Детей всегда старались приручить различные политические силы. Наиболее разительно это начало практиковаться в фашисткой Германии и коммунистическом СССР. Дети легко принимают безусловные авторитарные установки и предельно категорично, не задумываясь их исполняют, становясь носителями чужих идей и выполняя чужую волю. Разберемся с причинами и следствиями такого явления.
Периодизация развития мозга
Дети рождаются без собственной системы выверенных реакций и не способны достаточно оперативно выработать их в ответ на множество особенностей окружающего, от которых зависит их жизнь. Поэтому все высшие животные сразу после рождения некоторое время учат потомство выживанию, передавая им свои навыки. В этот период необходимо безусловное доверие родителям, что обеспечивается физиологическим периодом "доверчивого обучения" и развиваемой системой распознавания авторитетных носителей верных навыков. Это - важнейший период закладки отношения к миру, формирования понимания причинно-следственных связей. Все, переданное авторитарно на веру, но не соответствующее действительности, оказывается чрезвычайно трудно преодолимым как базовые основы убеждений.
Потом возникает возраст игровой инициативы, в котором принятое на веру проверяется в игровых ситуациях с попытками противоречить догмам. Так вырабатываются границы произвольности и собственные навыки, связанные с особенностями своего тела и особенностями окружающего.
Период формирования системы произвольной части субъективных моделей в префронтальной лобной коре у людей достигает до 25 лет:
Возраст |
Этапы развития области головного мозга |
Функции |
От зачатия до 15 мес |
Стволовые структуры |
Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения |
15 мес — 4,5 г |
Лимбическая система |
Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4,5-7 лет |
Правое (образное) полушарие |
Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7—9 лет |
Левое (логическое) полушарие |
Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук |
8 лет |
Лобная доля |
Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и координация движений глаз: слежение и фокусирование |
9—12 лет |
Мозолистое тело и миелинизация |
Комплексная обработка информации всем мозгом |
12—16 лет |
Гормональный всплеск |
Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16—21 год |
Целостная система интеллекта и тела |
Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
21 год и далее |
Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей |
Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков |
Это превышает такой период у всех других животных и что дает преимущество людям. Только в среднем к 25 годам возрасту человек становится вполне самостоятельный и адекватный современному развитию культуры социальных взаимоотношений.
Современные исследования подтверждают эту периодизацию, см. Подростковый возраст официально продлили до 25 лет:
По словам детского психолога Лаверн Антробус, идея, что человек становится взрослым в 18 лет, не соответствует реальности. Ранее считалось, что мозг уже полностью сформирован к раннему подростковому периоду. Но, на самом деле, развитие продолжается до 25-30 лет. За это время схемы обработки мозгом информации сильно меняются. Это важно с точки зрения рассуждения, планирования, решения проблем и понимания. Мозг реорганизуется, а, значит, разные стратегии мышления используются человеком. Самые важные изменения, в частности, происходят в префронтальной коре мозга.
В каждый из периодов развития ребенку доступно только то, что уже подготовлено предыдущим развитием, имеет необходимыен для понимания предшествовавшие звенья понимания. Так, математику, программирование, шахматы и т.п. очень хорошо формализуемые системы знания ребенок может освоить в очень раннем возрасте. Даже совершенно обезличенная программа "нейросеть" от Гугл, реализующая простейший принцип многослойного персептрона, оказалась способной обыграть лучший в мире игроков в го (и ведущий сотрудник Гугла признает, что этим нейросетям далеко от реального мозга). Но только после 40 лет человек может стать хорошим биологом, понимающим суть адаптивных систем и их механизмов.
На графике показаны "баллы по интеллекту в различные возрастные периоды":
Два источника получили схожие по форме корреляции (различие вызвано методиками, интерпретирующими "баллы по интеллекту"), усредненные по всем количествам задействованных в тестах людей. Самое важное - можно заметить, что развитие способностей в законодательные 16-18 лет еще далеки от пика, который приходится на период 25-35 лет. Только к этому возрасту максимально формируются субъективные модели, отражающие причинно-следственные законы реальности, после чего в среднем по популяции начинается дезадаптация от невостребованности многого из наработанных навыков понимания (общего мировоззрения), т.е. люди все в большей степени начинают специализироваться на чем-то более для себя важном (обычно связанным с профессиональной деятельностью), утрачивая многие навыки понимания более общего.
Если построить диаграмму, показывающую разброс динамик личной творческой интеллектуальности в сфере своих главных интересов в зависимости от возраста, то следует учесть, что многие люди сохраняют творческий потенциал до самой глубокой старости, но многие все в большей степени довольствуются уже наработанными автоматизмами (в том числе в профессиональной деятельности, становясь ремесленниками), то получится следующая картина изменения творческого потенциала от возраста:
Верхний диапазон - люди, поддерживающие тонус своего творческого потенциала постоянными доминантами нерешенных проблем (подавляющее меньшинство), а нижний - довольствующиеся существующим своим наработанным профессионализмом и затрудняющиеся осваивать что-то новое (большинство), решать новые проблемы.
