Во многих материалах сайта были сделаны утверждения о том, что сверхценные идеи приводят к психопатологии в форме параноидальной шизофрении. Это обосновывалось существующим уровнем понимания механизмов личной адаптивности, но не было специально формализовано.
В этой статье будут приведены фактические данные клинических исследований, результаты их сопоставлений и обобщений, а так же привязка к системе представлений о механизмах личной адаптивности.
Шизофрения (от греч. schizo — расщепляю и phren — ум, разум, мысль),
Во Франции к Ш. относят лишь её злокачественную форму. В Великобритании и скандинавских странах большинство форм Ш. трактуется как самостоятельное конституционально или психогенно обусловленные психозы. Ряд исследователей подразделяют Ш. на первичную (генуинную) и симптоматическую.
...Ш. не относится к собственно наследственным заболеваниям; её распространённость среди населения (около 0,8%) во много раз превышает распространённость наследственных болезней.
Различают 2 основных вида течения Ш. — непрерывный и приступообразный. Для непрерывной Ш. с самого начала присуще неуклонное нарастание негативных расстройств (явлений выпадения психических функций), которые сочетаются с однообразными т. н. продуктивными симптомами (галлюцинации и др.).
Прогредиентная Ш., которая проявляется параноидным синдромом (включая паранойю и парафрению), обычно возникает после 30 лет.
Появляется систематизированный бред (преследования, величия, ипохондрический и др.), который по мере прогрессирования болезни сочетается с явлениями психического автоматизма Кандинского — Клерамбо [по им. В. Х. Кандинского и французского психиатра Г. Клерамбо (1872—1934)], т. е. ощущения постороннего насильственного влияния, отчуждения собственных психических актов, а затем — с парафренией. В ряде случаев бред и галлюцинации сосуществуют с правильным поведением и сохранной трудоспособностью...
Среди большого разнообразия видов шизофрений, которые в разных классификациях формализуются удручающе по-разному, параноидальная форма диагностируется наиболее часто, и именно она напрямую является побочным эффектом механизма личностной адаптивности при некоторых особенностях социализации личности.
Если, начиная с раннего воспитания, у ребенка образуется склонность к безусловному доверию, то появляется основа для такой психопатологии. Но и без такого сильно облегчающего условия развитие представлений на основе высоко-значимой идеи приводит к этой патологии так, что не стоит очень уж любить какую-то идею и, тем более, в исследовательской деятельности, иначе, если идея на деле не будет оправдываться, возникнет описываемая далее специфика поведения.
В Москве появились огромные рекламные щиты: "Расскажите своему ребенку про доверие!". Казалось бы - как хорошо, как позитивно! Доверять как бы всегда правильно, а быть недоверчивым - нехорошо - вот что могут сказать своему ребенку родители и настаивать на истинности этого, независимо от условий. Про условия различных ситуаций вообще не задумываются в таких случаях. И это становится неосознаваемым стереотипом поведения [29] со статусам очень высокой ценности. Рекламщикам дела нет до таких "тонкостей", они так далеко просто не задумываются. Но что не так?... Кстати, см. про Разумный скептицизм.
Если в возрасте особой доверчивости к авторитетам [181] близкие люди убеждают девушку в ее неотразимой красоте, она с большой радостью принимает такую оценку, делая ее неоспоримо высокой. В окружении сверстниц, не приемлющих такой оценки, эта девушка подвергается издевательствам, которые с некоторого момента приводят к истерическим реакциям несоответствия личной оценки и оценки окружающих. Она не может усомниться в своей красоте, и все эпизоды, когда ей говорят обратное, вызывают блокировку возможности отношений с подругами, заставляют находить оправдания в поддержку очень важной идее своей красоты, заставляют или активно отстаивать эти идеи (паранойа) или замыкаться (депрессия). Со временем крепнут мысли о врагах, желающих ее уничтожить, хотя глуповатые подружки всего лишь следуют "правилам игры" данной иерархии лидерства в группе и в разборке с воспитателями искренне недоумевают, чего это их ставшая такой замкнутой и агрессивной подружка совершает абсурдные поступки.
Несогласие с коллективным разумом группы может возникнуть по любому вопросу, и если это будет очень важный вопрос, касающийся сверхценной идеи, то появляются основания для развития системы защитных представлений, не смотря ни на какие обстоятельства.
В любой культуре можно выделить группы людей: 1) небольшая группа особенно склонных к доверию в форме безусловной веры, когда почти сразу фрмируется сверхценная идея, 2) немалая (5-10%) группа людей, склонных доверять авторитетам и массмедиа, не задумываясь, 3) преобладающая группа людей, с осторожностью воспринимающих сведения, но поддающихся на то, что в чем-то согласуется с его представлениями, приятно, желательно, 4) небольшая группа скептиков.
