Данная мировоззренческая статья не предназначена для прочтения истово верующими. Хотя она не имеет никаких намерений оскорбить "чувства верующих", но в ней содержатся фактические данные, материалы для сопоставлений и обобщающие выводы, которые могут показаться неприемлемыми для верующих. Поэтому, пожалуйста, следуйте принятому соглашению для посетителей данного сайта в соответствии с 29-й статьей Конституции России.
Те же, кто достаточно хорошо контролируют себя и способны преодолеть возможные порывы праведного негодования (а именно к этому прямо призывают многие религиозные заповеди), смогут прочесть статью с пользой для того, чтобы осмыслить предлагаемую мировоззренческую концепцию в отношении влияния религии на общество.
Оглавление
Градации осознанной значимости
Крайние значения осознанной значимости - граница психопатологии
Адекватность объекта веры и реальности
Продление возраста доверчивого обучения на всю жизнь
Главные признаки религиозной веры.
Статистика по факторам, воздействующим на религиозную веру
Фактор творческого потенциала и условия его эффективности
Фактор личной социальной активности
Адаптивный фактор (оптимизации личных сроков существования)
Фактор общепринятой этики в культуре
Массовость явления (привычность, традиционность в культуре)
Фактор искусственного и естественно роста неравенства
Личная гигиена в отношении религии
Религия - система взаимодействия в обществе, основанная на вере. Вера - ключевое слово, означающее предельную уверенность в чем-то, настолько высокую, что ничто, противоречащее этому, не может быть принято верующим человеком.
Можно представить себе веру в совершенно точно установленную
эмпирически истину, которая подтверждается у независимых исследователей
верификацией утверждения в реальности. Это называется аксиомой, и она вполне допускает сомнение, т.е не является предельно высокой. На
системе взаимно непротиворечивых аксиом базируются все последующие выводы в
предметной области науки, согласно критериям
полноты и верности теории.
Но критерии адекватности реальному не срабатывают в случае тех
умозрительных утверждений, которые не подтверждаются в реальности (тем более
отнесенные к сверхъестественному), и поэтому такие теории называют мистическими,
а систему взглядов, имеющих статус веры, не допускающей сомнения в этом,
- религиозной.
Сегодня суть веры и механизм ее реализации достаточно понятен настолько, чтобы можно было сформировать системную модель ее участия во всех психических явлений и, соответственно, в формирования социальной культуры. Степень уверенности - следствие организации личной системы отношения при формировании субъективных моделей понимания. Можно представить условную шкалу силы субъективной оценки (см. Доверие, уверенность, вера):
В приведенной шкале неверия-веры градации приводятся как
значения условной силы осознаваемой оценки значимости, и при выборе альтернатив
происходит сопоставление силы этих оценок так, что предпочтительной оказывается
наивысшая.
Позитивная оценка означает силу стремления, повторения уже
имеющегося удачного опыта, сила негативного - избегание нежелательного.
При сопоставлении в случае максимальных значений, никакая
альтернатива оказывается не в состоянии конкурировать, и всегда поведение
складывается в контексте этой максимальной оценки, а все, что ей противоречит,
т.е. оказывается более негативным относительно нее, избегается.
Религиозный
уровень веры не допускает сомнения в отношении объекта вера.
Так организован наиболее общий механизм направленности поведения в случай осознания (т.е. при наличии важного нового), позволяющий на основе оценки значимости проявлять волевое усилие, добиваясь выполнения действий, противоречащих привычному. А привычное - это ставшее стереотипным ранее осмысленное, что уже не требует осмысления.
Это - очень кратное, но принципиальное изложение механизмов организации индивидуальной адаптивности к новому.
В случае предельно высокой веры все, что ей противоречит не замечается и избегается. Оценки становятся избирательными. Это приводит к специфическому эффекту: буквально все вокруг начинает подтверждать истинность объекта веры. Даже в минуты сомнения оказывается достаточно ухватится за какую-то подтверждающую соломинку, чтобы снова погрузиться в незыблемость сверхценной идеи.
Научные аксиомы не имеют статус окончательной истины и постоянно перепроверяются, как только обнаруживается новый метод, способный уточнить утверждение. Так аксиома о постоянстве скорости света в вакууме до сих пор перепроверяется прямо или косвенно, и ученые готовы к тому, что, возможно, условия, в которых данное утверждение верно (граничные условия верности), окажутся не полны в каких-то случаях. Т.е. уровень предельно высокой веры в науке не достигается даже для аксиом. В отличие от этого, религиозные догматы сомнению не подлежат, это считается недопустимым кощунством.
Независимо от того, во что человек (не)верит, если это образует его контекст понимания, то все в этом контексте приобретает определенный смысл, связанный с уровнем веры или неверия. Это формирует направленность его реагирования - цели и специфику решения возникающих проблем. Это формирует его отношение к происходящему, его этику и адаптивность по отношению к более общей этике культуры социума.
Вера в то, что в реальности не соответствует убеждениям, образует религиозный контекст поведения человека в любых областях его деятельности, а не только в том, что традиционно считается религией. Максимальные значения веры и неверия создают эффект идеи-фикс (сверхценная идея, навязчивая идея, паранойя), который можно наблюдать в реакциях субъектов в любой области человеческих отношений.
Вера в форме агрессивного отстаивания своих убеждений или фанатичная вера - это уже грань психопатологии, которая в возникающих острых социальных конфликтах может довольно быстро приводить к проявлениям параноидальной шизофрении.
Однажды образовавшись, религиозный контекст предельной веры или неверия начинает обслуживать все, что его касается, расширяясь во все другие контексты условий и ситуаций потому, что с ним не может конкурировать ничто другое. Возникает общий синдром веры или неверия.
Несуществование в реальности объекта веры - важнейшее качество религиозной веры: верить без сомнения в то, что непосредственно и даже косвенно не проявляет себя как существующее объективно, возможно только в случае предельно сильной субъективной оценки. И тогда буквально все начинает быть свидетельством существования объекта веры, достаточно очевидным для верующего.
То, что возникает как продукт субъективного, но в целостности предполагаемых свойств (субъективной модели объекта) не обнаруживается (корректным опытом) в реальности, называют фантазией. В норме в мозге достаточно надежно разделяются собственные фантазии и реальность, но в случае, если объект внимания оказывается сверхценным и постоянно привлекает к себе внимание, границы вымысла и действительности стираются с каждым таким осмысливанием вплоть до патологического состояния (1, 2, 3, 4, 5). С другой стороны, если фантазия не была продуктом собственного сознания, а была передана авторитарно как безусловная и неоспоримая истина, то сразу возникает вера в это как в объективность.
Если субъективная модель объекта внимания имеет многие основания в реальной действительности и как раз поэтому и была сформирована (а не просто придумана), то говорят про гипотезу. Но в случае, когда даже нет корректного определения, то это - не просто фантазия, это - именно объект религиозной веры. Неопределенное невозможно исследовать в принципе, о нем невозможно делать корректные предположения. Поэтому наука не имеет отношения к "основному вопросу философии".
У всех людей и высших животных есть специфическое и прекрасное субъективное переживание - признание величия чего-то непостижимо могущественного, называемое "религиозным чувством". Так, собака испытывает такое чувство к своему хозяину.
В раннем периоде развития, когда мир еще остается непонятным во многом и не позволяющим уверенно воздействовать на многие объекты, выделенные вниманием, они все равно наделяются осознаваемой значимостью их для субъекта.
Наиболее значимые, но при этом непонятные и требующие простого подчинения неоспоримой мощи, заставляют покориться, отдаться во власть, независимо от позитивной или негативной значимости, как отдаются во власть лидеру стаи.
Это - нормальный период развития представлений, который оставляет большое влияние на всю систему этических представлений. Так, Эйнштейн писал о своем религиозном чувстве:
" ...Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека – это ощущение таинственности. Оно лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым. Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, – это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен. Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего".
При этом у Эйнштейна не было предельно высокой веры в отношении чего-либо, он не был верующим и, тем более, он не принадлежал какой-то религии. Но, учитывая его огромную популярность и авторитет, просто не могло не быть самых жульнических попыток представить его верующим.
Эйнштейн не был и атеистом, т.е. у него не было предельного неверия в отношении богов потому, что он, прежде всего, был ученым, а наука не имеет никакого отношения к неопределенным, в принципе не верифицируемым объектам воображения.
Естественному религиозному чувству, которое испытывает любой человек, противопоставляется организованная религия, которая навязывает сверхценные идеи, не имеющие отношения к реальности, авторитарно внедряет их до уровня зависимого состояния и поддерживает эту зависимость - с целью обеспечения собственного ареала существования.
Многие священнослужители считают социальной основой христианства взаимоотношения типа паства и пастыри (Пастырь и паства - сущность христианства).