Мозг и политика
Политика - наиболее сложный, многокомпонентный уровень понимания социальных взаимоотношений и взаимовляния (см. такие аспекты как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Практически все политические идеи порождаются текущими политическими лидерами и в своих основах являются вариантами философских интерпретаций, на которые опираются политики для обоснования своей стратегии и тактики - как способ сделать очевидно убедительными свои принципы. Суть очевидности и убедительности заключается в механизмах организации субъективной модели мира, которая интерпретирует все воспринимаемое и в этом контексте придает смысл совершаемым действиям, см. Субъективные модели действительности. Субъективные модели - уровень произвольной адаптивности поведения, который развивается на фоне более примитивного уровня иерархии контекстного реагирования (условных рефлексов), см. Система произвольной адаптивности.
В разных странах существует свой принятый законодательно возраст ответственной самостоятельности: 14 (Фарерские острова), 16 (Куба), 18 (Россия, Израиль и т.п.), 20 (Япония), 21 (Малайзия, Пуэрто-Рико, штат Нью-Йорк) год. Обычно, чем более высокоразвита и сложна доминирующая, наиболее общая культура страны, тем такой возраст принимается выше потому, что во многих практических случаях верификации потенциальной способности к ответственной в социальной самостоятельности, выясняются те или иные недостаточности при недостижении определенного возраста (чем сложнее организованы взаимоотношения, тем и больший требуется возраст совершеннолетия).
Т.е. уже законодательно дети до возраста совершеннолетия не признаются социально самостоятельными, но при этом сплошь и рядом практикуется внедрение в их психику идей, далеких от непосредственной естественности окружающего мира. Если на уровне школьной программы такие предметы религиозного и политического воспитания закреплены жестко, то в остальном психика ребенка оказывается совершенно не защищенной от постороннего влияния, чем всегда стараются воспользоваться все политические силы, причем не только в данной стране. Так влияние радикального исламизма распространено очень широко. Кроме того, существует множество различных сект, семинаров, курсов, в которых внедряются различные "жизненно важные" философские идеи, а значит, далекие от научности от адекватности реальному идеи.
Любой взрослый, даже не очень умелый человек, в условиях доверительных отношений способен внедрить безусловно свои идеи в ребенка, который, несмотря на всю свою впечатлительность, чувствительность и инициативность фактически является биороботом потому, что только к 25 годам достаточно полноценно формируется собственная произвольность.
У ребенка нет шансов оказаться в чем-то самостоятельным и противоречить систематическому влиянию взрослого, если только это влияние не сталкивается с ранее авторитарно внедренными убеждениями, противоречащими новым внедряемым идеям. Слишком сильны механизмы имитации чужого опыта в условиях очевидности правоты идеи для ребенка (чем меньше возраст, тем легче показать очевидность). Достаточно сделать идею хоть в чем-то очевидно правильной и процесс становится все более легким.
Множество
кураторов социальных групп и просто блогов в соцсетях, не обладая никакими
специальными знаниями, а лишь нарабатывая практический опыт воздействия на
своих подписчиков, делают из детей фанатов, внедряя сверхценные идеи и удерживая искусственным, обычно предельно абсурдным
интересом. Их влияние, вплоть до криминального характера было выявлено на
примерах "групп смерти",
В несопоставимо большей степени на ребенка способна оказывать влияние специально организованная социальные среда так, что он даже не сможет сказать, откуда именно и почему у него возникли данная уверенность. Как сказал в интервью один ребенок, когда его Путин на открытой линии спросил, кто его научил такому сложно изложенному тексту вопроса: "Жизнь меня научила". И это - симптом.
Очень ярким признаком использования детей в политике является нагнетание у них ненависти к объявленным врагам. Это напрямую разрушает психику (вот почему: Ненависть к несправделивости) и формирует зависимые состояния вплоть до тяжелых психопатологий, см. Модели понимания и зависимость.
Этически общепризнанно, что склонение ребенка к сексуальным отношениям взрослым - недопустимо даже при полном согласии ребенка. Но куда более интимное надругательство над психикой ребенка никем всерьез не порицается. Как после сексуального вмешательства, так и после безусловного внедрения идеи для достижения какой-то цели, жизнь ребенка перестает быть естественной, а носит неизгладимый след такого вмешательства. Если после сексуального домогательства психотравма может забыться, то при внедрении манипуляционной идеи, ставшей в восприятии ребенка сверхценной, он лишается механизмов собственной адаптации к новому и всегда следует внедренной идее во всем, что она затрагивает, а все, что ей противоречит, в лучшем случае просто игнорируется, а в худшем вызывает праведное негодование и озлобление.
