ("Только наощупь и на нюх вещи по-настоящему реальны"), но на людях приходилось сдерживаться.
Эротические запахи кружили ему голову, но не более, чем все остальные - например, ароматы еды. Обонятельное наслаждение было так же остро, как и отвращение, однако не в удовольствиях было дело. Он открывал новую эстетику, новую систему ценностей, новый смысл.
- Это был мир бесконечной конкретности, мир непосредственно данного, - продолжал он. - Я с головой погружался в океан реальности.
Он всегда ценил в себе интеллект и был склонен к умозрительным рассуждениям - теперь же любая мысль и категория казались ему слишком вычурными и надуманными по сравнению с неотразимой непосредственностью ощущений.
Через три недели все внезапно прошло. Ушли запахи, все чувства вернулись к норме. Со смесью облегчения и горечи Стивен возвратился в старый невзрачный мир выцветших переживаний, умозрений, абстракций.
- Я опять такой, как раньше, - сказал он. - Это хорошо, конечно, но есть ощущение огромной утраты. Теперь понятно, чем мы жертвуем во имя цивилизации, от чего нужно отказаться, чтобы стать человеком. И все-таки это древнее, примитивное нам тоже необходимо.

Поэтому стоит понять и учесть, что сильные субъективные переживания, не корректируемые опытом, приобретаемом в реальности, - источник неадекватностей и доминирующих идей [9] до их корректировки в реальном личном опыте, но если они продуцируются еще и техниками, усиливающими их, то последствия - намного серьезнее в виду подчас физической невозможности корректировки реальностью фантастических переживаний, и тогда в полной мере можно говорить именно об эндогенном характере расстройств психики. Но еще более все усугубляется когда воздействие методик приводит к ослаблению функционирования сознания (см. Сущность сознания) и оно не способно выполнять роль идентификатора происхождения переживаемого: реальность это или фантазия (этот механизм описан в статье по приведенной ссылке). Именно это происходит при таких психоделических практиках как осознанное сновидение, медитация, галлюциногенные воздействия и т.п.

В сборнике материалов Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры уже было коротко сказано о механизмах повреждений психики:

Все, что фиксируется долговременно при осознании связывается с позитивной или негативной (в наиболее общем различии) эмоциональной оценкой, предназначенной для избегания или стремления. Чем сильнее (значимее для данной особи с ее субъективной точки зрения) такая ассоциированная с данной идеей оценка, тем более она приоритетна перед другими конкурирующими в выборе варианта поведения. Предельная сила оценки - вера, ничем не перебивается, ни сознательными доводами, ни поведенческими потенциями, ранее закрепленными в виде неосознаваемых автоматизмов [123].
Если осознаваемая идея ассоциируется с предельно значимой оценкой, и это не есть - результат реально полученного опыта, то такая идея, как правило (практически без случайно истинных угадываний), оказывается не адекватной реальности, т.е. предположение не соответствует тому, что получается, если это попробовать в реальности: желаемое оказывается не соответствующим получаемому в чем-то или полностью. При каждом таком конфликте возникает негативная оценка результата поведения, признанная на будущее блокировать неверное поведение, но ведь эта идея была связана с предельно высокой значимостью, и удар граблей по лбу воспринимается как досадный сбой, придумывается множество оправданий, и человек снова наступает на грабли. Или, не смея пробовать, просто погружается в депрессию [224].
Итак, не сама философия, мечты, медитация, психоделия и т.п. вредны, а любые субъективные идеи, выношенные сознательно с приданием им высокой значимости без корректировки реальностью или предельно значимые идеи (не поддающиеся корректировке принципиально). Если человек мечтает, пусть хоть сколько безудержно, но понимает, что это - лишь фантазия, ассоциирует метку: я это придумал, это - не реальность, не связывает с оценкой предельной убежденности в истинности такой фантазии, то и нет вреда.
Если человек грезит от мощного галюциногена, у него перекрылись границы ранее обособленных образов, в том числе и метки сознания: иллюзия это или реальность, его поражают видения, имеющие статус, неотличимый от реальности, он - во власти переживаний и закрепляется неадекватность реальности (в народе - просто неадекват).
Если чел. занимается философией, мистическими практиками (в том числе медитативными), то он делает это, как правило, всерьез. Его идеи для него очень важны. В случае философии они достигают значимости непробиваемых ничем идей-фикс, в случае мистических практик - безусловной веры. Это - неадекватность, - то, что в соответствующих реальных ситуация неизбежно приводит к конфликту.

Сознанию доступно искусственно придавать произвольное значение, как позитивное, так и негативное, чему угодно, если это мотивируется достаточной необходимостью и хорошо отработаны методы такого самовоздействия. Чел. способен научиться вызывать иллюзии не менее сильные, чем с использование галлюциногенов и такие же убедительные, волевым понижением порога внимания до уровня стирания границ между прежде изолированными образами. При этом затрагиваются многие связанные с осознаваемым области, но вне осознания, те, которые поддерживали ранее наработанные автоматизмы (осознание это - лишь короткие соприкосновения к отдельным фазам какого-то из таких автоматизмов) и тогда возникает психосоматическая патология.

Любое размышление - это - прерывание какого-то текущего автоматизма на важной-новой фазе для творческой выработки более адекватного направления дальнейшего развития этого автоматизма (это - самая настоящая система прерываний, которую позаимствовали компьютерщики). Т.е. любое размышление это - уже в немалой степени депривация осознаваемого внимания (все остальное работает на автомате). Творческие навыки могут развиться до самых изощренно сложных и будут эффективны если и навык своевременной проверки реальностью будет обязательным и не ставится искусственных препятствий для гибкой корректировки опыта при необходимости. Таким препятствием является придание идее необоснованно (не проверено) высокой значимости. Опасно - беззаветно любить вынашиваемую идею.
Невозможность безошибочности чисто субъективных размышлений постоянно и очень наглядно испытывает программист или схемотехник электронной аппаратуры (программист с помощью комплектующих). Нет человека, способного написать нетривиальную программу так, чтобы компилятор не выдал серию ошибок или программа отработала в точности так как хотелось. Программирование не прощает ни малейшей неточности, а вот субъективные размышления - вполне :)

В статье Идея-фикс продолжено описание воздействия для сверхзначимых идей:

В статье показано, что термины Идеи-фикс,  Сверхценная идея, Навязчивая идея, Паранойя отражают лишь количественные особенности проявления механизма личностной адаптации к новому, - крайние проявления потому, что эти термины отражают крайние пределы уверенности при крайних пределах важности идеи для данной личности. Эти две компоненты (в виде отклика распознавателей соответствующей специализации [127]: распознавателя уверенности и распознавателя значимости) только совместно дают такой специфический эффект. В точности как в случае универсального закона привлечения внимания к осознанию - произведение новизны на значимость (функция модуляции одного сигнала распознавателя - сигналом другого распознавателя [126]), произведение уверенности на значимость характеризует то, насколько личность приблизилась к идее-фикс: при нулевом значении любого из компонентов об опасности идеи-фикс говорить рано.

Вот когда один из компонентов становится предельно высоким, и другой тоже не мал, то процесс начинает стремительно самоускоряться, закрепляясь в виде неосознаваемых автоматизмов, поддерживающих доминирование идеи сначала в чем-то одном, а затем, захватывая все большие области контекстов восприятия-действия.

... Хотя обычно идеи-фикс разделяют от переживаний, связанных с галлюцинациями (т.е. относимому не к собственным мыслям, а как ко внешнему), но мне представляется такое разделение необоснованным потому, что если галлюцинации -не являются следствием изменения метаболизма, химизма нейронной сети мозга (понижение порога срабатывания нейронов патологическими факторами, приводящее к размыванию границ ранее обособленных образов), то это - результат субъективного придания образам настолько высокой значимости, что они выходят на уровень осознаваемого и проявляются в виде неожиданно появившихся мыслей или в виде активности ранее изолированного эмоционального контекста - активному включению появлению другой подличности [136], специализирующейся для других условий восприятия, или же - модели внешнего, что позволяет общаться с ней как с собеседником.

... В наиболее общем виде, упрощенно, механизмы порождения субъективного абсурда, не адекватного реальности (поведенческая неадекватность - это несоответствие желаемого (предположения) и реального получаемого) можно представить следующим образом.

При появлении в восприятии чего-то настолько нового и важного [126], что привычно отработанные автоматизмы приостанавливаются (в точности как при работе системы прерывания компьютерной системы) для того, чтобы найти наиболее подходящий вариант реагирования с желательным исходом. Для этого используется как весь опыт в чем-то похожих ситуаций, так и развитые навыки нахождения новых вариантов поведения - творчество (см. Основные механизмы творчества).

Любая  новая идея возникает в голове - как предположение, т.е. с образом идеи ассоциирована метка (метка - отклик специализированного распознавателя, связываемый с текущим образом восприятия-действия в данном контексте восприятия): "это я придумал - как вариант желаемого результата моего поведения" (в конечном счете, любая идея нацелена на нечто желаемое, - деенаправлена). Идея может быть сразу проверена или отложена с некоторым убеждением ее верности или порочности, приданном "логикой" (в данном случае тем, что уже имеет высокий уровень личной уверенности, см. Эвристика). Она обрастает новыми фактами или новыми уверенными субъективными сопоставлениями, подтверждающими или отрицающими ее, и если первых станет намного больше, и контекст текущего восприятия окажется соответствующим, да еще актуальность (важность) высокая, то идея приобретает высокий уровень убежденности в ее истинности при высоком уровне значимости.

После множества корректирующих ассоциаций (с подтверждением и отрицанием) эти новые отношения перекроют первоначальную метку "это я придумал " так, что от нее  практически не останется следа [134], а останется текущая уверенность в верности или ложности. Причем это - уже коррекция неосознаваемых поведенческих автоматизмов, т.е. то, что сохраняется как наиболее верный личный опыт [189]. Эта убежденность может доходить до полной утраты метки о субъективной природе идеи и она воспринимается на уровне объективного факта, вплоть до совершенно "реальных" галлюцинаций. Это хорошо было показано в книге и фильме "Игры разума" на примере математика, нобелевского лауреата Нэша.

... У животных в природе передача жизненного опыта от лидеров и родителей непосредственно проверяется на практике, формируя уже личные навыки (знания, в отличие от сведений), что препятствует образованию сверхзначимой идеи. У людей же часто идеи закрепляются авторитарно безо всякой практической их проверки личностью, просто на основе веры.

Поэтому все, преподаваемое беспрекословно и без непосредственной проверки на практике, способствует появлению идеи-фикс и затруднениям в психическом развитии. Таким образом культурно наследуются мифы, суеверия, религиозные представления.

... Отсутствие навыков корректной проверки своих выводов делает склонным доверять первому, что покажется верным в ходе субъективных сопоставлений. Отсеивать иллюзии, возможные ошибки опыта и ошибки интерпретации результатов человек тоже пока еще не умеет.

