Короткий адрес страницы: fornit.ru/20750
или fornit.ru/ax1-32-556

Невосполнимость критических периодов развития первичных зон мозга

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Критические периоды развития (nan)


  • Это - гипотетическое обобщение раздела

    Классикой являются результаты экспериментов, когда намеренно в критический период созревания распознавателей восприятие лишалось определённых элементов, например, горизонтальных линий, что приводило к невосполнимой потере возможности различать такие линии fornit.ru/839, fornit.ru/5153.

    Есть множество историй и видеороликов о том, как слепым от рождения из-за дефекта глаз сделали операцию, сняли повязку, и они с дикой радостью и изумлением начинают видеть мир, что приводит в умиление доверчивых читателей и зрителей. Все это – чистейшее вранье. Есть более правдоподобные статьи о том, что нет, сразу не могут ничего различать, но буквально через неделю – запросто, но это - спорно. И, есть еще более похожие на  правду, где говорится, что можно, но только если специально стимулировать мозг.

    По любому понятно, что для этого нужны новые нейроны, созревшие в нужной зоне. Пока что нейрогенез обнаруживается только в области гиппокампа и ассоциативной зоны префронтальной лобной коры, да и то многие это оспаривают.

    Но почему бы мозгу не устраивать нейрогенез повсеместно и не повторять критические периоды? Предположим, что нас удалось внедрить новые нейроны и они специализировались в первичных зонах. Толку от этого никакого не возникнет потому, от них нет связей к более сложным примитивам, и далее по всей иерархии развития сложности распознавания. Т.е. для того, чтобы возникли такие связи нужно для новых нейронов пройти весть период, что люди проходят от рождения.

    Эта адаптивность решается с помощью замены поколений. Но в рамках одной жизни тоже есть механизм корректировки – на уровне субъективных моделей понимания, которые могут хоть сколько раз переписывать свое понимание и в самом деле постоянно заняты избавлением от всяких иллюзий и неадекватности. Они могут и помочь слепым от рождения, когда им прорезали глаза, но очень опосредовано, за счет сопоставления самых первичных откликов рецепторов с тем опытом распознавания вне зрения, который уже имеется. Это возможно потому, что у слепых первичные зрительные зоны тоже развиваются, но не для зрительной сенсорики, а для других видов. И после возбуждения зрительными рецепторами они выдают имеющиеся примитивы, что постепенно выправляется в понимании как можно быстро привыкнуть все видеть перевернуто или через цветной фильтр. Это возможно потому, что у слепых первичные зрительные зоны тоже развиваются, но не для зрительной сенсорики, а для других видов. И после возбуждения зрительными рецепторами они выдают имеющиеся примитивы, что постепенно выправляется в понимании как можно быстро привыкнуть все видеть перевернуто или через цветной фильтр.

     

    Первое, что приходит в голову на случай, если нет новых нейронов, то почему бы нейрону не переиграть свою специализацию при необходимости? Но в первичных зонах мозга нет никакой возможности определить, что правильно, а что нет, там нейроны специализируются “без учителя”, приспосабливаясь к наиболее повторяющемуся и отметая случайное за счет тормозного контрастирования соседями. И если допустить постоянно изменение специализации то получится, что вот, научился он распознавать круг, а потом появилось на этом месте линия и он переиграл, став распознавателем линии. И.е. он никогда бы не стал распознавателем чего-то определенного. Поэтому нейроны имеют точно отработанный эволюцией интервал времени специализации – “критический период” обучения. Это бывает только когда созреют нейрона данного слоя, выбросят дендриты в сторону наивысшей активности и начнут привыкать к данному профилю активности на своем входе. И не всякий новый нейрон готов стать детектором сочетания признаков, а нужно чтобы он нашел свое место, мигрировав туда, нужно чтобы была определенная среда метаболизма вокруг, способствующая началу формирования активности и не было конкурирующих уже специализированных соседей, которые своей преобладающей активностью просто затормозят любые попытки возбуждения нового нейрона.

    Поэтому для образования нового распознавателя необходим и новый нейрон, но даже этого оказывается недостаточно.


    Дата создания: 09.10.2018
    Последнее редактирование: 09.10.2018

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Критические периоды развития":
  • Депривация в критические периоды развития
  • Этапы развития
  • Критические периоды развития в формировании психической специфики
  • Нейропсихологическое тестирование - Диагностика
  • Цвет как психологическое и психофизиологическое явление
  • Последовательность созревания зон мозга
  • Развитие лобных долей и творческие возможности
  • Умение распознавать лица у макак не врожденное
  • Первые осознанные воспоминания
  • Пластичность после критического периода развития. Можно ли продлить сенситивный период обучения?
  • Прозревший слепой сразу не может узнавать предметы. Но уже через неделю всё меняется…

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя
  • Яндекс.Метрика