[61] Депривация в критические периоды развития 
[138] Этапы развития 
[161] Критические периоды развития в формировании психической специфики 
Нормальные младенцы начинают лепетать в возрасте пяти месяцев. Эта начальная фаза продолжается около месяца. К концу первого года жизни первая фаза заканчивается и лепет ребенка постепенно переходит в разговорную речь.
[312] Нейропсихологическое тестирование - Диагностика 
[320] Цвет как психологическое и психофизиологическое явление 
[351] Последовательность созревания зон мозга 
Младенцам свойственны бурные проявления эмоций, но те участки мозга, которые связаны у взрослых с сознательным переживанием эмоций, у новорожденных младенцев неактивны, Поэтому такие "эмоции" бессознательны и являются лишь характерными сопуствующими признаками эмоций. Лобные доли по-настоящему «запускаются» примерно в шестимесячном возрасте, благодаря чему у младенцев наблюдаются первые проблески когнитивных способностей. К году лобные доли получают управление над устремлениями лимбической системы. Если предложить годовалому ребенку две игрушки, он выберет одну из них, а не будет пытаться схватить обе. Примерно до года младенцы представляют собой, по выражению одного специалиста по возрастной психологии, «устройства, подобные роботам»: их внимание можно привлечь едва ли не любым зрительным стимулом. После этого возраста у них формируются собственные цели. Зона, ответственная за восприятие речи (зона Вернике), «выходит в сеть» примерно после двенадцати месяцев жизни, а еще примерно через восемнадцать месяцев к ней присоединяется зона, ответственная за способность говорить (зона Брока). Так что в жизни маленьких детей есть непродолжительный период, в течение которого они понимают больше, чем могут сказать. Связанные с этим затруднения, возможно, играют немалую роль в приступах «вредности», характерных для двухлетних детей.
[471] Развитие лобных долей и творческие возможности 
[531] Умение распознавать лица у макак не врожденное 
[538] Первые осознанные воспоминания 
При опросе около 100 детей возрастом от 4 до 13 лет, оказалось, что они помнят события, произошедшие с ними до двухлетнего возраста. Когда этих же испытуемых опросили в чуть более взрослом возрасте, большинство воспоминаний были утрачены. Первые ощутимые воспоминания появляются в возрасте 3,5 лет, когда гиппокамп, часть мозга, отвечающая за хранение и воспроизведение воспоминаний, созревает и становится способной справляться с этой задачей. Также в возрасте около трех лет формируется отчетливое чувство индивидуальности, которое позволяет отличить себя от внешнего мира.
[554] Пластичность после критического периода развития. Можно ли продлить сенситивный период обучения? 
[555] Прозревший слепой сразу не может узнавать предметы. Но уже через неделю всё меняется… 
[556] Невосполнимость критических периодов развития первичных зон мозга -это гипотетическое обобщение раздела.
|