Это и в самом деле по сути отражает принцип взаимоотношений и предполагает разные социальные роли и, соответственно, две совершенно разные мотивации: 1) порожденные сверхценной идеей и 2) стремление использовать сверхценные идеи для своей пользы. Соответственно, нужно учитывать и разделять два совершенно разных мира: носителей религиозного чувства и организаторов религии, которым в силу своего верховернства над первыми, не присуща истовая вера (кроме их отдельных представителей), которые в принципе своей социальной роли более циничны, авторитарны и хитроумны в целях поддержания зависимости от веры, ставя себя над простыми верующими и призывая к безусловной вере.
На всякая сверхценная идея, завладевшая человеком, считается религией. Религия - социальное явление, в котором взаимодействуют носители веры и организаторы зависимости от веры как классы представителей различной социальной роли. В мире нет ни одной религии, в которой бы был только один из этих компонентов. Возникает особый вид социального взаимоиспользования: организаторам нужна паства для самой возможности их существования, а верующим нужны организаторы, берущие на себя обязанности связи с объектами религиозной веры и обещающие некоторые конечные, обычно посмертные, позитивные результаты.
Часто невозможно провести четкую границу между одними и другими вплоть до того, что один человек может начать себя ощущать и как истово верующий и как сам себе наставник, и таких случаев очень много, особенно в области нетрадиционной религии - у носителей идеи-фикс, в традиционной же религии это регламентируется четко как иерархия религиозной власти.
Существуют новообразования и промежуточного типа - целые сообщества, например, ДЭИР, в которых возникает своеобразная система иерархии влияния.
Методы у организованной религии веками выверены эмпирически. Для того, чтобы убеждать в истинности идеи, не имеющей отношения к реальности, необходимо использовать приемы риторики и обмана, миссионерство в разных формах, в том числе миссионерские притчи.
Религия всегда была бизнесом, и очень прибыльным. И это не объясняется тем, что везде есть корыстные люди. Это - именно системное свойство организаторов религии - как класса авторитарной социальной роли.
Даже Правда о Тибете:
Для богатых лам и помещиков коммунистическая интервенция оказалась страшным несчастьем. БОльшая их часть иммигрировала заграницу, включая и самого Далай-ламу, которому бежать, помогло ЦРУ.
Некоторые к своему великому ужасу обнаружили, что им придется самим зарабатывать себе на жизнь.
А уж сколько гуру проводят платные семинары и обряды, используя тибетскую специфику.
Российское православие сегодня особенно коммерциализировано:
Как и в любом традиционном бизнесе, стоимость корпоративных услуг много выше стоимости аналогичных услуг для частных лиц - потому и освящение ракеты стоит гораздо больше освящения автомобиля (за которое люди обычно отдают 500-1000 рублей).
В ноябре прошлого года протодиакон РПЦ cвященники поспорили об освящении ракет по поводу неудачного пуска освященного «Союз-2.1б» с 19 спутниками на борту («Не отвечает за качество услуг»), что церковь, предоставляя услуги по освящению космических ракет перед стартом, «никогда не отвечает за качество этих услуг» и это «очень странно».
Если уверенность достигается личным опытом, обеспечивающим хорошее понимание ситуации и навыками решения возникающей в ней проблем, но всегда допускается, что в чем-то знание не полно и может потребовать ревизии, то предельно высокая вера, не допускающая сомнений, формируется авторитарно или чрезмерно придаваемой значимостью.
Авторитарная передача сведений (типа "делай так и все будет хорошо") - нормальный процесс в ранний период доверчивого обучения, но позже, когда авторитет влияет уже в период инициативы - свидетельствует о критической недостаточности личного опыта или зависимым состояниям, возникшем при чрезмерно авторитарном воспитании.
На предрасположенность к вере влияют как наивность (отсутствие не только личного опыта в вопросе, но и навыков критического осмысления чужого опыта), так и привитая зависимость от авторитетов.
Любая вера или неверие в самом своем основном принципе препятствует возможности личного исследования вопроса и вообще сомнения, в отношении которого вера уже подсказывает решение. Естественным образом этот тупик преодолевается такой находкой эволюции как скептицизм (развиваемый в раннем периоде инициативы и преступления авторитетных догматов), но он не срабатывает для идей предельно высокой значимости.
Из-за предельно высокого влияния на субъективную оценку и целенаправленности поведения, все формы веры имеют высочайшее значение для социума, что и будет рассмотрено в этой статье.
В любой социально значимой сфере деятельности можно выделить носителей идеи-фикс, которая образует более общий контекст религиозного отношения. Такие люди придали некоей первоначальной идее, которая никогда корректно не была проверена в реальности, завышенную ценность, принимают все, что как-то ее подтверждает и игнорируют все, что ей в чем-то противоречит.
К примеру, в медицине это - авторские теории врачей и знахарей (1, 2, 3), у работников науки и просто считающих себя учеными - личные сверхценные идеи, на основе которых возникают теории (1, 2, 3).
Конечно же, доверчивостью людей всегда пользуются склонные к обману авантюристы, которые специально придумывают очень привлекательные чем-то теории для того, чтобы увлечь людей и стричь деньги разными способами, от семинаров по возвышению душ до продажи изделий будто бы выполняющих важные функции (1, 2, 3).
· Религиозный уровень веры не допускает сомнения в отношении объекта веры.
· Объект религиозной веры порожден как субъективная фантазия, а не как нечто, объективно (независимо от субъекта) демонстрирующее себя в реальности.
· Объект религиозной веры не имеет корректного определения.
· Религиозная вера заставляет защищать себя, чаще всего активно воздействуя на то, что ее попирает или изолируясь от этого.
· В случае религии к этому добавляется обязательное взаимоиспользование верующих и организаторов веры.
Далее будут приведены данные для сопоставлений факторов, которые непосредственно влияют на эффективность адаптации к новому (что является основой любого вида адаптивности) и определяют влияние религии в обществе.
Эффективность любого исследования природы зависит от того, насколько человек оказывается способным распознавать субъективные иллюзии и ошибки интерпретации. К середине прошлого века были формализованы классические представления о методах адекватного реальности исследования и обработки их результатов: научная методология. Уточнилось понятие ученого: не все, кто занимается исследованиями - ученые, а те, и только те, кто следует принципам научной методологии потому, что попирание каждого их них несоблюдение каждого их них порождает специфические ошибки и поэтому является ненаучным. Так, алхимик- не ученый, так же как и тот, кто избирательно принимает во внимание только то, что подтверждает его теорию. Можно пройтись по принципам научной методологии и убедиться в том, что отступление от каждого делает результат ненаучным.
Полноценных носителей научной методологии очень мало в процентном соотношении хотя бы потому, что это - молодая предметная область и ее все еще или вообще не преподают в вузах или значительно искажают. Ученые всегда на собственном опыте нарабатывают навыки понимания значения этих принципов и их применения.
Творческих людей гораздо больше, чем носителей безупречно выверенной научной методологии, но и их мало в процентном соотношении. Это приводит к появлению условий широкой и облегченной экспансии сверхценных идей, их использования организаторами форм эекплуатации доверчивости, традиционных для данной культуры.
Об оценках числа творческих личностей
Самый общий вывод, который можно сделать из опубликованных материалов, банален: творческих личностей – мало, выдающихся творческих личностей – ещё меньше...
Это - бесспорный результат статистического распределения в популяции на каком бы уровне развития она ни находилась: пик оказывается очень мал относительно всех других. И это не имеет никакого отношения к генам.
Так, в работе Процентное соотношение и негауссовое распределение-zipf креативности и iq в популяции:
...Наша модель означает, что отношение потенциально креативных людей составляет квадратный корень = 1/10 от общего числа населения. То есть, если за основу взять то, что количество людей в популяции равняется 100%, то число талантов в ней будет составлять 10%, то есть с математической точки зрения это корень квадратный или «геометрическая средняя».
Поэтому следует обратить особое внимание на почти полностью забытую в психологической литературе 8%-ную группу талантов как в селективных, так и случайных выборках Гальтона, опубликованных им в свое время.
... в свое время именно Гальтон экспериментально убедительно доказал, что регрессия не имеет никакого отношения к наследственности, тем более – к генам.
35% россиян не читают книги, а 18% даже не имеют их
... мы просто не хотим читать. Исследователи приводят такую статистику: мы читаем книги и газеты 9 минут в сутки, а журналы — 6 минут. Год назад ВЦИОМ провел исследование, чтобы узнать, сколько книг мы храним в домашней библиотеке, сколько книг в среднем прочитали российские граждане за последние месяцы, и где берут книги, чтобы почитать. Оказалось, около половины жителей России дома имеют менее сотни книг. 31% опрошенных могут похвастаться более обширным собранием: у 19% дома есть от 100 до 300 книг, 6% — от 300 до 500, 4% — от 500 до 1000, 2% — свыше 1000 книг. 18% опрошенных признались, что книг у них дома нет совсем.
