Исследователи из
На поперечном срезе
Группа под руководством Томаса Джессела (Thomas M. Jessell) уже давно исследует, как клетки спинного мозга определяют, к каким именно мышцам протянуть свои чувствительные отростки — аксоны. Этот процесс начинается еще в период эмбрионального развития. И по мере роста организма аксоны прорастают сквозь всё тело – иннервируют его. До недавнего времени было непонятно, каким образом первоначально однородная нервная ткань начинает настолько тонко дифференцироваться, что каждая нервная клетка четко знает зону своей ответственности. К примеру, у человека участок в районе шестого шейного позвонка отвечает за мышцы предплечья и большого пальца, а второй и третий брюшные позвонки связаны с мышцами на передней стороне бедер.
Два года назад группа Джессела
И всё же объяснение не было исчерпывающим. Ведь даже в пределах одного участка спинного мозга нейроны связываются с разными мышцами. Поэтому работа была продолжена. Сначала были созданы
Экспериментируя с эмбрионами цыплят, группа Джессела определила время и место появления каждого из Hox-белков в двигательных нейронах крыла цыпленка, сообщается в
Анализируя карту распределения белков Hox, исследователи смогли выявить четкую трехуровневую схему кодирования, которая управляет дифференциацией и соединениями двигательных нейронов. На первом уровне происходит дифференциация по участкам позвоночного столба, на втором определяется, с какими мышцами будут связаны группы нейронов — на внешней или на внутренней стороне конечности, и, наконец, на третьем этапе выделяются нейронные пулы, связанные с конкретными мышцами. Чтобы убедиться в правильности модели, был проведен ключевой эксперимент. Исследователи искусственно изменили схему экспрессии белков Hox, и это привело к образованию нейронов другого типа, которые стали связываться с другими мышцами.
Авторы работы отмечают, что, хотя на сегодня их исследование относится к разряду фундаментальных, в будущем понимание схемы кодирования нейронных структур может иметь важные клинические применения при лечении травм позвоночника. Одна из главных проблем в таких случаях — невозможность восстановить разорванные аксоны. Новые результаты дают надежду, что, возможно, со временем удастся управлять ростом и соединениями нервных клеток и тем самым обеспечить восстановление утраченных двигательных функций.