Понятно, что с учетом особенностей желаемого 3-й группы всегда возможно внедрить в данную культуру практически любые представления. И распространенность этих внедренных представлений повлияет уже и на 4-ю группу скептиков, оставив лишь единицы людей, способных иметь независимое и адекватное реальности мнение.
Недавно в прессе освещался расстрел школьником-отличником своих преподавателей: Школьник-отличник - убийца:
...в понедельник прямо в здании школы убил из винтовки учителя и полицейского.
... пообещал только, что никого не тронет. «Не бойтесь, я вас не обижу», «Мне просто интересно, что будет дальше», - передают ребята слова одноклассника.
... недели две назад на уроке истерику закатил. Ему за
реферат поставили пять с минусом. Гордеев сначала ничего не сказал, прошел к своей
парте, а минуты через две расплакался. У него часто такое случалось, поэтому
одноклассники не реагировали.
... над Гордеевым в школе часто издевались. Помешанный на учебе зубрила,
очкарик со своеобразным образом мышления.
... одноклассники школьного стрелка уже сообщают, что тот был плохо социализирован и увлекался компьютерными играми... сам расстрел произошел по классическому американскому сценарию, когда наигравшийся в «стрелялки» школьник приносит в альма-матер отцовское ружье.
Про этот случай - в статье Ошибка резюмировалось:
В данном случае школьник жил больше в мире своих
субъективных представлений, чем в реальном. А в реале у него возникло множество
блокировок, не позволяющих ему соприкасаться с действительностью, что порождало
истерические реакции - несоответствие самомнения мнению окружающих. Накопления
ошибок в виде психической неадекватности привело к фатальному исходу на фоне
серьезной психопатологии.
Психиатрическая экспертиза показала: стрелок
из Отрадного признан шизофреником:
...специалисты Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского завершили комплексную психолого-психиатрическую экспертизу по этому уголовному делу и признали школьника невменяемым....по мнению экспертов, психическое заболевание Сергея Г. не только до сих пор активно, но и стремительно прогрессирует....Эксперты диагностировали у него параноидную шизофрению.
Чем более сложен социум, тем более остро встает вопрос о методах государственного управления и, чаще всего, представителям власти, политикам и обслуживающим массмедиа кажутся более реальными и приоритетными методы зомбирования. Внушить нации ее исключительность, начиная с подтасовок исторических фактов в учебниках, заставить гордиться собой и снисходительно презирать другие народы, культивировать сверхценные идеи на уровне целой нации - прямой путь к массовой психопатологии.
Досконально разберемся почему это так, каковы механизмы возникновения параноидальной шизофрении на основе понимания механизмов организации психики, в частности - адаптивного поведения личности.
В статье Шизофрения (от греч. schizo — расщепляю и phren — ум, разум, мысль), - полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций. Шизофренические расстройства в целом отличаются характерными фундаментальными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции и нарушения работоспособности.
....Существует устойчивая корреляция риска шизофрении со степенью урбанизации местности (чем больше населенный пункт, чем выше социальные взаимовлияния, тем больший процент психопатологий).
...Когнитивные искажения, выявляемые у пациентов и лиц из группы риска, особенно под воздействием стресса или в запутанных ситуациях, включают избыточное внимание к возможным угрозам, поспешные умозаключения...
...проведённые недавно исследования говорят о том, что многие лица с диагнозом «шизофрения» очень эмоционально реагируют в особенности на стрессовые и негативные стимулы, и что подобная чувствительность может обусловливать предрасположенность к проявлению симптомов шизофрении и развитию самого заболевания...
Параноидный тип шизофрении — наиболее часто встречающийся. Особенность этого типа — обязательное наличие бреда парафренного, параноидного или паранойяльного типов.
...Виды бреда, которые могут присутствовать при параноидной шизофрении: бред преследования, мессианский, высокого происхождения, воздействия, ревности, отношения, значения, бред телесных изменений. ...Параноидная шизофрения может сопровождаться чрезмерной религиозностью.
Под бредом подразумевается в таких случаях явно абсурдные для окружающих высказывания, которые оказываются не соответствующими реальности.
