Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках

Относится к   «Авантюристы и обманщики»

Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках

Слово "Мошенник" - древнерусское. По Далю: Мошонник, мошенник, стар. работающий мошны, кожаные кошели, чересы и кошки.... По Ушакову: человек, обманывающий других из корыстных целей. В большой статье википедии: Мошенничество: Мошенничество — в самом широком смысле, это обман или злоупотребление доверием с целью завладения чужим имуществом либо правом на чужое имущество (собственность или деньги). - т.е. вне зависимости от осознания своей корыстности самим мошенником.

Определим слова "мошенник", "мошенничество" в контексте этого сайта (как мировоззренческого ресурса). Как и любое корректное определение, эти слова приобретут такой смысл в рамках данного сайта. Этот смысл окажется результатом обоснований и сопоставлений, описывающих социальное явление "мошенничество", - когда громко и заманчиво заявленные обещания оказываются фактически не выполненными в той или иной части после оплаты. Речь идет о нанесении ущерба людям неподтверждаемыми посулами. Т.е. мошенник - частный случай обманщика. Обман же - естественное социальное явление, присущее любому человеку. В день каждый совершает акт осознанного или неосознанного обмана в среднем около 50 раз, что было доказано исследованиями со скрытыми микрофонами, а, учитывая обман несловестный (жестами, мимикой и т.п.) - еще больше.
На данном сайте слово мошенник используется только в определенном выше смысле, а не как ругательство с целью оскорбить. Мошенник - термин, обозначающий определенный вид социальной активности.
Тем, кто испытывает обиду при использовании этого слова, следует четко различать то, что произносится с целью оскорбить и то, что характеризует социальное явление. Так, слово "негр" при использовании в качестве оскорбления в США грозит судебным преследованием, а то же слово в контексте описания расы - нет, например, (несуществующая) статья: "Негры - как раса высокоинтеллектуальных гоминидов". Те, кто этого не различают, склонны бы точно так же запретить в Америке к употреблению слово "женщина" - как оскорбительный намек на половую принадлежность, и узаконить лишь "вагиноамериканец". Это - абсурд. И запретить так нужно бы вообще все слова потому, что любое можно использовать как оскорбление.
Обращу особое внимание на то, что определение "мошенник" на данном сайте не имеет отношения с созвучному термину юриспруденции потому, что не подразумевает качество обвинения, но подразумевает необходимость уберечься от ущерба. Поэтому, даже если человек сулит что-то за деньги, искренне веря в верность своих посулов, то он, в контексте данного сайта - мошенник, которого следует остерегаться и сведения о котором следует распространять, выполняя гражданский долг.
Мошенничество - древняя находка эволюции: Специалисты из университета Райса (Rice University) и медицинского колледжа Бейлора (BMC) на опыте продемонстрировали, как эгоизм и мошенничество отдельных особей автоматически регулируются в ходе эволюции колонии амёб. Подобный принцип регуляции происходит в любом социуме, в том числе и у людей.

Коротко - на особенностях использования этого слова. Его смысл - всегда - контекстнозависим. Так, никому не придет в голову считать его оскорблением в словарях, энциклопедиях (в которых даже приводятся примеры конкретных людей-мошенников) ну, а если придет, то это - проблема того, кто решил подменить понимание своим измышлением. При этом само слово несет, безусловно, негативный оттенок в виду негативной роли этой социальной активности.
На сайте Форнит во многих местах напоминается о декларированном контексте, в котором используется это слово (в словаре определений, который подчеркивает это слово во всех статьях автоматически с возможностью посмотреть значение, и в специальной мировоззренческой статье Об авантюристах, фальсификаторах и мошенниках).
Но, учитывая то, что делаются попытки утверждать о его применении именно как оскорблении, в материалах сайта слово мошенник будет заменяться уникальным термином, смысл которого определяется только на этом сайте: "фраудатор" (от латинского fraudatio).
Это не лишает термин негативного смысла, и утверждения о том, что деятельность конкретного человека соответствует этому определению не становятся менее негативными, т.к. говорится о нанесении вреда, но такие публичные утверждения, в случае их определенной обоснованности, - право, декларированное Конституцией для СМИ и частных лиц. Такое утверждение - не есть прерогатива только суда потому, что это определение включает конкретные признаки, которые могут быть фактически очевидными и до суда, но в отличие от решения суда, не является законно доказанным фактом, а является лишь - частным мнением, которым человек, СМИ имеет право поделиться с другими (обвинение - это еще не правовое доказательство вины).

