Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/65467 
или fornit.ru/ax1-12-663

Любознательные почемучки (возраст от 4-х до 5-ти лет)

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Индивидуальное развитие (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т.п.), о которых они узнают только со слов взрослого.
    Вес уверенности: Общепризнанная специалистами аксиома

    Пятый год жизни существенно отлича­ется как от предшествовавшего - младшего до­школьного возраста, так и от последующего - стар­шего. К четырем годам речь ребенка уже становится для него средством общения, а также средством выра­жения мыслей ребенка и рассуждения. Это открывает новые возможности, как для познания мира, так и для самостоятельной организации совместной деятель­ности со сверстниками, в первую очередь игры.

    Существенно увеличивается значение речи как способа передачи детям разнообразной информации. Рассказ становится теперь эффективным способом расширения кругозора детей. 

    Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «поче­му?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и, прежде всего, причинно-следственные от­ношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры та­ких зависимостей. Ребенку иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Напри­мер, на вопрос «почему молния?» достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя абстракт­ное понятие «статическое электричество». Но объясне­ние всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

    Наряду с интересом к реальным причинным свя­зям явлений, ребенок приобретает способность воображать на основе словесного описания различные миры, например, замок прин­цессы, саму принцессу и принца, события, волшебни­ков и т. п. Отметим, что игра в бытовую ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи - воспроизводит опыт ребенка и ак­тивизирует его память и репродуктивное воображе­ние, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего вооб­ражения. Сюжеты игр отражают их собственный опыт, а так­же черпаются из литературы, телефильмов и программ ТВ. Поэтому они постоянно меняются. Некоторые дети с удовольствием представляют се­бя эстрадными артистами, изображают пение с мик­рофоном и танцуют.

    Четырехлетние дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. Нередко они носят фантастический ха­рактер. Иногда эти соображения могут выглядеть как открытие ребенком для себя какого-то важного зако­на природы. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и, высоко поднимая в руке, поочередно бро­сает на пол кубик, мячик, медвежонка и собственную сандалию. В заключение сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, всё будет внизпадать, ес­ли его отпустить?»

    Еще одна особенность этого возраста - бурный рас­цвет так называемых фантазий. Именно на пятом го­ду жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с ко­рову; о том, что папа таскал маму за волосы, хотя ни­чего такого в этой семье не было; о том, что они сами участвовали в каких-то невероятных событиях, и т. п. К сожалению, подобные рассказы часто квалифи­цируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. Эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы по­тому, что они не приносят ребенку никакой ощути­мой пользы. Они не помогают ему избежать наказа­ния, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это события другого порядка. Их правильнее назы­вать выдумками или фантазиями.

    Источники таких фантазий могут быть весьма различными. Например, это может быть яркий сон, который ребенок принял за действи­тельность. После взволнованного рассказа о совершен­но невероятных и достаточно драматичных событиях, происходивших дома, взрослый спокойно заканчива­ет эту историю словами: «И тут ты проснулся». Ребе­нок удивленно смотрит и неожиданно с облегчением произносит: «Да!» Это может быть выражение его за­таенных желаний: «А мне папа купил щенка», хотя на самом деле, как выясняется, папа только погово­рил о такой возможности. Это может быть и безотчет­ное стремление поднять свой авторитет среди сверст­ников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства. Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.

    Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Ес­ли описанные в них события уж чересчур фантастичны, им можно противопоставить собственный опыт: например, что вы сами никогда не видели собак раз­мером с корову и никогда о таких не читали. Если ре­бенок возразит, что речь идет о совсем маленькой, только что родившейся корове, вы можете поздравить себя с тем, что тактично добились сближения его фан­тазии с реальностью. Но необходимо помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок ули­чать ребенка во лжи.

    В этом возрасте дети обожают сказки. В волшебных сказках даны эталонные представле­ния о добре и зле. Такие представления становятся ос­новой формирования у ребенка способности оцени­вать разные поступки.

    Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают родители и воспитатели. Дети играют небольшими компаниями от двух до пяти человек, которые иногда становятся постоянны­ми по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание, и с которыми он охотнее играет.