Не дойдя до уровня понимания даже основ какой-то предметной области исследования, развитых предшественниками, а, тем более, не имея адекватного понимания методологии исследования вообще, невозможно судить и о тех выводах, которые сделали ученые в этой предметной области. Человеку кажется, что он понимает в этом больше других, а другие, конечно же ошибаются (см. Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию).

Интересно, что безусловная вера в одни авторитеты, зависящая от личной желательности (привлекательности, заманчивости идеи авторитета),  как реликт периода доверчивого обучения, может безо всяких препятствий сочетаться с неверием в другие авторитеты, характерным для более позднего периода попирания авторитетов.

В условиях недостаточности навыков адекватных методов исследования и навыков корректных выводов, при достаточно высокой увлеченности предметом, неизбежно формируется любимая идея - идея-фикс.

... Увлеченность чем-то (доминирующая идея) может или приводить к продуктивному и адекватному реальности творчеству или же - к деструктивной идее-фикс (см. Сверхценные идеи). Вся разница в том, насколько важна, любима и оберегаема от сомнений идея и еще в том, насколько адекватны навыки творчества: навыки методов исследования и корректности обобщений. Причем, первое всегда приводит к идее-фикс (даже среди очень продвинутых исследователей), а второе лишь дает возможность появления обманчивой уверенности.

... Результаты собственного статистического исследования, которые продолжают накапливаться на сайте Fornit, отражены в статье Невыразимое очарование сокровенного, описывающий особенности периода активного познания. Сводная таблица, данные которой автоматически обсчитываются на момент загрузки статьи, показывает очень яркую Корреляцию некоторых причин того, что условно разделяет людей на мистиков и реалистов:

Видно, что значительно чаще обманщиками являются не искренне верящие люди (мистики), а реалисты, использующие свое преимущество в искушенности (не наивные) и уме. Они чаще становятся мошенниками, паразитирующими на доверчивых людях. Но и сами доверчивые часто оказываются в такой социальной нише. Собственная вера во многом помогает им казаться более убедительными, искренними для других.

Так же видно разительное различие по таким характеристикам как глупость, наивность, ум, категоричность, конструктивность мышления. В то время как жизненный опыт (приобретаемые навыки, обеспечивающие успешность адаптации к текущим условиям существования) не отличается значительно.

 

Описания, показывающие суть механизмов модификации психики под воздействием высокозначимых переживаний, ограниченных субъективно, остается дополнить прямыми следствиями - формированием доминирующей зависимости, поддерживающей активность той части личности, которая сформировалась в опыте психоделических переживаний, и которая все более отдаляется по специфике от всей остальной части психики, порождая проявления шизофрении и деградации личности, а при учащающихся конфликтах с реальностью доходит до психозов.

На этом остановимся подробнее.

Все, кто имеет близко и давно знакомого человека, страдающего алкоголизмом, замечают, насколько этот человек по-разному ведет себя когда бывает пьян и трезв. Это не касается координации движений или уровня его осознания. Вне зависимости от всего, это касается самых основ его поведения, мотивирующего контекста вне конкретных обстоятельств, касается того, что можно назвать личностью. Человек, в полном соответствии с механизмами наработки личных навыков для каждой специфики условий (на работе - одно, дома - другое, в ресторане - третье, любовная сцена - четвертое и т.п.) развивает столько различных особенностей своей личности, сколько у него по жизни бывает таких специфических условий [28].

Но, обычно, эти навыки перекрываются и взаимно дополняются бесконфликтно для психики: умение говорить с начальством и на публике используется в разговоре с друзьями и семье и т.д. Но если условия оказываются слишком специфичными, то и подличности оказываются совершенно разными, почти взаимно независимыми. В условиях алкогольного опьянения - одна мораль, одни повадки, в трезвости - совсем другой человек, и эта часть личности становится все более преобладающим, конфликтующим с остальным.

Это напрямую провоцирует явления шизофрении. Наследуемая предрасположенность и темперамент напрямую могут оказывать влияние на процесс. Если человек очень общителен, открыт, то шизофренические явления будут во многом подавляться (по крайней мере, их внешние проявления). Но человек все равно оказывается с расщепленной личностью и, чем больший стаж, тем более конфликтующим он становится потому, что его неадекватная, субъективно продуцированная часть опыта становится все больше. Она не предназначена для взаимодействия с реальностью, а предназначена для поддержания зависимого состояния. Поэтому человек все в большей степени оказывается не в ладах с реальностью, деградирует.

Рассмотрим это на примере статьи Алкогольная деградация личности:

включает в себя аффективные расстройства, психопатоподобные симптомы, этическое снижение, утрату критического отношения к злоупотреблению алкоголем и своему состоянию в целом, стойкие изменения памяти и интеллекта.
Аффективные расстройства при развитии алкогольной деградации становятся неотъемлемым свойством личности больных, отличаются чрезвычайной стойкостью, обнаруживаются не только в связи с алкогольными эксцессами, но и при длительном воздержании от алкоголя. Аффективные нарушения проявляются особой эмоциональной лабильностью, неустойчивостью настроения, подверженностью ситуационным влияниям, обидчивостью, пессимизмом с экспрессивным выражением своих чувств. Эмоциональная неустойчивость всегда сочетается с возбудимостью, поэтому аффективные вспышки сопровождаются бурными проявлениями раздражения и гнева. В большинстве случаев аффективные колебания поверхностны.

... Из-за эмоционального огрубения и снижения критики нет глубокого переживания неприятных событий, не появляется истинного чувства вины, понимания своих поступков.... Главным элементом утраты критики при алкоголизме является неспособность больных оценить тяжесть злоупотребления алкоголем.... алкогольные изменения личности более динамичны, чем это предполагали.