... За три месяца житель России прочитывает в среднем 3,94 книги, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял 5,14. Время чтению чаще посвящают жители Москвы и Санкт-Петербурга и люди предпенсионного возраста, причем читают чаще женщины.
Разброс творческого потенциала в обществе определяет долю людей, склонных к доверчивости и принятию религиозных догм. Если принять средний творческий потенциал за норму, то склонными к религиозной вере оказывается примерно 20% современных жителей России с повышенной доверчивостью из-за своего невысокого развития. Остальные приписывают себе принадлежность к религии вследствие культурных традиций.
Ученые подсчитали, какой процент людей любит свою работу
Ученые провели любопытное исследование, согласно результатам которого, совсем небольшой процент работающих людей в мире может честно сказать, что любит свою работу. Всего 13% респондентов ответили на этот вопрос положительно.
Большинство россиян не видит пользы в религии:
К распространению веры россияне сегодня относятся хуже, чем четверть века назад. Так, если в 1990 г. с тем, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу в целом соглашалось большинство опрошенных (61%), то сегодня — только треть (36%). Положительный эффект лично для себя ранее прогнозировали 41%, в настоящее время — 33%», — говорится в результатах исследования. О вреде распространения религий говорит почти четверть россиян — 23%. 25 лет назад такого мнения придерживалось лишь 5%.
Люди, не теряющие способность эффективно адаптироваться к новому, сохраняют социальную активность до самой смерти, а сама их продолжительность жизни выше по сравнению с менее творческими людьми. Это - прямое следствие видовой оптимизации продолжительности жизни в зависимости от ее социальной активности - очень существенного компонента среди других факторов, определяющих запуск конечной фазы жизни (об этом обстоятельно и обосновано изложено в статье Здоровье и счастливое долголетие).
В Российском обществе в силу различных причин многие люди (более 80%) оказываются социально невостребованными и не находят свое профессиональное место в жизни. Это способствует попыткам найти хоть какое-то свое место, в том числе и с помощью религии.
Продолжительность жизни и долгожительство у представителей творческих профессий
Первые пять мест по СПЖ среди мужчин занимают Нобелевские лауреаты (78,8 года), академики (72,7 года) и члены-корреспонденты РАН (71,7 года), дирижёры (71,1 года) и учёные (71,0 года).
Долгожители - люди творческие и деятельные
Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, щедро и без остатка отдавших свой гений на благо человечества, можно было бы продолжать бесконечно. Для таких людей был характерен высокий жизненный тонус, который достигается интеллектуальной активностью и творческим трудом.
Россия сегодня не является страной долгожителей (относительно других стран) и, возможно, немалая причина этого - недостаточное число людей творческих профессий и недостаточная социальная востребованность большинства населения.
Сколько реально верующих в России?
...сколько же православных в России сегодня? По всей видимости, людей, которые регулярно отправляют культ, которые посещают храм не только по праздникам, а постоянно, около 1% от населения (возможно, менее 1%).
30% православных считают, что Бога нет
До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят.
... Несколько крупнейших социологических институтов в стране примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации.
... Церковные власти в первой половине 2000-х с этими данными спорили, заявляя о недооценке числа православных. Однако, когда к 2008 году показатели сравнялись с желаемыми — порядка 63—75%, успокоились и даже устами патриарха Кирилла признали тот факт, что только 10% населения «воцерковлены».
...по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), верующими в Бога себя называют 47% респондентов.
...многие исследователи подтверждают, что в России имеет место быть любопытнейший парадокс: общее число верующих (47%) меньше числа приверженцев различных конфессий (70%).
... По данным исследований ВЦИОМ, 31% респондентов допускает существование Бога, 6% опрошенных - убежденные атеисты, 8% не задумываются вообще на тему своего отношения к религии.
Даже по оценке церковных властей "только 10% населения «воцерковлены»", остальные "верующие" причисляют себя к религии по причине культурной традиции потому, что так считается правильным в данной культуре. К таким относится более 70% населения России.
Конечно же, организаторы религии пытаются представить все так, будто бы люди в своем большинстве являются религиозными верующими и в своих оценках декларируют высокий процент, никак не учитывая тех, кто назвал себя верующим не по причине глубокой религиозной веры.
Статистика верующих: официальные данные по странам
Статистика верующих в России показывает, что из 80% людей объявивших себя православными, только 18–20% от 1 до 2 раз в год исповедуются и причащаются. Остальные приходят на Пасху святить куличи и иногда забегают в церковь по личным надобностям.
По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем (2007 год), верующими в Бога себя называют 47 % респондентов. Из них почти половина никогда не открывали Библии, лишь 10 % регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, а 43 % ходят в церковь только по праздникам. ... Кроме того, 3 % респондентов высказали мнение о том, что являются верующими, но не причисляют себя к какой-либо конкретной конфессии.
... Опрос «Левада-центра», проведённый в декабре 2012 г. среди 1600 человек из 45 регионов, показал, что с 2009 по 2012 г. доля православных в России уменьшилась на 6%, с 80 до 74%, а доля мусульман выросла на 3%, с 4 до 7%. Число не относящих себя ни к какому вероисповеданию за три года выросло с 8 до 10%, а атеистов стало меньше: с 6 до 5%.
... Во время опроса фонда «Общественное мнение» проведённый в 2013 году на вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» ответы распределились следующим образом: не считаю себя верующим человеком — 25%, 64% отнесли себя к Православию, 1% к другим христианским конфессиям (католикам, протестантам, униатам, баптистам и др.), 6% заявили, что исповедуют Ислам, 1% — другие религии и 4% затруднились ответить, не смогли назвать определённую конфессию.
... Опрос фонда «Общественное мнение» и службы «Среда», проведенный в мае 2011 г. среди 1500 жителей 44 регионов, показал, что верующих в стране 82%, атеистов — 13%. Православными христианами себя считали 50% опрошенных, подавляющее большинство из них принадлежит к Русской православной церкви.
Как видно, разница в результатах ощутимая. Хотим обратить внимание, что только в последнем опросе есть вариант назваться внеконфессионально верующим, но нет варианта — атеизм. Втором случае формулировки вариантов ответов подразумевают обязательный выбор своей принадлежности к какой либо конфессии, да и сама формулировка вопроса «Считаете ли вы себя верующим человеком? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» — имеет вариант: «Да, считаю верующим. Не отношу к какой бы то ни было конфесии» лишь частично отражена в варианте: «Затрудняюсь ответить, не могу назвать определённую конфессию», который всё равно содержит подталкивание респондента к выбору конфессии.
Можно сделать вывод, что статистический подход к оценке распространения вероучений сильно зависит о формулировок как вопросов, так и вариантов ответов проводящихся социологами опросов.
Итак, сопоставление статистических данных показывает, что "атеистов" в России около 13% (что коррелирует с числом творческих и деятельных людей), а истово верующих около 10%.
Разрыв между умными и глупыми нарастает
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь.
...По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений.
...По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей.
...Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети.
Это разрыв между глупыми и умными оказывается прямой причиной нарастания неравенства в развитых странах. А адекватность личностных интерпретаций действительности напрямую зависит от того, насколько человек самостоятельно, а не понаслышке (не книжными знаниями и авторитетными сведениями) строит свою субъективную модель понимания.
Разрыв между людьми вполне соответствующими своим пониманием уровню развития науки и техники и людьми, которые не догоняют стремительно прогрессирующую культуру и технику и поэтому склонны к архаичным формам социальности, в частности религиозности, увеличивается.
Склонными к религиозной вере оказывается примерно 20% современных жителей России с повышенной доверчивостью из-за своего невысокого развития, а истово верующими - около 10%. Остальные (более 70%) приписывают себе принадлежность к религии вследствие культурных традиций.
В Российском обществе в силу различных причин многие люди (более 80%) оказываются социально невостребованными и не находят свое профессиональное место в жизни. Это способствует попыткам найти свое место, в том числе и с помощью религии.
Россия сегодня не является страной долгожителей и, возможно, немалая причина этого - недостаточное число людей творческих профессий и недостаточная социальная востребованность большинства населения.
Разрыв между людьми вполне соответствующими своим пониманием уровню развития науки и техники и людьми, которые не догоняют прогресса и поэтому склонны к архаичным формам социальности, в частности религиозности, увеличивается.
Статистика показывает, что "атеистов" в России всего лишь около 13% (что коррелирует с числом творческих и деятельных людей).