В любом случае необходимо различать, что именно побуждало использовать человека это слово в конкретном тексте. Возможны три варианта:
1. Очевидно, что человек использовал это слово - как краткое обозначение социальной роли, а не с целью оклеветать или унизить, приведя те доводы, которые, по его мнению, достаточно определенно указывают на такую роль или призваны обратить внимание на такую возможность (предупредительное мнение).
2. По данному тексту затруднительно сказать определенно о намерениях высказавшего мнение и требуются дополнительные уточнения.
3. Очевидно, что человек использовал это слово именно с целью оклеветать или унизить, - об этом говорит общий эпатажный контекст и отсутствие каких-либо обоснований своего мнения.
Личный мотив - самое важное из всех обстоятельств, которые нужно иметь в виду.

Примечание: Если о человеке сообщаются факты о том, что он предлагает что-то за деньги, но не дает это, то по общепризнанному определению это - мошенничество. Хотя это и не доказано судом и вообще может не дойти до суда, но если реально такие факты становятся кому-то известными, то нужно учитывать, что существует не только понятие "гражданский долг", обязывающее человека предупредить о вреде, но существует еще и личная мотивация гуманистического или другого характера, - не как долг, а как личное побуждение, которое и поддерживается 29-й статьей Конституции. Для мошенника такое сообщение всегда будет выглядеть оскорбительно, а для его потенциальных жертв - информационно: по тому, насколько для них обоснованны приводимые факты в сообщении, они судят о своем возможном риске.
В рекламе сектоподобных семинаров никогда не допускается то, что может вызвать сомнение, осторожность, осмотрительность, и уже это - часть обмана. Сообщение типа: "Я думаю, что этот человек - мошенник вот почему (и доводы)" - информационные предостережения, а не ярлык. Поэтому если мошенник призывает за такое сообщение к ответу в рамках закона, то он должен показать: почему он считает, что была попытка только его опорочить.

В качестве иллюстрации предлагается фильм чтобы наглядно прочувствовать то, что такое секта в современном обществе (в фильме "психокульт" - в наиболее изощренном и типичном антураже): Теория лжи (Обмани меня).

В статье не будет говориться о тех, чья психика нарушена из-за серьезных органических поражений мозга, влияния сильнодействующих психомодулирующих веществ или переживаний, которые повлекли очевидные нарушения адекватности восприятия и поведения. Речь идет только о "нормальных" людях с ничем не нарушенной естественной функциональностью психических процессов.
И для таких берусь утверждать, что "плохих" людей не бывает, что каждый совершенно точно уверен, что в глубине он "хороший" человек, а совершать некоторые "нехорошие" для других поступки или просто "нехорошо" думать их принуждают обстоятельства или сами эти люди. Люди всегда имеют оправдания любым своим поступкам, без чего невозможно нормальное функционирование их психики. Это так потому, что все поступки, любая мотивация основывается на системе ценности личности, развиваемой с жизненным опытом, системе оценки, что есть для этой личности хорошо, а что - плохо. Только за счет такой оценки становится возможным закреплять "верное" поведение и избегать "не верного", и поэтому принципиально невозможно адаптивное поведение, если оно не основывается на предшествующией позитивной (относительно представлений данной личности) мотивации. (подробно об этом смотрите в статье О системной нейрофизиологии).
Каким бы опасным, вредным для окружающих ни был данный человек, он оправдывает себя и действительно оказывается искренне зависим от такого стиля поведения. Совершенно верно высказывание, что понять человека - значит простить. Если удастся доверительно поговорить с любым "подлым и бесчеловечным негодяем", то окажется, что у него действительно есть причины быть именно таким на данный момент. Таким его сделали условия, в которых развивался его жизненный опыт. Исходя из его организации, потенциальных возможностей психики и тела, эти условия привели именно к такому результату приспособления к реалиям действительности.
Поэтому никто не может быть судьей любому другому человеку, хотя вовсе не обязан терпеть от него и потакать его неприятным особенностям. И слово "мошенники" на сайте Fornit используется не в юридическом смысле, а как термин, определяющий предмет исследования явления в обществе. Этот термин должен быть соответственно корректно определен и выделены свойства, адекватные действительности в границах использования этой абстракции.
В самом общем плане мошенник - тот, кто предлагает обществу ложную ценность взамен совершенно реальной. Ложную в том смысле, что она не обладает декларируемыми свойствами и возможностями в самой их основной части.
Мошенничество - способ паразитирования за счет обманного присвоения реального общественного продукта взамен иллюзорного, с использованием доверчивости отдельных членов общества, их веры, внушения, убеждения или любых других способов.
На сайте есть психологический тест, результаты которого показывают: существует очень немалое количество доверчивых людей, склонных верить на слово:

К настоящему моменту психологический тест был пройден 82015 раз.
Если отсеять небрежные и слишком неискренние результаты, и принимать во внимание только совершенно уверенные значения параметров, то из оставшихся 926 составляется следующая картина .
Распределение качеств по мистикам и реалистам :
 Мистики (15 чел.)Реалисты (841 чел.)
Обманщики4 (26.7%)820 (97.5%)
Глупые1 (6.7%)0 (0%)
Наивные3 (20%)0 (0%)
Категоричные5 (33.3%)1 (0.1%)
Опытные3 (20%)2 (0.2%)
Конструктивные0 (0%)13 (1.5%)
Умные0 (0%)4 (0.5%)

Высокий уровень социальной адекватности ("умный") - как совокупность таких качеств как "конструктивное мышление", "рациональный жизненный опыт" и "Адекватность представлений", - распределение между мужчинами и женщинами :
Мужчины1 из 41 (2.4%)
Женщины0 из 885 (0%)
Видно, что значительно чаще обманщиками являются не искренне верящие люди (мистики), а реалисты, использующие свое преимущество в искушенности (не наивные) и уме.

Общество защищается от мошенников как с помощью государственных процедур так и в индивидуальном порядке, с помощью собственных средств и возможностей. Реализуя право на свободу выражения своего мнения, информация о способах мошенничества и конкретных мошенниках, может распространяться как средствами массовой информации, так и личными контактами. Таким образом, каждый человек получает ту или иную возможность судить о ситуации и строить свое отношение к ней и к тем людям, которые предлагают некую ценность. Эти предлагаемые ценности могут быть самого разного характера: информация, реальные продукты, услуги, как товар или элементы психологического влияния (высказанные теории, проповеди, наставления).
Для тематики данного сайта из всего этого имеет значение все то, что, используя некие теоретические обоснования, реализуют их в виде предлагаемых ценностей. Обоснования ценностям могут являться (и, как правило являются) "научные" или религиозные теории (не гипотезы, предположения, фантазии, а то, что выдается именно за достоверные и проверенные теории).
Большое количество реальных случаев, рассмотренных в материалах этого сайта и найденных в материалах других сайтов, позволяют выделить наиболее характерные признаки таких теорий. Вот они.

1. Теория выдается за истину, доказанную и несомненную, независимо от того, насколько она распространена и принята в мире. Теория - это то, что для человека или группы людей является достаточно убедительным и несомненным. То же самое для не разделяющих это мнение людей это является гипотезой, т.е. тем, что подлежит проверке реальностью и не годится пока для уверенного использования.
2. Мошеннические теории, как правило, революционно противоречат самым основным, общепринятым научным представлениям, т.е. среди наиболее выдающихся представителей (носителей) науки. Они, как правило, охватывают глобальные предметные области и берутся за описание всего на свете. В науке нет подобных теорий. Каждая их них очень четко ограничена своей предметной областью.
3. Как правило, мошенническая теория не имеет строгого и непогрешимого (для описываемой ей абстракции) обоснования и, соотвественно, не имеет определения границ своего использования. Если и есть обширный "теоретический" текст, то он использует виртуальные шаблоны понятий или попросту не строго определенные понятия.
4. Обычно мошеннические теории пестрят наукообразными терминами и словосочетаниями, которые не имеют реального, определенного смысла и не являются принятыми в науке. Это делается с единственной целью: придать "научный" вид тексту, использовать авторитет науки в расчете купить доверчивость тех, кто не в силах понять суть сказанного. К сожалению, распознать такое могут только те, кто достаточно хорошо разбирается в смежных предметах. Ни в какой действительно научной работе не используется подобная терминология, а если вводится новое понятие, то на это обращается внимание и это понятие строго описывается (определяется).
5. Как правило, все приводимые доказательства и эксперименты не имеют достаточно точно описанной методики их воспроизведения, данные бывают намеренно или неосознанно фальсифицированы и не воспроизводятся у других исследователей.

Перечисленное является достаточными признаками того, что "теория" не может использоваться в реальной практике (Более полный перечень признаков, используемых для тестирования веса ненаучности теории, метода, средства можно посмотреть в практическом тесте: Определение веса ненаучности).

Рекомендую очень познавательную статью с обобщением методологии псевдо-наук: Методология лженаук. Несмотря на некоторую расплывчатость определений и выводов, их спорность, текст очень хорошо иллюстрирует явление и полезен в фактическом и обобщающем аспекте.