Дополнительные фактические особенности проявлений параноидальной шизофрении выделены еще в нескольких источниках ниже. Учитывая, что различных интерпретаций доступно очень много, необходимо особенно тщательно все их сопоставлять, выделяя факты, вне отдельных интерпретирующих контекстов, где часто путаются причины и следствия. К примеру, в одних источниках утверждается, что сверхценная идея является следствием уже имеющейся психопатологии, в других, наоборот, - что психопатология возникает на основе сверхценной идеи. В первом случае никак не поясняются причины возникновения психопатологии, они оказываются в тени, во втором, все встает на свои места потому как причины возникновения сверхценной идеи хорошо отслеживаются.
В статье Шизофрения:
Н. Binder (1967) причисляет параноическое развитие к типу кататимного бредообразования. Он считает, что вначале появляется сверхценная идея, чье аффективное содержание все более возрастает. В конечном счете, возникает такое господство активной установки, что все остатки критического отношения исчезают и незаметно сверхценная идея превращается в бредовую. Именно благодаря большой аффективной насыщенности личность воспринимает бредовую идею как «собственную сущность», как «ядро своего существования». Вообще, как это подчеркивают и другие авторы, бред неотделим от личности параноика.
О том, как формируются неадекватные идеи, на уровне механизмов психики рассказывается во многих статьях сайта, в частности: О философии, Идея-фикс, Блаженные. А в статье о принципах научной методологии подчеркивается как важно в рассуждениях быть максимально близко к фактическим основаниям при том, что сами эти основания проверяются на достоверность. Любое предположение, исходящее из некоторого набора надежно проверенных фактов (системы аксиоматики) требует проверки и только после подтверждения становится возможным делать следующий шаг в цепочке понимания.
Но особенно опасным оказывается необоснованно придать высокую уверенность в правильности предположения. Если же эта уверенность имеет еще и предельную силу веры, то нет шансов оставаться адекватным реальности (см. Быть или верить?).
В статье Шизофрения:
Параноидная шизофрения. Начинается с паранояльного бреда. Первые проявления
болезни бывают в виде сверхценных идей. Больной сосредоточен на этих
идеях, постоянно анализирует реальные факты. В дальнейшем формируется
целая система умозаключений, которая носит реальный характер. Система
сверхценных умозаключений характеризуется целым рядом предположений,
доказывающих сверхценные идеи. С этого момента формируется сверхценный бред
(параноический синдром по Смулевичу). Бредовая система основана на
первоначальном факте, в дальнейшем первоначальный факт дезактуализируется и
забывается. Далее развивается паранойя (содержание идей уже не имеет ничего
общего с реальностью). Больной становится обстоятельным, говорит громким
голосом, аффективно напряжен, идеи не поддаются коррекции.
В статье Паранойя:
Паранойя, психическое нарушение, характеризующееся подозрительностью и хорошо обоснованной системой сверхценных идей, приобретающих при чрезмерной выраженности характер бреда. Эта система обычно не меняется; она была бы совершенно логична, если бы исходные патологические идеи были правильны. Поскольку деградация у больных паранойей чаще всего происходит лишь на конечных стадиях заболевания (им зачастую удается придать видимость реальности своему бредовому мышлению, вовлекаясь в судебные процессы или другие сутяжнические виды деятельности), они редко оказываются в психиатрических больницах. У больных паранойей нет вычурного поведения, эмоциональной нестабильности, гротескных галлюцинаций и необычных идей, отмечаемых при других психопатологических состояниях. Многие из них способны поддерживать, хотя бы поверхностно, экономическую и социальную адаптацию. Только когда их побуждения приходят в конфликт с общественным благополучием, становится очевидно, что необходима госпитализация. С другой стороны, встречаются случаи паранойи, когда больной выражает странные идеи: например, одна пациентка утверждала, что находится замужем за Богом.
Следует обратить внимание на то, что характерное для
паранойи недоверие распространяется лишь на то, что противоречит сверхидее. В
случае нормального избегания нежелательного о паранойе не говорят. Т.е.
паранойя - психическое нарушение,
характеризующееся подозрительностью и хорошо обоснованной системой сверхценных
идей, приобретающих при чрезмерной выраженности характер бреда.
В статье Параноидное расстройство личности:
С раннего детства у людей, склонных к паранойе, отмечаются односторонние интересы. Они упрямы, предпочитают высказывать собственные суждения прямолинейно. Их активность ведет к тому, что такие люди стремятся быть лидерами, при этом часто игнорируя сопротивление других людей. Если с мнением склонного к параноидному расстройству человека кто-то не согласен, он выражает крайнее возмущение. Параноидные психопаты очень тяжело прощают даже самые незначительные обиды, а к окружающим они относятся пренебрежительно, надменно.