    Участие взрослого в играх детей полезно при вы­полнении следующих условий:

    1)  дети сами приглашают взрослого в игру или до­бровольно соглашаются на его участие;

    2)  взрослый предоставляет детям полную свободу выбора, во что они хотят играть, не навязывает им сю­жет игры.

    Важно помнить, что развивающий потенциал игры определяется тем, что это единственная самостоя­тельная, организуемая самими детьми деятельность. В ролевых играх дети часто создают для себя зам­кнутое пространство.

    Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты харак­тера ребенка. Важно воспринимать эти черты именно как следст­вие неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности, темперамент и прини­майте каждого ребенка независимо от его поведения. Оценивайте отдельные поступки, а не личность в це­лом.

    Взаимоотношения со сверстниками

    У четырехлетних детей взаимоотношения со сверстниками существенно меняются, и это связано с переходом к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, показа своих навыков и т.п. Потребность в сверстнике у  высока, так как в этом возрасте происходит становление сюжетно-ролевой игры, где одна игровая роль может быть реализована только во взаимодействии с другой ролью.

    В возрасте от 4-х до 5-ти лет дети сильно отличаются друг от друга по развитию игрового навыка. Кто-то умеет играть более интересно, чем другие, а кто-то почти не умеет. К хорошо играющим деткам тянутся сверстники, и у них появляется возможность выбирать себе партнера по игре и отвергать нежелательных. А плохоиграющим детям приходится добиваться того, чтобы их "взяли" в игру, или довольствоваться тем партнером, который их примет. Поэтому в "детском обществе"  начинается расслоение на тех, кто оказывается в привилегированном положении с рядом преимуществ, и тех, кто попадает в достаточно неблагополучную ситуацию.

    В этом возрасте важно и то, что, играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, С одной стороны, в детской игре дети выстраивают те ролевые отношения, в которых  приобретают важный социальный опыт, воспроизводя отношения взрослых. С другой стороны в тгре формируются отношения по поводу игры. Если в игре участвуют более чем два ребенка, она превращается в их общее дело. А как любое общее дело, игра ставит перед четырехлетними детьми ряд задач, которых нужно решить:

    1. Необходимо договорится, во что играть: предпочтения детей различны, и дана задача решается объединением детей с общими вкусами;

    2. Распределить обязанности - кто какую роль будет играть. Поскольку роли в игре неравноценны, то это становится поводом для разногласий. И если раньше разногласие можно было решить, вырвав у сверстника игрушку, то игровую роль также вырвать невозможно, и дети переходят к психологическому давлению на партнера. 

    3. Распределить игровые атрибуты: в этом возрасте дети решают разногласия по поводу игрушек словесными воздействиями.

    4. Придумать смену разыгрываемых эпизодов и событий, последние предлагаются кем-то из детей и должны быть приняты партнерами. Более инициативные и психологически сильные дети настаивают на своих предложениях и определяют дальнейший ход игры.

    Они вынуждают партнеров принимать свои планы и подчиняться им, используя более изощренные приемы давления. Детские отношения приобретают тип руководства-подчинения. В таких отношениях дети находились и раньше, но со взрослыми (!). В данном возрасте это вполне естественно. Подчинение сверстнику, на которое дети идут ради совместной игры - это новый и не всегда приятный для них опыт. Важной чертой этих новых отношений является то, что они устойчивы и нечувствительны к педагогическим воздействиям.

    Способность выполнения внутренних действий

    Около 4-х лет начинается интенсивное развитие способности совершать так называемые внутренние действия ("в голове", "про себя") не только с цифрами, но и с образами и представлениями о предметах.  Способность по словесному описанию  представить себе предметы, явления и т.п. и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них, играет решающую роль в познавательном и интеллектуальном развитии. Она дает возможность мысленно расширить границы познаваемого мира, в своем познании "выйти" за пределы того, с чем ребенок непосредственно сталкивается сам. Поэтому, начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т.п.), о которых они узнают только со слов взрослого. А задача взрослого состоит в том, чтобы формировать у ребенка целостную систему взаимосвязанных представлений о каких-либо удаленных сферах и областях жизни (с чем ребенок не может непосредственно контактировать).

