Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5197 
или fornit.ru/ax1-12-138

Этапы развития

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Индивидуальное развитие (nan)
  • раздел: Критические периоды развития (nan)


  • «И в кого он такой?», «Откуда в моем ребенке такое, ведь никто не учил его этому?» «Ну и характер!». Типичные реакции всех без исключения родителей, не так ли? Учеными еще в 19 веке было установлено, что лишь 30 % в характере человека можно отнести за счет наследственности и 70 % - за счет социальной среды, то есть обстановки в семье, нашей с вами повседневной реакции на те или иные поступки малыша.
    Так что, прошу прощения за прописную истину, но большую часть характера нашего ребенка мы формируем сами (и, увы, в основном, неосознанно).
    Предлагаем вашему вниманию одну из самых классических и, на наш взгляд, удачных (с точки зрения использования в практической психологии) периодизацию детского развития. Ее автор – Эрик Эриксон, известный ученый, психолог. Эта периодизация интересна прежде всего тем, что не только дает описание отдельных периодов в жизни ребенка, но и указывает на те возможные ошибки в воспитании, которые неизбежно скажутся на развитии личности в целом. Так что, знакомясь с нею, вы, возможно, что-то проясните для себя и в собственных неудачах и комплексах, что позволит не совершить тех же ошибок в воспитании собственных детей. Эриксон расписал свою периодизацию на всю жизнь до старости человека, всего периодов 8, вы легко можете познакомиться с ними в специальной литературе, если заинтересовались. Однако нас интересуют периоды относящиеся непосредственно к детству, с ними вы и познакомитесь подробнее. Сам автор назвал эти периоды «психосоциальными кризисами», потому, что каждому из них соответствует свой специфический конфликт с внешним миром. Если конфликт пройден успешно, то ребенок приобретает определенное свойство личности, опираясь на которое будет проходить и все остальные кризисные этапы. Если же конфликт не был «отработан», пройден так, как надо, то то или иное свойство характера, необходимое нам для всей дальнейшей жизни либо вообще не будет сформировано, либо сформируется в искаженном виде, оказывая специфическое влияние на все оставшиеся годы.

    Первый период базового доверия (или недоверия) к миру. Он продолжается от рождения до 2 лет. У новорожденного еще нет никаких представлений ни о себе, ни о том мире, в котором он оказался. Зато у него есть определенный набор основных потребностей, без удовлетворения которых он не выживет: еда, тепло, присутствие мамы, общение. Если все это малыш получает по первому требованию, то у него формируется стойкое ощущение, что мир в котором он оказался – хорошее место, которому можно доверять. Наиважнейшее, или как говорят ученые – базовое чувство, без которого просто невозможно дальнейшее развитие личности. В этот период весь окружающий мир малыша сосредоточен в одном емком понятии – мама. И если он чувствует, что маме можно доверять, потому, что она накормит, успокоит, всегда будет рядом, не оставит его, маленького и беспомощного надолго одного, то в дальнейшем, подрастая, ребенок перенесет это чувство доверия и на остальных людей, на остальной мир. Так закладываются первые основы не только самооценки человека, но и его отношение к окружающему миру. Если же малыша оставляют подолгу плакать в кроватке (помните популярные в свое время книги доктора Спока, где он рекомендовал не поддаваться на «капризы» ребенка и не подходить к нему плачущему?), кормят строго по часам, которые установил не он, а кто-то «умный» за него, не носят на руках (чтобы не приучить), мало обнимают и целуют – то у ребенка возникает не только физический, но и эмоциональный дискомфорт. Не формируется такое важное ощущение надежности и незыблемости внешнего мира, мало того, из-за отсутствия чувства безопасности, мир этот начинает ощущаться, как нечто враждебное, от чего надо учиться защищаться. Именно это качество и ложится первым кирпичиком в фундамент личности будущего человека. Надо ли описывать, какое здание выстроится на подобном фундаменте? Итак, главное приобретение, которое ваш ребенок должен вынести из первого периода – базовое доверие к миру.

    Второй период называют Периодом автономии (от 2 до 4 лет). Это знаменитая «фаза упрямства», фаза «Я сам», так хорошо знакомая родителям трехлеток. Но не надо думать, что это только лишь упрямство, малыш примеряет себя к миру взрослых, осваивает новые умения и навыки, так необходимые ему. Чем больше багаж этих навыков, тем чаще его охватывает первое чувство сомнения «А хорошо ли я делаю?». Считается, что именно в этом возрасте возникает первое чувство стыда. К двум годам малыш обычно уже научается пользоваться горшком и это означает не только сокращение объема стирки для мамы, это – первый опыт владения собой, что намного важнее. Ваш малыш, по сути, впервые предъявляет к себе некие требования и испытывает законную гордость от того, что справился. Если в этот период родители стыдят и ругают малыша за испачканные штанишки, за разбитую чашку или за испачканную мордашку при попытке есть самому (поводов, за что именно ругать в этом возрасте, согласитесь, предостаточно!), то сильно тем самым раскачивают уверенность маленького человечка в том, что он что-то может сделать САМ. К такому же результату приводят и чрезмерные требования к «правильности» поведения, которыми так грешат многие родители. Чувство стыда и ощущение собственной неумелости прочно ложатся в основу личности, характера и начинают пускать свои корни во всю дальнейшую жизнь. Хорошая, крепкая, или как говорят адекватная, самооценка с такими установками вряд ли уже разовьется. За этот нелегкий период ребенок должен научиться адекватно проявлять и контролировать свои чувства и поступки.