...отличительная особенность человека, у которого проявляются параноидные расстройства, это появление сверхценных идей. Со временем сверхценные идеи полностью подчиняют себе человека. Таким образом, человек не управляет собственными мыслями, а мысли управляют им.
Из объективных сведений за этот
период: со слов директора школы и коллег, странности в поведении начались с
марта 2000 года, когда больная самостоятельно начала вмешиваться в работу
старших классов. Могла в присутствии классного руководителя девятого класса
войти среди урока в класс и заявить, что хочет познакомить одну из учениц
(15лет) со своим братом, говорила девочкам, что они совсем взрослые и сами
могут решать свою судьбу, что она составила двум девочкам гороскопы.
В ее кабинете директор обнаружила, что весь алфавит (учебное пособие) был
изрезан, разбросан по полу, а вокруг очерчен крестами; были нарезаны ленточки
из тетрадей шириной в клеточку, разбросаны звезды, а на учебном кубе были
написаны какие-то наговоры.
Когда в связи с производственной необходимостью ее попросили замещать учителя
рисования, она отказалась; отказалась также выполнять обязанности уборщицы
(временно, на две недели).
22 мая 2000г, в 10 часов вечера, открыла настежь окна в классе на пятом этаже,
стояла на табурете с молотком в руке, полотенцем и что-то вышвыривала на улицу,
при этом что-то шептала. Это увидели учитель и старшеклассники, готовившиеся к
последнему звонку, и вызвали бригаду скорой медицинской помощи.
...Наличие бреда преследования в совокупности с относительно поздним началом заболевания свидетельствуют в пользу наличия в данном клиническом случае параноидной формы шизофрении.
Заявляет, что периодически слышит голоса Господа, Пресвятой Богородицы, чаще приказывающие («Господь приказывает»), требующие, обвиняющие («Ты давно злодей и страшный грешник», «Было сто жертв и меня приговорили к смертной казни»). Иногда голоса сопровождаются ощущением присутствия людей («По радио исполнялась песня и женщина на расстоянии толкнула его в плечо. Женщина высокая стояла, светлая. А мужчина к ней приставал»). Больной заявляет о способности вступать в контакт путем «беседы на расстоянии - биосвязь» с ФСБ: «В ФСБ обращался в 1986 году. Мысли вслух произносил с помощью шумов на частоте в туалете, настроились и в коридоре произносили». Утверждает, что чувствует «на шее речевые центры». Уверен в своей способности к телепатии («Я с братом разговаривал недавно из Рыбного разговаривал, просил передать что-нибудь поесть»).
В речи присутствуют выдуманные слова: «соплодисменты», «симидж», «смус – это со стихов и песен, потому что такие тяжкие времена», «сгалтельвить».
Считает, что «надо мной ставят эксперименты», «дустом отравляли не так давно, испытывали различные виды оружия». На вопрос почему вы так решили ответил: «было сто жертв и меня приговорили к смертной казни».
В данной статье понятие "параноидальная шизофрения" ограничивается обязательным присутствием сверхценной идеи (или - просто Идея с большой буквы) и системы интегрирования ее во все те поведенческие стереотипы, которые она так или иначе затрагивает. При этом все, что в окружающей реальности оказывается противоречащим такой Идее, блокируется негативным отношением к попиранию Идеи в восприятии - в силу ее предельно высокой значимости, которую не может превысить любая альтернативная идея.
Идея здесь - центральный образ системы взаимосвязанных мыслительных форм поведенческих автоматизмом [249] (мыслительный автоматизм всегда сопровождает звенья цепочек реагирования при их осознании [123] и позволяет пробовать видоизменять поведение без собственно активного поведения - с целью сопоставления возможных результатов и оценки желательности последствий - прогнозирование [33] для выработки новых вариантов поведения [29], [34]).
Примеры идей: "я - красивая и обаятельная", "я - крутой и чоткий", "Земля - круглая", "Бог", "Все люди - братья" и - любые другие основы представлений, которые развиваются из таких центров во всем, что затрагивается идеей. При этом в норме, в зависимости от условий, идея может принимать ту или иную до противоположности значимость, но подчас значимость идеи может оказаться настолько высокой, что уже не меняется ни от каких условий.
Изменение значимости происходит с помощью осознания в конкретных реальных условиях (раз произошло осознание, значит, условия изменились, стали новыми и потребовали переосмысления [126]). В новых условиях то, что в привычной ситуации было хорошо, может приводить к нежелательным последствием, и непосредственный опыт такого познания дает оценку: насколько последствия поведения в новых условиях оказались желательными, с последующем закреплением такой значимости: негативная заставит впредь избегать, быть неуверенным и осторожным, позитивная - даст уверенность следовать такому поведению.