Итак, хотя никто не может быть судьей любому другому человеку, но никто вовсе не обязан терпеть мошенников и потакать им. Разрубить этот узел противоречия "намерения хорошие (с точки зрения оправдывающего их), но приносят вред" так просто невозможно: вернуть мошенника в общество, сделать его социальным - значит суметь самым естественным образом изменить его систему оценки и, соответственно, жизненный опыт. Это требует, чаще всего полного изменения его окружения, чтобы его прежний опыт почти ни с чем, приводящим к мошенническому поведению, не коррелировал более. Это, что называется, дать возможность начать жизнь заново в новых условиях.
Поэтому общество почти всегда оказывается неспособно гуманно противодействовать авантюристам и мошенникам, которые стараются паразитировать на этом обществе.
Ситуация усугубляется тем, что в очень многих случаях уверенность в том, что он прав, что именно он знает как людям нужно жить, что он несет добро, а его не понимают, что только он "правильный", а другие - заблуждающаяся масса, заставляют мошенников и авантюристов быть очень уверенными (до фанатичной преданности своим идеям) и активно бороться за претворение их. История не забудет примеры Гитлера и Ленина и таких фанатично оправдывающих себя - огромное количество, в чем-то уже реализовавших свои намерения или только добивающихся такой реализации.
На сайте Fornit есть коллекция авантюристов и обманщиков, которая представляет собой мое мнение в отношении тех людей, которые не просто публикуют свои необоснованные работы, выдавая их за непререкаемую истину, призванную осчастливить человечество (такие помещены в другую коллекцию: Мессии, провидцы и чудо-ученые сайта Fornit), но, используя доверчивость людей, предлагают за деньги те или иные услуги, лечение, обучение, влияние и т.п. основой которого является продвигаемая "теория". В этой коллекции есть те, кто совершенно осознанно обманывает, понимая, что предлагает не то, что могут получить люди на самом деле. И есть те, кто обманывает, добросовестно заблуждаясь сам. Но, как уже говорилось, любой мошенник искренне так или иначе оправдывает себя, поэтому нет таких крайних случаев, когда это - или совершенно сознательный или абсолютно невинный мошенник. Дело, конечно, не в названии и не в том, насколько обидно так быть названным, а в том, какой реальный вред наносится людям сразу и в аспекте мировоззренческом, непосредственно обманывая ожидания. Даже в том случае, когда человек оказывается доволен оказываемыми услугами (эффект плацебо, эффект случайно миновавшей проблемы, вера, не позволяющая усомниться в даре и т.п.), то это нисколько не уменьшает общий наносимый вред как людям так и культуре.
Но, насколько бы ни осознавались обманные действия, не в них суть. Человек, который их совершает, всегда уверен в своей правоте, оправдывает свои действия и готов активно отстаивать свои убеждения.
К сожалению, всех сразу, оптом невозможно как-то урезонить, повлиять на эти их убеждения. Это - задача общей культуры, в среде которой развивается индивид и, надо отметить, что все в большей степени средства коммуникации сближают людей и их представления, в том числе и общие для культуры системы значимости-ценности, называемые этикой и моралью. Но люди слишком различны, и условия их жизни слишком различны. Можно только постепенно все более уточнять общие представления культуры, делать их все более убедительными для всех, а это возможно только на реальных примерах, реальных событиях.
Теперь весь мир знает, что такое фашизм, коммунизм, терроризм и отношение к этому у большинства выработалось вполне однозначное. С этим невозможно не считаться и не возможно игнорировать. Такова сила общих представлений в культуре. Нельзя безнаказанно (для себя или окружающих) пренебрегать культурой, позволяющей людям понимать друг друга и строить взаимно приемлемые отношения. И если есть определенные правила, регламентирующие внедрение нового, в частности новых методов лечения и предварительного тестирования методов и средств лечения, то им нужно следовать, не пытаясь резко и непримиримо противопоставить свои убеждения.
Как правило, и чудо-ученые и чудо-мошенники имеют представления и намерения в отношении общества, резко отличающиеся от общепринятых. Они себя считают революционерами. Но любое насильственное изменение общих представлений неминуемо дестабилизирует общество, разобщая его членов, уже не способных понимать друг друга так, как они привыкли и научились это делать. Как революция коммунистов принесла неисчислимые беды, основанные на взаимном непонимании, так и обратная ей революция неизбежно принесла беды, основанные на том же разобщении. И революционеры должны понимать это, обуздывая свою мотивацию резко изменить общество. Но реально они не сознают этого и оказываются в конфликте с обществом рано или поздно, если их действия становятся достаточно массовыми.
Пребывая в чужом монастыре не стоит пытаться протащить свой устав, а культура народа - большой монастырь со своими сложившимися понятиями, подавляющая часть которых не формализована в виде законов.