Вот типичный пример результата зомбирования ребенка политическими идеями:
(исходник)
Необходимость изменения системы социализации
В школах и в любых учреждениях для людей, моложе 25 лет (срок развития лобных долей) необходимо отсечь любое политическое, в том числе религиозное влияние для того, чтобы не навязывать человеку то, что он должен сформировать самостоятельно, иначе в этом он будет не человеком, а роботом, следующим чужой, а не свой воле.
Формирование адекватной реальности личной жизненной стратегии, а не внедряемых философами и идеологами субъективных моделей понимания, - основа успешности развития не только личности, но и общества таких личностей.
При этом в рамках развития общего естественно-научного мировоззрения и, в частности, понимания организации психики, необходимо изучать и все основные виды субъективных, далеких от реальности идеологий, но делать это с позиции научной методологии, а не так, как сейчас используются уроки православной этики для внедрения этой самой этики детям.
Такая система социализации обеспечила бы здоровое общество в самой своей основе.
Есть немало причин того, почему такая система будет сталкиваться с активным сопротивлением, прежде всего тех, кто делает ставки на привлечение молодежи в идеологию своей политической направленности. Прежде всего в нашей стране сейчас это касается религиозной политики.
Нет ни одного примера организации социального воздействия на массы населения без совершенно определенных политических стратегий и соответствующих тактических действий. Одно дело, когда это - государственное регулирование сознания в соответствии с декларированной конституцией и с целью обеспечения государственных функций, и совсем другое, когда к этому подключаются анклавы других политических влияний. Иногда может казаться, что возможен компромисс и даже сотрудничество в таком влиянии, когда, например, делается ставка на опору религиозных политиков (в фашисткой германии была опора на крайних националистов, в СССР - на коммунистов). Но это альянс кажущейся выгоды, который в долгосрочной перспективе приведет к неизбежному вреду и противостоянию в виду разности политических интересов: каждые политики обязательно будут всеми силами перетягивать влияние на свою сторону как короткое одеяло.
Религиозные деятели уверяют, что без религиозной этики, основанной на страхе посмертных мучений, невозможна социальная культура, что людей ничего не будет сдерживать, если нет страха божьего гнева. Это вызывает недоумение и протест у всех тех, кто не верит в бога, но не является ни преступником, ни даже мерзавцем, а - очень даже высокоэтичным человеком. Как раз примеры в самом деле глубоко внедренной нерелигиозной, а гуманистической этики, в том числе примеры альтруизма (когда нет времени подумать о причинах поступка) говорят о том, что поступки на ее основе мотивируются сильнее, чем страх собственной смерти и каких-то мучений, что для близких людей и не только (понятие широты "круга света") люди жертвуют собой, не только в критических ситуациях, а посвящая свои жизни и принимая тяготы во имя лучшего существования близких.
Как обычно, все доводы религиозных агитаторов не выдерживают пристального взгляда в виде своей абсурдности и только на первый взгляд кажутся очевидно верными, что, впрочем, вполне достаточно для поддержания уже имеющейся веры. Это - типичная риторика с целью показать очевидность внедряемых убеждений.
Такую риторику просто нужно научиться распознавать и даже специально учить распознать, делая бессильными методы зомбирования в рамках формирования навыков понимания и применения психогигиены, которая должна стать одной из важнейшей предметной областью в педагогике. Педагогика, прежде всего, должна подвергнуться реорганизации в самой своей основе потому, что она напрямую зависит от понимания механизмов организации и адаптивности психики и, в частности, что такое дети.
p.s.
Подумалось, что каждого человека по его соответствию социуму можно было бы расположить в порядке исторического развития культуры, причем, начиная от самых древних пещерных времен. Но сегодня с молодыми до 30 лет такой мысленный опыт не получается: они как губка легко нахватались того, с чем соприкоснулись и что на них оказало воздействие. Они такие все "умненькие", убежденно блещут чужой мудростью, взятой напрокат и пока не понимаемой по сути. Они пока еще - не носители своей собственной самобытности, а в большинстве случае и не станут таковыми.
А после 40 лет люди уже вполне определенно укладываются в тот уровень социальных отношений, которого достигли потому, что внутренний потенциал понимания и соответствия берет свое, наносная шелуха чужих идей слетает и человек начинает любить свое, привычно-родное. Куда девается эта блистательная сообразительность и революционное новаторство, если только она была на самом деле, а не привитая извне фикция?.. Конечно, возраст инициативы тоже имеет свои границы функционального назначения, но ведь некоторые остаются творцами до конца жизни, и это уже не легковесное новаторство, а выверенная модель творчества, поэлементно выстроенная своим собственным опытом через десятилетия понимания жизни.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||