... В быту обращают на себя внимание утрата всех интересов, исключая утилитарные, появление косности в привычках; сужается круг представлений, мышление становится рутинным.

Фактически происходит вынужденная изоляция от социума, включая самых близких людей, - покруче, чем оказаться в секте. Не только религиозные секты, завладевающие личностью человека, отсекают его от общества, изолируют в специфическом мирке. Точно такое же воздействие оказывает увлечение любыми психоделическими практиками даже если нет явных организаторов секты по данному виду интересов, эта изоляция возникает из-за несовместимости части психики, специализирующейся в контексте данного увлечения, с социумом в виду множащихся неадекватностей и, как следствие, критических контактов с социумом, которые вызывает негативную реакцию и, соответственно, невольное избегание повтора таких негативных последствий, т.е. изоляцию.

Точно то же самое происходит при любых других доминантных зависимых состояниях, связанных с чрезмерными субъективно ориентированными увлечениями, т.е. при любых видах психоделических практик. Как быстро и насколько явно при этом формируются пагубные последствия в виде неадекватностей, шизофренических проявлений, нежелательных зависимостей, деградации личности, проблем с социумом, зависит от многих условий, но, главное - от индивидуальной системы значимости, сознательных оценок значимости, сопоставляемых с этими занятиями.

О том, какие впечатления и насколько быстро могут сломать психику чрезмерно впечатлившегося чем-то человека, можно составить мнение по следующим примерам. Осторожно, при некоторых условиях (которые могут оказаться действенны именно сейчас) любой может получить патологически значимое впечатление, а вовсе не только "слабонервный" или "с неуравновешенной психикой". Примеры приводятся только для тех, кому очень важно убедиться, что да, есть такие вещи...

Картина от которой сходят с ума Есть немало других картин, в том числе очень известных, навязчиво западавшие в душу, которые провоцировали смотрящих на безрассудные поступки. Так, картину "Иван Грозный убивает своего сына" порезал зритель, сверх меры впечатленный ее драматизмом.

Цифровые наркотики - Практически все программы, которые называются "цифровыми наркотиками", базируются на принципах "бинаурального" аудиовоздействия на мозг.

Простой способ сойти с ума   С ума очень часто сходят от самого страха сойти с ума - очень распространенный синдром. Но, пока человек жалуется: "я, кажется, схожу с ума", он еще с нами потому, что настоящие сумасшедшие не отдают себе отчета в собственном безумии.

Книги Кастанеды Многие люди серьезно повреждают психику, читая Кастанеду и, тем более, пытаясь следовать "пути воина" (например: М.Солохин).

В примерах говорилось про впечатления, возникающие при восприятии внешнего. Намного более сильными по воздействию оказываются впечатления, развивающиеся субъективно потому, что в каждый данный момент "возникают" (оказываются в фокусе внимания) наиболее значимые для человека мысли, снится то, что днем оказало самое большое впечатление или то, что давно уже доминирует среди всех других впечатлений [125], [95]. Вот тогда формируются более серьезные  последствия. Занятия психоделическими практиками, в первую очередь, как раз и направлены на продуцирование и усиление субъективных переживаний, на их забористость. В этом - главный кайф психонавтов.

С ума сходят, выиграв большие деньги, оказавшись в совершенно невероятной ситуации, от неожиданного предательства или горя, от всего того, что способно поразить воображение на время, достаточное для истощения перевозбужденных зон мозга в условиях стресса и получить необратимые органические поражения. Сходят с ума от идеи, мысли или впечатления, которые остаются доминирующими, настолько, что человек становится от этого полностью зависим, но при этом этот субъективизм никак или не соотносится с реальностью или негативно конфликтует с реальностью или сам по себе настольно ассоциирован с негативным, что блокирует поведенческие реакции, заключает человека во внутреннюю тюрьму.

От всего этого человек может сразу сломаться или сильно измениться в сторону неадекватных реакций или это произойдет исподволь, незаметно. Но далеко не только результат зависит от личной предрасположенности к сильным завладевающим впечатлениям. Это может случиться с любым.

Сообщение на форуме http://www.ufolog.ru/forum/topic_print.aspx?topic_id=2528 roman4599:

Лёг спать накануне в 10 вечера, был приболевший, температура была 38 градусов. Заснул быстро. Как потом выяснилось, следующие события произошли спустя ровно 2 часа, практически ровно в 12 ночи. Во сне видел какую-то замысловатую систему не то тоннелей, не то коридоров, причём наблюдал я её как-то со стороны. Было ощущение, что размерность
этого строения была существенно выше 3х. И сам я в этом сне был весь такой многомерный. Но вот сон закончился. Только вот, привычного пробуждения не состоялось. Под привычным пробуждением я имею ввиду, хотя бы, открытие век, потирание глаз, и т.п. Сон стал плавно сменяться реальностью. Знаете, как в монтаже кинофильмов, когда режиссёр хочет плавно переместить зрителя из одной сцены в другую и делает наплыв, растворение в кадре. Вот, примерно такой же эффект. Какое-то время элементы сна и реальности представлялись моему взору одновременно, в загадочном переплетении. Ну, например - вот оно наше кресло, а рядом с ним проходит многомерный рукав тоннеля из сна. Я тут же начал вставать с кровати, потому что я не на шутку испугался: квартира была внешне определённо моя, но почему-то какая-то чужая, как не очень удачный клон. Звуки были приглушены, ощущения от прикосновения тоже слабые. Когда я говорил, то практически не слышал себя. Мир как будто существовал от меня несколько отдельно. Я начал бегать по комнате и будить супругу. Ей это определённо не понравилось. Всё было как в замедленном кадре. Я стал хватать свои привычные вещи - ноутбук, бутылку с водой. Потом взял коробку сока и глотнул - я боялся что он окажется ненастоящим, но вроде ничего, оказался похож на ягодный морс. Потом побежал смотреться в зеркало. Мне почему-то казалось, что я очнулся в каком-то совершенно чужом мне мире, что-то из области фантастики на тему параллельных вселенных, либо вообще ещё не очнулся, а продолжал спать. Мне было очень не уютно у себя же дома. Вот такой парадокс. Эти мои перебежки по квартире длились, наверное минут 5, не больше. В течении этих 5-ти минут нереальность происходящего постепенно сходила на нет и к концу этого интервала я вроде бы почувствовал себя таки дома. Померив температуру тела я был удивлён - 35 градусов. Постель вся мокрая от пота. Стало быть я резко сбросил температуру на целых 3 градуса. Неужели это могло вызвать такие жуткие ощущения?
Для справки, сам я человек не пьющий, не наркоман и без психических расстройств, по крайней мере ничего тяжелее стресса от пребывания в большом городе не испытывал. В тот момент, мне казалось, что я просто двинулся умом. Ну, например, в течении болезни пошло осложнение на голову и я, проснувшись в один прекрасный момент просто тронулся. С тех пор я ещё не ложился спать - страшно. До утра провалялся с открытыми глазами, пытаясь найти объяснение такому эффекту.

Существует множество наследуемых особенностей, влияющих на индивидуальное формирование системы значимости, в том числе - крайние проявления, препятствующие личной адаптации [85]. Но гораздо больше вариабельности вносит личный жизненный опыт и условия его формирования. Он может приводить к полной несостоятельности человека в плане адаптивности (Блаженные), а может основываться на очень адекватно сбалансированном мировоззрении.

В статье Cвязь между психопатическим поведением и расстройством системы вознаграждения:

Психопатией (ныне – расстройством личности) называют патологическое отсутствие способности сопереживать людям и ненормальное поведение при сохранении внешне нормального вида (иллюстрация Gregory R.Samanez-Larkin/Joshua W. Buckholtz). "Опыты показали, что мозг людей с более яркими психопатическими чертами вырабатывает почти в четыре раза больше дофамина в ответ на амфетаминовую стимуляцию, – говорит ведущий автор статьи Джошуа Бакхольц (Joshua W. Buckholtz). – Подобные люди обладают настолько сильной тягой к получению удовольствия, что она перекрывает и чувство риска, и беспокойство о последствиях и возможном наказании".

Авторы опубликованной в Nature Neuroscience статьи полагают, что психопатическое поведение зависит от работы системы центров вознаграждения головного мозга. Конкретно — участков, активность которых под воздействием "гормона радости" (дофамина) вызывает у человека приятные ощущения.

 Известно, что эти центры играют важную роль в обучении и призваны выделением дополнительных доз нейромедиатора закреплять успешно полученные знания. В случае создания неверной устойчивой связи, как уже было выяснено, может возникнуть как относительно безобидная тяга к приключениям, так и "первый звоночек" асоциальности – хулиганство.

Для эксперимента привлекли добровольцев, предварительно прошедших тест на степень склонности к психопатическому поведению. В первой части опыта волонтёры, чей мозг "фотографировал" ПЭТ, получали дозу амфетамина ("спидов") – синтетического аналога кокаина, стимулирующего ЦНС и повышающего в мозге уровень дофамина. Как и в случае с кокаином, когда наркотик используется неоднократно, мозг сокращает производство дофамина и попытка прекратить употребление вещества вызывает психосоматическую ломку.

 Вторая часть эксперимента состояла в том, что участникам посулили хорошее денежное вознаграждение за выполнение несложного поручения. И в это время активность их головного мозга тоже сканировалась с помощью ПЭТ.

 В результате сравнения результатов учёные увидели одну и ту же картину: как выработка дофамина, так и активация мозговых центров удовлетворения была в несколько раз завышена у добровольцев с более яркими чертами психопатического поведения. У этих людей была гипертрофирована активность области среднего мозга, известной как прилежащее ядро (Nucleus accumbens). Ранее, кстати, эту же область связывали с зависимостью от героина и марихуаны.

Существует множество других работ, в которых показано, что не оптимальность в формировании системы значимости напрямую порождают личностные и социальные конфликты потому, что система значимость - та основа, которая определяет всю мотивацию, все оценки, любую возможность понимать и сопереживать. Понятно, что чем сильнее впечатление, тем более конкурентносопосбно все то, что с ним ассоциировано для внимания. Наиболее сильные оценки прежде всего обращают на себя внимание, определяют восприятие и поведение. И их соответствие реальности (адекватность) будет определять адекватность поведения. Во всех психоделических увлечениях продуцируются высокозначимые для данной личности впечатления, не соотносящиеся напрямую с реальностью, со всеми вытекающими последствиями. Сны - продукция наиболее сильных впечатлений за день или того, что доминирует, не гасясь за ночь. Поэтому игры со сновидениями не менее опасны, чем препараты-галлюциногены, но еще более критичны в том, что важно для человека в текущий период его жизни.