Бытуют представления, что именно революционеры движут прогресс. Но на самом деле, они его тормозят и вот почему. Если рассматривать две крайности: полная социальная пассивность общества и революция, то если первая просто оставляет общество быть как есть без изменения со всеми его проблемами, не способным предотвратить новые беды, то второе непосредственно приносит беды и вред всем тем, кто не может (по тем или иным причинам) вот так сразу принять это новое. Это самое первое, что делает революция. Затем она уничтожает сложившиеся традиции в культуре, которые обеспечивали взаимопонимание людей и навязывает искусственно взращенными в чьих-то головах идеи. Но ничье порождение ума не в состоянии охватить все разнообразие бытия и начинаются конфликты. Несогласные терроризируются вплоть до физического уничтожения. Морали более нет потому, что старая уничтожена, а новая - слишком искусственна и не применима для всех. Люди не способны понимать и принимать друг друга буквально во всем и оказываются разрозненными. Обществу приходится переболеть этим, заново приспосабливаясь к новым условиям и вырабатывая общепринятые нормы новой культуры.
Революционные эксперименты в нашей стране показали это все с предельной наглядностью. Те, кто не вписался в революцию, были уничтожены (а большинство наиболее прогрессивных и умных людей имели свои представлении о путях развития общества). Все связи между людьми и социальными образованиями были нарушены (не только производство, торговля, образование и т.п., но даже государственные структуры правопорядка). Люди стали каждый за себя, даже находясь в навязанной зомбирующей культуре "коммунистических отношений". Развитие наиболее сложного в науке и технике стало возможно только в условиях спец-обеспечения и спец-надзора. Наука и технологии во всех, кроме элитных направлений, оказалась позади науки мира, особенно это заметно было на примере развития электронной техники и механики, что заставило следовать пути воровства технологий. Революция отбросила страну далеко назад от пути прогресса.
Любые крайности дестабилизируют, приносят вред по отношению к оптимуму. А революция, являясь навязчивой идеей одиночек, всегда противопоставляется существующему не как путь развития существующего, а как уничтожающая замена уже естественно оптимизированного тем, что искусственно несовершенно в силу невозможности охвата всех учитываемых явлений. Предельные случаи революционных идей всегда находятся в психиатрических клиниках.

Поэтому те, кто намерен продвигать свои идеи в общество, должны быть очень тщательны, по меньшей мере, в том, чтобы эти идеи оказались не ложными и строго обоснованными, что возможно только примеркой их практически к тем или иным сторонам реальности. Но даже если они пройдут проверку реальностью, должны быть достаточно осторожны с их внедрением в культуру. Все это - очень непросто, и выполнение этих требований подчас невозможно для большинства творцов-одиночек, но это - се ля ви нашего времени с пока еще ограниченной взаимной коммуникабельностью, не позволяющей моментально проникаться сутью и важностью чужих идей.
Те же, кто не желает принимать эту реальность, считаться с существующей культурой взаимоотношений, оказывается в той или иной степени вне этой культуры, но, даже не задумывается об этом, определенными способами завладевают верой части общества, тем более раскалывают это общество и их вред не поддается исчислению.

Дополнительно смотрите:
  • Сон разума
  • Авнтюристы и обманщики
  • Мистика и социальная активность
  • Риторика - использование риторики с целью убеждения
  • Победа альтруизма на молекулярном уровне - Специалисты из университета Райса (Rice University) и медицинского колледжа Бейлора (BMC) на опыте продемонстрировали, как эгоизм и мошенничество отдельных особей автоматически регулируются в ходе эволюции колонии амёб: наличие мошенников неизбежно порождает устойчивые мутации, направленные против них.
  • Мистика и наука
  • Познание
  • Фильм Теория лжи (Обмани меня)


    Обсуждение Сообщений: 3. Последнее - 15.10.2012г. 13:18:43


    Последнее редактирование: 2022-01-07

    Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 2
    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

    Обнаружен организм с крупнейшим геномом
    Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
    Тематическая статья: Тема осмысления

    Рецензия: Рецензия на статью

    Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности
     посетителейзаходов
    сегодня:00
    вчера:00
    Всего:2083626328

    Авторские права сайта Fornit