    Благодаря развивающейся способности внутренних действий четырехлетний малыш может заимствовать и разделять отношение к удаленным сферам жизни другого достаточно близкого человека. Например, если ребенку рассказать, что у соседки живет злая и страшная собака, и ее (собаку) все боятся, ребенок, разделяя это чувство, может начать испытывать этот страх. Точно также можно передать и свое отношение к тем новым областям жизни, с которыми его знакомят. 

    Но детки этого возраста очень чутки к искренности отношения взрослого к какому-либо предмету, явлению, животным, интересам. Они не заимствуют те отношения, которых в действительности нет. Поэтому следует знакомить ребенка с теми областями жизни, которые у взрослого вызывают положительные чувства.

    В этом возрасте впервые могут возникнуть подлинно познавательное отношение к миру, и бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать.

    Следует также предупредить, что если в этом году у ребенка 4-х лет не заложить способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к познанию окружающего мира, то полноценно сформировать его позже будет неизмеримо труднее.

     Психические процессы

    Восприятие. Процессы восприятия начинают, как бы отделяться от предметной деятельности. Восприя­тие разных сенсорных свойств предметов может стать самостоятельной задачей. Процессы сенсорного озна­комления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшает­ся ориентация в пространстве.

    Внимание остается еще в основном непроизволь­ным. Однако возможность направлять его путем сло­весного указания взрослого резко возрастает. Пере­ключение внимания с помощью словесной инструкции еще требует повторения, хотя к концу этого возраста уже в половине случаев оно может происходить по пер­вому требованию. Увеличивается и объем внимания в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. За­висимость от интереса по-прежнему сохраняется.

    Память также остается в основном непроизволь­ной. Но уже появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания. Задачи на припоминание и запомина­ние принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру.

    Речь. Уменьшается зависимость речи от конкрет­ных ситуаций и постоянной поддержки собеседни­ка. Продолжает увеличиваться словарь. Появляются су­ществительные, обозначающие обобщенные свойства предметов (скорость, твердость), прилагательные, вы­ражающие эмоциональные состояния (веселый, сер­дитый), этические качества (добрый, злой), эстетиче­ские характеристики (красивый, безобразный). За­метно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это созда­ние новых слов по аналогии со знакомыми словами (необычные отглагольные прилагательные, нетради­ционное употребление уменьшительных суффиксов и т. д.). Это также намеренное искажение слов, про­исходящее большей частью в форме особой игры со сверстниками. У некоторых детей негромкая речь для себя — так называемое «приборматывание» по ходу деятельнос­ти еще сохраняется и продолжает выполнять функ­ции организации и опережающего планирования де­ятельности.

    Мышление ребенка после четырех лет постепенно становится речевым. Он пробует строить первые рас­суждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если мыслитель­ный процесс малыша постоянно имел тенденцию пе­рейти в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает преимущественно в уме. Веду­щим в этом процессе оказывается воображение.

    Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества, как «может летать», «мо­жет плавать», «работает от электричества» и т. п. Дети могут по­строить убывающий или возрастающий ряд, напри­мер, по размеру. Они могут выделять простейшие закономерности в уже построенном упорядоченном ряду (например, чередование бусинок по размеру, цвету, форме).

    Ребенок активно осваивает операцию счета в пре­делах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам — буквам и цифрам. Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени.

    Эмоции. Четырехлетние дети — уравновешенные и жизнерадостные существа. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно.  Эмоциональное состояние отрывается от состояния тела ребенка. Теперь главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоот­ношений, в которую попадают люди. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправед­ливость.

    На пятом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с дру­гими людьми, в том числе со сверстниками, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмо­ции. До поступления в  ДОУ девочка беспрепят­ственно командовала двоюродным братом, своим од­ногодком. Оказавшись в одной группе с ним, она стре­мится сохранить те же отношения. Однако брат очень скоро устанавливает более равноправное взаимодей­ствие с мальчиком Васей и постоянно играет только с ним. Сестра, утратив контроль над братом, регуляр­но устраивает воспитателям сцены со слезами, требуя запретить кузену играть с этим «противным Васей».