Да, есть люди, давно принимающие галлюциногены, в том числе такие как ЛСД, есть люди - алкоголики с большим стажем, есть давно увлекающиеся осознанными сновидениями, медитацией и т.п., которые утверждают, что никакого вреда им это занятие не приносит, а наоборот, они научились извлекать из него определенную пользу. Обычно окружающие замечают вполне отчетливо, что это - далеко не так, но только не сами эти люди, которые находят самые изощренные оправдания своему увлечению, вплоть до уверений в "самосовершенствовании". Только тогда, когда возникает настолько острый конфликт с реальностью, который пересиливает значимость увлечения, на него обращается внимание, но , подчас, бывает уже слишком поздно потому, что такой конфликт свидетельствует о серьезных нарушениях психики. У кого-то это происходит очень быстро, у кого-то постепенно, у некоторых - через большой промежуток времени уже после того, как они даже не думают о прежнем таком занятии. И это зависит не столько от наследуемой предрасположенности, сколько от многих обстоятельств и реакции на них личной системы значимости.

Neizvesten в обсуждение на форуме сайта Форнит:

Приветствую всех кто на этом форуме.я не хочу говорить кто я но я хочу сказать что я самая настоящая жертва осозанных сновидений.всем кто хочет практиковать или практикует это хочу сказать "НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЭТО!!!".Это опасно вы станете овощем.Я тоже считал это безопасным и попался.Вот моя история: я ещё в детстве любил веселится во снах тогда мне это давалось просто.Я хорошо проводил там время летал,играл,общался со сказочными персонажами.Всё это с возрастом прошло и я об этом благополучно забыл.Но однажды спустя долгое время со мной произошло что-то странное.Я проснулся ночью и начал испытывать какие-то странные ощущения во всём теле,а потом начал падать вниз!!Там было очень страшно всякие голоса звуки и я падаю!Я не помню что дальше было но когда я проснулся утром я был очень напуган и начал искать в интернете что со мной произошло.Так я узнал про ВТО про ОС про астрал.Я начал практиковать осознанные сновидения и ВТО,начал вести дневник сновидений.Я научился выходит в фасу прямо из бодрствования за 15 минут!я стал запоминать все сны до мельчайших подробностей,а в фазу выходил по несколько раз в день.Я очень быстро уставал был раздражительным и мне хотел только одного - фазы.Я забросил учёбу и устроился на дешевую работу грузчиком.Ел я мало и за пол года похудел на 10 кг.Сны которые я запоминал просто сводили меня с ума я начал путать настоящие воспоминания со сном сами осознанные сны постоянно мучали меня и я не высыпался.Дошло до того что в реале начались глюки.Сначала мелкие а потом серьёзней и серьёзней.Однажды я ехал в такси сонный и вдруг вижу как прямо на лобовое стекло летит мёртвая корова я закричал "Осторожно корова!!!" водитель напугался и резко затормозил а потом я не увидел никакой коровы и понял что это глюк.Никто не пострадал.Потом всё стало ещё хуже :глюки были везде и я уже не обращал на них внимания.Потом я не выдержал и пошёл к психиатру.Птом дурка,уколы которые делали меня овощем.Потом глюки прошли но сны остались.Сейчас я жру фенозипам на ночь чтобы крепче спать и забывать сны. Никому такого не пожелаю :(

Таня в обсуждение на форуме сайта Форнит:

Я хотела попросить помощи разобраться с моими ОС! Я самонепроизвольно очень часто погружаюсь в ОС и не могу из него выйти!!!!!!!! Во сне я могу моделировать ситуацию, меняться, летать, вобщем делаю что захочу, но не могу выйти по собственному желанию. Бывает даже приходится несколько раз просыпаться - это как через стены пробиваться: вроде проснулась, все нормально, а оказывается что это мне только сниться что проснулась! Потом приходится опять напрягаться и просыпаться - и так может быть несколько раз. Ощущение во сне - как будто кто-то держит меня там и не отпускает, а главное я всегда одна в ОС (чувствую себя подопотной крысой!).... много блуждала в интернете пытаясь найти ответы - как войти в ОС информации много, а как выйти, и почему это со мной происходит - НЕТ! (кстати говоря, после сна ощущение, что спать и не ложилась)
Буду очень благодарна, если кто-нибудь откликнется на мое сообщение и поможет понять - почему я без всякой тренировки и без желания каждый раз попадаю в ОС????

... Я давно знала что такое ОС, но меня это особо ни когда не волновало - знаю что такое есть и все...Это стало происходить примерно пол года назад. Сама ни когда не пыталась входить в ОС. В тот период когда это случилось в первый раз я обычно ложилась спать поздно - в три часа, а просыпалась примерно в 12 дня.... В момент просыпания все тело охватывает и прокатывается волной что-то типа легкого электричества и как-будто происходит загрузка назад в реальность. Просыпаюсь в той-же позе, в которой засыпала. В последнее время все труднее стало просыпаться и это очень напрягает. Проснусь,- если не встану и не похожу, не попью воды, то моментально погружаюсь опять в ОС, после него вообще ОЧЕНЬ трудно вставать - как-будто очень сильно устала и очень хочется спать. Ни какого сюжета во снах нет, просто какое-нибудь место (обычно помещение: комната, здание...) ОС случается со мной обычно каждую ночь примерно неделю подряд, потом несколько дней сплю нормально - с обычными снами, затем опять начинается...
Я не понимаю почему это со мной происходит, зачем, и что мне с этим делать.
Если честно, пишу это сообщение и не верю что это происходит со мной..............

На форуме http://integrity.org.ru/merlyn/site/konf/arc/482.html Borman:

Два дня не был в конфе и от той информации которую подчерпнул аж котелок чуть не лопнул.