Сопоставление различных оценок уровня религиозной веры в России приводит к общему выводу: в основном принадлежность к православию является следствием культурной традиции, тем, что считается правильным в данной культуре в силу тех или иных причин (конечно же, личное религиозное чувство у многих людей требует определенности выражения).
Этика проявляется как мотивационные основы социально ориентированного поведения. Все, происходящее в общественном сознании, влияет на формирование этики существующей культуры в виде этических символов взаимопонимания. Каждый вид представительства социальной роли вносит свой вклад.
В случае религии, религиозная вера - одна специфика, организация религии - другая специфика.
Конечно же, и в системе организации религии есть носители глубокой веры, этика которой качественно отличается от этики организаторов религии. Они строго блюдут догматы веры не на словах, а по сути. Таких людей называют блаженными, святыми подвижниками, в общем, людьми не от мира сего. В качестве организаторов религии они годятся только как символы непорочности, смирения и благой жизни. В силу своих идеализированных качеств они просто не могут должным образом выполнять обязанности по организации религии и даже в таком качестве представляют определенную опасность.
Организаторам религии прощается их коллегами все то, что нужно для эффективного поддержания веры у паствы и доходов у церкви. А т.к. приходится поддерживать веру в несуществующее, то необходимы приемы обмана, риторики, зомбирования. Эта специфика вместе с попустительством в грехах в своих рядах напрямую провоцирует деяния, которые даже законодательство страны признает преступными.
Нельзя утверждать, что 7 самых страшных преступлений, совершенных священниками против человечности (Как рпц торговала, Православные гомосексуалисты-священники и Педофилия в православной церкви, Опасная дорога и Незамоленные грехи Русской Православной церкви) доказывают, что религиозная вера, все же, позволяет их совершать. Священнослужители живут в мире не религиозной веры, а ее организации, а в этом мире - совсем другая, циничная этика ("А чего бояться, если умрет, отпою").
При этом верующим внедряются представления, в точности так же, как СМИ внедряет актуальные идеи в головы граждан, о недопустимости греха, праведному следовании догматам веры. Так, из относительно недавних "доводов" в сравнении пользы и вреда веры, выделяется утверждение, что только верующий человек может избегать преступлений потому, что он смирен и у него есть страх божий, что только верующий искренне морален. И это принимается даже не очень глубоко верующими как очевидность.
Но для людей неверующих такое утверждение оказывается обескураживающим, ведь они не совершают престепления вовсе не из какого-то страха. Они просто не могут переступить через очень многое из того, что в данной культуре считается недопустимым и порицаемым. Они так с детства воспитаны и могут поделиться с ближним или не сделать гадость ближнему не потому, что боятся бога, а просто из сочувствия, не говоря про альтруизм - очень древнее качество социальной жизни. В самом деле, вера не запрещает совершать очень многое из того, что порицается этикой культуры. Считается позорным обидеть ребенка или беззащитного. Даже просто пукнуть на людях многие не посмеют.
А еще не в столь отдаленные времена:
· на улицах городов из окон выливались помои, выбрасывался мусор,
· муж мог наказывать жену побоями и даже были книги, поясняющие как это делать ("домострой"),
· детей в школе били розгами,
· можно было убить человека, если "ты прав". Отцы могли законно убивать своих дочерей,
· держали рабов,
· было право первой брачной ночи: с невестой в первую ночь спал хозяин, а не простолюдин,
· в медицине использовался помет животных и людей для накладывания на раны,
и церковь это не только не запрещала, а многое даже поощряла.
Примеры - нашей культуры, а сколько того, что невообразимо для нас в других религиозных культурах! Но потому как в России преобладает православие, в статье будет акцентироваться внимание на этой религии.
Конечно, в церковных заветах много гуманного просто потому, сто они следуют наиболее важным принципам социального взаимопользования, формализованным в культуре. Но есть по-настоящему странные для сегодняшнего дня заветы (Избранные советы и наставления святых отцов на все случаи жизни):
· ...Любите, братия, врагов ваших, благословляйте клянущих, добро творите ненавидящим и гонящим вас ... любите ненавидящих вас и не будете иметь врага.
· Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую...
· И от серебра, и от одежды, и от всякого имения взявши начаток, сколько тебе угодно, отдай (его), по заповеди.
· Приходящий к Богу должен возлюбить нищету во всем и быть пригвожден страхом Божиим...
· Всякое вообще слово, которое не клонится к предположенной о Господе потребе, есть слово праздное. И опасность подобного слова такова, что, если сказанное и хорошо, но не направлено к созиданию веры, сказавший его не приводит себя в безопасность добротою слова, но тем самым, что сказанное не к созиданию клонилось, оскорбляет Духа Святого Божия.
· Родившись женщиной, не присваивай себе возможности, свойственной мужчине, и не величайся родом, не кичись ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость – покоряться законам супружества...
· Твоим занятием путь будут прялка, шерсть и поучение в Божием слове, попечение же о внешних делах предоставь мужу.
· ...сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все... великое дело – милостыня. Возлюбим ее, - ей нет ничего равного; она может и загладить грехи, и избавить от суда.
· Не ешь по два раза в день, чтобы не огрубело тело твое, а с ним не окрепли и страсти.
· Не запирай двери своей пред странником...
· Безмолвствуй и делай свое дело. ... Старайся меньше разговаривать с людьми, а упражняйся во внутренней молитве.
· Будь кроток со всеми людьми.
· Веруйте твердо, что Бог промышляет о вас; не давайте места сомнению...
· несчастными случаями люди бывают поражаемы: семейство лишается иногда отца, муж – жены, жена – любимого мужа, родители – единородного сына – всей их надежды и радости; дети остаются сиротами, без призрения; иной лишается всего богатства, делается нищим, другой терпит различные несчастия, скорби болезни, лишается чести и прочее. ... сим испытуется ваша вера и любовь к Богу...
· Когда Отец наш небесный простирает жезл Свой к наказанию чад Своих, не да оскорбит их, но да спасет в вечной жизни. ... да не ослабеваем наказуемии от Него, ибо Он, егоже любит, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет.
· Посылает болезни и скорби, и тем очищается от грехов всякая христианская душа, но только если при этом благодарить Бога за болезни, и каяться о грехах, и терпеть с покорностью волю Божию.
· О борьбе со злом. В современных условиях, когда весь мир пропитан злом, такая борьба немыслима. Сейчас не борются, а только ограждают себя от зла.
· Вас устрашает помысл опасности от пожаров, и потому в ограждение сего располагаете дом ваш застраховать. И веруете, что без воли Божией не может ничто же случиться, но покрываете веру сию неверием, сомневаясь, что при несчастном случае останется у вас на совести, почему не застраховал....Когда вы веруете в промысл Божий, и, что ни случится с вами, все бывает по Его мановению, то излишне будет страховое общество; сильно ли оно предотвратить беду, которою угодно Богу посетить человека?
· ...смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и безсловесных животных, и даже самых духов злобы.
· Нищетой духом обладает ученый, который, как Ньютон, признает, что он знает гораздо меньше того, чего не знает.
· Больше всего надо заботиться о спасении своей души. Больше всего надо ждать смерть. ... Почему ожидание смерти – самое великое ожидание для человека? Потому что в этом ожидании человек начинает очищать свою совесть и спешит делать добрые дела.
· А цель земной жизни – стяжание Царствия небесного.
· Почему нельзя осуждать священников ... Знай и крепко веруй, что святые Тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией благодати. ... Никогда не осуждай священнослужителей; они погрешают, они и ответ дадут Богу в день судный.
· Итак, будем молиться, ожидая милости Божией.
Для верующих заготовлены списки грехов (подборка) и из Какое отношение болезнь мозга имеет к христианству?, из которых особенно привлекает внимание:
· неисполнение святой воли божией
· неверие и маловерие
· неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла
· плохое воспитание детей — вне христианской веры
· уныние, тоска, печаль
· осквернение во сне
· украшение (лица, одежды, жилища), острижение волос (женщинами), выщипывание бровей
· совокуплением с бесами
· ношение неприличной одежды, спортивной, обнажающей тело, короткой, узкой, обтягивающей тело, одежды с надписями, модной
· слушание радио; слушание музыки
· участие в викторинах
· лечение у безбожников
· держание в доме собаки
· употребление гематогена
· пересадка органов
· излишнее пристрастие к своим родственникам
· лишение себя невинности
· пристрастие к сверстникам (товарищам) или, напротив, пренебрежение ими
· беременность для девицы или женщины, не имеющей мужа
· брак при большой разнице в возрасте
Безусловно, любой батюшка объяснит все это так чудесно, что черное окажется белым. При этом церковь не раз открыто нарушала свои же заповеди, так что Как Иисус нарушал 10 заповедей, Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников, а вот пастве - все церковные заповеди для смиренного исполнения.
Ни в каких основополагающих книгах не перечислено все то, что не позволяют себе делать воспитанные люди (библейская литература критически не поспевает за стремительным развитием культуры), но, если священника спросить о допустимости какого-то поступка, он, конечно же, учтет существующие этические нормы в обществе и найдет как привязать это к религии, - ведь это его профессиональный навык.
Иногда страх божий подменяют страхом смерти с той же целью заставить поверить в обещания загробной жизни праведникам и покаявшимся. И, в самом деле, страх смерти - древнейшее защитное приобретение эволюции, но только для некоторых контекстов поведения, а в таких стилях как агрессия, альтруизм - его нет. Мало того, при понимании сути человеческого Я страх смерти утрачивается и возникает куда как более привлекательная альтернатива, чем непонятное пребывание в райских кущах: многие не знают как провести даже несколько дней, а тут - вечность.
В силу предельно высокой веры, которую стремятся внедрить организаторы религии, такой верующий в принципе не сможет усвоить ничто альтернативное регламентированного догматами веры. Может быть только одно: или ограничиться лишь религиозным образованием или не использовать религию в образовании. Попытки совместить взаимно исключающие предметы невозможна.
Ученые изучают религию во всех ее аспектах и проявлениях, в том числе особенности религиозной культуры и этики. Но это - специализированная предметная область исследований, не имеющая отношения к служению религии. Поэтому попытка введения предмета религиозной культуры - это всегда и только - внедрение самой такой культуры, вопреки всем другим изучаемым предметам. А в младших классах просто невозможно понимание этого как предмета изучения, к которому нужно быть готовым во многих промежуточных понятиях знания психологии, социальных отношений и многого другого. В случае детей - это прямое внедрение религиозности, что и подтверждается проводимыми обрядами в школах.
В статье Дети и политика приведена периодизация развития, в которой показывается наибольших среди всех высших животных период формирования лобных долей мозга, ответственных за субъективное понимание объективной действительности и личную интерпретацию происходящего. Это - период формирования личности человека, и только после его завершения примерно в 25 лет личность становится достаточно самостоятельной в навыках сопоставления данных и обобщении их в специфику модели понимания. Это период, после которого возможно принятие только достаточно взвешенных решений, а до которого у развивающейся личности пока еще не достает многих промежуточных составляющих для самостоятельности, и они склонны к авторитарным и популярным повторениям услышанного.
Соответственно распределен разброс максимума возможности постижения нового - как интеллектуальный потенциал решения актуальных проблем.
В случае же продолжающегося периода авторитарного воспитания этот пик оказывается в наиболее нижней (затемненной на рисунке) своей части, что напрямую влияет на возможности востребованной социальной активности и зависимой от этого удовлетворенности жизнью.
Верхняя (светлая) часть диапазона - инициативные, заинтересованные люди, поддерживающие тонус своего творческого потенциала постоянными доминантами нерешенных проблем (подавляющее меньшинство), а нижний - довольствующиеся своим наработанным профессионализмом и затрудняющиеся осваивать что-то новое (большинство), решать новые проблемы.
От того, насколько продуктивен период формирования творческого потенциала, насколько адекватна формирующаяся система общего мировоззрения, зависит все остальное, основывающееся на этом. Поэтому преподавание авторитарных догм, тем более противоречащих естественно-научному мировоззрению напрямую снижает интеллектуальный потенциал данного общества и уровень жизни (и продолжительность жизни) людей.
Далее - подборка материалов по теме религиозного образования и его влияние в обществе - для сопоставления картины в современной России.
Минобрнауки стало отделом РПЦ: что в школе читать, теперь решают попы
Министерство образования поддержало идею Патриарха Кирилла ограничить список рекомендованной литературы "золотым каноном", общим для всей страны. ... Ранее Патриарх Кирилл предложил создать "золотой канон" текстов для изучения в школе.
Попы тянутся к детям (фото) - Архив журналиста - подборка фото (неважно, что украинская, есть немало и Российских: 1, 2, 3).
Многие высказывания об этом носят явно негативный характер, вплоть до эпатажа и это - не попытка оскорбить или оклеветать, а отражение противостояния интересов, того раскола в культуре, который проистекает из различия убеждений (не разделения религиозной веры), который принимает характер сопротивления вследствие активного миссионерства организаторов религии и лоббирования своих интересов.
Негативный образ поповщины возник задолго до Пушкинской сказки "О попе и о работнике его балде" и отражает не отношение к вере, а протест против специфики укрепления влияния и власти организаторов религии - как социальному классу.
Общий мотив: "Товарищи попы, смотрите, какая ситуация - вы переходите черту".
Попы в школе — мифы и реальность:
Медведев особо отметил, что "выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным". "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", — заявил он.
... Заведующий кафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета, Вадим Перов:
«4 класс — не тот возраст, когда можно этому учить. Это как раз то время, когда ребенка можно задавить религиозным авторитетом. А светскую этику в этом возрасте преподавать нельзя».
По данным Вадима Перова, все — и международные и российские исследования, посвященные становлению морального сознания, говорят, что по оптимистическим прогнозам изучение вопросов этики можно начинать с 14−15 лет. «А вот навязать авторитарную, религиозную точку зрения — это можно», уточнил ученый.
... Чтобы модель работала устойчиво и надежно нужно, чтобы основная часть населения стала малограмотна и инфантильна, для этого, после шага 4, должно пройти некоторое время. Именно для решения этой задачи уже готовятся и утверждаются новые образовательные стандарты- болванки, наполнение и обеспечение которых, возлагается на региональных чиновников.
... учебники писаны религиозными деятелями, решительно отобравших это право от светских авторов, а коль сделан первый шаг, то будет сделан и второй – то есть религиозные деятели будут допущены в школы, это просто дело времени.
Сегодня в школах идет преподавание не просто «Основы мировых религий» и «Основы религиозной культуры», а полновесное погружение в религиозную атрибутику, вплоть до того, что необходимо знать все обряды по датам и то, как их служить. Ни о каком добровольном выборе уже нет речи, религиозные занятия навязывают школьникам (см. Что делать, если вашего ребенка принуждают изучать «основы православной культуры»).
Авторитарное воспитание ребенка
Достоинства авторитарного воспитания
1. Неоспоримым достоинством авторитарного воспитание в ранний период развития ребенка является то, что на ребенка не давит бремя ответственности, бремя необходимости самостоятельно принимать решения по малейшему поводу, которое может привести и приводит к психическим срывам.
2. В семьях, исповедующих авторитарный стиль воспитания, ребенок чувствует себя в безопасности потому, что рядом всегда папа или мама которые знают, что и когда надо делать. Этот фактор также благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка.
3. Ребенок, который воспитывался в авторитарной среде, более организован, дисциплинирован и аккуратен. Из таких детей вырастают отличные исполнители.
Недостатки авторитарного воспитания
1. Главным недостатком авторитарного воспитания ребенка, безусловно, является то, что оно препятствует свободному развитию личность. Ребенок с малых лет и до зрелого возраста во всем подчиняется требованием родителей несмотря на то, что они не всегда совпадают с его симпатиями и антипатиями.
2. Авторитарный стиль воспитания ребенка способствует развитию у него таких комплексов, как заниженная самооценка, неуверенность при принятии решений и, подчас, малодушия.
3. При авторитарном стиле воспитания ребенка меняются поведенческие мотивы последнего: на первый план выходит страх перед родителями, желание им угодить и избежать наказания.
4. Если родители навязывают свою волю ребенку слишком долго и настойчиво, то это может привести и к ухудшению психологического здоровья и, как следствие, потери самоуважения и развитию комплекса неполноценности.
Интеллект верующих и атеистов: нужна ли умным вера
На днях было опубликовано SAGE Journals: Your gateway to world-class journal research Мирона Цукермана, Джордана Зильбермана (оба представляют Университет Рочестера) и Джудит Холл (Северо-восточный университет, Бостон). Американские ученые видят обратную зависимость между религиозностью и коэффициентом интеллекта.
Между уровнем развиия интеллекта и верой в бога есть связь
Впервые за 80 лет был проведен анализ научных работ, выясняющих связь между интеллектом и религиозностью.
...Не зависимо от века, верующие получили меньше баллов в тестах на интеллект, - подытожил руководитель исследования профессор психологии Мирон Цукерман.
...Любая вера – и особенно религиозная – основана на некритическом отношении человека к получаемой информации.
... лекции читали Гаряев П. П., Болотова Л. С., Слесарёв В. И. и Тарасенко С. К.