    Период инициативы (от 4 до 6 лет). Это очень важный период самоутверждения личности. Малыши в этом возрасте крайне деятельны. И игра в этот период не просто игра – а важная школа взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному отклику, поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. Малыш примеряет на себя такое важное для всей дальнейшей жизни понятие «Могу – не могу». Если в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то бурная активность сменяется пассивностью (зачем стараться, все равно все будет не так) и покорностью. Но пусть эта покорность не радует родителей – ведь качество пасовать перед трудностями и важными целями ваш малыш теперь пронесет через всю жизнь. Людей, которых в пятилетнем возрасте не поддерживали в их начинаниях и устремлениях, вы всегда можете узнать по тому, что у них «опускаются руки» при любой новой, трудной задачей. Люди эти вовсе не ленивы, просто они не научились, боятся проявлять инициативу, поскольку твердо уверены (благодаря не приобретенному навыку в период «инициативы»), что ничего не могут делать хорошо. А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок *(или вы сами в детстве) слышали от своих родителей: «Ты ничего не умеешь!» , «Тебя ни о чем нельзя попросить», «Ты занимаешься какой-то ерундой!». Эти высказывания, сделанные даже из лучших побуждений, развивают у ребенка чувство вины за свою несостоятельность, убежденность в том, что они ничего не способны сделать путного. Главное приобретение этого периода (при условии благополучного его прохождения) - инициативность, уверенность в своих силах, умение добиваться цели.

    Период активности охватывает период от 6 до 11 лет. Ребенок уже – школьник и это уже по-настоящему вводит его в социум. В этом возрасте ваш ребенок начинает сознательно работать «на результат», учится объективно (сравнивая с другими) оценивать себя и плоды своих трудов. В случае положительной оценки он начинает получать истинное удовольствие от удачно завершенного дела. Поддержка и поощрение взрослого в этот период важны особенно, причем это уже поддержка не только родителей, но и других взрослых, учителей, например. Именно на этой стадии развития мы сталкиваемся с наиболее распространенной ошибкой взрослых, которые стремятся чрезмерно нагрузить свое чадо, мол от этого будет только польза. Факультативы, кружки и секции, школы с углубленным изучением чего-то там и пр. и пр. При такой нагрузке ребенок просто не может быть успешен во всех сферах, в которые его толкают родители. Отсюда – потеря удовольствия от успешно выполненного дела, вместо чувства радости и успешности – чувство неполноценности и собственной неспособности, особенно, если тебя все время с кем-то, более успешным сравнивают. Секрет успешного прохождения этого периода - правильно рассчитанные нагрузки вашего ребенка, дающие ему возможность получать удовольствие от своей деятельности и не участвовать в повседневной гонке «на выживание». Понятно, что совсем маленькими нагрузки тоже не должны быть, важно, чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя состоятельным. Основное приобретение этого периода – умение получать радость от хорошо выполненной работы, умение доводить начатое до конца.

    Как вы теперь понимаете, если «искажения» начались уже на первом или втором этапе периодизации Эриксона, то и прохождение всех оставшихся будет идти не столь «классически», как описано выше. Но, по крайней мере вы сможете отследить и пока не поздно исправить какие-то свои ошибки, допущенные ранее.



    Источник: Е.Щербакова Этапы жизни ребенка: от доверия до активности
    Дата создания: 20.03.2008
    Последнее редактирование: 12.11.2010

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Индивидуальное развитие":
  • Сроки развития коры мозга у человека
  • Формирование мозга
  • Развитие жизненого опыта
  • Сведения и знания
  • Нахождение мишени аксонами
  • Индивидуальные эффекты исследовательского поведения у животных
  • Мозг, который изменил сам себя
  • Как в ходе внутриутробного развития формируется кора головного мозга
  • Образование новых нейронов и связей в зрелом возрасте
  • Дети воспринимают мир иначе, нежели взрослые
  • Индивидуальность и характер рыб не зависят от генов
  • Рост аксонов в развивающейся коре мозга млекопитающих
  • Зефирный тест
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Принцип формирования навыков
  • Карта роста аксонов
  • Периоды развития механизмов произвольной регуляции движений в онтогенезе
  • Рост аксонов в развивающейся коре мозга млекопитающих
  • Периоды развития мозга, возможность обучения и социальная активность
  • Мы не можем помнить событий до двухлетнего возраста
  • Формирование первых эффекторов в первичной моторной зоне
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Становление и развитие Я-концепции
  • Любознательные почемучки (возраст от 4-х до 5-ти лет)
  • Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
  • Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории
  • Как у слепоглухонемых связать ощущения со словами
  • Значение слова в детской речи
  • Когда ребенок начинает понимать речь?
  • Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста
  • Наследование характера

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя