Короткий адрес страницы: fornit.ru/2585
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.newsru.com/world/22nov2006/fishcharakter.html.

У рыб тоже есть "личность" - они учитывают жизненный опыт и меняют свое поведение

Даже рыбы учатся в "школе жизни" - такое сенсационное заявление сделали британские биологи на основе лабораторных опытов. О результатах исследования пишет журнал Nature.

Как триумф, так и разочарование меняют дальнейшее поведение радужной форели (Oncorhynchus mykiss). У разных представителей этого вида рыб не просто различный характер - он развивается в зависимости от пережитых рыбой "взлетов" и "падений" (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Напомним, что идея о наличии у животных личности (исследователи называют ее "поведенческим синдромом") существует уже долгое время. Она объясняет, почему поведение некоторых животных не всегда идеально соответствует обстоятельствам. К примеру, агрессивный от природы самец может хорошо проявлять себя в бою с соперниками, но испытывать трудности при поиске партнерши, поскольку его неуклюжие попытки соблазнения отпугивают самок. Новое исследование заставляет предположить, что эти черты не установлены навсегда и что "личность" животного может постепенно меняться. Прежде изучением этого вопроса никто не занимался.

Как показали лабораторные испытания, на дальнейшее поведение радужной форели может влиять целый ряд факторов. Это могут быть победа или поражение в бою, и даже вид другой рыбы, которая реагирует на опасности и преодолевает трудности, встретившись с новым незнакомым предметом.

Группа исследователей Ливерпульского университета во главе с Линн Снеддон определила таким образом различные "типы личности" этих рыбок. Как и люди, некоторые рыбы чувствуют себя весьма уверенно перед лицом всего нового и враждебного, в то время как другие осторожны и пугливы. Руководитель исследования предполагает, что храбрость и трусость связаны с физиологическими показателями, например, такими, как уровень гормонов стресса.

Снеддон и ее группа проверили, изменят ли особо смелые и явно пугливые особи свое поведение в зависимости от того, какие испытания выпадут им на жизненном пути. В ходе эксперимента между рыбками устраивался бой, а ученые наблюдали, как участники и свидетели схватки реагируют на победу или поражение.

Рыбам предлагалось противостоять гораздо более крупным или значительно меньшим по размерам противникам. Храбрые рыбы, победившие противника, проявляли еще большую смелость, когда затем им предлагалась незнакомая пища. Напротив, проигрыш заставлял вести себя в новой ситуации гораздо осторожнее.

Ученые также обнаружили, что рыбы учатся, наблюдая друг за другом. Когда смелая рыба видела, как ее боязливый сородич изучает непонятный предмет, она сама гораздо больше нервничала, увидев нечто незнакомое. Как и следовало ожидать, более пугливые рыбы, победив в бою соперника, также становились увереннее. Что удивительнее рыбы-трусишки, проигравшие схватку, также становились смелее, исследуя новую пищу. Снеддон говорит, что здесь можно вести речь о так называемом "эффекте отчаяния". Пугливой рыбе, осознающей свою несостоятельность в бою, приходится гоняться за едой, если она хочет получить хоть что-то. "Можно с уверенностью полагать, что рыбы думают о победе и поражении", – считает профессор.

Все эти результаты вполне применимы и к людям: жизненный опыт способен изменить личность. Отсюда, например, берется надменность и самонадеянность, свойственная преуспевающим людям. Напротив, по-настоящему обрушить картину мира могут стрессы. "Потеря близкого человека может вызвать серьезную депрессию, даже если прежде вы никогда не страдали от нее", - объясняют ученые. После войны во Вьетнаме посттравматический стресс привел к тому, что люди возвращались домой изменившимися до неузнаваемости.

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Занятия по адаптологии
Асинхронная онлайн-школа: занятия.
14-10-2018г.

О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит
Инструменты для создания своей онлайн-школы: О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит.
08-10-2018г.

Общество мифов
Как не достичь этического дна, когда высказанное слово – есть ложь: Общество мифов.
16-09-2018г.

О реорганизации академической науки
Cделана попытка найти направления к решению проблем академической науки именно на основе модели организации психики: О реорганизации академической науки.
05-09-2018г.

Рефлексы и автоматизмы: обобщение
Это – обобщение эволюционного развития механизмов реализации адаптивных реакций в новых условиях от условных рефлексов до осознанно сформированных автоматизмов:
Рефлексы и автоматизмы: обобщение.
27-08-2018г.

Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:11
Всего:10441175