... Слесарев также рассказывал своим студентам абсолютно инфернальную историю о самовоспламеняющихся людях и даже приводил в качестве примера историю о некоторой бабушке, которая пока никто не видел превратилась в пепел, что, мол, доказывает его историю. Почему это не доказывает, что её, например, сожгла инквизиция или пришельцы — непонятно, события-то равновероятны без доказательств.
... Еще одна «лжеученый» – Людмила Болотова – рассказывала о том, что «разработала методологию и технологию создания интеллектуальной системы, которая по адекватности превосходит IBM-овский Watson». А также тоже рассказывала о тайных свойствах воды, предлагая студентам провести эксперимент по её зарядке «горохом от иконы» и музыкой стиля heavy metal. Вместе с Тарасенко она намерена «обучить компьютеры «языку воды» или «языку аквакоммуникации», чтобы контролировать все живое, цитирует преподавателя студент.
Поводом для данного поста послужила новость о том, что в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» открылась кафедра теологии. ... Я никак не могу представить, как в голове будущего учёного должны совместиться такие противоположные знания, как, к примеру, теория образования Вселенной в результате Большого взрыва и теория происхождения Вселенной по воле божьей?
... тут рождается очень интересная мысль: а что, если растущий объём научных знаний настолько уменьшил роль бога в жизни Вселенной, что и сами священнослужители давно перестали в него верить? И именно этим объясняется то, что религия трансформировалась в бизнес: они сами поняли, что теория не выдержала критики, но пока этого не осознала паства — почему бы не поддерживать всеобщее заблуждение и не воспользоваться им в своих корыстных целях? Если это так — а я не вижу реальных фактов, опровергающих данный вывод — то вдвойне грустно видеть появление попов в «храмах науки».
Религия составляет огромную часть культуры любого современного социума и это не может не учитывать государство, которое призвано обеспечивать интересы населения. Буквально вся история, этические нормы и произведения искусства так или иначе основываются на каких-то глубоко укоренившихся религиозных представлениях, традициях, обрядах.
Зачем государству религия? - Научный подход восходит к истокам самого государства и даже к ранним формам религии:
...на протяжении всей истории человечества наиболее передовые мыслители и ученые были непримиримы к
религиозному мракобесию и духовному насилию над сознанием людей. Вот всего лишь некоторые из их высказываний на этот счет.
· К.Маркс: "Религия есть опиум народа.. Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял",
· К. Лыщинский: "Учение, будь то логическое или философское, которое кичится тем, что оно учит истине о боге, ложно",
· Д.Менделеев: "Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками",
· Л.Н.Толстой: "Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии. Церковь, все это слово, есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими. И другой нет и не может быть церкви",
· Л.Фейербах: "Со всякой религией связано суеверие; суеверие же способно ко всякой жестокости и бесчеловечности… Чем ограниченнее кругозор человека, тем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к религии",
· И.Гете: "Природа - творец всех творцов… Вера не начало, а конец всякой мудрости…Вся история церкви - смесь заблуждения и насилия", В.Белинский: "В словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут".
· Вольтер: "Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм",
· Гельвеций: "Всякий религиозный догмат - это зародыш преступлений и раздоров между людьми…Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучшими",
· Гольбах: "Невежество - первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко ее ценит… Долой разум! - вот основа религии … Евангелие действительно принесло "не мир, но меч". От апостолов и до нашего времени христианский мир раздирается ненавистью, преследованиями и яростью",
· Дидро: "Истинная религия должна была бы быть вечной, всеобщей и очевидной; но нет ни одной религии с тремя этими признаками. Тем самым трижды доказана ложность всех…Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью".
· Лукреций: "На сколько страшных злодейств толкнула людей религия!",
· Луначарский: "Верят там, где не могут знать",
· Мелье: "Слепая вера, лежащая в основе всех религий, - источник заблуждений, иллюзии и шарлатанства",
· Монтень: "Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен - например, астрологи, предсказатели, хироманты",
· Спиноза: "Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается",
· Е.Ярославский: "Некоторые думают, что религия объединяет людей. Религия на самом деле разделяет людей. Религия являлась и является источником целого ряда войн",
· И.Дицген: "Историческое развитие религии состоит в ее постепенном исчезновении".
Существует очень много аналитических и обобщающих работ по причинам и текущему состоянию взаимодействия православии и государства в России, например, работа Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе российской истории:
...Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.
...Как верно указывает А.Г.Семашко, «в разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность – это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны» . При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.
...Государство также регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании.
...Следует особо отметить, что в преамбуле Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; указывается, что в равной степени уважаются христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
...В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. Возвышение даже наиболее востребованного населением учения о Боге – православия, как отмечает Ю.А.Дмитриев, означает оскорбление религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и другие вероучения. Таким образом, действующая Конституция пошла дальше провозглашения России светским государством, а «демократическое государство встало на позиции веротерпимости и толерантности по отношению к религиозной жизни населения, чего нельзя сказать о ряде представителей официальных духовных властей» . И далее: «Русская Православная Церковь, при определенном попустительстве власти светской, занимает резко наступательную позицию в вопросах распространения веры, возвращения церковных ценностей и собственности, вмешивается в политическую, законодательную, образовательную сферы жизни общества. Такую деятельность нельзя назвать соответствующей Конституции и закону» . Более того, это нередко порождает религиозные, а вместе с ними национальные конфликты, способствует росту шовинистических и расистских настроений в обществе.
...Проблема, присущая православию, заключается в том, что Русская Православная Церковь в течение столетий составляла вместе с государством единую социальную систему. Одно не могло быть мыслимо и существовать отдельно от другого. Верховная государственная (монархическая) власть была сакрализована и поддерживалась всем авторитетом Церкви, а сама Церковь получала от государства основные социальные гарантии и выступала в роли государственного мировоззрения, на правах его идеологии.
В союзе Церкви и государства, как он сложился на Западе, Церковь была исторически более старшим партнером, чем европейские государства.
...Государству пришлось согласиться с тем, что оно уже не может и не должно ссылаться на божественный авторитет (как это было в средние века). Оно получает свой авторитет не от Церкви и не может быть непосредственно выведено от Бога. Следовательно, по земным законам оно должно служить всем гражданам: верующим, неверующим, инаковерующим.
...Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение.
История учит: то, как религия способна подавлять развитие общества, искоренять все новое, уничтожать инициативу, показателен период средневекового застоя. Подавление инициативы характерно для авторитарной власти любого вида. В России все еще ощущается это наследие коммунистического правления.
Государственные деятели обычно не учитывают свойства веры, блокирующие возможность личностного развития любого вопроса, который может оказаться в противоречии религиозным догмам, и то общее падение творческого потенциала и потенциала личной инициативы, которые напрямую лимитируют прогресс страны. Если спад рождаемости дает потерю числа людей в обществе, то вера дает спад числа социально активных людей, создающих реальный прогресс науки и техники.
При этом государственным политикам кажется заманчивой такая "скрепа" общества, как религия, порождающая смиренное послушание. Это - очень серьезный просчет, к тому же не учитывающий паразитические интересы организаторов религии, которое получают карт-бланш и максимально им воспользуются для укрепления своего влияния и благополучия.
Стоило бы позаботиться об более общем социальном интересе населения, не просто определяемом некоей искусственной "национальной идеей", а инициативным развитием личностей, максимально адекватно адаптирующихся в окружающий мир и поэтому способных к наиболее эффективному творческому развитию социума. Особенно важна свобода личной инициативы - как для бизнеса, так и для любых других видом социальной активности. А именно этот аспект состояния общества был максимально поражен укоренившейся культурой советского авторитарного управления.
Сегодня же возникает нездоровый альянс государственной власти и организованной религии. Вот одно из его социальных порождений:
Лекции проходили в рамках федеральной программы, заявило руководство вуза, и служат профилактике идей экстремизма.
... «Например, он говорил, что во время Смуты наша нравственность пала, но мы не приняли этот урок. А сейчас такая же смута на Украине. В России такого допускать нельзя, — пересказал Тайге.инфо лекцию Полушина один из студентов. — Говорил, что революция — это плохо, а бог — хорошо. Говорил, что надо верить в батюшку-царя, то есть в Путина. А еще, что нашу землю сейчас проклинают, а священники оберегают нас. Святой водой поливают что ли?».
... Занятия по патриотическому воспитанию проводятся в институте в соответствии с федеральной программой «Патриотическое воспитание молодежи российской Федерации на 2016–2020 годы», законом «Об образовании»и программой воспитательной работы НЮИ (ф) ТГУ на 2012–2016 год, заявила директор.
Согласно данным опроса «Левада-Центра» 73% опрошенных россиян признали роль религии в своей жизни. При этом 56% респондентов не хотели бы, чтобы представители власти руководствовались религиозными убеждениями при принятии решений, 65% высказались против участия религиозных деятелей в политической жизни, 43% — против преподавания основ религии в школах (за — 44%).
