nan: сознание... происхождение слова не вполне определено. На этом спекулируют те, кто пытается чисто каббалически соотнести созвучность слова с его значением. |
Действительно, со-знание толкуется как персональная совокупность знаний и совместное с окружающими знание. Весьма вероятно, что это слово было выдумано не стихийно, не народом, который без него обходился("быть в беспамятном состоянии", "в здравом уме и твёрдой памяти"), а каким-то русским учёным или переводчиком, который вложил в него своё понимание. А как бы назвали сознание Вы?
филосОф: «если начнёте толковать о "мышлении" таракана или "сознании" инфузории, вас просто перестанут воспринимать всерьёз...» nan: «а если я начну толковать о мышлении, сознании и соотвествующих психических проявлениях у высших животных? » |
Если бы у животных не было зачатков высших
психических проявлений, то у человека им просто неоткуда было бы взяться. Но Вы должны, чтобы не выглядеть голословным, определить границу — если таковой общепринятой не существует, то хотя бы для себя, — которая разделяет человека и самую продвинутую обезьяну и аргументировать, обосновать это разделение, чтобы, повторяю, не выглядеть голословным. В статье Вы пишете о возрасте полутора-двух лет, и применительно к Вашему пониманию сущности сознания это выглядит убедительным. А применительно к моему — нет, потому что первое настоящее осознание относится у меня к 5-и годам и 3-м месяцам — это была очень неутешительная оценка моей роли и места в
жизни (
nan: «что сознание начинается с осознания Я, — это поверхностное понимание»).
nan: «В. А. Вейник... вот на кого бы лучше не ссылаться» |
Лучше бы по существу ответили.
Позволю себе напомнить замечание Ленина о том, что от идеализма Гегеля пользы много, а от безграмотного материализма — только вред. Я же хотел лишь привлечь внимание к проблеме (если таковая вообще существует) инициации процессов. И что же, интересно, Вы усмотрели нематериалистичного в мнении А. И. Вейника?
у сознания есть совершенно четкая задача, которая описана в статье данного обсуждения. Вы, похоже, прочесть не заморачивались |
Спасибо, что ткнули носом — я просто не знал, что ветка является обсуждением статьи.
Статья "Сущность сознания" является блестящим подтверждением
гипотезы В. М. Аллахвердова (его доклад, правда, по другой теме, "Сознание как путь к осознанию"
http://www.psy.msu.ru/science/seminars/genpsy/allahverdov/index.html ) о том, что главная функция сознания — подтверждение собственных
гипотез. Аллахвердов, конечно, эпатажник, но в данном случае...
И в самом деле, зачем заморачиваться изучением проблематики сознания и чтением бредней своих предшественников? Всё просто: сел, задумался да и выдал на-гора
теорию, ну а найти ей подтверждение — дело техники... и сознания
Не признАет научное сообщество? Тем хуже для него! (Но: «вам очень стоит поизучать уже изученное» —
nan)
Итак, по-Вашему, главная функция (сущность) сознания — выделение наиболее нового и
значимого для отработки реакции до автоматизма в постоянной необходимости корректировать свое поведение в
жизненной активности: «Сознание — качество, которое начинает себя узнаваемо проявлять с некоторого уровня последовательного развития все более усложняющихся систем распознавания внешнего и внутреннего восприятия в процессе взаимодействия с действительностью. У детей оно начинает проявляется примерно с года-полутора <...> Высшие животные и люди в их числе постоянно корректируют свое поведение, согласуя их с меняющимися условиями». Поскольку наиболее продвинутые обезьяны достигают развития ребёнка лет трёх, то, выходит, эти обезьяны обладают полноценным сознанием? (Напомню, полноценным сознанием как уровнем умственного развития, по принятой в официальной науке установке, обладает нормальный взрослый человек, который способен понять что-то такое, что дошкольнику недоступно — скажем, что такое алгебраическая формула.)
Другой вопрос: «выделение нового для корректировки поведения», «специальные распознаватели новизны и
значимости, механизмы перевода и фокусировки внимания на самое важное и новое и усложнение механизмов мотивации мотивации», «главный момент — связывание воспринимаемого с индивидуальной оценкой» — всё это компоненты сознания или что-то ведущее к его появлению? (А появляются они на каком этапе эволюции? — сразу после насекомых?) Почему читатель должен гадать насчёт «связывания воспринимаемого с индивидуальной оценкой» и размещения воспринимаемого в собственной системе представлений?
А это: «четкое распознавание образа, даже просто наличия зеленого цвета, сопровождается и распознаванием ситуации... Такое понимание ассоциировано со всем тем, с чем было ранее связано личным опытом...» По-Вашему, это и есть "понимание"? Другими словами, сознание (в Вашей трактовке, а не «поверхностное понимание», что, мол, «сознание начинается с осознания Я») начало плавно возникать где-то на уровне развития рыб? Нет? а когда?
nan, Вы вправе со мной не согласиться, но наилучшим, хотя и весьма трудоёмким, подтверждением Вашей концепции могло бы стать прослеживание деятельности сознания на протяжении одного-единственного процесса — с начала и до конца. Процесс в данном случае состоит из множества актов деятельности, так хоть бы один описали последовательно, что конкретно там происходит (восприятие, память и т. д.) и какие процессы происходят в сознании.
Что же такое, по-Вашему, сознание? (Вы как-то ухитрились не дать собственного варианта понимания этого слова: мол, вот этот уровень — явно уже сознательный, а это — явно ещё нет; вот эта область
психики — сознание, а такие-то — нет. Зато, как истинный гуманитарий, Вы очень красочно расписывали примеры
И самое главное: есть ли у сознания ещё какие-нибудь функции? если да, почему главной Вы сочли именно эту? почему именно она выдержала конкурсный отбор?
Думаю, статья нуждается в серьёзной доработке.
06.07.2008г. 8:13:44