... По поводу ОСов. Интересная деталь, в Мклубе писалось да на другом сайте чтоб себя озонавать во сне надо приучить себя сомневаться в реальности,т.е. осознавать себя в оеале чтоб потом осознавать себя во сне. Не знаю вы сами то хоть пробывали это делать? Ну это вообщем и не важно. Вот что у меня получилось.

Сильно уставал, было много проблем, и соответсвенно засыпал,т.е. отрубался мгновенно. Так вот снится мне сон, я по рпивычке себя в нем пытаюсь осознать понимаю что это сон и как-то так тяжело становится, не даю себе проснутся и в самом ОСе как-то тяжело себя чувствую.

Вот и говорю себя В... имей совесть завтра на работу тебе этот ОС очень нужен да, спи да отдыхай. И начинался обычный сон. Но самое интересное что осознаешь себя во сне часто, и сон получается дробный + к этому всему память сыграла со мной злую шутку, то что происходило в ОСах я стал путать с происходящим в Реале и на оборот. Вспоминю чего нибудь и думаю "а, это был сон", а вот нет это была реальность. Так что цена за такую методику вхождения в ОС тоже не маленькая. Я конечено с крышей разобрался, но первое время меня это вводило в замешательство. Круто не правда ли? Вы там когда методики описываите предупреждайте о тех последствиях которые могут происходить. А то не полноценного ОСа, ни сна тебе нормального + крыша барахлит. Вот.

Nikolay:

Когда мне удалось довести частоту ОС до 4-5 в неделю, у меня стало больше времени уходить на обычный сон. Так сказать после снов требовалось еще и высыпаться... Угу ... Вообщем ты прав ... Крышу она (практика) сносит на раз.

В статье "школы магии" http://www.spiralnix.ru/Literature/Answ_2.html  Юрий Звездный:

Часто учащиеся, находящиеся как говориться "в здравом уме и трезвой памяти", могут увидеть, как энергия антимира буквально вторгается в пространство будничной жизни в виде вихревого потока чужеродной энергии, или проявляется посредством миров отражения или при посредстве особых проекций - нексионов антимира. К этому следует отнестись спокойно. По моему мнению, общение с антимирами лучше осуществлять именно в бодрствующем состоянии, но находясь в теле сновидения. Человек, потерявший себя во сне по причине излишней эмоциональности, при столкновении и длительном контакте с антимирами, становится сумасшедшим. Такой человек - как сквозной канал, опустошен изнутри, снаружи остается без видимых изменений. Потерявший душу во сне человек, энергия осознания которого стала пищей для антимиров, свято уверен в том, что всё что он видит и чувствует, является его теперешней объективной реальностью. Некоторые из таких людей находятся в психиатрических клиниках.

В статье  Побочный эффект  Владимир Ковальзон , доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН:

«Осознанные сны - это очень тонкие методики, находящиеся на грани между нормой и патологией. В этом случае человек постоянно контролирует свои сны и управляет ими. Специалисты - неврологи и психиатры - выступают категорически против применения методов люцидных сновидений в широкой практике и их популяризации, это очень опасно. У людей с неустойчивой психикой - а таких очень много среди населения - практики осознанных снов могут спровоцировать шизофрению. Однако Стивен Лаберж ничего не говорит о побочных последствиях осознанных сновидений вообще. Он рекламирует этот метод в качестве способа исполнения каких-либо невыполнимых в реальности желаний, реализации во сне эротических фантазий, путешествий в сказочные волшебные места. С другой стороны, это очень хороший лечебный метод. Его широко применяют в России, в США для борьбы с кошмарными сновидениями у выживших после автокатастроф, у ветеранов войн, жертв терактов. Методика работает эффективно, но применять ее должны только специалисты».

В обсуждении на форуме http://opp.kz/forum/index.php?topic=10485.0 Eric_Kartman:

Ну мне не грозит сойти с ума... Это случилось намного раньше.Я раньше смотрел библейские мультики.Они сорвали мне крышу и я отправился в психиатрическую больницу...там меня научили играть вне правил.Главврач обьяснил ,что я особенный посланник господа нашего.И правила для меня не существуют. (глав врач это мой сосед по палате)
Библия сильно влияет на сон,может в ней и есть проклятие семи подземелей на берегу лазурного озера.

Другие откровения можно прочесть внизу по ссылкам Дополнительно.

 

19-21 марта (дата публикации этой статьи :) в Европе отмечают  Международный День Сна:

Это не очередной Хеллоуин, а очень солидный праздник, который уже около 10 лет проводится в таких странах, как Греция, Австрия, Швеция, Бельгия, Чехия, Франция, Германия в рамках Всемирного Проекта по Проблемам Сна и Здоровья.

... Людям свойственно недооценивать негативное влияние плохого сна и не воспринимать расстройства сна как болезнь, несущую серьезные физические и психические последствия. Заболевания, связанные с нарушением сна – самые распространенные, или страдают около 50% взрослого населения Земли. На сегодняшний день насчитывают 90 расстройств сна: проблемы засыпания, поддержания сна и адекватного уровня бодрствования, сонливости в течение дня, это и расстройства дыхания и движения во сне. К тому же, патология сна усиливает негативные эффекты других хронических заболеваний, ослабляет организм человека и подрывают нервную систему.

Нарушение цикла "сон-бодрствование" создают огромные социальные и экономические проблемы.

В течение 2001 году консультации в Сомнологическом центре МЗРФ получили около 1000 человек, 60% из которых жаловались на бессонницу, а у 40% наблюдалось нарушение дыхания или движений во сне, странные формы сновидений, снохождение и эпилепсия.

Кое что о симптоматике сноподобных патологических состояний.