Но если в силу каких-то обстоятельств за каким-то звеном поведенческого и(или) мыслительного автоматизма закрепилась очень высокая значимость оценки, то никакой опыт, приводящий к последствиям по значимости ниже данной, не может изменить оценку.
Если что-то кажется очень хорошим или очень плохим, то более мелкие неприятности или радости не изменят отношение.
Это - основной принцип поведенческой адаптивности, обеспечивающий приспособление старого поведения к новым условиям. Здесь очень много особенностей и деталей, которые показывались в статьях: Внимание, Субъективизация ощущений и личность, Состояния «хорошо» и «плохо», Ошибка, Воля, Идея-фикс, Целенаправленное поведение,Неудовлетворенность существующим и др.
Первоначально идея никак не выделяется среди других "обычных" мыслительных образов, но если какой-то из образов восприятия-действия оказывается осознаваемым в разных контекстах понимания (разных обстоятельствах и условиях), то он образует основу взаимосвязей между ними.
Например, понятие "красота" выделяется во множестве представлений, нарабатывается навык распознавать "это - красиво" и, чаще всего, основы таких представлений и навыков оказываются социально привнесенными как этические символы общения. Эта система взаимосвязи начинает поддерживаться самостоятельным распознаванием признаков обобщающей идеи в виде оторванного от конкретных условий его применения понятия или абстракции. Образуется независимый символьный распознаватель [127] понятия.
Очень редко осознаваемый навык формируется вне социальных отношений, оказывается самобытным (см. А не роботы ли мы?). В подавляющем большинстве случаев, даже у творческих людей, идеи во многом социально обусловлены. В редких случаях, у тех очень немногих, кто склонен к длинным и извилистым размышлениям без постоянного сопоставления с реальностью непосредственным опытом, философов, могут образовываться очень далекие от звеньев поведенческих автоматизмов звенья мыслительных автоматизмов, т.е. от непосредственного личного опыта протягиваются цепочки мыслительных автоматизмов, связанные не оценкой желательности реального результата, а лишь - с прогностической оценкой предполагаемой желательности, что приводит к практически неизбежному несоответствию реальному положению дел и провоцирует синдром метафизической (философической) интоксикации и, при критических разногласиях в соприкосновении с реальностью - к параноидальной шизофрении.
Из-за того, что практически все идеи - результат социализации, результат работы сознания, то все наследственные предрасположенности или органические особенности строения и патологии мозга не могут сами по себе являться причинами параноидальной шизофрении, но могут провоцировать, облегчать или затруднять ее развитие, т.е. являются условиями, в которых развивается система идей.
Идеи, получившие предельно высокую значимость, в силу вышепоказанного механизма сопоставлений значимости при сознательной оценке, становятся носителями этой значимости и во всех новых контекстах внедряют в старый стереотип эту непреодолимую значимость, провоцируя зависимые состояния с переходом в неосознаваемые стереотипы поведения. Они образуют непреодолимый барьер личных иллюзий, по силе способных приближаться к убедительности реального восприятия, порождая "галлюцинации".
Но, как можно научиться избегать любые иллюзии, в принципе, возможно скорректировать поведение при некоторых условиях личной допустимости этого, искренней желаемости этого. Сколько жизненных ситуаций было затронуто ассоциацией со сверхценной идеей, столько и корректировок необходимо будет провести, возвращая сознание к конкретным условиям и переосмысливая их.
Пример того, как человек способен сам справляться с любым видом субъективных иллюзий на основе научного метода, т.е. системы методик и принципов, позволяющих избегать и преодолевать иллюзии:
Джон Нэш, американский математик, у которого ещё в колледже проявлялись первые симптомы параноидной шизофрении. Несмотря на отказ от медикаментов, Нэш продолжал свои исследования. В 1994 году за свои ранние работы награждён Нобелевской Премией. История жизни Нэша легла в основу биографии и художественного фильма «Игры разума».
Нэш сумел избавиться от зависимости: он научился различать, где иллюзии, а где реальность и не придавать значения нереальному. Остаточные образы глюков могут сопровождать жизнь еще долго, главное, что они уже не путаются с реальностью, как множество тех иллюзий, что мы учитываем по жизни.
Наиболее общие принципы научной методологии и то, как с их помощью возможно отличать иллюзии восприятия от реальности: Научная методология против иллюзий восприятия.
Дополнительно:
Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность
Синдром метафизической (философической) интоксикации
Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||