    Еще одним новым источником эмоций становятся события, происходящие в вымышленном мире с ге­роями литературных и сценических произведений. По ходу телепередачи девочка сжимает кулачки и воз­бужденно повторяет: «Я бы влезла в телевизор и по­била эту противную Бабу-Ягу».  Эти новые источники изменяют и содержание эмо­ций, и их динамику. События, происходящие с вы­мышленными персонажами, вызывают сопережива­ние - радость и беспокойство за одних, негодование в адрес других. Эмоции по поводу взаимоотношений не исчезают как огорчение из-за не доставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе.

    В целом эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, это — жизне­радостный человек, который преимущественно пре­бывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся психиче­ски более выносливыми (что связано, в том числе, и с воз­растающей физической выносливостью).

     

      Как следует взаимодействовать с ребенком от 4-х до 5-ти лет

    1. Уделяйте достаточно времени познавательным бесе­дам с детьми. Благодаря рассказам, просмотру по­знавательных телепередач, видеофильмов ребенок начинает активно интересоваться животными, кото­рых он видел только по телевизору или на картинке, слушать рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о родном городе, о Москве - столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также о жизни ди­нозавров и т. п.  Дети с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей. 

    2. Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в про­странные и чрезмерно научные объяснения. 

    3. Ответы на вопросы детей должны быть правильны­ми по существу, но краткими и выражены просты­ми словами и грамматическими конструкциями. 

    4. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребенка рассуждать и думать. 

    5. Проявляйте серьезное уважение к его интеллекту­альному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении размышлений ребенка недопустимы. 

    6. Не запрещайте детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы. 

    7. Именно в этом возрасте нужно читать и рассказы­вать детям волшебные сказки. Не спешите показы­вать иллюстрации (особенно низкого художественного   качества).   Пусть  каждый   представит   себе  Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей. 

    8. Читайте детям сказки, в которых отчетливо выде­лены хорошие и плохие герои. 

    9. Обеспечивайте их разнообразными длинными юб­ками, шалями, шляпками, перчатками, веерами,  бусами и браслетами, а также плащами, накидка­ми, игрушечным оружием и другими предметами для игр в «волшебный мир». 

    10. Оставляйте время для игр в артисты и обеспечивайте детей популярной легкой музыкой в аудиозаписи. Музыкальные занятия, как правило, не удовлетворяют эту потребность. Кроме того, они проходят не ежедневно. 

    11. Необходимо подчеркивать что-то хорошее в ребенке. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не при группе детей, братьях и сестрах. 

    12. Обеспечивайте в квартире возможность, используя мебель и ткани, создавать дома, укрытия, «пещер­ки» для этих целей. Дети обожают путешествия и приключения. 

    13.Создавая условия для радостного проживания дет­ства, продумывайте иногда возможности развлечений для детей: приезд кукольного театра, прогулка в парк на аттракционы, посещение зоопарка или цирка и т. п.

    14. Совершайте прогулки за пределы двора. В теплое время года устраивайте маленькие походы и пикники. 

    15. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите детей смотреть здания необычной архитектуры,   памятники,   красивые   природные уголки. Выходите, если есть возможность, к реке или к пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. 

    16. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в Сбербанк, на почту и т. п. 

    17. Не тормозите искусственно процесс развития де­тей, но и не форсируйте его. Не следует ставить за­дачу научить их читать как можно раньше. С ребенком действуйте, согласуясь с его темпом  запоминания и степенью заинтересованности в та­ких занятиях. 

     Ориентиры возрастного развития: к пяти годам ребенок может 

    1. Ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений; лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;  ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони, на животе, подтягиваясь руками.

    2. Принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться,  прыгать в длину с места на расстоянии не менее 70 см; ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании и метать разные предметы; отбивать мяч о землю (пол).

    3. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам; ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты с переступанием, подниматься в горку (если ребенок этому обучен); кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо и налево.

    4. Ориентироваться в пространстве, находить правую и левую стороны, различать левую и правую руку.