Делириозное состояние:

Это состояние представляет собой галлюцинаторное или иллюзорно-галлюцинаторное расстройство сознания, сочетающееся с возбуждением. Оно характеризуется наличием ярких зрительных галлюцинаций и иллюзий. Слуховые галлюцинации встречаются значительно реже. Больные переживают целые сцены, чаще устрашающего содержания, имеется ложная ориентировка в месте и во времени. В переживаемых сценах больные обычно принимают активное участие. Их поведение обусловлено содержанием галлюцинаций. Делириозное состояние продолжается в среднем от нескольких часов до нескольких дней; к вечеру оно обычно усиливается. По окончании делирия больной может рассказать о своих болезненных переживаниях. Расстройство сознания делириозного типа наблюдается при инфекциях, травмах, интоксикациях.

Онейроидное состояние:

грезеподобное, сновидное помрачение сознания с нарушениями ориентировки и самосознания, с фантастическими переживаниями и видениями, складывающимися в определенный сюжет и образующий единое целое (космические полеты, приключения и др.), активным участником которого больной себя чувствует.

На первых этапах развития онейроида отмечаются нарушения сна, затем появляется бред инсценировки: больному кажется, что все вокруг него специально подстроено и именно для него разыгрываются сцены. В это время у больного появляется двойная ориентировка: он одновременно находится в реальном и фантастическом мире, отчасти понимая это. Далее начинает нарастать фантастическая бредовая симптоматика, и появляется ложное осознание исключительности собственной личности и миссии.

Больной переживает красочные фантазии: посещает другие миры, может быть в раю или аду, является освободителем всего человечества, управляет движением планет и др., но его поведение не соответствует переживаниям: он находится отрешенным от окружающей обстановки в ступорообразном или субступорообразном состоянии, с открытыми глазами и устремленным вдаль неподвижным взглядом (глаза могут быть и закрыты); безмолвен или бессмысленно патетически возбужден, мимика застывшая, напряженная или восторженная. Иногда имеет место восковая гибкость, а некоторые больные могут и ходить с «очарованной улыбкой».

Главными признаками онейроида являются отрешенность от внешнего мира, фантастические бредовые переживания, двойная ориентировка, исключительность собственной личности и несоответствие переживаний н поведения больного.

Для психонавтов такие состояния - не патология, а желаемое развлечение: именно то, чего они стремятся достичь.

Стоит быть очень осторожным со всяким, кто запоем расписывает чудеса и пользу таких состояний под различными отвлекающими названиями вроде "осознанные сновидения", "ребёфинг" и т.п., но досадливо морщится при вопросе о возможном вреде. Предположим, какой-то торговец шоколадом излагает в таком стиле про всем хорошо известный шоколад: только польза, только чудесный вкус и машет руками о любом упоминании о возможным последствий (кофеин, аллергия, избыток углеводов). Это - не честно: человек имеет право хорошо представлять себе сколько, когда и как он может себе это позволить или ему стоит поостеречься. Но апологеты на этом зарабатывают деньги за счет лохов, а это не совместимо с "чеcтностью".

В полном соответствии с пониманием воздействия идеи-фикс, мошенники и фанаты доводов против идеи не замечают, придумывают оправдания, чтобы создать видимость своей правоты, главный довод: "ну вот я и многие мои знакомые практикуют мы в полном порядке!!", но какой же псих признается, что он псих? Он этого не способен сам увидеть (клинический опыт): настоящие сумасшедшие не отдают себе отчета в собственном безумии.

 

Очень краткое резюме, уместное только в случае понимания механизмов явления:

Оторвался от реальности? Можешь уже и не вернуться так просто. Это не значит, что фантазировать, мечтать вредно. Это значит, что пока ты владеешь идеей, а не она тобой, то - все в порядке.

Рецепт обеспечения адекватности и избегания зависимостей: быть как можно ближе к реальности, твердо стоять на земле, а не летать в мечтах только силой своего воображения, а не реально достижимой возможности (если только само фантазирование - не ваш профессиональный хлеб или не ваше увлечение, которое вам вполне подвластно).

Важное субъективное предположение необходимо как можно раньше проверять: оправдывается ли оно на деле именно в отношении тебя, а если это не возможно, то не придавать таким идеям большого значения и, в любом случае, не полюбить ее. Это касается даже далеких физических теорий потому, что просто размышления - это далеко не практическая реализация, и пока ты не убедишься сам в чем-то в реальности, это остается не более, чем сведением или предположением, но не личным знанием. Хотя измышление гипотез требует куда как более отточенной и подвластной фантазии - творчества.

Но это - уже проход темы по второму кругу :) что, впрочем, точно было бы очень полезным: есть о чем подумать и вдумчиво сопоставить с личным опытом или подумать как такой опыт приобрести.

Насколько увлечение сопоставимо и практически сопоставляется с реальностью - и есть та мера, та граница разумного, которую очень стоит учитывать :)

 

Дополнительно:

·       Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры

·       Психоделия

·       Холотропное дыхание

·       Осознанные сновидения

·       Случаи из практики осознанных сновидений

·       Осознанные сновидения. Встреча с кошмаром

·       Осознанные сновидения – опасная встреча

·       Подводные рифы практики осознанного сновидения

·       Идея-фикс

·       Эвристика

·       О философии

·       Мистические и религиозные теории

·       Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями

·       Вера и сумаcшествие



Обсуждение Сообщений: 15. Последнее - 29.10.2010г. 19:02:19


Дата публикации: 2010-03-19

Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 1
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на статью

Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:11
Всего:2589431864

Авторские права сайта Fornit