Существует множество материалов о позитивном влиянии веры и молитв на здоровье и течение болезней. Можно говорить об эффекте плацебо, можно говорить о консолидации сил организма, но, в самом деле, предельно сильная вера позволяет, подчас, совершать невозможное, преодолевать сомнения и оказываться успешным там, где человек нерешительный обязательно потерял бы время или наспех придумал явно неадекватный вариант поведения.
Во многих опасных ситуациях, когда нет времени на осмысление, а нужно незамедлительно действовать, нужно включать максимум веры и безрассудно смело использовать последний шанс. Хотя говорят, что безрассудная смелось - это не отвага, но это - единственно выигрышное решение потому, что вырабатывать варианты поведения, более подходящие, чем уже имеющиеся нет возможности, и никакое сомнение не должно повлиять на уже сложившиеся в прошлых удачных попытках автоматизмы. Нужно максимально включить веру в себя, а не в милость бога. Тогда есть шанс перейти по тонкому бревнышку через бурный поток или дать отпор опешившему от такой наглости бандиту.
На этом возможности веры исчерпываются (если не говорить про любовь для которой так же смертельны сомнения), и вера привносит больший вклад во вред здостижению цели и здоровью, особенно психическому - в силу облегченного появления зависимых состояний, не позволяющих реагировать адекватно в определенных условиях.
Как вера в бога влияет на ваше здоровье:
Полезно ли верить в чудеса? Нет, когда речь идет о здоровье. Новое исследование "Externalizing religious health beliefs and health and well-being outcomes" показало, что люди, вверяющие свою судьбу богу, менее склонны обращаться за лечением к специалистам.
Ученые из Мичиганского университета (США) воспользовались данными Национального репрезентативного исследования религии и здоровья, в котором 2948 человек рассказали о своем самочувствии и вере в чудесное исцеление.Оказалось, что 80% опрошенных американцев верят в чудеса, а 40% сообщили, что они с ними действительно случались. Но вера в бога связана с более слабым физическим здоровьем. Надежда на самоизлечение и божественную помощь заставляет людей откладывать поход к врачу, делая их менее ответственными за свою судьбу. При этом религиозные люди оказались вполне довольными жизнью.– Вера в чудеса связана с большей удовлетворенностью жизнью, – пишут ученые в журнале Behavioral Medicine. – Возможно, молитва и чтение религиозных текстов уменьшают стресс, связанный с хроническими заболеваниями. У людей появляется надежда и оптимистичный взгляд на будущее.
«Врачи обследовали 1802 пациентов, перенесших операцию коронарного шунтирования. Больных разделили на 3 группы. За больных 1-ой группы возносились молитвы, но они об этом не знали; за больных 2-ой группы (контрольной) молитвы не возносились, и они также об этом не знали. За больных 3-ей группы молились с их ведома. По результатам состояния больных 1-ой и 2-ой групп определялась эффективность молитвы о помощи. Состояние больных 3-ей группы свидетельствовало о возможных психосоматических воздействиях на пациентов знания о том, что за них молятся.
Опубликованные результаты не оставили сомнений. Состояние больных, за которых возносились молитвы, ничем не отличалось от состояния больных, за которых молитвы не возносились. У больных, знающих, что о них молятся, обнаружилось значительно больше осложнений, чем у тех, кто об этом не знал. Вероятно, что субъекты молитвы оказались подвержены, в силу осведомленности, дополнительному стрессу. Возможно, они тревожились: неужели я настолько болен, что нужно вызывать команду молельщиков?».
Интеллект и экономическое развитие. Ричард Линн
Негативное соотношение между интеллектом и верой в бога было продемонстрировано в ряде исследований населения в целом и в исследованиях, показывающих низкий процент верующих среди интеллектуальной элиты; возрастание атеистических установок в подростковом возрасте, когда происходит развитие когнитивных функций; снижение процента верующих во многих странах на протяжении ХХ века по мере роста интеллекта населения. Чтобы проверить, действительно ли существует негативная корреляция между интеллектом и религиозной верой на уровне стран, мы заимствовали данные о проценте атеистического населения 137 стран из исследования П. Цукермана (Zuckerman, 2007). Цифры, приведённые в приложении, показывают, что в странах Африки Южнее Сахары с низким IQ практически нет атеистов, в то время как среди европейцев и восточных азиатов процент атеистов оказывается существенным (например, 41% в Великобритании, 65% в Японии, 64% в Швеции, 27% в России). Корреляция между национальным IQ и процентом атеистического населения составила 0.60.
Дополнительно по психическому вреду веры и религии:
· Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность
· Синдром метафизической (философической) интоксикации
· Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями
· Синдром сверхценных образований
Нет худа без добра, и правильным отношением всегда является умение находить и извлекать пользу и даже в самых негативных случаях. Вера, являясь реликтом определенного периода развития, - явление естественное, но в форме религии выходит далеко за рамки нормы субъективного развития, принося тем самым серьезный вред. Итак, пробуем вычленить пользу во всех фазах развития как субъективного религиозного чувства, так и религиозной веры.
Самое главное и естественное, возникающее в раннем возрасте начала познания мира, - чувство восхищения неисчерпаемыми и могущественными проявлениями мира. Эти молнии с громом, бескрайние земные и водные просторы, глубина звездного неба, притягательность пламени и многое другое привлекает острый интерес в силу своей высокой значимости и требует понять свою суть. Это закладывает основы для личных познавательных интересов, если только эти интересы не будут грубо остановлены уже готовыми религиозными догмами, вульгарно "объясняющими" все.
Но в реальном обществе сегодня истоки религии глубоко проникают в сознание буквально со всеми атрибутами культуры. И, говоря о любой пользе этого, всякий раз можно и нужно дополнять каждую такую пользу словом НО. Уже в достаточной степени сформирована модель описания религии и это позволяет отдельно перечислить пользу и вред для различных условий и ситуаций.
Польза, которую можно увидеть и использовать:
· Верующие в среднем более счастливы ("Блажен кто верует") - во многих самых безысходных случаях это - последнее утешение (но...).
· Следование духовным принципам веры дисциплинирует - так же как дисциплинируют требования беспрекословного подчинения, но это - не самодисциплина, формируемая бойцом, а покорность раба.
· Религия требует знать меру в еде, в сексе, в алкоголе, исполнять ритуальные предписания (молитвы), посты (совершенно не заботясь об индивидуальных особенностях организма).
· Молитвы успокаивают ум, дарят отдохновение от нерешаемых проблем. Также успокаивающе действуют всякие религиозные ритуалы с их пышной торжественностью, обрамленной в сияющее убранство храмов.
· Иногда асоциальные элементы и преступники, оказавшись в тяжелой ситуации, тянуться с надеждой к вере и это меняет их отношение к обществу.
· Многие люди, думая, что их поступки видит бог, сдерживают негативное и избегают совершать преступления, страшась божьего гнева.
· Ощущение принадлежности к религиозной общности сплочает людей, что дает возможность эффективнее манипулировать ими организаторам.
· Вера, основанная на смиренном подчинении (рабов божьих) способна смирить со многими невзгодами и непреодолимыми проблемами (вместо активных усилий поиска их решения).
Существует огромное количество текстов, в которых религиозные авторы пытаются показать пользу религии для общества, поверхностно и предвзято выделяя только то, что им кажется полезным. Часто при этом видны реликты религиозной морали. Например, в статье В чем сила и польза религии для общества и воспитания? доказывается польза в воспитании мальчиков в том, что они не подавляются матриархатным феминизмом матерей и не возникает синдром неудачника потому как православие выступает за главенство мужчин, полагая, что у женщины меньше силы воли и разума.
Вред религии проистекает как из свойств предельно высокой веры (сверхценных идей), так и того что навязывают организаторы религии для поддержания истовой веры.
Основные виды вреда:
· Предельно высокая вера во что-то порождает иллюзии и самообман, несоответствующие реальному положению дел.
· Вера в истинность каких-то утверждений не позволяет усомниться в них даже тогда, когда возникают явные противоречия, и не позволяет исследовать в данном направлении, блокируя развитие представлений.
· Вера заставляет человека оказываться лишь автоматом, живущим не по своим личным развитым представлениям, а по готовым шаблонам и понятиям. Человек теряет индивидуальность, инициативность, способность решать проблемы в области, где этому препятствуют догмы. В православии этому способствует навязываемое смирение.
· Человек, следуя за догмами, не успевающими за развитием общества, становится все более асоциальным, затрудняется быть социально востребованным, что порождает депрессивные состояния и включает механизм ухода их жизни.