    5. Придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения; выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

    6. Называть самые разные предметы, которые его окружают (в помещении, на улице), знать их назначения, свойства и качества; проявлять интерес к предметам и явлениям, которые он не имел/не имеет возможность видеть.

    7. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте и традициях; активно участвовать в мероприятиях  ДОУ (или других), направленных на то, чтобы порадовать родителей.

    8. Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе); о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать пожарным и т.п.).

    9. Участвовать в наблюдениях за живой природой, в посильном труде по уходу за животными и птицами; делиться своими познаниями о них; бережно относиться к живой природе.

    10. Значительно увеличить свой словарь за счет слов, обозначавших предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка; активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов; понимает и употребляет слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

    11. Осмысленно работать над собственным произношением слов; осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложные предложения; подробно рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

    12. Рассказывать невероятные истории (как следствие бурного развития фантазии); активно сопровождать речью свою деятельность.

    13. Различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину); считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос "сколько всего?"; сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов.

    14. Раскладывать до 5 предметов различной величины в возрастающем/убывающем порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду.

    15. Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, знать их основные отличия; находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

    16. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз); определять части суток.

    17. Высказывать желание послушать определенное литературное произведение; с интересом рассматривать иллюстрации детских книг; с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, песни, хороводы; назвать любимую сказку или прочесть любимый стишок, выбрать с помощью считалки водящего.Пытаются осмысленно отвечать на вопросы: "Понравилось ли прочитанное произведение?", "Кто особенно понравился и почему?", "Какой отрывок прочесть еще раз?".

    18. В рисовании: изображать предметы и явления, передавая их выразительность путем создания форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования различных средств рисования: карандашей, красок, фломастеры, мелки; передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов; украшать силуэты людей, игрушек.

    19. В лепке: создавать образы разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.

    20. В аппликации: правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы; аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; подбирать цвета по желанию или в соответствии с наглядным образцом; составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

    21. В конструировании: использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств; преобразовывать постройки в соответствии с заданиями взрослого; сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

    22. Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер, выражать свои чувства словами, рисунком, движениями.

    23. Узнавать песни по мелодии, различать звуки по высоте, петь протяженно, четко произносить слова (в группе вместе начинать и заканчивать пение); выполнять танцевальные движения (пружинки, подскоки, движения парами и т.п.), движения с предметами (куклами, лентами), а также движения, отвечающие характеру мелодии.

      

    Литература:

    1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 

     2. Смирнова Е.О. Детская психология - СПб.: Питер, 2009 - 304 с.

    3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001 - 336 с.

    4. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста - М.: Дрофа, 2006 - 176 с.   

     



    Источник: Любознательные почемучки (возраст от 4-х до 5-ти лет)
    Дата создания: 19.02.2023
    Последнее редактирование: 19.02.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Индивидуальное развитие":
  • Сроки развития коры мозга у человека
  • Формирование мозга
  • Этапы развития
  • Развитие жизненого опыта
  • Сведения и знания
  • Нахождение мишени аксонами
  • Индивидуальные эффекты исследовательского поведения у животных
  • Мозг, который изменил сам себя
  • Как в ходе внутриутробного развития формируется кора головного мозга
  • Образование новых нейронов и связей в зрелом возрасте
  • Дети воспринимают мир иначе, нежели взрослые
  • Индивидуальность и характер рыб не зависят от генов
  • Рост аксонов в развивающейся коре мозга млекопитающих
  • Зефирный тест
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Принцип формирования навыков
  • Карта роста аксонов
  • Периоды развития механизмов произвольной регуляции движений в онтогенезе
  • Рост аксонов в развивающейся коре мозга млекопитающих
  • Периоды развития мозга, возможность обучения и социальная активность
  • Мы не можем помнить событий до двухлетнего возраста
  • Формирование первых эффекторов в первичной моторной зоне
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Становление и развитие Я-концепции
  • Развитие игровой деятельности в раннем возрасте
  • Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории
  • Как у слепоглухонемых связать ощущения со словами
  • Значение слова в детской речи
  • Когда ребенок начинает понимать речь?
  • Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста
  • Наследование характера

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя