Cистема обоснования теоретических обобщений для предметной области Каждый ключевой подраздел обосновывается совокупностью подтверждающих материалов независиымх исследователей подробнее >> Системная нейрофизиология
|
Автор: nan Короткий адрес страницы: fornit.ru/ax1-12 |
[12] Индивидуальное развитие - не показывать анонсы (только заголовки статей).Статистически более высокая активность префронтальной коры у тех, кто откладывает удовольствие ради большей награды в будущем.
вижения ребенка первых месяцев жизни, прежде всего, направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих положение позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.
Сначала выучивается начальное движение (часто имитацией), которое затем повторяется и модифицируется под особенности различных ситуаций, вырабатывая в конечном счете собственную манеру - контекстно-зависимые навыки.
Детерминация процессов, посредством которых RGCs образуют топографические связи, крайне важна для выявления роли graded guidance молекул в становлении карты и создания моделей этого процесса. Тщательный количественный анализ показал, что это единственный механизм образования карты и в настоящее время начала вырисовываться относительная важность направления роста аксонов, их ветвления и роль «управляющих» молекул в контроле создания топографических карт
пинки и тычки руками в утробе матери позволяют еще не родившемуся ребенку составлять «карту» собственного тела и, таким образом, определять его положение в пространстве.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Преодоление непосредственного, ситуативного поведения составляет основу овладения собой в дошкольном возрасте. Способность слышать и выполнять речевые инструкции дается малышу не сразу. Даже прекрасно понимая, что его просят взрослые, ребенок долгое время (до 3-4 лет) часто не может выполнить их просьбу. В возрасте 5-6-ти лет начинает формироваться образ ``Я''.
Дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах (явлениях и т.п.), о которых они узнают только со слов взрослого.
На первом году жизни игрушка для ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости – изучает ее физические свойства. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий, игровой уровень, ребенок на долгие годы застревает на таком способе использования предметов.
На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Например, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, которые есть в его игровом уголке. В целом второй год жизни – период зарождения интереса к игре, формирования простых игровых навыков в совместной игре со взрослым и постепенный перенос игровых действий на новые предметы. Можно, например, наблюдать, что ребенок охотно качается. Ребекка сажают на колени и начинают качать, сопровождая качание словами «оп, оп». В какой-то момент качание прекращают и ждут от него определенного знака, показывающего, что ребенок хочет продолжить качание, соединить ноги и т. д. Как только ребенок дает один из этих сигналов, исследователь сразу же продолжает желательное для ребенка действие. В зависимости от того, как быстро ребенок обучается таким действиям, можно судить и о его учебных возможностях.
Ребенок очень хочет пить. Ему дают вначале почувствовать или показывают с очень близкого расстояния, что любимый напиток наливается из бутылки. Затем бутылку закрывают пробкой и наблюдают, пытается ли ребенок снова открыть бутылку. Для начала мы взяли предметы, которыми человек пользуется каждый день, как, например, ножи, вилки, ложки, ключи и т.п., и наклеили на них ярлычки с названиями, отпечатанными выпуклыми буквами. Девочка тщательно их ощупывала и, естественно, вскоре заметила, что извилистые линии, обозначающие «ложку», так же мало похожи на линию «ключа», как сама ложка на ключ. Затем ей стали давать ярлычки уже без предметов, и вскоре она сообразила, что на них оттиснуты те же знаки, что и на ярлычках, наклеенных на предметы.
Слово как единица речи осознается ребенком на третьем году жизни благодаря общению со взрослым. В этом возрасте достаточно частотны вопросы ребенка: «Какое слово ты сказала?».
Обращая внимание детей на этикетные, плохие, ласковые, хорошие и т.п. слова, взрослые также способствуют появлению у ребенка понимания, что он использует данную единицу – слово. При этом ребенок может освоить только звуковую форму слова, не понимая его значение. Ребенок пытается услышать толкование значений практически всех непонятных для него слов. В случае непонимания значения слова ребенок обозначает этот процесс, используя преимущественно фразу: «Не понял». Если сопровождать какое-либо действие определенным словом, то девятимесячный ребенок «выучит» его.
В 12 — 18 месяцев ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы. Со второй половины второго года ребёнок говорит предложения, состоящие уже из трёх – четырёх слов. К концу второго года речь малыша становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до 300 слов. Но к трём годам словарь достигает 1,5 тысяч слов, а к четырём в пределах 2-х тысяч. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами. В речи детей преобладают существительные и глаголы, но постепенно ребёнок начинает пользоваться местоимениями, наречиями, числительными.
Первое, о чём мы думаем, говоря о наследственности, — это заболевания.
Уровень стрессоустойчивости передаётся по наследству. Мимика и тембр голоса ребёнка — тоже не случайность, а сочетание генов от мамы и папы. Но это ещё не всё, даже способности к умственному развитию и проявление тех или иных эмоций передаются по наследству. Оптимистическое или пессимистическое отношение к жизни — результат работы генов наших предков. Так же, как и темперамент, который ребёнок получает по наследству. Причём необязательно от мамы или папы, а даже через поколение. Так что, если ваш ребёнок родился вспыльчивым, а в семье все спокойные и Уравновешенные, то имеет смысл узнать, не было ли такого взрывного темперамента у дедушки. В конце XIX века появляются первые исследования, которые доказывают, что в формировании человека участвует не только среда, в которой он развивался, но и наследственность. Появляется публикация работы Френсиса Гальтона, английского психолога, антрополога и статистика, под названием «Наследственный талант и характер». В этой работе учёный впервые высказывает предположение о наследственной природе психических особенностей человека. Позже выходят его работы «Наследственный гений», «Люди науки, их воспитание и характер», а также «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания». Кстати, именно Гальтон предложил так называемый «близнецовый метод», который позже лёг в основу методологии психогенетики. Основные выводы, к которым пришли психогенетики, заключаются в том, что наследственность оказывает значительное влияние на формирование личности. Например, генетически обусловлена склонность к изучению иностранных языков или к занятиям музыкой. Но учёным удалось пойти дальше и доказать, что многие когнитивные способности — тоже результат наследственности. Например, самый наследуемый показатель — это словарный запас. Конечно, человек не наследует собственно количество слов, но он получает на генетическом уровне склонность к более или менее широкому использованию языка. |
Показать все разделы "Системная нейрофизиология" |
Последние комментарии для описаний: |
Список существующих аксиоматик |