· Вера заставляет активно противодействовать всему, что ей хоть в чем-то противоречит (попирает), вызывая агрессию. У паствы это проявляется озлоблением к инакомыслящим, у пастырей - попыткой политического лоббирования своих интересов, что в целом вызывает расслоение, раскол общества.
· Вера лишает человека собственно смысла жизни (осознанной значимость своего существования), подменяя искусственно созданными мифами.
Вот подборка очевидного вреда религии:
· Самые распространенные мировые религии являются авторитарными, то есть требуют безоговорочного принятия своих истин, без права на сомнение. Нельзя задать вопрос "а почему именно так".
· Такие, якобы, безусловные истины, навязанные нам, подавляют нашу критическую способность, так как мы не можем делать самостоятельную оценку, а обязаны просто принять что-то на веру. Это ограничивает простор для пытливого ума: на многие вопросы дается окончательный и категоричный ответ, а другие вопросы остаются под запретом. Это существенно тормозит развитие индивида, а особенно, ребенка.
· Религия, а правильнее сказать - Церковь, в частности, христианская, - всегда боролось с наукой. В результате подобного отношения церкви к науке мы имеем не только темные века невежества, но и умственную ограниченность, неспособность к самостоятельному критическому мышлению.
· Религия использует человеческие страхи, чтобы держать нас в повиновении: если не подчинишься — тебя ожидают вечные муки, если будешь слушаться - попадешь в рай. Страх перед наказанием — едва ли не основной элемент веры и свободой воли тут не пахнет.
· Опасность религии заключается в том, что она уводит человека от наблюдения за своими внутренними демонами, от проработки их. Вместо этого, она акцентирует внимание на пустых обрядах, на ложных нравоучениях, заставляя тупо подавлять те части души, которые обвиняются демоническими, вместо того, чтобы их преобразовать. Игнорируя собственные комплексы, человек погружает их во тьму, забвение. Но именно там, вне досягаемости для разума, неконтролируемые ничем они вырастают в настоящих чудовищ. Так рождаются Торквемады (набожные маньки-убийцы времен инквизиции), миссионеры, несущие свет истины на остриях мечей и прочие религиозные фанатики.
· Основу нравственности многих систем вероисповедания составляет безоговорочное подчинение и слепая покорность. Это делает человека послушным и готовым следовать за любым авторитетом, по первой команде. Это сильно ограничивает свободу, волю и самостоятельность индивида. Человек становится асоциальным, не способным к самостоятельной жизни в обществе.
· Посмотрите на любого истово верующего, не найдете ли в нем яростной агрессии к инакомыслящим, "инакопоступающим"? Сходите в церковь, поклонитесь не так низко, или встаньте не там - сколько зла вы услышите от богомольных бабушек! А уж если вы по недомыслию своему зашумели, то и батюшка на вас громко так прикрикнет, что позабудешь в всяком человеколюбии.
· Каждый христианин знаком с концепцией грехопадения, по которой все мы изначально рождаемся грешными, а значит, никчемными, грязными, нищими и убогими.
Вот еще одна подборка вреда религии:
· Религия навязывает людям искажённую картину Мироздания, утверждая, что всё зачем-то создано неким непознаваемым существом, именуемым «бог». И всё!
· Религия отучает людей думать, познавать и изучать Природу, Человека, социум, законы их существования и развития. Религия не позволяет людям приобретать жизненный опыт во время решения возникающих в жизни проблем и преодоления различных обстоятельств, т.е. людям не дают возможности взрослеть, умнеть, становиться людьми разумными… Религия всегда выступала и продолжает сегодня активно выступать против науки и нормального образования, против познания и осмысления получаемой информации.
· Религия останавливает эволюционное развитие людей, заставляя их становиться церковными попрошайками и халявщиками, а фактически – овнами (баранами), и вымаливать у бога в церкви всё необходимое для жизни. Фактически верующим вбивают в головы, что лучше помолиться и попросить, чем что-либо делать или добиваться самому, т.е. паству делают безмозглой и полностью зависимой от Церкви.
· Религия обманывает людей, представляя различные выдумки и небылицы в качестве реальных событий.
· Религия уничтожает людей миллионами. Это происходило во времена святой Инквизиции, это же происходит и сегодня. В начале второго тысячелетия Церковью в Европе были уничтожены миллионы катар – наиболее знающих и развитых людей своего времени (подробнее см. «Откровение»). В средние века в Европе Церковью были уничтожены десятки миллионов людей (см. статью «Христианство, как оружие массового поражения»). На Руси Церковь без устали уничтожала население несколько столетий. Об этом весьма подробно написано в книге «Православная инквизиция в России», в книге «Язычники крещёной Руси» и в статье «Христианизация Руси – новая попытка».
· Религия отупляет не только верующих, но и самих попов. Это хорошо видно даже по церковной ОПГ. В статье «Троечник всея Руси» автор аргументированно показывает ограниченность и невежество церковного начальства, с которого старательно берут пример и исполнительные подчинённые. . В начале второго тысячелетия Церковью в Европе были уничтожены миллионы катар – наиболее знающих и развитых людей своего времени (подробнее см. «Откровение»). В средние века в Европе Церковью были уничтожены десятки миллионов людей (см. статью «Христианство, как оружие массового поражения»). На Руси Церковь без устали уничтожала население несколько столетий. Об этом весьма подробно написано в книге «Православная инквизиция в России», в книге «Язычники крещёной Руси» и в статье «Христианизация Руси – новая попытка».
· Церковь обогащается без всякого стеснения, невзирая на декларируемую некоммерческую суть своей деятельности.
· Церковь обирает своих прихожан. В статье «Трёхслойный пирог церковной экономики» приводится информация о том, что на свечах, продаваемых в «храмах», церковная братва зарабатывает 6000% прибыли! Т.е. свечи продаются в 60 раз дороже, чем покупаются у производителя!
Даже если отсеять самые спорные вводы, остается немало фактов вреда религии для общества.
Религиозность наносит тем больший вред, чем более человек оказывается зафиксирован в определенных догмах и чем радикальнее эти догмы мешают подвергнуть их сомнению и проявлять творческую инициативу.
Максимальные значения веры и неверия создают эффект идеи-фикс (сверхценная идея, навязчивая идея, паранойя), который можно наблюдать в реакциях субъектов в любой области человеческих отношений. Как правило, в возникающих острых социальных конфликтах это приводит к проявлениям параноидальной шизофрении.
Учитывая немалый объективный (социальный и общественный) и субъективной (психика) вред религии, необходимо определить методы личной защиты от него.
В первую очередь, в детском возрасте формирования личных моделей понимания действительности и навыков личной адаптивности всех видов от 5 до 25 лет необходимо ограничить авторитарное влияние организаторов религии так, чтобы субъективное "религиозное чувство" оказывалось сильным стимулом познания и решения проблем, а не блокировалось уже готовыми религиозными догмами. Это - чрезвычайно важное условие. Только после 25 лет человек в достаточно полной мере может быть ответственным за себя и сам решать какой путь ему выбрать. Попытка навязать ту или иную идеологию до 25 лет является разрушительной для психики и общества. В этом возрасте следует формировать наиболее адекватную объективной реальности систему мировоззренческих представлений так, чтобы каждый сам убеждался в ее принципах на собственном опыте, а не просто верить чужим утверждениям. Это - пусть наиболее эффективного и адекватного прогресса общества во всех областях.
Сегодня в школах детей пытаются зомбировать допущенные до процесса обучения священнослужители. Это - безнравственно (так же как совращение и обман несовершеннолетних, неспособных это понять) и этому необходимо активное противодействие.
Как бороться с принудительным навязыванием преподавания основ религии
Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям — это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа — лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры — хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильственную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.
Только развив общее естественно-научное мировоззрение, возможно на этой основе адекватно понимать окружающее и формировать актуальные навыки без самообмана и иллюзий. Это позволит делать самостоятельные сопоставления и обобщения в эффективную картину понимания действительности.
Необходимо развивать собственные навыки разумного скептицизма и распознавания неадекватных утверждений и мифов. На сайте есть инструменты, предлагающие основные критерии, но собственное знание формирует каждый сам в ходе личного опыта:
Профессиональное тестирование ненаучности
Проверка паранормальных эффектов
Тест уровеня разумности - (про уровень разумности)
Определение веса быдловатости - (Личные жизненные стратегии)
и т.п.
Дополнительные материалы:
Познай самого себя: Личная оптимизация психики
Закон о противодействии оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан
Доверие, уверенность, вера
Верующие
О религии
Мистика и наука
О мистике
Уверенность или вера?
Знания или вера?
Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность
Синдром метафизической (философической) интоксикации
Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями
Синдром сверхценных образований
| ||||||||||||